Соблюдайте режим дня. Спите достаточное количество времени, вовремя питайтесь и отдыхайте. Причинами вашей невнимательности могут быть обычная усталость, недосып, голод, физический дискомфорт.

Согласитесь, сложно сосредотачиваться после бессонной ночи или в период болезни.

Следите за своим эмоциональным состоянием. Наверняка вы сами замечали, что когда вас сильно что-то беспокоит, практически невозможно полностью погрузиться в какую-то работу и сосредоточиться на важных вещах. В то же время, если ваши нервы будут в порядке, а серьезные проблемы не будут занимать все сознание, вы успешно сможете стать более собранным человеком и сконцентрироваться на работе.

Порой несобранность в каком-то деле говорит о том, что вам неинтересны действия, которые вы выполняете. В этом случае у вас есть два выхода: переоценить необходимость данной работы или найти в том, что вы делаете, что-то интересное. Иногда стоит лишь немного углубиться в изучаемый предмет, и он станет понятнее и увлекательнее. Тогда вам станет проще собраться, чтобы внимательно работать над объектом дальше.

Развитие внимательности

Приучайте себя запоминать детали. Есть несколько интересных тестов и заданий для этой цели. Ищите между двумя картинками, проходите компьютерные квесты. Посмотрите на свой рабочий стол в течение нескольких секунд, потом закройте глаза и попытайтесь представить картинку, на которую вы только что смотрели. Потом откройте глаза и сравните, удалось ли вам воссоздать в памяти все детали, или очень многое ускользнуло от вашего внимания.

Учитесь концентрироваться. В этом вам поможет медитация. Позаботьтесь о том, чтобы вам никто и ничего не помешало, и расположитесь поудобнее. Смотрите в одну точку или на какой-то предмет - свечу, цветок - и не позволяйте своим мыслям разбредаться. Несмотря на примитивность задания, выполнить его бывает очень нелегко. Может быть, вы удивитесь тому, как сложно бывает взять свое сознание под контроль и полностью сосредоточиться на чем-то одном.

Постепенно вам нужно увеличивать время, в течение которого вам удавалось это упражнение.

Тренируйтесь в поиске нужной информации. Напишите на листе бумаги вразброс числа от одного до ста, а потом ищите их сначала в прямой, затем в обратной последовательности. Или возьмите книгу и на нескольких страницах ищите определенную букву, считая, сколько раз она напечатана. Это упражнение поможет вам развить внимательность и научиться сосредотачиваться на определенных моментах.

Успех в делах, если вы к нему стремитесь, приходит только к человеку, который умеет организовать свою работу эффективно и правильно. Этого нельзя достичь без собранности, аккуратности и пунктуальности. Эти качества должны прививаться человеку в детстве, но и в зрелом возрасте можно перестроить себя, если очень захотеть.

Инструкция

Заведите солидный толстый ежедневник, ведь даже его вид должен говорить о серьезности вашей задачи. Настройтесь все всегда доводить до конца, поэтому вас не должны устраивать полумеры в виде обрывков бумажек с корявой записью планов на сегодня. Как только вы узнаете о готовящемся событии или встрече, тут же берите свой «гроссбух» и аккуратным разборчивым почерком делайте подробную запись.

Не сокращайте написанное, по прошествии времени будет трудно понять, что же зашифровано в послании. Отмечайте место и время, оставляйте несколько пустых строк, чтобы в будущем вы смогли внести правки в запись. Таким образом, вся информация о ваших сиюминутных и долговременных планах будет собрана в одном месте в пределах доступа.

Привыкайте каждый вечер просматривать ежедневник, чтобы знать, что вас ждет завтра и иметь возможность подготовиться к событию. Если для этого нужно больше времени, обязательно делайте соответствующую запись на день, намеченный для начала подготовки.

Собранность – это владение и умение управлять оперативной информацией, связями, знаниями, интеллектом, подручными средствами, речью и еще многими нужными вещами. Но самое главное – это владение информацией, которой вы с успехом распоряжаетесь, имея свой волшебный ежедневник и свои блестящие знания.

Поработайте над своими нервами и общим психическим состоянием. Ведь, если вы не умеете применить свои знания в жизни, использовать их в своих целях, значит, собранности и концентрации вам не хватает. Учитесь справляться с эмоциями, которые мешают сосредоточенности.

Не отвлекайтесь от работы на мелочи, мешающие заниматься делом. Отключите телевизор, радио, телефон. Человек несобранный часто отвлекается на интересную передачу, знакомую мелодию. Проходит несколько минут - и он уже не в состоянии сосредоточиться на работе, он идет заваривать чай, начинает делать что-то другое, в конечном счете никакого результата нет.

Внимание - это умение концентрировать, сосредотачивать свои мысли на каком-либо одном объекте. Оно дает нам возможность ясно мыслить, принимать правильные решения, контролировать и осознавать то, что с нами происходит. Напряженное, собранное внимание всегда требует от нас некоторых усилий. Если мы нервничаем, переживаем и беспокоимся, очень сложно заставить себя сконцентрироваться. Нам бывает гораздо легче сосредоточиться, если мозг находится в спокойном эмоциональном состоянии и ничем посторонним не занят.
Внимание можно рассматривать как связующее звено между способностью сознания воспринимать информацию и способностью подсознания ее обрабатывать. Говоря проще, параллельную передачу потока мысли необходимо преобразовать в последовательную. Эта способность определяется возможностью мозга выделять требуемые факты из потока информации, анализировать и готовить подсознание к принятию решения. Невозможно назвать ни одной сферы человеческой деятельности, где не требуется такие качества, как внимание и аккуратность. Однако, несмотря на то, что эти качества необходимы каждому из нас, способность головного мозга распознавать образы и выделять главное в определенный момент времени мало изучена.

