Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских. Рядом с Андреем Рублевым стоит Феофан Грек, рядом с Бармой и Постником – Аристотель Фиораванти, рядом с Баженовым и Казаковым – Карл Росси, рядом с Иваном Тургеневым и Львом Толстым – Николай Гоголь–Яновский, рядом с Александром Ивановым и Ильей Репиным – Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и Михаил Врубель, рядом с Сергеем Коненковым – Степан Нефедов–Эрьзя, рядом с Валерием Брюсовым, Иннокентием Анненским, Мариной Цветаевой – Александр Блок, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, рядом с Дмитрием Кабалевским и Сергеем Прокофьевым – Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке, рядом с Константином Станиславским и Всеволодом Пудовкиным – Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Чингиз Айтматов, Юрий Рытхэу, Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Роберт Стуруа, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры? А с другой стороны, значительная часть, если не большинство нерусских по происхождению жителей России, идентифицирующих себя с родным народом, гордящихся его культурой и стремящихся ее пропагандировать, в то же время являются носителями русской культуры и общероссийского национального самосознания. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках, на половине из них в том или ином объеме ведется обучение в школе. Некоторые из них, например татарский, стремятся к тому чтобы обрести все социальные функции, присущие развитому языку – от использования в государственном управлении до издания газет и журналов на этом языке. Функционирование других ограничено – на них ведется преподавание обычно только в начальной школе, они не используются в СМИ, нет театров, где спектакли идут на этих языках, на них не выпускается художественная, а тем более научная литература. Пример, саамский язык на Кольском полуострове, удэгейский на Дальнем Востоке. Но число людей, для которых этот язык – родной, не уменьшается, а увеличивается. Наконец, есть языки, находящиеся на грани исчезновения (а сейчас, возможно, и перешедшие эту грань). Таковы ижорский и водский языки в Ленинградской области, керекский язык на Чукотке. Значительная часть нерусских по своей этнической принадлежности граждан России двуязычна, т.е. они более или менее свободно владеют, кроме родного, и другим языком. Чаще всего этот другой язык – русский, государственный язык Российской Федерации. Но в России не меньше двадцати других языков, используемых, как и русский, в функции языка межэтнического или межнационального общения, хотя и в ограниченном регионе. Например, для многих народов Дагестана, языки которых используются порой в одном – двух аулах и не имеют собственной письменности, таким языком межэтнического общения является аварский язык.

Двуязычие, когда оно становится массовым, может привести к вытеснению родного языка и замене его во всех или почти всех функциях языком межэтнического общения. Например, по данным переписи 1989 г., из людей, считавших себя по национальности нивхами, только 23% назвали родным нивхский язык, да и то 78% из них заявили, что они свободно владеют русским языком. Этот процесс языковой и культурной ассимиляции особенно болезненен, когда родной язык и родная культура систематически не изучаются и вообще ограниченно используются, а степень освоения другого языка и другой культуры тоже ограничена. Мифы и легенды родного народа забыты, а русские сказки и былины в детстве тоже не читались. Получается, что представители данного народа, теряя родной язык и культуру, не осваивая полностью другую культуру и язык, оказываются своего рода маргиналами. Такое явление иногда называют "полуязычием" и "полукультурностью".

Другая острая проблема связана с тем, что если большинство нерусских России (примерно 80%) свободно владеют русским языком, то число русских, владеющих языками других народов, ничтожно мало. В 1989 году из почти 12 миллионов русских, живших в автономных республиках РСФСР (теперь – республики в составе РФ), только 84,5 тысячи, т.е. 0,7%, свободно владели "титульным" языком данной республики (татарским, удмуртским, бурятским и т.п.).

Между тем владение языком и культурой другого народа, способность или по крайней мере готовность посмотреть на мир его глазами есть вообще признак культурного человека. К сожалению, в России разные формы неприятия людей другого этнического происхождения, говорящих на другом языке, т.е. ксенофобии, достаточно широко распространены. Не будем говорить о баркашовцах, "скинхэдах" и других маргинальных группах – они есть в любой стране. Но ведь и вполне, казалось бы, обычные русские люди порой с презрением упоминают о "чурках", "прибалтах", "кавказцах", "хачиках", "азерах". Недаром одним из первых документов, подписанных В.В.Путиным после избрания его Президентом РФ, была программа действий по воспитанию толерантности (терпимости) по отношению к людям другого этнического происхождения, расы, вообще по отношению к тем, кто не похож "на меня".

Многонациональность, многоязычие и многокультурность России – ее богатство, если угодно, фактор ее национальной безопасности.

С другой стороны, мы с вами живем не на необитаемом острове. Россию окружают другие страны и народы со своими культурными особенностями и традициями, своими мифами и легендами, своим языком и литературой. И многие из этих культурных и языковых особенностей вошли как органичная часть в русскую культуру в русский язык. В русском языке есть множество заимствований из иранских, германских, романских, тюркских языков, которые мы давно уже не ощущаем как чужие слова – от иранского слова "собака" до голландского "зонтик". В национальную русскую кухню естественно входят западноевропейские (бульон) и восточные (шашлык, плов) блюда. Нашим детям так же близки Золушка, Мальчик–с–пальчик, Аладдин с его лампой, как Иван–царевич на сером волке или Морозко, ими так же любимы Винни–Пух и Карлсон, как Конек–горбунок и Незнайка.

