Доклад Бородиной И.В. Организация исследовательской деятельности в урочное и

внеурочное время (теория).

Слайд 1. Тема - «Организация исследовательской деятельности в урочное и

внеурочное время (теория)».

Задачи :

    Познакомить педагогов с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность обучающихся».

    Проанализировать уровень готовности учителей к организации исследовательской работы на уроках и во внеурочное время.

    Раскрыть условия успешного осуществления исследовательской деятельности и роль преподавателя в организации исследовательской деятельности обучающихся.

Слайд 2

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы с высказывания Карла Роджерса:

Под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

В 2011 году образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности обучающихся к исследовательской деятельности.

Слайд 3 (на слайде - «Нельзя научить другого делать то, чего сам не уме­ ешь делать. Никакая дидактика не научит учить мыс­ лить равнодушного человека-машину, педагога, при­ выкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каж­ дый педагог должен уметь применять к своему кон­ кретному делу общетеоретические, в частности - об­ щефилософские принципы, и не ждать, что кто-то дру­гой преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому». Э.В. Ильенков )

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет педагогов пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.

С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала.

Отечественными педагогами и психологами разрабатываются новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Слайд 4

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Ж.Ж. Руссо, Я.Коменского, Дж.Локка, И.Песталоцци и др. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута Н.И. Новиковым во второй половине ХVIII в. Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности. В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К. Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е. Райков. В 50-70 годах ХХ века в России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов: С.Г. Шаповаленко, М.Н.Скаткина, И.Я. Лернера и др. Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности учащихся вне урока.

Слайд 5

Что такое исследование.

Исследование(1) – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование (2) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Слайд 6 Что такое исследовательская деятельность обучающихся?

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Слайд 7

Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь.

С точки зрения процесса обучения, можно выделить принципиально четыре различных типа:

Дать рыбу и не обучать ловле;

Учить голодного ловле;

Мы, учителя, должны постоянно думать над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной образовательной ситуации.

Слайд 8

Каково же значение исследовательской деятельности для обучающихся:

Учатся умению самостоятельно добывать знания;

Испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

Развивают навыки самоорганизации;

Формируют адекватную самооценку;

Приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

Осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Хочется отметить, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская деятельность, на мой взгляд, имеет и ещё одно немаловажное значение - это социализация личности учащегося, преодоление некомфортности одарённого ребёнка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни, профессиональное самоопределение учащихся.

Слайд 9

Виды исследовательской деятельности

Учебные исследования делятся на три группы: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

1. Монопредметное исследование - это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по конкретному предмету в школе. Целевое назначение монопредметного учебного исследования – это решение локальных предметных задач, реализуется под руководством учителя – предметника, только по одному предмету. Примером такого монопредметного исследования, например, по географии может стать географический факт: «Роль воздушных масс в формировании климата». Конечно же, когда учащийся начинает проводить в данном случае исследовательскую работу, за рамки предмета география он не выходит, «копая» только в одном – географическом направлении, не затрагивая ни математику (алгебру, геометрию), ни биологию, ни химию и так далее.

2. Межпредметное исследование - это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей.

Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.

Целевое назначение межпредметного учебного исследования – это решение локальных или глобальных межпредметных задач, реализуется под руководством педагогов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование иногда называют интегрированным исследованием. К примеру, исследовательская работа: «Экологическая характеристика Челябинска в системах разных направлений в истории и географии». Здесь идет пересечение четырех школьных предметов: история, география, химия, экология. Но судя по названию исследовательской работы количество предметов звучит всего два – история и география.

3. Надпредметное исследование - это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для старшеклассников проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей. Целевое назначение надпредметного учебного исследования – это решение локальных задач общеучебного характера. Реализуется это учебное исследование под руководством педагогов, работающих в одной параллели классов. Пример: «Интернет в нашей жизни: его роль в формировании международного экономического сотрудничества».

Слайд 10

Формы организации учебно - исследовательской работы :

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой должен быть урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания, метод, позволяющий перейти от репродуктивного обучения набору знаний к реконструктивному обучению способам их получения. Этому способствуют современные интерактивные технологии, такие как методы проектов, исследовательские методы, технологии развивающего обучения (проблемный метод, частично-поисковый метод), а также информационные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы.

    К формам организации исследовательской деятельности относятся . в) Учебный эксперимент г

а) Традиционная урочная система.

Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения.

Метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Этот метод дает возможность:

Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы и другое.

Слайд 11 Различают три уровня исследовательского метода обучения :

3-й уровень - и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Слайд 10 (вернуться к предыдущему слайду)

б) Нетрадиционная урочная система .

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей и т. п.

в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов.

Обычно школьный эксперимент осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования

г) Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Слайд 12

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе субъективно новых знаний...

