Однажды в прекрасное Царство бабочек, в котором всегда было лето, пришла старуха Зима. Ей очень не понравилось, что все вокруг разноцветное. Ведь в ее Царстве все окрашено только в белый и голубой цвета. А еще ее раздражало веселье, которое царило вокруг. Необыкновенно красивые бабочки летали, кружились, танцевали, радостно болтали друг с другом, хвастались своими нарядами, лакомились нектаром и запивали его свежей утренней росой. Кругом цвели и благоухали прекрасные цветы и травы.

— Сколько лишних красок, как это некрасиво! — зло воскликнула старуха Зима. — Я наведу здесь порядок! Они узнают, что такое красота!

Зима взмахнула руками, и из рукавов ее шубы посыпался снег. Дунула она сначала слегка, и вокруг все покрылось инеем. Задула Зима посильнее, и реки затянуло ледком.

— Вот теперь порядок. Все вокруг красивое, белое. Можно любоваться и радоваться! — громко прокричала Зима.

Но никто ей не ответил, никто не радовался, не танцевал, не летал. Все оцепенели от холода. Бабочки едва успели забиться под листочки да в щели между камнями.

Походила, походила Зима, стало ей скучно. Легла она спать на сугроб и заснула крепким сном. Спит Зима, и бабочки спят. Но слуги старухи Зимы не дремлют. Студеные ветра выдувают последнее тепло, теребят тоненькие крылышки бабочек, оставляя одни жилки. Мороз вымораживает так, что даже усики и ножки у некоторых бабочек отваливаются. Удастся ли им выжить?

На счастье Солнышко увидело бедных бабочек. Стало оно пригревать все сильнее. Разморилась на припеке старуха Зима, так не долго и растаять совсем. Стала собираться к себе в ледяное Царство. А Весна-красна ее подгоняет:

— Хватит тебе, Зима, кряхтеть да ковылять. Убирайся восвояси скорее! Место мне уступай. Заждались все тепла! Уж апрель на дворе, а ты все еще здесь. Совсем старая стала, забыла, когда тебе уходить надо!

От солнечного тепла прогрелись земля, камни, вода. Очнулись ото сна и бабочки. Стали они искать своих подружек, да не всех нашли. Посмотрели они друг на друга, опечалились. У кого крылышки, словно сито, у кого — усиков нет или ножки. Однако печалились они недолго.

— Подружки, — позвала бабочка Крапивница, — хватит печалиться, мы живы и это здорово! Пойдемте, посмотрим, что изменилось вокруг.

— Нет, нет! — возразила ей бабочка Павлиний глаз. — Сначала надо привести себя в порядок. Мы не можем выйти в свет в таком виде.

Бабочки стали прихорашиваться, расправлять свои крылышки, чистить усики, умываться. Полетели они к озеру, оглядели себя в его глади, как в зеркале, и только потом, смеясь и радуясь, взвились в небо и отправились дальше осматривать свои владения.

— Смотрите, подружки, — воскликнула бабочка Лимонница, — внизу какой-то золотой шар! Надо посмотреть, что это.

Бабочки кинулись вниз, кто быстрее. И что же они увидели? Стоит дерево, а на нем много-много желтых барашков, и все пахнут медом.

— Да это же ива зацвела! — обрадовалась бабочка Белянка. — Давайте пировать. Всю зиму ничего не ели.

И бабочки, измазавшись в желтой пыльце и от этого став тоже золотыми, стали с удовольствием лакомиться нектаром. Наелись так, что с места не сдвинуться.

— Я хочу пить! — простонала бабочка Шоколадница.

— Утренней росы еще нет, — заметила ей бабочка Крапивница, — надо немного подождать.

Но тут раздался громкий стук. Это дятел выдалбливал дырочку в коре клена.

— Мы спасены! — радостно прокричала бабочка Павлиний глаз. — Сейчас я вас напою таким вкусным напитком, вкуснее которого вы ничего не пробовали. Летите за мной!

Бабочки не знали, куда их зовет подружка, но послушно полетели вслед за ней. А подружка села на клен, в коре которого дятел продолбил дырочку, и стала пить душистый кленовый сок, вытекающий струйкой из дырочки. Ах, какое это блаженство — слизывать сладковатый и терпкий кленовый сок! После такого обеда не грех и отдохнуть. Сели бабочки на нагретые солнцем валуны, крылышки сложили и задремали. Хороша жизнь, когда тепло!

Вопросы и задания

— Как называется сказка?

— В каком месяце происходят события в сказке? Какое это время года? Это начало, середина или конец весны?

— Что случилось в Царстве бабочек?

— Почему старуха Зима решила перекрасить все вокруг в белый и голубой цвета?

— Что случилось с бабочками?

— Какие напасти их ждали зимой?

— Кто спас бабочек от холода?

— Какое время года пришло вслед за зимой?

— В каком месяце по календарным срокам зиму сменяет весна?

— Какими себя увидели бабочки, когда очнулись от холода?

— О каких бабочках говорится в сказке?

— Каким образом в апреле, когда еще очень мало даже первоцветов, бабочки смогли наесться и напиться?

— Придумайте продолжение сказки.

— Разыграйте эпизоды сказки по ролям.

— Нарисуйте бабочек в летнее время и после зимы.

— Покажите под музыку, как бабочки сначала радовались, веселились, а потом замерзли и оцепенели.

— Послушайте два стихотворения о весне и зиме, а затем расскажите, о каких признаках весны и зимы в них говорится, чем весна отличается от зимы.

