Брак, семья, венчание - это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

- Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» - значит, нельзя. «Не положено» - например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом - или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин - для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге - особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то - как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, - «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же - . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит - это уже Его святая воля.

Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами - у нас множество и бедных приходов.

Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь…

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия - невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью - и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это - особенности каждого служения.

Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» - а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен - получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна - почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

- Важно послушание Церкви?

Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак - это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу - так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то - это так!

- Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает - значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее - тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» - «Нет, не против, но занятие бесполезное!» - «А почему?» - «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом - две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город - своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова - своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами - мы и должны к этим образцам возвращаться. А там - как уж получится. Так и получится!

- На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» - то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят - они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого - всё нечисто. И признак чистоты - не видеть грехи других людей. А признак нечистоты - это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий - его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование - это воссоздание в человеке образа Божия. Это - первое. Второе - умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое - это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Каждый человек хочет любить и быть любимым. А верующий во Христа ждет любви и брака с особым трепетом, потому что помнит слова из Книги Бытия, которые не раз повторяли апостолы: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Венчание, Таинство, с которого начинается церковный брак, - одно из самых главных событий в жизни православных мужчины и женщины. Каким оно должно быть? Чем венчаный брак отличается от гражданского? Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы о венчании, а помог нам в этом настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской города Благовещенск священник Святослав ШЕВЧЕНКО.

В какие дни можно венчаться?

Венчание в храме может совершаться утром или днем, после завершения Литургии.

Венчаться в Русской Православной Церкви по канонам можно во все дни, кроме:

  1. От Недели Мясопустной, то есть воскресенья перед Прощеным воскресеньем, до Недели Фоминой (1-го воскресенья после Пасхи).
  2. Во весь Петров пост.
  3. Во весь Рождественский пост, включая дни Рождественских святок, то есть вплоть до 18 января.
  4. В канун однодневных постов, а именно - накануне среды и пятницы.
  5. В канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников.

Что можно подарить на венчание?

На самом деле на венчание можно подарить все, что обычно дарят на светскую свадьбу: постельные принадлежности, сервизы, набор кухонных принадлежностей и так далее. Из церковного будут очень кстати духовная литература и видеодиски о семейных ценностях. Можно подарить красивую лампаду или, например, резную полку для икон. В принципе, можно подарить и сами иконы, но только не следует переусердствовать с их количеством, чтобы они не пылились где-нибудь в шкафу.

Можно ли есть перед венчанием?

Насколько мне известно, церковными правилами не предусмотрен строгий пост, как, например, евхаристический перед таинством Причастия. А вот исповедаться и причаститься перед Венчанием - это очень благочестивая и важная традиция.
Не стоит наедаться перед самим таинством и чисто из практических соображений. Во-первых, будет тяжело выстоять с полным животом. Во-вторых, отрыжка и другие процессы деятельности желудка никак не украсят Венчание. А, в-третьих, как гласит народная мудрость: сытое брюхо к молитве глухо.

Можно ли родителям присутствовать на венчании?

Мне кажется, будет довольно странным, если родителей жениха и невесты не будет при совершении этого важного таинства. К тому же, не нужно превратно толковать слова Бога: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Быт. 2 , 24; Мф. 19 , 5). Пятую заповедь о почитании отца и матери никто не отменял. Более того, в чине Венчания есть молитвы, посвященные и самим родителям, которые тоже в некотором роде являются соучастниками таинства.

Можно ли снимать венчание?

В нынешних век высоких технологий было бы грехом не воспользоваться благами цивилизации для того, чтобы осталась память об этом важном торжественном моменте в жизни каждого христианина. Другой вопрос, чтобы фотограф или видеооператор не мешали совершению священником таинства и не нарушали благолепие службы. Думаю, не будет лишним, если специалисты по съемке подойдут к священнику, который объяснит элементарные нормы поведения в храме, что можно и что нельзя.

Можно ли разводиться после венчания?

