Поэма Гоголя «Мертвые души» состоит из трех композиционных звеньев, тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова.
Гоголь представляет этого персонажа уже после того, как была изображена среда, в которой он действует, и после того, как он выступил героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков - это и Ринальди, и Наполеон, и даже сам антихрист).
Итак, кто же он таков на самом деле? Биографию Павла Ивановича писатель предваряет емкой характеристикой, демонстрирующей отношение автора к герою: «Итак, припряжем подлеца!»
Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство Чичикова, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя». И действительно, юные годы Павлуши окрашены в серые и унылые тона. У него не было друзей, дома мальчик не знал тепла и ласки, а слушал лишь наставления и упреки.
Когда наступил положенный срок, Чичикова определили в городское училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец, «благословляя» сына на взрослую жизнь, дал Павлу несколько наставлений. Он велел мальчику угождать учителям и начальникам: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме того, отец наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то помочь. А главное, он велел Павлуше «беречь копейку». По мнению Чичикова-старшего, только деньги являются в жизни истинными друзьями.
Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь.
Итак, наш герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него это получилось.
После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманывал девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал казенное добро, брал взятки и так далее.
Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у «разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался - его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. После нескольких крушительных неудач, когда герой терял буквально все, в голову ему приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру, описанию которой и посвящен первый том «Мертвых душ».
Таким образом, в одиннадцатой главе своей поэмы Гоголь основное внимание уделяет характеристике социального и психологического облика Чичикова. Писатель показывает, что этот персонаж - герой нового времени, его порождение и воплощение. Делец-приобретатель новой буржуазной формации, делающий главную ставку на «капитал», Чичиков - та «страшная и подлая сила», которая приходит в Россию на смену помещикам-«небокоптителям», но неспособна, как и они, содействовать возрождению Отечества.


Образ Чичикова

Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, - признавался писатель Пушкину. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества - помещиков, чиновников, крестьян. Объясняя замысел “Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы поэмы - “ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Крупным планом изображены в поэме помещики. Причем последовательность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова, и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру, показывает помещиков по принципу все более сильного их оскудения и морального падения. Мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова сменяет «дубинноголовая» Коробочка, безалаберного враля и шулера Ноздрева - неуклюжий хозяйственный Собакевич. Завершает эту галерею помещиков Плюшкин - жадный скряга, «прореха на человечестве» - так называет Плюшкина Чичиков.

Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж - Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. О происхождении и формировании его характера мы узнаем из одиннадцатой главы поэмы. Павел Иванович принадлежал к бедной дворянской семье. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Поэтому Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности, отличался примерным поведением, вызывал похвальные отзывы учителей. Окончив учёбу, он поступает в казенную палату, где всеми силами угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. Оказываясь в любой новой обстановке, в новой среде, он сразу становится «своим человеком». Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, обсуждает близкие собеседнику темы. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Но для Чичикова деньги - средство, а не цель: он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремленность. Поставив себе определенную задачу, он не останавливается ни перед чем, проявляет для ее достижения упорство, настойчивость и невероятную изобретательность.

Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.

Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко. Появившись в губернском городе под видом помещика, Чичиков очень быстро завоевывает всеобщие симпатии. Он умеет показать себя человеком светским, всесторонне развитым и порядочным. Он может поддержать любой разговор и при этом говорит “ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует.” К каждому лицу, в котором Чичиков заинтересован, он умеет найти свой особый подход. Выставляя напоказ свою доброжелательность к людям, он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение. Чичиков очень легко “перевоплощается”, меняет манеры поведения, но при этом никогда не забывает о своих целях.

В беседе с Маниловым он выглядит почти совсем, как сам Манилов: он так же обходителен и чувствителен. Чичиков отлично знает, как произвести сильное впечатление на Манилова, а потому не скупится на всевозможные душевные излияния. Однако, разговаривая с Коробочкой, Чичиков не проявляет ни особой галантности, ни душевной мягкости. Он быстро разгадывает сущность ее характера и потому ведет себя развязно и бесцеремонно. Коробочку деликатностью не проймешь, и Чичиков после долгих попыток вразумить ее “вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта”. При встрече с Ноздревым Чичиков гибко приспосабливается к его разнузданной манере поведения. Ноздрёв признает только “дружеские” отношения, разговаривает с Чичиковым на «ты», и тот ведет себя так, словно они старые закадычные приятели. Когда Ноздрёв хвастается, Чичиков помалкивает, будто не сомневаясь в правдивости услышанного. При встрече с Собакевичем прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают. Собакевича не трогают и рассуждения на возвышенные темы. И тогда Чичиков вступает с ним в азартный торг, в котором каждый стремится перещеголять другого. “Его не собьешь, неподатлив!” - думает про себя Собакевич. К Плюшкину у Чичикова другой подход: он играет роль великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старику.