В социально–политической истории России были различные тенденции. Была и остается тенденция к изоляционизму к противопоставлению России и русских другим странам и народам. Она уходит корнями в убеждение, что мы, русские (или россияне), – народ особый, ни на кого не похожий и превосходящий другие народы по своим заслугам перед мировой историей и культурой, по своим интеллектуальным и моральным качествам. В своем дальнейшем логическом развитии эта точка зрения приводит к идее богоизбранности русского народа. Все же остальные народы и страны по отношению к русским и России – в лучшем случае маргиналы, испорченные капитализмом, буржуазно–демократическими идеями и современной космополитической культурой, а в худшем – потенциальные враги, завидующие России и только и думающие о том, чтобы причинить ей какое–нибудь зло и не дать реализовать свои огромные, но скрытые возможности.


Одним из параметров, определяющих уникальность и самостоятельность российской цивилизации является ее многонациональность. Разнообразие выступает необходимым условием развития, поэтому полиэтничная основа российской цивилизации, состоящая из социально-исторически разновозрастных этносов, населяющих Россию, представляет собой цивилизационное преимущество России: большинство народов самого различного происхождения не только сохранили свое этнокультурное и религиозное своеобразие, но и обрели возможность оригинального культурно-исторического творчества, включенного в единый процесс цивилизационного строительства. Эта цивилизационная особенность России подчеркивается и в государственной политике, в выступлениях Президента РФ по национальному вопросу: «В России, на которую пытались в своё время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и своё историческое пространство. Вы знаете, я с интересом узнал – не знал даже: в советское время так внимательно к этому относились, почти каждый маленький народ имел своё печатное издание, поддерживались языки, поддерживалась национальная литература. Кстати говоря, многое из того, что делалось в этом смысле раньше, нам нужно бы вернуть и взять на вооружение. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живёт в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность. Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России».[i]

В России, на цивилизационном фундаменте которой сохранились все автохтонные общности, включая самые малые, существует содружество народов с глубокими этническими и историческими корнями, привязанностью к определенной территории, имеющих в ряде случаев традиции самостоятельного государственного развития. Как писал историк Н. М. Карамзин, “...чудесна и смесь ее жителей, разноплеменных, разновидных, и столь удаленных друг от друга в степенях образования. Подобно Америке Россия имеет своих Диких; подобно другим странам Европы являет плоды долговременной гражданской жизни”.

Историческое формирование российско-евразийского суперэтноса происходило в процессе динамичного взаимодействия русско-православного ядра со множеством этнических единиц самого разнообразного происхождения. В процессе такого взаимодействия органически формировалось этнокультурное целое как национально-этническая основа российской цивилизационной общности. Такой процесс отнюдь не означал ассимиляции – каждая этническая общность сохраняла своё неповторимое культурное и религиозное своеобразие. Проблемы культурной самобытности народов России состоит в уникальности ее многонациональной культуры, следующей особым путем к межнациональному согласию, когда этнические образы “своего” и “чужого” не вступают в неразрешимую конфронтацию.

Цивилизационная особенность России состоит в том, что ее существование, с одной стороны, немыслимо представить без русского основания (в том числе объединительной роли русского языка), но в то же время нет России и без добровольного союза других исконных этноконфессиональных общностей, традиционно живущих на ее территории. В российской цивилизации русский народ сыграл интегрирующую, собирательную роль, что позволяет говорить о присущих ему таких чертах, как терпимость, толерантность, склонность к взаимообогащению культур, оказанию поддержки и помощи.

Географическое, природно-климатическое разнообразие, специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с различным физическим обликом, с различными культурами, религиями, менталитетом. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и, соответственно, их культур и религий, в России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение более высокой производственной культуры при уважительном взаимодействии с ними привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными, специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой российской многонациональной культуры. Взаимодействие этноконфессиональных общностей, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентации.

В данном контексте следует отметить евразийский характер веками складывающейся российской социокультурной общности (при гетерогенной религиозной и этнической основе, не сводимой к механической сумме европейских и азиатских составляющих, а выражаемых в новых качествах, чертах). Общность исторических судеб многих народов породила общие устойчивые социальные, материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание. Благодаря взаимодействию в зонах тесного соприкосновения русского народа с другими евразийскими этносами шел активный процесс русского культурного влияния на всю мозаику этнических и этнорелигиозных общностей российского цивилизционного пространства. Отсюда, в частности, произошли такие расхожие понятия, как «русские татары», «русские евреи» и «русские немцы» (а также такой глубоко оригинальный феномен, как «русское мусульманство»). Не случайно, сегодня вопрос о критериях «русскости» четко демонстрирует в качесьве таких критериев прежде всего как принадлежность к российской культуре. Наиболее плодотворным представляется культурологическое понимание «русскости»: русский народ не противопоставляется жестко другим народам исторической России на основе чисто этнического кровного родства, одновременно – не растворяется в этнически и культурно безликой общности «россиян» , а напротив, интегрирует в свой состав самые разнообразные этнические единицы на основе принятия ими русской культурной доминанты. Действительно, российская цивилизация исторически формировалась как динамичная система, в ходе культурного взаимопроникновение различных этнических общностей последние обрели новое качество, предопределяющее их существенные отличия от зарубежных единоплеменников и единоверцев по своему социально-психологическому типу, самосознанию, культурно-бытовому укладу и духовно-религиозному строю.

Эта возможность определяется наличием необходимого фундамента для мирного сосуществования столь различных этнокультурных образований, может быть и в силу этого, сегодня существует Русский мир , определяемый прежде всего причастностью к российской цивилизации и принадлежностью к русской культуре.