На мой взгляд, очень подозрительным является факт появления такого вопроса, особенно у людей, которые планируют соединить свои души в таинстве Венчания. Человек этим вопросом как бы цепляется за прошлое, оставляет себе пути для отступления. Я всегда говорю, что такого понятия как «развенчание» не существует. Потому что церковные таинства не имеют обратной силы, то есть нельзя «раскреститься», «разисповедаться», «распричаститься» и так далее. И даже тогда, когда разведенные супруги подают местному епархиальному епископу прошение по этому печальному событию, он лишь констатирует факт распада семьи. И супруги будут отвечать перед Богом за то, что не сделали все возможное, чтобы спасти церковный брак. Хотя, оговорюсь, в каждом случае вину за развод нужно рассматривать индивидуально.

Можно ли носить или продавать венчальное платье после венчания?

Сегодня мы живем в эпоху, когда сильно развит свадебный бизнес, когда невесте дают платье напрокат. Да и по большому счету, женщине не надеть свадебное платье никуда, кроме как на торжественную регистрацию в загсе, Венчание и свадебный банкет. К тому же, одежда в этом таинстве не участвует сакрально, как, например, крещальная рубашка.
Поэтому не вижу никакого греха в том, чтобы свадебными нарядами дать попользоваться и другим молодоженам.

Можно ли отмечать венчание?

Не вижу ничего плохого в том, чтобы после совершения таинства Венчания отметить его в кругу родных и близких за праздничной трапезой. Но застолье не должно превращаться в праздник живота, за которым потеряется суть отмечаемого события. Речь и о чрезмерных возляниях спиртными напитками, когда в человеке может исказиться образ Божий. Во всем нужна мера, чтобы этот день запомнился для двух любящих людей именно своей духовной составляющей.

Венчание беременной - можно ли?

К сожалению, это знамение современной эпохи. Читал, что на Руси после совершенного таинства Венчания именно священник предлагал молодоженам впервые поцеловать друг друга. Сегодня зачастую венчаются люди, которые уже прожили вместе не один год. Но с другой стороны, очень хорошо, что люди решаются на этот серьезный шаг. И с канонической стороны нет никаких препятствий для того, чтобы ребенок присутствовал на Венчании своих родителей - очно или находясь в материнской утробе.

Можно ли снимать кольца после венчания?

Хочется задать встречный вопрос: снимать обручальные кольца для чего? Один снимает венчальное кольцо, чтобы не было проблем со здоровьем, например, при обследовании в аппарате МРТ, где противопоказаны металлические изделия, а другой - снимает колечко в санатории, чтобы прикинуться свободным от брачных уз. Если хотите, кольца венчальные - это как символ точек доступа, объединяющих людей посредством невидимой, но крепкой связью под названием Любовь.

Можно ли изменять после венчания?

Это тоже самое, что спросить: а можно зарезать человека после обеда? Лично у меня скрипят логические шестеренки, когда я слышу или читаю подобные вопросы. Супружеская измена в церковной традиции обозначена словом «прелюбодеяние». Если разложить это слово на составляющие, то мы получим дословно «предательство любви». Хорошо ли отречься от Бога, от матери и отца, предать Родину, друзей? Любой адекватный человек скажет, что это самые низкие и подлые проступки на земле. Если человек готов предать своего близкого человека ради животной похоти, то такому человеку категорически противопоказано Венчание.

Можно ли пить алкоголь перед венчанием?

Думаю, что ответ очевиден. Нельзя. Ну, во-первых, нормальный священник никогда не допустит пьяного человека ни до какого таинства. Алкоголь, принятый перед важным событием в своей жизни, которое требует от человека максимальной серьезности и сосредоточенности, говорит о том, что выпивший несерьезно подходит к церковному таинству. Он расслаблен, его разум затуманен спиртным, и ему, по большому счету, все равно, что происходит с ним. Такое отношение к таинству ни в коем случае недопустимо.
К тому же, поведение жениха или невесты, пришедших в нетрезвом виде на таинство, должно насторожить вторую половину: а не венчается ли он на алкоголике или алкоголичке? Поскольку несерьезность в таком деле может быть прообразом всей семейной жизни.

Можно ли на венчание с месячными?