Наше внимание имеет склонность переключаться с одного объекта на другой. Попробуйте удержать его на чем-либо в течение двух минут, и вы увидите, что это не так-то просто.

Бывают ситуации, когда вам просто необходимо сосредоточиться, но вы не в состоянии этого сделать, так как предмет, требующий вашего внимания, невыразимо скучен. Вы зеваете, вас клонит в сон, хочется заняться более увлекательным делом.

Вместо того, что бы переключиться на что-то другое и прервать свое скучное занятие, попробуйте найти в нем нечто интересное. Посмотрите на происходящее с другой точки зрения. Если вы преподаватель и читаете какой-нибудь очередной студенческий бред (а вам хочется погулять с собакой или посмотреть детектив), представьте, что вы инопланетянин и изучаете по данной рукописи положение дел на земле. А может, вы - молодая, привлекательная девушка и к вам привязался ужасно занудный молодой человек, которого вы вынуждены слушать, так как он сын вашего начальника? Тогда попробуйте повернуть разговор в другую, интересную для вас сторону. Начните задавать ему вопросы, вызывающие на откровенность - что он любит, что ненавидит, чем увлекается, какова его цель в жизни. Возможно, он окажется не таким уж занудой...

Научитесь находить что-то интересное, любопытное, незнакомое во всем - и вы во многом решите проблемы, связанные с концентрацией внимания.

Чтобы как следует сосредоточиться, необходимо «выкинуть» весь тот мусор, которым заполнено ваше сознание, иначе посторонние мысли не дадут вам покоя. Для начала попытайтесь выяснить, чем же забита ваша голова? Составьте список того, о чем вы постоянно думаете:

Планы на будущее («В следующем месяце обязательно надо поехать на море, а то лето закончится, а я так в городе и просижу!»); сиюминутные проблемы («Надо сегодня убраться, потом времени не будет.... И на рынок бы съездить не мешало. Книжку успеть дочитать, завтра уже возвращать».); нереализованные желания («Опять я на учебу не поступил, теперь до следующего года ждать... Список можете продолжить сами. Теперь подумайте, что из всего перечня вам действительно необходимо? Без чего нельзя обойтись? Только будьте честны сами с собой. Не убеждайте себя, что не жить вам без новых джинсов или поездки на море.

Постепенно список сократится до минимума. Теперь вы действительно можете сосредоточиться на главном. Наводите порядок в своей голове не реже чем раз в две недели. Ведь «чистите» же вы периодически свой компьютер? Иначе на вашем винчестере просто не останется места. То же самое происходит и с нашим сознанием. Если оно перегружено лишними мыслями, проблемами, информацией, то оно просто не способно воспринять ничего нового и тем более - сконцентрироваться на чем-то.

А сейчас предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут научиться собирать и удерживать внимание.

Задание 1

Цель: определить, насколько вы внимательны.

Инструкции по выполнению: ответьте на вопросы: какого цвета глаза, брови и ресницы у вашего мужа (жены)? Подробно опишите форму лица, носа, разрез глаз.

Один мои товарищ как-то рассказал, что он случайно узнал: его жена брюнетка, а не блондинка, как он думал все семь лет совместной жизни. А другой только через 12 лет заметил, что супруга ниже его ростом на 18 см, а не 10, как он думал раньше, когда она ходила на каблуках.

Поразительно, но рассеянность нами воспринимается как естественное состояние. В народе говорят, что это «русский менталитет». Как-то раз у нас дома мы смотрели комедию «Бриллиантовая рука» вместе с немецкими психологами. При просмотре все соотечественники заливались веселым смехом, наблюдая за приключениями главного героя, который из-за своей невнимательности и рассеянности постоянно попадал в курьезные ситуации. Так вот, чем больше мы веселились, тем мрачнее становились коллеги - психологи из Германии. Потом, в частной беседе, они признались, что такие случаи рассеянности даже у них в клинике не лечатся. Надо отдать должное немецкой пунктуальности и аккуратности как результату высокой степени внимания.

По степени невнимательности и, как следствие - травматизму, Россия занимает первое место в мире, оставив далеко позади даже страны Африканского континента.

Каждый человек, выполняя гимнастику для мозга, может значительно улучшить свое внимание. Что же необходимо для этого?

Мы разработали несколько видов упражнений, направленных на тренировку внимания:

Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя; упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой. Упражнения для достижения состояния безмолвия и выработки положительного настроя

Приведем аналогию с компьютером. Для того чтобы записать новую информацию, предыдущую необходимо стереть, т. е. очистить носитель. Это может быть магнитная лента или электронный носитель информации.

В результате экспериментов, анализа энцефалограмм мы пришли к выводу, что прежде чем сознание сможет воспринять новую информацию, прежняя должна быть стерта. Достаточно человеку внести в подсознание любую негативную информацию, как внимание начинает резко рассеиваться. Каждый из нас может привести множество примеров, когда какие-либо посторонние факторы отрицательно сказывались на нашем внимании. Наша задача состояла в том, чтобы научиться в нужный момент полностью, насколько хватит умения и терпения, очищать свое сознание, а затем и предсознание.

