Депутат Госдумы Наталья Поклонская направила в Роскомнадзор депутатский запрос с требованием удалить из интернета карикатуру художника Дениса Лопатина с ней и императором Николаем II.

Отказ следователя в возбуждении уголовного дела об оскорблении чувств верующих за эту карикатуру Поклонская назвала "банальным". "Если наши правоохранители с экспертами − философами, филологами − считают, что эта мерзость − норма, и как они ее именуют "жанровая специфика, укладывающаяся в культурную норму эстетической реакции": закажите себе у такого таланта свои портреты и портреты своих близких в таком же виде, как представлен православный святой, и от души повеселитесь от увиденного", − добавила она.

В пресс-службе Роскомнадзора РБК сообщили о том, что запрос Поклонской "пока не поступал". "При поступлении ответ будет подготовлен в установленные сроки", − сообщили в ведомстве.

РБК


Из-за этой карикатуры Поклонская просила возбудить уголовное дело, но экспертиза на нашла в рисунке оскорбления чувств верующих или признаков возбуждения ненависти. После отказа в возбуждении дела Поклонская направила депутатский запрос главе Следственного комитета Александру Бастрыкину.
Карикатура Лопатина, изображающая Поклонскую, которая держит в руках нечто подобное фаллоимитатору в виде Николая II, была использована в качестве плаката на митинге 13 октября 2017 года в Петропавловске-Камчатском в защиту кинокартины Алексея Учителя "Матильда". Также рисунок был выставлен в местном арт-центре "Гараж", но, по словам художника, в отдельном помещении с предупреждающей табличкой. Сейчас местонахождение картинки неизвестно.

18 июня, 10:10 Художник Денис Лопатин, нарисовавший карикатуру, опасается возвращаться в Россию и собирается получить политическое убежище во Франции.
40-летний камчатский художник Денис Лопатин вынужден остаться во Франции и стать эмигрантом из-за угрозы уголовного преследования в России. <...> Причиной гонений стала активность сторонников депутата Госдумы РФ Натальи Поклонской, которая обиделась на художника из-за карикатуры.

"Тема дурацкая, нашли за что цепляться. У меня в 100 раз злее работы бывали", – говорит Денис Лопатин. По словам художника, на днях он переехал из Швейцарии, где участвовал в международной выставке, во Францию и приступил к оформлению документов и изучению французского языка на специальных курсах. Примечательно то, что соцработника, которая помогает Лопатину в эмигрантских делах, зовут Матильдой. <...>

Его рисунок был представлен широкой публике в октябре 2017 года в Петропавловске-Камчатском на митинге против давления на создателей фильма "Матильда". На скандальной картине с надписью "Найдите дуре мужика!" была изображена похожая на одиозного депутата женщина, держащая в руках предмет в виде человека с бородой. <...>

Справка: Художник Денис Лопатин приехал на Камчатку из Белоруссии в 2002 году после окончания Белорусского университета культуры. Уже в 2003 году он получил четыре судебные повестки за карикатуру в газете на одного из местных чиновников. А через два года губернатор Машковцев запретил персональную выставку художника "Гримасы власти". Выставка тогда в подвале местного Дома печати. Первую камчатскую подвальную выставку за три дня посетили около тысячи человек – непревзойденный рекорд для камчатских перфомансов.

В 2007 году Денис Лопатин получил специальный приз от итальянского издателя Марко Солди на Московском международном фестивале комиксов "КомМиссия". Через год на этом же фестивале стенд художника снят с экспозиции по чьей-то личной просьбе. В апреле 2011 года Денис Лопатин получил Гран-при всемирного конкурса профессиональных карикатуристов-шаржистов в социальной сети Facebook. Затем выставляется в Польше и попадает в число 100 лучших карикатуристов мира, становится дипломантом сразу двух крупных международных конкурсов в Германии и в Португалии. Впоследствии Денис Лопатин получил еще немало наград международных конкурсов и фестивалей, его работы публикуются в ведущих мировых журналах. Он также иллюстрировал книги нескольких известных писателей.

