Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум . Народному артисту исполнилось 65 лет.

АиФ.ru приводит биографию популярного барда.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой .

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Александр Розенбаум в детстве. Фото: www.globallookpress.com

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе , а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин , у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».

Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.

По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, 16б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров — от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум, 1989 год. Фото: www.globallookpress.com

В 2003 году избран депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан, — быть главным морским храмом страны — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума, является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной национальной премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

Фото: www.globallookpress.com

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (например, «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году на киностудии Министерства обороны СССР песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными ). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Фото: www.globallookpress.com

Семья

Первый брак длился всего 9 месяцев. Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова.

Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки .

Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.

Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).

Внук — Дэниэль (род. февраль 2014).

Внук — Андрей (род. февраль 2014).

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

  1. «Домашний концерт» (1981)
  2. «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
  3. «Посвящение посвящающим» (1983)
  4. «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
  5. «Концерт в Воркуте» (1984)
  6. «Эпитафия» (1986)
  7. «Мои дворы» (1986)
  8. «Нарисуйте мне дом» (1987)
  9. «Дорога длиною в жизнь» (1987)
  10. «Концерт на ЛОМО» (1987)
  11. «Нью-Йоркский концерт» (1987)
  12. «Казачьи песни» (1988)
  13. «Анафема» (1988)
  14. «Гоп-стоп» (1993)
  15. «Ностальгия» (1994)
  16. «Горячая десятка» (1994)
  17. «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
  18. «Розовый жемчуг» (август - ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
  19. «На плантациях любви» (март - май 1996)
  20. «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
  21. «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
  22. «Июльская жара» (ноябрь 1997)
  23. «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
  24. «Настоящий солдат» (апрель 2001)
  25. «Старая гитара» (2001)
  26. «Странная жизнь» (2003)
  27. «Я вижу свет» (июль - август 2005)
  28. «Попутчики» (2007)
  29. «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
  30. «Рубашка нараспашку» (май - июнь 2010)
  31. «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом )
  32. «Метафизика» (запись 2014-2015; релиз 11 декабря 2015)

Актёрские работы

  • 1985 — Начни сначала — камео
  • 1987 — Два часа с бардами
  • 1991 — Афганский излом — камео
  • 1991 — Побег на край света
  • 1991 — Бессонница
  • 1992 — Чтобы выжить — Джафар (озвучивание — Виктор Проскурин )
  • 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
  • 2008 — Сайд-степ — Георгий Шахов
  • 2011 — Лучшее лето нашей жизни — камео

Биография

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Закончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты» , ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.

Хотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). В течение своей карьеры наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985-1990 годах как певец «афганской» (а также Ленинградской) темы. После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает определённым сценическим обаянием, притягательностью, обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской (бардовской) песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Семья

  • Отец - Яков Шмарьевич Розенбаум (р. 1919 или 23.12.1923) - врач-уролог, был главным врачом городской больницы.
  • Мать - Софья Семеновна Миляева (1929-2009) - акушер-гинеколог.
  • Младший брат - Владимир Розенбаум (1956 - июль 2005) работал врачом «скорой», умер, потому что не прижилась почка после пересадки.
  • Первый брак длился всего 9 месяцев.
  • Вторая жена - Елена Викторовна Савшинская - врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова (брак с 1975) года.
  • Тёща - Эра Георгиевна Савшинская (1927 - 21.12.2006, умерла от рака).
  • Дочь - Анна Савшинская (родилась 20 октября 1976 года) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля - Тиберио Чаки - спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру, занимается сетью пивных «Толстый Фраер».
  • Внук - Дэвид Чаки-Розенбаум родился в 1999 году, живут в Санкт-Петербурге.
  • Внук - Александр Ники Чаки-Розенбаум родился в марте 2005 года.

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

А.Розенбаум выпустил 31 сольный альбом на виниле и CD (не считая многочисленных сборников и переизданий). В скобках указана дата записи, а не издания.

