В августе месяце я уже снимал этот храм . Тогда шла реконструкция, он был в лесах. Сейчас реконструкция завершена. Храм покрашен, заменены некоторые декоративные элементы. Единственно что мне жаль - дверку в технические помещения . Теперь вместо нее банальная металлическая дверь с глазком . Но это не портит общего впечатления от храма.
Давайте просто посмотрим фотки:


Вход в правый придел.


Колокольня.


Еще раз левый придел.


Вход в храм.


Церковная территория.


Мемориальная доска.

Второй раз попадаю в центральный зал храма. Росписи и иконостас хорошо сохранились (мне кажется, что они еще дореволюционные). Нет даже попыток заменить что-то на более современные детали. Церковь посещают люди из близлежащих домов, которых в округе не много. Поэтому все очень спокойно и свободно, даже по домашнему. Не даром, адрес храма: Рогожский поселок д.1.

Небольшая справка ():
Постр. в 1776 сначала как старообрядческая часовня поповщинческого согласия на месте деревянной часовни 1771, на средства московского купеческого общества поповщинческого старообрядчества, на Рогожском кладбище (осн. в 1771 во время эпидемиичумы). Рогожским назв. по находившейся здесь в XVII—XVIII вв. Рогожской Ямской слободе, обслуживавшей тракт на с. Рогожь (с 1781 — Богородск, после 1917 - Ногинск). Поповцы — течение в старообрядчестве, признающее священников и церковную иерархию. В 1854 храм осв. как единоверческий (новоблагословенный), в к-ром богослужение совершалось по старому, дониконовскому чину, но подчинялся в иерархическом отношении РПЦ. Перестр. в 1863—66 (арх. Н.В.Карнеев) на средства купца Н.М.Алясина. Пристр. шатровая четырехугольная колокольня, подняты своды храма, пристр. два придела. Главный иконостас — 1905.
Не закрывался. В 1930-е сев. придел заняла старообрядческая община беглопоповцев (течение среди поповцев, включавшее беглых священников, отошедших от РПЦ, в основном лиц, укрывавшихся от царских властей), отгородившая его глухой стеной. Главный храм и юж. придел иконы Божией Матери «Троеручица» до 1960-х числились единоверческими и административно подчинялись Московской Патриархии. С 1989 с уменьшением числа прихожан единоверческие службы в храме прекратились. К 1993 беглопоповцы, представлявшие небольшую группу старообрядцев, выехали в храм Покрова на Новокузнецкой ул.
Главный престол — свт. Николая Чудотворца, приделы — иконы Божией Матери «Троеручица» (юж.) и преп. Серафима Саровского (сев.). Святыни — в нижнем ряду иконостаса иконы Спасителя, Божией Матери «Одигитрия», свт. Николая Чудотворца, «Рождество Иоанна Предтечи» (XVI—XVII вв.), иконы Трех Святителей, свт. Николая Чудотворца и Божией Матери «Троеручица» в юж. приделе, блг. кн. Анны Кашинской с мощами, особо чтимая — Казанская икона Божией Матери. При храме — детская воскресная школа, библиотека.


Храм святителя Николая, архиепискова Мир Ликийских, Чудотворца, расположен в углу северной части Рогожского посёлка, перед входом на кладбище с одноимённым названием.

Никольский храм, увенчанный пятью куполами — жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает белоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы-сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти-лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре-чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору.

Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при-хожан, перешедших в единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со-гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча-совни 1771 года. На строительство было дано — по согла-сованию с правительством императора Николая I и Святей-шим Синодом — высочайшее благословение Московского митрополита святителя Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде-тельствует грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо-лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало».

Ещё в 1800 году московским митрополитом Плато-ном в России было утверждено единоверие. По определению первого единоверческого епископа сщмч. Симона (Шлеёва), «единоверие... есть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней по вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество» (Шлеёв С. Единоверие в своем внутреннем развитии. М., 2004. С. 7). В XIX - нач. XX в. единоверие считалось «условным единением» старообрядцев с православной Церковью в отличие от безусловного присоединения старообрядцев к православной Церкви, предполагавшего отказ от старого обряда. Старообряд-цам, перешедшим в единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици-ально называться Николо-единоверческим храмом на Ро-гожском кладбище города Москвы.

В те времена Рогожская единоверческая община на-ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению единоверия среди рогожских раскольников. Однако единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя.