Задание 2

Цель: стать более внимательным.

Инструкции по выполнению: нарисуйте на листе бумаги точку. Задание состоит в том, чтобы созерцать эту точку, не допуская в сознание ни одной посторонней мысли, в течение 10-30 минут.

Задание 3

Цель: научиться непрерывному созерцанию.

Инструкции по выполнению: лучше всего выполнять это задание на даче, за городом. Нужно смотреть неподвижно на любимый пейзаж в течение 20-40 минут, стараясь при этом отогнать абсолютно все посторонние мысли.

Мне вспоминается один эксперимент, проведенный на Кавказе, когда группа с утра ушла в горы и разбрелась по ущельям. Задание состояло в том, чтобы как можно дольше не возвращаться, как можно больше увидеть интересного, а затем рассказать остальным. И вот мы расселись на камнях. Через три часа набежали тучи, подул ветер и пошел дождь. Еще через час дождь закончился, выглянуло солнышко и появилась радуга. Прошло еще три часа, и можно было отправляться в базовый лагерь. Этот эксперимент показал, что каждый человек при желании может долгое время находиться в состоянии безмолвия и покоя, и развить высокую степень внимания.

Задание 4

Цель: достижение состояния полнейшего безмолвия.

Инструкции по выполнению: это задание выполняется в темной комнате или с закрытыми глазами. Засеките время, представьте себе пещеру и пройдите по ней мысленно до того места, когда появится свет.

Время упражнения может колебаться от 10 минут до нескольких часов. Наши ученики установили своеобразный рекорд - во время возвращения поездом из Улан-Удэ на выполнение задания ушло несколько часов.

Упражнения для увеличения объема воспринимаемой информации и скорости переключения внимания с одного объекта на другой.

Скорость и объем воспринимаемой информации зависит от условий жизни человека. Если требуется много и быстро запоминать, то наш ум быстро привыкает к необходимой скорости. Причем мы заметили, что чем меньше дается времени на запоминание, тем лучше внимание. Вероятно, это вызвано тем, что чем короче промежуток времени, в течение которого требуется максимально сосредоточиться, тем меньше посторонних мыслей нас отвлекает.

Задание 5

Цель: развитие внимания.

Инструкции по выполнению: разложите костяшки домино. Засеките время и выберите все с единицей. Затем проверьте, сколько времени вам потребуется на поиск всех костяшек по восходящей начиная с единицы.

Вариант задания 5. Поставьте таймер на 120 секунд и соберите все костяшки с шестеркой. По звуковому сигналу сосчитайте количество костяшек. Положите три кости домино и сосчитайте количество очков.

Задание 6

Цель: тренировка внимания.

Инструкции по выполнению: прочитайте за 5-7 секунд предложение, заключенное в наборе букв: причитайтелаомжурналостагвывъв, омьаобудълагмзчздоровртмаолепрп.

Задание 7

Цель: тренировка полушарий головного мозга.

Инструкции по выполнению: возьмите лист бумаги, правой рукой нарисуйте пять треугольников, и одновременно - левой рукой пять кругов. Продолжительность упражнения - 60 секунд. Оно хорошо тренирует оба полушария головного мозга и увеличивает степень концентрации внимания.

Задание 8

Цель: тренировка зрительной памяти.

Инструкции по выполнению: положите перед собой репродукцию картины любимого художника. Посмотрите внимательно на изображение, а потом опишите на листе бумаги, кто изображен, где происходит действие, положение тел персонажей.

Затем снова взгляните на изображение и постарайтесь более внимательно рассмотреть недостающие в вашем описании вещи и предметы.

Закройте глаза и попытайтесь представить, как выглядит данная картина, открыв глаза, попробуйте максимально точно описать сюжет картины.

Ежедневное выполнение упражнений значительно поможет вам развить внимание.

Для того чтобы научиться сосредотачивать и надолго удерживать на чем-либо свое внимание, можно выполнять упражнения, где от вас требуется умение оперировать цифрами и фактами. На досуге потренируйтесь отбрасывать эмоции и выдавать только конкретные данные.

И запомните следующее:

Внимание занимает 80% всего объема сознания и памяти; высокая концентрация внимания, как правило, помогает принять верное решение; внимание концентрируется только в том случае, если мозг находится в состоянии безмолвия и ничем другим не занят; чем меньше дел мы делаем одновременно, тем лучшего результата мы можем достичь; обладая умением сосредотачивать внимание и концентрироваться, можно всегда найти выход из безвыходной ситуации.

Инструкция

Осознайте пользу работы над развитием внимания.

Часто из-за невнимания тратится время на переделку чего-либо. Например, вы перечитываете информацию и просите повторить поручение, а выходя из дома, вдруг спохватываетесь, выключили ли вы утюг.

Невнимательность сокращает ощущение радости жизни. Почему бы не превратить монотонный субботний шопинг в приключение? По дороге в магазин загляните в лица прохожих, оглянитесь вокруг – и жизнь станет интереснее!

Внимание – это психический процесс отображения мира. К психическим процессам также относятся: воля, память, речь, восприятие, представление, воображение, эмоции, чувства, ощущение. Между ними существует – развивая одно, вы измените качество другого.

Отдыхайте. Если вы переутомились умственно или физически, для восстановления внимания организму необходим отдых.