  1. 1981 год - «Домашний концерт»
  2. 1982 год - «Памяти Аркадия Северного апрель 1982 года Ленинград»
  3. 1983 год - «Посвящение посвящающим»
  4. 1983 год - «Новые песни»
  5. 1984 год - «Концерт в Воркуте»
  6. 1986 год - «Эпитафия» (издан на виниле)
  7. 1986 год - «Мои дворы» (издан на виниле)
  8. 1987 год - «Нарисуйте мне дом» (издан на виниле)
  9. 1987 год - «Дорога длиною в жизнь» (издан на виниле)
  10. 1987 год - «Концерт на ЛОМО»
  11. 1987 год - «Нью-Йоркский концерт»
  12. 1988 год - «Казачьи песни» (издан на виниле)
  13. 1988 год - «Анафема» (издан на виниле)
  14. 1993 год - «Гоп-стоп»
  15. 1994 год - «Ностальгия»
  16. 1994 год - «Горячая десятка»
  17. 1994 год - «Александр Розенбаум и «Братья Жемчужные» 11 лет спустя 1994 год»
  18. 1994 год - «Вялотекущая шизофрения»
  19. 1995 год - «Розовый жемчуг»
  20. 1996 год - «На плантациях любви»
  21. 1996 год - «Концерт в день рождения»
  22. 1997 год - «Возвращение на АРГО»
  23. 1997 год - «Июльская жара»
  24. 1999 год - «Транссибирская магистраль»
  25. 2001 год - «Настоящий солдат»
  26. 2001 год - «Старая гитара»
  27. 2003 год - «Странная жизнь»
  28. 2005 год - «Я вижу свет»
  29. 2007 год - «Попутчики»
  30. 2009 год - «Мечта блатного поэта»
  31. 2010 год - «Рубашка нараспашку»
  32. 2011 год - «Берега чистого братства» (совместно с Григорием Лепсом)

В 1995 году студия звукозаписи "Мелодия" выпустила на CD альбом «Былое и диски» том 1, том 2, том 3, включавший записи виниловых альбомов 1986 - 1988 годов: «Эпитафия», «Мои дворы», «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Казачьи песни», «Анафема»

Актёрские работы

  • 1987 год - Два часа с бардами
  • 1991 год - Афганский излом - камео
  • 1991 год - Побег на край света
  • 1991 год - Бессонница
  • 1992 год - Чтобы выжить - Джафар (дубляж Виктор Проскурин)
  • 2005 год - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
  • 2008 год - Сайд-степ

Фильмы о персоне

  • 2010 год - Мужчины не плачут (концерт-исповедь)

Государственные награды

  • Орден Почёта (7 сентября 2011 года).
  • Народный артист Российской Федерации (2001 год).
  • Заслуженный артист Российской Федерации (1996 год).
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту».
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР».
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР».
  • Медаль «Защитнику Отчизны» (Украина).

Иные награды

  • 2001 - Почётный диплом Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
  • 2007 - Премия ФСБ России в номинации «Музыкальное искусство» за цикл военно-патриотических песен.

Книги

  • Я люблю возвращаться в свой город…
  • Синяя птица мечты: Строфа дрожит, шатается и рвется. Стихотворения.
  • Синяя птица мечты: Из-под пальцев улетел аккорд. Стихотворения.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть I.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть 2.
  • Александр Розенбаум. Тексты песен, ноты, аккорды. Часть 3.
  • Бультерьер.
  • Белая птица удачи. Стихи и песни. , 5-04-004366-X
  • «Время жить и помнить. Время петь». Песни для голоса в сопровождении гитары.
  • Подарок на день рождения.
  • Дорога длиною в жизнь. Авторский сборник. Издательство Эксмо. Серия - Золотая серия поэзии. 336 с., тираж 4000 экз., 2011 г.
  • Затяжной прыжок. Авторский сборник. Издательство Союзтеатр. 1990 г., 142 с. тираж 300000 экз.
  • Александр Розенбаум. Стихи о любви. Авторский сборник. Издательство Эксмо. Серия: Стихи о любви. 2009 г., 340 с., тираж 4000 экз.
  • Размышление на прогулке. Авторский сборник. Издательство Эксмо. 2009 г., 432 с., тираж 3000 экз.
  • Летать - так летать! Авторский сборник. Издательство Эксмо. 2009 г., 520 с., Тираж 3000 экз.
  • Александр Розенбаум на своих концертах всегда поёт вживую.
  • У Александра Розенбаума насчитывается более 13 гитар. Он играет не в обычном (испанском) гитарном строе, а в OPEN G (открытый Соль-мажор) - это строй семиструнной гитары на шестиструнной без использования 5 струны.
  • Предпочитает гитары марки Ovation, модельный ряд Custum Balladeer 1755 - чёрный лак, перламутровые колки, механизмы - хром, хотя в коллекции есть и Adamas, и Taylor, и Martin и Gibson и Takamine и много других, не менее интересных инструментов.
  • В последнее время среди российских любителей домашних животных всё большую популярность приобретает песня Александра Розенбаума «Лаки», которую артист посвятил своему бультерьеру, ушедшему на Мост Радуги.
  • Приказом Министерства Обороны РФ от 11 октября 2000 г. А. Я. Розенбауму присвоено звание полковника медицинской службы запаса.

