4 октября 2017 года в Государственной Третьяковской галерее (Москва, Лаврушинский переулок, д. 12) состоится презентация книги «Владимир Овчинников. Дневник художника». В издание вошли ранее не публиковавшиеся дневниковые записи и графика известного русского художника Владимира Овчинникова.

Владимир Афанасьевич Овчинников (1941–2015) – петербургский живописец и скульптор, один из лидеров движения неофициального искусства 1960–1980-х годов, организатор и участник исторически значимых выставок художников-нонконформистов в Ленинграде. Характерной чертой его всегда фигуративной, повествовательной живописи стало совмещение в едином пространстве реалий современной жизни и мифологических персонажей и сюжетов. В советское время такое комбинирование мифа и реальности воспринималось властью как критика существующего режима, что определило место Овчинникова в художественном андеграунде. В постсоветский период живопись Владимира Овчинникова широко экспонировалась в России и других странах, и многие его работы вошли в крупнейшие отечественные и зарубежные музейные собрания – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Метрополитен и другие.

Начиная с 1968 года и на протяжении всей жизни Владимир Овчинников вел дневник, в котором описывал события, наблюдения, и главное – фиксировал свой творческий процесс. Как верно заметил искусствовед Павел Герасименко, автор вступительной статьи к изданию, главное слово, чаще всего встречающееся в «Дневнике художника» – слово «работа». Художник записывал мысли, сопутствовавшие поиску новых сюжетов, формулировал задачи, которые ставил перед собой в ходе создания картин, оценивал результаты, пунктуально отмечая дни, месяцы и годы.

Графика Владимира Овчинникова впервые публикуется в таком объеме. Наброски будущих произведений возникали на страницах тетрадей дневника, равно как и на отдельных листах. Значительная часть этих рисунков вошла в настоящее издание. Также в книге опубликованы многие упомянутые в рукописи живописные и скульптурные работы Владимира Овчинникова.

Книга «Владимир Овчинников. Дневник художника» является ценнейшим источником сведений для исследователей творчества мастера, позволяющим идентифицировать и точно датировать множество его произведений. Также она будет интересна всем, кто увлекается историей отечественной культуры позднего советского периода, неофициальным искусством Москвы и Ленинграда, его важнейшими событиями и действующими лицами.

В рамках презентации состоятся выступления составителей книги и искусствоведов, будут демонстрироваться архивные фото и видео-материалы.

“Хоровод”. Владимир Овчинников. Холст, масло. 100х75 см. 1975 год

“Связанный ангел”. Владимир Овчинников. Холст, масло. 140х110 см. 1998 год

“Мансарда” (по роману С. Беккета “Мерфи”). Холст, масло. 90х110 см. 1999 год

“Салон красоты”. Владимир Овчинников. Холст, масло. 90х110 см. 2006 год

“Медитация”. Владимир Овчинников. 90х70 см. 2008 год

Владимир Овчинников родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В сорок пятом семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово. В детстве мама водила Владимира и его друзей в Эрмитаж, непременно с заходом в Рыцарский зал или же рассматривать наконечники стрел в отделе первобытного искусства.

Практически каждому ребенку однажды попадают в руки карандаш и бумага. Для Овчинникова они с самого детства стали единственно родным средством воспроизведения запавших в душу впечатлений и наблюдений. По словам художника, когда он почувствовал что с помощью рисования и живописи он может «обрести свой язык», то серьезно занялся самообразованием. Тогда вокруг него начал складываться особый круг общения. В частности, большое влияние на него оказало знакомство с художником Евгением Семеошниковым.

Овчинников признается, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности, генетически. Поэтому он искал иных, нестандартных для своего времени путей в искусство. Он работал помощником маляра-декоратора в Кировском театре, а позже - в хозчасти Эрмитажа вместе с другими молодыми художниками и литераторами.

Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок в послевоенном Ленинграде. В выставке участвовали такие же, как он, работающие вне официальной системы, художники. Результатом выставки были знакомства с будущими соратниками и единомышленниками, а также лишение художника мастерской «за использование не по назначению».

Владимир Овчинников был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 75 годах. Это были первые разрешенные официальными властями выставки неофициальных художников. Рядовой советский зритель впервые смог увидеть направления современного искусства, от абстракции до сюрреализма, о существовании которых в отечественном искусстве даже не подозревал.

