В ряду парадных интерьеров Зимнего дворца, между Гербовым и Георгиевским залами, расположена Военная галерея 1812 года.

Это исключительный по своему историческому и художественному значению памятник великому подвигу русского народа, отстоявшего в грозном Двенадцатом году свою национальную независимость и освободившего народы Европы от ярма Наполеона.

Триста тридцать два портрета русских генералов, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов, помещенные в галерее, отражают в своей совокупности одно из наиболее ярких событий военной истории нашей Родины.

Галерея производит неизгладимое впечатление на каждого, побывавшего в ней. Образы далекого героического прошлого, так знакомые и близкие нам по "Войне и миру", нашли здесь свое живописное воплощение, дополняющее бессмертные страницы Толстого.

Стоя в галерее, невольно вспоминаешь и другое великое русское имя - имя Пушкина, чей творческий расцвет, несомненно, обусловлен подъемом национального самосознания, вызванным славной эпопеей Двенадцатого года.

Пушкин нередко посещал галерею и в стихотворении "Полководец" дал ее поэтическое описание:

У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а все плащи, да шпаги, Да лица полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью Двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Еще так молоды на ярком полотне, Уже состарились и никнут в тишине Главою лавровой... 1835

Эти строки Пушкина вырезаны на мраморной доске, установленной в галерее 5 июня 1949 года к 150-летней годовщине со дня рождения поэта.

Заслуга создания грандиозной портретной галереи принадлежит группе художников, возглавлявшейся английским живописцем Джорджем Доу (1781-1829). Талантливый портретист, Доу в 1819 году был приглашен в Россию для работы над мемориальной портретной галереей Зимнего дворца, долженствовавшей увековечить победы России 1812-1814 годов. Десять последних лет своей жизни художник работал над выполнением поставленной перед ним обширной задачи, и созданная под его руководством портретная галерея явилась его высшим творческим достижением. Работая с быстротой, приводившей в изумление современников, обладая уверенной техникой и незаурядной способностью схватывать в своих портретах разительное сходство с натурой, Доу сумел избежать в галерее неминуемого, казалось бы, утомительного однообразия. Создав единый художественный комплекс, он в то же время проявил много свободы и разнообразия в изображении отдельных лиц. Самим Доу написано около ста пятидесяти портретов. Остальные портреты, вышедшие из его мастерской, помещавшейся в здании Эрмитажа, выполнены его помощниками молодыми русскими художниками А. В. Поляковым (1801-1835) и В. А. Голике (ум. в 1848), которых Доу, отличавшийся, наряду с талантом, редким корыстолюбием, жестоко эксплуатировал.

Следует отметить, что факт приглашения Александром I иностранного художника для работы над памятником Отечественной войны 1812 года уже тогда вызывал горькие чувства у людей, любивших национальное русское искусство и указывавших, что среди русских портретистов того времени были такие замечательные мастера, как А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин, А. Г. Варнек, которым, казалось бы, естественно было поручить работу по увековечению одного из наиболее славных событий военной истории нашей Родины. Однако из трех названных крупных русских портретистов того времени только один Тропинин был привлечен к косвенному участию в работе по созданию галереи: он написал в Москве ряд портретов живших там участников Отечественной войны. Его портреты были затем скопированы в мастерской Доу, где они были подогнаны под единый, избранный для галереи формат.

Торжественное открытие в Зимнем дворце грандиозной портретной галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания французов из России. Созданная на месте бывших здесь раньше шести небольших помещений, галерея была отделана одним из крупнейших русских зодчих начала XIX века К. И. Росси. Просуществовал этот интерьер в своем первоначальном виде недолго: он погиб во время большого пожара 1837 года, уничтожившего почти весь Зимний дворец. Все портреты, однако, были самоотверженно спасены от пламени солдатами гвардейских полков, и через полтора года архитектор В. П. Стасов восстановил помещение с некоторыми изменениями в его отделке. Эти изменения можно обнаружить при сопоставлении галереи с висящей между колоннами картиной художника Г. Г. Чернецова, изображающей ее до пожара.