(р. 13 сентября 1951, Ленинград, СССР) - советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте.

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте. Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.
В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Александра Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго.
С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им двух замечательных внуков.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум».

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной Национальной Премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Официальный сайт: http://www.rozenbaum.ru

Ранее игравшие с Александром Розенбаумом музыканты:

Николай Серафимович Резанов (1982-1983; 1993-2006) †
Анатолий Никифоров (2002-2012)
Аркадий Аладьин (2002-2012)
Виктор Смирнов (1993-2002)
Алёша Дулькевич (1982-1983;2001-2010)
Виталий Роткович (1992-2001; звукорежиссёр)

Нынешний состав:

Александр Алексеев (Клавишные. С 1988 года)
Вячеслав Литвиненко (Гитара. С 2005 года)
Юрий Капетанаки (Клавишные. С 2002 года)
Михаил Волков (Бас гитара. С 2012 года)
Вадим Марков (Ударные. С 2012 года)
Александр Мартисов (Звукорежиссёр. С 2004 года)

Александр Яковлевич Розенбаум коренной ленинградец - и этим уже многое сказано.
Вспомните о том, как начиналось ваше знакомство с его творчеством. Может быть, вы услышали много раз переписанную бобину с одесскими песнями в исполнении "какого-то эмигранта"? Или купили пластинку "Эпитафия" пока неизвестного вам автора? Скорее всего, вы сначала прослушали помногу раз его песни, мимо которых пройти невозможно: "Вальс-бостон", "Нарисуйте мне дом", "Казачья", "Есаул", "Утиная охота", "Вещая судьба", "Налетела грусть", "Бабий Яр", "Черный тюльпан" и многие другие, впитали в себя их какой-то особый и неожиданный для себя смысл, - а лишь потом заинтересовались автором.
До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До сих пор телевидение, радио и пресса зачастую обходят стороной ту категорию людей, которые во все времена имеют свое, ярко выраженное ДРУГОЕ мнение, - а именно к таким людям можно отнести Александра Яковлевича. "Нельзя обмануть народ" - поётся в его песне, посвященной Иосифу Кобзону.
Так давайте проясним ситуацию с биографией Розенбаума от момента рождения до начала сольной деятельности.
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.
Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.
В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке. Он рано научился читать, но лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: "Саша - исключительный".
С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, Розенбаумы возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Двадцатиметровая комната в коммунальной квартире № 25, в которой они проживали вшестером следующих девять лет, и ленинградский двор-колодец оказали на Александра Розенбаума такое сильное влияние, что через 30 лет после этого он скажет: "Я все равно живу в этом мире, мне его очень не хватает".
В школу братья Розенбаумы пошли на улицу Восстания - школа №209, бывший Павловский институт благородных девиц. "Эту школу закончили мои родители, я и недавно - моя дочь, так что можем назвать ее нашей родной школой".
Много времени мальчики проводили во дворе, в компаниях, скрепленных своим дворовым братством, где Саша был заводилой. Мама отдала его в секцию фигурного катания, но сказалось увлечение боксом: в двенадцать лет он был принят в секцию по боксу "Трудовые резервы". "Занятия боксом меня научили рассчитывать свои действия, на эстраде тоже, представляя ее как ринг".
Музыкальное образование пришлось продолжать, обучаясь игре не на скрипке, а на фортепиано, сначала под руководством будущего педагога консерватории Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Однако в какой-то момент на Сашу произвело сильное впечатление выступление джазового ансамбля для обслуживания танцев, особенно пианиста. "Я решил стать тапером. Потянуло к роялю. Стал по слуху подбирать полюбившиеся мелодии, аккомпанемент к ним". Диплом об окончании музыкальной школы Саша получил только по настоянию матери, и он потом очень кстати пригодился в "Ленконцерте".