Видео по теме

Обратите внимание

Развить внимание «впрок» нельзя. Необходима постоянная работа.

Полезный совет

1. Формирование внимания у каждого человека идет по индивидуальному пути, в зависимости от разных факторов, в т.ч. исходных возможностей человека. Но улучшение этого процесса зависит, в первую очередь, от желания и работы над собой.

2. Работая над вниманием, делайте это осознанно. Не стоит стремиться все заметить – это, наоборот, приведет к рассеянному вниманию. Направляйте внимание только на то, что необходимо в данный момент. Это ключ к пониманию явлений.

Источники:

  • Книга для углубленной работы со вниманием. Чарльз Тарт. Практика внимательности.

Ребенка постоянно что-то отвлекает, ему интересно все! Никакой сосредоточенности. Но иногда малыш внимательно рассматривает какой-то предмет в течение 20 минут. А другой ребенок снова и снова запускает мыльные пузыри и, как зачарованный, смотрит, что будет дальше. Дети могут долго заниматься тем, что им действительно интересно. Научить ребенка внимательности можно, если целенаправленно заниматься этим с ранних лет.

Инструкция

Важно, чтобы в окружающей обстановке присутствовали вещи, способные увлечь малыша. Пусть он осваивает эти предметы, совершенствует координацию движений. Не перегружайте кроху запретами. Замечательно, если вы имеете возможность регулярно посещать вместе с музеи и театры. Здесь его научат долго, сосредоточенно наблюдать. Увеличивать частоту посещения таких мероприятий необходимо постепенно.

Дети привыкают к определенному , получая через него ощущение безопасности, надежности. Они переживают трагедию, если нарушается что-то в их обычном мире. Поэтому любят повторять одни и те же действия, просят почитать одну и ту же сказку снова и снова. Именно через повторение каких-то действий дети достигают высокой степени сосредоточенности. Они учатся внимательности , когда что-то целиком увлекает их. Старайтесь сохранить установившийся режим дня, привычки (например, во дворе дома перед сном). Организуйте игры, в которых действия повторяются неоднократно. Это может быть пересыпание крупы из одной чашки в другую.

Болотских Екатерина, выпускающий редактор журнала "Акционерный вестник".

Навыки, которые пригодятся в работе : умение сконцентрировать свое внимание - навык, полезный для всех. Особенно для тех, чья работа - это каждодневная рутина. Ведь, выполняя скучные обязанности, есть вероятность сделать их кое-как. Можно ли развить этот навык?

Что нам мешает на самом деле?

Часто наша работа стоит из-за телефонных звонков, разговоров с коллегами, внезапно возникших других дел. Да, внешние факторы могут нас отвлечь. Но подумайте, что в жизни бывают такие моменты, когда вы не обращаете никакого внимания на все, что творится вокруг, занимаясь чем-то. Например , читаете интересный журнал, едете за рулем авто и т.п. Если что-то для вас действительно важно, интересно, все ваше внимание будет направлено туда. Но если интереса нет, то вы будете постоянно отвлекаться от дела и откладывать его "на потом". Таким образом, действительная причина нашей рассеянности - отсутствие интереса. Ко всему остальному можно приспособиться и сделать так, чтобы внешние раздражители не становились серьезным препятствием в работе.

Но не стоит забрасывать некоторые дела только потому, что заниматься ими скучно. Внимание, как и память, можно натренировать.

Во-первых, определите причины, из-за которых ваше внимание держится на низком уровне.

Обычно это происходит, если вы:

  • не высыпаетесь;
  • нервничаете;
  • переутомляетесь;
  • не обладаете нужными знаниями и опытом для выполнения заданной работы;
  • наоборот, считаете, что "переросли" порученные дела;
  • не понимаете целей предстоящей деятельности;
  • не видите необходимости в выполнении требуемой работы.

Начните исправлять ситуацию, устраняя то, что вам по силам: измените режим дня, старайтесь находить время для отдыха, не позволяйте негативным эмоциям вами полностью овладеть, а еще лучше - меняйте их на положительные.

Во-вторых, научитесь в любой ситуации мотивировать себя.

Например , у вас есть проблема, которая кажется вам тяжелой и неприятной, и у вас совсем нет настроения за нее браться. Допустим, необходимо написать письмо. Для выполнения данной задачи, вам следует себя правильно настроить. К примеру, можно выбрать один или несколько способов самомотивации.

Продолжите исследование темы. Подробнее о самомотивации читайте в АВ N 2(103).

Осознать, какая польза будет от выполнения заданного. Сказать себе, что, если вы правильно составите и отправите послание, то ваша компания получит в результате то-то и то-то. Или подумать о том, что, отправив сообщение, вы поступите как настоящий профессионал, способный решить возникшую проблему.

Уменьшить для себя значимость самой проблемы при помощи образов. Например , взглянуть на часы со стрелками - написание письма займет всего 15 минут, а это так мало! Или представить вашу проблему в виде образа, а потом в своем воображении уменьшить его до минимальных размеров.

Собраться с духом и хотя бы начать выполнять задание (написать только приветственные слова). Аппетит приходит во время еды - и мотивация начнет проявляться в процессе.

Упражнение. В нескольких словах опишите вашу обычную работу и обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и вы постоянно ее откладываете. А потом напишите, как бы вы могли мотивировать себя ее выполнить.

В-третьих, научитесь самоорганизации.