Высочайше было разрешено обратить самую мень-шую и убогую Никольскую часовню в единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800—1864). В 1855 го-ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира.

В короткое время храм был настолько украшен тру-дами новообращённых, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали её в новом виде.

В последующие годы под руководством архитектора Н. В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь-но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло-кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися-чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ-ного объёма храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году — южный придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод-чества XVII в.

На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не-известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко-ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним.

Окончательное архитектурное завершение храм по-лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоминают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения ещё бо-лее раннего периода. Завершения основного объёма церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране-ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе-лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де-тали карниза, кокошников и убранства колокольни.

В советское время, несмотря на неоднократные по-пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по 1994 гг. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упразднённой. Как-то в 30-е годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве-ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со-бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана (Лещёва) (†1970 г.), нёсшая тогда почти все церковные послуша-ния, увидела через проём двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона-хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в её душе благую надежду на свою небесную помощь.

В 30-е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов.

В 60-е годы единоверцы, из-за малочисленности, пе-решли в правый придел во имя иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные — в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико-на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер-шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году - в храме Покрова Пре-святой Богородицы на Новокузнецкой улице г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви.

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой-дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма.

За притвором главный придел, где взору прихожани-на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико-ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен-ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан-на.

Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери в кивотах: «Иверская», «Казанская», «Всех скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: трёх святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер-ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи-теля Николая Мирликийского с житием.

С иконой святителя Николая связано одно весьма ин-тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона-стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по-сетил наследник Российского престола великий князь Ни-колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через митро-полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите-ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско-го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось её пере-несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме-стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди-не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право-славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок-рый Никола, Никола Звенигородский и т. д. В нашем прихо-де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, её называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т. е. всегда действующий, поскольку церковное сознание имеет веру в то, что Господь через угодника своего Николая чудеса творил, тво-рит и будет творить до скончания века. Неизвестный бла-гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду-щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нём. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомне-вается.

Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико-лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви-тельное событие.

В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние-носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис-пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико-ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат-риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку-сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан.

К числу особо чтимых святынь храма ещё следует отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших-ся перед Господом.

В 2013-2014 гг. произведена комплексная реставрация храма. В апреле 2014 г. был освящён главный - Никольский - придел. Приделы в честь Богородицы - Покровский и "Троеручица" - ещё ждут своего освещения.

Приход храма святителя Николая Мирликийского — это небольшая православная семья. Каждый входящий в храм делается настоящим или возможным его прихожани-ном. А это значит, что он оказывается под благодатным по-кровом Пресвятой Богородицы и молитвенной защитой свя-тителя Николая. Тишина, благоговейные службы, сама об-становка храма: иконы, лампады перед ними, подсвечники и многое другое — способны сотворить чудо и настроить человека на то, чтобы самому стать чистым храмом, стать «домашней церковью» как говорил преподобный Нил Си-найский (Добротолюбие. М., 1884, II. С. 293).

Храм святителя Николая на Рогожском кладбище - старинная московская церковь с непростой историей, долгое время бывшая единственным православным храмом в окружении множества старообрядческих часовен и молелен.

Храму предшествовала деревянная часовня , построенная в 1771 году старообрядческой общиной. Основной функцией часовни было отпевание покойников. Современное каменное здание начало строиться в начале XIX века единоверцами - старообрядцами, перешедшими в православие с сохранением прежнего обряда. Благословение на строительство было дано святителем . Написанная им грамота до сих пор хранится в главном алтаре храма.

В 1863-1866 годах облик храма был существенно изменен и дополнен пышным декором в русском стиле.

Несмотря ни на какие сложности, храм не закрывался в советский период. В 1923 году один из приделов был отдан старообрядцам. От остального пространства храма он был отделен глухой стеной. С 1960-х годов оставшуюся часть храма делили единоверцы с новообрядцами: по новому обряду шла служба в основном алтаре, по старому - в приделе . К 1994 году старообрядцы и единоверцы получили отдельные храмы, и церковь Николая Чудотворца стала полностью принадлежать православным.

В храме хранится множество старинных и почитаемых икон. Среди них особенно интересна икона святителя Николая, которая была прислана царем Николаем Ι через митрополита Филарета.