Соседом бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Александрович Мини, у которого Саша научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре он обучался самостоятельно. Лет в пятнадцать-шестнадцать появились его первые стихи: рифмы непроизвольно рождались в сознании на школьные и домашние темы, иногда веселил друзей юмористическими стишками. Начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Этот период в жизни Александра Розенбаума направил его к авторской песне.
Свою дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей - медициной. Выдержав огромный конкурс, Саша, сразу после школы, в 1968 году, поступает в Первый медицинский институт в Ленинграде. Отзывчивый, компанейский, он охотно участвовал в студенческих сборищах, напевая свои стихи. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком. "... не мог просто так в 23 года написать, если бы кто-то не водил за руку:". Еще на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре в Доме культуры Ленсовета, попала в записи на Киевский фестиваль, где была отмечена призом "за зрительские симпатии".
В институтской жизни Саши были и поездки в стройотряд в далекую Ухту, где он получает квалификацию пильщика четвертого разряда, и несданный "хвост", оставшийся на осень, и даже прогул традиционной студенческой поездки на уборку картофеля, за что его со всей строгостью отчисляют из института. Астигматизм и близорукость не дают Саше возможность отправиться на службу в армию, и он устраивается санитаром в послеоперационное отделение, к самым тяжелым больным.
Приобщение к практической медицине побуждает оценить возможность обучения и, когда спустя год, начальство разрешает ему возвратиться к учебе, он осваивает медицинский курс упорно, с результатами отличными. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию.
Первый брак Александра Розенбаума длится всего 9 месяцев. Через год после развода он женится во второй раз, на Елене Савшинской, студентке того же медицинского института, и через некоторое время в семье Розенбаумов рождается дочь, Аня.
В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получает диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института.
Почти пять лет проработал Розенбаум врачом скорой помощи - на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. Впоследствии он скажет: "Врач для меня, если он не ремесленник, хотя и в ремесле нет ничего плохого, однако если он врач-доктор, то он прежде всего психолог, то есть, когда вы приходите к больному, вы должны быстро установить с ним психологический контакт и чувствовать его". И еще: "То, что я вырос в халате, можно сказать, родился в халате - это принесло признание человека: когда слушал от родителей многое об их пациентах, много трагического, и когда мчался к больным, как врач скорой помощи, я и созрел, чтобы творить от имени людей. Поэтому не побоюсь самомнения - я мыслю массой людей: и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что мое человечество - это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которые я не в силу дарования, а в силу своей нормальной медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло".
В то же самое время, уже ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен, Александр поступает в вечернее джазовое училище при Дворце культуры имени Кирова. Трижды в неделю, по вечерам, он старался постигнуть основы аранжировки, навыки джазовых композиций, и в результате получает диплом об окончании вечернего джазового училища.
Впоследствии Розенбаум вспоминал, что решение о перемене свершилось с неожиданной стремительностью, в течение трех дней. Это верно лишь отчасти. То, что он называл велением судьбы, назревало в течение нескольких лет, когда он, будучи врачом, выступал с песнями даже в эстрадных коллективах (см. раздел "Рок").
Ему всегда, как он признавался, "хотелось быть лучшим в своем деле". У врача было "было все в порядке, пока песня являлась хобби". А когда она становилась по существу второй профессией, нужно было выбирать". И неизбежно "почувствовал, что сижу на двух стульях, что это не только неудобно, но и нечестно. Надо быть либо врачом, либо артистом".
Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.
(Материал составлен по книге Софьи Хентовой "Александр Розенбаум: сила песни")

Александр Яковлевич Розенбаум. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой.

Его родители Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы. Софья - акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын - Владимир Розенбаум.

Семья Розенбаумов жила в доме № 102 на Невском проспекте.