Своей поэмой Н. В. Гоголь ввел в литературу понятие “мертвые души”. Мертвыми были не только те, кто становился предметом торгов Чичикова с помещиками. А. И. Герцен так говорил об этом: “Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу”.

Безусловно, поэма Гоголя “Мертвые души” – одно из величайших произведений XIX века. Белинский назвал поэму “истинно национальным произведением”. Гоголь сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, делая из них бессловесных рабов, но и помещиков, превращая их в тунеядцев, живущих за чужой счет. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственнического мира, заключенная в творениях писателя, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Пришлось задержаться, потому что нерадивый кучер Селифан не предупредил вовремя о неисправности брички. Часов пять-шесть пришлось ждать, пока её починят спешно найденные кузнецы. Когда бричка с сильным опозданием выезжала из города, ей пришлось пережидать похоронную процессию. На кладбище несли прокурора, причиной смерти которого невольно стал сам Чичиков . Теперь он спустил занавески на стеклах экипажа и затаился, пока процессия не прошла мимо.

Миновав городской шлагбаум, бричка покатилась по большой дороге. После двух лирических отступлений – об этой дороге и о неприютной, но вечно манящей Руси – Гоголь знакомит читателя с биографией , разъясняя и цель покупки им умерших крепостных.

Чичиков - главный герой «Мертвых душ» Гоголя

Отец и мать Чичикова были бедными дворянами, которые владели одной-единственной крепостной семьёй. Больной родитель его ничем не занимался, а только, шаркая, ходил по комнате и драл сына за ухо. Совсем маленьким Чичиков был отвезён из деревни к старушке-родственнице в город и отдан там в училище. Отец, расставаясь с сыном навсегда, советовал ему угождать учителям и начальникам и копить копейку, ибо «эта вещь надежнее всего на свете, все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». (См. Детство Чичикова .)

Отцовское наставление запало мальчику в душу. Не отличаясь выдающимися талантами, юный Чичиков стал самым примерным по поведению учеником в классе. Благодаря заискиванию перед учителями он получил отличный аттестат. Уже в школе он проявил весьма изобретательное стяжательство: накупив на рынке съестного, садился в классе возле тех, кто были побогаче, и как только замечал, что товарищу хочется есть, высовывал из-под скамьи, будто невзначай, угол пряника или булки и брал за него деньги, соображаяся с аппетитом.

Выйдя из училища, Чичиков поступил на службу в казённую палату. Жалование ему поначалу платили самое низкое. Но Чичиков сумел подольститься к своему пожилому начальнику, имевшему некрасивую, рябую дочь. Чичиков сделал вид, что готов жениться на ней. Он даже переехал к начальнику в дом и стал называть его папенькой. Начальник выхлопотал ему служебное повышение, но сразу после этого Чичиков умело замял дело о свадьбе, как будто речи о ней и не велось.

Бойкий и хитрый Чичиков стал быстро повышаться в чинах. Везде он немилосердно брал взятки, но делал это скрытно и ловко: никогда не принимал у просителя денег сам, а лишь через подчинённых писарей. Вступив в комиссию для возведения одной казённой постройки, Чичиков повёл дело так, что строение это не пошло дальше фундамента, а он и его сотоварищи обзавелись красивыми собственными домами.

Власти, однако, встрепенулись и прислали к ним новым начальником строгого военного человека. Чичикову поневоле пришлось оставить своё хлебное место. Некоторое время он провёл на низких должностях, но вскоре пристроился в таможню. Здесь он проявил неслыханную расторопность и воистину собачье чутьё. Ни один контрабандист на западной границе не мог обмануть его. Таланты Чичикова были и тут замечены. Долго проявлял он полную неподкупность. Но когда довольное успехами начальство сделало его начальником команды для борьбы против одного большого контрабандного общества, он вошёл с тем в сговор и стал содействовать перевозу нелегального товара, заработав на этом сотни тысяч.