Интересные факты о Храме святителя Николая на Рогожском кладбище

  • До 1934 года перед храмом находился пруд, из которого вытекала речка Мая
  • К западу от Никольского храма находится дом московского старообрядческого архиепископа, соединенный с церковью крытым переходом
  • По преданию, в храме неоднократно происходили чудеса. В 1946 году рабочие решили спилить часть Феодоровской иконы Божией Матери, чтобы поместить ее в новый киот, но во время работы из-под пилы вырвался огонь. Работы пришлось остановить, а икону склеить заново. В 30-е годы трудившейся при храме монахине Севастиане (Лещевой) явился сам Николай Угодник

Духовным центром слободы было Рогожское старообрядческое кладбище, называвшееся в старину Рогожский богадельный дом - крупнейший и богатейший центр старообрядчества.
Образованию Рогожского кладбища способствовала эпидемия моровой язвы (чумы) 1771 года.
По распоряжению императрицы Екатерины II в целях предотвращения эпидемии все кладбища в черте города были закрыты, в том числе два старообрядческих - у Серпуховской и Тверской застав.
Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Григорьевич Орлов
разрешил старообрядцам хоронить умерших во время моровой язвы в поле за Рогожской заставой направо от Владимирского тракта (современное название - шоссе Энтузиастов) на земле, ранее
принадлежавшей крестьянам деревни Новоандроновка.


Учитывая большой вклад старообрядцев в борьбе с опустошительной эпидемией, Екатерина II разрешила им строительство вблизи кладбища двух своих храмов летнего и зимнего.
Рядом с храмами со временем были возведены богадельни, дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, большая лечебница имени С. И. Морозова, Рогожское училище, сиротский дом, пять женских монастырей и даже приют для душевнобольных женщин.

Как законченный архитектурный ансамбль Рогожская слобода окончательно сложилась к 1860-1880. Планировочной осью ансамбля подчеркивают три храма, расположенные на одной прямой.

Бульвар, идущий от южных ворот через храмы к некрополю, отделяет зону жилых зданий от церквей. С алтарной части храмов - проточный пруд с родниковой водой.

В конце XIX века на бульваре перед Никольской церковью стояла деревянная колокольня. В начале XX века напротив Святых ворот на территории кладбища возведена новая каменная колокольня и большая лечебница имени С.И.Морозова.

Храмы Рогожского кладбища.
Покровский собор старообрядческой Рогожской общины
(Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы)

Большинство старообрядческих храмов на Руси называли во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, так как традиционно считалось, что покровительство Богородицы позволяет старообрядческой
Церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Покровский собор - главный кафедральный храм Рогожской старообрядческой общины.

Сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм.
Первоначально старообрядцы стали возводить огромный храм,превышающий своими размерами Успенский собор Кремля, но о таком гордом намерении главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II, а так же свой петербургский митрополит Гавриил учинил.

После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.

Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех,кто с ними боролся.
Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон
XIII-XVII вв. И сегодня здесь можно увидеть редкие иконы, например, икону с изображением Оглавного Спасителя XIV века.
В XIX веке в большие праздники этот огромный храм едва вмещал богомольцев, съезжавшихся со всех концов Москвы. «Перед древними иконами в драгоценных ризах, блистающих золотом и камениями, зажигались пудовые свечи, служба шла чинно со всем соблюдением устава, на клиросе пел по-старинному хороший хор певчих».

Храм внутри действительно очень красив и строг. Иконы потрясающие - старые, намоленные.
Нет таких как теперь пишут, как палехские картинки.

При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.
В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. Но всё равно принимали. Мест приема было много, хоть и подверглись разорению Иргиз и Керженец.

7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати.
Храмы превратились в простые часовни, а построенный к этому времени храм Рождества был обращен в единоверческий. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр.
Сюда переносили святыни из закрывшихся московских старообрядческих храмов, сюда же переходили певцы из закрытых старообрядческих церквей, в которых существовали сильные певческие школы (Каринкинской, Апухтинской, Замоскворецкой).
Службы велись здесь и во время войны.
Сейчас здесь богослужения проходят ежедневно. В Покровском соборе проходят все важнейшие в старообрядческом мире России события.
Так, в 2005 году здесь отмечалось 100-летие со дня распечатывания алтарей.

Сегодня распечатывание алтарей торжественно отмечается ежегодно в день Жен Мироносиц, в этот день здесь проходит особо торжественное богослужение, на которое съезжаются священство и миряне из разных уголков России.
Также традиционно проходит вечер духовных песнопений.