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания - школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом - дочь.

В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углубленным изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе, а затем - талантливого учителя Марии Александровны Глушенко.

Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин, у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет». Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова.

Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп.

В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров, от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум - Одесские песни

Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Александр Розенбаум - Гоп Стоп

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример - песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно...») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»).

Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну...» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»).


Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота "Чёрного тюльпана"», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий - фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными).

Характерная черта выступлений Розенбаума - эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Чаще всего выступает или с 6-струнной, или с 12-струнной гитарой. У него собственная насыщенная манера игры, так как артист часто использует спаренные струны, придавая звуку яркую окраску.

Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.).

После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

В 2002 году песня Розенбаума «Начальник из сыскной» прозвучала в криминальном сериале «Бригада». В том же году он получил второй «Золотой граммофон» за песню «Мы живы», а через год - первую премию «Шансон года» за композиции «Глухари» и «Казачья». Далее музыкант получал премию «Шансон года» ежегодно, за исключением 2008 года.

В 2005 году его знаменитая песня «Заходите к нам на огонек...» звучала в мелодраматическом сериале «Две судьбы».

В 2012 году Розенбаум получил третий «Золотой граммофон» за песню «Любовь на бис», исполненную в дуэте с Зарой.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

В своей творческой деятельности Розенбаум не раз записывал песни в дуэте с другими исполнителями, например, с Григорием Лепсом, Михаилом Шуфутинским, Братьями Жемчужными, Иосифом Кобзоном.

Александр Розенбаум - Вальс-бостон

Общественно-политическая позиция Александра Розенбаума

В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан - быть главным морским храмом страны, - по мнению Председателя совета фонда Александра Розенбаума является "святой задачей"».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В декабре 2015 года за свою политическую позицию и взгляды на украинские события 2013-2014 годов Розенбаум был включён в чёрный список российских артистов, являющихся «персонами нон грата» на территории Украины.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Рост Александра Розенбаума: 174 сантиметра.

Личная жизнь Александра Розенбаума:

Дважды был женат.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но первый брак длился всего 9 месяцев.

Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, она врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Поженились в 1975 году. У пары родилась дочь Анна.

Дочь - Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) - филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля Тиберио Чаки, спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру. Занимается сетью пивных «Толстый Фраер».

Внуки: Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге; Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005); Дэниэль и Андрей (родились в феврале 2014).

Дискография Александра Розенбаума:

«Домашний концерт» (1981)
«Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Посвящение посвящающим» (1983)
«Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
«Концерт в Воркуте» (1984)
«Эпитафия» (1986)
«Мои дворы» (1986)
«Нарисуйте мне дом» (1987)
«Дорога длиною в жизнь» (1987)
«Концерт на ЛОМО» (1987)
«Нью-Йоркский концерт» (1987)
«Казачьи песни» (1988)
«Анафема» (1988)
«Гоп-стоп» (1993)
«Ностальгия» (1994)
«Горячая десятка» (1994)
«Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
«Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
«На плантациях любви» (март-май 1996)
«Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
«Возвращение на Арго» (февраль 1997)
«Июльская жара» (ноябрь 1997)
«Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
«Настоящий солдат» (апрель 2001)
«Старая гитара» (2001)
«Странная жизнь» (2003)
«Я вижу свет» (июль-август 2005)
«Попутчики» (2007)
«Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
«Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
«Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
«Метафизика» (2015)

Фильмография Александра Розенбаума:

1985 - Начни сначала - камео
1987 - Два часа с бардами
1991 - Афганский излом - камео
1991 - Побег на край света
1991 - Бессонница
1992 - Чтобы выжить - Джафар (озвучивание - Виктор Проскурин)
2005 - Не хлебом единым - Ростислав Петрович
2008 - Сайд-степ - Георгий Шахов
2011 - Лучшее лето нашей жизни - камео


Биография Александра Розенбаума

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье медиков. Его родители, Яков Шмарьевич Розенбаум и Софья Семеновна Миляева, были на тот момент студентами 1-го Мединститута, который окончили в 1952-м. После Розенбаумы переехали в казахский Зыряновск. Отец Александра, получивший профессию врача-уролога, возглавил местную горбольницу, а мать работала там акушером-гинекологом. Здесь же у Александра появился младший брат Владимир, ставший впоследствии врачом скорой помощи.

