Материал из сайт

Время появления поколения Y

Поколение Y , или как его еще называют поколение Миллениум – это люди, которые родились в период с 1981 по 2003 год. Надо сказать, что в разных странах в зависимости от политических, экономических, социальных условий дата отсчета для этого поколения меняется. Так, если в США к поколению Y относят людей, родившихся уже в 1981 году, то в России время «игреков» началось позднее, в 1984 году, после распада СССР с началом перестройки.

Основные события, сформировавшие ценности поколения Y в России: - распад СССР;
- теракты и военные конфликты;
- возрастание употребления населением страны, и особенно молодежью, алкоголя и наркотиков;
- развитие цифровых технологий, Интернет.

Ценности поколения Y

Поколение Y в бизнесе

Молодые люди до 30 лет – это самая численная аудитория среди молодых бизнесменов, основателей или участников новых проектов и просто людей, которые работают сами на себя (фрилансеры) . Для такой любви к «свободному плаванью» есть несколько причин:
1) Становление рыночной экономики во время их детства. Будущие предприниматели наблюдают картину развития бизнеса с ранних годов и подстраиваются под эти реалии. Естественно, не менее значимую роль сыграло законодательство новой страны, где разрешены любые методы заработка денег, которые не запрещены. Следовательно, вывод: поколение Y – это продукт нового времени.
2) Нежелание работать в коллективах и компаниях, где действуют порядки «старого режима» . Молодым людям психологически дискомфортно трудиться в коллективе вместе со старшим поколением, которые живут согласно своим собственным ценностям. И нелегко работать в подчинении руководителей , которые занимали административные должности во времена «строения коммунизма». Дело тут даже не в конфликте поколений . Это просто разные люди, с разными ценностями, разным мировоззрением и разными взглядами. В итоге получается, что молодые сотрудники предпочитают или работать в коллективе своих сверстников (а это около 80% от общего количество вакантных рабочих мест) или начать свое собственное дело , выбирая себе помощников и партнёров самостоятельно.

Самореализация и развитие нового поколения

В итоге можно сформировать следующую картину видения Поколения Y:
1) Они не привязаны к одному рабочему месту . Они считают, что регулярно менять работу – это в порядке вещей. Главное – формировать себя как специалист, а в каких компаниях – это неважно, карьера не зависит от работодателя. Естественно, работодатели тоже понимают такое положение вещей. В итоге, для того чтобы получить работу , молодому специалисту надо основательно доказать, что эта работа ему нужна (длительный отбор кандидатов на вакантную должность, достаточно долгие стажировки и практика перед официальным трудоустройством, медленный рост зарплаты в первые годы работы и т. п.). Сами молодые работники считают, что это ущемление их рабочих прав, но на самом деле это только адекватная реакция на чрезмерную «мобильность в карьере» Поколения Y.
2) Они не привязаны даже к собственному делу. Любовь к свободе, возможности распоряжения своим личным временем и независимость стали причиной того, что Поколение Y выбирает такой вид бизнеса как проектная работа .
Это самостоятельная занятость, у которой есть время её старта и время её окончания, когда конечная цель будет достигнута, а готовый продукт можно будет предлагать на рынке. Большие корпорации и другие компании тоже видят в этом свою пользу: молодые специалисты не хотят работать на них, сидя в офисе и придерживаясь корпоративных правил, но они хотят продать результаты своей деятельности именно этим компаниям. Последние, в свою очередь, не против получить готовый продукт , в который не надо инвестировать средства и тратить собственные резервы на достижение цели.
3) Поколение Y стало «пионерами» такого столь специфического для старшего поколения вида занятости как удалённая работа или фриланс. Если перед молодым специалистом поставить выбор – как ему работать: по свободному графику или дистанционно, предпочтения разделяются примерно 50:50, в зависимости от специфики работы и жизненных обстоятельств молодого специалиста.

Литература и ссылки

  1. «Демоскон Weekly» №381, Е Митрофанова «История возникновения теории поколений»
  2. Наталья Соколова «Поколение Игрек» «Профиль» № 34(685).
  3. Анонс журнала «HR менеджмент», октябрь, 2007
  4. Подписка на журнал «HR менеджмент» в Киоске E-xecutive
  5. Е. Шамис, А. Антипов «Теория поколений»

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Мы живем в XXI веке – веке высоких технологий и стремительного развития. Мир вокруг нас изменяется, и преобразования затрагивают все сферы нашего общества. Кто-то стремится идти в ногу с инновациями, кто-то, наоборот, придерживается консервативной позиции. То, какую стратегию поведения выбирает человек в изменяющихся условиях, зачастую зависит не только от личных убеждений, но и от таких факторов, как социальное окружение, воспитание, принадлежность к поколению.

Проблема «отцов и детей» существует в нашем мире давно, и вопрос взаимопонимания между поколениями регулярно поднимается в различной литературе, как художественной, так и научной. И в современном мире разрыв между поколениями становится все более заметным, так как кардинально меняются условия, при которых растут и воспитываются представители разных поколений. Это, несомненно, оказывает значительное влияние на их ценности и установки: меняется мышление, образ жизни, отношение людей к отдыху и труду.

Многие утверждают, что представители разных поколений с трудом понимают друг друга, ведь выросли в кардинально отличающихся условиях. Считается, что молодое поколение, которое выходит сейчас на рынок труда, имеет другие трудовые ценности, другие требования к работе и другие ожидания.

Но действительно ли представители разных поколений значительно отличаются друг от друга в вопросе трудовых ценностей? Ответим на этот вопрос, рассмотрев современные исследования по этой теме.

X, Y, Z – кто это такие?

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус опубликовали книгу о теории поколений, в которой описали свои идеи о том, что примерно каждые 20 лет в мире происходит смена поколений, на «арену» выходят люди с новыми ценностями, новым складом ума, которые обладают другими жизненными траекториями .

В последнее время теория поколений приобрела популярность, и часто мы можем слышать упоминания о поколениях X, Y и Z, которые на данный момент являются наиболее активными работниками и потребителями экономических товаров и услуг.

Что это за поколения? Что отличает их друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение границ поколений – непростая задача. Некоторые ученые устанавливают их, основываясь только на временных промежутках, то есть отталкиваясь от года рождения, кто-то делает упор на схожих ценностях и установках, общности условий воспитания. Стоит отметить, что большое влияние на процесс определения поколений оказывают социальные, культурные и экономические условия, которые могут сильно различаться в разных странах. Какое-либо поворотное событие, влияющее на процесс развития общества, может происходить в разных странах с разницей в десятилетия. Так, например, широкое распространение Интернета происходило в Америке в 90е годы прошлого века, а в нашей стране началось только в новом тысячелетии. Очевидно, что такие значимые события оказывают воздействие на развитие общества и проводят границы между поколениями.