Церковь-колокольня Воскресения Христова.
С 1947 года - церковь-колокольня Успения Божией Матери.

Рядом с Покровским храмом возвышается храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми.
Колокольня возведена в 1907-1912 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища архитектором Фёдором Фёдоровичем Горностаевым.
Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре
1909 года на куполе колокольни был установлен крест.

В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм.
Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков.
В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.
Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми.
Колокольня имеет высоту около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Иван Великий в Кремле, и представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц.

Фасад колокольни украшен рельефными изображениями птицы-неясыть - пеликан. Один из древних символов Христа.

В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь воскресения Христова была закрыта.
Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола сняты и отправлены на переплавку. Самый большой колокол отдали во МХАТ.
Здание колокольни использовалось под склад.
После грозы в 1938 года с него свалился огромный крест. В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни. Но само сооружение устояло, и в 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии.
Вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.

В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе.
Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг.).
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари.

Храм Рождества Христова Рогожской общины.
Зимний (тёплый) храм во имя Рождества Христова.

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном - ярым противником старообрядчества.

Храм имел калориферное отопление и использовался для богослужений с Покрова (14 октября) по Великую Субботу следующего года, в остальное время службы велись в неотапливаемом Покровском соборе. Внутри храма было обустроено два самостоятельных предела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила.

Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.

С первой половины XIX века здесь помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания.
В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов.
В 1929 году храм Рождества был закрыт.
В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны,настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.

25 августа 2008 г. в попразднество Преображения Господня на храме Рождества Христова Рогожской слободы был восстановлен каркас купола, отсутствовавшего на этой церкви более 70 лет.
2 декабря 2008 года состоялась торжественная церемония установки креста на куполе храма.
Вместе с установленным крестом высота храма составила 47 метров.
24 декабря 2008 года храм полностью освобожден от строительных лесов.

Напротив храма Рождества Христова находятся два двухэтажных здания середины XIX века.
В одном из них до революции размещались монашеские кельи, другой служил домом священника.

При входе в комплекс нас встречает двухэтажная богадельня Балашёвых с гостиницей для паломников. Она и сейчас как гостиница для паломников используется.

За церковью Покрова находится церковь Николая Чудотворца, выстроенная в 1776 году на месте первоначальной деревянной часовни. Имеет приделы - Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. Никольский храм в 1854 году был передан единоверцам. Если пройти через крытый проход, соединяющий церковь Николая Чудотворца и бывшие кельи, можно попасть на старообрядческое Рогожское кладбище.



Ещё в 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне.Церковь построена в 1776 году и первоначально принадлежала Рогожской староверческой общине. Храм во имя Николая Чудотворца, сооруженный на средства московских купцов-старообрядцев. После того, как в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие, в 1854 году храм был передан единоверцам и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. Церковь была перестроена в русском стиле на средства купца Н. М. Алясина в 1866 г. по проекту архитектора Н. В. Карнеева. Заново была сооружена трехъярусная коло­кольня с шатровым завершением, на которую были подняты колокола общим весом 660 пудов, главный из них весил 360 пудов. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери "Троеручицы". В советское время храм не закрывался. С 1923 по 1993 гг. Покровский придел был передан старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Главный храм и южный придел до 1960-х гг. числился единоверческим. В 1988 году единоверцам для совершения служб был предоставлен храм Михайловской слободы Московской области. Беглопоповцы в 1993 году выехали в церковь Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улице. Тогда же Храм Святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище был полностью передан Русской Православной Церкви. Начиная с 1970-х годов, церковь неоднократно реставрировалась как внутри, так и снаружи. В настоящее время храм имеет главный престол свт. Николая, приделы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского. При храме действует воскресная школа и библиотека. С запада от Никольского храма находится соединённый с ним крытым переходом дом московского старообрядческого архиепископа.

