Масштабная выставка классика немецкого экспрессионизма «Эмиль Нольде. Цвет - это жизнь» открылась в Национальной галере Шотландии . Более ста работ - живопись, рисунки, акварели, гравюры - привезли в Эдинбург из коллекции Фонда Эмиля Нольде в Зеебюле.

Выставка охватывает все периоды творчества художника - от ранней импрессионистической живописи, мощного расцвета экспрессионизма в 1910–1930 годах до поздних акварелей, созданных Нольде в 1940-е.

Нольде - маг цвета, открывший совершенно новые возможности живописи. Начав с увлечения импрессионизмом, в 1900-х он присоединился к группе «Мост», ставшей колыбелью немецкого экспрессионизма. Впрочем, с «Мостом» Нольде продержался всего два года, затем продолжил собственный путь в искусстве. Его способность писать оглушающими цветами, как будто наполненными внутренним светом и даже звуком, нашла свое воплощение в нескольких сюжетных линиях. Нольде удивительно эмоционально переосмыслил библейскую историю, приблизив ее к современности. Еще одним сюжетом стала ночная жизнь Берлина с ее кабаре, кафе и театрами. Жена Нольде Ада была танцовщицей, так что он имел возможность видеть это карнавальное существование изнутри. Еще один значительный сюжет - мощные пейзажи, звучащие как средневековые оратории.

1930-е годы стали для художника периодом испытаний. Он увлекся идеями фашизма и вступил в НСДАП. Организаторы предупреждают, что на выставке есть работы, которые могут «огорчить» зрителя. Это, например, «Martydom 1921», где распятый Христос осмеян персонажами с семитскими чертами. Из-за политических взглядов и членства в НСДАП на творчестве Нольде навсегда останется печать сожаления.

Впрочем, нацисты не ответили ему взаимностью, искусство Нольде признали дегенеративным, а его живопись заняла центральное место на известной выставке «Дегенеративное искусство». У Нольде конфисковали более 1000 произведений, которые были частично уничтожены, частично проданы. Он получил запрет на художественную деятельность и, уединившись в своем доме в Зеебюле, писал акварели подпольно, зарывая их в собственном саду. Эта «ненаписанная живопись» была так же светоносна и оглушительна, как и его предыдущие работы.

После войны Нольде был реабилитирован, вновь взялся за кисть, работал до самой смерти и даже был приглашен на легендарную выставку .

Для тех, кому на нынешнюю выставку попасть не удастся, организаторы сняли объемный ролик, подробно показывающий экспозицию, который можно увидеть на сайте музея.

Emil Nolde
«Free Spirit»
1906
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Party»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Exotic Figures II»
1911
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Prophet»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Candle Dancers»
1912
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Junks» (red)
1913
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Bay»
1914
© Nolde Stiftung Seebüll

Emil Nolde
«Landscape / North Friesland»
1920
© Nolde Stiftung Seebüll

May 16th, 2014 , 03:09 pm

Сегодня я решила рассказать про одного из мох любимых художников. Это немецкий экспрессионист Эмиль Нольде.

Есть художники, которые вдохновляют меня на каком-то особом уровне. Альбом Нольже уже давно в моем wish-list и с особым стрепетом рассматриваю его картины.
Многие скажут, что это шедевры из серии «ой, да что тут делать-то?! Да я ваще не рисую - сделаю те также!». А вот ничего подобного, к сожалению… Было бы так просто - были бы и чувства другие.

Глядя на работы Нольде, на его буйство цвета, мне хочется моментально взять краски и начать движение. Именно ДВИЖЕНИЕ! Посмотрите на пейзажи - вот-вот и облака поплывут и где-то сверкнет луч пробивающегося солнца.

"Существует синева серебряная, синева голубая и синева грозовая. И в каждом цвете есть своя сила, мощь, которая либо делает тебя счастливым, либо отталкивает от себя, вызывает неприятие. Для тех людей, кто не причастен к искусству, цвета остаются просто цветами, а оттенки - просто оттенками. И все. И также незамеченным проходит воздействие их на дух человеческий, блуждающий между раем и адом" Эмиль Нольде (с)

Эмиль Нольде является одним из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX в. Обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. Входил в художественную группу «Мост», познакомился там с Мунком.

Ниже подборка его работ, которые мне больше всего нравятся.

Я всячески стараюсь обходить темы политики, религии, национальных движений и т.д. Но вот это, пожалуй, оставлю здесь.