На портретах воссозданы яркие образы участников Отечественной войны 1812 года во всем многообразии их индивидуальных характеров. Декоративность живописи и ее романтическая приподнятость, естественно вытекавшие из назначения галереи - парадного дворцового зала и памятника борьбы и победы русской армии, - своеобразно сочетаются в лучших портретах с острой наблюдательностью и убеждающим реализмом.

В кратком очерке невозможно даже вскользь коснуться всех портретов. Остановимся поэтому на изображениях только наиболее значительных участников эпопеи Двенадцатого года.

В центре галереи, по сторонам двери, ведущей в Георгиевский зал, расположены большие, в рост, портреты фельдмаршалов Кутузова и Барклая-де-Толли.

Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813) изображен стоящим у запорошенной снегом ели с обнаженной головой, в накинутой на плечи шинели. Фигура полководца, полного спокойствия и уверенности в своих силах, господствует над снежной равниной со сражающимися массами войск. Повелительный жест руки Кутузова, символизирующий изгнание неприятеля из пределов русской земли, полон естественной выразительности, внутренне оправданной и далекой от театральности. Портрет написан Доу в 1829 году; черты лица Кутузова взяты им с портрета, писанного Р. Волковым с натуры летом 1812 года перед отъездом Кутузова из Петербурга в действующую армию.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) изображен на фоне Парижа, в день взятия которого союзными войсками он был произведен в фельдмаршалы. Образ полководца проникнут сдержанным лиризмом. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура погруженного в задумчивость Барклая одиноко рисуется на фоне неба с тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей грозы.

Этот портрет так же, как и портрет Кутузова, был написан Джорджем Доу в 1829 году - последний год жизни художника - и относится к числу лучших его произведений.

Вокруг больших портретов Кутузова и Барклая находятся меньшего размера, погрудные портреты ближайших их соратников.

На портретах, помещенных вокруг Кутузова, изображены:

Петр Иванович Багратион (1765-1812). Любимый ученик Суворова, герой всех войн и походов конца XVIII - начала XIX века. Под Бородином Багратион во главе 2-й армии героически отражал яростные, но тщетные усилия французских войск сломить сопротивление нашего левого фланга и был смертельно ранен в самый разгар сражения. На портрете передано выражение величавого спокойствия, свойственного Багратиону, по свидетельству современников, в обычной обстановке. Только в минуты крайнего напряжения боя лицо Багратиона принимало выражение неистового вдохновения.

Денис Васильевич Давыдов (1784-1839). Талантливый поэт пушкинской поры, на протяжении нескольких лет был адъютантом Багратиона. Блестящий кавалерийский начальник, он первый сформировал в Двенадцатом году партизанский отряд из регулярной конницы для действий против вторгшейся в Россию "великой армии".

Федор Петрович Уваров (1769-1824). Руководил под Бородином массированной кавалерийской атакой, предпринятой, по приказанию Кутузова, в разгар боя. Действия русской конницы, произведя замешательство на левом фланге противника, заставили Наполеона отсрочить решительную атаку его войск на центр наших позиций, что дало возможность Кутузову подготовиться к ее отражению.

Яков Петрович Кульнев (1764-1812). Прославился своими смелыми авангардными действиями в войну со Швецией в 1808-1809 годах и в начале кампании 1812 года. Погиб 20 июля в сражении под Клястицами, пресекшем попытку французов продвинуться на Петербург. После гибели Кульнева его имя, и ранее популярное, стало именем народного героя. Гравированные портреты "храброго Кульнева", занесенные в деревню разносчиками-офенями, появились даже в бедных крестьянских избах.

Александр Алексеевич Тучков (1777-1812). Погиб под Бородином в момент, когда со знаменем в руках вел в штыковую атаку свой подшефный Ревельский полк. Труп его, несмотря на все поиски молодой вдовы, не был найден. Лицо Тучкова овеяно поэтической грустью, характерной для романтических портретов того времени и так уместной и оправданной в данном портрете.