Однако и это предприятие Чичикова расстроилось из-за неосторожности одного помощника. С трудом избегнув уголовного суда, Чичиков потерял почти всё, что имел, лишился места и лишь с трудом устроился на должность поверенного. Раз один его клиент, разорившийся помещик, задумал заложить в казённый опекунский совет своё расстроенное имение. Под залог крестьян казна давала деньги – рублей по двести на душу. Чичиков вдруг узнал, что клиент его получит эти суммы не только за живых крепостных, но и за умерших, ибо до проводимой раз в несколько лет финансовой переписи (ревизии) все крестьяне формально числились живыми. В мошенническом уме Чичикова мелькнула мысль: поездить по России, скупая у помещиков по дешёвке, а где по дружбе забирая и даром, мертвые крестьянские души. Потом Чичиков рассчитывал заложить их оптом, как живых, в опекунский совет и получить богатый куш.




Образование. А) Наказ отца. Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой.»


Б) Обретение собственного опыта. Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности: слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче; выдрессировал мышь, научил её вставать на задние лапки и продал; был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.


Служба. А) Начало службы. «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих. «…Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».


Б) Продолжение карьеры. Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Служба в комиссии «для построения какого-то казённого капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей… Вскоре вновь потерял «тёплое» местечко. Пришлось поменять два – три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «прогорел» и потерял почти всё.




Появление Чичикова в губернском городе. Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остаётся только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения»




Литература. 1) y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ y.ru/school/ucheb/literatura/elektronnye- nagljadnye-posobija-s-prilozheniem/ 2) Литература в таблицах и схемах/авт.- сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, – 128 с.

Сумел удивить аудиторию, назвав свое основополагающее произведение «Мертвые души». Несмотря на интригующее название, этот роман рассказывает не о призраках, зомби и вурдалаках, а о похождениях Чичикова – корыстолюбивого махинатора, который ради собственной выгоды готов пойти на что угодно.

История создания

Об истории создания «Мертвых душ» исследователи и литературоведы до сих пор слагают легенды. Говорят, что нетривиальный сюжет прозаической поэмы подсказал Гоголю создатель « » , однако этот факт подтверждают только косвенные свидетельства.

Когда поэт пребывал в кишиневской ссылке, он услышал весьма примечательный рассказ о том, что в городе Бендеры с момента присоединения к России никто не умирает, кроме военных. Стоит отметить, что в начале 19 века в Бессарабию бежали крестьяне. Когда блюстители закона пытались поймать беглецов, эти попытки оказывались безуспешными, ибо хитрецы принимали имена умерших. Поэтому уже в течение многих лет в этом городке не было зарегистрировано не единой смерти.


Первое и современное издания «Мертвых душ»

Эту новость Пушкин рассказал своему коллеге по творчеству, литературно приукрасив, а Гоголь взял сюжет за основу своего романа и приступил к работе 7 октября 1835 года. В свою очередь Александр Сергеевич получил такое сообщение:

«Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон».

Примечательно, что автор продолжил работу над своим произведением, путешествуя по Швейцарии и Италии. Он относился к своему творению как к «завещанию поэта». Вернувшись в Москву, Гоголь читал первые главы романа своим друзьям, а окончательным вариантом первого тома занимался в Риме. Книга вышла в свет в 1841 году.

Биография и сюжет

Чичиков Павел Иванович, бывший коллежский советник, который выдает себя за помещика, – главный герой произведения. Автор романа покрыл этого персонажа пеленой тайны, ибо биография махинатора представлена в произведении не скрупулезно, даже его внешность описана без особых характеристик: «ни толстый, ни худой, ни слишком стар, ни слишком молод».


В принципе, подобное описание героя свидетельствует о том, что он лицемер, который надевает маску под стать своему собеседнику. Стоит вспомнить, как этот хитрец вел себя с Маниловым и как он стал абсолютно другим человеком, общаясь с Коробочкой.

Известно, что по происхождению Чичиков – бедный дворянин, его отец был больным и небогатым человеком. А вот о матери главного героя автор ничего не рассказывает. Будущий скупщик «мертвых душ», числящихся при переписи «живыми» (приобретал он их затем, чтобы мошенническим образом заложить их в Опекунский совет и сорвать большой куш) рос и воспитывался в простой крестьянской избе, а друзей и приятелей у него отродясь не было.