Если это случилось внезапно и непредсказуемо, тогда, конечно, священнослужитель не может отказать. Единственное таинство, к которому не рекомендуется приступать в дни женского очищения, - это Причастие, которое есть истинные Кровь и Плоть Христовы. Но и здесь существуют исключения в виде кровотечений по болезни. И по благочестивой традиции молодожены перед Венчанием должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Поэтому в идеале женщине нужно учитывать свой менструальный цикл при планировании дня Венчания.

Обряд венчания является не только красивой и древней традицией, но и ответственным шагом на пути к созданию крепкой и счастливой семьи. Иногда к этому важному шагу, пара приходит спустя годы, только тогда, когда люди окончательно убедились в своих чувствах и намерении прожить вместе всю оставшуюся жизнь.

Если Вы зашли на страничку, потому что уже решились на этот серьезный шаг и планируете провести обряд венчания в 2019 году, первое что следует Вам сделать – правильно выбрать дату, и в этом Вам поможет моя статья.
Как Вам, наверное, известно, существуют определенные дни для проведения венчания в церкви. Для удобства я составил для Вас . Из календаря венчания 2019 Вы узнаете, в какие дни согласно канонам Русской Православной Церкви можно проводить обряд венчания, а в какие нет. Надеюсь, он будет полезным! Кроме этого в статье Вы найдете четкую информацию относительно того, кому можно и кому нельзя венчаться в Церкви.

Кроме этого, если Вам нужен фотограф – обязательно посетите раздел:

Кому можно венчаться в Церкви:
1. Основные требования для молодоженов - быть членами Церкви (быть крещеными людьми, носить нательный крестик);
Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии.

2. Иметь в наличии свидетельство из ЗАГСА о государственной регистрации брака. Этот пункт объясняется очень просто – ЗАГС не распишет людей, которые уже находятся в браке и не имеют официального развода. Кроме этого, ЗАГС не распишет людей, которые не способны к браку (умалишенных, больных), людей, которые состоят в близком родстве, людей которые не достигли брачного возраста, насильно принуждаемых к браку. От себя отмечу, наличие свидетельства о регистрации для венчаемых - вынужденная мера. От части это требование навязывается церкви государственными органами. Во времена наших дедов, достаточно много обвенчанных пар были без официальной бумаги, а некоторые пары умудряются обвенчаться без государственного свидетельства и сейчас (например если батюшка Вас очень хорошо знает, а роспись в ЗАГСе Вы планируете после венчания)

Кому нельзя венчаться в Церкви:
1. Людям, находящимся в браке более чем 3 раза. В церкви нормой считается первый раз. Второй раз венчают в Церкви неодобрительно и допускают второй брак по снисхождению к человеческим немощам (сам обряд при этом несколько меняется, например не одеваются венцы). Третий раз венчают в исключительных случаях, если причина на то уважительна и человек покаялся. В четвертый раз не повенчают никого – даже вдовство после третьего брака не дает права совершить венчание в четвертый раз. Государственная регистрация в этом случае не имеет подобного ограничения – и может зарегистрировать хоть шестой или седьмой по счету брак;
2. Духовным лицам, т.е. принявшим священный сан. Заключение брака возможно только до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. У монаха вовсе не может быть жены в силу данных им обетов. Нарушение этого правила - грозит лишением священного сана;
3. Монахам и монахиням после принесения ими обетов также нельзя венчаться в Церкви;
4. Виновным в расторжении предыдущего брака. Например, виновный в измене, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак;
5. Тем, кто не попадает в определенные воз­растные границы. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения венчания нужно считать наступление гражданского совершеннолетия (возраст, в котором разрешено заключение брака в ЗАГСе). В церковном брачном праве установлен и верхний предел для вступления в брак: для мужчин - 70 лет, для женщин - 60 лет;
6. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей;
Когда получение благословения родителей невозможно по причине их неверия, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Епископ вправе благословить брак и в том случае, если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам.

