Есть миллионы глаз, ртов, носов, ушей, подбородков в целом мире и каждый со своими особенностями. Однако, чтобы корчить рожи в мультяшном стиле, вам просто нужно понять основы. В данном уроке мы научимся создавать эмоции на лицах мультяшных героев всего в несколько шагов.

Поведение человеческого лица

Точно так же, как и тон голоса, выражение лица поддается легкому и быстрому изменению. Различные выражения являются не только результатом сокращения мышц, а и одновременным действием одних и расслаблением противоположных мышц. Например, при смехе и улыбке задействованы одни и те же мышцы, только с разной интенсивностью.

Если вас попросят описать, какие чувства изображены ниже, что вы скажете?

Наверняка вы скажете, что мальчик думает о чем-то . На самом деле нет. Этот образ выражает полное отсутствие экспрессии, поскольку ни одна из лицевых мышц не напряжены.

На самом деле это выражение лица люди используют 80% в день. Когда человек один, то именно такое выражение находится на его лице, когда же человек в компании, слушает или разговаривает, обычно его лицо выражает различные эмоции.

Первичные эмоции

Первичные эмоции — это те эмоции, которые возникают на первичные стимулы и люди не имеют достаточного контроля над ними и их происхождением.

Эти базовые эмоции выражаются на нашем лице независимо от культуры, расы или возраста. Ниже представлены основные из них:

  • Счастье (1): Уголки губ приподняты вверх — брови приподняты вверх — широко открыты глаза;
  • Злость (2): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — широко открыты глаза;
  • Испуг (3): Уголки губ (иногда и вся линия губ) беспорядочно опущены вниз — приподнятые брови неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Печаль (4): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа приподняты вверх — глаза с опущенными веками.

Таковы основные выражения лица и мы используем их наиболее часто в течение жизни. Для мультфильма в основном необходимо развивать другие выражения, исходя из основных.

Есть еще два выражения, которые дополняют группу основных:

  • Удивление (5): Маленький и полуоткрытый рот — брови приподняты выше неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Ерунда! (6): Уголки губ беспорядочно опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — глаза закрыты.

«Зачем было отделять эти две эмоции от первой группы?»

Просто: эти выражения являются вариациями выражений первой группы.

Теперь, возможно у вас возникнет вопрос, почему так мало основных форм выражения эмоций? Все очень просто: есть основные цвета, которые можно смешивать, чтобы получить другие, точно также есть и первичные эмоции, которые могут быть смешаны для создания других вторичных выражений! Просто взгляните:

Обратите внимание, что для создания сонного выражения мы взяли брови от выражения счастья и смешали с почти закрытыми глазами грусти. Круто, не так ли?

Семья эмоции

Веселье не заканчивается! Семья эмоций складывается из тех эмоций, для построения которых необходимо изменить только один компонент в предыдущей.

Отметьте, что только рот был изменен на рисунке. Мы можем выразить два разных чувства, отталкиваясь от базового («ерунда!» — «что-то неприятно пахнет»).

Вот еще один пример («удивление» — «опасение»):

Здесь тоже был изменен только рот.

На этот раз мы используем рот и глаза, чтобы получить другой вариант той же первичной эмоции («удивление» — «сконфуженность»).

Мы можем извлечь третью эмоцию со вторичной:

Фантастически, не так ли? Вполне возможно, что вы получите десятки или даже сотни возможных эмоциональных лиц для вашего дизайна, применяя эти методы!

Физическая сторона эмоций

Первичные эмоции и физическое состояния понятия очень близкие. Одна форма эмоции может означать другую.

Обратите внимание, что физическая эмоции вытекает из первичной. Усталость происходит от грусти.

Мы можем усилить эмоцию, просто добавив дополнительный элемент — капли пота («жарко»):

Давайте посмотрим еще один пример физической реакции. На этот раз наш характер подвергается разряду электрического тока! Если коротко: полностью потерян контроль над реакцией!

Мы преувеличили выражение рта, чтобы получить желаемый результат.

Обратите внимание, что первичные эмоции являются доминирующими. Шок, даже будучи неуправляемым, это вариант страха.

Интенсивность и дополнительные элементы

В зависимости от интенсивности выражения эмоции мы можем создавать очень интересные результаты:

Кроме интенсивности мы можем вставлять в изображение дополнительные элементы для повышения эмоции. В первом изображении добавим несколько капель пота, что подчеркивает страх. Во втором случае мы добавляем язык.

