Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

Те случаи, когда художественная мысль намного опередила время

Восемнадцатого октября родился один из самых известных и любимых советских писателей-фантастов Кир Булычев . Все мы в детстве зачитывались его произведениями и не могли представить, что описываемые им вещи могут появиться в реальной жизни. Накануне дня рождения Игоря Всеволодовича Можейко (настоящее имя Булычева) сайт выясняет, какие предсказания его и других известных фантастов стали частью нашей действительности.

Электронные книги и аппараты со снеками

Кир Булычев рассказывал в своих захватывающих историях о компактных устройствах, чем-то напоминающих портсигар, с помощью которых люди будущего читают книги и газеты. Так же он описывал большие прозрачные шары, которые используются как транспорт. Эти шары очень напоминают зорбинг – экстремальный аттракцион.

В «Приключениях Алисы » фантаст рассказал, как в будущем подростки передвигаются с помощью прикрепленных к ногам пружин. Сегодня одними из самых популярных уличных спортивных тренажеров считаются джамперы – специальные приспособления, увеличивающие прыгучесть, которые надеваются на ноги.


Орбитальная станция и трансплантология

Александра Беляева считают основоположником советской научной фантастики, многие предсказания которого сбылись.

В романе «Голова профессора Доуэля » писатель рассматривает возможность воскрешения человека, а также приживление отдельных частей к телу, оперативное лечение глаза.

Конечно, каждого оживить невозможно, но вывод из клинической смерти теперь довольно частое явление. А современная хирургия давно использует методы трансплантологии и пришивает оторванные пальцы, а также проводит операции на глазах.

Многие считают, что «Человек-амфибия» - это прообраз аквалангиста. Кроме того, сегодня уже создали искусственное легкое. Как известно, писатель был дружен с Циолковским , который вдохновил Беляева на создание «Звезды КЭЦ» (КЭЦ – Константин Эдуардович Циолковский ). Роман был написан в 1936 году. И там фантаст рассказывает об орбитальной станции, выходе человека в открытый космос, а также про искусственные спутники Земли и полет на Луну.


Лазер

В романе «Гиперболоид инженера Гарина» Алексей Толстой рассказывает об инженере, который создает аппарат с тепловым лучом огромной разрушающей силы.

Фанаты писателя предполагают, что таким образом он предсказал создание лазера. Ведь роман был написан в 1927 году.

И хотя еще Эйнштейн в 1916 году предположил вынужденное излучение (физическая основа работы любого лазера), считается, что первый рабочий оптический лазер был создан в 1960 году американским физиком Теодором Майманом .


Интернет и пейнтбол

Аркадий и Борис Стругацкие , наверное, самые читаемые фантасты в нашей стране. Они удивительным образом предугадали устройства, которые только недавно вошли в наш обиход.

В повести «Хищные вещи века» писатели рассказывают о серьге-приемнике, которую сегодня можно назвать Bluetooth-гарнитурой. В этом же произведении можно прочитать о ляпнике – игрушечном автомате с плоским прямоугольным баллончиком. Стругацкие объясняют, что ляпником игрушка названа от слова «ляпать». Наверное, многие играли в пейнтбол и представляют, что и как там происходит и из какого оружия стреляют.

Также фанаты Стругацких считают, что в этой же повести описана виртуальная реальность, которая преподносится как иллюзорный мир. В их книгах регулярно говорится о некоем Всепланетном Информатории. Кто-то считает его прообразом Wikipedia. А вот Борис Стругацкий когда-то рассказывал журналистам, что Всепланетный Информаторий и Нуль-Связь – больше похожи на Интернет. А в романе «Жук в муравейнике» описан видеофон, на экране которого по звонку появляется человек, с которым можно разговаривать, как сегодня по скайпу.



Телевидение, эскалатор, банковские карты и клубная музыка

Конечно, мы в детстве все читали Жюля Верна и удивлялись, как писатель за сто лет до технического прогресса «нарисовал» современные баллистические субмарины, а также указал необходимые условия и скорость, с помощью которой можно преодолеть земное притяжение. Считается, что в произведениях Жюля Верна можно прочитать об электрическом стуле, телевидении, аппарате, очень похожем на вертолет, а также самолете. Герберт Уэллс спрогнозировал появление не только атомной бомбы, но и эскалатор, пассажирский транспорт, кондиционеры, автоответчики и многое другое. Рэй Бредбери рассказал миру о замка х, которые открываются с помощью отпечатков пальцев, о наушниках и плейере. Эдвард Беллами описал, что в будущем человечество начнет пользоваться специальными картами, на которые поступают деньги. Олдос Хаксли поведал о генной инженерии, детях из пробирок и клубной музыке.