Уникальное сочетание полиэтнического состава, разновозрастность этнокультурных образований, включенных в цивилизационное поле России, выступает одним из наиболее устойчивых и значимых идентификационных оснований. Общий культурный ареал России включает разные, но в равной мере автохтонные этноконфессиональные общности, которые проживают на своей исторической территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России. В этом специфика российской цивилизации, характеризуемой чересполосицей мест в той или иной степени компактного традиционного проживания больших этноконфессиональных общностей.

В рамках такого понимания актуален вопрос о единстве исторической судьбы как одного из основополагающих критериев культурной самобытности, о различных аспектах механизмов объединения столь разных по культурным и ментальным особенностям народов, что обеспечивается прежде всего общим культурно-цивилизационным пространством и общем государством. Отличительной чертой российской государственности является многонациональность, предполагающая не соперничество народов, их столкновений и конфликтов по поводу создания собственных моноэтнических государств, а сотрудничество этносов в рамках общего государства, обеспечивающего им не только равноправное сосуществование, но и равномерное и хрономерное цивилизационное развитие. Идея общего наднационального государства, являющегося условием сохранения и развития включенных в него культурных самобытностей является залогом устойчивости российской цивилизации. Сегодня она приобретает звучание в политике, направленной на укрепление общегражданской идентичности.

Проблема общероссийской национальной идентичности, понимаемой как общей для всех ее граждан, является наиболее многозначной и многоаспектной из всех, связанных с определением российской специфики. Это связано, во-первых, с отсутствием единства в подходах к определению этноса и нации; с тесным переплетением этнокультурных и национальных идентичностей; с чисто лингвистическими трудностями, поскольку существительным «нация» и «национальность (этнос)» соответствует одно и тоже прилагательное - национальный. Во-вторых, объективными критериями национальной идентичности выступают язык, культура, образ жизни, особенности поведения, общность традиций и обычаев, наличие этнонима, государство. исследования общероссийской национальной идентичности не могут не концентрироваться в двух сферах - культурной и политико -государственной. Ключевой проблемой представляется формирование общей идентичности. Как отмечал Президент РФ: «формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны». Проблема соотношения национальной и общегражданской идентичности отражает соотношение этнических оснований и гражданских параметров, вытекающих именно из цивилизационного контекста соотношений партикулярного и универсального. Более высокий уровень в иерархии национальной идентичности составляет общероссийская идентичность, связанная с осознанием принадлежности к своей стране и к сопричастности единой исторической судьбе.

Одной из наиболее серьезных угроз для российской цивилизации является межэтническая напряженность, препятствующая установлению социальных связей, отношений сотрудничества и солидарности между представителями различных этнонациональных общностей, поэтому проблема предотвращения межэтнических конфликтов, миграционных издержек, гармонизация межнациональных отношений должны быть в фокусе государственной национальной политики. Фиксируемые социологическими исследованиями общероссийские предпочтения соответствуют государственной политике, ставящей своей целью упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере политики межнационального согласия и национального единства, единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. В качестве институционализированных шагов государственной политики в сфере межнациональных отношений следует отметить следующие. В июне 2012 года создан Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, являющийся совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, задачей которого стало обеспечение взаимодействия органов власти разного уровня при реализации государственной национальной политики РФ и разработка Стратегии государственной национальной политики, при основных акцентах на ключевой роли русского языка и культуры и необходимости укрепления России как уникальной мировой цивилизации.

Разработка Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года стала важнейшим событием дискурса российской идентичности и национальной политики. Принципиальное достижение ее разработчиков - введение в документальное пространство понятия «российская нация» и обозначение ее формирования в списке целей: «Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». В Стратегии ожидаемо присутствуют в качестве целей «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России»; «гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений»; «обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств», но есть и цель, связанная с новыми реалиями: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов». Достижение этих целей предполагается на основе «конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан».

План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики предусматривает мероприятия в различных сферах и направлениях, в том числе в сфере совершенствования государственного управления, в укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации), в развитии системы образования, гражданского патриотического воспитания подрастающих поколений, в поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России и др.

Для органов государственной власти субъектов РФ приняты методические рекомендации о порядке выявления и предупреждения назревающих межнациональных конфликтов. В число показателей эффективности деятельности исполнительной власти входят (с 2013 г.) оценки гражданами состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе. В структуре органов исполнительной власти в регионах созданы специальные подразделения, в чьем ведении находятся вопросы национальной политики. Кроме того, действуют консультативные и совещательные органы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, рабочие группы по гармонизации межнациональных отношений, включающие представителей власти, общественных и религиозных объединений.

Следует также отметить Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)», ключевой целью которой выступает содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, сохранению этнокультурного многообразия народов России.

Многонациональности Российской цивилизации созвучно и понимание “русской идеи”, не содержащее в себе этноцентристского или националистического содержания: Россия представляет собой единую и великую державу, созданную ради достойного существования народов в соответствии с высшей моральной целью, лежащей за пределами национального бытия отдельных этносов (В.Соловьев). Сегодня во многом такой подход пересекается с приверженностью позиции российского патриотизма, создающем общее поле единого российского цивилизационного пространства.

В данном разделе, наряду с теоретическими статьями об общероссийской идентичности, статистическими и социологическими данными, представлено и все многообразие этносов и культур, составляющих единую российскую цивилизацию как величайшее богатство всемирной истории и культуры.

[i] Путин В.В. Выступление на Заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», 19.09.2013 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента РФ/ http://www.kremlin.ru/events/president/news/19243

Карамзин Н.М. История государства российского. В 12-ти томах. Т.1.М., Наука, 1989. С.15..

Путин В.В. Выступление на Заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», 19.09.2013 года [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента РФ/ http://news.kremlin.ru/news/19243/print

УКАЗ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА" // [Электронный ресурс]// Официальный сайт Президента РФ/ http://graph.document.kremlin.ru/documents/1644521?items=1&page=3

В XV – XVII в.