Слайд 13 Структура учебных исследований в целом соответствует структуре научных и включает триаду обязательных разделов: подготовительная работа - проведение собственно исследования - презентация результатов.

Таблица 1

Слайд 14 Этапы включения учащихся в исследовательскую деятельность

Этапы

Деятельность

Результат

Подготовительный

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

Устный доклад на уроке

Написание реферата

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

Представление всех рефератов на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

Собственно исследовательская деятельность

Знакомство с методами исследований; организация и проведение исследования

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня, вплоть до международного

3 этап предполагает исследовательский поиск, творчество, возможно, (но не обязательно) практическую значимость работы. Проводится во внеурочное время. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.

Слайд 15

Школьники, а иногда и учителя, зачастую не видят различий между реферативной и учебно-исследовательской работой.

Реферат - это аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор соответствующих литературных и других источников с целью усвоения и оценки уже имеющейся научной информации. Реферат содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованной литературы.

Общий объем реферата - 20-25 страниц. Важно, что в процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.

Учебная исследовательская работа должна содержать обязательные элементы научного исследования:

вычленение проблемы,

определение темы,

постановку цели,

формулирование задач,

выдвижение гипотезы,

выбор методов сбора и обработки фактического материала,

проведение экспериментов,

анализ полученного материала, в результате которого исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Учащийся должен продемонстрировать не только целостные знания по поставленным проблемам, но и проявить оценочные умения, качественно показать собственное отношение к исследуемой теме.

Со структурой исследовательской работы

Методы научного исследования

    письменный опрос,

  • срезы знаний,

    самостоятельная работа

    эксперимент

    лабораторная работа

    интервьюирование

    работа в архиве

    анкетирование

    личностные опросники,

    проективные методы

    методы изучения документальных источников

Роль преподавателя при организации исследовательской деятельности учащихся:

Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащимися; демонстрировать значимости исследовательской деятельности и ее результатов;

Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.

Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащихся возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, выказывать одобрение, применять различные виды поощрения.

Слайд 17

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходим ряд условий, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются:

1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.

3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.

4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.

5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.

6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться и во внеурочной деятельности .

Она требует больших временных затрат, но предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

1) Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся

2) Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы.

3) Образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера.

4) Факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности старшеклассников.

5) Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) - форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ.

6) Участие учеников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

7) работа на пришкольном учебно-опытном участке, КТД, работа в музее и архиве; элективные курсы, кружки, выполнение групповых и индивидуальных проектов, исследовательских работ, творческих работ.

8) Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов необходима для целеполагания и диагностики результативности проекта.

Так, в процессе подготовки к участию в научно-практических конференциях различного уровня, которые играют важную роль в организации исследовательской деятельности, учащиеся проявляют высокий уровень самостоятельности, демонстрируя весь комплекс приобретенных знаний, полученных на уроках и путем самостоятельной работы.

Школьное научное общество объединяет учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской деятельности под руководством учителей.

Школьники знакомятся с методами и приёмами научного поиска, учатся работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу. Деятельность НОУ осуществляется через систему дополнительного образования. Опыт других школ показывает, что можно сформировать предметные секции по четырём основным направлениям:

Секция младших школьников;

Физико-математическая секция (физика, математика, информатика)

Естественнонаучная секция (биология,география, химия)

Гуманитарная секция (русский язык, литература, иностранный язык, краеведение, история, обществознание).

Для организации работы ШНОУ требуется разработка нормативно-правовых документов: Положение о НОУ, перспективный план развития, требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ.

Проведение учебных исследований с младшими школьниками - это особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Результаты своего труда учащиеся представляют на уже традиционной школьной научно-практической конференции, где учатся публично выступать с сообщениями о своей работе, демонстрируют опыты, создают презентации, овладевают искусством дискуссии. В работе секций принимают участие не только авторы работ, но и слушатели – заинтересованные ребята от класса. В состав жюри приглашаются гости – родители учащихся, представители общественности, учителя-предметники. Лучшие же призовые работы могут стать обязательными участниками городской научно-практической конференции.

Свой доклад мне бы хотелось закончить словами В.П. Вахтёрова, которые сегодня звучат актуально «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания».

Своими словами он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Поэтому педагогическому коллективу необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности. Мы думаем, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

Несмотря на трудности, нам кажется, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

Исследовательская работа – это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности. Необходимо научить учеников строить свою работу согласно разработанному плану:

    Выбор темы исследования.

    Работа над исследованием.

    Оформление.

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостоятельные решения.


Просмотр содержимого презентации
«организация исслед д-ти...»


Задачи:

  • Познакомить с понятиями «исследование», «исследовательская деятельность обучающихся».
  • Сформировать представление о роли учебных исследований, видах и формах организации исследовательской работы на уроке и вне урока.
  • Раскрыть роль преподавателя в организации исследовательской деятельности

обучающихся.


