Нередко ставит школьника любого возраста в тупик. Казалось бы, все просто: нужно лишь посмотреть на картину и описать свои впечатления. Однако ребенок часто не понимает, как описать картину так, чтобы это не выглядело ни примитивным перечислением того, что он видит, ни фантазиями на тему сюжета произведения. Между тем в этом задании, во всяком случае в выполнении его на том уровне, которого стандартно ждут в школе, действительно нет ничего сложного. Для того чтобы автор успешно справился с таким сочинением, достаточно лишь направить ход его рассуждений и подсказать ему, на что нужно обратить внимание.

Определение жанра

Перед тем как описать картину, школьник должен соотнести ее с теми, которые он уже видел, и хотя бы приблизительно определить ее жанр. Возможно, это определение и не прозвучит в самой работе, однако это необходимо для того, чтобы внимание ученика было сосредоточено на важных и значимых деталях.

Точно определить жанр зачастую бывает достаточно сложно, однако ребенку вполне под силу понять, что перед ним: пейзаж (в том числе включающий изображения животных), натюрморт, портрет (в том числе групповой или животного), бытовая сцена или картина на исторический сюжет. В общем-то, картины других жанров редко используются в методической практике.

Краткое предполагает и умение разобраться в том, элементы каких жанров совмещены в том или ином произведении. Допустим, это может быть портрет на фоне пейзажа или бытовая сцена с натюрмортом.

Общее в описании картин любого жанра

Перед тем как описать картину любого жанра, уместно составить план будущего текста. Общими элементами сочинения для рассказа о произведении живописи или графики любого жанра могут быть следующие:

  1. Обозначение жанра и, возможно, пояснения, почему автор относит к нему произведение.
  2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении, история его создания (год, материалы, место хранения, эпоха создания, может быть, конкретная история, сопровождающая работу над холстом). В некоторых случаях уместно сказать, какой вызвало произведение.
  3. Краткое описание того, что изображено на картине (что вынесено на передний план, что находится на заднем).
  4. Какова цветовая гамма произведения, какие ощущения она вызывает, как соотносится с сюжетом.

Пейзаж, натюрморт, изображения животных

Определение жанра пейзажа редко вызывает затруднения, сложности появляются именно при попытках рассказать об увиденном. Краткое описание картины в этом случае может включать ответы на следующие вопросы:

  1. Что более всего привлекает внимание (что составляет центр картины), почему, за счет чего это достигается; есть ли этот центр.
  2. Динамично или статично изображение (что изображено: состояние или движение), почему.

На это же нужно обратить внимание при описании натюрморта, однако здесь немаловажно также сделать некоторые акценты на деталях интерьера, если таковые изображены на картине.

Портрет

Часто самые большие трудности вызывает у школьников именно описание портрета. Картины этого жанра часто предлагаются школьникам для рассказа о них.

Возникающие трудности обычно довольно типичны. Нередко ребенок хорошо чувствует и настроение, и однако не знает, как описать картину. Для того чтобы сосредоточиться на важных деталях и направить ход своих мыслей, важно обратить внимание на такие особенности портрета, как:

  1. Фон (где находится персонаж, какие детали интерьера или пейзажа счел нужным изобразить художник, почему).
  2. Постановочный или изображение естественного момента жизни изображаемого лица.
  3. Есть ли в названии указание на то, что это изображение конкретного лица? Если да, то каким увидел художник прототипа картины? Если нет, то как название соотносится с изображением? Кого хотел показать автор?
  4. Направление взгляда. Куда смотрит персонаж? Почему? Особенно это важно для групповых портретов.
  5. Поза человека. В чем ее типичность? Почему она именно такова? Что можно сказать о том, как увидел своего натурщика художник, по позе персонажа?

Бытовая сцена или исторический сюжет

Описание бытовой сцены чаще всего совмещает в себе рассказ и о персонажах, и о пейзаже (интерьере). Однако акцент должен быть поставлен на объяснении целостности произведения. Сочинение должно быть посвящено ответам на вопросы о том, как каждая деталь произведения «работает» на создание общего впечатления от картины.

Исторический сюжет, помимо прочего, требует исторических комментариев и пояснений. Сильным всегда будет смотреться текст с разъяснениями того, как называются те или иные детали костюма, интерьера, пейзажа.