Александр Никитич Сеславин (1785-1858). Партизан, первым обнаруживший движение на Малоярославец уходившего из Москвы Наполеона и сообщивший об этом в Главную квартиру русских войск. Характерна порывистая поза Сеславина, как бы готового к стремительному движению, к лихому набегу на врага.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров (1756-1816). Пользовался неизменным доверием и любовью Кутузова, отличался необыкновенно спокойным мужеством и большой скромностью. Под Бородином Дохтуров после ранения Багратиона руководил нашим левым флангом; под Малоярославцем, командуя корпусом, принял на себя удар всей армии Наполеона и задержал ее вплоть до подхода Кутузова с главными силами русской армии.

Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Один из наиболее одаренных и популярных русских генералов времени наполеоновских войн. На портрете Доу его резкий, волевой профиль эффектно выделяется на фоне темного неба и снежных гор Кавказа, где Ермолов с 1816 года командовал Отдельным Грузинским корпусом. Пушкин в 1829 году, по дороге на Кавказ, посетил проживавшего в Орле опального Ермолова. Описывая в "Путешествии в Арзрум" внешность генерала, поэт обратил внимание на его "голову тигра на геркулесовом торсе". "Когда он задумывается и хмурится,- писал Пушкин,- то становится прекрасен и разительно напоминает свой поэтический портрет, писанный Довом".

На портретах, помещенных по сторонам портрета Барклая-де-Толли, изображены:

Николай Николаевич Раевский (1771-1829). Он командовал корпусом в армии Багратиона. Под именем "батареи Раевского" вошел в историю редут, бывший в Бородинском бою, наряду с "Багратионовыми флешами", целью особенно яростных атак французов. Во время посещений галереи Пушкин, близко знавший Раевского, не раз, конечно, останавливал свой взгляд на этом портрете. По отзыву поэта, Раевский был "человеком с ясным умом, с простою, прекрасною душою", который "невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и оценить его высокие качества".

Дмитрий Петрович Неверовский (1771-1813). Командовал в 1812 году 27-й пехотной дивизией, сформированной им перед самой войной из новобранцев. В бою 2 августа под Красным дивизия Неверовского приняла на себя удар Мюрата, стремившегося прорваться с юга к незащищенному Смоленску. Героическое сопротивление "молодой" дивизии предотвратило выход французов в тыл наших войск. Отступление Неверовского от Красного сами враги назвали "отступлением львов". 16 октября 1813 года под Лейпцигом Неверовский был смертельно ранен.

Дмитрий Ефремович Кутейников (1766-1844). Боевой казачий генерал, в прошлом сподвижник Суворова, которому спас жизнь на Кинбурнской косе. В 1812 году командовал бригадой донских казаков. Портрет удачно сочетает реализм в передаче лица с эффектной воинственной позой.

Петр Петрович Коновницын (1764-1822). Командовал арьергардом при отходе русской армии от Смоленска до Бородина. Благодаря стойкости и искусным действиям Коновницына, сдерживавшего наступление неприятеля, русская армия двигалась спокойно, в полном порядке, не оставляя французам ни одной повозки, и без помех развернулась на избранных Кутузовым бородинских позициях. После оставления Москвы Коновницын состоял дежурным генералом при Кутузове и был одним из наиболее деятельных его помощников.

Портрет написан с натуры и хорошо передает твердый, открытый взгляд Коновницына, отличавшегося прямым характером и пользовавшегося большой любовью и уважением подчиненных.

Александр Иванович Остерман-Толстой (1770-1857). Один из храбрейших участников эпопеи Двенадцатого года, который, по выражению современника, "даже среди знаменитых сверстников своих умел себя выказать". 13 июля под деревней Островной он дал французам первое серьезное сражение; здесь неприятель в полной мере почувствовал, что значит сопротивление русских, дерущихся за родную землю. В бою под Кульмом 17-18 августа 1813 года Толстой, командуя гвардейской пехотой, разбил корпус Вандама, пытавшегося прорваться в тыл союзных русско-австрийских войск. Портрет его принадлежит к числу лучших в галерее. Небрежно наброшенная шинель маскирует отсутствие левой руки, потерянной Толстым в бою под Кульмом. Острый взгляд и чуть "разочарованная" складка рта отражают своеобразный и независимый характер героя Кульма, "не поладившего" с Николаем I и вышедшего при нем в отставку.