Для этого следует:

  • определить цель;
  • составить план.

Часто мы хватаемся за все дела подряд и в результате ни одно не доводим до конца. Внимание переходит от одного к другому, рассеивается. Для развития способности концентрироваться, необходимо планирование. Контроль организации процесса работы будет на пользу, если вы хотите сосредоточиться на ней.

Составьте подробный план на день - все, что вам предстоит сделать, вплоть до мелочей. Удалите из него те дела, которые можно выполнить и в другие дни. Пронумеруйте оставшиеся согласно степени важности. Начните выполнять пункты прямо с первого номера - как только выполните его целиком, поставьте "галочку" - и переходите к следующему.

В-четвертых, поверьте в себя, свои силы.

Вообще, чем больше отрицательного и негативного мы заменяем в себе положительным, тем увереннее мы становимся и тем легче нам приступать к работе. Если вы испытываете страх перед воплощением идеи или проекта или думаете, что вам не хватит времени на реализацию, то представьте себе подробно, как вы будете выполнять все этапы. Затем подумайте, какие могут быть альтернативы в случае, если что-то не удастся выполнить в срок.

Ежедневно "выращивайте" уверенность в себе. Не говорите: "Я не могу", "У меня не получится". Внушайте себе обратное: "Я могу!", "Я сделаю это лучше всех!". И продолжайте в том же духе: "Я справился с этим заданием, теперь начинаю следующее", "У меня неплохо выходит!".

В-пятых, применяйте методы, помогающие сконцентрироваться, каждый день на практике.

Только закрепляя их изо дня в день, вы сможете действительно овладеть навыками удержания внимания. Вот еще несколько советов, как достичь хороших результатов в развитии данного навыка:

  • беритесь только за одно дело - "делание" сразу нескольких одновременно рассеет внимание;
  • следуйте внутренним биоритмам - беритесь за дела, требующие наибольшей концентрации, в те часы, когда вы чувствуете наибольший прилив сил;
  • расслабьтесь ненадолго и соберитесь с мыслями перед тем, как приступить к работе, - продумайте цели и способы их реализации;
  • тренируйте органы чувств, чтобы лучше овладеть техникой концентрации, например посмотрите на свой рабочий стол и запомните все, что на нем лежит, закройте глаза и восстановите в мыслях увиденное, затем - откройте глаза и сравните картинки;
  • усложняйте задания, чтобы обычная работа стала хоть немного интереснее, - поставьте задачу выполнить привычное дело на несколько минут быстрее;
  • концентрируйтесь на заданиях с самым высоким приоритетом.

Человек так устроен, что использует в жизни лишь 5% своего потенциала. Ему тяжело развивать в себе какие-либо навыки, часто просто лень чему-то учиться. Попробуйте здесь использовать правило 21 дня. Если делать что-то новое для себя на протяжении трех недель без перерыва, можно развить в себе новую полезную привычку.

Упражнение. Даже скучный доклад поможет вам овладеть методикой концентрации внимания. Мало кто способен выслушать лекцию от начала до конца, не отвлекаясь. Поставьте себе цель - слушая выступление, следите за цепочкой мыслей выступающего. Повторяйте в мыслях ключевые слова из доклада. Когда он закончится, запишите их в той последовательности, в какой они были у докладчика.

В-шестых, не забывайте расслабляться.

После того, как дела сделаны, можно отдохнуть, выспаться, заняться чем-то более легким и приятным. Во время самой работы также полезны будут небольшие паузы.

Есть время, которое мы не можем использовать для выполнения рабочих задач. Например , стоя в пробке или управляя автомобилем. Быть может, это не самое приятное времяпрепровождение, но оно может сгодиться для обдумывания проблемы, возникшей у вас.

И напоследок.

Если у вас есть проблема, которая вас все равно тяготит и мешает сосредоточиться, не надо пытаться делать вид, что ее нет. Но чтобы она не отняла все ваши силы, выделите для ее обдумывания то время, когда вы не заняты основной работой.

А если с первого раза не получается удерживать внимание и оно куда-то "срывается", не отчаивайтесь и не забрасывайте овладение этим навыком. Будьте упорны, настраивайтесь на положительный результат и последовательно достигайте своих целей.

Часто нам приходится в детстве слышать такие фразы: «Какой ты невнимательный!», «Ты всегда всё пропускаешь мимо ушей!», «Ты ничего не запоминаешь, как старики» и что-то в этом роде.И в силу малого возраста для многих эти фразы звучат, как приговор. Человек навсегда запоминает, что он не способен концентрироваться на чём-то, что ему не светят в жизни такие профессии, как машинист, лётчик, разведчик, хирург или даже программист. Подсознательный выбор из-за этого у такого подростка может падать на гуманитарные науки, даже при наличии неплохих способностей к естествознанию, техническим и математическим дисциплинам. Вот так одно категорическое замечание родителя или учителя может повлиять на судьбу ребёнка или ученика в целом.Ведь ребёнок не понимает, что внимательность – это то, что можно в себе развивать, и ситуацию, зачастую сиюминутную, можно переломить в свою сторону. Негативная оценка со стороны взрослого может касаться только конкретного момента, но непререкаемый авторитет старшего способен возвести её в абсолют. Маленькому человеку нечего противопоставить, у него ещё нет возможности аргументировано опровергать замечания, а иногда – и не позволено.Но что-то же нужно с этим делать, и прежде чем ставить на своей картере крест из-за того, что у тебя «с самого детства – склероз», можно повернуть ситуацию в нужное русло. Но для начала нужно понять, статично ли понятие внимательности в применении к конкретному человеку и действительно ли получится её развить?