«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим».

Карл Роджерс


«Нельзя научить другого делать то, чего сам не умеешь делать. Никакая дидактика не научит учить мыслить равнодушного человека-машину, педагога, привыкшего работать по шаблону, по штампу, по жестко запрограммированному в его голове алгоритму. Каждый педагог должен уметь применять к своему конкретному делу общетеоретические, в частности - общефилософские принципы, и не ждать, что кто-то другой преподнесет ему готовую рецептуру, избавляющую от собственного умственного труда, от необходимости мыслить прежде всего самому».

Э.В.Ильенков


Что такое исследование?

Исследование(1) – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Исследование (2) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.


Исследовательская деятельность –

деятельность обучающихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением …


Притча о голодном человеке и ловле рыбы

  • Важно не просто накормить голодного рыбой,
  • главное - научить его её ловить!
  • Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз,
  • а если научим ловить, то накормим на всю жизнь

Притча о голодном человеке и ловле рыбы

четыре типа процесса обучения:

  • дать рыбу и не обучать ловле;
  • учить голодного ловле;
  • накормить, а потом учить ловле;
  • учить ловле и одновременно кормить.

  • процесс решения учащимися и учителем научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания.

Формирование исследовательских умений

Учить обучающихся:

  • самостоятельно мыслить;
  • находить и решать проблемы;
  • прогнозировать результаты;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • оценивать полученные результаты;
  • развивать навыки самоорганизации;
  • уметь создавать специальные материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу и др.


Исследовательский метод обучения

Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение обучающимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей


  • монопредметные
  • межпредметные
  • надпредметные.

Формы организации учебно - исследовательской работы :

а) Традиционная урочная система.

б) Нетрадиционная урочная система .

в) Учебный эксперимент .

г ) Домашнее задание исследовательского характера.


Три уровня исследовательского метода обучения :

  • 1-й уровень - преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;
  • 2-й уровень - преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;
  • 3-й уровень - и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются

учеником.


Классификация исследований

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные)
  • по месту проведения (урочные и внеурочные)
  • по времени (кратковременные и долговременные)
  • по теме (предметные или свободные)
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу)

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  • Эмпирические – тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению, обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, то, что написано в книгах и т.п.

  • Тема должна быть интересна, увлекать исследователя.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Как сформулировать тему исследования:

Что мне интересно? (Предмет, область науки, время, территория, сфера человеческой деятельности…)

Что побудило во мне интерес к этому?

Что я уже знаю об этом?

Что именно я хочу узнать об этом?

Что об этом говорят, пишут другие?

Что является главным из того, что я узнал?


Виды учебно-исследовательской деятельности на уроке:

урок – исследование;

урок – лаборатория;

урок – творческая мастерская;

урок – проектирование;

урок – экспертиза;

урок «открытых мыслей»…


Учебно-исследовательская деятельность вне урока:

Факультативы

Олимпиады

Конференции

Учебные проекты

Экспедиции

Практика

Учебно-исследовательская работа


Методы и способы деятельности младших школьников:

в урочной деятельности

– коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование,минипроекты;

во внеурочной деятельности

– игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.


  • постановка проблемы;
  • изучение теории, связанной с выбранной темой;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала;
  • анализ и обобщение материала;
  • собственные выводы.

  • Выбор темы исследования.
  • Формулирование целей, задач, выбор методов.
  • Работа над исследованием.
  • Оформление.
  • Защита – представление результатов работы.

  • мотивировать
  • обучать
  • стимулировать

Консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы

СОтворчество

задаёт вопросы советуется

ученик

учитель


«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».

В.П. Вахтеров


1 этап. Выбор темы исследования. Ответь на вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?
  • Что из изученного в школе хотелось бы знать более глубоко?
  • Есть ли что-нибудь такое, чем я особенно горжусь?

Подсказка: Темы исследования могут быть:

  • - фантастическими;
  • - экспериментальными;
  • - теоретическими;
  • - изобретательскими.

  • Определить цель исследования означает ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3 этап. Гипотеза исследования

Для формулирования гипотезы используй слова:

  • - предположим;
  • - допустим;
  • - возможно;
  • - что, если.

4 этап. Организация исследования

Подумать самостоятельно

  • Что я знаю об этом?
  • Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
  • Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?

Просмотреть книги по теме

  • Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

Спросить у других людей

  • Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Посмотреть телематериалы

  • Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет

  • Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

Понаблюдать

  • Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений: удивительные факты и парадоксы.

Провести эксперимент

  • Запиши план и результаты эксперимента

5 этап. Подготовка к защите работы.

Этапы подготовки:

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера; б) описание;

в) характеристика; г) сравнение; д) различие.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Ранжировать по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Елена Нестеренко

Задачи :

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

Повышать методический уровень;

Способствовать творческому поиску.