Валерьян Григорьевич Мадатов (1780-1829). Участник многих войн начала XIX века, пользовавшийся репутацией одного из самых лихих кавалеристов того времени. Портрет Мадатова живо передает его характерную наружность и бурный темперамент.

Сергей Григорьевич Волконский (1788-1865). В 1812 году командовал партизанским отрядом. За участие в революционном заговоре декабристов был приговорен в 1826 году к каторге. Изображен Волконский в скромном, без золотого шитья, вицмундире; все внимание художник уделил передаче его характерного лица, написанного широко и свободно. После суда над Волконским этот портрет, датированный 1823 годом, был изъят, по приказанию Николая I, из числа работ,предназначенных к помещению в галерее, и только много лет спустя занял в ней подобающее место.

Кроме портретов Кутузова и Барклая-де-Толли, в галерее находятся еще два больших, в рост, портрета работы Доу - герцога Веллингтона, разбившего Наполеона в 1815 году при Ватерлоо, и вел. кн. Константина Павловича (последний - старинная копия с портрета, написанного Доу для одного из варшавских дворцов, помещен в галерее около 1830 г.). Конные портреты Александра I и его союзника по кампаниям 1813-1814 годов прусского короля Фридриха-Вильгельма III, находящиеся в конце галереи, написаны немецким живописцем Ф. Крюгером (1797-1859) около 1837 года и тогда же помещены в галерею. Один из любимых художников Николая I, Крюгер, приноравливаясь к вкусам заказчика, писал эффектные, холодные портреты, щеголяя в них виртуозной передачей "околичностей" - сукна военных мундиров, пуговиц, орденов, отворотов и т. д., изображая "не столько людей в одеждах, сколько одежды на людях". Характерно, что большой портрет Александра I работы Доу, находившийся первоначально в галерее, был забракован за "неуместный" в изображении монарха реализм и уступил место крюгеровскому портрету - очень нарядному, ловко написанному, но внутренне пустому и невыразительному.

Конный портрет другого союзника Александра I, австрийского императора Франца I, исполнен венским художником П. Краффтом (1780-1856) в 1832 году.

Тринадцать пустых рамок, затянутых зеленым шелком, находятся в галерее в таком виде с момента ее открытия; на них вырезаны имена тех генералов, участников войны 1812 года, портреты которых не были написаны вследствие их смерти или по другим причинам.

Галерея сохраняется в неизменном виде со времени ее восстановления после пожара 1837 года, поэтому, наряду с портретами чтимых народной памятью героев Двенадцатого года, мы видим, в ней портреты таких реакционеров, как Аракчеев, Бенкендорф, Чернышев и другие, сыгравших самую мрачную роль в последующей истории России.

Только в советские годы на торцовой стене галереи, а также между колоннами в противоположном ее конце помещены четыре написанных Доу портрета дворцовых гренадеров - ветеранов Двенадцатого года. Эти портреты имеют для нас особый интерес и значение как чрезвычайно редкие портретные изображения русских солдат - героев Отечественной войны, отстоявших под предводительством Кутузова и его соратников независимость нашей Родины.

При входе в галерею из предцерковной помещены две большие картины художника П. Хесса (1792-1871), исполнившего в 40-х годах прошлого века двенадцать картин для Зимнего дворца, изображающих сражения 1812 года. Прежде чем приступить к выполнению полученного заказа, Хесс тщательно изучил материалы по истории Отечественной войны, объездил в 1839 году все поля битв, которые ему предстояло изобразить, и создал своего рода батальные картины-панорамы, отличающиеся ясностью рассказа и обилием добросовестно переданных подробностей. Из написанной им серии в галерее находятся картины "Бородинское сражение" и "Отступление французов через Березину".