В Зырянске юный Саша начал заниматься музыкой: в пятилетнем возрасте он стал учеником музыкальной школы по классам фортепиано и скрипки. Затем Александр пошел учиться в обычную школу.

Александр Розенбаум: «Я рос нормальным парнем. Как большинство мальчишек, конечно, доставлял хлопот близким: вовремя не поел, разбил стекло, заигрался допоздна с другом, не позвонив родителям. Они от переживаний сходили с ума, и по возвращении я получал по заднице. Папа укладывал меня через колено и вполсилы, чтобы не осталось ссадин и синяков, порол фронтовым ремнем».

Сосед, известный гитарист Михаил Минин , научил Александра играть на гитаре. В детстве Саша не только увлекался музыкой, но еще ходил в секцию фигурного катания, а в возрасте 12 лет стал активно заниматься боксом. Окончив школу, он решил пойти по стопам родителей и поступил в медицинский институт. К этому времени семья уже перебралась в Ленинград, где Саша и учился на медика. Сразу после окончания института он устроился работать врачом в больницу, а потом - на станцию скорой помощи. Интересно, что младший брат Александра - Владимир - тоже медик по образованию. Он долгое время работал врачом на станции скорой помощи.

Александр Розенбаум о работе медиком и учебе: «Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. У меня же мама с папой - врачи. Продолжение династии в таких семьях - нормальное явление. В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский. Да и у родителей мое будущее не вызывало вопросов. Я родился в семье студентов выпускного курса первого меда и в буквальном смысле вырос в больнице. В доме все разговоры были только о медицине, все друзья родителей были врачи… Ну, какую профессию я еще мог выбрать?»

Музыкальная карьера Александра Розенбаума

Во время работы медиком на скорой помощи Александр умудрялся заниматься в вечернем джазовом училище, кроме этого, он стал усиленно писать песни. Спустя несколько лет Розенбаум ушел из медицины - на эстраду. Сначала он выступал в составе различных групп: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс», затем стал петь сольно и вскоре дослужился до руководителя театральной студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума». Вскоре на концерты барда стала приходить публика, и Розенбаум превратился в популярного певца и исполнителя авторских песен. В свое время его даже называли вторым Высоцким , но он был категорически против каких-либо сравнений.

Александр Розенбаум: «В обкоме партии, а может, даже в ЦК считали: Розенбаума быть не должно. Ни в газетах, ни в анонсах концертов. То есть выступать было можно, а писать на афишах фамилию считалось неприличным. Вторым Высоцким я тоже становиться не собирался. У нас все разное! Музыка, поэзия, голоса! Он - москвич, я - питерский. Да и бардом себя не считаю. Эти люди в большинстве своем приходят к песне от поэзии, с музыкой у них дела обстоят неважно. Я же пришел к песне от музыки, стал писать стихи, и сегодня, смею надеяться, меня можно назвать поэтом. Хорошим или плохим - другой вопрос. Начинал же я как вокалист, исполняя чужие произведения. Перепел весь репертуар «Битлз», огромное количество советских песен. Но сегодня никто из серьезных музыкантов не скажет вам, к какому жанру я принадлежу. Этого не знаю даже я сам. У меня есть джаз («Вальс-бостон»), рок-баллады, рок-н-ролл, романсы, исполняемые на рояле «симфонизмы»… И есть «Гоп-стоп» - песня, которую называют блатной или уличной. Так что, скорее всего, мой жанр - «Розенбаум». И я хочу, чтобы меня называли просто артистом».

В конце 80-х годов ХХ века Александр, записавший за это десятилетие такие альбомы, как «Домашний концерт» (1981), «Памяти Аркадия Северного» (1982), «Посвящение посвящающим» и «Новые песни», «Концерт в Воркуте» (1984), «Эпитафия» и «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Концерт на ЛОМО» и «Нью-Йоркский концерт» (все - 1987), «Казачьи песни» и «Анафема» (1988), написал одну из самых своих знаменитых песен - «Вальс-бостон», которая характеризуется сложной гармонией и интересной мелодией.

