Мы поговорим о следующей эпохе после Просвещения и о том, как она проявила себя в русском культурном пространстве.

Эпоха Просвещения строилась на воспитании чувств. Если мы полагаем, что чувства можно воспитывать, то в какой-то момент мы должны допустить, что воспитывать их необязательно. Нужно проявить внимание и довериться им. То, что считали раньше опасным, вдруг окажется важным, способным дать нам импульс к развитию. Так произошло во время перехода от эпохи Просвещения к сентиментализму.

Сентиментализм – в переводе с французского «чувство».

Сентиментализм предложил не просто воспитывать чувства, а считаться с ними, доверять им.

Сквозная тема классицизма в европейской культуре – борьба долга и чувства.

Сквозная тема сентиментализма – разум не всесилен. И мало воспитывать чувства, нужно им довериться, даже если кажется, что это разрушает наш мир.

Сентиментализм в первую очередь проявил себя в литературе как классицизм в архитектуре и театре. Это не случайно, ведь слово «сентиментализм» связано с передачей оттенков чувств. Архитектура оттенки чувств не передает, в театре они не так важны, как представление в целом. Театр – «быстрое» искусство. Литература может быть медленной и передавать оттенки, именно поэтому идеи сентиментализма реализовались с большей силой.

В романе Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза» описаны ситуации, немыслимые в предшествующие эпохи, – дружба мужчины и женщины. Эта тема обсуждается всего пару столетий. Для эпохи Руссо вопрос колоссальный, но ответа тогда не было. Эпоха сентиментализма сосредоточена на тех чувствах, которые не вписываются в теорию и противоречат идеям классицизма.

В истории русской литературы первым ярким писателем сентименталистом стал Николай Михайлович Карамзин (см. рис. 1).

Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин

Мы с вами говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и различное.

Обратите внимание на слова с «со»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционным Радищевым и сентиментальным Карамзиным?

Вернувшись из своего путешествия и написав «Письма русского путешественника», которые вышли в 1791 г., Карамзин приступает к изданию «Московского журнала», где в 1792 г. появляется небольшая повесть «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее ход на долгие годы. Рассказ в несколько страниц отозвался во множестве классических русских книг, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы).

Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).

Рис. 2. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Это история о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался от нее окупиться. Девушка покончила с собой, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал узы с богатой вдовой.

Таких историй еще не было. Карамзин многое меняет.

В литература XVIII века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает повесть с того, что все неоднозначно.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам.

Николай Карамзин

Мы встречаемся с сердцем рассказчика до того, как увидели героев. Прежде в литературе была привязка персонажей к месту. Если это идиллия, события разворачивались на лоне природы, а если нравоучительная повесть - то в городе. Карамзин с самого начала ставит героев на границу между деревней, где живет Лиза и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и деревни и есть предмет его повести (см. рис. 3).

Рис. 3. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Карамзин вводит то, чего никогда не было русской литературе, - тему денег. В построении сюжета «Бедной Лизы» деньги играют колоссальную роль. Отношения Эраста и Лизы начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это с чистым сердцем, но он измеряет чувства в деньгах. Далее, когда Эраст бросает Лизу и когда случайно встречает ее в городе, он от нее откупается (см. рис. 4).

Рис. 4. Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»

Но ведь и Лиза перед тем, как покончить с собой, оставляет матери 10 империалов. Девушка уже заразилась городской привычкой к пересчету денег.

Финал повести невероятен для той поры. Карамзин говорит о смерти героев. И в русской литературе, и в европейской о смерти любящих героев говорилось неоднократно. Сквозной мотив - влюбленные объединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но чтобы самоубийца Лиза и грешник Эраст примирились после смерти - было невероятным. Последняя фраза повести: «Теперь, может быть, они примирились». Уже после финала Карамзин рассказывает о самом себе, о том, что происходит в его сердце.

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.

Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его герои. Все это было невероятно ново и свежо.

Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой оказался Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставил равнодушными читателей того времени.Так в чем же заключается сентиментализм «Бедной Лизы»?

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.

К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

Внешний и внутренний конфликт

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек!