Форма проведения : круглый стол.

1. Введение

Вы все много работали над проектами и , я думаю, уже поняли, что проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и быстро, коллектив должен быть сплоченным. Выполняя следующее задание, мы проверим насколько вы друг друга чувствуете.

Упражнение «Квадрат»

Цель : прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения:

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза.

2. Теоритическая часть педсовета

Зачем педагогу нужно уметь составлять проект ?

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.» Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.»

В таких условиях долг каждого взрослого – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов .

Этапы разработки и проведения проекта :

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели» ).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту .

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта .

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации) .

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН) .

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту .

12. Подводит итоги : обобщает опыт и выступает на педсовете .

Блицтурнир

Педагоги делятся на две команды.

Задание. Назовите как можно больше форм и методов работы, используемых в проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

Конкурс «На совместимость»

В начале педсовета мы говорили о том , что качественная работа зависит от сплоченности коллектива, но тема нашего заседания «Проектная деятельность » , а проект – это в основном работа в группе.

Прежде, чем мы приступим к защите проектов , мы проведем конкурс и проверим насколько вы совместимы в парах.

Каждому выдается набор карточек, на которых указано по одной части тела. Этими частями тела они должны соприкоснуться. Далее они вытягивают еще по одной карточке и должны, сохраняя прежние контакты, соприкоснуться новыми частями тела. И так далее.

Разрешается использовать любые подручные средства, любую мебель, главное сохранять и удерживать наибольшее количество контактов. Побеждает пара, которая сумела одновременно удержать наибольшее число контактов.

ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ!

Проектная деятельность :

1. Отчет о проведенном проекте «Бабушкин сундучок» воспитателя Ерилкиной М. А.

2. Представление плана проекта «Моя семья – мое богатство» (презентация) - воспитатель Тихонюк Е. К.

3. Представление продукта («Книга памяти» ) проекта «Герои земли Кутейниковской» - воспитатель Лавренко И. В.

4. Информация «Участие музыкального руководителя в реализации проекта по патриотическому воспитанию Герои земли Кутейниковской»- музыкальный руководитель Чернышова А. Е.

3. Практическая часть педсовета

Практическое занятие по рабочим тетрадям «Родом из Донского края» как часть реализации проекта "Слава Богу, что мы - казаки!" - воспитатель Ерилкина Елена Викторовна


4. Решение педсовета

Упражнение «Надписи на спине»

Участникам на спину прикрепляется листок бумаги, и все хаотично ходят по комнате и пишут на спинах то, что им нравится в этом человеке.

Каждый из вас сейчас услышал свою сильную сторону личности. И я не сомневаюсь, что каждый из вас услышал что-то приятное. То, что он может забрать с собой.


Педсовет по теме: «Проект как средство индивидуализации и
дифференциации образовательной деятельности в школе модульного
обучения»
Ведущий:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем­то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков.
Уважаемые коллеги! Как вы думаете, какую педагогическую технологию
иллюстрируют данные строчки?
Именно ей мы и посвятим наш сегодняшний разговор.
На современном этапе одной из важнейших задач является формирование у
учащихся универсальных учебных действий. Поэтому стал необходимым
поиск прогрессивных способов и форм организации образовательного
процесса, с помощью которых можно достичь образовательных результатов.
Одной из таких форм и является проектная деятельность.
Сценка:
Консерватор: Вы говорите, что проектная технология прогрессивна? Но
все новое требует дополнительных затрат: сил, времени в первую очередь. А
где их взять?
Идеалист: Да понимаете ли вы, что такое проектная технология? Основа­
получить результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности. Но даже не это главное –главное, что
мы учим детей быть самостоятельными. Мое любимое изречение по поводу
воспитания: «Самая главная задача, это научить детей обходится без нас!»
Мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
планировать свои
действия, принимать ответственные решения, учим
общению, развиваем творческие способности, учим умению представлять
себя.
Все это не только развивает познавательный интерес, но повышает
качество знаний учащихся, а если хорошие знания, значит гарантия
поступления в ВУЗ, в будущем получения интересной, любимой работы.

Пессимист: я не уверена, что проектная технология даст положительный
результат.
Какой индивидуальный подход к детям? Какое творчество?
Вспомните роман В.Катаева «Два капитана»:
«Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с
дорожным мешком за плечами, учила нас... Право, мне даже трудно
объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были
сразу три урока: география, естествознание и русский... Кажется, это
называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило
«мимоходом».
Я против применения проектной технологии, по­ моему мнению это просто
дань моды.