Что такое весна

Весна приходит за зимой,

Тепло приносит нам с тобой.

Приводит ласковое солнце,

Что ярко светит нам в оконце.

Приносит небо голубое,

Сосульки, пенье ручейка,

Проталины и первоцветы,

И таянье на реках льда.

Приносит первые листочки

И нежность шелковой травы,

И лопанье душистых почек,

Садов прекрасные цветы.

Птиц перелетных новоселье

И насекомых звонкий рой,

Конец медвежьей зимней спячки

Приносит в лес весна с собой.

С весной ликует все живое!

Линяют звери по весне,

Детей заводят, кормят, учат.

Жизнь пробуждается везде.

Готовят люди землю к севу,

Сажают деревца, кусты,

Наводят чистоту, порядок

После наскучившей зимы.

Зимушка-зима

Отличается зима

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом,

И в узорах стекла,

Иней на ветвях висит,

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки,

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки.

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи.

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен.

Слепят вмиг снеговика —

И кататься с горки.

Шуба, шапка и штаны —

Все в ледовой корке!

Лишь зимою Новый год

С елкою приходит,

Новогодний хоровод

О чем говорили месяцы?

Собрались как-то раз все двенадцать месяцев в лесной избушке старшего брата Января.

За окном вьюга завывает, метели тропинки заметают, деревья от мороза потрескивают, звери и птицы в норы и дупла попрятались, а в избушке тепло, на столе ярко светит лучина.

Сидят месяцы за круглым дубовым столом, пьют чай с медом и неторопливо между собой о том о сем беседуют.

Вот молодой синеглазый месяц Март и спрашивает старшего брата Января:

— Скажи, брат, почему тебя таким именем зовут?

— Эх, братишка, давно это было. Еще когда древние римляне на земле жили. Они думали, что есть на свете бог времени — Янус. Вот в честь него и назвали меня Январем. В Древнюю Русь пришло мое имя издалека — из страны Византии.

— А я слышал, в старину тебя на Руси иначе называли, — вмешался в разговор золотоволосый красавец Сентябрь.

— Да, это верно. Я все свои прежние имена помню, они к русской природе ближе и людям понятней. Называли меня Студень.

Как вы думаете почему?

Потому что я студеный, холодный месяц. Звали и Сеченем — зиму я пополам рассекаю. Еще звали Лютовеем, Трескуном.

Подумайте, почему январь называли Лютовеем и Трескуном?

— Знаю, знаю, — откликнулся Июнь. Потому что ты лютые, трескучие морозы на землю шлешь.

—Э-эх! — мечтательно вздохнул Январь. Правильно, конечно, вы говорите, что и лютый я, и студеный. Но ведь давали мне и красивые имена, например, Просинец,

— А почему? — поинтересовался Март.

— Потому что в январе день прибывать начинает, пусть на немного, на воробьиный скок, но все же удлиняется, и в небе среди серых облаков иногда яркая просинь играет. Так-то! — закончил старший брат Январь рассказ о своих именах.

— Ну уж раз мы об именах заговорили, то и я хочу кое-что рассказать, — вступил в разговор Февраль. — В старину звали меня Лютым. Говорили, что у февраля два друга — метель да вьюга. И правда! Нравится мне по дорогам гнать снежных змеек. А вот кто из вас догадается, почему меня Бокогреем называли?

Месяцы призадумались.

А вы догадались, почему Февраль Бокогреем звали?

— Да потому, что люблю я теплыми солнечными лучами поиграть, хоть и недолго, да всех погреть. Вот и получается, что я месяц-бокогрей — один бок стужу, а другой согреваю. Есть у меня в запасе и яркие солнечные деньки, и ясное синее небо. Недаром говорят — февральская лазурь. Я весне двери открываю. Солнце на лето поворачиваю. Целых три часа дню прибавляю!

— Молодец, брат Февраль, — похвалил его синеглазый Март. — Хотите, и я вам о своих именах расскажу? Назвали меня византийцы в честь бога войны Марса. Хотя, честно вам скажу, ничего воинственного во мне нет! На Руси меня всегда любили и имена мне давали добрые, светлые — Утро Весны, Капельник и Снегогон.

Апрель скромно потупился:

— У меня в старину тоже несколько имен было. Одно из них — Цветень.

— Ну, Цветень, это понятно! Когда ты приходишь, первые цветы распускаются — медуницы, подснежники, хохлатки.

— А древние римляне меня Апрекусом звали, что значит «согреваемый солнцем», — продолжил Апрель. — Меня и вправду солнышко согревает.

— Хотите, я вам тоже о своих именах расскажу? — спросил Май, молчавший до сих пор.

— Хотим-хотим! — хором отозвались братья-месяцы.

— Имя Май пришло из Византии, а в Древней Руси меня Травником называли, потому что я зелеными травами землю покрываю. Любят меня и за то, что, когда прихожу, черемуха белые пушистые кисти завивает, соловушки песни свои распевают. Так и говорят обо мне: соловьиный месяц. Люди заметили: «Соловей запел, значит, весна на убыль пошла, а лето на прибавку». Ведь за мной приходит брат Июнь. Пусть и он о своих именах расскажет.

— С удовольствием, — отозвался Июнь. — Назвали меня в честь древнеримской богини плодородия, повелительницы дождей Юноны. А на Руси звали Изоком.

— Изоком? А что это такое? — с любопытством спросил Сентябрь.