Таким образом, границы поколений X, Y и Z не определены стабильно и несколько варьируются в зависимости от стран и подходов ученых. Итак, определим основные характеристики представителей поколений X, Y, Z.

Поколение X – это поколение людей, родившихся после 1965 года. Верхняя граница поколения варьируется у разных авторов, некоторые ученые устанавливают ее на уровне 1976 года , другие говорят о 1980 или 1984 годе .

Американские ученые говорят о людях этой эпохи как о «потерянном поколении». В то время в Америке началась «эпоха разводов», и на многих людей это семейное событие оказало большое влияние. В России годы взросления представителей поколения X выпали на годы перестройки, и эта эпоха оказала важное воздействие на формирование личностей. Для поколения Х характерен высокий уровень скептицизма, социального и политического безразличия, безынициативности, но в то же время, они являются очень образованным и грамотным поколением. В сравнении с предыдущим поколением, которое привыкло действовать сообща, представители иксов нацелены на упорную работу и индивидуальный успех. Они привыкли строить свою карьеру на протяжении всей жизни, постепенно двигаясь в выбранном направлении.

Поколение Y , которое также называют сетевым поколением или поколением миллениалов, родились примерно с 1985 по 1995 год. Характерной особенностью этого поколения можно назвать широкое распространение Интернета, поп-культуры, мобильной связи в период их взросления, что оказало большое влияние на их ценности и установки. Игреки привыкли постоянно находиться на связи, для них важна коммуникация, сотрудничество, кооперация. Они не готовы провести всю жизнь на одном месте, стремятся к разнообразию работы, поэтому готовы к обучению и переобучению в течение жизни. Игреки характеризуются большей гибкостью, они быстро подстраиваются под изменяющиеся условия, но, в то же время, меняют условия сами, они готовы диктовать свои правила, если видят, что это принесет большую пользу и повысит эффективность.

Существуют и другие точки зрения, некоторые утверждают, что игреки привыкли потреблять: информацию, поп-культуру, продукцию. Они не стремятся к тому, чтобы начинать работать, не хотят взрослеть, для них характерна «концепция вечной молодости» и постоянный нарциссизм .

Поколение Z – это люди, родившиеся в период с 1995 по 2010. Сейчас представители этого поколения еще не вышли на рынок труда, поэтому пока сложно говорить об их трудовых установках и ценностях, однако можно отметить некоторые характерные особенности. Представители поколения Z выросли в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем предыдущее поколение, более ориентированы на себя, собственный мир. Из-за этого некоторые ученые называют данное поколение “Generation MeMeMe”, подчеркивая их ориентированность на собственные мысли и чувства, а не на других людей. Из-за развития электронных технологий зеты привыкли к визуальному восприятию информации. Это дает возможность предполагать, что с течением времени на рынке появятся новые способы обучения и новые технологии работы, которые привнесут представители поколения Z.

Еще раз отметим, что границы поколений являются условными, так, например, человек, родившийся в 1995 году, будет ближе к тому, кто родился в 1994, то есть представителю другого поколения, чем к тому, кто родился в 2005 – представителю своего поколения. Поэтому ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением +- 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Сравнение трудовых ценностей

Изучением трудовых ценностей в современном мире занимались многие отечественные и зарубежные социологи, однако стоит отметить, что никто из них не подразделял изучаемое население на поколения X, Y и Z, возможно, потому что такое деление весьма условное. Кроме того, существует проблема отсутствия информации о трудовых ценностях поколения Z. Дело в том, что на данный момент представителям поколения Z от 5 до 20 лет, а массовые опросы обычно охватывают население от 18 лет, именно поэтому пока не существует релевантной информации о трудовых ценностях и убеждениях этого поколения. Поэтому определим различия в трудовых ценностях поколений X и Y.

Итак, рассмотрим, какие трудовые ценности характерны для представителей поколения X.

По исследованиям В.С. Магуна , для представителей данного поколения основной трудовой ценностью является хороший заработок. Помимо этого, большую ценность представляют интерес работы и надежность места работы. Также и другие исследователи подтверждают, что главенствующее положение в пирамиде трудовых ценностей занимает высокий заработок .

Можно ли утверждать, что меркантильность – основная черта иксов? Думаю, что такие выводы будут поспешными и необоснованными. А.Н. Дёмин утверждает, что в сознании поколения X престижность работы неизменно связана с высокой заработной платой. Деньги – это не самоцель, они служат средством для удовлетворения потребностей и носят инструментальный характер, способствуя достижению высокого положения в обществе.

В целом, можно предполагать, что стремление к финансовому благополучию и желание надежного места работы может быть следствием происходящих в стране в 90х годах изменений. Переход к рыночной экономике, нестабильность экономической ситуации в стране, кризис 1998 года – эти события могли оказать значительное воздействие на трудовые установки людей.

Помимо вышеназванных ценностей, среди широко распространенных ответов о важных характеристиках места работы присутствуют следующие: возможность приносить пользу обществу, способность самому распоряжаться своим временем и желание соответствия работы уровню компетенции человека . Можно сказать, что к концу 90-х годов в сознании россиян происходит трансформация, которая является следствием трансформации общества. Люди становятся более свободными, они хотят обладать большей самостоятельностью и простором для действий, кроме того, хотят приносить пользу не только себе и своей семье, но и другим людям. В обществе разрушаются прежние границы и снимаются ограничения. Если раньше, в советское время, слишком большой заработок считался подозрительным, а открытие собственного дела порицалось обществом, то теперь труд становится свободным от условностей и строгих правил . Естественно, что в таких условиях люди стремятся к большей реализации своих возможностей и желают зарабатывать столько, сколько позволяет их уровень знаний и навыков.

Кэрол Журкевич говорит о том, что для поколения Х важна возможность личностного роста . Однако отечественные исследователи не подтверждают этого. Можно объяснить данное различие тем, что общества развиваются с неодинаковой скоростью, поэтому факторы труда, которые были важны для Америки еще 10 лет назад, в нашей стране становятся важными только сейчас.

Совпадают ли трудовые ценности поколения Х с ценностями их «последователей», поколения У?