Новатор:
Проектная технология – это, прежде всего, творчество каждого ребенка, в
зависимости от его индивидуальных способностей. Интересный проект
может быть мощным стимулом, мотивирующим к изучению того или
иного предмета или темы. Сегодня, согласно ФГОС, основным
подходом в современном образовании является деятельностный подход.
А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. В то
же время через проектную деятельность формируются абсолютно все
универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Важным
фактом является и то, что среди закрепленных знаний учителя выделяют:
­ знание основ методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий,
а среди умений:
­владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п.
(Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря
2014 г. № 1115н “О внесении изменения в приказ Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)»)
Уважаемые коллеги, какой проблемный вопрос можно сформулировать по
итогам данного диалога?
Проблема:

Проектная технология в рамках ФГОС – мода времени или необходимый
индивидуализации и дифференциации образовательной
ресурс
деятельности?
Гипотеза:
Если проектная технология необходимый ресурс индивидуализации и
дифференциации образовательной деятельности, то ее использование в
практике работе позволит обучение сделать продуктивным, повысить
качество образования, в полном объеме выполнить требования Стандарта.
Цель:
ориентация деятельности педагогов на повышение качества
образования через осмысление педагогического, методического потенциала
проектной деятельности, обмен педагогическим опытом.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания учителей о функциях, содержании, структуре
проектной деятельности.
2. Формирование представлений о практике использования проектов на
различных учебных предметах, о создании условий для развития УУД
школьников, путем индивидуализации и дифференциации в ходе проекта.
3. Формирование психолого­педагогической готовности учителей к
внедрению проектной деятельности на уроках.
План работы над нашим проектом.
1. Изучение теоретической части.
2. Знакомство с опытом работы коллег.
2.1. Практическая деятельность по выявлению УУД, которые формирует
проект, как осуществлялась индивидуализация и дифференциация в проекта.
3. Мультик.
4. Формулирование блока выводов и решения ПС.
Методы работы: беседа, теоретический анализ, экспериментальный.
Итак, начинаем с реализации первой задачи.
Теоретические основы проектной деятельности. (Ишкова Т.Н.)
Проектная технология на уроках географии в рамках технологии
модульного обучения (Торшина Е.А.)
Проектная деятельность как основное средство реализации требований
ФГОС НОО. (Чихняева О.В.)

Для определения эффективности проектной, исследовательской
деятельности я предлагаю сравнить олимпиаду и научную конференцию по
ряду параметров.
Мозговой штурм «Сравнительный анализ олимпиад и конференций»
Коллективное заполнение таблицы.
Параметры
Подготовительный этап Необходимо глубоко
Олимпиады
изучить предмет
Организация
деятельности
Решить большое число
повышенной сложности
задач
Продукт деятельности. Продукт ­ деятельности
учащегося на олимпиаде –
выполненное задание
(решенная задача и т. п.) с
заранее известным
результатом (ответом)
для жюри.
Уровень развития
интереса –
познавательный
(потребность в
увеличении знаний и т.
п.),
Уровень развития
интереса
Конференции
Надо провести серьезное
научное исследование:
определить цели и задачи,
объект и предмет
исследования
Изучить большое
количество литературы
Выдвинуть гипотезу
Провести исследование
Получить результаты
Сделать выводы
Оформить работу
Выступить на конференции.
Продукт деятельности
учащегося ­ научная
работа, результаты которой
докладываются на
конференции. Результаты
были получены в процессе
самой деятельности
учащегося. Заранее
результаты никому не
известны.
Уровень развития интереса
– творческий (потребность
сделать свое исследование,
творческую работу и т. п.).

Уровень коммуникаций Уровень коммуникаций
педагога и учащегося в
образовательном
процессе – продуктивный
(делай сам).
Роль учащегося
Роль педагога
Роль учащегося в
образовательном
процессе до и во время
олимпиады – обучаемый,
«решатель» задач
Роль педагога в
образовательном
процессе при подготовке
к олимпиаде – “тренер” в
решении задач.
Уровень коммуникаций
педагога и учащегося в
образовательном процессе
– креативный (выражение
собственного “я”,
сотворчество учащегося и
педагога – научного
руководителя).
Роль учащегося в
образовательном процессе;
до и во время конференции
– исследователь научной
проблемы, докладчик.
Роль – научный
руководитель
Какой вывод можно сделать?
Проектная технология­ основное условие формирования личности,
отличающейся мобильностью,
конструктивностью,
способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым
чувством ответственности за сделанный выбор.
инициативностью,
Николая Григорьевича Чернышевского:
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы
для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития, способной
исправить недостаток современной школы, о котором еще в 19 веке писал
психолог и педагог Джон Дьюи (1859­1952), в книге «Школа и общество»: «С
точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от
невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт,
приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он
оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился
в школе».
Мультик