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие просвещения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев общества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Смутного времени. Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

К XV веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) и кукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа

К XV веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы. Торговцы и ремесленники, закончив свой трудовой день, приходили в них, чтобы провести свободные часы.

Таким образом, уже в средние века в устройстве городской жизни обозначились тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость всех слоев городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Различия касались лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, определяемой имущественным положением человека. По словам Д.С. Лихачева «древняя Русь знала разграничения между классами не в характере быта, как это стало в послепетровской Руси, а главным образом, в степени накопленных богатств, в наличии слуг и величине хозяйства». Эти слова справед­ливы и по отношению к досугу как частному проявлению бытовой жизни россиян того периода. Так, еда на пиршественном столе знатных и зажиточных россиян была обильнее, наряды на праздниках роскошнее, охота превращалась в пышное и многолюдное действо и т.д., по суть этих и подобных им видов досуга не менялась. На протяжении обозначенного периода в российском обществе досуг носил в основном коллективный, общественный характер.

Ярко выраженными были две тенденции проведения досуговых занятий представителей различных сословий населения России: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.

К XV веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Содержание досуга и досуговой деятельности существенно ограничивалось низким социальным статусом женщины. Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. Но женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках. В боярских, дворянских, купеческих семьях культивировалось раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами.

Женщины их богатых семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).

В XIV - XV веках возрождаются книжные традиции Киевской Руси. Развивается материальная база просвещения. Возникает книгопечатание. Появление книгопечатания сыграло колоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства. Православное христианство становится духовной опорой Российского государства, исповедуeт единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык.

В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века.

Безусловный интерес представляет история развития досуга в России в предпетровский период, когда в обществе создаются благоприятные политико - экономические, социально - культурные и ценностно - ориентационные условия для процесса взаимодействия традиций и новаций.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века). Формированию новых мировоззренческих установок во многом способствовали два важнейших исторических события этой эпохи: Смута и церковная реформа Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Одним из знаков эпохи, фактором, способствующим движению российского общества по пути к Новому времени стала социально-культурная деятельность. Вторая половина XVII столетия в России определена как переходная эпоха, соединившая традиции Древней Руси и новации Нового времени, которая позволяет выявить наиболее значимые периоды его развития, когда происходит смена культурных парадигм, а социально-культурная деятельность становится одним из приоритетных направлений культурного процесса.

Переходный характер исследуемой исторической эпохи способствовал развитию двух систем досуга - традиционной и инновационной. Сущность традиционного досуга заключается в диалектике двух начал: православного (церковного) и народного (смехового); несмотря на свою противоположность эти начала «уживались» в рамках традиционной системы досуга, что было обусловлено дуализмом традиционного сознания. Традиционный досуг носил ярко выраженную социально-педагогическую направленность, которая была обусловлена теми функциями, которые он выполнял в обществе. Социальная значимость традиционного досуга выражалась в том, что в нем нашли отражение идеалы и ценности традиционной культуры (религиозность, консерватизм). Основные формы традиционного досуга (праздники, спортивные состязания) обладали большим педагогическим потенциалом: традиционный досуг играл важную роль в системе воспитания, образования и просвещения, посредством досуга передавались определенные традиции, знания, умения и навыки.

Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия и по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу. В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного». Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.

Сфера досуга в силу своей свободы от официоза и регламентации в переходную эпоху становится «платформой» для внедрения новаций и их интеграции в общественную жизнь, внедрение которых обусловлено объективными причинами и субъективными факторами.

Результатом этого процесса можно считать досуговую «революцию сверху», начавшуюся в XVII веке и завершившуюся петровскими реформами. В связи с запрещением скоморошества появилась необходимость восполнения «утрат» в системе зрелищно-игровой культуры, появилась потребность Московского государства в западноевропейском опыте, что привело к активным инокультурным заимствованиям.

Суть данного явления состояла в активном внедрении новых форм досуга, а также трансформации его особенностей и функций, в том числе:

В создании и развитии придворного театра, который прошел путь от «иллюстратора» церковной службы до самостоятельного светского зрелища;

В неформальном обучении и общении, воплотившихся в таких формах, как беседы, диспуты, дискуссии;

В частном коллекционировании;

В интеллектуальных играх (шахматы, шашки, «зернь»).

Эти новации утверждались только в структуре досуга высшего сословия. Для остальных сословий (среднего и низшего) были характерны традиционные формы досуга.

их социально-педагогическая направленность, которая проявилась в следующем:

Досуговые новшества способствовали формированию новых культурных ценностей и просветительных идей (отношение к просвещению, образованию, общению, развлечениям);

Досуг обладал воспитательным, эстетическим и духовно-нравственным потенциалом, он помогал формированию знаний, умений, навыков, развитию эстетических вкусов и потребностей, распространению общественных ценностей.

Новые формы досуга стали важным фактором утверждения придворной культуры, как формы абсолютизации государственной власти.

Культурные инновации, интегрируясь в российское общество, подвергались переосмыслению и трансформации, согласно национальным традициям и ценностям. Диалектика традиций и новаций в российском досуге второй половины XVII века, заключающаяся в их «соперничестве» и, одновременно, во взаимодействии, механизм которого обусловлен историко-культурными (новые элементы в условиях сохранения традиционной культуры), социально-педагогическими (новые ценностно-познавательные ориентиры в рамках средневековой системы ценностей) закономерностями.