В принципе, практически в любом фантастическом произведении можно найти что-то пророческое. Но, тем не менее, много лет назад Борис Стругацкий сказал так: «Фантасты - никудышные предсказатели. От них этого и не требуется. Они не сеют, они в лучшем случае разрыхляют почву под посев».

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он - великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г.). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» - первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь между полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» - дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг.), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

"Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Константиновича Толстого - яркий пример предсказания писателем появления новых, пусть даже фантастических изобретений. Точно так же, как Жюль Верн предсказал полёты на Луну, а Рэй Брэдбери - на Марс, Алексей Толстой предвосхитил создание гиперболоидов, а точнее, параболоидов, и лазерного луча. Но этот роман интересен не столько с технической, сколько с моральной и нравственной точки зрения. Мне бы очень хотелось разобрать основных персонажей "Гиперболоида" буквально по косточкам.

Начну с инженера Петра Гарина - ведь его имя вынесено писателем в название книги. По-моему, Гарин - самый противоречивый герой романа. Сначала он предстаёт перед читателем благородным изобретателем-одиночкой. Он ни с кем не связан, действует храбро и решительно, но цель Петра Петровича ещё не слишком ясна. Гарин поражает своим хладнокровием и расчётливостью, с которыми он проводит несколько смелых афер. Неслучайно Алексей Толстой назвал первую треть романа "авантюрной". Но потом я начала находить в Гарине массу неприятных недостатков. Сам писатель замечает, что его главный герой - "ужасный эгоист, какого свет не видал ". Выясняется, что инженер сконструировал гениальную машину лишь для сугубо собственной выгоды: Гарин мечтает подчинить себе весь мир (в отзыве о "Человеке-невидимке" я уже упоминала, что это обычное, на мой взгляд, желание для недалёких, злобных или сумасшедших персонажей). Так что этим "невинным" желанием инженер много потерял в моих глазах. Вдобавок оказалось, что саму идею гиперболоида и бурения с его помощью Оливинового пояса Гарин "украл" у своего бывшего товарища Манцева. Тут я сразу "зачислила" Петра Петровича в "отрицательные". И, по-моему, Гарин заслужил ту участь, на которую обрёк его автор.

Другим интересным персонажем является подруга Гарина - Зоя Монроз, или мадам Ламоль. Это очень своеобразная женщина, и моё отношение к ней также менялось по ходу произведения. В начале романа она показана спокойной, благоразумной компаньонкой, чуть ли не женой миллиардера Роллинга. Однако после встречи с Гариным Зоя, ослеплённая развёрнутыми перед ней перспективами, преображается: становится более требовательной, высокомерной, может даже капризной. Такая мадам Ламоль готова на что угодно ради своего блистательного будущего, хоть на убийство и низкий грабёж. Показав свою истинную сущность, она уже не вызывает ни приязни, ни жалости. Жалок в "Гиперболоиде" совсем другой персонаж - "покоритель Европы" химический король Роллинг. Пока он был уверен в своих силах, а самоуверенности ему не занимать, он напролом движется к своей цели - подчинению себе всей химической промышленности Земли. Но, попав в зависимость и даже плен Гарина, Роллинг обнажает своё настоящее лицо - трусливое лицо буржуя (другого слова не нахожу).

Единственный главный герой, не разочаровавший меня - это Василий Витальевич Шельга, сотрудник Ленинградского уголовного розыска. Только он не потерял голову, поближе познакомившись с Гариным. Шельга оставался верен своему долгу, своей стране, своей идее социализма. И в конце концов победил. Может быть, если бы Пётр Петрович по характеру был схож с Шельгой, никаких его великих удач и крахов не было бы, просто Советский Союз получил бы отличное орудие, пригодное как для войны, так и для производства. Но Гарин не Шельга, и в этом вся прелесть их конфликта.

В целом, роман "Гиперболоид инженера Гарина" - очень мудрое, хотя и не лишённое ненужных подробностей произведение. Оно дало мне понять, что научная фантастика - это не только описание невероятных изобретений, но и прекрасный пробный камень для разных человеческих характеров.