А теперь вернемся к нашей проблеме. Как бы решили ее сейчас?
Если ученик в школе не научился
сам ничего творить, то и в жизни он
всегда будет только подражать, копи­
ровать, так как мало таких, которые
бы, научившись копировать, умели
сделать самостоятельное приложение
этих сведений.
Л. Толстой
Проект решения ПС:
1. Считать проектную и исследовательскую деятельность учащихся одним из
основных направлений деятельности школы в работе с детьми на разных
уровнях образования.
Учителям–предметникам:
2.
2.1. Использовать проектную технологию в урочной и внеурочной
деятельности с целью формирования у учащихся проектных умений и
навыков, способствующих развитию личности, способной к самоактуализации
в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
2.2. Участвовать в оформлении и пополнении учащимися их «портфолио» (в
том числе писать отзывы и рецензии на работы школьников)
3. Руководителям школьных методических объединений активизировать
работу учителей­ предметников по организации проектной деятельности
педагогов через:
­ работу по темам самообразования;
­ планирование предметных недель;
­ участие в конкурсах, конференциях различного уровня.
4. Заместителям директора осуществлять контроль и оценку эффективности
деятельности учителей школы, руководителей МО ВСОКО.

ольга папшева

Тема: «Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ, как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО».

подготовил: старший воспитатель О. П. Папшева

Цель

создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования

Задачи:

Систематизировать знания педагогов по развитию проектно-исследовательской деятельности воспитанников;

Совершенствовать педагогическое мастерство;

Повышать методический уровень;

Способствовать повышению творческого уровня.

План педсовета:

1. О результатах исполнения решений предыдущего педсовета.

2. Актуальность темы педсовета.

Ответственный старший воспитатель О. П. Папшева

6. Презентация проектной деятельности с воспитанниками МДОУ экологической направленности.

8 Итоги смотра-конкурса: «Проектная деятельность в ДОУ».

9. Игра «Что? Где? Когда?».

10. Рефлексия.

11. Принятие решения педсовета.

Материал и оборудование: Проектор для презентаций, ноутбук и колонки, стол для игроков, конверты с вопросами, 5 бумажных овалов для ответа на первый вопрос, магнитная доска, набор букв, музыкальный треугольник с молоточком для гонга, сигнальные карточки символы для рефлексии.

Ход педсовета:

Введение.

Сегодня мы будем разговаривать о проектной деятельности. В ходе педсовета мы выясним, что проектная деятельность подразумевает в основном коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и быстро, коллектив должен быть сплоченным. Чтобы проверить, насколько мы друг друга чувствуем, сейчас все вместе выполним упражнение.

Упражнение «Квадрат»

Цель : максимально прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения: постройтесь все в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат, затем в треугольник и обратно в круг. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей.

1. Актуальность проектной деятельности с воспитанниками МДОУ

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий, одним из методов которых является проектная деятельность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия французским психологом Джон Дьюи. По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему адаптироваться к школе.

Использование метода проекта в дошкольном образовательном учреждении как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности. А так-же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия в ней родителей.

Что такое проект и что такое метод. Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Слово «метод» (греч. methodos): meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.

Преимущества:

1. Метод проектов, можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Сущность метода проекта. Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Задача родителей на всех этапах проекта: Знать суть проектной деятельности, в которой участвует их ребёнок; суть её этапов, требований к процессу и результату выполнения; всячески содействовать своему ребёнку, помогать педагогу.

3. Вариативность использования проектного метода.

Ответственный воспитатель Т. Н. Антипова

4. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения. Ответственный воспитатель А. В. Дубовик

5. Планирование работы по подготовке проекта.

Ответственный воспитатель М. С. Стрижак

6. Презентация проектной деятельности с воспитанниками МДОУ (из опыта работы).

Ответственный воспитатель Н. А. Мешкова

7. О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в проектной деятельности.

Ответственный музыкальный руководитель Шпак А. В.

8. Итоги смотра-конкурса: «Проектная деятельность в ДОУ».

9. Игра «Что? Где? Когда?»

Цель: развивать мыслительную способность, находчивость, смекалку работать коллективно, уметь аргументировано ответить на вопросы.

Ведущий: Уважаемые коллеги, в начале нашего педсовета мы с вами говорили о чувстве коллективизма, о её значимости в решении каких-либо проблем. Вот сейчас мы и проверим себя на чувство коллективизма, сплоченности, умения договариваться и приходить к общему мнению.

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю Вашему вниманию одну из нетрадиционных форм методической работы с педагогами – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

(Звучит музыка, педагоги рассаживаются на места за столом).

Итак, первый раунд.

Ведущий: Уважаемые знатоки, с вами играет ваш коллега, воспитатель Федерального коммерческого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № №143 Минобороны России Петрова Лариса Геннадьевна.

