Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.


Был у нас такой замечательный актёр, режиссёр, но прежде всего писатель, Василий Макарович Шукшин. Василий Макарович родился, жил и творил в России в годы советской власти. Сам он был из сибирских крестьян, и хотя впоследствии получил неплохое образование, перебрался в город и стал известным человеком, всю свою (к сожалению, не очень долгую) жизнь смотрел на мир так же: взглядом простого русского труженика.

Шукшин рано потерял отца, его арестовали и расстреляли в годы коллективизации по ложному доносу доброго соседа. Что характерно, когда Василий подрос и вызнал, как всё произошло, родную страну не возненавидел, в лес бандитствовать не убежал и даже за границу не подался, чтобы оттуда вдумчиво разоблачать ужасы сталинизма. Хотя пристрелить доносчика порывался, не без того. В этом радикальная разница между русским крестьянином и интеллектуалом-русофобом. Для крестьянина как-то само собой очевидно, что в гибели близкого человека виновен другой, вполне конкретный человек - клеветник и подонок, а не родная страна в целом. У интеллектуала же всегда строго наоборот - во всём виновата наша страна, населяющий её народ и, разумеется, лично Сталин (в крайнем случае, за отсутствием Сталина - Путин).

Пламенным коммунистом, по воспоминаниям близких, Шукшин не был, а взгляды имел скорее некие самобытно-народнические. Чем был не удобен многим - и официальным идеологам, прочно заплутавшим к тому времени в дебрях марксистского учения, и проникнутой западничеством либеральной интеллигенции. Но в том и великая заслуга советской власти - свобода самовыражения полагалась не только идейно выдержанным или заслуженно-приближенным. Творить и получать заслуженное признание мог всякий востребованный и не лишённый таланта. Всерьёз осаживали только очевидно больных на голову и патологических ненавистников сложившегося строя. Хотя последние, дорвавшись сейчас до рупора, изо всех сил голосят обратное.

К слову, благодаря такому подходу наш народ впервые в своей истории получил богатое отражение мощнейшего пласта своей культуры не только в фольклоре, но и в литературе, кинематографе, живописи. Если приглядеться, классики нашей литературы девятнадцатого века поголовно принадлежали к малочисленному привилегированному просвещённому сословию, писали о себе и для себя, освещали сугубо свои проблемы. Взять, к примеру, многократно раскрытый вопрос "лишнего человека", видимо, очень наболевший для тогдашних столичных интеллектуалов. В отличие от крестьян, которых было подавляющее большинство, и которых по жизни заботило совсем другое - как, ведя хозяйство в нашем не самом благоприятном климате, прокормить не только себя, но и тех же столичных интеллектуалов с их тонкими метаниями и неслабыми запросами. Потому что когда ты изо дня в день на протяжении всей жизни занят тяжёлым и неблагодарным физическим трудом, проблемы сытых, образованных и необременённых обязанностями аристократов могут показаться, мягко говоря, надуманными. Для привилегированного же слоя простонародье представлялось этакой неотъемлемой частью живой природы и отношение к нему было соответствующим - кому, кроме специалистов, интересны проблемы коров, птиц или деревьев? Советская же власть дала слово совсем другим творцам, обратившимся к теме именно народной жизни с соответствующими героями и проблемами.

А ещё Шукшин искренне, без дураков и фиги в кармане, любил родную страну и глубоко понимал свой народ. Которому, собственно и посвящено всё его творчество. Точно не известно, был ли он верующим, но и к воинствующим атеистам не принадлежал, над верующими не глумился. И за права педерастов не болел. В общем, как очевидно из сказанного любому либеральному интеллектуалу, был типичным тупым совковым быдлом. За что и любим в народе. Поскольку и народ наш точно таков же, к глубочайшему недоумению и ужасу либерального интеллектуала.

Когда я дорос до понимания творчества Шукшина, он тут же стал одним из моих любимейших авторов. Тут ведь оно как получается. Впервые его рассказы читаешь на уроках литературы в общей школе, и интересу они не вызывают никакого. Ни тебе экшена, ни интриги, ни даже какой-то внятной морали в конце, будь она неладна. То ли дело научная фантастика или книжки о Шерлоке Холмсе! А тут вообще не понятно, что это такое, зачем написано, и почему эти люди так себя ведут. Собственно, в подростковом возрасте так же обстоит дело с любой классикой, просто потому, что у подростка нет и быть не может жизненного опыта, необходимого для понимания такой литературы.