Кроме сочинения по определенной картине, преподаватели нередко дают задание написать текст о любой работе определенного автора. Перед тем как описать картину художника, следует ознакомиться с его творчеством в целом и выбрать наиболее привлекательную для описания. В этом случае сочинение будет содержать также мотивацию выбора конкретной работы и ее сравнение с другими наиболее известными произведениями автора.

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли... Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

  • во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
  • во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
  • в-третьих, развиваете свою фантазию - в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
  • в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос "А как начать?", то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

План

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

  • Основные детали картины - какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения - теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
  • Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы - тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить "цвета солнечных лучей").
  • Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина "На Севере диком".

"Произнеся фамилию "Шишкин", русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина "На Севере диком...", написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова "На Севере диком стоит одиноко...", которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию..."

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

Делая описание картины, дайте сначала информацию о истории ее создания. Прочтите биографию художника, попытайтесь понять, как жили современники живописца, постарайтесь понять автора как человека. Именно понимание души художника, позволит сделать хорошее описание картины. Потом можно сказать несколько слов о жанре произведения, его тематике. Описание картины обычно сводится не просто к перечислению предметов, изображенных на ней. Описание картины должно строиться в первую очередь на гармонии между этими предметами. В картине никогда не бывает чего-то лишнего – все там взаимосвязано, и каждая деталь несет какой-то смысл.

Описание по картинам

Описание по картинам имеет в себе те же принципы, что и описание картины единичной. Если Вы описываете, либо работы одного художника, либо работы разных авторов, постарайтесь понять, что общего есть у всех этих полотен и у их авторов. Создавая описание по картинам, старайтесь сначала пересказать предысторию произведения, - почему у автора возникла идея создания. Описание по картинам будет более интересным и занимательным, если вставить в него интересные факты из жизни автора картины, какие-то истории, связанные с написанием.

Описание картин Левитана

К примеру, составляя описание картин Левитана, можно обратить внимание читателя на особую манеру изображения, свойственную только этому художнику. Левитану свойственен контраст между цветами: темные соседствуют со светлыми.

В его картине «Заросший пруд» (1887 год), создается игра зеленого цвета: все оттенки зеленого соединены в гармоничном изображении слегка склоненных к пруду деревьев, бурно разросшейся травы под ними. Описание картин Левитана начинается с понимания эмоций, «сокрытых» в картинах. Составляя описание картин Левитана нужно определить какое чувство у Вас возникает при виде полотна. Иногда для определения тематики произведения достаточно просто взглянуть на него.

Описание картины портрет

На портрете обычно, на первом плане выделяются глаза изображенного человека. В первую очередь, начинайте описание картины портрет с описания глаз изображенного. Опишите этот взгляд, придайте ему определенную характеристику. Но если человек изображен в полный рост, то пафос картины, т. е. эмоциональность, может передаваться всей фигурой.

К примеру, описание картины «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» (1821, холст, масло,): Федор Шаляпин смотрит слегка в сторону, будто увидел кого-то в праздничной толпе. Рука его придерживает распахнутую шубу: жест этот очень манерен – на правой руке даже слегка оттопырен мизинец. Фигура изображенного передает некую нервозность, беспокойство. Делая описание картины портрет , можно рассказать не только историю написания, что-то из жизни художника, но и что-то из жизни того, кто изображен на полотне.

Описание картины Утро

Иногда детали картины так связаны друг с другом, что нужное идея картины, ее эмоциональное дно, передается их неразделимым взаимодействием. К примеру, описание картины «Утро» Т. Н. Яблонской, будет начинаться с описания всех предметов на полотне.

Это не портрет, потому что в центре внимания не столько сама девочка, сколько неубранная кровать, озаренная утренним светом, высокий балкон, над которым ползут ветви комнатного растения. Это тот случай, когда детали настолько же интересны, и также передают информацию, как изображенный человек. Иногда бывает и так, что главное место в картине занимает не персонах, не детали, а фон.

Можно в качестве примера привести описание картины «Утро» (масло, холст, 81×113, 1851) И. Айвазовского. Здесь все внимание зрителя сосредоточится на оранжевом, словно туманном фоне. Маленькие люди, стоявшие на берегу, и корабль, удаляющийся на рассвет, не играют важной роли в картине, - оранжевая предрассветная дымка поглощает все. Поэтому обычно описание картины строится именно на том, что первое бросается в глаза зрителю.