"Камчатка-Информ", 16 июня


В Европу Денис уехал еще в феврале. <...> Несколько дней назад в одной из групп монархистов "ВКонтакте" появилось обращение с призывом направлять заявления на имя генпрокурора России и требовать возбуждения уголовного дела в отношении Лопатина.

Кроме того, по признанию художника, он регулярно получает угрозы физической расправы. Все это заставило его начать процесс подачи заявки на получение политического убежища, который, по словам Дениса Лопатина, может занять несколько месяцев.

Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал , что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху — часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора.
Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты — одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям.
Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры — во-первых, потому что русских нет, а во-вторых — может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому — модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому — обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.

Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном - Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа - бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу

. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она — женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник

Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I

Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.

Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I

1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.

1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)

1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона

На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.

Русский Колосс

1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)

А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески — все средневековье этим занимались — и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские — все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)

1861. Свет в русской тьме

1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» — два кровожадных лидера, ведущих войны

1869. Цивилизация по-русски

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции — действительные или мнимые — это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже

1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.

Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир

1900. Царь-батюшка

Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики

1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане — китайский император.

1902 Николай II и Толстой

1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.

(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем

1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции

Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.

1915. Распутин и царская семья:

1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков

Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих — Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

Сотрудники правоохранительных органов Камчатского края направят на экспертизу карикатуру с изображением Натальи Поклонской и Николая II. Эксперты проверят ее на предмет оскорбления чувств верующих

Фото: Информационное агентство «Кам 24»

Полиция Камчатки направит на экспертизу карикатуру местного художника Дениса Лопатина на депутата Госдумы Наталью Поклонскую и императора Николая II. Это изображение эксперты должны будут проверить на предмет оскорбления чувств верующих, рассказали РБК в главном управлении МВД по Камчатскому краю.

О том, что после выставки Лопатина жители Петропавловска-Камчатского обратились в полицию, стало известно в октябре. Тогда местное информационное агентство «Кам 24» со ссылкой на текст соответствующего заявления писало , что «оно, судя по указанным адресатам, было направлено не только в полицию, но и в прокуратуру, а также в Следственный комитет России», а автор обращения был «намерен привлечь к ответственности не только художника, но и арт-центр «Гараж», в котором проходила выставка Лопатина».

Имя и фамилия подавшего заявление в документе, как отмечало «Кам 24», не уточнялись. При этом указывалось, что жалоба касалась «работы, выставленной [на открытии выставки] в отдельной комнате, на которой [была] изображена Поклонская, держащая в руке фаллоимитатор в виде царя Николая II Александровича Романова». Художника в связи с этим заявитель, по информации местного агентства, просил привлечь к ответственности по двум статьям УК РФ — ст. 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Однако «пока», как сообщили РБК в краевом главке полиции, оснований для возбуждения уголовного дела в отношении Лопатина нет: не удалось провести экспертизу указанной карикатуры на депутата и монарха.​ «На экспертизу будут отправлены фотографии [этого изображения]», — добавили в пресс-службе, подчеркнув, что, «если она покажет, что плакат действительно оскорбил чувства верующих, материалы передадут в СК для принятия процессуального решения».

Ранее сам Лопатин, комментируя ситуацию «Кам 24», заявил , что виновным себя не считает. «Насколько я знаю, по закону оскорбить чувства верующих можно в храме, в тех местах, где верующие проводят обряды. Я на эти территории не входил», — пояснял художник, подчеркивая, что «люди, которые увидели в его действиях оскорбление чувств [верующих], напротив, сами пришли на его выставку». «Я никого не собирался оскорблять. Рисунок является плакатом к митингу в защиту фильма [Алексея Учителя] «Матильда», — уточнял также Лопатин. По словам автора, таким образом «высмеивались люди, которые свою нерастраченную сексуальную энергию пытались выдать за духовность».

«Рисунок является изображением не конкретных лиц, а медиаобразов политиков, которые нам все хотят запретить», — отмечал также автор карикатуры, замечая, что «к православию эти люди», по его мнению, «отношения не имеют».

Кроме того, плакат, как сообщал Лопатин, «находился в отдельной комнате», «не выставлялся и в экспозицию не входил». «Что касается митинга, на котором выставлялся плакат, то организаторы акции претензий к содержанию плаката не имели», — замечал художник.