Дни, в которые Церковь совершает или не совершает Таинство Венчания:

Дни, в которые Церковь совершает Таинство Венчания
Дни, в которые Церковь не совершает Таинство Венчания

Календарь Венчаний на 2019 год









ВНИМАНИЕ!!! Календарь венчаний 2019 создан в справочных целях и может содержать неумышленные неточности, кроме этого он не учитывает храмовые праздники конкретной церкви (в разных храмах – это разные даты), прежде чем выбирать дату окончательно – посоветуйтесь с Вашим священником! Если Вами была замечена ошибка или опечатка в статье – пожалуйста, сообщите мне об этом по почте: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Самым удачным днем для таинства Венчания считается 1-ое Воскресенье после Пасхи, которое в народе именуется Красной горкой, в 2019 году этот день выпадает на 5-е мая

Общие пояснения:

Таинство Венчания не совершается :

Во вторник и четверг - на протяжении всего года;

В субботу - на протяжении всего года;

Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников (смотрите ниже перечень и даты всех этих праздников в 2019 году);

Во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов (смотрите ниже церковные многодневные посты в 2019 году);

В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

Также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники ).

Праздники:

Двунадесятые, не переходящие праздники:

Двунадесятые переходящие праздники для 2019 года:

Великие церковные праздники:

Церковные многодневные посты в 2019 году:

Сплошные седмицы в 201 9 году:

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:

Мытаря и фарисея – начинается за 2 недели до Великого Поста с 18 февраля по 23 февраля 2019г;

Церковные однодневные посты, дни в которые также не повенчают:

Почему не венчают в пост?

Это объясняется тем, что во время поста верующим людям положено посещать богослужения, а не устраивать брачный пир. Раньше браком называли только свадьбу, а само слово «брак» происходит от славянского слова «брашно», в переводе означающее «пир» или «еда». Пост – это время воздержания, в том числе и супружеского. Не положено во время поста посещать увеселительные места – человек должен морально очистится за это время. Если посмотреть на календарь венчаний, то в году больше дней, когда не венчают, чем дней, когда венчание разрешено.
На кануне венчания, православные христиане должны придерживаться поста, перед таинством следует также посетить литургию, исповедоваться и причастится.

Суеверия, приметы. Суеверия относительно выбора даты венчания.

Пережитки язычества дают о себе знать и по сей день, проявляясь всякими небылицами и всевозможными суевериями. Само слово «суеверие» (образовано от «суе» - напрасно и «вера», буквально переводиться как «напрасное верование») - предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Существует, например, суеверия, что случайно упавшее кольцо во время венчания или погасшая венчальная свеча предвещает несчастья: развод или раннюю смерть одного из супругов. Распространено также и суеверие, что тот из молодоженов, кто первым вступит на расстеленный рушник, будет главой семьи.
Распространено суеверие и о том, что нельзя венчаться в мае, а от старшего поколения даже в Киеве (не говоря уже о селах или пригородах) часто доводиться слышать «будете потом всю жизнь маяться» и т.д.
Вообще относительно даты свадьбы суеверий очень много. Например, общее количество свадеб в високосный год - заметно падает, и связано это исключительно с суевериями. Следующий 2020 год является високосным и многие почему-то считают, что вступать в брак или венчаться в таком году не желательно. Год, который идет после високосного 2021-й считается у нас в народе годом Черной вдовы, а значит опять таки не благополучным для брака. Итак, мы имеем бредовую ситуацию, – в которой целых два года из четырех по непонятным причинам считаются неудачными. Вот, что говорит церковь на эту тему: « "високосный год" является календарным, необходимое для вычисления точных астрономических дат. Поэтому люди, считающие високосный год неудачным для каких-либо дел и начинаний (например - брак), впадают в грех, ибо суеверие как раз и состоит в том, что естественным предметам, приписывается сверхъестественное значение. «Дьявол, стараясь отклонить нас от подвигов добродетели и подавить душевную ревность, научил людей счастье и несчастье приписывать дням» » (Святитель Иоанн Златоуст)
Подобные вымыслы и суеверия не должны волновать верующего человека. А если Вы идете на такой шаг как Венчание – Вы должны быть верующими людьми. К таким случайностям как падение кольца или угасание свечи нужно относиться именно как к случайностям.

Что надо принести с собой на Венчание, что продумать за ранее?