— Изоками в старину кузнечиков называли. Много их у меня в зеленых травах прячется. А имя Разноцвет мне дали, потому что я украшаю луга разными цветами — белыми, розовыми, голубыми, алыми, лиловыми, желтыми.

— А меня, — поддержал разговор Июль, — назвали в честь римского полководца и императора Юлия Цезаря. Это название на Руси прижилось, а прежнее имя Липень люди стали забывать. А зря! В мое время липы в золотом цвету стоят, пчел к себе медовым ароматом манят. Много у меня старинных имен. Одно из них — Червень — я получил из-за красноватого цвета созревающих плодов и ягод. Ведь слово «червень» прежде означало «красный». Звали меня и Жарником.

Как вы думаете почему?

Потому что я, Июль, — «макушка лета», самый жаркий месяц в году. А еще называли Страдником, оттого что у крестьян начинается страда — пора уборки созревших хлебов. А кто из вас скажет, отчего меня люди Грозовиком кликали?

А вы, ребята, догадались?

Верно! Я приношу с собой ливни и грозы.

— Послушайте теперь мой рассказ, — начал месяц Август. — Назвали меня в честь римского императора Октавиана Августа. А до того были у меня и другие имена: Зарево — от сияния зарниц в небе, Серпень — потому что серпом жали рожь, ячмень, пшеницу и другие злаки. Но больше всего полюбилось мне имя Хлебосол.

Знаете ли вы, почему Август называли Хлебосолом?

Хозяин я хлебосольный, всего у меня вдосталь: и грибов, и орехов, и овощей, и фруктов, и ягод!

— После Августа наступает мой черед, — сказал Сентябрь, — имя мне народ красивое придумал — Златоцвет, потому что листья на деревьях становятся золотисто-желтыми. Иногда называли меня Рябинником.

Как вы думаете почему?

Ведь в сентябре рябина краснеет, поспевает.

— Меня люди окрестили Листопадником, или Листопадом, — сказал месяц Октябрь. — Листья на деревьях сначала желтеют, а потом высыхают и падают на землю. Кружатся в воздухе пестрые хороводы листьев. В народе, бывало, говаривали: «В октябре зима с белого гнезда снимается, к нам в гости снаряжается: "Дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пирогов поем, свадьбы веселые сыграю, отпраздную"». Потому и называли меня Свадебником, что свадьбы в октябре играли, молодых женили.

— Я, — вступил в беседу Ноябрь, — последний осенний месяц. Я осень замыкаю. Называли меня Груднем и Чернотропом.

Почему Ноябрь получил такие имена?

Груднем кликали, потому что снег, лед, грязь в груды у меня смерзаются, а Чернотропом — из-за того, что тропы становятся грязными, черными. Но мне больше нравится имя Ледостав — я реки и озера льдом покрываю.

— Ну что ж ты, братец Декабрь, помалкиваешь? Расскажи нам о себе, — попросил веселый Июнь.

— Да что о себе говорить. Меня и так все знают. Декабрь — первый зимний месяц. А зимушка-зима серебряным звоном начинается! Звенит застывшая земля, звенят замерзшие ветви деревьев, звенит ледок на лужах. Месяц я хмурый, бессолнечный. Оттого и имя народ мне такое дал — Хмурень. А еще я холод несу, студеными ветрами вею. За стужи меня называют Студень, Стужайло. Я год замыкаю, вас, месяцы, в хоровод собираю. Ведь 31 декабря отмечается последний день уходящего года. Люди елки наряжают, подарки друг другу делают, счастья и здоровья желают. Несмотря на то что холоден я да хмур, любят меня и ждут.

Вопросы и задания

1. Где собрались месяцы?

2. Почему Январь назван старшим братом?

3. О чем говорили месяцы?

4. Вспомните и назовите старинные имена месяцев.

5. Какие названия месяцам дали бы вы? Почему?

Когда дубраве лучше живется

Жили-были три сестры и брат. Звали сестер Весна, Осень и Зима. А брата Летом величали. Вы уже догадались, что это были времена года? Как-то заспорили они, когда лесной дубраве привольнее живется.

Весна говорит:

—Лучше дубраве живется, когда я прихожу, ясные деньки приношу.

Не согласился с ней брат Лето:

—- Нет, дубраве привольнее живется, когда я ее теплыми дождиками поливаю.

Осень возразила:

— Нет! Когда я дубравушку в золотой плащ одеваю.

А Зима сказала:

— Нет, когда я дубраве сладкие сны навеваю.

— Зачем зря спорить? Пойдем-ка лучше в дубраву и спросим у нее, в какое время года ей лучше живется, — предложила Весна.

Сказано — сделано. Пришли времена года в дубраву. Весна спрашивает у нее:

— Ответь-ка нам, дубравушка, мила ли тебе Весна-красна?

— Мила, мила! — зашумела ветвями дубрава. — Весной я от зимнего сна пробуждаюсь. Вешние соки по стволам бродят, почки набухают, зеленые листочки раскрываются. В нарядные сарафаны деревья наряжаются. Тепло, светло, радостно!

— А любят ли меня твои обитатели — звери, птицы?

— Любят! Как тебя не любить. Птицы весной песни распевают, радуются, что в родные края вернулись. Гнезда мастерят да птенцов растят. Зайка сочными молодыми травками лакомится. Медведь из берлоги выходит, вкусными кореньями угощается.

— Вот видите, — обрадовалась Весна, — когда я прихожу, дубраве хорошо живется!

Наступило лето, и времена года снова отправились в дубраву.

— Скажи, матушка-дубравушка, любо ли тебе Лето? — спросили ее времена года.