Военная галерея Зимнего дворца, Э. П. Гау, 1862 Военная галерея одна из галерей Зимнего дворца в Санкт Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу… … Википедия

Военная галерея - Зимнего дворца (ныне в составе Эрмитажа), собрание портретов русских полководцев и военачальников — участников Отечественной войны 1812 и Заграничных походов 1813—14 (написаны в 1819—28 английским портретистом Дж. Доу при участии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Запрос «Отечественная война» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Война 1812 года. Отечественная война 1812 года Наполеоновские войны … Википедия

Не следует путать с Тучков, Павел Алексеевич (градоначальник Москвы). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тучков. Павел Алексеевич Тучков 3 й … Википедия

Наградная медаль в честь 100 летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в сознании российского общества, во … Википедия

Здание Московской городской думы Дата основания 2012 Местонахождение … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сражение под Смоленском. Сражение за Смоленск (1812) Отечественная война 1812 года … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Военная галерея 1812 года , Мартиросова Мария Альбертовна , Книга знакомит с собранием портретов русских героев войны 1812-1814 г.–«Военной галереей» Эрмитажа, главным трудом английского художника Х YIII–Х I Х в. Д. Доу. Книга содержит биографические… Категория: Зарубежные художники Серия: Русские традиции Издатель: Белый город ,
  • Военная галерея 1812 года Джордж Доу , Пантилеева А. (ред.-сост.) , Книга знакомит с собранием портретов русских героев войны 1812-1814 г.–«Военной галереей» Эрмитажа, главным трудом английского художника Х YIII–Х I Х в. Д. Доу. Книга содержит биографические… Категория:

Е. П. Ренне, кандидат искусствоведения, ст. н. с. Государственного Эрмитажа

Военная галерея Зимнего дворца – пожалуй, один из выдающихся и грандиозных памятников, созданных в честь победы русской армии в войне с Наполеоном.

Стены галереи, находящейся в самом сердце императорского дворца рядом с Тронным залом, покрыты пятью рядами погрудных портретов. Монотонность длинных рядов одинаковых по размеру изображений прерывается семью огромными портретами, обрамлёнными торжественными коринфскими колоннами и проходом в соседние залы. На трёх из них представлены конные изображения глав государств – союзников российского императора Александра I: прусского короля Фридриха-Вильгельма III и австрийского императора Франца I. На четырёх других – портреты в рост главнокомандующих: великого князя Константина Павловича, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона.

Идея создания мемориальной галереи с портретами более чем 329 участников Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1812–1814 годов приписывается самому Александру I. Во всяком случае, именно он пригласил писать портреты английского художника Джорджа Доу. Император лично просматривал и утверждал списки тех, чьи имена должны были украшать галерею. Главным условием стало непосредственное участие в боевых действиях против французов в кампаниях 1812–1814 годов в чине генерала. Военные на погрудных портретах изображены в мундирах своих полков с полным набором орденов и знаков отличия. Запечатлённые в разных ракурсах генералы на фоне облаков или деревьев, на нейтральном тёмном или светлом фоне, с горным пейзажем или красной драпировкой не кажутся однообразными. Более того, они удивляют ярко выраженной индивидуальностью. Сохранились многочисленные свидетельства современников о поразительной схожести портретов с оригиналами. «Сходство в портретах его (Доу. – Е. Р .) чрезвычайное, действие поражающее, лица выходят из рамок», – писал издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин. Ему вторил побывавший в Петербурге в 1827 году английский медик Огастус Гранвилл: «…портреты исполнены в смелой, вдохновенной манере, с расчётом на определённое помещение. Кроме того, они, как я понял, поразительно передают сходство. Я могу это подтвердить по отношению к тем, с кем я уже был знаком или познакомился позднее. Справедливо заслужив похвалу за то, что он преуспел в передаче такого количества выдающихся индивидуальностей, г-н Доу может дополнительно гордиться тем, что он так варьировал позу и аксессуары каждого из них, что в галерее не найти двух одинаковых композиций».