Итак, Вы выбрали день и Вам назначили удобное для Вас время. За ранее Вам будет необходимо подготовить:

  1. Бутылка красного вина (Кагор);
  2. Маленький каравай или хлеб (оставляется в Церкви), не во всех храмах это обязательный пункт;
  3. 2 свечи, 5 рушников (венчальный набор);
  4. 4 носовых платочка (два - свидетелям держать венцы и два - молодоженам держать свечи);
  5. пара икон: Спаситель и Божья Матерь
  6. Кольца (как символ вечности брачных уз)

Кольца Вы отдадите священнику или его помощникам, и они будут освещены на престоле. Рушники Вы также отдаете перед венчанием помощникам. Из 5-и рушников – один должен быть большой, его расстелют Вам под ноги при совершении таинства. На один кладется каравай или хлеб, еще два накидывают на иконы, с которыми Вы будете выходить из храма, и последний рушник – будет использован для связывания Ваших рук во время Таинства.
Вы должны понимать, что не в каждом храме можно купить красивые венчальные свечи и рушники для них. Заранее позаботьтесь об этом, их можно приобрести в крупных храмах или в православных магазинах. Сейчас продают уже готовые, укомплектованные венчальные наборы, хотя на самом деле для таинства подойдут и обычные церковные свечи. Вся видимая красота – нужна только для Вас и не влияет на количество «благодати», которую Вы получите. Самое главное во время венчания - Ваша молитва.
Великолепие храмового убранства – росписи на стенах, иконы, профессиональный хор и колокольный звон по завершению - все это нужно для создания праздника, как собственно и , который по Вашему желанию все это красиво отснимет. От себя еще добавлю – что на фото или видеосъемку венчания нужно брать благословение, спросив за ранее разрешение у батюшки, который будет Вас венчать. Съемку не запрещают, но фотограф/оператор должен быть незаметным во время венчания и не должен мешать никому из присутствующих. Я, к примеру, вовремя съемки венчания не использую вспышки и снимаю только на сверх светосильных объективах и открытых диафрагмах. Заказывая - помните что Венчание -это в первую очередь таинсвто, а не фотосессия - и Ваш фотограф должен быть профессионалом.

Как происходит сам обряд венчания?

Сейчас повсеместно таинство венчания начинается с обручения. Обручение происходит ближе к входу и только после него пара заходит в центр храма. Во время обручения священник дает в руки обручаемым две зажженные свечи - символ радости, тепла и чистоты. После этого он надевает кольца, первое одевает жениху, потом второе - невесте, и трижды (в образ Святой Троицы) меняет кольца на их руках.
После того как молодая пара входит в храм – священник спрашивает по доброй ли воле и желанию совершается брак. Далее произносятся три молитвы, в них испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком. Затем выносятся венцы (которые в народе называют короны, потому как они всегда украшены подобно коронам) - и возлагаются над головами молодых. Венец - это образ венца Царства Небесного, а еще это символ мученичества. Жизнь не бывает безоблачной и простой и для того, что бы прожить ее вместе до конца нужно обладать терпением, сравнимым только с терпением мучеников. В некоторых храмах свидетели не держат венцы над головами, их надевают на головы. Главный момент венчания происходит, когда священник трижды благословляет молодоженов словами: «Господи Боже наш, Славою и Честью венчай я» Затем выносится чаша с вином (красное вино в ней – символ крови Христа, а сама чаша символ общей житейской чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней). Священник в три приема дает испить из чаши невесте и жениху. Затем он связывает их руки рушником и трижды обводит вокруг столика с иконами, под пение свадебного хора. Круг - символ вечности и неразрывности, ведь таинство совершено навечно. Ход следом за священником – это образ служения Церкви.
Под конец - священник дает молодым поцеловать крест, иконы, а затем вручает им иконы в руки и говорит небольшую проповедь -наставление. После наставление молодые могут поцеловаться, а родные и близкие, которые пришли - подойти и поздравить молодую христианскую семью.
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей епархии (области), где совершалось венчание, и только в случае измены одного из супругов или по другой серьезной причине (например, смерть одного из супругов). «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»

Нередко можно услышать от жениха и невесты наболевший вопрос: "Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?" Сразу же можно ответить: нет. Такой вот короткий ответ. Но бывают редкие исключения. О чем и пойдет речь в некоторых разделах данной статьи. Будем опираться только на церковные законы, советы священников, опишем опыт живущих в браке десятилетиями. Чтобы понять, почему люди задаются таким насущным вопросом, вернемся в недалекое прошлое, то есть в начало 1900-х годов, в царскую Россию.