На первом месте для поколения игреков также остается хорошая оплата труда . Следующие за этим позиции – это возможность карьерного роста и возможность самореализации, чего не было в ответах поколения иксов. Работа продолжает восприниматься людьми как средство достижения успеха, путь к тому, чтобы занять достойное положение в обществе. Но теперь важную роль играет не только материальный достаток, но и другие составляющие труда – самореализация, положение в обществе.

Кроме заработной платы и самореализации поколение игреков предъявляет высокие требования к качеству труда: им необходимы хорошие условия работы, социальные гарантии, трудовая этика .

В этом заключается значительное отличие от предыдущего поколения, представители которого не называли данные ценности в числе приоритетных. Это значит, что трудовые ценности поколения игреков, которые формировались в совершенно иных экономических и политических условиях, нежели ценности иксов, в некоторой мере отличны друг от друга. У нового поколения формируются позитивные установки по отношению к труду, они готовы работать, совершенствовать свои знания и реализовывать навыки, это предопределяет высокие притязания на достойную оплату труда и качественные условия труда.

Но можно ли с уверенностью утверждать, что различия в трудовых ценностях разных поколений действительно существуют?

Полагаю, не существует таких гарантий, так как разница в ответах может объясняться различиями в методах сбора информации, например, различием вопросов.

Для того чтобы избежать данной неточности, обратимся к исследованию «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» , проведенному в 2007 году и охватывающему представителей двух поколений: молодежь в возрасте от 17 до 26 лет и старше поколение от 40 до 60 лет.

Проведем сравнение ответов представителей двух поколений на один вопрос: «Каким требованиям должна отвечать работа, которая могла бы вас устроить?».

Наиболее популярные ответы среди представителей поколения Х следующие (сумма ответов превышает 100%, так как возможно было выбрать неограниченное число ответов): хорошо оплачиваемая работа (87,2%), интересная для меня (60,0%), с хорошими условиями труда (42,4%). Наименее важными оказались возможность карьерного роста и престиж.

Для представителей поколения игреков ответы распределились очень похожим образом: хорошая оплата (84,9%), интересная работа (63,5%), хорошие условия труда (29,0%). При этом наименее популярный ответ для данного поколения – неутомительная работа.

Примечательно, что верхушка иерархии ценностей одинакова у представителей двух поколений, хотя процентное соотношение ответов несколько различается. Однако заметно, что другие ценности различаются по важности для представителей разных поколений. Так, у представителей поколения игрек существует большая ориентированность на профессиональный рост и стремление к творчеству в профессии, иксы же желают быть полезными в обществе, при этом хотят, чтобы работа оставляла больше свободного времени, не стремятся к карьерному росту.

Трудно сказать, вызваны ли такие различия именно принадлежностью к разным поколениям, то есть условиями воспитания и социализации, или зависят только от возраста. Естественно, что к 50 годам, человек, скорее всего, уже продвинулся по карьерной лестнице и достиг высокого положения, если стремился к нему. Поэтому данное направление перестает быть для него приоритетным, и на первое место выходят другие ценности, такие как свободное время, для того чтобы проводить его с семьей. У молодого же поколения существуют пока не реализованные амбиции, поэтому они стремятся к продвижению и карьерному росту.

Выводы

Итак, поколения X, Y, Z не имеют четко определенных границ, но отличаются друг от друга особенностями воспитания, ценностями, восприятием мира.

Трудовые ценности поколения Z на данный момент практически не измерялись учеными, так как представили этого поколения в основном ещё получают образование и не вышли на рынок труда как активные работники и потребители. Измерение трудовых ценностей этого поколения представляется важной задачей для современных социологов, так как в скором времени они станут основной рабочей силой страны.

Главной трудовой ценностью как для поколения X, так и для поколения Y продолжает оставаться высокая заработная плата, однако это, скорее, не самоцель, а средство для достижения других целей, таких как престиж, уважение в обществе.

Трудовые ценности поколений X и Y несколько различаются, игреки стремятся к самореализации через профессию, к более творческому делу, кроме того, претендуют на хорошие условия труда, для иксов же важно наличие большей свободы.

Важно отметить, что тема на данный момент не является хорошо исследованной, но при этом обладает большой ценностью. Мир изменяется, трансформируется рынок труда, и необходимо учитывать потребности и запросы молодых поколений для того, чтобы работа была более эффективной, и потенциал молодых поколений находил реализацию в труде.

Инфографика: Наталья Сидорова

Источник фото: http://www.atlantarealestateforum.com/wp-content/photos/2010/08/three-generations.jpg

П-Р-И-В-Е-Т!
- Отец, почему ты кричишь?
- ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?
- Да тебя и в Европе слышно! Что случилось?
- Я ЗВОНЮ ПО СВОИМ ! ЭТО КРУТО!
- Папа, ты, должно быть, держишь часы в миллиметре от лица. Опусти руку, и поговорим.
- КАК ПРОШЁЛ ДЕНЬ?
- Ты все ещё кричишь. Опусти запястье, и поговорим.

Поколение Z живёт в другом мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули. Мы называем его фиджитал-миром.

Сегодня вы можете купить что-то как в обычном магазине, так и в интернете. Вы можете написать и отослать обычное письмо, а можете отправить электронное сообщение. Вы можете работать в офисе или удалённо. И так далее. Выбор - это прекрасно, но его наличие порождает множество споров. Как правило, они сводятся к выяснению вопроса о том, какое решение лучше - виртуальное или реальное.

Поколение Z отличается тем, что вообще не видит разницы между виртуальным и реальным. О чём тут спорить?

понаблюдайте за поколением Z, чтобы узнать, как им удаётся сочетать реальное и виртуальное в своих потребительских привычках, жизни и работе.

Для поколения Z крайне важна персонализация

Типичный разговор родителя и его ребёнка из поколения Z:
- Отец, Гремпсы подарили мне диск Канье Уэста на день рождения.
- Отлично!
- Впустую потраченные деньги, не находишь?
- Почему? Мне казалось, ты любишь Канье?
- Люблю, но не все песни. Лучше бы Гремпсы дали мне подарочный сертификат на iTunes, чтобы я мог скомпоновать свой плейлист.

Как и все поколения, поколение Z столкнулось с подростковой неуверенностью, стремлением «найти свою игру» и одновременным желанием продемонстрировать свою уникальность. Есть вещи, которые никогда не меняются. Но поколению Z гораздо легче создать целую , которая выделяет их из толпы, ведь оно воспитывалось в высоко персонализированном мире.

У моего поколения масса способов - от твитов в Twitter, постов в Instagram и страниц в Facebook - идентифицировать и персонализировать личный бренд и сообщить о нём миру. Это суперпросто! Всё, что нужно сделать, - просмотреть мою ленту в Facebook, и через несколько секунд вы будете знать, что я люблю.