—Любо! Спасибо тебе, Лето, за денечки жаркие, солнышко яркое, за утро росистое, за траву душистую!

— А как живут-поживают твои обитатели?

— Чудесно! Мишка-медведь медом лакомится да ягоды собирает. Для зайки-побегайки на лужайке много трав выросло.

— А почему птицы не поют? — ехидно спросила Зима. — Что-то я не слышу их звонких голосов.

— Ах! Им теперь не до песен. В гнездышках малыши подрастают. Их поить-кормить надо.

— Выходит, когда я прихожу, дубраве привольно живется! — сказал довольный брат Лето.

Вот настала осень. Пришли времена года в дубраву.

И спрашивает ее Осень:

— Что ж, скажи, дубравушка, хорошо ли тебе в осенние месяцы живется?

— Хорошо! — зашелестела дубрава в ответ желтыми листиками. — Убор мой осенний яркий да богатый!

— Да ведь скоро ты его растеряешь! — сказал брат Лето.

— Что ж, растеряю. Листики мои к ногам упадут, лягут теплым одеялом, меня зимой морозной согреют.

— А как звери, птицы живут осенью?

— Живут не тужат! Благодарят они тебя, златокудрая Осень, за щедрые дары: ягоды, грибы, орехи, желуди.

— Спасибо тебе, дубравушка, за добрые слова! — поблагодарила дубраву Осень.

Скоро Зима пришла, сестер и брата в лес позвала:

— Не замерзла ли ты, дубравушка? — спрашивает.

— Не замерзла я, Зимушка-зима. Ты меня снежным покровом укрыла, метелями убаюкала. Стою я и дремлю. Сладкие сны вижу.

— А звери, птицы любят ли Зиму? — поинтересовалась Осень.

— Звери в норы и дупла попрятались. Батюшка-медведь в берлогу спать залег. Еж да барсук в норах задремали до весны. А зайчишка знай себе резвится. Белая меховая шубка его и греет, и от врагов спасает. Люба им зима!

— Ну а птицы как же? Они ведь маленькие, нежные. Неужто им зима не страшна? — спрашивает Лето.

— Многие пичуги в теплые края улетели, а те, что остались, морозов не боятся! Смелые клесты даже птенчиков зимой выводят.

— Значит, хорошо тебе, дубравушка, живется зимой?

— Хорошо! — откликнулась заснеженная дубрава сквозь сон.

Ответьте на вопросы

1. Что происходит с деревьями и кустарниками весной?

2. Чем заняты весной птицы, звери?

3. Как выглядит весенний лес?

4. Как выглядит лес летом?

5. Чем занимаются лесные звери и птицы летом?

6. Что происходит с деревьями, кустарниками осенью?

7. Чем заняты осенью лесные обитатели — медведь, белка, ежик?

8. Что характерно для жизни птиц осенью?

9. Что происходит с деревьями и кустарниками зимой?

Сказка вызывает у каждого из нас добрые, теплые чувства. И это не случайно. Ведь все дети любят сказки, а мы все когда-то были детьми. У каждого из вас, наверняка, была любимая сказка, а может быть она ею осталась до сих пор… Читайте детям сказки – от этого они станут только лучше, добрее, искреннее и даже умнее.

А сегодня, в честь того, что до начала весны осталось совсем мало, мы хотим предложить вам сказки о весне разных писателей. Мы выбрали самые лучшие и интересные и очень надеемся, что они не оставят равнодушными вас и, особенно, ваших деток.