Храм святителя Николая Мирликийского расположен в углу северной части Рогожского поселка, перед входом на кладбище с одноименным названием. Никольский храм, увенчанный пятью куполами, - жемчужина церковного зодчества XIX в. Он напоминает бе­лоснежный корабль, словно плывущий между двумя невы­сокими холмами. Когда-то, до 1934 года, перед ним рассти­лался прекрасный пруд, из которого вытекала быстрая ре­чушка Мая. Из-за многочисленных подземных ключей вода в них была очень холодной даже в летнее время. Старожилы вспоминают, что редко кто осмеливался купаться и в самую жаркую пору. Храм начали строить в XIX в. на пожертвования при­хожан, перешедших в Единоверие из старообрядческой Бело-Криницкой (Австрийской) общины поповщинского со­гласия, на месте небольшой убогой старообрядческой ча­совни 1771 года. На строительство было дано, - по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом, - высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало». Еще в 1800 году московским митрополитом Плато­ном в России было утверждено Единоверие. Старообряд­цам, перешедшим в Единоверие, разрешалось совершать богослужения по старым обрядам, но только священниками Русской Православной Церкви. Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению Единоверия среди рогожских раскольников. Однако Единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя. Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в Единоверческий храм. Видную роль в этом сыграл первый староста храма Владимир Андреевич Сапелкин (1800-1864 г.г.). В 1855 го­ду им же был устроен придел святого равноапостольного великого князя Владимира. В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращенных, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали ее в новом виде. В последующие годы под руководством архитектора Н.В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объема храма. Вместо Владимирского придела в 1872 году устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, - южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII в. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко­ла, но по силе звучания они далеко уступают прежним. Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX в. Заметим, что архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX в. русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоми­нают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников - сооружения еще бо­лее раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране­ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе­лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де­тали карниза, кокошников и убранства колокольни. В советское время, несмотря на неоднократные по­пытки закрыть храм, он не закрывался. С 1923 по1994 г.г. Покровский придел был передан светскими властями старообрядцам-беглопоповцам и отделен от основного придела стеной, сейчас упраздненной. Как-то в 30- годы прошлого века из-за временного отсутствия отца настоятеля враги ве­ры решили повесить замок на храм. В ночь перед этим со­бытием весьма почитаемая монахиня Севастиана Лещева (1970 г.), несущая тогда почти все церковные послуша­ния, увидела через проем двери светлообразного старца, очень похожего на иконописное изображение Угодника Божия святителя Николая. Старец ласково посмотрел на мона­хиню, благословил крестным знамением и стал невидим, оставив в ее душе благую надежду на свою небесную помощь. В 30е годы прошлого века в храм стали приходить православные верующие из соседних храмов. В 1960 годы единоверцы, из-за малочисленности, пе­решли в правый придел во имя Иконы Божией Матери «Троеручицы», а православные - в главный Никольский придел. Тогда же в главный придел и была перенесена ико­на Божией Матери «Троеручица». После того, как в 1988 году единоверцам была предоставлена возможность совер­шать службы в храме Михайловской слободы Московской области, а беглопоповцам в 1993 году в храме Покрова Пре­святой Богородицы на Новокузнецкой улицы г. Москвы, храм был полностью передан Русской Православной Церкви. Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа - вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера - святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом. Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному - Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, тво­рит, и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет - скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно - в этом никто из прихожан не сомне­вается. Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие. Из уст старых прихожан я не раз слышал следующее. В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии. На следующий день об этом сообщили в Московскую Пат­риархию. Но так как времена тогда были не простые для Церкви, то Святейший Патриарх Алексий I предложил не предавать широкой огласке это событие. Оторвавшийся ку­сок приклеили к иконе, но след от него в виде шва виден до сих пор. А это необыкновенное чудо навсегда запечатлелось в памяти прихожан. Проходят годы... Все меньше и меньше остается сви­детелей того удивительного события. Посему я, по совету покойного многоуважаемого ктитора храма Павла Ивановича Булычева (2000 г.) и решился письменно сохранить от забвения такое дивное напоминание о Себе Самой Божией Матери. Пять лет тому назад, в 2002 году, на церковные средства эту икону отреставрировали, и прихожане увидели родное, первоначальное изображение Пречистого Лика. К числу особо чтимых святынь храма следует еще отнести шестнадцать частиц мощей святых, прославивших­ся перед Господом. Они выносятся из главного алтаря на поклонение по субботним и праздничным дням. Уже в наше время, с 1970 годов храм неоднократно реставрировался как внутри, так и снаружи. Реставрацион­ные работы идут постоянно. В настоящее время реставриру­ется северный Покровский придел. Работы подходят к кон­цу. С помощью одной боголюбивой семьи сооружен пре­красный, под старину, дубовый иконостас и написаны усер­дием прихожан несколько новых икон. http://uv-vikariatstvo.ru/index.php/hramy/khram-mirlikiyskogo