Страница:

Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782 — 27 мая 1840) — итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.

Паганини Никколо

Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путём печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы уничтожило это решение.

Непревзойденный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L`Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

27 октября 1782 года родился Никколо Паганини (Niccol Paganini), итальянский скрипач и композитор.

Итальянский скрипач виртуоз и композитор Никколо Паганини (Niccolо Paganini) родился 27 октября 1782 года в городе Генуе (Италия) в семье мелкого торговца.

Юный музыкант с большим успехом выступал в итальянских городах - Флоренции, Пизе, Ливорно, Болонье и Милане.С 1801 по 1804 год Паганини жил в Тоскане. Именно к этому периоду относится создание знаменитых каприччи для скрипки solo.

В 1805 году в расцвете исполнительской славы музыкант сменил концертную деятельность на придворную службу в Лукке камерным пианистом и дирижером оркестра, но в 1808 году вернулся к концертированию.

В 1811 году он сочинил Первый концерт ре мажор для скрипки с оркестром, в 1826 году - Второй концерт си минор для скрипки с оркестром.

Своеобразие манеры игры, легкость владения инструментом вскоре принесли ему известность в масштабах всей Италии. Паганини неоднократно выступал в театре "Ла Скала".

С 1828 по 1834 год он дал сотни концертов в крупнейших городах Европы, которые вызвали восторженную оценку композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Джоаккино Россини, поэта Генриха Гейне, писателей Иоганна Гете, Оноре Бальзака, Tеодора Гофмана. Феномен Паганини оказал сильнейшее воздействие на творчество композитора Ференца Листа, называвшего игру итальянского маэстро "сверхъестественным чудом".

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 году, причинами чего стали пошатнувшееся здоровье музыканта и ряд публичных скандалов, возникших вокруг его фигуры. На родину в Геную он вернулся в 1837 году тяжело больным человеком.

В последние дни жизни Паганини мучили приступы сильного кашля, из-за которых музыкант не мог принимать пищу и говорить - писал свои просьбы на листках бумаги. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840 года. После смерти Паганини папская курия долго не давала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя, в 1876 году, прах музыканта был перевезен в Парму и захоронен там.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе.

Имя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве, Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары. Многие скрипичные произведения величайшего скрипача обработаны Ференцем Листом, Робертом Шуманом, Иоганнесом Брамсом, Сергеем Рахманиновым. Образ Никколо Паганини запечатлен Генрихом Гейне в повести "Флорентийские ночи".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Никколо Паганини (итал. Niccolò Paganini; 27 октября 1782 - 27 мая 1840) - итальянский скрипач-виртуоз, композитор.

Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.

Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком же он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что, кроме него самого, никто не мог их исполнить.

В начале 1797 г. Паганини со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно. Вскоре избавившись от строгой ферулы отца, он, предоставленный себе, вёл жизнь бурную, что отразилось как на его здоровье, так и на репутации. Впрочем, необычайный талант этого скрипача возбуждал всюду завистников, которые не пренебрегали никакими средствами, чтобы каким бы то ни было путём повредить успеху Паганини. Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии. В Германии он даже получил титул барона. В Вене ни один артист не пользовался такой популярностью, как Паганини. Хотя размер гонорара в начале XIX столетия далеко уступал нынешним, но тем не менее Паганини оставил после себя несколько миллионов франков.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.

Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путём печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе и только вмешательство папы изменило это решение.

Непревзойденный успех Паганини лежал не в глубоком музыкальном даровании этого артиста, а в необычайной технике, в безукоризненный чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительное искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес - всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

В 1837 году Никколо Паганини еще давал концерты в Турине, но в следующем году его здоровье резко ухудшилось. Чахотка, бич XIX века. В 1839 году по предписанию врачей Паганини поселился в Марселе. К страданиям от болезни прибавились проблемы, связанные с судебной тяжбой, в результате которой скрипач должен был выплатить 50 тысяч франков - весьма значительную по тем временам сумму.

Последние месяцы жизни Паганини провел в Ницце. В письмах к друзьям он жаловался: "Грудной кашель, который мучает меня, очень огорчает, но я держусь больше, чем могу, и хорошо ем то, что мне готовит "великолепный повар"... Я разваливаюсь на куски, и мне бесконечно жаль, что я не могу снова увидеться с нашим добрым другом Джордано..." Именно к Джордано обращено последнее письмо Паганини от 12 мая: "Мой дорогой друг, и вое же возможно не отвечать на сердечные письма друга. Обвини в этом упрямые и бесконечные болезни... Причина всему этому судьба, которой угодно, чтобы я был несчастлив...