Военная галерея в Зимнем дворце уникальна. Она даёт нам визуальное представление о целом срезе российского общества пушкинского времени. В отличие от других памятников, увековечивающих славные боевые победы, галерея не только прославляет нескольких военачальников, но демонстрирует понимание той роли, которую играла армия в целом, армия, опиравшаяся на народ, сплотившийся для отпора неприятелю. Длинные ряды портретов рождают ассоциации с выстроившимися плечом к плечу воинами, вставшими на защиту Отечества.

Счастливый случай помог Александру I найти художника для столь масштабного проекта. Талантливый портретист попался на глаза российскому императору во время Первого конгресса Священного союза в небольшом немецком городке Аахене. Сюда осенью 1818 года съехались не только коронованные и сановные представители России, Англии, Австрии и Пруссии, чтобы обсудить назревшие после войны с Наполеоном вопросы европейской политики, но и многочисленные художники, искавшие связей и заказов. Одним из них был прибывший в Аахен в свите герцога Эдуарда Кентского англичанин Джордж Доу (1781–1829). По воспоминаниям флигель-адъютанта императора Александра I А. И. Михайловского-Данилевского, будущего военного историка и писателя, художник просил «позволения принести ко мне картины своей работы и оставить их в моей горнице на несколько дней, дабы приходившие ко мне соотечественники наши могли их видеть и посредством того его узнать. Он мне принёс три или четыре портрета, коих сходством все были поражены, и между прочим, князь Волконский… который сказал, чтобы я к нему прислал Доу для снимания с него портрета…». Государь, увидевший портрет, поразился сходству и быстроте, с которой работал художник, и велел сделать Доу предложение приехать в Россию для создания портретов генералов, на что последний, «как легко можно вообразить, с радостью согласился».

Уже весной 1819 года Доу прибыл в Петербург, а осенью 1820-го показал на выставке в Императорской академии художеств несколько своих произведений, привезённых из Англии, и картины, которые он успел создать в России, в том числе 5 из 80 портретов, написанных для будущей галереи. Непривычная для русского глаза живописная манера художника, казавшаяся слишком смелой, эскизной, театральной, вызвала неоднозначную реакцию критики, хотя все признали за художником «талант необыкновенный», и он удостоился звания «почётного вольного общника Академии художеств».

Как ни быстро работал Доу, а в плане продуктивности в сочетании с качеством с ним не мог поспорить ни один русский художник этого времени, но галерея не была готова к моменту неожиданной и до сих пор остающейся загадочной смерти императора Александра I осенью 1825 года. Судя по документам Придворной конторы, хранитель Эрмитажа Ф. И. Лабенский принял от художника к 1825 году 225 погрудных портретов, в 1826-м – 12, итого 237 из запланированных 342. При этом нужно учесть, что, помимо работы для галереи, Доу изобразил к этому времени почти всех членов императорской фамилии и ближайшего окружения, государственных чиновников и светских дам, представителей науки и художественной элиты, причём многие портреты исполнены в натуральную величину в рост и повторены по нескольку раз. Понятно, что при таком объёме работы ему требовались ассистенты. В 1822 году костромской помещик генерал П. Я. Корнилов отдал в обучение Доу своего крепостного, художника-самоучку Александра Полякова (1802–1835). Одновременно с Поляковым в доме Буланта на Дворцовой площади, 47, работал ещё один помощник – «человек бедный и робкий, не знавший себе цены» Василий (Вильгельм Август) Александрович Голике (1802–1848). Несмотря на то что все портреты заносились в каталог Эрмитажа как произведения Джорджа Доу, стилистические различия между ними очевидны.