Что такое внимательность и можно ли ее развить

Внимательностью называют способность концентрировать мысли и сознание на каком-то одном предмете или на выполнении задачи. Но сама по себе задача может быть такой, что концентрироваться только на чём-то одном не получится. Например, водитель концентрируется на управлении автомобилем, но при этом он обязан следить за дорогой, за расставленными на ней знаками, за разметкой, другими автомобилями и пешеходами. При этом он обязан помнить и соблюдать правила движения, чтобы не поступить опрометчиво. Водителю приходится вслушиваться в звук мотора и следить за приборами, дабы понимать, в каком состоянии в данный момент находится его автомобиль. Также ему приходится обращать внимание на погодные условия, влияющие на сцепление колёс с дорогой и на видимость предметов. Столько всего нужно учитывать одновременно, и всему этому человек учится, обычно будучи взрослым.Внимательность нужно тренировать, и можно это делать не только в детском возрасте, но и вполне взрослому человеку. Есть много видов «гимнастики для ума», которые заодно заставляют нас быть внимательными. И такие упражнения делают чудеса даже с теми, про кого в детстве говорили, что они «ворон считают» или «берут информацию с потолка».Хороший родитель всегда найдёт способы в игровой форме научить ребёнка концентрироваться на поставленной задаче. Нередко этому способствуют даже компьютерные игры, поэтому их нужно не запрещать в доме, а выбирать из них полезные для тренировки внимания. Игровой процесс поможет взрослому точно так же тренировать внимательность, как и ребёнку. Возможно, детям для этого понадобится меньше времени, та как они более открыты к восприятию, нежели уже состоявшийся человек. Взрослому, скорее всего, придётся ещё преодолеть психологический барьер, если он когда-то был поставлен родителями или школой.

Топ способов, чтобы развить свою внимательность

Чтобы начать развивать свою внимательность, для начала лучше пройти тест, который покажет, на самом деле ли вы неспособны концентрироваться, или это просто установка, полученная вами из детства. Вполне возможно, что с вами как раз всё в порядке, но вот родители «из благих побуждений» вам постоянно напоминали о том, что вы что-то «как всегда, прошляпили», или что вы – такой же рассеянный, как герой стихотворения Маршака. Кстати, рассеянность может как раз свидетельствовать о том, что человек всецело поглощён какой-то трудной умственной задачей, на которой в данный момент сконцентрирован. Достаточно только вспомнить такой штамп, как носки или ботинки разного цвета на ногах у… учёного!Получается, что внимательность – это ещё и относительное понятие. Ученик, который смотрит в окно, может пересчитать там всех птиц на дереве или точно сказать, сколько телевизионных антенн находится на крыше противоположного дома, сколько по ней обычно гуляет котов, и какой они масти. При этом он абсолютно не сконцентрирован на том, что объясняет учитель. Однако это повод скорее проверить, насколько интересно преподаватель даёт урок, нежели приписывать ученику невнимательность.Если вы всё же скептически отнеслись к своей способности избирательно воспринимать реальность, то вам нужно поработать над собой. И это сделать можно при помощи специальных упражнений и игр. И это не муштра самого себя, а достаточно интересные и увлекательные занятия.Сегодня в топ способов развития внимательности входят:
    специальные компьютерные игры;занимательные игры, вроде «Найди 10 отличий»;упражнения на запоминание деталей окружающей обстановки или внешности людей;прослушивание незнакомых ранее песен с попыткой запомнить слова;тренировка переноса концентрации с внешних раздражителей на работу и в обратном порядке.

Чтобы понять, насколько внимательно вы воспринимаете информацию, можете постараться ответить на вопросы теста. Нужно выбрать из предложенных верный ответ. 1. Врач прописал Василию выпить четыре таблетки – через полчаса каждую. Первую он дал пациенту прямо в кабинете. Когда Василий перестанет принимать эти таблетки?
    а) через час;б) через полтора часа;в) через два часа.
2. Возраст двух братьев в сумме составляет 11 лет. Разница в возрасте – 10 лет. Какого возраста оба брата?
    а) 1 год и 10 лет;б) полгода и 10,5 лет;в) 1 год и 11 лет.
3. В скольких месяцах в году есть 28 дней?
    а) 6;б) 12;в) 1.
4. Самолёт, летевший из страны А в страну Б, потерпел аварию. Где будут похоронены выжившие в авиакатастрофе?
    а) в стране, над которой произошла авария;б) ни в А, ни в Б;в) каждый на своей родине.
5. Какое молоко больше всего любят котята?
    а) коровье;б) кошачье;в) молочную смесь.

Ответы

Правильные ответы таятся под буквой «б». Если вы выбрали в большинстве случаев эти ответы, то вас можно поздравить с хорошей внимательностью. Если же вы чаще склонялись к ответам «в», то вы стареетесь подходить к вопросам осмысленно, но вам нужно ещё поработать над логикой мышления. Если же большинство ответов было под буквой «а», то, скорее всего, вы не задумывались над заданием вообще.Подробный разбор 1. Если Василий принял таблетку в кабинете врача, то следующую он примет через полчаса, третью – через час, и последнюю – через полтора.2. Если бы старший брат был 10 лет, а младший – годовалый, то у них была разница не 10, а 9 лет. Если бы старшему было 11 лет, а младшему – год, то вместе им было бы 12 лет. Так что остаётся вариант полгода + 10,5 лет.3. В каждом месяце бывает 28-е число.4. Если люди выжили в аварии, то зачем их хоронить?5. Кошки – млекопитающие, значит, кошачье молоко существует. Именно оно больше всего подходит котятам, и они любят его больше, чем молоко других животных.