Митинг в защиту фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда», на котором появлялся плакат с изображением карикатуры на Поклонскую, прошел в Петропавловске-Камчатском 13 октября. Позже в том же месяце состоялась и премьера этой киноленты. В «Матильде» рассказывается об отношениях балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая Александровича, будущего российского императора Николая II. Еще до выхода фильма в прокат Поклонская в Генпрокуратуру с требованием проверить его на наличие оскорблений чувств верующих. После этого против картины неоднократно выступали православные активисты и участники движения «Христианское государство — Святая Русь». Последние в том числе рассылали в кинотеатры, которые собирались показывать «Матильду», угрозы​ поджогов.

Наталья Поклонская пожаловалась главе СК Александру Бастрыкину на его камчатских подчиненных, которые отказались возбудить уголовное дело против художника Дениса Лопатина. На его карикатуре женщина, похожая на депутата, держит в руке секс-игрушку с ликом Николая II, а в подписи предлагается «найти дуре мужика». «Шторм» узнал, считается ли это оскорблением чувств верующих и что обо всем этом думает автор.


Скриншот: © Daily Storm

Рисунок с царем был представлен публике еще в октябре 2017 года на прошедшем в Петропавловске-Камчатском митинге в защиту фильма «Матильда». Сразу после этого работу подвергли культурологическо-лингвистической экспертизе и не нашли в ней ничего крамольного. Правда, сама Поклонская уверена: в шарже нет ничего смешного, и Лопатину придется отвечать за него как минимум на Страшном суде. А там уж никто не поможет - ни лингвисты, ни следователи.




Сам Лопатин Страшного суда не боится, но на всякий случай пока остался за границей. Мало ли что учинит Наталья Владимировна вместе со своей верной свитой ангелов!

«И хотелось бы домой, но, наверное, пока побуду здесь, - сообщил он «Шторму». - Подожду, пока все утихнет. Но, знаете, я рад, что именно Поклонская теперь контролирует Страшный суд. Видимо, через нее потом и надо будет договариваться о снисхождении».

По словам художника, рисуя плакат, он совсем не думал, что тот вызовет такой резонанс. Это был обычный, ну, может быть, чуть пошловатый рисунок на фанерке, чтобы посмешить компанию друзей-холостяков.

«Однако на митинге в защиту «Матильды» нашлись стукачи, которые на меня донесли, - разоткровенничался он. - Смешно: во время акции они подходили и улыбались, а потом понеслось! Сначала плакат уперли местные казаки и стали шантажировать. Я даже не знаю, что с ним сейчас - мне кажется, они хотят передать его ментам. Потом какие-то православные тетки начали травить мою жену. Ну а против меня вообще начался дурдом! Есть ли те, кто поддерживает? Да на словах-то все, только все равно кто-то втихаря носит заявы!»

Впрочем, художник не унывает и даже видит в ситуации определенные плюсы: его карикатура «отвлекла Поклонскую от государственных дел, а значит, будет меньше вреда стране!».



Фото: © GLOBAL LOOK press/Natalya Loginova

Почти такого же мнения о депутате писатель-сатирик Виктор Шендерович, который относится к Лопатину с особенной теплотой. Несколько лет назад художник иллюстрировал его книгу «Соло на флейте» и показал себя с самой лучшей стороны.

«У Александра Пушкина есть такие слова: «Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага», - вспоминает Шендерович в беседе со «Штормом». - А в конце строфы добавляется: «Приятней, если он, друзья, завоет сдуру: это я!». Так вот это как раз про Поклонскую! Ей бы не обращать на все это внимания, а она давай голосить. О чем это говорит? О том, что она принадлежит к людям феодального склада, для которых мы всего лишь холопы. В любой другой стране когда на кого-то рисуют карикатуру, он радуется, потому что это популярность, и никто не бежит в прокуратуру. Если западный политик пойдет к следователям, его сгноят свои же избиратели. Просто заулюлюкают! А что у нас? Кстати, меня когда-то тоже «тащили» за мои «Куклы», но, слава богу, быстро поняли, что это глупость».