Внимание вопрос:

1–я видеозапись. Вопрос. – Доброе время суток, уважаемые знатоки! Разрабатывая проект, мы педагоги всегда должны помнить, условно говоря, формулу разработки. За одну минуту Вы должны вспомнить и ответить, что это за формула? Отразите, пожалуйста, свою версию ответа в письменном виде, составив пирамиду, где начало этой формулы будет записан на большом овале, а его результат –вершина пирамиды. Удачи в игре!

2-я видеозапись. Ответ. Уважаемые коллеги, в методической литературе технологическая проработка проекта описывается формулой «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация.

Второй раунд. (Игроки вращают волчок, звучит музыка).

Ведущий: Уважаемые знатоки, с вами играет родитель подготовительной группы Федерального коммерческого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № №143 Минобороны России Михеева Елена Петровна.

Внимание на экран.

Вопрос. Уважаемые знатоки! В нашем детском саду мы родители участвуем в проектах различной направленности. Много узнали о ФГОС дошкольного образования, о программах и ФГОС начальной школы. Меня, как родителя выпускника детского сада, беспокоит вопрос. Какие виды деятельности с детьми подготовительной группы включаете Вы в реализации проекта, и какие личностные качества будут сформированы у выпускников по окончании детского сада? Удачи!

4-я видеозапись. Ответ. Уважаемые знатоки, мне отрадно отметить тот факт, что участвуя со своим ребенком в проектной деятельности в детском саду, он получает опосредованно знания в играх, в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в проведении опытнической деятельности, прочитывании воспитателем художественной литературы, в трудовой деятельности, конструировании из разного материала, изобразительной и музыкальной деятельности.

Заметен результат сотрудничества коллектива детского сада, родителей и детей. Мой ребенок стал коммуникабелен, развиты познавательные способности, умеет рассуждать, поставить цель и достичь этой цели.

3-й раунд .

Ведущий: С вами играет воспитанницы подготовительной группы. Внимание, вопрос. (Дети рассказывают об эксперименте) Вы должны угадать слово, которое вы часто используете со своими детьми. Слово ЛУПА

4-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка).

Ведущий: С вами играет воспитанницы подготовительной группы. Внимание, вопрос. (Дети рассказывают об эксперименте) Вы должны угадать слово, которое вы часто используете со своими детьми. Слово ЭКСПЕРИМЕНТ)

5-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка).

Ведущий: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он сильно пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются взрослые и дети. Что находится в черном ящике?

(Минута на размышление). Звучит музыка. Знатоки отвечают на вопрос.

Ведущий: Внимание! Правильный ответ. В черном ящике находится карандаш.

6-й раунд

Вопрос. Уважаемые знатоки! Ответьте пожалуйста на вопрос, кто является основоположником проектного метода? Выберите из предложенных вариантов:

Американский педагог демократ Джон Дьюи;

Великий русский педагог К. Д. Ушинский;

Французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".

7-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка).

Вопрос. Уважаемые знатоки! Ответьте пожалуйста на вопрос, что такое гипотеза? Выберите из предложенных вариантов:

Короткая аннотация проекта;

Опасение педагога о неудачной реализации проекта;

Предположение, требующее объяснения и подтверждения.

8-й раунд. И вновь с вами играет коллега педагог психолог Пуха Ольга Александровна. Внимание на экран. Проектно-исследовательская деятельность имеет данную типологию исследовательские, творческие, игровые информационные, практико – ориентированные.

9-й раунд. (Крутится волчок, звучит музыка).

Ведущий: Внимание! Черный ящик! (Звучит музыка, вносится черный ящик).

Вопрос. Уважаемые знатоки! Здесь находится предмет, который часто используется при реализации проекта. Он позволяет с минимальными затратами донести до человека максимум информации.

Ответ. Буклет.

Все хорошо потрудились, вот вам в помощь буклеты по проектной деятельности в ДОУ

Подведение итогов игры.

Знатоки выбирают лучшего игрока сегодняшней игры. Ему вручается приз (сувенир «Сова»).

Ведущий: Уважаемые знатоки! Вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы сегодня получили, окажется для вас полезной. Большое спасибо всем участникам игры.

10. Рефлексия.

Ведущий: Уважаемые коллеги, прошу Вас использовав символы, оценить проведенный педсовет, аргументировать свой ответ.

девочка в красной шляпке- этот педсовет принес пользу;

девочка в синей шляпке- получили удовлетворение от такого рода деятельности;

девочка в зеленой шляпке- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

девочка в желтой шляпке- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;

девочка в оранжевой шляпке- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;

девочка в сиреневой шляпке- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.

11. Принятие решения педсовета.



Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.

1 сл. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

2-8 сл. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологии, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается и с проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы педагоги и учащиеся нашей школы все чаще обращаются к проектной деятельности.

Сегодня в школе реализуются образовательные программы базового, профильного уровня обучения.