Описание картины Весна

Часто авторы наделяют свои произведения символами, имеющими различный подтекст. Так при описании картины «Весна» (масло, темпера, 203×314,1477-78) Сандро Ботичелли можно сказать, что это в полной мере прослеживается именно в этой картине.

Богиня любви Венера стоит в центре, справа Зефир, прохладный весенний ветер, преследующий нимфу Хлорис. Нимфа убегает и превращается в Флору. Флора теперь весны, одетая словно богатая замужняя флорентийка. Над богиней любви летает Купидон, и т. д. Ботичелли изобразил в своей картине все, что свойственно весне: прохладный ветер, любовь, что просыпается в сердце человеческом в весеннюю пору. Делая описание картины «Весна», и вообще картины, наделенной столь яркими символами, попытайтесь дать в своей описании хотя бы краткую расшифровку этих символов. Попытайтесь понять почему автор снабдил картину именно такими символами.

Описание картины Юона

Если автор имеет только ему свойственную манеру писать, постарайтесь в описании дать краткую характеристику стилю художника. К примеру для К.Ф. Юона характерны яркие, словно «кричащие» цвета. Описание картины Юона «Весенний солнечный день» (1910г) должно говорить о яркости красок, которыми пользовался автор. Здесь изображены народные гуляния: веселая крестьянская молодежь выбежала на улицу. На заднем плане высятся купола церкви и высокие здания. Описание картины Юона может также повествовать о гармонии между высокими строгими зданиями и шумной веселой толпой молодых крестьян.

Описание картины художника

Делая описание картины художника, нужно знать какие живописцы повлияли на его стиль, его мировоззрение, и т.д. У кого учился данный живописец, какие знакомства повлияли на его собственное творчество. Можно в описании картины художника провести параллель между работами его учителей, кумиров, т. е. тех живописцев, которые были для него творческими примерами.

Описание картины Сирень

Хорошее описание может создать иллюзию диалога между читателем и картиной. Для создания этого диалога нужно постараться передать изюминку картины, то, из-за чего художник изобразил именно этот предмет. Трудно делать описание картин со сказочной тематикой, как, например, картина М. Врубеля «Сирень» (1900, масло, холст). Эта картина сказочного содержания: девушка, изображенная на ней, являет собой как бы душу сирени. Описание картины «Сирень» нужно начать, прежде всего, с понимания образа главной героини. Попытайтесь представить эту девушку как сам цветок: дайте несколько эпитетов, которые одинаково характеризуют как куст сирени, так и героиню, изображенную рядом. Для понимания темы картины нужно еще узнать ее историю. Описание картины «Сирень» можно начать с краткого экскурса в историю ее создания: эту девушку Врубель называл Татьяной (словно это пушкинская Татьяна), и по его идее она должны была стать самой душой сирени, ее отражением. И действительно, масса зелени, окружающая тонкую нежную брюнетку, похожа на волосы девушки: такие же темные и густые. Постарайтесь понять идею картины, дать ей оценку, и уже эту оценку разместить в своем описании.

Описание картины Зима

Иногда автор уделяет особое внимание прорисовке, как это есть в картине «Зима» А.Саврасова. Именно благодаря такой четкой прорисовке деталей у зрителя возникает ощущение объемности картины. Этот маленький покосившийся домик словно окружен аурой домашнего тепла и уюта: четкие контуры соломенной кровли, плетень, где прорисован каждый прутик, дают зрителю возможность самому «попасть» в картину. Делая описание картины «Зима» нельзя не сказать об этом. Эта детализация возникает не только благодаря трудолюбию художника, но благодаря его чувству цвета. Давая описание картины «Зима» нужно упомянуть и о цветовой гармонии. Старайтесь уловить, когда создаете описание картины, как относился к детализации предметов художник, и какой получается эффект на картинах от его подхода.

Грачи прилетели, описание картины

Для работы А. К. Саврасова «Грачи прилетели» описание картины должно строиться на сочетании теней. Здесь гениально показана игра тени и света: вот на первом плане выделяется группа кривых деревьев, и на снежный тающий покров падает их легкая рваная тень. Вдали клубятся облака, словно нависшие над городом. Эффект нависания возникает благодаря сочетанию в сочетании белого цвета и голубого отсвета от городских просторов. Для «Грачи прилетели» описание картины может также повествовать о тонкой детализации объектов, которая свойственна Саврасову.