При новом императоре Николае I в июне 1826 года архитектор Карл Иванович Росси приступил к сооружению галереи на месте небольших комнат в центральной части Зимнего дворца между Белым (позже Гербовым) и Большим Тронным (Георгиевским) залами. Строительство велось в спешном порядке. Торжественное освещение галереи состоялось 25 декабря 1826 года, в день ежегодного празднования изгнания Наполеона из России. Как писал в журнале Павел Свиньин: «...сие великое предприятие... приведено ныне к окончанию... 25 прошедшего декабря в день рождества Христова и избавления России в 1812 году от нашествия галлов с двадесятью языками галерея сия освящена была в присутствии императорской фамилии и всех генералов, офицеров и солдат, имеющих медали 1812 года и за взятие Парижа». Однако многое ещё надлежало сделать. В момент открытия галереи недоставало около 100 погрудных портретов. Портрет Александра I верхом на белой лошади был установлен в года. После смерти Джорджа Доу в октябре 1829 года его родственник и душеприказчик Томас Райт передал в Эрмитаж остававшиеся в мастерской художника законченные портреты, среди которых было несколько погрудных и три больших портрета в рост Кутузова, Барклая де Толли и Веллингтона, датированные 1829 годом. В окончательном виде галерею запечатлел художник Г. Г. Чернецов в 1829 году (Собрание Эрмитажа). В 1832–1833 годах в галерею были помещены конные портреты прусского короля Фридриха-Вильгельма III работы Франца Крюгера (1797–1857) и австрийского императора Франца I работы П. И. Краффта (1780–1856). В 1837 году конный портрет Александра I, исполненный Доу (Москва, Музеи Кремля) заменили более удачным портретом кисти Ф. Крюгера. В 1834–1836 годах в Зимнем дворце часто бывал А. С. Пушкин. В стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, он замечательно точно описал свои ощущения от посещения галереи, где «все плащи, да шпаги, да лица, полные воинственной отваги», лица тех, кого он хорошо знал, кого-то недолюбливал, со многими дружил, ко многим относился с глубоким уважением, видя в них героев, сплотивших нацию, что он гениально выразил в строках того же стихотворения: «…толпою тесною художник поместил сюда начальников народных наших сил, покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».

Пожар, свирепствовавший в Зимнем дворце в декабре 1837 года, уничтожил декоративное убранство всех залов, портреты же Военной галереи были спасены гвардейскими солдатами. В рекордно короткий срок (1838–1839) был восстановлен и по-новому отделан весь Зимний дворец. Галерею заново отстроили по проекту архитектора В. П. Стасова, несколько изменившего её вид. «Потолок поднят, и дано более света сверху; здесь можно видеть некоторые части хитрого устройства крыши-фонаря (просветы) потолка. Над карнизом сделана вновь прелестная галерея (хоры) с бронзовою решёткою, украшенною жирандолями», – сообщал писатель Александр Башуцкий в журнале «Отечественные записки».

Галерея благополучно пережила революцию 1917 года и Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, когда портреты вместе с другими произведениями искусства были эвакуированы за Урал, в город Свердловск. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга её отреставрировали, стенам возвратили первоначальный цвет, восстановили росписи потолка, старые стеклянные плафоны заменили на новые с современной подсветкой, все портреты прошли консервацию. Торжественное открытие состоялось в День рождения города 27 мая 2003 года, и теперь, как и прежде, галерея сохраняет для нас облик и имена тех, кто вписал одну из лучших страниц в русскую историю.

Сразу же после окончания Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русских войск 1813-1814 годов были предприняты шаги для того, чтобы увековечить подвиг русской армии.

По всей стране, в городах и при монастырях, в память подвига 1812 года строились колокольни. Появились конные скульптуры Барклая де Толли и Кутузова перед Казанским собором, триумфальные арки в Москве и Петербурге, а также Александровская колонна на Дворцовой площади.

Галерея войны 1812 года в Эрмитаже относится к числу подобных памятников. Но по своему замыслу и исполнению она не имеет аналогов в европейской культуре. В Англии, в Виндзорском дворце, был создан Зал памяти Ватерлоо, где были выставлены всего 28 портретов монархов, полководцев и дипломатов, имеющих отношение к данной битве. Задача Галереи была намного значительнее: оставить в памяти потомков всех русских генералов-участников войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.