«Но сейчас другие времена, и правила игры определяют какие-то ментальные пигалицы вроде Поклонской! - добавил он. - Так что Денису желаю стойкости и бодрости! Он - блистательный карикатурист, и то, что Поклонская взвыла, - тому доказательство. Очень смешная работа!»



Фото: © GLOBAL LOOK press

Знает толк в карикатуре и Андрей Бильжо. Чтобы оценить рисунок своего коллеги, он специально залез в интернет и посмотрел, из-за чего такая шумиха.

«Ну, что могу сказать... Это очень хорошая работа! - поделился он со «Штормом». - Рисунок сделан блестяще, ничего грубого в нем нет. Бывают такие вульгарные и бездарные карикатуры, что смотреть невозможно, а здесь все деликатно. Даже фаллоимитатор совсем не противный, а вполне себе обаятельный!»

По мнению Бильжо, художник на то и художник, чтобы честно говорить все, что он думает, поэтому какие могут быть обиды?

«В мой адрес тоже много чего было - и обвинений, и угроз; как-то раз даже пытались завести уголовное дело по статье «Экстремизм», - припомнил он. - А сейчас я к этому не то что бы привык - просто стал смотреть на все философски. Что поделаешь, люди пошли обидчивые и сильно потупели».

«Я думаю, что перед судьями, которым придется работать по делу Лопатина, будет стоять о-очень тяжелая задача, - добавил Бильжо. - Если они идиоты, то будут его вести. Если нет - честно скажут, что за карикатуру не винят! Тем более что на ней не написано, кто именно изображен. Может, там женщина, лишь похожая на Поклонскую!»

Трогательную историю любви гусара Ширшикова к депутату Наталье знают, наверное, все. Ради своей кровинушки он преодолел почти полторы тысячи километров, разделяющих родной Екатеринбург и Москву, а потом долго добивался сердца девушки, закидывая ее нежными письмами и томясь под окнами Госдумы. Поклонская тогда не ответила, промолчала, и изможденному ротмистру пришлось вернуться домой. Но вот что интересно - спустя каких-то полгода он вспоминает тот период своей жизни с усмешкой. Не ответила - и не надо: у него теперь другая Наташка, которая ласково называет его пупсей. Только от новостей про былую любовь никуда не убежишь!



«С тех пор, как я был соблазнен другой Натальей, я перестал следить за активностями Натальи Владимировны Поклонской, но мне совершенно очевидно, что она скучает по моему вниманию и жалеет, что не откликнулась на мои ухаживания вовремя. Ну что я могу поделать?! Такова жизнь!» - грустно начал было Ярослав, а потом взялся оценить рисунок с царем. И вот тут-то досталось всем!



Фото: © GLOBAL LOOK press

По мнению Ширшикова, карикатура Лопатина слишком злободневна и до шедевра явно недотягивает. Ему намного ближе Вася Ложкин. Но это ладно - самой Поклонской, считает гусар, тоже стоило бы сдерживать свои эмоции!

«Моя экс-возлюбленная, как всегда, в своем репертуаре и весьма странно реагирует на искусство: самоирония и чувство прекрасного никогда не были ее сильными сторонами, - пояснил он. - Поэтому можно я воспользуюсь случаем и обращусь? Наталья, остановись! Будет у тебя еще нормальный мужик! Ты знаешь, недавно в моем родном и любимом Екатеринбурге возле Храма на Крови был замечен Николай Второй, который ходил и собирал подписи за то, чтобы ты от него отстала. Я подписал. Счастья тебе, Наташенька!»

Карикатуры Дениса Лопатина сравнивают с прямыми выстрелами в лоб. Прекрасный портретист и отличный психолог, он может передать любое движение души, беспощадно высмеивая тщеславие, корысть и другие пороки общества. Удары Лопатина порой были настолько хлесткими, что губернатор Камчатки лично запретил его выставку «Гримасы власти», а сколько пришло повесток в суд, уже и не счесть. Будет ли еще одна, зависит от Поклонской и ее умения остановиться. Ну и немножко от царя. Вдруг он и правда появится, ведь чудеса еще никто не отменял!



Фото: © flickr.com/ROBERT HUFFSTUTTER