Сентиментализм (фр. чувство) - художественный метод, возникший в Англии в середине XVIII в. и получивший распространение главным образом в европейской литературе: Шж Ричардсон, Л. Стерн - в Англии; Руссо, Л. С. Мерсье - во Франции; Гердер, Жан Поль - в Германии; Н М. Карамзин и ранний В. А. Жуковский - в России. Будучи последним этапом в развитии Просвещения, сентиментализм по своему идейному содержанию и художественным особенностям противостоял классицизму.

В сентиментализме нашли свое выражение общественные устремления и настроения демократической части «третьего сословия», ее протест против феодальных пережитков, против усиливающегося социального неравенства и нивелирования личности в складывающемся буржуазном обществе. Но эти прогрессивные тенденции сентиментализма существенно ограничивались его эстетическим кредо: идеализацией естественной жизни на лоне природы, как свободной от всякого принуждения и угнетения, лишенной пороков цивилизации.

В конце XVIII в. в России наметился рост капитализма. В этих условиях известная часть дворянства, чувствовавшая неустойчивость феодальных отношений и вместе с тем не принимавшая новых общественных тенденций, выдвинула иную сферу жизни, прежде игнорировавшуюся. Это была область интимной, личной жизни, определяющими мотивами которой были любовь и дружба. Так возник сентиментализм как литературное направление, последний этап развития русской литературы XVIII в., охватывающий исходное десятилетие и перебрасывающийся в XIX в. По своей классовой природе русский сентиментализм глубоко отличен от западно-европейского, возникшего в среде прогрессивной и революционной буржуазии, явившейся выражением ее классового самоопределения. Русский сентиментализм в основе своей -- порождение дворянской идеологии: сентиментализм буржуазный на русской почве привиться не мог, т. к. русская буржуазия только начинала -- и крайне неуверенно -- свое самоопределение; сентиментальная чувствительность русских писателей, утверждавшая новые сферы идейной жизни, прежде, в пору расцвета феодализма, мало значительные и даже запретные, -- тоска по уходящему приволью феодального бытия.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост -- слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду.

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится Повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».

Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе открыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» -- эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных -- в этом главная нравственная задача художников слова.

Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза - бедная крестьянская девушка), с другой стороны - на нравственно-философский (герой повести - несчастный, обиженный судьбой и людьми, человек). Полисемия названия подчеркивала специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конфликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и трагической гибели Лизы) является ведущим.

Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы.

Сюжетная амбивалентность, внешне мало заметная, проявилась в "детективной" основе повести, автора которой интересуют причины самоубийства героини, и в необычном решении проблемы "любовного треугольника", когда любовь крестьянки к Эрасту угрожает семейным узам, освящаемым сентименталистами, а сама "бедная Лиза" пополняет ряд образов "падших женщин" в русской литературе.

Карамзин, обращаясь к традиционной поэтике "говорящего имени", сумел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза превосходит Эраста ("любящий") в таланте любить и жить любовью; "кроткая", "тихая" (в переводе с греческого) Лиза совершает поступки, требующие решительности и силы воли, идущие вразрез с общественными законами морали, религиозно-нравственными нормами поведения.

Пантеистическая философия, усвоенная Карамзиным, сделала Природу одним из главных героев повести, сопереживающей Лизе в счастье и горе. Право на сокровенное общение с миром Природы имеют в повести не все герои, а только Лиза и Повествователь.

В "Бедной Лизе" Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который ориентировался на разговорно-бытовую речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портящих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.

1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главной героини.
4. Образ «злодея» Эраста.

В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.


Конспект урока.

Разработка урока по теме: «Сентиментализм как литературно-эстетическое направление. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма».