История создания

История создания Галереи началась в 1818 году, в Ахене, где проходил один из конгрессов Священного союза, призванного установить новый европейский порядок по окончании наполеоновских войн. На конгрессе присутствовали не только монархи, но и их многочисленные свиты. Со свитой герцога Эдуарда Кентского прибыл английский художник Джордж Доу, который к тому времени не только закончил с золотой медалью Академию художеств в Лондоне, но и успел приобрести популярность как портретист, удачно передававший сходство с оригиналом. Здесь, в Ахене, Доу получил свой первый русский заказ от начальника Главного штаба русской армии князя П.М. Волконского, который входил в ближайшее окружение императора Александра I. Император случайно зашел к своему приближенному в тот момент, когда он позировал художнику, и поразился быстроте работы Доу и точности передачи черт оригинала. В результате Джордж Доу был приглашен для работы в Петербург, куда и приехал в 1819 году. Ему было поручено запечатлеть облик русских генералов. Художнику предстояла грандиозная работа более 300 портретов. Его работа продолжалась в течение 10 лет с 1819 по 1828 годы. Практически ему приходилось ежемесячно писать для Галереи по 2-3 портрета. Несмотря на напряженную работу, к открытию Галереи все портреты не были готовы. Место недостающего портрета занимала соответствующая картинная рама с табличкой, на которой указывалось имя того генерала, чей портрет должен был здесь находиться. В работе художнику помогали А.В. Поляков и В.А. Голике. Они делали копии с портретов тех генералов, которые по тем или иным причинам не могли прибыть в Петербург для личного позирования и присылали Доу уже имевшиеся у них изображения. Позже, в связи со спросом, возникшем в русском обществе, Джордж Доу пригласил из Англии граверов, которые воспроизводили и тиражировали гравюрные копии портретов героев Отечественной войны. Эти гравюры были весьма популярны в России.

Император решил, что необходимо написать портреты всех тех, кто были генералами в 1812 году или получили это звание за отличия, проявленные в боях 1812-1814 годов. Несмотря на тщательную работу по подготовке списков генералов, портреты некоторых из них так и не были размещены в Галерее. По ряду причин в Галерее не оказалось портретов М.А. Дмитриева-Мамонова, М.Ф. Орлова, П.П. Пассека и других. Портрет декабриста генерала С.Г. Волконского был готов еще до декабрьского восстания 1825 года, но он тоже не выставлялся в Галерее по политическим причинам вплоть до 1903 года, когда отношение к декабристам изменилось.

Открытие Галереи

Зал Галереи было решено было разместить между Белым Тронным и Большим Тронным залами, где ранее находился ряд небольших комнат. Зал был спроектирован архитектором Карлом Росси и строился с июня по ноябрь 1826-го. Открытие Галереи состоялось 25 декабря 1826 года. В этот день отмечалось избавление России от наполеоновских войск. На церемонии открытия в Галерее присутствовал император, его двор, а также ветераны Отечественной войны и части гвардейских полков. Во время торжественного богослужения гвардейцы были построены в Тронных залах, а затем маршем прошли по Галерее мимо портретов генералов Отечественной войны.

В 1830-е годы Галерея была пополнилась большими портретами императора Александра I, австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые были союзниками России в заграничных походах. В 1837 году в Зимнем дворце произошел большой пожар, в результате которого убранство Галереи полностью погибло. Но гвардейцы вынесли портреты героев Отечественной войны, и они не пострадали от огня. Впоследствии Галерея была восстановлена по чертежам В.П. Стасова. Уже в советское время экспозицию дополнили портретами дворцовых гренадеров, которым было поручено охранять Дом ветеранов Отечественной войны, и двумя картинами художника Петера фон Гесса: ««Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину»».

Молодые генералы Российской империи, которые участвовали в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Военная галерея - одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике (нем. Wilhelm August Golicke).

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Русские генералы в войнах с наполеоновской Францией в 1812-1815 гг.

Подробная роспись имен, фамилий, наград и биографий.