Активные отношения между традициями и новациями в эту эпоху инициируются государством и осуществляются в рамках «революции сверху». В этот период сфера досуга становится передним планом преобразований: именно здесь происходят сложные процессы примирения «старых» и «новых» ценностей. Посредством досуга в силу относительной свободы данной сферы от регламентации и официальных установок в общественной жизни утверждаются новации, досуг берет на себя роль «проводника» инноваций.

Досуг оказывается пространством поиска мотиваций для такого примирения: это подтверждает, что новации только тогда имеют успех, когда они захватывают пространство повседневности. Досуг как неотъемлемая часть жизнедеятельности общества отражает все особенности переходного периода. Соединение педагогических и рекреационных начал в досуге является одним из важнейших факторов эффективности досугового времени как для общества в целом, так и каждой отдельной личности.

Процесс «секуляризации» общества нашел отражение и в сфере досуга. Происходит трансформация культурной «горизонтали». На ее место приходит культурная «вертикаль» - единообразие, «равноправность», все большая десакрализация и дифференциация досуга. Основополагающим фактором в трансформации традиционной системы ценностей, обусловившим формирование новых духовных и культурных идеалов, стал процесс секуляризации. Наиболее ярко он проявился в сфере художественного творчества: литературе (проявление авторского «начала», а также новых сюжетов, героев, жанров); зодчестве (поиск нового стиля, строительство «светских» учреждений); музыке (появление многоголосия, развитие инструментального творчества); изобразительном искусстве (изменения в иконописи, зарождение портрета и пейзажа);

Начинается закономерный процесс «обмирщения» культуры, т.е. она повернулась к реальному миру, и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить». Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Таким образом, создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.

После освобождения от монголо-татарского гнета в 1480 г. В XVI-XVII веке формируется общерусская культура. Возникает книгопечатание. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую книгу «Апостол», а в 1574 г. первый русский букварь «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг, в основном богословского содержания.

Православное христианство становится духовной опорой Российского государства. Формируется идея о Москве как о третьем Риме. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный судит и наказывает как за дела, так и за мысли.

Целям идеологического обоснования самодержавия и крепостничества служили исторические произведения и прежде всего летописи. Их написание находилось под государственным досмотром. Предшествующие тексты могли быть переписаны в угоду новому владыке. Уже в давние времена исторические источники «претерпевали» давление власти.

Во времена правления Ивана IV Грозного (1530-1584) созданию исторических сочинений уделялось значительное внимание. В 1550 г. создан «Летописец начала царства великого князя Ивана Васильевича», но самым значительным творением стала «Книга Степенная царского родословия», посвященная прикрашенному жизнеописанию великих князей, божественному происхождению царской власти, вечному союзу великокняжеской власти и церкви. Историческая литература сыграла наряду с социально-экономическими факторами свою роль в том, что в 1547 г. Иван IV короновался как первый русский царь, как глава российского самодержавного, крепостнического государства.

В развитии русской культуры этого периода большую роль сыграла Византия. Православное христианство исповедовало единство государственной и духовной власти. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. У Византии Россия переняла свой герб – двуглавого орла, смотрящего на Запад и на Восток. Определенное влияние имела культура Западной Европы и контакты Древней Руси с Востоком. Этому способствовало географическое положение или, как писал В.О.Ключевский, «месторазвитие» России, что и определило самостоятельность, самобытность русской культуры, ее определенную открытость для лучших черт иного духовного мира.

В это же время в России усиливается по отношению к подавляющему большинству населения – крестьянству – крепостное право, оформленное Судебником (1497) и Соборным уложением (1649). Крепостное право означало прикрепление крестьян к земле и полную зависимость от помещика-феодала.

Крепостничество по-своему повлияло на характер русской культуры. Лучшие умы России создавали величайшие гуманистические произведения, наполненные состраданием к народу своей страны. Крепостное право повлияло и на воспитание долготерпения как черты национального характера русского народа.

В России монголо-татарское нашествие и крепостное право задержало эпоху Возрождения сравнительно с процессом гуманизации культуры в Западной Европе. В XVI в. во времена Ивана Грозного все подданные, включая бояр и князей были «холопами государевыми». Тем не менее публицистика XVI в. Обращалась к «мирским» темам. Ермолай-Еразм (40-60-е г. XVI в.), автор «Повести о Петре и Февронии» опирался на народные предания, воспевал право человека на любовь, сочувствовал несчастьям своих героев. «Правду выше веры» ставит в своих произведениях Иван Пересветов, наиболее радикальный публицист XVI века. Своеобразным вкладом в культуру была знаменитая Переписка Ивана IV Грозного с боярином А.М.Курбским, сбежавшим от возможных гонений в Польшу. Эта переписка была посвящена политической и личной полемике. Курбский обвинял Грозного в «злых нравах». Царю тоже было что припомнить князю-эмигранту.

Почти все публицисты считали естественным крепостное право. Исключением являлись высказывания Ермолая-Еразма о пахарях, которые кормят всех людей как простых, так и царей. Пересветов писал о вредоносности для военной мощи государства «порабощения людей», которые «лишены чести». Таким образом русская литература и культура проявляла новые черты в отличие от нравов Средневековья. Эти признаки Возрождения получили свое дальнейшее развитие в XVII и XVIII веках и во многом определили историческую роль культуры.

Завершающий этап эволюции средневековой русской культуры на пороге Нового времени приходится на середину XVII века. Во всех сферах жизни общества происходят заметные изменения. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории.