Сказка про Весну

Дарья Хохлова

У матушки Природы было четыре дочери: Весна, Лето, Осень и Зима. Самая младшенькая – Весна – была очень хрупкой нежной девочкой. Ее платье и туфли были сделаны из молодых побегов, листочков и почек. Сестра постарше, которую звали Лето, очень любила зеленый цвет, и все ее зеленые наряды были украшены летними цветами. Сестра Осень была взрослой, она носила красивые разноцветные костюмы, в которых сочетались всевозможные цвета и украшала голову венком из осенних цветов. Самой старшей сестрой была Зима. У нее был суровый нрав, но с любимыми сестрами она была мягкой как первый пушистый снег. Зима любила одеваться только в белые платья и хрустальные ледяные туфли.
Как-то раз матушка Природа собрала всех своих дочерей и сказала им: «Вы уже взрослые и сами можете следить за хозяйством. Поэтому я разрешаю вам самостоятельно заняться делами». Обрадовались сестры, что матушка Природа разрешила им похозяйничать и стали распределять обязанности. Вот тут-то они и столкнулись с первыми трудностями. Все хотели быть главными. Зима сказала: «Я старшая и поэтому я хочу, чтобы все вокруг было белым-бело, чтобы были большие сугробы и тогда мы сможем лепить снеговиков, кататься на коньках и прыгать в сугробы». Осень говорит: «Я не согласна, что такое все белое, да белое. А у меня все будет цветное, яркое и праздничное. Мы будем гулять и бегать по лужам, после большого осеннего ливня». Лето сказала: «Сестры, что вы спорите, это все не то. Вот зеленая пора, яркое солнце, разноцветные цветы – вот это чудо. Мы целыми днями сможем загорать, купаться в море, слушать щебет птиц и темными ясными ночами смотреть на звезды и петь песни у костра». А мнение самой младшей сестры Весны никто не спросил. Все решили что она слишком мала и ничего им интересного предложить не сможет, поэтому хозяйничать она не будет.
Так как сестры не могли придти к одному решению старшие сестры решили вести хозяйство по очереди. Но кто будет дежурить первым, а кто вторым? И тогда они решили бросить жребий. Первое дежурство выпало Лету. Лето вступила в свои права, и выполняла свою работу исправно. Светило яркое солнце, весело пели птицы, все купались и загорали. Пришло время дежурить второй сестре. Но кто это будет? Жребий пал на Осень. Осень тоже старалась показать себя хорошей хозяйкой. Она старательно раскрасила все в разные цвета и обильно поливала землю грозовыми ливнями. Все собирали богатый урожай и были довольны и хвалили Осень. Вот настало время дежурить старшей сестре – Зиме. Она связала белое пуховое покрывало и укрыла землю. Украсила деревья инеем и покрыла все водоемы льдом. Животным в норах было тепло и уютно под большим покровом снега, все катались на лыжах, играли в снежки и веселились до упаду.
Прошло три месяца и настала пора дежурить Лету. Но тут Все увидели, что это просто невозможно. На деревьях нет листочков, которые можно было бы покрасить в зеленый цвет, на земле нет травы и нет цветов, которые можно было бы распустить. Бабочки и другие насекомые, которые должны опылять цветы, чтобы их становилось все больше и больше спят, птицы не вернулись с юга, а на реках и озерах по прежнему лед. Нет ничего, кроме белого снега, инея и льда. Лето не может вступить в свои права.
И тогда сестры Лето, Осень и Зима позвали на помощь матушку Природу. Они попросили ее, чтобы она сделала листочки на деревьях, растопила снег и лед, позвала птиц домой, разбудила животных и других обитателей леса, выпустила травку из земли и разогрела посильнее солнце. Но матушка Природа сказала: «А почему вы обращаетесь за помощью ко мне? У вас ведь есть сестра Весна». «Так она ведь еще совсем маленькая и ничего не умеет делать. Как такая крошка сможет все расставить по своим местам?» – спросили сестры. Но матушка Природа предложила им не задавать вопросы, а просто передать Весне дежурство и они сами все увидят. И сестры увидели. Весна сначала растопила снег и лед. Зазвенела капель, побежали ручьи, прилетели грачи, ласточки и другие птицы. На деревьях и кустах набухли почки, из земли стали пробиваться зеленые ростки, появились подснежники, расцвели сады. Воздух прогрелся и стало тепло и радостно. Везде летают бабочки. У птиц появились птенцы. Все проснулось и ожило.
Тут старшие сестры поняли, как были не справедливы по отношению к младшей сестре и не оценили ее способности и таланты. Хоть и маленькая она, Весна, да удаленькая.

Сказка про Весну

Русская народная сказка

Бежит весенний ручей к реке, звенит, раду­ется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал - и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
- Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!

Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
- Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
- Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу даль­ше бежать!
Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
- Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
А ручей ему:
- Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдви­нуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и - не сдвинули!
Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и - провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.

Лесная оттепель

Сергей Козлов

Ах, какая это была мягкая, теплая оттепель!.. Кружились снежинки, и в лесу пахло весной. Ёжик сидел на крылечке своего домика, нюхал воздух и улыбался.
«Не может быть, - думал он, - что еще вчера в лесу трещали деревья и сердитый Дед-Мороз скрипел под окнами своими большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?»
И Ёжик стал прикидывать, куда мог спрятаться Дед-Мороз.
«Если он влез на сосну, - рассуждал Ёжик, - то где-то под сосной стоят его большие валенки. Ведь даже Медвежонок не может влезть в валенках на сосну!
Если он залез под лед, - продолжал размышлять Ёжик, - то где-то на реке обязательно должна быть дырка, и из нее должен идти пар. Потому что Дед-Мороз сидит в валенках на дне и дышит. А если он совсем ушел из леса, я обязательно увижу его следы!»
И Ёжик надел лыжи и побежал между деревьями. Но ни под одним деревом не было валенок, на реке он не увидел ни одной дырки и нигде не нашел никаких следов.
- Дед-Мороз! - крикнул Ёжик. - Отзови-и-ись!..
Но было тихо. Только снежинки кружились вокруг, и где-то далеко- далеко стучал Дятел.
Ёжик остановился, прикрыл глаза и представил себе красивого Дятла с красными перышками и длинным носом. Дятел сидел на верхушке сосны и время от времени откидывал голову назад, прищуривался и, будто рассердившись, стукал носом: «тук!» Брызгала сосновая кора и, мягко шурша, осыпалась в снег…
«Наверное, Дятел знает, где Дед-Мороз, - подумал Ёжик. - Он сидит высоко, и ему все видно».
И он побежал к Дятлу.
- Дятел! - еще издали закричал Ёжик. - Ты не видел Деда-Мороза?
- Тук-тук! - сказал Дятел. - Он ушел!
- А где его следы?
Дятел свесил к Ёжику нос, прищурившись, посмотрел на него и сказал:
- А он ушел без следов!
- Как же? - удивился Ёжик.
- А очень просто! Приплыло облако и опустилось низко-низко. Дед-Мороз забросил сначала на него валенки, потом влез сам и уплыл…
- Куда? - спросил Ёжик.
- На Кудыкину гору. Тук-тук!- сказал Дятел.
И Ёжик, успокоенный, пошел домой и по дороге представил себе заснеженную Кудыкину гору, по которой ходит, наверное сейчас Дед-Мороз и скрипит своими большими валенками.