Павел Чичиков скупает "мертвые души"

Молодой человек обладал «практическим» умом и умудрился поступить в городское училище, в котором «грыз гранит науки», проживая у своей родственницы. А отца, который уехал в деревню, с тех пор не видел больше никогда. У Павла не было экстраординарных способностей как у , но он отличался старанием, опрятностью, а также по совету отца заискивал перед учителями, поэтому окончил учебное заведение и получил книгу с золотыми буквами.

Стоит сказать, что талант к спекуляциям проявился у Чичикова с самого раннего возраста, тем более его родитель дал отпрыску жизненное наставление «беречь копейку». Во-первых, Павлуша экономил собственные деньги и берег их как зеницу ока, а во-вторых, он думал о том, как раздобыть капитал. Он продавал знакомым предложенные ему угощения, а также вылепил из воска снегиря и продал его очень выгодно. Помимо прочего Чичиков собирал вокруг себя толпы зевак, которые с интересом наблюдали за дрессированной мышью и платили за представление монетами.


Когда Павел Иванович окончил училище, в его жизни настала черная полоса: умер отец. Но в то же время главный герой произведения получил начальный капитал в размере одной тысячи рублей, продав отчий дом и землю.

Далее помещик вступил в гражданскую стезю и сменил несколько мест службы, не переставая лебезить перед вышестоящими инстанциями. Где только ни был главный герой, даже работал в комиссии по постройке казенного здания и на таможне. Бессовестности Чичикова можно только «позавидовать»: он предал своего преподавателя, притворился, что влюблен в девушку, обворовывал людей, брал взятки и т.д.


Несмотря на свой талант, главный герой не раз оказывался у разбитого корыта, однако его вера в себя невольно вызывает восхищение. Однажды бывший коллежский советник оказался в уездном городе «N», где пытался произвести впечатление на жителей этого злачного местечка. В конечном итоге махинатор становится желанным гостем на обедах и светских мероприятиях, однако жители «N» не догадываются о мрачных намерениях этого господина, который прибыл затем, чтобы скупить мертвые души.

Главному герою приходится вести деловые разговоры с продавцами. Павел Иванович встречается с мечтательным, но бездейственным Маниловым, скупой Коробочкой, азартным Ноздревым и реалистом Собакевичем. Примечательно, что описывая характеристики тех или иных персонажей, Николай Гоголь выявил образы и психотипы: таких помещиков, встречающихся на пути Чичикова, можно встретить в любом населенном пункте. А в психиатрии есть термин «синдром Плюшкина», то есть патологическое накопительство.


Во втором томе «Мертвых душ», который овеян легендами и сказаниями, Павел Иванович предстает перед читателями человеком, который стал со временем еще ловчее и обходительнее. Главный герой начинает вести цыганскую жизнь и по-прежнему пытается приобрести умерших крестьян, однако сделать это становится не так то и просто, ибо помещики привыкли закладывать души в ломбард.

Но в этом томе планировалось показать завсегдатаям книжных лавок нравственное перерождение главного персонажа: в продолжении романа Чичиков все-таки сделал благое дело, например, примирил Бетрищева и Тентетникова. В третьем томе писатель должен был показать окончательное нравственное изменение Павла Ивановича, но, к сожалению, третий том «Мертвых душ» не был написан вообще.

  • По литературной легенде, Николай Гоголь сжег вариант второго тома, которым был недоволен. По другой версии, писатель отправил в огонь беловик, однако его цель была в том, чтобы кинуть в печь черновик.
  • Журналист написал оперу «Мертвые души».
  • В 1932 году искушенная публика насладилась спектаклем о похождениях Чичикова, который поставил автор «Мастера и Маргариты» .
  • Когда книга «Мертвые души» вышла в свет, на Николая Васильевича обрушилось негодование литературных критиков: автора обвинили в клевете на Россию.

Цитаты

«Ничего не может быть приятнее, как жить в уединении, наслаждаться зрелищем природы и почитать иногда какую-нибудь книгу…»
«... женщины, это такой предмет, просто и говорить нечего! Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек - и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь».
«Как бы то ни было, цель человека все еще не определена, если он не стал наконец твердой стопою на прочное основание, а не на какую-нибудь вольнодумную химеру юности».
«Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».