Противоречия в государственном строе обострили социальные процессы в стране. XVII век начался со Смуты – первой гражданской войны в России, затем последовала крестьянская война – восстание И. Болотникова (1606-1607), объединившее холопов, крестьян, посадских людей, стрельцов, казаков в борьбе против крепостничества. Территориально восстание охватило около 70 городов Нижнего и Среднего Поволжья. В ходе восстания были осаждена Москва, а позже захвачена Тула. После четырех месяцев осады Тулы, повстанцы сдались. Волна городских восстаний прокатилась по стране в середине XVII в.

Новые процессы возникли в церкви – опоре государства и династии Романовых, взошедших на престол в 1613 г. Возникла «ересь» (различия в вере, отступничество), превратившаяся в крупное православное течение, несогласное с официальной церковью старообрядчество или староверие, идеологом которого был протопоп Аввакум. Потрясения различного порядка определили название современниками XVII века как «бунташного». Однако последующие века русской истории не были более спокойными. Социальные взрывы только начинались.

Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века.

В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г.

Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. В апреле 1682 г. после заточения в течение 15 лет в земляной яме Аввакум был сожжен на костре по распоряжению царя. Но его «Житие» не потеряло значения и в наше время. В России всегда почитали мучеников веры. Наряду с защитой своего понимания веры Аввакум был защитником «простецов», противоречил самому царю: «Я ко лев рычи, живучи, обличая их…. Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душу свою положить». Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой.

В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку.

Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах».

В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов.

Православное христианство и образование централизованного Российского государства способствовали развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.

Завершение эволюции средневековой российской культуры связано с усилением светского рационалистического начала. Даже в духовенстве возникли разногласия, наложившие печать на дальнейшее развитие культуры. Начинает формироваться система образования: государственные и частные школы, оснащенные учебными пособиями как религиозного, так и светского толка. Светское начало усиливается в архитектуре, в живописи. Таким образом создаются предпосылки для новых успехов культурно-исторического процесса.

Календарные обычаи и обряды составляют важную часть такого явления, как праздник. Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. По образному выражению М.М. Бахтина, "празднество (всякое) - это важная первичная форма человеческой культуры".

Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.

Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями, адекватными подробностями земледельческого населения.

Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда.

Божества также дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.

Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.

На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли. Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.

Песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путём переходили от одного певца к другому, от старших поколений к младшим. В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то своё, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Видоизменялись и слова песен. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков, так как создание широких народных масс, всякая народная песня, эпический сказ, частушка составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоничном единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим.

Русская народная музыка - особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.

Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сделались неотъемлемой частью праздников.

"Ряженье" сопровождавшее святки, масленицу и т.д. обладало характерными чертами, присущими театральному действу.

Распространены игры, борьба, кулачный бой, беганье в запуски, метание копья. Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей.

Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

В перерывах между сражениями на княжеском двору проводились важные военные игры.

Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.

Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре. До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.

Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, наверняка, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.

В деревнях и сёлах нужда в скоморохах ощущалась главным образом в дни праздников, составной частью являлись, как я ужу писала, народные игрица. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров - братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей.

Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенским образ жизни, занимаясь в периоды между праздниками делами - ремёслами, торговлей и т.д. До городских скоморохов (да и то до некоторой степени условно) оставалось только время постов, все же остальные дни они могли, особенно в больших городах, находить применение своим способностям. По-видимому, постоянную работу скоморохам обеспечивали и развлечения в кабаках.

На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

Через иностранцев россияне знакомились бытом и нравами, господствовавшими в западных странах, с более продвинутыми формами досугового времяпрепровождения. В Русском государстве начало развиваться искусство, стали проникать новейшие научные знания. Однако благами культуры могла воспользоваться лишь незначительная часть населения, преимущественно представители высшей аристократии, и прежде всего царь и его приближённые. Особенно любимым занятием во время отдыха было чтение. Но в подавляющем большинстве весь русский народ в проведении своего досуга продолжал следовать патриархальным традициям.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.


Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особо остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношений между различными нациями и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, которые являются той «искоркой», из которой разгорается пламя экстремизма.

Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этнических установок.

Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы другой национальной группы – источник конструктивного межнационального сотрудничества. С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:

Относитесь к чужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;

Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур отталкиваясь от собственных ценностей;

Никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

Каждая культура имеет собственную систему ценностей. А одинаковые ценности представляют различную степень важности. Это крайне важно не просто знать, но и учитывать при общении.

Все народы России имеют собственный традиционный уклад жизни, историю, культуру, обычаи, особенности быта, самобытные духовно-нравственные корни и т. д. силовых структур. Необходимо оперативно регулировать и учитывать все нюансы, связанные с этническими взаимодействиями. Важнейшим фактором поддержания межнационального мира и согласия являются традиционные конфессии. Для сотрудников полиции важно получать системные знания в области традиционных для России религий.

Не только к традиционной, но и духовнообразующей религии государства Российского относится, в первую очередь, православие, являющееся не просто одной из ветвей христианства, но сохранившей

с I века и до наших дней догматы и принципы, заложенные самим основателем христианства - Иисусом Христом и его апостолами. Символом веры в Православии провозглашается вера в существование единого Бога Отца, сотворившего мир видимый и невидимый; вера в Сына Божьего Иисуса Христа, единосущного Бога, сошедшего с небес, родившегося от девы Марии, распятого при Понтии Пилате, воскресшего в третий день, вознесшегося на небеса сидящего одесную отца; вера в Духа святого, исходящего от Бога отца; вера в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; исповедуется единокрещение; вера в воскресение мертвых; вера в будущую жизнь после страшного суда и второго пришествия Христа.