В 1941 мастеру предписали «незамедлительно прекратить» занятия живописью. Нольде окончательно оставил Берлин и переселился к Северному морю, где еще в 1927 построил дом-мастерскую в Зеебюле (Гольштейн); почти не выезжал оттуда и после окончания войны и краха нацизма. Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей. Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Вскоре после завершения своего грандиозного Нольде начинает слеудующий цикл. Он не такой огромный, но всё равно и не одна картина - в этот раз это триптих, о святой Марии Египетской . Вообще-то выбор темы несколько странный (и это даже не вдаваясь в психоаналитические глубины) - Мария Египетская почитается в православных версиях христианства, известна, но гораздо менее чтима в католицизме, а уж про простестантские церкви мне вообще трудно что-то сказать - уж больно щекотлива её биография.

Вот тут Мария ещё вовсю блудодействует в притонах Александии:



Emil Nolde - Die Heilige Maria von Aegypten. Im Hafen von Alexandrien - Мария Египетская в Александрии (1912)

Вот тут -

она уже молится перед иконой храма в Иерусалиме


Emil Nolde - Die Heilige Maria von Aegypten - Моление Марии Египетской перед Храмом (1912)

А здесь её нетленный прах уже вот-вот погребёт в пустыне святой Зосима, при активном содействии льва.


Emil Nolde - St.Mary of Egypt in the Desert - Погребение Марии Египетской в Пустыни (1912)

Cуществует ещё одна картина про Марию Египетскую, на которой Зосима протягивает ей плащ, но она официально не входит в этот триптих.

До своего огромного, чуть было не написал - кругосветного - путешествия в Папуа Новую Гвинею и обратно в 1913-4 годах, Нольде написал ещё несколько библейских работ, например:


Emil Nolde - Die Heiligen Drei Konige (The Three Magi, Три Волхва) - (1912)

а также несколько "перерисовок", когда он рисовал картины с имеющихся у него в коллекции статуэток, вроде Мадонны с Младенцем или Иуды; есть даже одна мозаика с Мадoнной, которую он выложил по своему раннему рисунку в 1912 году.

Затем был нихилый такой закос под любовь трип больше года длинной; почти все написанные в нём работы конфисковывают в Порт Саиде (началась война, а Египет в то время ещё был британской колонией), хотя потом, много позже, ему удастся большую их часть вызволить.

Вернувшись в Берлин, Нольде начал осваивать новые для него темы - сибиряки России, другие туземцы (таки немецкий Гоген !), даже Будды какие-то замелькали на его картинках. Но вскоре он начал вновь писать и на библейские мотивы. Вот лишь несколько работ:


Emil Nolde - Saint Symeon and the Women - Симеон (Юродивый) с женщинами (1915)

С этой картиной могут возникнуть непонятки ; в христианстве существует целый ряд Св.Симеонов - например, Симеон Столпник , простоявший 37 лет на столпе, или Симеон Теолог - сочинитель гимнов. Но это не про них, а про так называемого Симеона Юродивого (или Simeon the Holy Fool), который умело косил под сумасшедшего, и на одной из страниц своей биографии действительно вломился голым в женское отделение бани. Видно, что версия Нольде несколько отличается от переполоха и быстрого изгнания, случившихся в оригинале.


Emil Nolde - Entry into Jerusalem - Восшествие в Иерусалим (1915)


Emil Nolde - The Last Judgement - Страшный Суд (1915)


Emil Nolde - Simeon Meets Mary in the Temple - Cимеон Богоприимец встречает Марию в Храме (1915)

А тут "шутник" Нольде изобразил совсем другого Симеона, так называемого Богоприимца ; к предыдущему он не имеет никакого отношения (хотя вот кто теперь знает? вдруг Нольде их неслучайно написал одного за другим?)


Emil Nolde - The Tribute Money (1915)

Это не очень широко известный, но милый сюжет из Матфея, когда Иисус, чтобы заплатить храмовый сбор, попросил Петра выловить рыбу, во рту которой должна была найтись монета в четыре драхмы.


Emil Nolde - Grablegung (Burial) - Погребение (1915)



Emil Nolde - Philistines - Филистимляне (1915)

Затем в библейских мотивах наступил большой перерыв (я не знаю, почему). Следующий большой всплеск случился в 1921 году, когда он создаёт свой очередной (а заодно и последний) триптих Мученичества (Martyrdom). Подобно Житиям , сохранился первоначальный набросок:

У меня сейчас есть репродукция только центральной части в цвете -

Левая и правая панели - черно-белые репродукции в моём собственном раскрасе:

Затем - Изгнание из Рая


Emil Nolde - Verlorenes Paradies (Paradise Lost) (1921)


Emil Nolde - Joseph"s Temptation - Исушения святого Иосифа (1921)

(Иосифа, в отличие от Антония, искушали не демоны, а вполне красивая женщина - точнее, не искушала, а соблазняла; ясно дело, он не поддался ).