Описание русских картин

Описание русских картин должно говорить о свойствах, которые объединяли всех русских художников. Прежде всего, описание русских картин повествует о быте русского народа, его родной природы. Для русской живописи характерен список «вдохновителей» художников – это и русская деревня, и серо-желтое русское поле, и т. д. Обобщая всю русскую живопись, можно сказать, что многое зависело от времени, в котором жили живописцы. Обобщая и давая полное описание русских картин, нужно всегда соотносить тот или иной стиль, проявляющийся в работах живописцев с эпохой и нравами людей, живущих в ней.

Описание картины Аленушка

Иногда картина рождается из явлений, пережитых автором в действительности. Именно так появилась на свет картина Виктора Васнецова «Аленушка» (1881, холст, масло). Описание картины «Аленушка» должно начинаться с описания реальной встречи девушки и знаменитого художника. Это можно включить в качестве интересного факта, который сделает описание картины более интересным и привлекательным для читателя. Эта история произошла в Ахтырке, где Васнецов встретил простоволосую девушку. Позднее художник рассказывал, что она поразила его воображение и столько тоски и одиночества было в ее глазах, и «веяло от нее чисто русской печалью». Вообще описание картины «Аленушка» может повествовать также о глазах Аленушки, полных тоски и печали, упоминание этого в тексте даст ему особый колорит и пафос.

Описание картины Сирень в корзине

Нельзя не сказать о таком великом художнике, как П.П. Кончаловский. Для него свойственен такой прием в живописи, когда картина выглядит словно вылепленной статуей. Можно упомянуть это сравнение в описании картины «Сирень в корзине». Здесь букет, состоящий из нескольких видов сирени, предстает перед зрителем в качестве раскрашенной статуэтки. Этот прием тоже весьма своеобразен и примечателен, так как он дает произведению эффект объемности. В описании картины «Сирень в корзине», для заинтересованности читателя, можно поразмышлять над тем, как пахли бы эти цветы, как на них садились бы бабочки, привлеченные вкусным запахом. Описание картины «Сирень в корзине» можно представить и как маленький рассказ, в котором кто-то нарвал этот букет, покрытый еще свежей росой, а потом поставил в маленькую корзинку.

Описание картины Моне

Совершенно отличным от Саврасова перед нами предстает Клод Моне. У этих художников абсолютно разная манера письма, но оба они стремятся к одному – к созданию реалистичной композиции. Описание картины Моне «Маковое поле» (1886,) можно построить на сравнении со стилем Саврасова. «Маковое поле» неприметно вблизи, оно требует того, чтобы зритель с дальнего расстояния вглядывался в красное зарево маков, далеких крон деревьев, горных вершин. Давая описание картины Моне мы можем дать вид, который открывается, если смотреть на картину вблизи, и на вид, который открывается, если смотреть с расстояния.

Описание картины Кустодиева

В описание картины Кустодиева, причем картины любой, можно рассказать с чего начался путь живописца. Делая описание картины Кустодиева, всегда старайтесь предоставить читателю как можно больше интересной информации об эволюции профессионального мастерства художника. К примеру, Кустодиев начинал как портретист, и это сказалось потом на его умении рисовать полотна, которые будто воплощены в цветном мраморе. Каждое описание картины Кустодиева должно говорить о его неповторимой манере изображения.

Описание картины Васнецова Аленушка

Очень часто картины созданы по мотивам каких-либо художественных произведений. Создавая описание картины, никогда не ленитесь узнать, а каковы мотивы написания. К примеру, делая описание картины Васнецова «Аленушка», нужно упомянуть, что полотно было создано по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В этой картине все созвучно: и Аленушка, впавшая в горькие раздумья над судьбой своего брата, и мрачность темной густой травы вокруг, и лес, что чернеет позади. Составляя описание картины Васнецова «Аленушка», укажите на эту мрачную гармонию. Описание картины Васнецова «Аленушка» характерно еще и взглядом девочки. В описании картины дайте эпитет этому взгляду, и пусть этот эпитет как бы станет «духом» полотна.

Описание картины Саврасова

Для Саврасова характерны богатая цветовая палитра, и разнообразие настроений. К примеру, делая описание картины Саврасова «Волга», мы должны в первую очередь, рассказать о контрасте светлых и темных тонов. В картине они идут как бы полосами: полоса темная, полоса светлая. Когда делаете описание картины Саврасова, любой картины, можно составить описание картины как разговор с читателем. Для этого нужно просто начинать фразы так: «А вы знаете, что…?», «Как вы думаете…?», и т. д.