Мнение представителя поколения Z

От средств массовой информации до политики и вне её поколение Z обладает беспрецедентными возможностями выбирать и контролировать свои предпочтения. Это прекрасная вещь, если использовать её в благих целях.

Чему стоит поучиться у поколения Z: технологической продвинутости, открытости мышления, решимости.

Для поколения Z характерна практичность

Типичный разговор родителя и его ребёнка из поколения Z:
- Иона, в следующем семестре у тебя один факультативный предмет по выбору. Почему бы тебе не взять историю искусств?
- Почему именно её?
- Чтобы больше узнать об искусстве.
- Зачем?
- Что ты имеешь в виду?
- Как это связано хотя бы с одной из моих целей? Я хотел бы посещать курсы, которые мне действительно пригодятся в будущем.

Человечество эволюционировало, менялось, развивалось; оно было разным и непостоянным. В этой социально-антропологической динамике лишь немногое оставалось неизменным, а именно наличие ценностей – они у людей были, есть и будут. На основании ценностей собственника управленцы создают и развивают компании, привлекают разделяющих их идеологию сотрудников. Ценности добавляют смысл в жизнь, на них мы и реагируем, когда делаем выбор, на них мы ориентируемся.

"Теория поколений" - это удобный, понятный и легкий в применении инструмент в работе (не только HR-менеджеров), общении, жизни. Теорию не нужно досконально изучать – она просто обобщает имеющиеся у людей знания и опыт, которые каждый получает в течение жизни.

ЦЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКОЛЕНИЙ

Молчаливое поколение / (1923–1945 гг. рождения)

  • Преданность
  • Соблюдение правил
  • Закон и порядок
  • Уважение к должности и статусу
  • Жертвенность
  • Подчинение
  • Честь
  • Терпение
  • Экономность
  • Религиозность (ср. партийность для России)

Поколение Бумеров / (1945–1965 гг. рождения)

  • Идеализм
  • Оптимизм
  • Имидж
  • Молодость
  • Здоровье
  • Работа
  • Ориентация на команду, личностный рост
  • Личное вознаграждение и статус
  • Вовлеченность
  • Отличные характеристики
  • Профессионалы в СМИ
  • Подчеркивают гендерную привлекательность
  • Ностальгия и религиозность

Поколение Х / (1965–1984 гг. рождения)

  • Изменения
  • Выбор
  • Глобальная информированность
  • Техно-грамотность
  • Индивидуализм
  • Выживание
  • Обучение в течение всей жизни
  • Неформальность
  • Поиск эмоций и страха
  • Прагматизм
  • Надежда на себя
  • Унисекс
  • Равноправие

Поколение Y / (1984–2000 гг. рождения)

  • Изменения
  • Оптимизм
  • Общительность
  • Уверенность в себе
  • Разнообразие
  • Подчиненность
  • Ориентация на улице
  • Немедленное вознаграждение
  • Гражданский долг
  • Мораль
  • Достижение
  • Наивность
  • Профи в технике

Во главе учения ценностный подход. С детства на подсознательном уровне мы знаем, как мотивировать представителей разных поколений, как правильно донести информацию – не только знаем, но и делаем. "Теория поколений "помогает перевести интуитивные знания в сознательную систему и применять их в коммуникации, выбирая верный способ и канал донесения информации (в схемах, инструкциях, в живом общении), контроля сделанной работы, мотивации персонала.

Молчаливые, бумеры, иксы и игреки

Теория поколений была создана в 90-х годах XX века американскими учеными – историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они ушли от традиционной интерпретации различий только на основе возраста и охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. В результате появилась следующая классификация XX-го, а позднее XXI века: поколение Строителей (GI), Молчаливое поколение, поколение Беби-бумеров, поколение Х (его еще называют Тринадцатым), Y («Миллениум», или поколение Сети) и поколение Z, представители которого только недавно родились.

Теория Хоува и Штрауса была создана в США, причем американцы разложили свою историю, поколения до момента создания американского государства. Заинтересовавшись, ученые, практики бизнеса начали проверять адекватность гипотезы для других стран – в ЮАР, Канаде, Европе, Азии – и обнаружили, что теория работает! С определенными модификациями на самых разных континентах поколения и их ценности схожи. Разве что иногда наблюдается запаздывание в появлении одного и того же поколения (как, например, в ЮАР).

Каждые четыре поколения составляют цикл. Длительность одного цикла – примерно 80–90 лет. Затем начинается повторение: пятая генерация обладает ценностями, схожими с первой. Соответственно, представители Y похожи на Победителей, Строителей. Кстати, последние активно участвовали в революции в России, а потом запускали ракеты и строили первые города. Проявится ли это ощущение всемогущества в нынешнем поколении по мере их взросления?

Как использовать "Теорию Поколений" в HR?

Сейчас рынок труда представляют поколения Бумеров, Х, Y. Каковы типичные ситуации их взаимодействия?

Ситуация 1: Достаточно ярко проявляется борьба за управленческие позиции между Бумерами и наступающим или уже занявшим управленческие позиции Иксами. Что это значит? Беби-бумеры, поколение оптимистов, идеалистов, начали выходить на пенсию. Но очень тяжело сдавать свои позиции – они пытаются остаться активными и «лучшими» как можно дольше. Тем более что это трудоголики – им сложно представить себя, свою жизнь вне работы. А поколение Х с их принципом «вся наша жизнь – борьба» все чаще, и порой агрессивно смещает Бумеров с управленческих позиций. Два ярких поколения – две яркие четкие позиции.

Как смена управленцев влияет на сотрудников компаний и HR?

Смена ценностей руководства – смена подхода, целей и стратегии. Когда изменения проявляются в комплексе, важно правильно и быстро реагировать самим, менять технологии и методики, адаптировать, а порой и менять персонал.

Бумеры установили свои принципы и порядки в компании, и сотрудники живут в соответствии с ними: ненормированный рабочий день, постепенный подъем по карьерной лестнице, акцент на сертификаты и обучение, все эмоции вне работы. Что вводят представители поколения Х? Акцент переносится на практический опыт человека – это отличительный признак, на который ориентируются уже многие. Для поколения Х важно быть не просто лучшими, но еще и уникальными, особенными. Они понимают, что эмоции и отношения помогают в деле, поэтому и на работе продолжают проверять отношения, активно внедряют корпоративные культуры.