Для Православия одним из основных догматов является также догмат о Святой Троице, суть которого состоит в том, что Бог един, но троичен, он соединяет в себе три лица - Бога Отца, Бога сына и Святого Духа. Но это не три различных Бога, а единое божественное существо. Особое место занимает второе лицо Троицы - Бог Сын - Спаситель человечества Иисус Христос, который был рожден от Отца до сотворения мира (и времени), т. е. существовал всегда. В Православии Бог - Личность, но это не Абсолют, как в Буддизме. Бога нельзя изучать логически или при наличии научных экспериментов.

Официальное крещение Руси относится к 988 году. На самом деле Православие начало проникать на Русь гораздо раньше. По свидетельству историков III–V вв., в Скифии (так в то время называлась территория Причерноморья и Днепра) проповедовал Андрей Первозванный (один из 12 апостолов Христа). Не случайно на Руси воинов награждали орденами его имени, а морской флаг до сих пор носит его имя. В Новгороде и в Киеве до официального крещения Руси имелись православные церкви и дома христиан. Княгиня Ольга, мать князя Святослава, крестилась в Константинополе задолго до 988 года. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России велико. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество. Единая вера объединила многие славянские и неславянские племена в единое государство – Русь.

С православием на Русь пришла письменность, образование. Разрушение Православия, начавшееся с Петра I, уничтожившего Патриархию, проникновение католицизма и протестантизма в среду высшего общества, а также протестантизма и атеизма в среду интеллигенции и, позднее, – уничтожение Николая II со всей его семьей стали одной из причин трагических событий XX в. с его революциями, войнами, государственным атеизмом.

Ислам (в переводе с арабского – «предание себя Богу» или «покорность») – наиболее молодая из мировых религий (VII в. н. э.). Его основатель – Мухаммед. Становление ислама прошло несколько этапов. Первоначальный период, который Мухаммед начал в Мекке, был насыщен проповедями братской любви и милосердия, необходимостью очищать себя молитвами, быть честным и справедливым, ненасилием мира. Он утверждал, что война противоречит проповедям Аллаха и всему духу ислама. Однако впоследствии, когда он с группой своих последователей был вынужден переселиться из Мекки в Медину, многие принципы претерпели изменения, поскольку он был вынужден вести войну с язычниками Мекки и другими языческими племенами. Сначала была разрешена «свыше» оборонительная война, а затем война за веру и, наконец, так называемый «джихад» – священная война, против неверных (гяуров), к числу которых были отнесены все не мусульмане, что позволило создать из вчерашних кочевников мировую державу.

Основные идеи ислама изложены в Коране, который явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений. На базе Корана и Сунны («священное предание») был разработан Шариат – свод феодально-мусульманского права. Символ веры мусульман очень прост: свидетельство, что нет никакого божества кроме Аллаха, и что Мухаммед – его пророк.

К числу основных догматов веры относятся: очищение милостыней своего имущества; соблюдение поста в течение девятого месяца лунного года (рамазан); совершение хаджа (паломничества) в Мекку; ежедневная молитва в память о главном исповедании веры. В исламе, как и в других религиях, отражаются нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев; почтение старших; забота о вдовах и сиротах, т.е. те принципы, на основании которых живут в мире и согласии различные народы и конфессии России.

Суннизм – ортодоксальное направление ислама, шиизм – подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание и не признавал халифа главой государства. В дальнейшем появилось несколько течений и около 70 сект. В настоящее время существуют организации, поддерживающие идею «джихада», приверженцами которого являются и террористы.

Видя бесперспективность подобных путей, наиболее разумные улеми (богословы) ислама, муллы и другие духовные лица делают упор на высказывание Мухаммеда о мире и согласии. Именно союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить проблему противостояния народов и религий, причем не только в России, но и во всем мире.

Одной из древнейших религий в нашей стране является буддизм.

В нашей стране последователями данной религии являются в основном жители республик Тыва, Калмыкия, Алтайской Республики и др. Буддизм – это по существу путь к просветлению (Будда переводится как просветленный), т.е. последовательному искоренению в себе желаний, пагубных привычек и мотивов поведения. Продвижению по этому пути должна служить медитация, т.е. особо сосредоточенное размышление, предлагающее использование методов сознательного контроля и управления техническими процессами, при этом человек как бы отстраняется от всего сущего, в том числе от своей личности, и впадает в нирвану. Способом ее достижения является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. При этом ценятся такие качества, как доброта, любовь, великодушие, терпимость по отношению к другим живым существам, мудрость, – те качества, которые присуще и другим традиционным религиям России и способствует мирному сосуществованию людей разных конфессий и национальностей.

Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, основанная на идее поклонения Единому Богу, личности, творцу мира, который через Моисея на горе Синай заключил с «избранным народом» (так называют себя до сих пор иудеи) союз. Основные принципы иудаизма, которые отражены в Завете: «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имя Господа бога твоего всуе», «Почитай отца и мать твою», «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др. – по существу своему разделяют все мировые конфессии и народы и являются принципами современной цивилизации. Основное вероучение иудеев изложено в Библии – Ветхом Завете. С течением времени в Моисеев закон были включены и другие нравственные предписания. Смысл их сводится к милосердию, справедливости, бескорыстию, соблюдению чистоты и благолепия и т. д. Эти представления складывались постепенно и кодифицировались в Талмуде.

Квинтэссенция Старого завета заключается в идее богоизбранности еврейского народа и в исключительной вере во всемогущего Бога, что сыграло немалую роль в истории и судьбах еврейского народа даже тогда, когда еврейское государство перестало существовать (I в. н. э.) почти на две тысячи лет, а евреи расселились по всему миру. Основными принципами и в настоящее время для евреев выступают: обязательное соблюдение субботы, обрезание, потребление так называемой «чистой пищи». Центром жизни еврейской общины, в какой бы стране она ни находилась, является синагога, а руководителем – раввин, основной толкователь Торы.