Возвращаемся к страху. Давайте настроим изображение, чтобы исследовать более интенсивное чувство паники!

Увеличиваем глаза персонажа и закрываем его лицо.

Изменения угла

Для достижения более сильного воздействия можно изменить угол обзора сцены.

Обратите внимание, что при размещении угла сцены сверху вниз, создается впечатление неполноценности для нашего характера. В противоположность этому, при позиционировании камеры снизу вверх, мы делаем наш характер более угрожающим! Выдающийся подбородок и насмешка помогают создать идеальную атмосферу для выражения угрозы!

В мультяшном стиле в угрожающих персонажей, как правило, большие подбородки, у слабых персонажей большие глаза, но меньшие челюсти, а рот всегда очень близко к подбородку.

Попробуйте применить эти методы в своих проектах, и вы увидите!

Игра с общественными стереотипами и контекст

Для придания большей стереотипности нашим характерам, мы можем добавить некоторые элементы, которые укрепляют контекст сцены.

Обратите внимание, у пьяного грязные волосы, небритый вид, тяжелые веки и торчит один зуб изо рта. У больного большой нос и значительный возраст, глаза закрыты и видна слюна при кашле.

Вот еще один пример. Картина ниже может быть применена в нескольких контекстах. Человек сверху изображает боль, человек внизу — в ярости.

Давайте изменим картину. Добавим слезы двум персонажам и ткань в руку одного из них и они плачут.

Лицевые сигналы

Люди используют выражение лица, чтобы передать определенные сигналы другим людям.

Ниже наглядный пример обмена сигналами. Сердцеед направляет взгляд на девушку. Она влюбилась в него?

Посмотрим на другой пример. Распространенная сцена с мультфильма: милая девушка, которая всегда получает то, что она хочет.

Давайте изменим контекст. Мы изменили только направление глаз. Эта деталь сделала девочку более застенчивой.

Заключение

Если у вас есть затруднения в выражении чувств и эмоций ваших персонажей, то лучшим способом для достижения результатов будет тренироваться в восприятии эмоции других людей.

Надеемся, что вы мотивированы для изучения выражения различных эмоций. И помните, что для карикатур нужно преувеличивать выражения и понимать основы мгновенного их формирования.

Перевод — Дежурка.

Марина Давыдова
Занятие по рисованию «Изображение человеческих эмоций» (для детей среднего дошкольного возраста)

Программное содержание

Учить изображать эмоции человека в различных ситуациях (разбил чашку, купили куклу)

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Материал

Карточки по количеству детей с изображением лица (без бровей и губ) ;

Бумага альбомного формата для рисунков воспитателя;

Цветные карандаши, фломастеры

Карточки - схемы эмоций

Словарная работа :

Ввести в словарь детей – штрихи ; закрепить в словаре – контур, линия, портрет.

Предшествующая работа :

Рассматривание иллюстраций (выражение лиц персонажей) ;

Ход занятия

Воспитатель. Хотите посмотреть, как я рисую? (Дети садятся за столы, поставленные полукругом)

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жила-была одна воспитательница детского сада. А была она вот такая. Рисую лицо со спокойным выражением.

Вот проснулась она однажды утром, а за окном дождь, грязь, ветер! Так грустно. А когда человек грустит , покажите какое у него лицо? Брови уголочком вверх, уголки губ вниз опущены. Вот так (рисую) .

Пошла она умываться, а воды в кране нет! Ух, и рассердилась же воспитательница! А когда человек сердится , покажите какое у него лицо? Брови уголочком вниз, губы ниточкой, морщинки на переносице. Вот так (рисую) .

Стала воспитательница на работу собираться. Пока одевалась, обувалась, на улицу выходила, погода изменилась. Солнышко сияет, лужи блестят, птички поют! Удивилась она. Только что дождь шел, а уже солнце! А когда человек удивляется , покажите какое у него лицо? Брови «на лоб полезли» , на лбу морщинки, рот приоткрылся. Вот так (рисую) .

Пришла воспитательница в детский сад, а там детишки играют, веселятся, «Здравствуйте!» ей кричат. Обрадовалась она своим ребятишкам. А когда человек радуется , покажите какое у него лицо? «Рот до ушей» ! Вот так (рисую) .