  1. Количество уроков – 2 (сдвоенное занятие)
  2. Цель урока:

Дать учащимся представление о периоде сентиментализма в русской литературе
Задачи урока:
Обучающие: Сформировать уучащихся понятие «сентиментализма» как системы взглядов на возможность отражения мира в меняющемся общественном сознании; обеспечить усвоение учащимися особенностей направления на примере анализа его черт в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; ознакомить учащихся с понятием «пастораль», «сантимент», «сентиментальный» «томность», «меланхолия»; отработать навыки работы с текстом, используя различные мыслительные операции (восприятие, исследование, понимание, сравнение, доказательство, синтез).
Развивающие: Обогащение и усложнение словарного запаса; развитие коммуникативных свойств речи при чтении, используя необходимые экспрессивность и выразительность; развитие мышления через построение устного анализа, выделения главного, сравнения, построения аналогий, обобщения, систематизации, объяснения, доказательства, опровержения; развитие познавательных психических процессов учащихся, основанных на чувствах, переживаниях
Воспитательные: Воспитание эстетических представлений о возможностях самореализации личности через музыку, живопись, литературу; воспитание внимательного отношения к своим чувствам; воспитание таких качеств личности, как чуткость, сострадание, сочувствие, сердечность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-беседа с элементами теоретических и практических исследований.
Методология урока: Базовым является эвристический метод, в основе которого находится эвристическая беседа в виде взаимосвязанных вопросов. Кроме того, учитель использует практические проблемные задания, имеющие исследовательский характер. Таким образом, используется и частично-поисковый, исследовательский метод.
Оформление урока (можно использовать слайды или иллюстрации на доске): портрет Н.М.Карамзина, портреты эпохи классицизма, например, «Портрет генерала А.И.Горчакова» кисти В.А.Тропинина, «Портрет Г.Р.Державина» кисти В.Л.Боровиковского, портрет М.В.Ломоносова кисти неизвестного художника 18 века идр.; портреты и пейзажи эпохи сентиментализма, например, «Портрет М.И.Лопухиной», «Портрет Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова, «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет Е.И.Нелидовой» кисти Д.Г.Левицкого, «Повозка, едущая на ярмарку» Томаса Гейнсборо, «Пейзаж в окрестностях Бове», «Летняя пастораль», «Отдыхающие пастух и пастушка» Франсуа Буше и др, фотографии пейзажей Павловска, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, песня Б.Ш.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», эпиграф, таблица, которая заполняется по мере беседы. Текст повести «Бедная Лиза», карточки с напечатанными отрывками из произведений, последующих после повести Карамзина (Клушин, Измайлов, Милонов, Малышев)
План урока

  1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.
  2. Основная часть.

1урок. Формирование понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом направлении.
2 урок. Формирование умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ автора. Работа с карточками Сообщение о значении повести для дальнейшего развития русской литературы

  1. Домашнее задание.

Ход урока
1 урок.

  1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами познакомились с очень интересной личностью конца 18-начала 19 века – Николаем Михайловичем Карамзиным. Вспомните, чем интересен этот человек.
Учащиеся : вспоминают интересные факты биографии Карамзина, его карьеру, награды, звания, литературную, историческую деятельность, реформаторство в области языка. Например, могут вспомнить, что Карамзин выступал за ограничение употребления иноязычных слов и предлагал вместо слова «публичный» употреблять «всенародный». Именно Николай Михайлович стоит у истоков появления в русском языке буквы «Ё» (можно продемонстрировать памятник этой букве и упомянуть роль Дашковой в её появлении). Именно Карамзин ввёл в употребление многие слова, которые сейчас являются привычными («промышленность», «развитие»). Реформатору принадлежит и открытие такого пунктуационного знака, как «тире», самого эмоционального в русском языке.
Учитель : Некоторым из вас на прошлом занятии в качестве домашнего задания были предложены для подготовки мини-реплик о Карамзине отрывки из замечательной книги Е.Осетрова «Три жизни Карамзина». Какими интересными фактами вы можете дополнить нашу беседу?
Учащиеся (2 -3 человека):