Чистые птицы

Сергей Козлов
(из цикла сказок про Ёжика и Медвежонка)

Больше всего Ёжик любил эти первые по-настоящему весенние дни! Уже ни одного островка снега не осталось в лесу, в небе по ночам громыхал гром, и, хотя молнии не было видно, до самого утра шумел настоящий проливной дождь.
«Лес умывается! - думал Ёжик. - Умываются елки, пеньки и опушки. А птицы летят теперь с юга, и им тоже моет дождь перышки!»
И по утрам он выходил на крыльцо и ждал чистых, вымытых птиц.
- Еще не прилетели! - говорила Белка.
- Кар-р-р! Им тр-р-рудно в пути! - картавила Ворона.
А Ёжик нюхал воздух и говорил:
- Все равно пахнет чистыми птицами!
И Дятел тогда принимался на самой верхушке сосны чистить себе перышки.
«Я тоже должен быть чистым! - думал он. - А то они прилетят и скажут: что же ты такой пыльный, Дятел?»
Заяц сидел под кустом и мыл себе уши.
- Возьми еловую шишку! - крикнул Ёжик. - Еловой шишкой лучше отмывается!
- А чем вы посоветуете почистить мне рога? - спросил, выйдя на опушку перед Ёжикиным домиком, Лось.
- Песком, - сказал Ёжик. - Нет лучше, чем чистить рога песком. И Лось пошел к берегу реки, лег у самой воды и попросил Лиса, который вылавливал на быстрине блох, почистить ему рога.
- А то неудобно, - пробормотал Лось, - прилетят птицы, а у меня - рога грязные…
- Сейчас! - сказал Лис.
Он был хитрый и знал, как надо чиститься. Он сидел по самую шею в ледяной воде и держал в поднятой лапе пучок прошлогодней травы. Блохи замерзли в воде и теперь сползались по лапе к этому пучку. А когда сползлись все. Лис бросил прошлогоднюю траву в воду, и ее унесло течением.
- Вот и все? - сказал Лис, вылезая на берег. - Где ваши рога? Лось склонил рога, и Лис принялся начищать их песком.
- Чтобы блестели? - спросил он.
- Нет, - сказал Ёжик. - Блестящие рога - некрасиво. Они должны быть… туманные
- То есть чтобы не блестели? - уточнил Лис.
- Чтобы не блестели, - сказал Ёжик.
И Лось даже отфыркивался, - так ему было хорошо и приятно.
А Дятел уже совсем вычистил перышки и был теперь чистый и молодой.
Заяц отмыл уши и мыл хвостик.
А Ёжик уже давно протер тряпочкой каждую иголку и был такой чистый, что даже самая чистая птица не смогла бы ему сказать, что она чище его!

Весенняя сказка

Сергей Козлов
(из цикла сказок про Ёжика и Медвежонка)

Никогда раньше с Ёжиком не случалось такого. Никогда раньше ему не хотелось петь и веселиться без причины. А вот теперь, когда наступил месяц май, он целыми днями пел и веселился, и если кто-нибудь у него спрашивал, отчего он поет и веселится. Ёжик только улыбался и начинал петь еще громче.
- Это потому, что весна пришла, - говорил Медвежонок. - Поэтому Ёжик и веселится!
А Ёжик достал из чулана скрипку, позвал двух зайцев и сказал им:
- Пойдите, возьмите свои прошлогодние барабаны и возвращайтесь ко мне!
И, когда зайцы пришли с барабанами через плечо. Ёжик велел им идти позади, а сам пошел первым, наигрывая на скрипке.
- Куда это он идет? - спросил Первый Заяц.
- Не знаю, - ответил Второй.
- Нам бить в барабаны? - спросил он у Ёжика.
- Нет, пока не надо, - сказал Ёжик. - Разве вы не видите: я играю на скрипке!..
И так они прошли весь лес.
У опушки перед высокой сосной Ёжик остановился, задрал мордочку и, не сводя глаз с Белкиного дупла, стал играть самую нежную мелодию, какую только знал. Она называлась: «Грустный Комарик».
«Пи-пи-пи-пи-и!..» - пела скрипка. И Ёжик даже прикрыл глаза - так ему было хорошо и печально.
- Зачем мы здесь остановились? - спросил Первый Заяц.
- Разве вы не понимаете? - удивился Ёжик. - Здесь живет Рыжее Солнышко!
- А в барабаны нам бить?
- Подождите - проворчал Ёжик. - Я скажу когда…
И снова прикрыл глаза и заиграл «Грустного Комарика».
Белка сидела в дупле и знала, что это Ёжик стоит под сосной, играет «Грустного Комарика» и называет ее Рыжим Солнышком… Но ей хотелось подольше послушать скрипку, и поэтому она не выглядывала из дупла.
А Ёжик играл целый день до вечера и, когда уставал, кивал головой зайцам - и они потихонечку барабанили, чтобы Белка знала, что Ёжик все еще стоит внизу и ждет, когда она выглянет.