Те же самые компьютерные пасьянсы, за которые обычно ругают секретарш, – это хорошие игры на внимательность и логику. Другое дело, что ими не стоит заниматься в ущерб основной работе. А если нужно вдобавок развить реакцию, то прекрасно подойдут аркадные игры, незамысловатые по сюжету, но не позволяющие отвлекаться. Примерами могут быть «Зума» или «Тетрис», «Пузыри» или «Арканоид». Когда нужно развивать внимание к мелочам, то тут на помощь придут «стрелялки» и «бродилки». Также этому поспособствуют различные симуляторы управления автомобилем, самолётом, локомотивом или даже межгалактическим космическим кораблём.Если же вам и так приходится немало времени проводить за монитором, то можно в свободное время тренировать внимательность при помощи судоку, японских сканвордов или других логических задач, которые печатаются в газетах и журналах. Издаются и целые сборники интересных заданий, с которыми непросто справиться даже взрослому человеку.На пике популярности и такое развлечение, как квесты в реальности. Вот уже где нужно приложить и внимание, и интеллект к решению задач! И не скажешь, что это скучно.

Загадки и задачи на внимательность

Внимание – это не только запоминание зрительных образов, это ещё и восприятие информации на слух. У разных народов издревле существовали загадки, пи помощи которых проверялось не только остроумие, но слуховая память, а также собственно способность воспринимать различные детали на слух. Это как раз тот случай, когда ничего нельзя пропускать мимо ушей, если хочется дать правильный ответ.Например, такая загадка:

«Летела стая. Совсем небольшая. Сколько в ней было птиц, и какие они?!»

Конечно, можно сказать, что она не имеет решения, но если загадывающий её человек слегка смягчит звук «м» в слове «совсем», да ещё и обыграет это интонационно, то получится вот что:Летела стая – сов семь – небольшая.Сколько в ней было птиц, и какие они?Ответ: семь сов.Или такая задача с подвохом:

«Под водой ларец, в нём 33 жемчужины. Понравились они рыбе-прилипале, и она стащила все, кроме 12. Сколько жемчужин осталось в ларце?»

Невнимательный человек предастся арифметике и начнёт от 33 отнимать 12. А ведь именно 12 жемчужин и осталось в ларце, так как их не сумела захватить рыба-прилипала.

Как улучшить внимание при помощи специальных картинок

И всё-таки человек получает 90% информации именно за счёт зрения. Вот почему так много внимания уделяется картинкам, позволяющим тренировать способность концентрироваться.

Кроме парных картинок с определённым числом отличий, есть и другие тестовые варианты:
    задания найти на рисунке как можно больше однородных предметов, например, ваз, снежинок, бабочек или собак;картинки, позволяющие в определённом ракурсе увидеть 3D-изображение;заключённые в различные геометрические фигуры числа, написанные вразброс, которые нужно найти все по порядку;сложные нарисованные на бумаге лабиринты, из которых нужно найти выход;рисунок комнаты, где произошло преступление, на котором нужно отыскать как можно больше улик, число которых известно заранее.
Картинка часто бывает доступна нам долгое время, но есть такие тесты, в которых картинка даётся только на определённое количество секунд или минут, и за это время нужно запомнить расположение и количество предметов, а также их назвать.

Как стать более внимательным к деталям

Этого можно добиться при помощи тренировок. Многих удивляют сцены из детективных фильмов, где сыщик интересуется у свидетелей, не помнят ли они номер машины, уехавшей с места преступления. Как это можно запомнить? Не цвет автомобиля, не его марку, не тип корпуса (седан, универсал, кабриолет и т.д.) или даже размер, а именно номер? Ведь это последнее, на что человек в жизни обращает внимание. Так вот, попробуйте стать благонадёжным свидетелем: научитесь обращать внимание на номера машин, которые стоят возле вашего дома или здания, в котором вы работаете.Запомните марку каждой машины, обратите внимание, кто на ней ездит:
    женщина или мужчина;человек в возрасте или молодая особа;какую одежду предпочитает этот субъект и т.д.
Эта игра в детектива увлечёт вас и научит подмечать мелочи, мимо которых вы ранее проходили равнодушно. Также можно посмотреть, какие колпаки на колёсах у этих автомобилей, висит ли за стеклом ароматизатор или игрушка, есть ли в машине детское сидение. Потом вы сами себя не узнаете, когда начнёте выхватывать зрением эти автомобили даже в потоке транспорта во время движения.Если вы пользуетесь при поездках на работу общественным транспортом, то можете запоминать, какого цвета был трамвай или автобус, на котором вы сегодня ехали. Ездите в метро? Там сидения в вагонах расположены так, что удобно ненавязчиво рассматривать пассажиров, конечно, если народу не слишком много. Можно отметить, во что одеты женины – в брюки, юбки или платья. В межсезонье можно посмотреть, кто обут в сапоги, кто – в полусапожки, а кто продолжает носить туфли или кроссовки назло погоде. Если не стесняетесь смотреть в лицо, то обратите внимание, кто из пассажиров носит очки, в какой оправе – металлической или пластмассовой. С другой стороны, как бы вы увлечённо не рассматривали других людей, вы должны оставаться бдительным, и не только чтобы не пропустить свою станцию, но и чтобы не потерять проездной билет или не стать жертвой вора-карманника. Такая вроде бы простая задача научит вас быть внимательным к деталям даже лучше, чем занятия с книжками.