  1. Карамзин очень трепетно относился к стилю письма, и на современный взгляд, относился не демократично. Вот какой случай приводит Евгений Осетров: «Дмитриев послал Карамзину, выразив в письме сомнение в точности некоторых употребленных им слов. Карамзин не только ответил на сомнения друга, но и сформулировал некоторые важные для него стилистические принципы, в которых отчетливо проявляется его антидемократизм. Карамзин писал: «Пичужечки не переменяй - ради бога не переменяй! Твои советники могут быть хорошими в другом случае, а в этом они не правы. Имя пичужечка для меня отменно приятно потому, что я слыхал его в чистом поле от добрых поселян. Оно возбуждает в душе нашей две любезные идеи: о свободе и сельской простоте. К тону басни твоей нельзя прибрать лучшего слова. Птичка почти всегда напоминает клетку, следственно неволю». «То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть низко. Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зеленое дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку и покойного селянина, который с тихим удовольствием смотрит на природу и говорит: Вот гнездо! вот пичужечка! При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай парень! что за квас! Надобно признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей! Итак, любезный мой И., нельзя ли вместо парня употребить другое слово?»
  2. Осетров отмечает, что Карамзин не только первым ввёл в обиход слово «литература», но и стал первым писателем, который жил на литературные доходы от издания журналов и альманахов.
  3. Автор книги замечает, что Карамзин-поэт всегда возелывал поэтическую почву, и она дала обильные всходы в поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Рылеева… .Например, сравним:

Во тьме ночной ярилась буря,
Сверкал на небе грозный луч,
Гремели громы в чёрных тучах,
И сильный дождь в лесу шумел. (Н.Карамзин)
А вот как схожая картина реализуется у К.Рылеева:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Учитель: Именно с именем Николая Михайловича Карамзина, так внимательно относящемуся к слову и чувству, через него выражаемому, связан будет и новый виток развития русской литературы, о котором мы и поведём речь.
II. Основная часть.
Формирование понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом направлении.
На доске эпиграф:
«Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен» (Н.М.Карамзин)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс».
Учитель: Историю литературы нельзя представить в виде прямой линии, поделённой на равные отрезки: в таком-то году завершилась одна эпоха, а в таком-то началась другая. История литературы скорее всего похожа на бесконечную кривую линию. Подобно извилистой лесной тропинке, петляющей в лесной глуши, она огибает препятствия, подчас теряется в густой траве и вновь неожиданно появляется, чтобы вести нас дальше. Поэтому-то так трудно, а чаще невозможно понять, когда и какая именно книга меняет ровный ход литературного времени, начинает новый его отсчёт. Русской литературе в этом смысле необычайно повезло. Легко назвать одно-единственное имя, которое стояло у истоков сентиментализма, одну-единственную повесть в несколько страниц, сделавшую переворот в литературном мире. Им это – Карамзин, а повесть – «Бедная Лиза». Что же необычно нового воплотилось в ней?
Слово «сентиментализм» образовалось от французского « sentiment ».
Слово выписывается учителем на доске.
Учитель: Подберите к выписанному слову однокоренные слова, опирающиеся на французский источник.
Учащиеся: сентиментально, сентиментальный, сантимент, сентиментальничать, сентиментальность.
Учитель: Составьте словосочетания с этими словами
Учащиеся: Сентиментальный роман, проявлять сентиментальность, сплошные сантименты и др.
Учитель: Подберите русские синонимы к слову сентиментальный
Учащиеся: Чувственный, душевный, чуткий
Учитель: Что обозначает слово «сантимент »?
Учашиеся: Излишняя чувствительность в словах, выражениях, действиях
Учитель: Что обозначает суффикс- ИЗМ-. Проведите аналогии с другими словами, где ещё встречается такой суффикс.
Учащиеся: Классицизм, романтизм, реализм, коммунизм и др. Суффикс обозначает некую систему взглядов, направление.
Учитель: Давайте теперь соединим наши исследования слова и дадим определение этому направлению.
Учащиеся: Сентиментализм – художественное идейно –эстетическое направление, связанное с преобладанием чувства над разумом.
Учитель: Музыка, которая сопровождает наш разговор – это «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Как вы думаете, почему он так называется? Что представляется вам, когда вы слушаете такую музыку?
Учащиеся: Такая музыка обращена к человеческим чувствам, звуки будто что-то будоражат что-то доселе дремавшее в нас. Перед глазами огромная зала с большими зеркалами, свечами, канделябрами, дамы с оголёнными плечами, строгие кавалеры. Чувства текут, меняются, раскрываются во всех подробностях….
Учитель: Итак, какая же первая черта сентиментализма как направления, художественного метода?
Учащиеся: Первая наиболее важная черта сентиментализма – передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.
По мере беседы, в течение которой учащиеся самостоятельно приходят к выводам об особенностях сентиментализма, заполняется таблица, которая впоследствии будет «работать» и на втором уроке, где будет анализироваться повесть «Бедная Лиза».