Emil Nolde - Judas with the High Priests - Иуда с Первосященниками (1922)

Ещё одно Поклонение волхвов


Emil Nolde - Anbetung (Adoration) (1922)

В последующие годы он написал ещё несколько работ, но у меня нет их репродукций. В 1926 пишутся Грешники и Благовещение (последней тоже нет)



Emil Nolde - Die Sünderin (The Sinner) (1926)

Затем снова перерыв, до 1929, в котором опять пишется несколько работ сразу, включая красивейшую


Emil Nolde - So Ihr Nicht Werdet Wie Die (Except Ye Become as Little Children) (1929)

На русский это переводится как "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" .

Вслед за этой работой он Нольде пишет очень странную работу, которые даже неплохо относящиеся к его творчеству критики посчитали "выходящей за рамки". Эта картина сейчас называется Экстаз (но опять, это не оригинал, а раскрашенный мной ч/б).

Изначально планировалось, что это буде Непорочное Зачатие (Immaculate Conception) (ах, если бы тут было зеркало!).

Но потом, видимо, даже у Нольде дрогнула рука или что там обычно дрожжит, и он заменил название на Экстаз.

"... The last painting is rather strange, I was thinking of something like the Immaculate Conception, in deep yellow and glowing red, violet and... - should one not be able, and allowed to paint something like that, too".

В 1931м пишется милый Отшельник на Дереве


Emil Nolde - Eremit in Baum (Hermit in Tree) (1931)

но и ещё несколько работ. В 1933 - очередное Поклонение



Emil Nolde - The Adoration of Magi (1933)

В 1940м, уже после осуждения и позорящего показа его работа на Дегенеративном Искусстве, и совсем незадолго до запрета писать и продавать картины он пишет Садовника - технически, может, и не библейская работа, но которой хорошо бы завершить библейский ряд.

Emil Nolde - The Great Gardener (1940)

Ан нет, после войны он напишет ещё несколько картин (которых, у меня пока нет, правда).

Как я и говорил, это далеко не все работы, посколько Нольде много писал и акварелей, и гравюр, а это часть его творчества мне пока вообще мало знакома.

Какие тут можно сделать выводы? Ну, налицо "большая роль в творчестве", я как-то не знал про это. Очень, очень странный выбор тем, раздолье и разгулье для психоаналитиков. Может, и не очень очевидная, но какая-то связь с коммерческим успехом (эти работы намного лучше продавались, чем в среднем у него). И самое важное (но труднее всего артикулируемое) - их влияние на его уход от реализма, в самых разных смыслах, и приход - я даже не хочу это называть эспрессионизму, это бестолковое слово - а к какому-то фантазму, к его совершенно нечеловеческому, но при этом как раз глубоко-человеческому эмоционализму .

Эми́ль Но́льде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ханс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen); 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, - 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) - один из ведущих немецких художников-экспрессионистов , считается одним из величайших акварелистов XX века. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тондера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из четырёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906-1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком . В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона . В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние». В 1910-1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913-1914 годах Нольде совершил поездку в Южное полушарие как член Медицинско-демографической германо-новогвинейской экспедиции при имперском колониальном ведомстве. В 1916 году Нольде переехал в Утенварф на западном побережье близ Тондера. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство.

После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же.

К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.

Нольде давно был убеждён в «превосходстве германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Эмиль Нольде (настоящее имя Ганс Эмиль Хансен; 7 августа 1867, Нольде, Пруссия, - 13 апреля 1956, Зеебюль, ФРГ) - один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считается одним из величайших акварелистов XX века.

Биография Эмиля Нольде

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тондера и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.

В 1884-1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе.

В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Творчество Нольде

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи.

В 1906-1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком.

В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние».

В 1910-1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях.

К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.

Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП.

Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью - уничтожены.

В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами».

Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн.

До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества.

Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника.

Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.

Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.

Эмиль Нольде был одним из ранних художников-экспрессионистов, хотя его славу затмили другие, такие как, например, Мунк. Сутью экспрессионизма является изображение реальности с субъективной точки зрения. Нольде написал эту картину после изучения масок в Берлинском музее. На протяжении всей жизни он увлекался другими культурами, и эта работа не является исключением.