А потом проходит лет десять-пятнадцать, волей случая ты открываешь книжку и видишь в шукшинских персонажах живых людей, окружающих тебя. А местами и самого себя узнаёшь - мысли, чувства, мотивации, поступки - всё один в один. Даже оторопь берёт - откуда такое понимание?! И начинаешь читать уже всё подряд, запоем, получая массу удовольствия, местами хихикая в голос, местами погружаясь в размышления и воспоминания о чём-то своём.

Правда, тут надо сразу оговориться: всё это так, если ты нормальный русский человек, то есть тупое совковое быдло, и живёшь среди таких же. Потому что если ты либеральный интеллектуал, вращающийся исключительно в тесном мирке себе подобных, эффект от прочтения и в сорок, и в шестьдесят лет будет ровно тот же, что и в тринадцать. Если так, лучше перечитай что-нибудь о тонких душевных метаниях великовозрастных подростков-интеллектуалов, разнообразных Онегиных, Печориных и Раскольниковых. Такое, возможно, тебе будет ближе.

На днях, перечитывая шукшинские рассказы, обнаружил такое. Цитата прекрасна всем - и точностью наблюдения, и краткостью, и манерой изложения:

Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем. И особенно это касается деревенских долбаков - вот уж упрямый народишко! И возьми даже своих ученых людей - агрономов, учителей: нет зазнавитее человека, чем свой, деревенский же, но который выучился в городе и опять приехал сюда. Ведь она же идет, она же никого не видит! Какого бы она малого росточка ни была, а все норовит выше людей глядеть. Городские, те как-то умеют, собаки, и культуру свою показать, и никого не унизить. Он с тобой, наоборот, первый поздоровается.

Вот это талантище! В каких-то пяти строчках, можно сказать - походя (сам рассказ о другом), взять и мощнейшим образом раскрыть всю суть русского общества и противоречий, терзающих его веками - хоть при царях, хоть при советах, хоть при демократах. Ведь всё именно так и получается.

Есть простонародье, которого в стране подавляющее большинство: упрямое, консервативное, с характерными чертами менталитета, которые, к ужасу и омерзению либеральных интеллектуалов, делают нас решительно непохожими ни на европейцев, ни даже на азиатов. Зато прекрасно объясняют все перипетии нашей непростой истории. Шутка ли - менее, чем за век успели создать почти с ровного места мощнейшую державу, развалить её до основания и начали строить что-то заново, на другой лад. Большинство, категорически не способное к длительной планомерной работе, но могущее, когда совсем прижмёт, явить такую прыть и находчивость, от которых у прочего человечества волосы поседеют враз и на всех местах. Всё не как у людей (если за эталон этих самых людей считать неких сферических европейских бюргеров). Раз аграрная реформа - то с массовым голодом и массовыми же расстрелами, раз выявление врагов и шпионов - то тридцать седьмой год, раз подъём науки и промышленности - то за три пятилетки впереди планеты всей, раз воля и либерализм - то такой чудовищный разгул уголовщины и безнаказанности, что Чёрная Африка выбегает нервно покурить. Одним словом, "наши деревенские долбаки, не всегда умеющие жить правильно".

Есть так называемая интеллектуальная элита, живущая в каком-то своём, очень далёком от реальности, мире. Кто её таковой признал и назначил, решительно не понятно. Слушая, что они говорят, и читая, что пишут, возникает стойкое впечатление - это они сами собрались тесным кружком, как шайка заговорщиков, и провозгласили себя умом, честью, совестью и ещё чёрт знает чем нашего общества. Примерно, как один деятель захватил брошенную зенитную платформу у английского побережья и объявил её независимым королевством, а себя - правящим монархом. Что выделяет наших интеллектуалов из прочей народной массы - не совсем понятно. Но точно не повышенный интеллект, и не прочные моральные устои. Скорее всего, ощущение своей избранности, причастности к тому самому, почётному, на их взгляд, кругу заговорщиков. И, как следствие, чудовищно раздутое самомнение, социальная спесивость и лютая, иррациональная ненависть к простонародью. То ли потому что оно не такое, как они. То ли потому что, наоборот, точно такое же, а либерального интеллектуала, желающего если не быть, то хотя бы казаться цивилизованным европейцем, такое напоминание о своей истинной неизбывной сути жутко бесит. В общем, те самые, деревенские, пожившие в городе, вернувшиеся обратно и одержимые манией самоутверждения за счёт менее продвинутых земляков.