Учитель: Вы только что сказали, что представляется вам бал, дамы и кавалеры. Обратите внимание, пожалуйста, на портреты, которые развешаны на разных сторонах доски. С одной стороны – портреты периода классицизма (указаны в перечне оформления к уроку), с другой – периода сентиментализма (указаны в перечне оформления к уроку). Человеку всегда хотелось читать о том, что он чувствовал, видеть на полотнах движения своей души, а не мёртвых манекенов. Сентиментализм в этом смысле «взорвал» классицизм. В чём же принципиальное отличие портретов, находящихся как будто по разные стороны баррикад?





Учащиеся: Классицизм – литературно-эстетическое, идеологическое направление, которое в центр ставит разум, служение государству, строгую иерархию, внимание к человеку государственному, просвещённому, к Гражданину. Отсюда и портреты в основном людей государственных: генералов, учёных, придворных. Их лица преисполнены гордостью, проницательный взгляд явно указывает на незаурядные умственные способности, их одежда – признак знатности, как правило, она застёгнута на все пуговицы – во всё нужна строгость и соразмерность. Но выражение лиц бесстрастно, так ка чувства, эмоции для классицистов – низменные проявления человека. Их нужно стыдиться.
Портреты же, выполненные по законам сентиментализма привлекают живостью образа, не его принадлежностью к чину, а его выражением лица. Интересно увидеть «игру овала»: овал лица, декольте, причёски, что создаёт особое умиротворение. Интересно, что в этот период появляются портреты крестьянок. Утверждается внесословная ценность человека – ещё одна не менее важная черта сентиментализма.
Учитель: Обратите внимание нафон портретов из разных направлений. В чём разница? О какой ещё черте сентиментализма мы можем сделать вывод?
Учащиеся: На портретах периода классицизма фона нет или он представлен в очень абстрактных чертах. На портретах же периода сентиментализма человек изображён как правило на фоне природы. Подчёркнута его связь с ней, а отсюда обострённость и естественность чувств, простота, непринуждённость. Правдивость. Итак, ещё одна чета сентиментализма – это изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.
Учитель : В западной культуре периода сентиментализма (а зародился он в Англии) существовало такое понятие, как пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
(Иллюстрация примеров пасторалей в живописи перечислены в перечне оформления к уроку)


А как вы думаете, разве не будет проявляться личность художника. Музыканта, литератора в его произведениях?
Учащиеся : Конечно, будет. Ведь прежде чем его герои обретут чувства, сам автор должен почувствовать то же самое, выявить себя, своё отношение.
Учитель: Эту черту нам с вами надо будет доказать на примере сентименталистического текста, как и другие, что мы с вами вывели.
Давайте подведём итоги в форме таблицы и в форме устного вывода с использованием данных учебника (учащиеся прочитывают ознакомительную статью о сентиментализме в учебнике и, объединяя услышанное и прочитанное, делают общий вывод в форме таблицы и в форме устного высказывания).

Черты сентиментализма

Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

1 . Передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.

2.Утверждается внесословная ценность человека

3. Изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.