Некоторые изменения уже прижились: если Бумеры активно пропагандировали официальный стиль в одежде на работе, то Иксы уже получили свою неформальную пятницу во внешнем виде (Friday casual). Увеличится ли общий крен в сторону неформальности?

Ситуация 2: Трудоспособный возраст молодого поколения Y пришелся на период демографического спада в России и экономически развитых странах, усиленной миграции и увеличения внимания к вопросам привлечения и удержания талантливых сотрудников.

Игреки выросли в эпоху виртуального мира, компьютеров, цифровых технологий – их технограмотность совсем другого характера, нежели у предыдущих поколений. Они ориентированы на быстрый результат и не готовы долго ждать вознаграждения, легко адаптируются. При этом для них менее важны всемирно известные компании, бренды; их интересуют места, вещи, которые в большей степени отражают их ценности, индивидуальность, особенности. Предыдущее поколение Х тоже ценит индивидуальность, но для них это дело принципа, своеобразная демонстрация всем своих сил и возможностей. Для Игреков индивидуальность – это норма, особенно в условиях широчайшего выбора. Ее не надо доказывать, за нее не надо рисковать. Эти сотрудники понимают, что часто не компании их выбирают, а они выбирают, потому что на рынке спрос превышает предложение, да и вообще «потому что просто хочется выбирать самому».

Кстати, поколение Y не столь жадно до денег. Это надо учитывать в создании программ мотивации и выработке механизмов обучения. Сейчас они готовы учиться, осознанно идут на подчиненные позиции, причем часто ищут не просто учителя, а Учителя с большой буквы, наставника, с которым будут индивидуально общаться. Игреки талантливы, но помимо таланта для них важны вопросы ответственности за компанию, за регион, за страну – морально-этические ценности. Используете ли вы этот фактор у себя в компании? Что вы как эйчар даете молодому поколению Y? Они готовы остаться у вас? Обратите внимание – об управлении талантливыми сотрудниками заговорили на стыке поколений Х и Y. Первые сейчас на этапе Художника, а вторые – в переходной стадии от Героя к Страннику. Символично.

В Итоге, "ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ" - ЭТО:

  • Удобная практическое руководство, которое все больше осознает свою роль в управлении персоналом. В итоге все говорят на удобном и понятном языке. А понимание во многом залог партнерства.
  • Это хороший инструмент для планирования потребности компании в персонале и прогнозирования вопросов, с которыми придется столкнуться в HRM.
  • Это справочник при выборе каналов донесения информации до представителей разных поколений и построения системы коммуникации и мотивации.
  • Это способ формирования ценностей и корпоративной культуры с учетом особенностей разных поколений.

Поколение Z в России – это примерно 21 млн парней и девушек, которые родились в промежутке между 2001 и 2010 годами. Эти дети и молодые люди не знают мира без финансовых кризисов, Интернета и сотовых телефонов.

Их жизненная позиция, устои и ценности совсем не такие, как у тех, кто родился раньше. Есть мнение, что люди поколения Z будут представлять самое активное, находчивое, осведомленное и предприимчивое население. Пока они не сформировались до конца в полноценную рабочую силу, предлагаем вам для ознакомления некоторые факты и характеристики поколения Z. Данная информация поможет лучше узнать представителей этой генерации, определить то, что им важно, а также как их принимать на работу и предлагать им свои услуги.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Теория поколений X, Y и Z

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали «Теорию поколений». Поколение – это совокупность людей, родившихся в определенный интервал времени, подверженных воздействию одних и тех же внешних факторов, происшествий, методов воспитания, со схожими жизненными приоритетами.

Воздействие этих приоритетов, ценностей мы не осознаем, но они в значительной степени определяют нашу жизнь: манеру общения, способы решения конфликтов и создания коллективов, пути развития, осуществление покупок, мотивацию, постановку целей и управление людьми.

Формирование ценностей происходит в самом юном возрасте (примерно до 10-12 лет). На протяжении последующих лет возможно их преобразование или даже кардинальное изменение, но это практически нереально без влияния важных событий в мире, обществе и жизни самого человека.

В этой теории выделяются и описываются периодические поколенческие циклы. Один цикл состоит из четырех поколений. Фаза времени, в течение которой появляются на свет люди одного поколения, составляет примерно 20 лет, соответственно, продолжительность одного цикла – около 80-90 лет. Когда цикл подходит к концу, начинается новое поколение, обладающее ценностями и традициями, характерными первому поколению предыдущего периода. Дети, которые родились на стыке генераций, впитывают приоритеты двух групп и представляют собой переходное, или эхо-поколение.

Генерации нового цикла дублируют основные черты соответствующих поколений предшествующих циклов, поэтому смена поколений сравнивается с временами года и делится на следующие типы:

«Осень» (Герои) – активные, самоуверенные воины, которые в основном борются за имеющиеся ценности, а не создают новые.

«Зима» (Приспособленцы) – одинокие, нерешительные, даже слабые конформисты, которые выбирают приспособленческий образ жизни.

«Весна» (Идеалисты) – бунтари, активисты, меняющие окружающий мир и создающие светлое будущее.

«Лето» (Реакционеры) – переменчивые, язвительные, обманутые ложными надеждами на счастливое функционирование существующей системы нигилисты.

На данный момент выделяют поколения следующих типов:

  1. Поколение GI (1900–1923 г.р.)
  2. Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)
  3. Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
  4. Поколение Х (1963–1984 г.р.)
  5. Поколение Миллениум, или Y (1984–2000 г.р.)
  6. Поколение Z (c 2001 г.р)

Поколения X, Y и Z и их характерные особенности

Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1984 годах («лето», «кочевники»). Их личности формировались в условиях Холодной и Афганской войн, информационной изоляции, наркотиков, СПИДа, тотального дефицита, застоя в экономике, начала перестройки. По стране прокатился поток разводов, который сделал людей поколения X более гибкими в отношениях с другими, а постоянное отсутствие родителей дома из-за загруженности на работе – более независимыми.

Беби-бумеры не считали воспитание детей своим жизненным предназначением. По их мнению, ребенок, самостоятельно справляющийся с возникшими сложностями, будет более счастливым, чем рафинированное дитя. Поэтому в детстве X-ы передвигались на велосипедах и самокатах по городу, грели себе еду и умели готовить простейшие блюда на случай, если родители опять задержатся на службе.

Последствием такого детства стала постоянная мобильность, готовность к реформам и уверенность лишь в своих силах и собственном опыте. Люди поколения X с большим неудовольствием обращаются за помощью. В большинстве они интроверты, стараются избегать крупных мероприятий и скоплений народных масс. Даже при выборе хобби акцент делают на некомандные виды спорта: как правило, бокс и борьба для мальчиков и фигурное катание и гимнастика для девочек.