Александр Розенбаум: «Я ведь пришел на сцену в 30 лет с дипломом мединститута, доктором скорой помощи. А по сути - советским служащим в хорошем смысле этого слова. То есть, как выходил я на смену с восьми утра до восьми вечера, так до сих пор и выхожу трудиться. Только теперь на сцену. Я не умею ходить по трупам, не умею интриговать. Для меня дикость - закулисные скандалы о том, кто будет закрывать концерт, кто сколько песен будет петь… Я искренне не понимаю 22-летнюю девочку, которая нанимает себе отряд телохранителей, боясь, вероятно, что фанаты будут срывать с нее наряды. Да не тот менталитет у наших людей! Нет у них этого в генах! Узнают тебя- хорошо, нет - ничего страшного. Но зачем тебе шесть мужиков-то с пистолетами? Кому ты нужна?.. Невдомек мне, зачем нужны 18 полотенец в гримерке и коньяк по первому требованию. Насмотрелись иностранных фильмов, начитались о западных звездах?.. Не хочу обидеть коллег, стремящихся сделать наш шоу-бизнес цивилизованным, но для меня он во многом пока смешон и противен».

В девяностые годы Розенбаум записал еще ряд альбомов, полюбившихся его поклонникам, - «Гоп-стоп», «Ностальгия», «Горячая десятка», «Вялотекущая шизофрения», «Розовый жемчуг», «На плантациях любви», «Возвращение на Арго», «Транссибирская магистраль» и другие. В 1996 году музыкант впервые в карьере был удостоен премии «Золотой граммофон», которую ему принесла песня «Ау». Тогда же певцу присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Начиная с 2003-го Розенбаум, не прекращающий выпускать альбомы и активно продолжающий свою гастрольную и концертную деятельность, принимает участие в премии «Шансон года». Этой награды удостоились его синглы «Казачья» и «Глухари» (2003), «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон» (2004), «Ночной звонок» (2005), «Облака» в дуэте с Любовью Успенской , «Я вижу свет» и «Старый конь» (2006), «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» в дуэте с Любовью Успенской (2007), «Попутчик» и «Береженого бог бережет» (2009), «Мечта блатного поэта» и «Зойка» (2010), «Рубашку нараспашку» и «Кореша» (2011), «Это было хорошее время» и «Одноклассники» (2012), «Воля» и «Золотая клетка» (2013), «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд» (2014), «Королева» (2016), «Вальс на лебяжьей канавке» и «Очередь за хлебом» (2017), «Вечерняя застольная» и «Мы уезжаем» (2018).

Александра Розенбаума зачастую приглашают на различные телевизионные передачи. Так, он не раз становился гостем медиаспектакля «Вечерний Ургант », выступал в программах «Суперстар » (2010), где ему довелось впервые за всю карьеру изменить свой привычный сценический костюм и переодеваться к каждому номеру, экспериментируя и примеряя на себя разные образы: с казачьей саблей, в солдатской шинели, в костюме шофера или, к примеру, лихого разбойника, «Угадай мелодию », «ДОстояние РЕспублики », «Наедине со всеми » и др. В 2014 году Розенбаум вошел в основной состав судейской команды музыкального шоу «Три аккорда », где появился во втором сезоне (2017), а затем и в третьем (2018).

Кинокарьера Александра Розенбаума

В 1985 году Александр Розенбаум появился в эпизодической роли в музыкальной картине «Начни сначала » с Андреем Макаревичем . Затем снимался в ряде документальных картин, включая фильм о Грушинском фестивале «Два часа с бардами » (1987) и ленту «Чем больше людей с гитарами » (1989). В 1991 году на экраны с участием Александра вышла драма режиссера Владимира Бортко «Афганский излом », где снялись Микеле Плачидо , Татьяна Догилева , Михаил Жигалов , Филипп Янковский , Алексей Серебряков , Нина Русланова и другие актеры. Тогда же Розенбаум исполнил одну из ключевых партий в фантастико-приключенческой истории «Побег на край света » с Екатериной Стриженовой .