Сентиментализм - литературное и эстетическое направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Направление зародилось в Европе во второй половине 18 века, когда там господствовали просветительские идеи классицизма. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Идеология сентиментализма по сути близка к просветительской: людей можно сделать совершенными, но акцент в воспитании перенести на мир чувств. Сострадающий и сострадательный человек не может быть зол. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения. Важно показать историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» - спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»). Чувство было провозглашено основой человеческой личности.
В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Учитывая интересы Екатерины, её женское сердце да и её переписку с Вальтером и Руссо, можно предположить, что дорога сентиментализму была проложена. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства. Однако не потерял столь свойственного русской литературе просветительского, дидактичного начала.
Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло. Герои произведений сентименталистов - простые люди с богатым духовным миром. Сентименталисты призывают ценить подробности окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению души. Они часто проливают слезы, вздыхают, ахают - не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным.
Наиболее известные произведения писателей-сентименталистов Европы, кроме упомянутых: Лоренс Стерн повесть «Сентиментальное путешествие» (1768), Джордж Беркли «Трактат о принципах человеческого познания» (1710 год), Джеймс Томсон описательная поэма «Времена года», Оливер Голдсмит «Путешественник», «Покинутая деревня»
Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее - в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера - так зарождается психологизм. Писатель‑сентименталист создает в своем произведении особый образ - образ автора‑рассказчика. В классицизме авторская позиция - объективность. В сентиментализме писатель стремится высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора‑рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
Учитель: Выявленные нами особенности сентиментализма как направления, можно сказать, литературного метода, как мы уже сказали, наиболее ярко проявились в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». К доказательствам этого тезиса мы и обратимся на 2-ом уроке.
2 урок
Формирование умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ автора. Работа к с карточками. Сообщение о значении повести для дальнейшего развития русской литературы
Учитель обращает внимание на второй эпиграф, написанный на доске ко второму уроку:
«Бедная Лиза» -…образцовое произведение, посвящённое не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
Е.Осетров
Учитель : Осенью 1790 года двадцатичетырехлетний Н. М. Карамзин вернулся в Россию из Европы - в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, а главное - с запасом идей. С 1791 года он начал издавать «Московский журнал», затем - журнал «Вестник Европы». Н. М. Карамзин прославился в 25 лет, когда опубликовал свою повесть «Бедная Лиза». Девушки и юноши читали и перечитывали ее, знали наизусть целые отрывки, ходили любоваться на пруд, о котором идет речь в этой повести. «Бедная Лиза» оказала влияние на несколько поколений русских читателей: она была непохожа на другие произведения русской литературы не только по языку, но и по содержанию.
Какие же черты нового слова в литературе были предложены Н. М. Карамзиным ? Подтвердите ваши наблюдения текстом. (По мере ответов учащихся заполняется вторая графа таблицы: «Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза»).
Учащиеся : кратко пересказывая незамысловатый сюжет произведения, отмечают, что в центре внимания автора находятся переживания героев, мир их изменяющихся чувств, да и сам сюжет строится на этих изменения.
Зачитываются места описанием чувств героев они анализируются с точки зрения лексики, синтаксиса, предающих взволнованность, радость, печаль.
Например:

  1. Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха . Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и - мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку... А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем - не могла отнять у него руки - не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими... Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! «Милая Лиза! - сказал Эраст. - Милая Лиза! Я люблю тебя», и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная , восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и... Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость - Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем .
  2. «Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу »
  3. «Эраст восхищался своей пастушкой - так называл Лизу - и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».
  4. «Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы - одними ее любви исполненными взорами - одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, - а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Учитель: Действительно, мир чувств, столь близких и понятных читателю сделал повесть оной из самых любимых среди молодёжи того времени. Какие назидательные ноты мы с вами увидим в демонстрации этих переживаний?
Учащиеся: Чистые искренние чувства демонстрирует прежде всего Лиза. Она переживает глубоко, тем более, что это для неё первая любовь. Эраст – птица другого полёта, и Карамзин использует черты психологического портрета рисуя нам этого героя: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», - думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет ».
Однако в его эмоциях сквозит некое потребительское отношение к любви, далёкое от платонизма. Хотя в конце повести его горе неутешно: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке. - Теперь, может быть, они уже примирились!»
Учитель: Как связана разность переживаний с особенностями социального статуса героев?
Учащиеся: Лиза - крестьянка. Она из бедной семьи, сама привыкла добывать себе пропитание, заботится о матери: «Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего - ибо и крестьянки любить умеют! - день ото дня становилась слабое и совсем не могла работать. Одна Лиза, - которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве ». Героиня чиста в своих помыслах, откровенна в желаниях, она искренна и наивна. Карамзин на примере Лизы восклицает: «И крестьянки любить умеют!» С помощью сего ещё раз подчёркивает внесословный принцип изображения героев. Эраст же – человек города, богатый дворянин, «с изрядным разумом», правде и с «доброй душой». Он многое повидал, успел насладиться искушениями жизни, разум и город не могли не оставить отпечатка в его душе, отсюда, видимо, и предательский поступок по отношению к героине.
Учитель: Уже зачитывая отрывки описания переживаний героев, вам встретились описания природы. Их достаточно много в тексте. Давайт проанализируем обновлённые функции появления пейзажа в сентиментальных текстах.
Обратимся к началу повести. Чем оно необычно? Однотипен ли пейзаж и почему?
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты .
Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина , особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные . Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Учащиеся: Автор поступает не совсем традиционно. Он не начинает с истории героев. Карамзин начинает повествовать о впечатлениях автора-рассказчика, его переживаниях, и переживания эти тесно связывает с миром природы, открывающемся его глазам. Но пейзаж не однотипен. Он «расслаивается» на «позитив» и «негатив» как при фотоизображении. На «позитиве» изображена неподвижная гармоничная, естественная жизнь природы. Она не меняется век от века, поэтому дарит автору ощущение вечного покоя, комфорта. Именно так было принято изображать «таинство натуры» в жанре пасторали, идиллии (о которых мы уже упоминали). Однако есть и «другая сторона реки», изображая которую, Карамзин выступает как историк. На «негативе» подвижная, изменчивая, грозная жизнь Истории. Следы быстротекущего времени видны повсюду. Автор готовит нас к тому, что сюжет повести будет условно раскачиваться между полюсами сельской жизни (естественной, гармоничной) и городской (изменчивой и губительной).
Учитель: Итак, начало повести открывается городским и сельским пейзажем, роль которого символична. Он предсказывает дальнейшую антитезу, организующую впоследствии сюжет. Но природа в повести, как мы уже заметили, углубляет переживания героев. Найдите и зачитайте соответствующие отрывки. Понаблюдайте, к кому больше благосклонен мир природы своим сочувствием?
Учащиеся: Природа помогает понять душевное состояние в основном только героини. Она близка к ней, понимает её зык, привыкла говорить с цветами, ветром, деревьями
Например:

  1. «Обратимся к Лизе. Наступила ночь - мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись . Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу …»
  2. «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из нее вышла. На лице и во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость. „Он меня любит!“ - думала она и восхищалась сею мыслию. „Ах, матушка! - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. - Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».
  3. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» - Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее .

Учитель: Вслед за появлением «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина возникло огормное количество подобных произведений, по сюжету и языку они уже не были новы и чаще всего были подражательно и недостаточно совершенны в плане формы и художественных средств. Однако благодаря им можно говорить об особом «словаре символов природы» сентименталистов, который кочевал из текста в текст. Сейчас мы с вами поработаем с карточками, на которых даны отрывки из современных Карамзину сентиментальных произведений. В основном это пейзажи и переживания героев на их фоне. Составьте своеобразный словарик символов сентименталистов. Объясните значение некоторых слов. (при наличии времени можно проанализировать некоторые художественные несовершенства текстов).
КАРТОЧКА №1
Н.П.Милонов «История бедной Марьи» (отрывок)
«Марья в припадках меланхолии своей ходила часто по рощам и долинам одна в сердечной скорби своей. Прекрасные места, ветвистый дуб, журчащий ручеёк составляли всё блаженство Марьи. Часто в тихом уединении просиживала она одна до глубокой ночи. Отец е не был охотник до прелестей природы и часто бранил её; Марья была невинна в душе своей, и упрёки отца не могли к ней относиться. Иногда в тихий весенний вечер Марья садилась, пригорюнившись, у окна, смотрела на синее небо, на светлый месяц, иногда жемчужная слеза сверкала на чёрных её ресницах и при томном свете луны блистала как прозрачный алмаз».
КАРТОЧКА №2

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.