Основные жизненные приоритеты – это время и право выбора. Наибольшее удовольствие людям этого поколения доставит работа, позволяющая творить и не ограничивать свою фантазию и оригинальность мышления. Лучший отдых – спокойное времяпрепровождение в пансионате, санатории, на пляже.

При этом люди поколения X циничны и предприимчивы. Для них теряет смысл определение «патриотизм», поскольку воспитывались они за «железным занавесом», в изоляции от воздействия других стран. Родиной для них является семья, дети и ближайшее окружение.

Поколение Y (поколение Сети, поколение Миллениум, поскольку его представители выпускаются из школ уже в третьем тысячелетии). Это население, которое родилось в период «осени», 1984-2000 годов («герои»), которые, согласно теории поколений, имеют схожие характеристики с поколением GI.

Основные исторические события в период их формирования как личностей – это развал СССР, регулярные террористические атаки, эпидемии новейших болезней. И все это происходило вместе со стремительным развитием цифровых, коммуникационных, информационных и биотехнологий. Y-и простодушны и склонны к коллективной деятельности. Люди поколения Y хорошо разбираются в компьютерах, поэтому им проще найти родственную душу за много километров от их населенного пункта, чем поддерживать общение с ближайшим соседом.

Ученые называют Y-ов «поколением большого пальца» от обыкновения писать смс-ки большим пальцем, держа телефон в одной руке. Для них практически нет разницы в виртуальном и реальном мире, поскольку они без лишних сложностей совмещают их в своей жизни, ежедневно проводя время в переписках, блогах и компьютерных играх. Это нежные, избалованные создания, практически лишенные самостоятельности, которой обладали их родители. Из них сформировалось хорошо ведомое, но при этом убежденное в своей незаменимости и значимости поколение.

Они не верят в будущее вознаграждение, им важно получить положенную плату немедленно. Для людей этой генерации чувство долга и высокие моральные устои играют более важную роль, чем у предшествующего поколения. Y-и – это поколение брендов, хорошо разбирающееся в моде. Мода – это их принцип, а основная жизненная цель – это получение максимального удовольствия от всего, что делают. Адреналин и положительные эмоции – это то, что поколение Y хотят почувствовать даже от занятий спортом. Наиболее предпочтительный спортивный снаряд – это роликовые коньки, скейтборд или велосипед.

Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Generation M, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Это ребята, которые родились, начиная с 2001-2003 годов (по версиям разных источников). Дети поколения Z живут во времена регулярных экономических кризисов. Силы властей становятся все крепче, государство получает большую мощь и влияние. Крупные сети поглощают мелкие фирмы, все могущественное крепчает, а слабое гибнет. Человечество в постоянном ожидании террористических атак и новых смертоносных эпидемий, таких как свиной грипп или лихорадка Эбола.

Важная характеристика поколения Z – это их родители, уже немолодые представители поколения X и молодые Y-и. То, что до этого называлось «технологиями будущего» или «новыми технологиями», для поколения Z – их настоящее. В этом и есть самое большое отличие от генерации Y, молодые годы которых прошли до технологического бума.

Характерные особенности поколения Z

Особенность 1. Привыкли к легкодоступности информации.

Все люди старше 30 лет с юного возраста привыкли ждать и запоминать. Все мультфильмы и телепередачи можно было посмотреть только в определенное время. Интернета не было, и интересующий сюжет можно было посмотреть только в то время, которое запланировано телевизионным каналом. Телефоны родственников и товарищей было принято знать наизусть, чтобы не носить все время с собой телефонную книгу. Все были в постоянном ожидании чего-либо, спешили и учили! Все, кроме поколения Z.

Технологии поколения Z – цифровые и мобильные изобретения. Этим ребятам не надо заучивать наизусть номера (зачем? ведь все записано в телефон), ждать любимых передач и фильмов (зачем? ведь существует кабельное телевидение и высокоскоростной Интернет).

Казалось бы, все преимущества доступности информации, о которых только мечтать могли предыдущие поколения, лишили представителей генерации Z необходимости помнить и знать многие вещи. Поэтому они вряд ли вспомнят даты значительных для нашей страны событий, авторов великих произведений и математические формулы…

Зато поколение Z без лишних проблем анализирует значительное количество информации и молниеносно находит необходимые ответы.

Особенность 2. Не любят жесткие графики и расписание.

Старшие поколения не могли представить свою жизнь без строгого расписания. В детский сад – к 8.00, на урок – к первому звонку, работа – с 9.00 до 18.00, вечерние новости в 21.00. Генерация, рожденная в 1990-е, не придерживалась таких жестких рамок. Поэтому, когда поколение Z только рождалось, в жизнь входила система осознанного материнства, мамы предпочитали воспитывать детей сами, не отдавая их в детский сад, школьное расписание и авторитет педагогов снижался, а любимые мультфильмы можно было посмотреть в удобное время.

В итоге представители поколения Z не понимают, зачем работать в офисе строго по расписанию и почему надо «пахать» целый рабочий день, а не тогда, когда есть силы и вдохновение.

Для генерации Z работа – это комплекс целей и задач, которые нужно выполнить в определенные сроки. Что-то вроде привычной компьютерной ситуации, в которой герой должен найти клад, справляясь со всеми трудностями, а иначе его принцессу съест дракон. До вечера герой может вообще ничего не делать, ведь условие такое: нужно выполнить все задачи ДО наступления темноты. А поколение Z не приучено выполнять что-то заранее, ДО установленного времени.

Особенность 3. Легкомысленность в отношениях.

Поколение Z, характерные черты которого значительно отличаются от более старших генераций, воспринимает отношения, как приятельские, так и рабочие, очень беспечно. У Z-в несколько сотен друзей и подписчиков в социальных сетях, и они, не раздумывая, добавят в «друзья» своего начальника и без капли сомнений или смущения прокомментируют его фотографии.

Из-за этой легкомысленности в отношениях поколение Z с трудом налаживает прочные связи. Если вдруг они перестали себя чувствовать комфортно на работе, то без лишних переживаний напишут заявление на увольнение. Тем более, что представители Z-ов не признают иерархию и не станут подчиняться просто потому, что этот человек руководитель.