Овчинников участвовал в этих выставках уже зрелой своей живописью, фигуративными и сюжетными работами, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами. Советские чиновники от искусства с большим подозрением отнеслись к его картинам, подозревая художника в скрытой антисоветской пропаганде.

На самом деле художника и тогда, в советские годы и намного позже, когда его персональные выставки прошли во многих странах мира, увлекала тема чуда и - как его оборотной, бытовой стороны - абсурда в человеческой жизни. В поисках сюжетов для картин он охотно обращается к любимым им писателям-абсурдистам - Борхесу, Ионеско, Беккету, а зачастую придумывает истории сам. Вне зависимости от времени, от исторических обстоятельств, его картины полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора, с которым он повествует о самых серьезных вещах.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 30.07.2019 Совместная выставка Эрмитажа и Лувра открыта в Манеже Малого Эрмитажа до 20 октября 2019
    • 30.07.2019 В корпусе Бенуа до 2 сентября открыта выставка первого зарегистрированного объединения художников русского авангарда - петербургского «Союза молодежи», просуществовавшего с 1910 по 1919 год
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.

    Родился в деревне Мижули Мариино-Посадского района Чувашской республики. Учился в Алатырском художественно-гравёрном училище (1937). В 1939-1945 гг. участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке, в Великой Отечественной войне. С 1944 года - член Союза художников СССР. В 1951 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде (мастерская профессора Р. Р. Френца). В 1954 году Овчинникову было присвоено звание кандидата искусствоведения.

    С 1960 года - доцент кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.

    В 1963-1983 гг. занимал пост секретаря правления Союза художников РСФСР.

    В 1963-1989 гг. - председатель правления Союза художников Чувашской АССР.

    Народный художник ЧАССР с 1968 года. Профессор кафедры живописи (1973). Действительный член Академии наук и искусств ЧР (1995). Народный художник РСФСР (1984). Участник зональных, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок. Персональные выставки прошли в США, Японии, Франции, Англии, Германии. Картины Н. В. Овчинникова хранятся в 34 музеях России и мира, в частных коллекциях.
    Награждён орденами Отечественной войны 2 степени и Дружбы народов (1978). Лауреат Государственной премии ЧР им. К. В. Иванова (1975). Занесен в Почётную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1989). Награждён золотой медалью НАНИ ЧР (2002).

    В творчестве Н.В. Овчинникова особое место занимает историческая и жанровая картина, а также пейзаж.

    Начало творческого пути Николая Васильевича приходится на вторую половину 40-х годов - послевоенный период жизни страны. Художник стремился передать в своих полотнах радость Победы и мирного созидательного труда.

    Величайшие события времени - подвиги человека в освоении космического пространства, полет нашего земляка А.Г. Николаева в космос - глубоко взволновали Н.В.Овчинникова, вдохновили его на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап - рождается космическая тема.

    Н.В.Овчинников с самого начала пути в творчестве уделяет исключительное внимание изображению человека. Им создана целая галерея портретов. В 70-х годах он выступает как один из первых организаторов творческих бригад художников в республике.

    Николай Васильевич - один из тех, кто создавал художественно-графический факультет в Чувашском государственном педагогическом институте имени И.Я.Яковлева, единственного в то время в стране, а также один из первых организаторов художественных выставок «Большая Волга».

    В творческой деятельности Н.В. Овчинникова особое место занимает историческая тема. В ней он, как ни в каком другом жанре изобразительного искусства, строго придерживается традиций классической живописи. Здесь он - ученик не только русских передвижников, но и Императорской Академии художеств. В последние годы художник пристальный взгляд обращает к известным и великим личностям. В их ряду Н.Я.Бичурин, А.С.Пушкин, И.Я.Яковлев и др.

    Многие произведения Николая Васильевича в развитии реалистического искусства выступают как фундаментальное, цельное творение.

    Пушкин в картинах Н. Овчинникова

    Народный художник РФ и Чувашии Николай Васильевич Овчинников посвятил Пушкину 3 полотна.