В последние десятилетия в России получила распространение деструктивная деятельность религиозных сект . В первую очередь, это относится к новым религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Данные культы разрушают естественное состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить как тотальную деструктивность отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру вероисповедания, порядок и общество в целом (что является отрицательной силой внешней деструктивности). В этих религиозных организациях, в отличие от традиционных созидательных религий, изначально заложена подмена духовно – нравственных ценностей. В данных учениях неизбежно проявляются злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес. Это неизбежно приводит к серьезным негативным социальным, духовным, психическим, этическим и правовым последствиям.

Вывод: Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

Давайте попробуем разобраться и найти ответ на очень важный сегодня вопрос
- как формировалась российская многонациональность . Так же, было бы интересно узнать: в какие периоды развития России в состав огромной российской общности вливался тот или иной народ?

Ответы на эти вопросы позволят лучше понять гласные и негласные правила развития и становления российской общности и российской гражданской идентичности. Ведь длительность периода совместного проживания разных народов является ключом к осознанию того, каковы механизмы взаимного влияния народа на народ , а так же отдельного народа на все государство с его внутренней и внешней государственной политикой.

Помощниками в этом вопросе, нам будут исторические факты из различных источников и карта территориальных приобретений России . Этак карта ценна тем, что позволяет очень наглядно представить динамику присоединения к России той или иной территории, с тем или иным народом.

Карта четко показывает нам, что основная масса территориальных приобретений была осуществлена в доимперский период, то есть до 1721 года. К этому моменту все сибирские, северные и дальневосточные народы и этносы уже были в составе России. Также, в период Русского Царства, в состав русской общности вошел такой народ как татары, точнее казанские татары - это ознаменовалось взятием Казани в 1552 году Иваном IV Грозным. Татары делятся на много этнических групп, но все они вошли в состав многонационального российского народа именно в доимперский период.

Основная масса территориальных приобретений России была осуществлена
в доимперский период, то есть в период с 862 по 1721 года

Другие известные народы находящиеся в данный момент в составе российского общества или находившиеся в нем в недалеком прошлом, есть смысл рассматривать отдельно, так как их появление происходило уже в период Российской Империи, начиная с времен правления Петра I.

Для удобства, некоторые народы будут объединены в группы: европейцы - немцы, французы и т.д., азиаты - таджики, узбеки и т.д. По каждому народу или группе, в скобках, будет даваться цифра, обозначающая продолжительность их нахождения в составе многонационального российского народа: период будет указываться по состоянию на 2014 год.

Датой начала формирования российского общества, основателями которого были русские , будем вести с 862 года - это значит что в целом, российское общество существует 1152 года.

  • европейцы - 1721 (293 года ) - с начала правления Петра I в Россию стали активно приезжать и селиться на долгосрочной основе много мастеровых, а также купцов и ученых из Европы
  • казахи - 1731 (283 года ) - удовлетворено прошение о вхождении в российское подданство казахского хана Абулхайра из Младшего жуза
  • грузины - 1783 (231 год ) - подписание Георгиевского трактата о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединённым грузинским царством Картли-Кахети (Восточная Грузия) и переходе Грузии под протекторат России
  • поляки - 1795 (219 лет ) - произошёл последний, третий, раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией, проникновение поляков началось с 1772 года при первом разделе польской территории
  • евреи - 1795 (219 лет ) - массовое проникновение евреев в Россию началось с территории Польши в момент третьего раздела Польши, проникновение евреев началось с 1772 года, хотя еще Петр I вывел в высшие круги общества евреев-выкрестов. В самой Польше евреи массово появились в результате гонений на них в Европе.
  • азербайджанцы - 1813 (201 год ) - подписан Гюлистанский мир, согласно которому к России была присоединена северная часть Азербайджана: ханства Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и часть Талышинского
  • дагестанцы - 1813 (201 год ) - подписан Гюлистанский мирный договор между Российской и Персидской империями, по которому Персия отказалась от притязаний на историческую территорию Дагестана: Горный Дагестан, прикаспийский проход, Кумыкская степь до Терека, районы северного Азербайджана, населенные лезгинами и аварцами
  • армяне - 1828 (186 лет ) - на основании Туркманчайского договора к России были присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства, которые объединились в Армянскую область, куда переселилось порядка 30 тысяч армян из Персии
  • чеченцы - 1860 (154 года ) - окончательное присоединение Чечни к России произошло в ходе Кавказской войны 1817-1864 года
  • азиаты - 1880 (134 года ) - это заключительная дата формирования Среднеазиатских владений Российской империи: Казахских жузов, Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства и Туркмении

Разумеется, представители указанных выше народов, встречались в составе российской общности и до указанных выше дат, но это были очень небольшие общины не имевшие сколь нибудь заметного влияния на общество и государственную политику.

Российское общество существует 1152 года

В заключении, можно сделать вывод, что формирование российской многонациональности происходило в три основных этапа:

  1. доимперский период: 859 лет = 862 - 1721 гг. = вся власть сосредоточена на 100% в руках потомственных русских
  2. имперский период: 196 лет = 1721 - 1917 гг. = основные государственные посты в руках русских, но есть достаточно много вкраплений представителей других народов
  3. советский период: 74 года = 1917 - 1991 гг. = характерен массовым вхождением в высшие эшелоны власти и на ответственные государственные посты представителей национальных меньшинств

4-й этап формирования российской многонациональности - современная Россия, продолжается и на данный момент.