Зато у них есть неоспоримое преимущество – широкий круг общения, соответственно, и общая эрудированность. Практически каждый представитель поколения Z имеет среди своих друзей и врача, и педагога, и страховщика, и работника банка. У каждого из них, не стесняясь, Z проконсультируется по нужному вопросу. Благодаря активному использованию социальных сетей эта генерация всегда в курсе последних событий – в сфере моды, киноиндустрии, современных технологий и разработок, политической ситуации. Поколение Z – фактически источник информации. Самое главное – знать, как им воспользоваться.

Особенность 4. Нет интереса к карьеризму.

Поколение Миллениум планировало свою жизнь на долгие годы вперед. Приобретение или строительство жилья, обустройство участка, покупка автомобиля, карьерный рост… Психологические особенности поколения Z таковы, что им претит даже мысль о планировании. Жить только сегодня и сейчас – вот их принцип.

Как только представитель данной генерации потеряет интерес к работе, он без сожаления покинет даже самый успешный и выгодный проект. Z-ы способны променять предполагаемое повышение на дауншифтинг, если вдруг увлекутся этим.

Стоит учитывать, что поколение Z ходит на работу не ради престижного поста или большой зарплаты, а для выполнения увлекательного задания. Если вы сможете заинтересовать его, то получите энтузиаста, способного трудиться по ненормированному графику и за невысокую оплату.

Как правильно работать с поколением Z

Обеспечьте их родительской заботой

Поколение Z, годы становления которых приучили их к самостоятельности, начинают зарабатывать деньги с 16 лет, а в 20 они уже считают себя взрослыми и независимыми. Но это не так. Согласно исследованиям аналитиков компании «Спаркс энд Хоней», 60% представителей этой генерации к своему 20-летию успевают сменить три работы, но при этом 95% до сих пор не съехали от родителей.

Z-ы не готовы решать проблемы, возникающие у любого взрослого человека. Всю свою жизнь они действовали по плану своих родителей. Мама и папа решали за Z-а, в какой кружок он будет ходить, каким видом спорта будет заниматься, какие дополнительные занятия он будет брать, по каким предметам ходить к репетитору и какие экзамены по выбору он будет сдавать. Повзрослевшие представители этого поколения по-прежнему хотят, чтобы их жизнь была распланирована другими людьми. Поэтому, для того чтобы они успешно выполняли задания, все надо расписывать подробно, деля на пункты. Как это было в детстве.

Не надо: «Подготовь отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров».

Надо: «К следующей среде сделай отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров. В этот отчет надо внести график кривых относительно прошлогодних продаж. Исходные данные можешь получить у Анны, с подсчетами поможет Владимир, графики составит Евгений. Этот отчет очень важен, он будет представлен на встрече с инвесторами. Проконтролирует выполнение задания Николай».

В первом варианте представитель поколения Z поищет в Интернете, как надо сделать отчет. Попробует подогнать свои данные под найденные примеры, сделает кое-как, лишь бы расправиться с этим заданием.

А если воспользоваться вторым вариантом, то Z выполнит задание, четко следуя инструкции, с учетом установленного срока. Но при этом подойдет ответственно и творчески, например, креативно оформив презентацию.

Поколение Z, в отличие от Y-ов, не считает строгие рамки ограничителем своей фантазии. Вот как мыслит Y:

Задание без ограничений → «У меня получится лучше, чем у других» → делает на свой вкус → руководитель недоволен и раздражен → задание надо исправлять → Y раздосадован.

А вот как думает поколение Z:

Задание с ограничениями → «Сделаю, как полагается» → добавлю немного воображения → задание выполнено в рамках, но необычно → начальник удовлетворен → задание закрыто → Z – хороший «сын».

Поколение Z проецирует задание на свое детство. Y-«мама» задает задачу. Z спокоен, потому что знает, что Y на его стороне. Это привычная и спокойная ситуация. А в спокойствии Z хорошо работает.

Предложите им стать суперменами

Поколение Z и другие поколения имеют разные мотиваторы для исполнения задач. Для Z-ов большое значение имеет интерес. Главные составляющие их комфорта – это отсутствие скучных рамок и наличие любопытной задачи.

Это легко можно увидеть на следующем примере. На практику в агрофирму были направлены учащиеся института сельского хозяйства. Для успешного завершения второго курса обучения необходимо было заполнить дневник наблюдения за животными. Студенты выполняли задание, но делали это лениво и недобросовестно.

Тогда главному инженеру пришло в голову предложить студентам принять участие в работах по созданию системы с искусственным разумом. Он объяснил, что предназначение системы – уменьшение ресурсных потерь. Для того чтобы система полноценно функционировала, необходимы данные, собираемые практикантами. После этого учащиеся стали более ответственно относиться к поставленной задаче и дали продуктивные предложения по оптимизации работы системы.

Преимущество поколения Z в том, что они могут одновременно решать несколько задач, не теряя качество, и за короткий период времени. Но они неспособны выполнять задачу, если не понимают ее суть. Им нужно знать: что именно надо выполнить, почему и как это связано с целями фирмы.

Не надо: Создай пять разных вариантов упаковки продукта (для нескольких аудиторий) и направь маркетологам.

Надо: Мы планируем расширяться, поэтому тебе необходимо разработать пять вариантов дизайна упаковки. Внедрив измененную упаковку, мы сможем привлечь новых потребителей.

Представитель поколения Z в первом случае выполнит задание, но будет опираться лишь на свои мысли и предпочтения, а во втором случае выполнит так, как этого ожидало руководство. Z промониторит значительное количество информации, обозначит главные моменты и создаст новое решение.

Поколение Z возьмет несколько консультаций у своих товарищей и специалистов в социальных сетях, что позволит сэкономить время. Y может быть намного образованнее и эрудированнее Z-а, но потратит на выполнение этой же задачи больше времени. Z-у сложно запомнить информацию, зато он знает, где ее можно найти. Он быстро справится с этим заданием. Скорость – это отражение поколения Z.

Четко диктуйте правила своей игры

Для поколения Z нет иерархии даже в рабочих отношениях. Они относятся к своим коллегам и руководству по-приятельски. Z не будет стесняться и в случае возникновения вопроса проконсультируется не у коллеги, а через сообщение начальнику. Надо учитывать при сотрудничестве с представителями поколения Z, что они будут уважать Y как человека, а не как руководителя.

Z не любит жить по расписанию, подстраиваться под график, трудиться в рамках нормированного рабочего времени, потому что он считает, что надо работать по вдохновению и удобству, а не по приказу.

Z представляет себе работу как сочетание задач, которые надо выполнить добросовестно и в срок. Время – это единственный допустимый ограничитель. Несоблюдение срока повлечет за собой наказание, как это было в детстве.

Не надо: Подготовь мне документы по тендеру и ответь на жалобы потребителей.