В 1990-е артист также появился в боевике «Чтобы выжить » (1992), где сыграл эмиссара бывшей «партийной мафии» по кличке Джафар, и снялся в музыкальном фильме по своим песням «Вальс-бостон» (1997). В 2005 году зрители увидели музыканта в образе «большого» военного начальника Ростислава Петровича в драматической ленте Станислава Говорухина «Не хлебом единым » со Светланой Ходченковой и Михаилом Елисеевым . В 2008 году Розенбаум снялся в мелодраме режиссера Марины Мигуновой с Верой Глаголевой «Сайд-степ » (2008), где ему выпало воплотить образ бывшего профессионального боксера. После композитора задействовали в проектах «Лучшее лето нашей жизни » (2011), «Возмутитель спокойствия » (2016) и др.

Личная жизнь Александра Розенбаума

Будучи студентом, Александр в первый раз женился, но его брак продлился недолго - всего девять месяцев. Через год он повторно вступил в брак. Его избранницей стала однокурсница Елена Савшинская . По профессии она - врач-рентгенолог, которая, в отличие от мужа, продолжила медицинскую карьеру. 20 октября 1976 года у пары родилась дочь Анна, впоследствии получившая профессию филолога и переводчика. В 1999 году певец стал дедушкой - его дочь родила сына, нареченного Дэвидом Чаки-Розенбаумом. В 2005 году у артиста родился второй внук - Ники Чаки-Розенбаум, а в феврале 2014 года Анна подарила отцу-артисту еще двух внуков - Дэниэля Чаки-Розенбаума и Энтони Чаки-Розенбаума.

В 2003 году Александр Розенбаум побыл депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Причем, как сам артист отметил, у него не возникало стремления войти в политический бомонд.

Александр Розенбаум: «Не скрою, приятно быть знакомым с президентом, но, поверьте, Владимир Владимирович Путин интересует меня больше не как глава государства, а как мой ровесник, с которым мы росли в одно и то же время, в одном и том же районе, на соседних улицах. Пусть не обижается на меня Борис Николаевич Ельцин, но я не стремился с ним познакомиться, когда он был президентом. Мы с ним из разных времен. Я и с Борисом Всеволодовичем Громовым дружу не как с губернатором Московской области, а как с моим близким товарищем, братом, однополчанином, если хотите. И буду дружить, на какой бы должности он ни был».

Певец является совладельцем сети пивных «Толстый Фраер».

Дискография Александра Розенбаума

  • «Домашний концерт» (1981)
    «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Посвящение посвящающим» (1983)
    «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Концерт в Воркуте» (1984)
    «Эпитафия» (1986)
    «Мои дворы» (1986)
    «Нарисуйте мне дом» (1987)
    «Дорога длиною в жизнь» (1987)
    «Концерт на ЛОМО» (1987)
    «Нью-Йоркский концерт» (1987)
    «Казачьи песни» (1988)
    «Анафема» (1988)
    «Гоп-стоп» (1993)
    «Ностальгия» (1994)
    «Горячая десятка» (1994)
    «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
    «Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «На плантациях любви» (март-май 1996)
    «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
    «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
    «Июльская жара» (ноябрь 1997)
    «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
    «Настоящий солдат» (апрель 2001)
    «Старая гитара» (2001)
    «Странная жизнь» (2003)
    «Я вижу свет» (июль-август 2005)
    «Попутчики» (2007)
    «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
    «Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
    «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
    «Метафизика» (запись 2014–2015)

Фильмография Александра Розенбаума

  • Актер
  • Возмутитель спокойствия (ТВ, 2016)
  • Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (2011, документальный)
  • Тридцать лет одиночества. Ян Арлазоров (2009, документальный)
  • Сайд-степ (2007)… Георгий Шахов
  • Не хлебом единым (2005)… Ростислав Петрович, большой военный начальник
  • Вальс-бостон (1997)
  • Постой, паровоз (1994, документальный)
  • Жил-был артист… (1992, документальный)
  • Чтобы выжить (1992)… Джафар
  • Побег на край света (1991)
  • Чем больше людей с гитарами (1989, документальный)
  • Два часа с бардами (1988, документальный)
  • Начни сначала (1985)
  • Вокал
  • Другой майор Соколов (сериал, 2014)
  • Шеф-2 (сериал, 2013)
  • Ночные ласточки (сериал, 2012)
  • Морской узел (2002)
  • Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
  • За все заплачено (1988)
  • Друг (1987)