Ну а есть и интеллигенция в подлинном смысле слова. Настоящий авангард нашего общества - и в нравственном, и в интеллектуальном плане. Но такие не шумят, не скандалят, не самоутверждаются публично, живут и занимаются своими делами, а потому мало кому интересны. Многие ли знают что-то про графа Игнатьева, маршала Голованова, биолога Любищева, социолога Кара-Мурзу? А ведь стоило бы. Городские они, что тут скажешь. Умеют и культуру показать, и никого не унизить. И здороваются первые, от простого человека носу не воротят.

Вообще, надо сказать, творчество Шукшина исключительно богато подобными меткими наблюдениями. Причём разбросаны они случайно, мимоходом, к слову об очередном нехитром сюжете, чем особенно примечательны. В отличие от многих нынешних литераторов, ударившихся в сколь отважные, столь же малограмотные построения на тему истории, философии, социологии, Шукшин подобными амбициями явно не страдал.

Ну и напоследок. Сегодня Василию Макаровичу исполнилось бы 84. На мой взгляд, вполне себе достойный повод в очередной раз перечитать его книжки, пересмотреть "Печки-лавочки" и "Калину красную". Ну а тем, кто каким-то чудом пропустил названное - незамедлительно восполнить этот досадный пробел, прикоснуться к яркому самобытному явлению нашей, по-настоящему народной, культуры и просто получить массу удовольствия.

24.07.2009

В середине ХХ века дух и голос русского народа со всей силой заявил о себе в творчестве писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина. «Живут на земле русские люди - и вот выбирают одного. Он за всех будет говорить - он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». Эти его слова как нельзя лучше подходят и к нему самому.

Жизненный путь родившегося 80 лет назад Шукшина был типичным для очень многих советских людей. Крестьянский сын, он прошёл через голод и холод раскулаченной деревни, тяжёлый труд военных лет. Оказавшись сыном репрессированного, сумел выйти в люди. А благодаря таланту и учителям не просто пробился, но отстоял право быть самим собой.

Его судьба - мучительный поиск себя и своего места в жизни. И поиск этот оказался неразрывно связан с размышлениями об историческом пути всего русского народа. Советское воспитание не стёрло в нём осознания себя именно как русского человека, как национального писателя. Именно на этой стезе его вклад оказался наиболее значителен и наименее известен.

О Шукшине часто говорят как о писателе-«деревенщике». Действительно, он приехал в столицу, будучи, по собственным словам, «глубоко сельским человеком». Шукшин ещё застал тот нравственный уклад жизни русского крестьянства, в основе которого были труд, любовь к земле, чувство правды и справедливости. Закат русской деревни, отток из неё населения, часто сопровождавшийся ломкой ценностных ориентиров, отзывался в нём личной болью. Но не «деревня» в узком смысле волновала писателя.

Состояние души и судьба русского человека были главной струной его творческого нерва. Возражая против применения термина «деревенская проза» в отношении единомышленников (писателей В. Белова, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Распутина), Шукшин подчёркивал, что «никакой чисто деревенской, замкнутой в себе проблемы нет, а есть проблема русского народа, то есть проблема общенародная, общегосударственная». «Нас похваливают за литературный талант, не догадываясь или скрывая, что в нашем лице русский народ обретает своих выразителей, обличителей тупого культурного оболванивания», - так отзывался он о смысле жизни писателей «почвеннического» направления и своей собственной.

Василий Шукшин прошёл непростой путь от сопереживания своим героям до осознания необходимости осмыслить и обобщить исторический путь нашего народа. «И в книгах своих, и в кино я говорил лишь о тех, кого знаю… Делился, как умел, своими воспоминаниями… Теперь надо выходить на дорогу более широких размышлений, требуется новая сила и смелость, требуется мужество открывать новую глубину и сложность жизни. Надеюсь и верую: она впереди, моя картина (а может быть и книга), где удастся глубже постичь суть мира, времени, в котором я живу». Он не успел реализовать этот замысел. Но творчество Шукшина раскрывает его представление об историческом пути России.