Как Ёжик ходил встречать рассвет

Сергей Козлов
(из цикла сказок про Ёжика и Медвежонка)

Весенними вечерами все в лесу танцуют: Заяц - с Белкой, Дятел - с Синицей, Медвежонок - с Осликом, и даже старый Волк ходит вокруг старого пня и нет-нет - присядет под музыку…
«Кря! Кря!» - кричат утки с реки.
«Ква! Ква!» - вторят им лягушки.
«Уф-ф!..» - вздыхает Филин. Он так не любит светлых весенних вечеров…
«Вот все веселятся, - думает Ёжик, гуляя по тропинке между двух елочек. - Все пляшут и поют. А потом устанут и лягут спать. А я не лягу спать! Я буду гулять до самого утра, а когда ночь станет кончаться, пойду на горку и встречу рассвет…»
И луна уже блестит на небе, и звезды садятся вокруг нее кружком, и засыпает Заяц, прячется в дупле Белка, уходит к себе домой Медвежонок, бежит мимо Ёжика Ослик, Волк зевает во всю свою волчью пасть, да так и засыпает с разинутой пастью,а Ёжик все ходит по тропинке от елочки к елочке, между двух сосен, и ждет рассвета.
«Пойду-ка я на горку!» - говорит он сам себе. И по дороге придумывает, какой он может быть - весенний рассвет.
«Зеленый, - думает Ёжик. - Все весной - зеленое!»
А на горке дует свежий ветерок, и Ёжику холодно. Но он все равно ходит взад и вперед по самой верхушке и ждет рассвета.
- Ну же! - бормочет Ёжик. - Где же ты? Мне уже холодно!..
А рассвета все нет.
«Где это он задерживается? - думает ежик. - Он наверно, проспал!»
И сам ложится на землю, свертывается клубочком и тоже решает немного поспать, а потом сразу проснуться, когда придет рассвет.
И засыпает…
А рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана. Он дует на Ёжика, и Ёжик шевелит иголками.
- Спит… - шепчет рассвет.
И начинает улыбаться. И чем шире он улыбается, тем светлее становится вокруг.
И когда Ёжик открывает глаза, он видит солнышко. Оно плывет по уши в тумане и кивает ему головой.

Необыкновенная весна

Сергей Козлов
(из цикла сказок про Ёжика и Медвежонка)

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик.
Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Все цвело.
Сначала цвели голубые подснежники. И пока они цвели. Ёжику казалось, будто вокруг его дома - море, и что стоит ему сойти с крыльца - и он сразу утонет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песенки.
Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ёжик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке.
«Не может быть! - подумал тогда Ёжик. - Ведь если бы это была Африка, я бы обязательно увидел Льва!»
И тут же юркнул в дом и захлопнул дверь, потому что прямо против крыльца сидел настоящий Лев. У него была зеленая грива и тоненький зеленый хвост.
- Что же это? - бормотал Ёжик, разглядывая Льва через замочную скважину.
А потом догадался, что это старый пень выпустил зеленые побеги и расцвел за одну ночь.
- Все цветет! - выходя на крыльцо, запел Ёжик.
И взял свою старую табуретку и поставил ее в чан с водой.
А когда на следующее утро проснулся, увидел, что его старая табуретка зацвела клейкими березовыми листочками

Сказка "Времена года" для 1 класса.

Галина Васильевна Егорова, учитель надомного обучения.
Место работы: Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
Описание работы: Данная сказка будет интересна учителям начальных классов. В ней рассказывается о четырех сестрах - временах года.
Цель: Формирование представления о временах года с использованием сказки.
Задачи:
-образовательная: рассказать о временах года, как о четырех сестрах, повторить названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев;
-развивающая: развивать внимание, мышление, воображение, память, любознательность;
-воспитательная: воспитывать интерес к сказкам, к окружающему миру.
Содержание:
Давным - давно, в некотором царстве, в некотором государстве жили четыре сестры. Они были очень разными по - своему характеру. Одна была очень холодная, морозная и суровая. За это ее не все любили. Она всегда старалась подчинить себе других сестер, потому что была самой старшей. И звали ее Зима .

За ней шла вторая сестра: веселая, жизнерадостная, скромная. Все считали, что ее теплый взгляд поможет растопить любые снежные горы. Ее любили за доброту, безграничную нежность, веселый смех. Ее звали Весна .


Помладше была девочка по имени Лето .


Это необычное имя, но оно очень ей шло. Так как она сильно любила тепло, солнышко, море. Девочка была ласковой, горячей, жизнерадостной, солнечной. А самую младшую из четырех сестер звали Осень .


Осень часто грустила, плакала, печалилась, скучала. Временами очень нелегко было понять ее резкую смену настроения. Осень то смеялась заразительно, то начинала горько плакать. Но все жители сказочного царства были уверенны в том, что девочке нравилась пасмурная дождливая погода, слякоть, грязь и прохлада. При виде всего этого, у Осени поднималось настроение, интерес к окружающему миру. Ей хотелось взять в руки краски и кисти, расписать все вокруг красными, желтыми, пунцовыми цветами.
Такими вот разными и непохожими были четыре сестры.
Однажды выпало много - много снега. Радость и восторг старшей сестры Зимы были безграничны. Всем казалось, что счастливей и веселей нет никого во всем дворце. Такое настроение у девочки длилось в течении трех месяцев: декабря, января, февраля. Дул сильный порывистый ветер, шел пушистый снег, стоял трескучий мороз. Однажды Весне надоела такая погода. И как только она так подумала, все вокруг начало таять. Зазвенели ручьи, стали появляться маленькие почки на деревьях и кустарниках, вылезла первая весенняя травка, стали громче щебетать птички. Зима очень разозлилась на свою сестру. И чем больше она злилась, тем холоднее становилась погода. Пока две сестры ругались день и ночь, дули сильные ветра, завывали вьюги, вихрем снег слетал с деревьев. Наконец Зима устала бороться с Весной и уступила ей. Обрадовалась Весна! Надела свой самый красивый зеленый сарафан и пошла гулять по дворцу, одаряя всех теплой улыбкой, веселыми ручейками и солнечными зайчиками. И длилась ее радость три весенних месяца: март, апрель и май . Тут и Лето захотело побольше солнца, света и тепла. Тем более, что наступил июнь. Первый летний месяц. Стало очень жарко, распустились на деревьях и кустарниках цветы, соловьи распевали свои трели в дворцовом саду. Лето тоже правило три месяца: июнь, июль и август.
И снова наступил черед Осени. Она правила три осенних месяца: сентябрь, октябрь,ноябрь , пока не наступила очередь Зимы. И все снова было подчинено ее зимнему характеру. Снова холод, метели, сугробы и вьюги. Но Весна, спустя три месяца, побеждала Зиму, уступая свое правление Лету, а затем Осени.
И вот так каждый год: Зима с Весной воюют, Осень приходит на смену Лету. Но, благодаря волшебству четырех времен года, мы купаемся в реке,загораем, гуляем по осеннему лесу, катаемся на санках с горы, любуемся красотой природы!