Вот такая история о том, как человек сначала загрустил (покажите мне карточку с грустным лицом, потом разозлился (покажите мне карточку с сердитым лицом, потом удивился (покажите мне карточку с удивленным лицом, а потом обрадовался (покажите мне карточку с радостным лицом) .

Физкультминутка

Мы увидели слона – удивились! широко развести руки, открыть рот

Он конфету нашу съел – вот мы рассердились! нахмуриться, потопать ногами

Слон прощенья попросил, нас бананом угостил! Как мы рады! Улыбнуться, попрыгать

А теперь попробуйте вы нарисовать свой портрет .

Аня, представь, что мама купила тебе красивое платье. Ты обрадовалась? Вот и нарисуй себе радостное лицо. (И так каждому ребенку предлагается нарисовать свой портрет в определенной ситуации : разбил чашку, поссорился с другом, увидел что-то необычное)

Дети на карточках с готовым изображением лица дорисовывают губы , брови в соответствии с эмоцией . Воспитатель при необходимости помогает.

Далее детям предлагается игра «Удивись, рассердись, погрусти, развеселись!» . Четырем детям раздать карточки-схемы человеческих эмоций (удивление, грусть, злость, радость) . Еще четверо изображают на лице соответствующие эмоции . Дети со схемами находят свою пару.

Пример? Пожалуйста.

Брюс Уиллис — взгляд искоса, асимметричная усмешка. Мерлин Монро — поднятый подбородок, прищуренные глаза, приоткрытый рот. Попробуйте мысленно представить что лица этих людей примут выражения друг друга, они покажутся странными и совсем не знакомыми.

Мимика действительно выражает характер человека. Есть немало книг о том, как разные эмоции воздействуют на мимические мышцы. Например, «Язык телодвижений» Аллана и Барбары Пиз или Пола Экмана, — это первое, что приходит в голову (не считая анатомии для художников, конечно). Если вы хотите рисовать эмоциональные портреты, информация о работе мышц лица будет совсем не лишней.

А тем, кто хотел бы попробовать свои силы в изображении эмоций уже сейчас, я бы посоветовала начать с набросков и быстрых зарисовок. И для начала я предлагаю вам посмотреть один урок на эту тему:

Урок подготовила художник Оленчинкова Татьяна.

Эмоции привлекают внимание, с этим трудно не согласиться!

Вот вам для вдохновения еще несколько примеров изображения эмоций в картинах великих мастеров:

Репин, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Рибера, «Бражник»

Как правило, все мультяшные персонажи создаются на основе реальных людей.

Все рисованные головы, не взирая на стиль исполнения, создаются на основе реальных. Для того, чтобы превратить настоящую голову в мультяшную, нужно сделать две вещи: (1) Забыть о детализации и (2) преувеличить самые значимые элементы . Это позволит вам чётче и яснее выразить чувства персонажа и отобразить его характер. Чтобы вы поняли, что мы имеем в виду, мы ниже разместили рисунки трёх людей в исполнении четырёх художников. Их рисунки различны по типу передачи: от реалистичного до очень стилизованного. Заметьте, что при передаче внешности человека каждый художник создал уникальный непохожий образ.


В первой колонке находятся более реалистичные головы, которые по исполнению ближе всего к оригиналу. Но при этом много деталей упущено.
(вторая колонка ) Голова может выйти более мультяшной, если упростить некоторые детали, в частности глаза и волосы.
(третья колонка ) Если внешность персонажа ещё больше преувеличить и упростить форму головы, то он станет ещё больше похож на героя мультфильмов.
(четвёртая колонка ) Даже несмотря на чрезмерное преувеличение и стилизацию, головы в этой колонке схожи с теми, что находятся в первой колонке.


Практикуйте рисование разных типов голов .

Не стоит довольствоваться умением рисовать лишь парочку разновидностей голов. Продолжайте изучать новые, рисуя как с примеров, так и по памяти. На земле более 2-х миллиардов потенциальных примеров, так что вряд ли вам придётся жаловаться на отсутствие новых образов. Помните, что опыт рождается в практике.

Тест на исполнение 25 основных эмоций.


Это упражнение научит вас одинаково рисовать одних и тех же персонажей, придавая им различные выражения, и чётко изображать конкретную эмоцию. Лучший способ рисовать персонажа похожим на самого себя - это.