Многие ресурсы рекомендуют взрослым заниматься медитацией, но не поясняют того, как это нужно делать. Просто сесть в позу лотоса, закрыть глаза и ни о чём не думать? Но как тогда от этого повысится внимательность? На самом деле медитация помогает не фиксировать внимание на одном или нескольких предметах, а именно концентрироваться. Этот процесс учит не отвлекаться на мелочи. Цель медитативных занятий в том, чтобы понять самого себя, услышать зов собственной души и через него постичь законы Вселенной. Звучит громко и пафосно, но эти занятия помогают не разбрасываться по мелочам, не быть рассеянным, быстро настраиваться на работу и на выполнение конкретной цели. А как именно нужно медитировать, стоит посмотреть на сайтах восточных школ. Если же попытаться найти полную информацию о медитации на сайте секции йоги, то это может оказаться тщетной попыткой, так как там никогда всех секретов не откроют, а любезно предложат прийти лично на занятия, притом за деньги.Не лучшая ситуация и с тренингами. Это коуч вам может вдалбливать истину, что вы – человек успешный и т.д., потому что за это он получает от вас деньги. В занятия по личной эффективности входит и курс повышения внимательности или концентрации. После тренинга вы будете находиться на положительной волне, но не факт, что без закрепления ваша внимательность улучшиться. Поэтому нужно работать над собой, проводя регулярные занятия, а не выкладывать деньги за то, что вас за один день обещали научить быть внимательным. Как ни крути, но привычка к чему-либо у человека вырабатывается за 40 дней. Примерно столько же вам придётся посвятить самостоятельным занятиям, чтобы добиться результата и закрепить его.Если вы целенаправленно занимаетесь выработкой новых привычек, то не бросайте это занятие очень быстро. Первые результаты могут дать о себе знать далеко не с первых попыток. А закрепление другого образа мышления может не наступить через месяц. Настраивайтесь сразу на полтора месяца, и тогда у вас получится добиться успеха.

Упражнения, чтобы повысить концентрацию внимания

Учёные обратили внимание на один феномен: лучшие успехи по математике, письму и чтению замечены у детей, которые параллельно школьным занятиям учатся играть на музыкальных инструментах. В чём здесь подвох? Ведь ум ребёнка загружен ещё сильнее, если он учит помимо обычных для начальной школы дисциплин ещё и музыку. Играя на инструменте, человек обычно использует две руки. На струнных щипковых или смычковых инструментах левая рука зажимает лады на грифе, тогда как правая собственно приводит в колебание струны – пальцами, медиатором или смычком. Но действуют при этом руки слаженно. Слаженно работают и полушария мозга.Если в ваши планы не входит освоение какого-либо музыкального инструмента (а годятся не только струнные, но духовые, ударные и т.д.), то вам можно попробовать рисовать одновременно двумя руками разные фигуры. Левую руку (если вы – правша) можно загодя потренировать отдельно, если вы совсем ничего не можете ею изобразить. Теперь начинайте рисовать одной рукой круги, другой – угловатые фигуры: треугольники, квадраты, ромбы. Делайте это одновременно.По пути, когда вы идёте привычным маршрутом, тоже можно тренировать концентрацию внимания. Встретился вам сосед, вспомните его имя, обратите внимание на его одежду, отметьте в ней какой-то примечательный предмет, например, пёстрый галстук или новую сумочку. Теперь составьте мысленно пары слов: «Иван Валерьевич – галстук, как у Ленина» или «Прасковья Петровна – сумочка из крокодиловой кожи». Такие весёлые ассоциации помогут вам запомнить и имя человека, и его образ.Если у вас хорошая слуховая память, то прочтите вслух телефонные номера знакомых из записной книжки. Сделайте это с закрытыми глазами. Вы увидите, что вам легко запомнить ту информацию, которую вы ранее черпали исключительно из записной книжки. При хорошей зрительной памяти можно придумывать для цифр интересные образы или для каждой из них выбрать свой цвет. Теперь постарайтесь запомнить номера, написанные в записной книжке. Так вы натренируете и память, и внимательность.

Видео на внимательность

Вариантов видеопоследовательностей, в которых содержатся тесты на внимательность, сегодня доступно множество. Особенно интересно проверить себя при просмотре движущихся объектов. Популярный ролик предлагает посчитать число пасов, которые делает команда. В это же время среди игроков появляется человек, исполняющий танец в костюме медведя. Пока тестируемый индивидуум считает пасы, он совершенно не видит среди игроков этого «мишку». Далее следует предупреждение о том, что нужно быть внимательным на дорогах и не упускать никакой мелочи. Весьма поучительно!Как видно из примеров и тестов, над своей внимательностью можно и нужно работать. Не нужно робеть перед мнимыми преградами, поставленными когда-то теми людьми, которых мы считали для себя авторитетными. Не поздно развиваться и во взрослом возрасте, в том числе – учиться быть внимательным.