Дружба - это особые отношения между людьми, построенные на бескорыстии, доверии, симпатии, общих интересах и взаимном уважении. Настоящий товарищ никогда не предаст, он первым протянет руку помощи в трудных ситуациях и не отвернётся от человека даже в том случае, если весь мир будет против него.

Но не только людям знакомо это бесценное чувство. Крепкая дружба способна возникнуть между человеком и его четвероногим питомцем. Тёплым взаимоотношениям людей и животных посвящено немало книг и фильмов. Нашла эта тема своё отражение и в живописи. Ярким примером, характеризующим товарищество между ребёнком и собакой, является картина замечательного уральского живописца Евгения Широкова "Друзья".

Биография художника

Несмотря на до сегодняшнего дня занимается преподавательской деятельностью: заведует кафедрой живописи в Институте искусства и культуры города Перми. С 1993 года - профессор.

Творчество Евгения Николаевича

Сегодня картины Широкова можно увидеть в 15 российских музеях, включая знаменитую Третьяковскую галерею. Произведения художника относятся к так называемому суровому стилю живописи. Это течение возникло в 50-60-х годах прошлого столетия. Сюжеты произведений, написанных в суровом стиле, реалистически воспевали трудовые будни простых людей. Кисти Широкова принадлежат картины "Хлеб фронту", "Мальвы", "Баллада о земле", "Посреди России", портреты Дмитрия Кабалевского, Виктора Астафьева, Юрия Гагарина, Сергея Миронова и других известных людей. Есть у живописца и свой собственный автопортрет. К числу самых узнаваемых произведений мастера относится его работа "Друзья", написанная в 1979 году.

История создания

Существует мнение, что Евгений Николаевич изобразил на полотне своего сына. История создания таким образом, имеет жизненные корни. Ведь искренние и тёплые взаимоотношения между человеком и животным не такая уж и редкость. До 1986 года картина находилась в семейной коллекции живописца, затем автор подарил её Пермской художественной галерее.

Описание картины Е. Широкова "Друзья" следует начинать с характеристики её главных героев. На переднем плане полотна изображены мальчик-подросток и его пёс: они расположились рядом на красно-коричневом тёплом покрывале, расстеленном на полу комнаты. То, что живописец поместил ребёнка и собаку в центральную часть холста, указывает на равноценность этих двух персонажей. Широков Евгений Николаевич не прорисовывал картины, благодаря чему всё внимание зрителей сосредоточено на мальчике и его четвероногом друге.

Описание ребёнка

Подросток, нарисованный на полотне, ничем не отличается от других мальчишек советской эпохи. Он темноволосый, смуглый, на вид ему около 14 лет. На герое картины тёмно-синяя летняя футболка, такого же цвета носки, серые брюки и простые открытые сандалии. Уличная одежда указывает на то, что он недавно пришёл откуда-то и ещё не успел переодеться. Художник Широков изобразил мальчугана в сидячем положении со скрещенными ногами. Одной рукой он опирается на пол, другой - гладит своего пса.

Лицо у подростка очень грустное: опущенные вниз глаза и надутые губы указывают на то, что он сильно расстроен. Неизвестно, какие события испортили настроение хозяину собаки. Возможно, его обидели сверстники или наказали родители, а быть может, он получил в школе плохую отметку и теперь боится признаться в этом маме с папой.

Верный пёс

Единственным, кому может поведать мальчуган о своих проблемах, является его четвероногий питомец. Для ребёнка собака - это не просто домашнее животное. Она - верный друг, который хоть не умеет разговаривать, но всегда понимает и поддерживает своего хозяина. По мальчика видно, насколько он любит своего пса. Животное, как и подросток, является главным героем картины «Друзья». Е. Н. Широков изобразил его на переднем плане вместе с мальчиком, благодаря чему внимание зрителей достаётся обоим персонажам в равной степени.

Неизвестно, какой породы собака на картине. Она среднего размера, с короткой чёрной шерстью и белыми лапами. По ухоженному внешнему виду животного можно судить о том, что о нём достойно заботятся. Его чёрная шерсть блестит на свету, а плед, на котором он лежит, чистый и опрятный. Продолжая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует отметить, что пёс такой же грустный, как и его хозяин. Мальчик нежно гладит своего питомца по спине и делится с ним самым сокровенным. Четвероногий друг, хоть и лежит в спокойной позе, но вовсе не думает засыпать. Он внимательно поднял одно ухо и слушает мальчугана. По грустным глазам животного видно, что ему полностью передалось настроение подростка. Хоть собака не может утешить своего хозяина словесно, она искренне сочувствует ему.