Надо: К утру понедельника должна быть готова документация по тендеру: условия, положения, наши рекомендации, презентация. До вечера вторника тебе надо рассмотреть и дать ответ покупателям на их жалобы. Предварительно следует предоставить мне проект отчета. Не забудь, что у нас введены штрафы за опоздание.

В первом случае Z выполнит все задачи, но даже если будет знать, что это срочно, не станет торопиться. Во втором – документы будут подготовлены в срок. А если он и опоздает со сдачей и получит штраф, то отнесется к этому спокойно.

Люди Z не приемлют жесткого контроля над собой, но при этом спокойно работают при ограничениях (сроки, штрафы и т.п.), воспринимая это как особые условия компьютерной игры.

Предлагайте задачи, рассчитанные на быстрый результат

Поколение Z – реалисты. Они видели, как разбивались планы более старших Y-ов, поэтому не хотят браться за нерешаемые задачи, чтобы не переживать в дальнейшем. Z-ы настроены на победу и совсем не любят испытывать поражение.

Амбициозные задачи не для Z-ов, это прерогатива Y-ов, которые очень стремятся к их выполнению, но пока безуспешно. Если и ставить перед Z-ом амбициозную задачу, то нужно делить ее на более мелкие и достижимые цели.

Не надо: Прибыль нашей фирмы должна быть увеличена к следующему году на 50%.

Надо: Тебе следует выявить факторы, ограничивающие продажи компании, и избавиться от них. Потом определи, какие инновации повлияют на увеличение прибыли. При этом подумай, как уменьшить существующие на данный момент расходы (сроки и уровень ответственности должны быть установлены по каждой задаче).

В первом случае люди Z придут к выводу, что начальник-Y придирается и специально ставит невыполнимые задачи. При таком раскладе им будет проще уволиться и начать искать новую работу. А во втором случае они постараются поскорее выполнить задачи, чтобы отчитаться перед Y-ом.

Z, в отличие от Y-а, не нацелен на карьеру. Это для него слишком долго и скучно. Он работает ради интереса, а не для карьерного роста и получения денег. Оплата труда – это приятный бонус, благодаря которому можно покупать путевки, курсы и оплачивать развлечения. Z не создатель, а исполнитель, которому интересно решать поставленные задачи, как головоломку.

Обещайте награды

Для Z-ов неважно значение награды, но отсутствие поощрения в конце обесценит само задание. Награда может быть не слишком большой и условной, но ее наличие обязательно.

Компания «Яндекс» предлагает своим сотрудникам шуточные повышения. Через год работы в фирме человеку присваивается статус «страж кофе-пойнта». Чем больше срок службы, тем выше шуточная должность. Такие «звания» не несут за собой появление каких-либо преимуществ, но, согласно исследованиям Милениан Брендинг, стало известно, что поколение Z предпочтет незначительный карьерный рост через определенный срок, чем высокую должность неизвестно когда.

Людям поколения Z надо знать свое ближайшее будущее. Они привыкли жить в комфорте и покое. Z-ы должны знать не только время, необходимое для решения задачи, но и дату, когда будет достигнута первая победа.

Не надо: после завершения стажировки мы рассмотрим вашу кандидатуру и, если вы нас полностью устроите, примем вас на полную ставку.

Надо: мы готовы взять вас на стажировку. Если во время нее вы хорошо себя проявите, то по окончании мы поднимем вам заработную плату и примем вас с испытательным сроком. Если вы не выполните поставленные задачи, мы будем вынуждены вас уволить. А если вы будете инициативны и исполнительны, то будете зачислены в штат.

В первом случае Z испугается и продолжит поиски работы, а во втором будет хорошо трудиться, чтобы зарекомендовать себя и достичь следующего этапа.

Люди поколения Z нацелены на достижение быстрого результата. Они ждут успеха после первых приложенных усилий. Следующий этап может быть сложнее, но также выполним и ограничен временными рамками.

7 хитростей, как еще подстроиться под поколение Z во благо компании

Иной раз кажется, что лучше не строить деловые отношения с поколением Z: они капризны, ленивы и слабо мотивированы. Тем более, что скоро придет поколение после Z – невероятно талантливые вундеркинды Альфа, из которых вырастут перспективные руководители.

Люди Z – думающие исполнители, они податливы и легко трансформируются в серьезных работников.

1.Пишите четко, по пунктам, говорите коротко, объясняйте внятно . По мнению сотрудников компании «Майкрософт», дети поколения Z только восемь секунд слушают новую информацию. Они неспособны концентрироваться на длинных сообщениях. Устная задача должна состоять примерно из 25 слов и быть разбитой на подпункты. Каждый пункт тоже должен быть максимум из 25 слов. плохо запоминает информацию, потому что знает, что все можно найти в Интернете. Задача, составленная в письменном виде, поможет вспомнить детали.

2.Обрисуйте задачу в виде комикса. Новое поколение лучше воспринимает изображения, чем слова. Проиллюстрированные задания и видеоинструкции для них более эффективны. Это касается и более крупных задач, таких как стратегия развития фирмы.

3.Ставьте лайки. Z с детства захвалено родными и педагогами. За все свои достижения им вручали призы, даже за фотографии в социальных сетях им ставят лайки. -ы не могут работать без поощрений и похвал. Награда не мотивирует их на более качественное решение задачи, но ее отсутствие выбивает их из рабочего ритма.

4.Не лишайте их гаджетов . Согласно исследованиям компании «Чайлдвиз», ежедневно пользуется всеми современными гаджетами. Постановка задачи в виде программы имеет на них большее воздействие, чем совещание. Внедряйте в работу фирмы современные технологии, не запрещайте пользоваться социальными сетями и не заставляйте вести исключительно бумажную документацию. Это повысит работоспособность Z-а.

5.Устройте им досуг. Это поколение привыкло развлекаться. Информацию не надо подавать в поучительной форме, это только отвернет Z-в от работы. Позвольте им развиваться и учиться по желанию, что повысит их преданность фирме.

6.Ищите им друзей. Несмотря на всех виртуальных друзей, Z-ы одиноки. Живое общение ничто не заменит. только выглядит раскрепощенным и общительным, а по факту у них практически отсутствуют навыки построения отношений. Вовлеките их в коллектив, пусть они почувствуют свою причастность к команде.

7.Четко очерчивайте дедлайн. Люди поколения Z осознают важность временных рамок, но зачастую их нарушают. Устанавливайте строгие сроки и штрафуйте за нарушение. После установления такого контроля безответственные работники отсеются сами.