О сказке

Сказка «Двенадцать месяцев» о человеческой вере в чудеса

Замечательная сказка «Двенадцать месяцев» знакома каждому взрослому с раннего детства. Великий русский поэт, автор детских книг написал эту увлекательную историю по мотивам словацкой народной сказки.

Советский писатель трудился в тяжелые военные годы и в 1942 году адаптировал богемскую легенду о двенадцати месяцах под театральную постановку для студии МХАТ. В 1947-48 годах драматическая сказка-пьеса была представлена юному зрителю на подмостках двух прославленных театров. История поразила и впечатлила советских детей. С тех пор прошло более полувека, но озорная детвора не перестает удивляться волшебству загадочной и поучительной легенды.

На этой красочной страничке представлена «Двенадцать месяцев». С необыкновенными иллюстрациями, которые подобраны к увлекательному повествованию, чтение превращается в настоящее путешествие. Ребенок вместе с родителями, бабушками и дедушками сможет перенестись в огромный мир детской литературы и погрузиться в богатую сокровищницу русских народных промыслов.

Малыши часто не могут понять, почему в сказках бывают добрые и злые персонажи? Чтобы разобраться в глубоком смысле сказочной истории, необходимо поближе познакомиться с интересными и характерными героями:

Злая мачеха – частый персонаж в русских сказках. Женщины в деревнях много работали, и бывало, что малые детки оставались сиротами из-за потери родной матери. Отцы женились вновь, и мачехи уделяли больше времени, любви и заботы родным детям, а приемные выполняли самую тяжелую работу и лишались куска хлеба.

Родная дочка мачехи – ленивая и вредная девчонка. Избалованная родной маменькой бездельница целый день лежала на печи и жевала калачи. Когда сводной сестрице удалось в январе добыть подснежников, она из зависти побежала в морозный лес и решила выпросить у месяцев грибов и ягод.

Падчерица – главная героиня сказки. По законам жанра она все время трудится и терпит издевательства мачехи. Когда в холодную стужу девочку послали за подснежниками, она безропотно подчинилась и надеялась только на чудо. Чистая душа падчерицы, ее доброта, вера и трудолюбие помогли встретить двенадцать месяцев и пройти это сложное испытание.

Трое мальчиков – март , апрель и май . Дети у костра символизировали весенние месяцы. В это время наступает равноденствие, и жизненный круг начинается сначала.

Трое молодых – июнь , июль , август . Это летние месяцы, когда природа прогревается щедрым солнышком, а в полях и в садах зелень наливается свежим соком.

Трое пожилых – сентябрь , октябрь и ноябрь . Осенние месяцы, щедрые на дары и подношения, в это время матушка-земля отдает человеку плоды, которые уродила за теплое время года.

Трое стариков – декабрь , январь , февраль . Эти зимние старцы, покрывающие поля и луга теплым снежным одеялом. В эти холодные месяцы природа отдыхает и набирается новых сил для следующего весеннего возрождения.

Падчерица в походе за подснежниками увидела настоящий круговорот в природе. Костер в центре круга символизирует солнце, а двенадцать месяцев вокруг – вечное и нескончаемое движение вселенских природных циклов.

Зло в сказке обязательно будет наказано, как и в жизни! А добрая девочка, которая верит в чудо, получит от матушки-природы настоящее волшебное вознаграждение.

Читайте детскую сказку «Двенадцать месяцев» с красивыми красочными картинками и крупным шрифтом бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте. В конце сказки вы увидите ссылки на одноимённый , и .

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Как же это случилось? А вот как.

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.

Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.

Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела.

А падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай.

То хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.

Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.

Была зима. Шёл январь месяц.

Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.

Люди сидели в домах и топили печки.

В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:

Да и какие среди зимы подснежники!

Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:

— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет!

— Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.

Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.

Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.

Всё темнее становится кругом.

Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.

Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.

Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.

И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.

Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!»

А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.

И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:

— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:

— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.

— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:

Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

Девочка даже руками всплеснула.

Куда девались высокие сугробы?

Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?

Под ногами у неё — мягкая весенняя земля.


Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.

Глядит девочка — наглядеться не может.

Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать.

На кочках и под кочками — куда ни поглядишь.

Набрала она полную корзину, полный передник —

И скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.

А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему.

Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.

Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.

Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.

«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»

И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.

Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.

Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.

Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.

— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?

— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.

— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?

— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:

— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.

А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!

Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.

Так и остались они обе в лесу лета ждать.

И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал.

Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.В двенадцать лет я стал вести дневник, стихи,…

  • Кому двенадцать лет, тот в детский сад, стихи,…