Общение друзей

В тёмных и спокойных тонах написана картина «Друзья». Е.Н. Широков не использовал при создании своего шедевра ярких красок, дабы ничем не отвлекать внимания окружающих от эмоций, которые испытывают главные герои. Вся картина пронизана грустью, однако тоски при знакомстве с ней у человека не возникает, ведь она воспевает верную дружбу. По сюжету видно, что мальчуган неразлучен со своим любимцем и привык делиться с ним любыми проблемами. Издавна известно, что домашние животные - самые лучшие психологи, и после общения с ними людям всегда становится легче на душе. Вероятнее всего, мальчик выговорится своему верному псу, и проблема, испортившая ему настроение, уже не будет казаться ребенку неразрешимой. Чувствуя поддержку со стороны четвероногого друга, он сможет достойно справиться с любыми невзгодами, выпавшими на его судьбу.

Смысл произведения

Делая описание картины Е. Широкова «Друзья», следует постараться раскрыть весь её глубокий смысл. На полотне живописец изобразил не просто расстроенного мальчика и его собаку. Он мастерски смог передать всё то, что заключается в понятии «дружба». Бескорыстному и верному псу всё равно, кто его владелец. Ему неинтересно благосостояние и положение в обществе этого человека. Всё, что необходимо животному, - ласка и забота. Чувствуя хорошее отношение к себе, собака никогда не предаст своего хозяина. К сожалению, во взаимоотношениях между людьми встретить такую искренность, честность и бескорыстие получается нечасто.

Описание картины Е. Широкова «Друзья» в школе

Полотно, изображающее трогательную дружбу мальчика и пса, знакомо всем ученикам средних классов. В соответствии со школьной программой дети должны с помощью учителя проанализировать картину, а затем написать по её сюжету сочинение. Изучение этого позволяет не только развить у подрастающего поколения художественное чутьё, но и сформировать такое важное человеческое качество, как умение дружить.

Описание темы: Вопрос на засыпку: Что за порода собаки у мальчика в руках? Ответ ищите в готовом сочинении.

"Дружба, воспетая в красках".

Евгений Николаевич Широков известный российский художник-портретист. Его кистью написано множество картин с изображением известных личностей того времени – середины двадцатого века. Одной из известнейших работ автора является картина «Друзья». На этом полотне изображен мальчик и собака. В центре картины расположен мальчик, который одет в синюю футболку, серые брюки, синие носки и серые сандалии. Он сидит на красной подстилке возле собаки и одной рукой очень бережно гладит ее. Из картины видно, что их отношения очень теплые, нежные и дружеские.

Собака (похоже, что это дог) лежит рядом на той же подстилке. У нее очень красивая угольно-черная шерсть, отливающая бликами здоровья и хорошего ухода хозяином. И только лапки у нее очень забавные, будто одеты в белые носочки. Центр переднего плана картины занимает ее милая мордашка, открытые добрые глаза выражают глубокое понимание своего друга. А одно ухо приподнято, как будто он очень внимательно слушает, стараясь не пропустить ни одного слова своего юного хозяина. Они оба грустят. Но из этой картины видно, что у собаки все в порядке, в ее глазах читается понимание друга и сопереживание его проблемам. Сочувствие – великое качество, присущее настоящей дружбе.

На лице мальчика изображена грусть, он что-то рассказывает своему другу, глаза опущены и кажется, вот-вот пойдут слезы. А губы его слегка надуты, это говорит о том, что мальчика кто-то обидел. Возможно, в школе учительница незаслуженно его поругала. А может дома получил от родителей за какой-то проступок. С картины видно, что верный друг мальчика умеет его поддержать и выслушать в нужный момент.

Задний план картины размытый, там нет ничего. Автор тем самым показал, что в такие моменты сопереживания и взаимопонимания между друзьями нет ничего вокруг более важного, чем всецело поддержать лучшего друга. Картина написана очень чувственно и проникновенно. Она очень ярко передает теплоту взаимоотношений между верными друзьями. Раскрывает внутреннюю глубину понимания друг друга и располагает к открытости и бескорыстию взаимоотношений между друзьями.