Путешествие в начало ХХ века

Давайте вспомним историю. Может быть, чьи-то прабабушки и прадедушки рассказывали, какой была Россия до 1917 года. Кому не довелось послушать, обязательно почитайте. Это интересно.

До Октябрьской революции молодые не задавались вопросом о том, можно ли венчаться без регистрации, потому что разделения не было. Все пары заключали брак в церковных стенах. При этом молодожены становились полноценной семьей не только перед Богом, но и перед государством.

До появления Советского Союза почти все люди были верующими. Никто из брачующихся не размышлял, венчаться им или нет. Это было обязательным для всех. ЗАГСов в то время не существовало. А вот с 1917-1918 годов стали появляться специальные органы, которые регистрируют гражданина. Церковь у людей отошла на второй план, или не было ее вообще.

Спустя 80 лет закончились гонения на Церковь, люди стали восстанавливать храмы, монастыри. У кого-то появляется вера в Бога. или будущие муж и жена хотят освятить брак. Тут-то и стали спрашивать: можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? Поначалу венчали неженатых. Но спустя время обязали показывать Почему?

Венчание - большая ответственность

Не каждая пара поступала по совести, освятив свой брак. Участились расставания после венчания. Как говорят многие священники, связано это с тем, что люди не почувствовали ответственность не только друг за друга, но и перед Богом. Ведь когда молодые приходят в ЗАГС, то они понимают, что юридически теперь они муж и жена, настоящая семья, появляется ответственность. А в Церкви люди могут быть впервые, они Бога не видят, венчание могут воспринять как ничего не значащий обряд. А это страшно. Можно ли венчаться без ЗАГСа в таком случае? Разумеется, нет. Перед Богом придется нести ответ за такой тяжкий грех, как расторжение брака.

Нельзя считать недостатком тот момент, что без штампа в паспорте не обвенчают. Наоборот, так отводят от греха нерадивую пару. В настоящее время во многих приходах священники проводят беседы с парами, которые решили идти к алтарю. Там они и ответят, можно венчаться без регистрации в ЗАГСе или нет. В основном это касается тех, кого батюшка видит впервые. Своих исповедников он знает, и если молодые понимают, на что решаются, то с ними специальные беседы, может, и не проведет.

Регистрация и венчание в один день

В настоящее время можно часто видеть, как невеста в белом шикарном платье идет к храму под руку с женихом. С ними родители, родственники, друзья. Все нарядные, веселые. Сразу видно, что молодые только расписались. Любой может догадаться, даже нецерковный человек, что об обряде договариваются заранее, выбирают дату. Если невеста только идет с новеньким свидетельством о браке в храм, значит, можно венчаться без регистрации? Нет. Дело, скорее всего, в том, что батюшка знает своих прихожан, а те ему заранее сообщили, что подали заявление в ЗАГС. А если священник не знаком с парой? Ничего не мешает отменить если в этот день молодые не распишутся.

Всех ли венчают?

Нельзя идти против церковных канонов. Не венчают тех, кто является родственниками по четвертую степень включительно. Например:

  • родные, двоюродные, и сестра и дети троюродных тети или дяди;
  • дядя с племянницей;
  • дети от одного родителя (сводные братья и сестры).

Далеко не завершенный список. Есть еще запреты на венчание между кумовьями (те, кто имеет общего крестника), а также между крестными и крестниками и их детьми. Не венчают и в четвертый раз.

Не благословляет Церковь венчаться пары с разницей в возрасте более 15 лет, потому что в современном обществе такие браки непрочны и могут в любой момент распасться. Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе? Этот вопрос может отпасть сам собой, безусловно, священник ответит - нет. А вот в ЗАГС может пойти любая пара с условием, что нет юридических препятствий (не оформлен развод, например, или возраст менее 18 лет), здесь никто не будет спрашивать, кто кому кем приходится и кому сколько лет.

Кому делают исключение?

Как говорилось выше, в храме просить повенчать можно, но только нужно предъявить свидетельство о браке и убедиться, что никоим образом не являетесь родственниками: ни по плоти, ни по духу. Но можно венчаться без регистрации в ЗАГСе?