Доктор Бине считается в Ницце самым лучшим врачом, и только он лечит меня сейчас. Он говорит, что, если мне удастся на треть уменьшить катар, я смогу еще немного протянуть; а если удастся на две трети, то я смогу питаться, но от лекарств, которые я начал принимать четыре дня тому назад, нет никакой пользы".

И все же прежде, чем умереть, он еще раз играл на скрипке... Однажды вечером, на закате, он сидел у окна в своей спальне. Заходящее солнце озарило облака золотыми и пурпурными отблесками; легкий нежный ветерок доносил опьяняющие ароматы цветов; множество птиц щебетало на деревьях. Нарядные молодые люди и женщины прогуливались по бульвару. Понаблюдав некоторое время за оживленной публикой, Паганини перевел взгляд на прекрасный портрет лорда Байрона , висевший у его кровати. Он воспламенился и, думая о великом поэте, его гениальности, славе и несчастьях, стал сочинять самую прекрасную музыкальную поэму, какая когда-либо была создана его воображением.

"Он как бы проследил за всеми событиями бурной жизни Байрона. Сначала это были сомнения, ирония, отчаяние - они видны на каждой странице "Манфреда", "Лары", "Гяуры", затем великий поэт бросил клич свободы, призывая Грецию сбросить оковы, и наконец смерть поэта среди эллинов". Музыкант едва закончил последнюю мелодическую фразу этой удивительной драмы, как вдруг смычок внезапно замер в его леденеющих пальцах... Этот последний всплеск вдохновения уничтожил его мозг...

Трудно сказать, насколько достоверно это свидетельство, но остался также рассказ графа Чессоле, который утверждает, что байроновская импровизация Паганини на пороге смерти была поразительна.

Пророчество поэта, к сожалению, оправдалось: Паганини, как и Байрон, познал всю глубину страдания, и перед концом жизнь предстала перед ним во всей своей жестокой реальности. Слава, богатство, любовь - все это у него было, и всем этим он был пресыщен до отвращения. Теперь душа его была совершенно опустошена, в ней остались лишь бесконечное одиночество и великая усталость. Успех оставил ему дашь горечь. И его умирающее тело конвульсивно вздрагивало, прежде чем застыло в ледяной неподвижности смерти.

Неописуемые мучения пережил Паганини в последние дни жизни - с 15 по 27 мая. Долгими часами он упрямо пытался проглотить хоть крохотнейшие кусочки пищи, и, уже совершенно потеряв голос, он не мог объясниться даже с сыном и писал свои просьбы на листках бумаги... Юлиус Капп в своей книге дал факсимильное воспроизведение последнего листка, на котором Паганини написал: "Красные розы... Красные розы... Они темно-красные и кажутся дамаском... 18, понедельник".

Начиная с этого дня он уже не брал больше в руки пера. О последнем часе великого музыканта написано немало фантастического. Один поэтический рассказ рисует такую картину: Паганини умирает в лунную ночь, протянув руку к своей скрипке. На самом деле все было не так поэтично. Один из друзей скрипача, не покидавший его в последние дни, Тито Рубаудо, рассказывал, что ни он сам, ни кто-либо другой из тех, кто бывал в эти дни рядом, не думали, "что так близок его конец, как вдруг Паганини, согласившийся пообедать, начал мучительно кашлять. Этот приступ и оборвал мгновения его жизни."

Это подтверждает и другой очевидец - Эскюдье. По его свидетельству, когда Паганини садился за обеденный стол, у него внезапно начался сильный приступ кашля. Он захаркал кровью и тотчас захлебнулся ею. Произошло это 27 мая 1840 года, в 5 часов дня.

В завещании Паганини было написано: "Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца".


Хроники Харона

Этот мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку. Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру. Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – "жужжал", "мычал" и "разговаривал" струнами.

Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад. Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, даже обеспечил его возможностью продолжать обучение у виолончелиста Гиретти. Учитель заставлял талантливого ученика сочинять мелодии без инструмента, слышать музыку в голове.

Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики. Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии. За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.

Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года. Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию 7 удивительных фактов из биографии великого маэстро.

1. На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и "привета из деревни" - подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его "Южным колдуном".

"Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа".

3. Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные "доброжелатели" присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

4. Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской: "Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение".

5. В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

6. Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления, а однажды его позвали исполнить масонский гимн перед итальянской великой ложей. Конечно, за выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить небольшое состояние.

7. Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.