    «У ручья» («У родника»)

    В ней Овчинников продолжает традиции Сверчкова. Сюжет простой: Пушкин сходит с кареты и встречается с девушкой - чувашкой. На девушке - красивый, праздничный наряд. На голове - тухья. На картине «У родника» художник изобразил А.С.Пушкина в чувашской деревне. Сельский люд сбежался и смотрит на гостя. Эта картина - последняя работа из всех его работ, написана она в 1998 году. Картина является историческим событием. Очень богато содержание картины: тройка лошадей, остановившихся у родника, кони пьют чистейшую родниковую воду, к кучеру подошёл сельский староста, все смотрят на поэта, а сам поэт залюбовался чувашской девушкой, которая несёт воду в вёдрах на коромысле, девушка в национальном костюме, она идёт по засыпанной листьями тропинке. Художник ярко передал красоту и особенность природы чувашской деревни. Деревья в осеннем наряде, дорога, усыпанная золотом листьев. Старая ива у колод с водой. Пушкин любил путешествовать особенно осенью. Осень - его любимая пора.

    "Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин в Петербурге "

    Вот описание портрета Бичурина, сделанное в прошлом веке: «Был он высокого роста, держался совершенно прямо. Открытый большой лоб…губы довольно толсты, глаза большие, темные, блестящие и живые. Движения быстрые, нетерпеливые. Характер вспыльчивый, раздражительный, иногда - резкий. Сердце доброе, великодушное. Прямой и простодушный. Он никогда не фальшивил и потому терпеть не мог лукавых и заискивающих». Художник сумел верно передать на холсте суть этого замечательного сына России, выходца Чувашской Республики! О чем говорят собеседники? Возможно, о предстоящей экспедиции на Восток, в Китай, куда Пушкин мечтал попасть, но царь не разрешил ему. Бурная Нева гонит пенистые волны. На полотне нас настораживает фигура сфинкса. Сфинкс - это загадочный человек (иносказательно). В этом значении, вероятно, изображен Н.Я.Бичурин.

    «А.С.Пушкин и Н.Я.Бичурин» в кабинете»

    Пушкин изображен в домашней обстановке. На нем халат, белая рубашка с воротником. Бичурин в домашнем одеянии. Сразу видно, что Пушкин и Бичурин - близкие друзья.

    Владимир Овчинников родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В сорок пятом семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово. В детстве мама водила Владимира и его друзей в Эрмитаж, непременно с заходом в Рыцарский зал или же рассматривать наконечники стрел в отделе первобытного искусства.

    Практически каждому ребенку однажды попадают в руки карандаш и бумага. Для Овчинникова они с самого детства стали единственно родным средством воспроизведения запавших в душу впечатлений и наблюдений. По словам художника, когда он почувствовал что с помощью рисования и живописи он может «обрести свой язык», то серьезно занялся самообразованием. Тогда вокруг него начал складываться особый круг общения. В частности, большое влияние на него оказало знакомство с художником Евгением Семеошниковым.

    Овчинников признается, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности, генетически. Поэтому он искал иных, нестандартных для своего времени путей в искусство. Он работал помощником маляра-декоратора в Кировском театре, а позже - в хозчасти Эрмитажа вместе с другими молодыми художниками и литераторами.

    Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок в послевоенном Ленинграде. В выставке участвовали такие же, как он, работающие вне официальной системы, художники. Результатом выставки были знакомства с будущими соратниками и единомышленниками, а также лишение художника мастерской «за использование не по назначению».

    Владимир Овчинников был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 75 годах. Это были первые разрешенные официальными властями выставки неофициальных художников. Рядовой советский зритель впервые смог увидеть направления современного искусства, от абстракции до сюрреализма, о существовании которых в отечественном искусстве даже не подозревал.

    Овчинников участвовал в этих выставках уже зрелой своей живописью, фигуративными и сюжетными работами, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами. Советские чиновники от искусства с большим подозрением отнеслись к его картинам, подозревая художника в скрытой антисоветской пропаганде.

    На самом деле художника и тогда, в советские годы и намного позже, когда его персональные выставки прошли во многих странах мира, увлекала тема чуда и - как его оборотной, бытовой стороны - абсурда в человеческой жизни. В поисках сюжетов для картин он охотно обращается к любимым им писателям-абсурдистам - Борхесу, Ионеско, Беккету, а зачастую придумывает истории сам. Вне зависимости от времени, от исторических обстоятельств, его картины полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора, с которым он повествует о самых серьезных вещах.