Может быть, в жизни очень сложная ситуация, например один из влюбленных серьезно болен. Но оба любят друг друга. Священник может поговорить с ними о венчании, исповедать. Как правило, такие серьезные вопросы может решить правящий архиерей. Кто это? Обычно епископ. В мирском понимании "церковный губернатор области". Только он может дать разрешение и ответить, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе этой паре.

Надо понимать, что духовная ответственность возлагается не только на брачующихся, но и на священника. Ведь обряд венчания, впрочем, как и крещения, является очень серьезным событием.

Венчаться нынче модно

Современные россияне, расписавшись в ЗАГСе, спешат венчаться. Но далеко не все пары сразу же идут в храм. Можно увидеть под священными венцами как новобрачных, так и пожилых супругов. Вторые, скорее всего, поняли смысл венчания по каким-то жизненным обстоятельствам. Но для них меняется чин венчания. О деторождении уже не молятся, например. А вот молодым придется у ответственного священника остаться на огласительную беседу. Может, батюшка посоветует отложить венчание до лучших времен. В чем причина? Не подготовлены духовно, а может, и не расписывались еще.

Как можно венчаться без если это ещё большая ответственность, чем роспись? Какая может быть отговорка против ЗАГСа? Ведь там запретов практически нет, госпошлина за штамп в паспорт не настолько велика, чтобы не идти туда. За венчание в некоторых храмах берут в разы больше, а где-то и в качестве пожертвования материального.

А мы давно женаты

Если нет канонических препятствий, то немолодых супругов обвенчают. Важно только принести свидетельство о браке, если священник вас не знает. Как упоминалось ранее, чин венчания будет короче, чем для молодых.

Не позволят венчаться тем, кто состоит в гражданском браке, а точнее в блудном сожительстве. Нельзя называть друг друга мужем и женой, даже если пара прожила вместе 10 лет. Сначала зарегистрируйте отношения, а потом смело идите под венец. Таким образом ответим, можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе.

Есть ли "развенчание"?

К сожалению, современная жизнь - это нестабильность. Редкие браки сохраняются навсегда. Даже те, кто венчался в свое время, не могут быть застрахованы от развода. Почему так происходит? Люди разучились любить, терпеть и прощать. Кстати говоря, именно на исповеди священнику муж и жена могут поведать, что плохого сделали: посмотрел на красивую девицу, обозвала мужа, обиделись друг на друга и так далее. Если супруги захотят избавиться от грехов и принимать друг друга, то развода не последует.

А теперь поговорим о разводах. Перед женитьбой голова идет кругом: можно ли венчаться без росписи?Во время развода задаются вопросом: нас развенчают в церкви? Нет такого обряда.

Чтобы обряд был действенный

Важно во время венчания молиться Богу об освящении вашей семьи. Желательно внимательно слушать, о чем просит Господа священник, и повторять про себя. Важны не движения, детали, правильность поклонов, а искренние молитвы обоих супругов.

Мы поговорили о том, получится ли венчаться без регистрации в ЗАГСе. Уяснили множество моментов. Любые нюансы можно разрешить только со священником, задать вопросы, попросить совета и благословения.

Большинство верующих будущих родителей не идут на венчание в то время, когда женщина ожидает ребенка, ссылаясь на то, что это греховно. Другие же пары, обвенчавшись в этот период, потом винят себя, что якобы совершили большой грех. Но на самом деле, православные священники склонны придерживаться абсолютно другого мнения, ведь обряд венчания, не что иное, как великое церковное таинство и именно с него должна начинаться совместная жизнь каждого православного христианина. Поэтому частый вопрос, можно венчаться беременной, задают многие, не осознавая или попросту не зная всех серьезных моментов этого ответственного шага.

Если на уверенность в ваших отношениях ничто не может повлиять, а из обряда венчания вы не делаете языческих поклонений, надеясь на то, что Бог будет оберегать ваш союз, то ваши помыслы движутся в правильном русле. Вы уверены, что такой серьезный шаг как венчание это ваша обоюдная преданность служить Богу, что получение благословения и защиты только укрепит ваши отношения, сделает прочнее союз и нежнее чувства. Понимание преданности и поддержки в трудную минуту не будут пустым звуком. Если все эти понятия вам близки и нет сомнений в Боге и будущем вашей семьи, то венчание во время беременности не должно вызывать никаких предрассудков и переживаний.

Мнение церкви об обряде венчания.

Для двух православных людей очень важным является официальное оформление своих отношений в ЗАГСе, но не менее значимым является венчание в церкви. И именно эта церемония, в понимании будущей семьи, даст Божье благословение на их супружеские отношения. Но как поступать в ситуации, когда беременность наступила до дня таинства, либо об интересном положении становится известно в прошествии некоторого времени после венчания? Церковь признает регистрацию в ЗАГСе законным браком и не считает такие отношения блудом, даже когда супруги не приняли венчание.

Пары, которые проживают вместе, без узаконивания отношений, живут в грехе. И пока они не зарегистрируют свой брак, церковь не позволит им даже причащаться. Поэтому, в таком случае, существует большая необходимость в покаянии и исправлении своих грехов. Затем обязательно зарегистрировать отношения, так как любое сожительство, даже с самыми сильными и искренними чувствами есть большой грех.

Некоторые священнослужители считают, что сексуальные отношения до свадьбы недопустимы и венчание, когда женщина беременна будет грехом. Но есть и иное мнение, что благословение церкви семейных отношений возможно на любом сроке беременности, а также и перед самими родами. Ведь считается, что ребенок должен родиться непременно у венчанных родителей. Но не стоит верить общественному мнению, каждый случай индивидуален и лучше будет, если за советом и разъяснениями обратиться к служителям церкви.

Самым оптимальным вариантом является такой, когда регистрация брака и таинство венчания проходят в одинаковое время. Но случаются различные ситуации, при которых венчание не происходит сразу. Поэтому семья может приступить к этому таинству в любое время, и через год, и через двадцать лет. При этом священники объясняют, что венчание является преподанием благословения Христа супругу и супруге, а также духовным освящением их совместной жизни. И что такое решение должно быть обязательно обоюдным.

Особенности при венчании во время беременности.

Если пара узаконила свои отношения, церковь освятит такой брак, независимо от положения женщины. Но перед тем как получить благословение, необходимо духовно подготовиться. Муж и жена обязательно должны прийти на исповедь и принять причастие. Для этого необходимо придерживаться трехдневного поста, при этом следует не только воздерживаться в пище, супружеских отношениях, но и мысленно сдерживать себя, не употреблять бранных и обидных слов. Также следует читать специальные молитвы, как мужу, так и жене, это очень важно.

Перед венчанием батюшка проводит обоюдную беседу с супругами, давая им наставление и советуя как придерживаться христианских законов. На само таинство следует приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери, как правило, их дарят родители. И если они изъявят желание находиться на обряде, то сами их приносят. Дополнительно необходимо взять в церковь венчальные свечи и белый рушник. Также необходимо пригласить свидетелей. Все атрибуты, это второстепенная сторона венчания. Важным приготовлением является пост, молитвы, исповедание и причащение.

Процедура венчания проходит в среднем около часа, что может быть сложно для беременной, ведь весь этот период придется провести на ногах, и возможно в душном помещении. Наряд желательно подбирать соответствующий, который будет закрывать грудь, плечи и ноги ниже колен, это необходимое требование законов церкви. Платье должно быть удобным и свободным. На сегодняшний день, подобрать платье для такого случая не сложно, так как можно венчаться беременной и быть пи этом очень красивой невестой.

Кто не может быть обвенчан?

Есть некоторые правила, следуя которым батюшка откажет в освящении вашего брака. Не допускаются к венчанию:

  • не являются христианами или не крещенные, в том числе атеисты;
  • супруги, которые отдают дань моде или те, кто пришел по совету и настоянию родственников;
  • пара, чьи отношения не оформлены официально;
  • если один из супругов вступает в брак 4 или более раз;
  • если жених или невеста не расторгнул предыдущий брак;
  • если пара находится в кровном или духовном родстве.

И в завершении необходимо отметить, беременность не является препятствием для венчания. Если ваша семья решила получить Божье благословение, то это правильный и единственно верный шаг, чтобы жить в любви и с чистой душой рожать и воспитывать детей.