Этот путь Шукшин связывал с судьбой русского народа, а корни видел в хозяйственном и жизненном укладе коренной его части - крестьянства. Оценка советского периода была у него однозначна: уничтожив деревню как основу этого уклада, большевики уничтожили и основу русской государственности. Шукшин видел, что судьба народа определяется взаимодействием двух факторов: его духовного потенциала и внешних воздействий (в частности политики государства). В них он различал объективную и субъективную стороны. Процесс модернизации объективен, а значит, неизбежна трансформация характера крестьянского труда, размывание традиционных ценностей.

Однако в этом объективном процессе Шукшин различал мероприятия власти, неоправданные интересами народа, и с ними не мог смириться. Сюда он относил коллективизацию (так, как она была проведена), политику власти на селе в послевоенные десятилетия.

Глубоким смыслом наполнен финал последнего шукшинского фильма «Калина красная». Противостояние главного героя, Егора Прокудина, носителям воровской морали заканчивается его убийством - символ и аллегория судьбы русского крестьянства (и народа?) в ХХ в. «То обстоятельство, что убивают его мстительные нелюди, а не что-нибудь другое, может быть, мой авторский просчёт, ибо у смерти появляется и другой, поверхностный смысл, - комментировал Шукшин. - А что касается его бывших "дружков", то здесь мне не хотелось бы сглаживания углов…. Не случайно главарь говорит: "Он человеком и не был. Он был мужик. А их на Руси много". Видите, убивают не просто "перековавшегося вора", убивают убеждённого противника, врага, открыто противопоставившего их "принципам" мораль трудового человека».

В поисках глубинных причин процессов, происходящих в русском народе и крестьянстве, Шукшин обратился к истории. Точкой отсчёта для него стала вторая половина XVII в. Тогда был заложен тот духовный разлад между государством и народом, который стал чертой последующей русской истории. Вместо сословного представительства начинает утверждаться абсолютизм. Соборное уложение (1649 г.) окончательно установило крепостное право и сыск беглых. А реформы патриарха Никона породили вековой духовный и церковный раскол. На этой почве при Петре I возникла бюрократическая империя с её ориентированным на западные ценности правящим слоем.

В народной памяти это время было прочно связано с именем Степана Разина, предводителя крестьянской войны (1670-1671), ставшей ответом на эти перемены. «В "Степана Разина" меня ведёт та же тема, которая началась давно и сразу - российское крестьянство, его судьбы, - пояснял писатель. - Как только всерьёз захочешь понять процессы, происходящие в русском крестьянстве, так сразу появляется непреодолимое желание посмотреть на них оттуда, издалека».

Задумав роман и кинофильм о народном герое, Шукшин изучил литературу и документы, ездил по местам восстания. Смысл крестьянской войны Шукшин видел в стремлении народа восстановить попранную волю. А её вождь олицетворял для него «средоточие национальных особенностей русского народа, вместившихся в одну фигуру, в одну душу. Разин сделался помазанником народным, потому что первый рванулся к воле всеобщей, не сословной, а поголовной», - считал он.

Дума о Степане Разине появилась у Шукшина не случайно. Мощь советского государства строилась в том числе и за счёт усиленной эксплуатации русских областей, что, в частности, обернулось запустением исторического центра страны. В условиях расхождения интересов русского народа и советской государственности Шукшин и обратился к фигуре Разина как образу народа, поднявшегося против государственной воли, чуждой собственно народным чаяниям. Ему было важно напомнить, как заканчивались на Руси попытки подавить свободу: внешнюю (труда) и внутреннюю (духовной жизни).

Он делал всё возможное, чтобы добиться разрешения на постановку фильма. Однако параллель с современностью была столь очевидна, что реализации творческого замысла Шукшина всячески препятствовали. Роман о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю» был издан лишь после его смерти, кинофильм так и не был снят.

Не была поставлена точка и в размышлениях писателя об историческом пути русского народа. Он не сомневался в его будущем. Но каким оно будет? «У России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный… Гордиться нам пока нечем», - с болью констатировал он. Социальные катаклизмы ХХ века показали, что народ зачастую был уже не в силах противостоять разрушительным воздействиям. Однако человек, изменивший своему духовному строю, обречён как личность на гибель. Поэтому так страдает от дикого душевного разлада ставший вором бывший крестьянин Егор Прокудин.

Изменить начала жизнеустройства нельзя, и народ не обязан доказывать своё право оставаться самим собой. Как будто оставляя нам, его потомкам и соотечественникам, своё духовное завещание, Василий Макарович Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами… Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, - не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Вряд ли стоит комментировать это послание какими-то дополнительными глубокомысленными рассуждениями.