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Таким образом, можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Это мнение подтверждают и руководители проектных и исследовательских работ учащихся. Они отмечают, что около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Это происходит вследствие того, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности . Школьникам приходится пользоваться предложенным учителем алгоритмом без предварительной подготовки, не имея базовых знаний и умений, относящихся к проектной и исследовательской деятельности, это ведет к отсутствию внутренней мотивации на такого рода деятельность.

9 сл. Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий :

Профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,

Формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,

Тьюторское сопровождение проектной деятельности;

Мониторинг формирования ключевых компетентностей.

10 сл. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

11-12 сл. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

    самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

    пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

    развивают системное мышление.

Основные концептуальные положения

Цель проекта:

разработка внутришкольной системы исследовательской деятельности учащихся на основе технологии формирования учебно-исследовательской компетентности как средства комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме.

Задачи программы:

    провести анализ кадрового, научно-методического, информационного и финансово-экономического ресурсов школы по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности уч-ся;

    Создать систему урочной и внеурочной деятельности по реализации поставленной цели;

    Апробация модели и её коррекция

13 сл. Этапы реализации программы:

1 этап : январь2013-май 2013г Аналитико – диагностическая деятельность:

    определение стратегических и тактических целей и задач;

    поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания, обучения, развития с учетом личностно- значимой модели образования;

    изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

Второй этап 01.09.2013 – 31.05.2016г.г. Практический:

    организация массовой учебно-исследовательской работы учащихся 8-9-х классов, внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам.

    распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней школе (5-7-х классах). Такая творческая «инъекция» позволяет расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, так как материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию.

    работа проблемных групп, организованных в рамках предпрофильных и профильных направлений, по проведению научно-исследовательской деятельности.

Третий этап 01.09.2016 – 30.12.2016г.г. Коррекционно-обобщающий:

    подведение итогов реализации программы, обобщение опыта;

    выявление проблемных зон и подготовка новой образовательной программы.

Повысить активность учащихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Школьники должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится учителю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью.

14 сл. Коллектив школы видит определенные РИСКИ в реализации Программы:

    сопротивление нововведениям отдельных членов коллектива;

    нехватка учебных и методических пособий по новым курсам;

    нехватка квалифицированных кадров.

15 сл. Пути предупреждения рисков:

    проведение теоретических и практических семинаров для педагогов школы по введению инноваций;

    адаптация уже созданных программ, разработка проектов программ, их апробация и регистрация;

    проведение педагогических чтений для родителей с целью обеспечения активного сотрудничества с учителями по определению индивидуального образовательного маршрута ребенка;

    повышение квалификации педагогов школы, приглашение специалистов из других ОУ.

16 сл. В связи с этим мы пытаемся сосредоточить усилия на задачах , решение которых в существующих условиях будет шагом вперед.

В плане педагогическом - это стимулирование познавательной деятельности уч-ся, интереса к использованию информационных образовательных технологий, к участию в проектах, научных исследованиях, в практической деятельности.

Организационные задачи видим в следующем:

Повышение квалификации педагогического коллектива должно отвечать инновационным процессам;

Продолжаем выстраивать взаимодействие с другими образовательными учреждениями для реализации предпрофильной и профильной подготовки уч-ся;

Совершенствование психологического сопровождения;

Улучшение материально-технического и научно-методического обеспечения учебного процесса.

17 сл. специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

18-21 сл. В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного, который что-то умеет делать (знает как сделать), и начинающего. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. Учащийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.Деятельность, организуемая тьютором, идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни. В результате сотрудничество учителя-тьютора и учащегося отмечается насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов.

Формой коммуникации, которая обеспечивает тьюторство (или перенос опыта) является свободное общение, в ходе которого опытный за счет вопросов и фиксаций внимания помогает осознать ученику его компетентности. Результат деятельности тьютора – самостоятельность участника. В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других). Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: иностранные языки, информатика, ИЗО, технология, граждановедение. Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

22-23 сл.

Формы организации урочных занятиях

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

исследовательская практика обучающихся

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов

образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени

факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета

ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с предс-тавителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ

участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий

24 – 27 сл. Основные формы работы по формированию компетентностей в процессе научно-исследовательской деятельности.

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в школьной медиатеке.

4. Использование информации из Интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции .

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением учащихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы, создает условия для перевода учащихся и преподавателей на новый уровень сотрудничества – в рамах научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности). Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы, организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не массовая, а индивидуальная работа. Для ее реализации создано ШНО «Наш край» объединяющий учащихся, имеющих способности и желание заниматься научными исследованиями. За их подготовку отвечает руководитель проекта - инициативный и творческий педагог-исследователь. Большим подспорьем в реализации проекта является взаимодействие школы с социумом.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся невозможна без овладения навыками саморазвития и самообразования. Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.