Открыла сегодня книгу В. Шукшина и рассказ за рассказом с головой ушла в Русь. Ту, о которой он писал, ту, которой болел и жил.
" Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту...
Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами...
Уверуй. что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком."
В. Шукшин,
(Из последнего письма в издательство " Молодая гвардия")
21 августа 1974 год.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.11.2010. Перечитывая Василия Шукшина

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Открытый урок по литературе (10 класс)

"ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ"

(Урок по творчеству В. Шукшина.

Рассказ-характер "Чудик".

Рассказ-исповедь "Обида")

Цели:

- проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида";

Учиться видеть и чувствовать человека;

Развивать связную речь учащихся.

Оборудование:

стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!"

Эпиграф:

Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое...

Ход урока

1. Слово учителя.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..."

Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие".

2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный".

Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.

3. Работа с текстом рассказа "Чудик".

Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик":

"Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..."

Учитель: Из какого рассказа эта цитата?

Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик".

Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами?

Эпизод "В самолете".

Рассказ ученика.

Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило...

Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть.

Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..."

Почему же возмущается читатель?

Эпизод "Чудик в аэропорту".

Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы?

Эпизод "Чудик в городе у брата".

Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?")

Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску.

Эпизод "Разговор между братом и женой".

"Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин.

Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия.

4. Анализ рассказа "Обида".

Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида".

Эпизод "В магазине".

Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.)

Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.)

5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей?

После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему.

Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни.

Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной
позиции В. М. Шукшина.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Каждый выбирает по себе.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин.

Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина".

В искусстве уютно

быть свободною булкой

французской, но так не накормишь ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой
с калиною красной

вприкуску,


черняшкою той,

без которой немыслим народ...

Когда мы взошли,

на тяжелой закваске

мужицкой,

нас тянет к природе,

к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

в уюте ужей не ужиться.

И сердце, как сокол,

как связанный Разин Степан...

Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее".

С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"

Пудова Любовь Николаевна, Учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Объявление

С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем сайте.

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:

честность,

трудолюбие,

совестливость,

доброту…

Помни это. Будь человеком.

В.М.Шукшин

Цель урока:

воспитание нравственных качеств в человеке;

выявление языковых особенностей прозы Шукшина, подготовка к сочинению-рассуждению

Оборудование (наглядность):

портреты В.М.Шукшина,

выставка его книг,

ксерокопии рассказа “Волки”,

оформление доски (тема, эпиграф).

Урок начинается рассказом учителя о В.М. Шукшине.

Удивительно талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр, писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края. Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.

Стихотворение читает ученик:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина Шукшина.

Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. В. Шукшин

Василий Макарович Шукшин в представлении не нуждается. На его книгах и фильмах росло не одно поколение, а его слова и мысли в каждом эпизоде, в каждом абзаце точны и проникновенны. Талантливый режиссер, актер и писатель с русской душой и сердцем. Пожалуй, самый главный талант Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей. Раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича.

Василий Макарович ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».

Жизненный путь гениальных людей почти всегда недолог. Но память о человеке — она не мелом на асфальте пишется, или на школьной доске — ее стереть невозможно…

Замечательные слова посвящены Василию Шукшину академиком и профессором Корольковым А. А. В этих строках все сказано и добавить нечего:

«Василий Шукшин остановил гибельный процесс утраты национального лица России в культуре и стал протагонистом нового Возрождения русской духовности. Поверхностное отношение к творчеству Шукшина выделяло видимость - противостояние города и деревни, интеллигенции и народа. Шукшина чувствовали как родного все слои общества, его читали, смотрели в кино, с радостью узнавая открывшуюся собственную русскую душу. Устареть Шукшин не может, ибо даже при окончательном исчезновении живого биения русской культуры - не исчезнет интерес к духовному материку, именуемому Россией, а Шукшин - пульсирующая словом и чувством живая душа России. В нем Россия обрела во второй половине XX столетия свое самосознание и самочувствование.»

Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»

«Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки - возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»

Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Ты счастлив, когда ты смел и прав.

К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».

А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…

Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным.

Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально - под воровство.

«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.

Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.

Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе - быстро разоружаемся.

Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.

Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.

Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.

Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.

Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.

Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.

Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.

Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.

Угнетай себя до гения.

Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .