Литературная деятельность Александра Сергеевича Грибоедова не ограничилась написанием только одного гениального произведения «Горе от ума». Кто знает, если бы не было тех произведений, которые увидели свет до «Горя от ума», смог ли Грибоедов создать такое выдающееся произведение?

Викторина по творчеству А.С.Грибоедова посвящена комедии «Горе от ума», а также другим произведениям этого автора. Викторина состоит из 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Как называлось первое печатное произведение Грибоедова?
«Письмо из Бреста-Литовского к издателю» +
«Философы в заточении»
«Творенье феиной руки»

2. Из какого произведения А.С.Грибоедова эти строки?
«Ни конь твой боевой всей крепостию жил,
Никто из слуг твоих любимых
Так верой-правдою тебе не послужил,
Как я в трудах неисчислимых».

«Грузинская ночь» +
«Русская сила»
«Али»

3. Как называлась пьеса, соавтором которой выступил А.Грибоедов, поставленная к бенефису выдающейся драматической актрисы Марии Валберховой?
«Тётка Любима»
«Своя семья, или Замужняя невеста» +
«Знатные дома»

4. Какому поэту Грибоедов читал «Горе от ума» по мере его создания, прислушиваясь к его отзывам?
Мерзлякову
Кюхельбекеру +
Катенину

5. В каком городе Грибоедов переписал набело первые два акта «Горя от ума»?
В Тавризе
В Тифлисе +
В Тегеране

6. В «Горе от ума» немало слов и оборотов, часто используемых в обыденной, повседневной речи. Какого выражения нет в комедии «Горе от ума»?
«Хоть брось»
«Приданого взял – шиш»
«Клевал носом» +

7. В каком году А.С.Пушкин впервые ознакомился с рукописью «Горе от ума»?
В 1825 году +
В 1824 году
В 1823 году

8. Какое крылатое выражение НЕ принадлежит комедии «Горе от ума»?
«Счастливые часов не наблюдают»
«Свежо предание, да верится с трудом»
«Не учите меня жить» +

9. В сочинении каких пьес НЕ участвовал Грибоедов?
«Студент»
«Притворная неверность»
«Игроки» +

10. Какой комедии нет у Грибоедова?
«Молодые супруги»
«Супружеская доля» +
«Брак по любви» +

Вопросы к действию № 1 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?

2. Лиза упоминает, что Чацкий лечился «на кислых водах». От чего?

3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?

4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?

7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?

8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?

Вопросы к действию № 2 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Какими делами наполнена «трудовая неделя» московского барина Фамусова (явл.1)? Успевает ли он устать от службы?

2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?

3. Сравните два монолога: монолог Фамусова («Вот то-то, все вы гордецы») и монолог Чацкого («И точно, начал свет глупеть»). В чём вы видите разницу в жизненных позициях этих героев (их идеалы, уважаемые ими люди и т.д.)? Чья позиция вам ближе?

4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?

5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?

6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 - 7)?

7. О каких внесценических персонажах рассуждает Фамусов в монологе «Вкус, батюшка…»? Кого он ставит в пример для подражания и почему?

8. Совпадает ли характеристика московских «тузов» (= судей и законодателей жизни в Москве), данная Чацким, с отзывами Фамусова (явл. 5) в монологе «А судьи кто»? Что вызывает гнев Чацкого?

9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?

Вопросы к действию № 3 комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    О каких своих достоинствах говорит Молчалин Чацкому? Как секретарь Фамусова относится к Чацкому (явл.3)?

    Какие люди (одни и те же) вызывают восхищение Молчалина и осуждение Чацкого (явл.3)? Почему?

    Перечислите всех гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?

    Почему княгиня, привезшая на бал к Фамусову своих дочек, сначала отправляет мужа срочно знакомиться с Чацким, а потом еще быстрее зовет его назад (явл.7)?

    Кто такой Загорецкий? Каково ваше мнение об этом персонаже? Уважают ли его прочие герои?

    Видит ли графиня Хлёстова разницу между своей служанкой и собачкой? Кто ей более дорог (явл.10)?

    Как Молчалину удалось успокоить рассерженную графиню Хлёстову (явл.12)? Что говорит о нем Чацкий (явл13)

    Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого?

    Почему все гости и сам Фамусов так охотно поддерживают и распространяют эту сплетню?

    В чем видят основную причину безумства Чацкого и людей, похожих на него, гости Фамусова и сам хозяин дома (явл.21)?

    Перечитайте монолог Чацкого в конце 3 действия. О чем говорит Чацкий? Согласны ли вы с ним?

Тест на знание содержания 1 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша

2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?

А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле

Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью

3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:

А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности

Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха

4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?

А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой

5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?

А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано

6. О ком из героев комедии Софья говорит: « Не человек, змея !» А её служанка, наоборот, хвалит, отмечая, что этот человек « и весел, и остёр »?

А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком

7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?

А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба

8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?

А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина

9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?

А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери

Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться

10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?

А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами

Тест на знание содержания 2 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?

А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел

Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю

В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь

Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)

2. Как зовут Чацкого?

А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич

3. Кем из московских богачей восхищается Фамусов, говоря с завистью, что тот «на золоте едал», был «весь в орденах» и «при государыне служил Екатерине»?

А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем

В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем

4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф

5. Что происходит с Молчалиным во 2-ом действии комедии «Горе от ума»?

А) он, плохой наездник, упал с лошади

Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье

В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль

Г) Фамусов выгоняет его

6. Как отреагировала Софья на то, что произошло с Молчалиным»?

А) ушла вместе с ним из родительского дома

Б) лишилась чувств (упала в обморок)

В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли

Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным

7. Какое отчество было у дочери Фамусова?

А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна

8. Молчалин признается, что любит дочь Фамусова «по должности». А кто ему действительно нравится?

А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка

9. Кто из героев комедии рассказывает дикую историю о «театрале», который отобрал у крепостных крестьян детей, а потом, когда разорился, распродал «Амуров и Зефиров поодиночке»?

А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб

10. Фамусов рассказывает Чацкому «поучительную» историю о своём дяде-покойнике, который добился богатства и положения при дворе Екатерины (см. вопрос 3). Каким образом он стал царским фаворитом?

А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение

Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных

Тест на знание содержания 3 действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1. Кому Чацкий дал такую характеристику: « Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки »?

А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову

2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?

А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней

Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи

3. Какие два «бесценных» таланта есть у Молчалина (он о них говорит Чацкому)?

А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность

Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность

4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?

А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне

В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова

5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?

А) 3 Б) 4 В) 2 Г) 6

6. Кто взял с собой от скуки на бал к Фамусову « арапку-девку и собачку »?

А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий

7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?

А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова

8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?

А) в отсутствии контроля со стороны властей Б) в излишней гордости и нежелании жить по законам «отцов»

В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство

9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?

А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа

10. Кто вручает Софье в качестве подарка билет в театр, а чуть раньше подарил Хлёстовой « двоих арапченков »?

А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский

Литературная викторина

Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»

1 Когда была написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума?» (в 1824 году)

2 Первоначальное название пьесы? (« Горе уму»)

3 Где происходят события комедии? (В Москве; в доме Фамусова),

4 В течение какого времени происходят все действия комедии,

(Одних суток - начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утра следующего).

5. Из скольких действий состоит комедия? (Из 4х действий).

    Назовите фамилию управляющего в казенном месте.

(Павел Афанасьевич Фамусов).

7. О ком следующие слова Фамусова «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтенье прок-от не велик; Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится» (О Софье Павловне)

8. Секретарь Фамусова, живущий у него в доме? (Алексей Степанович Молчалин).

9. Кому Фамусов говорит: « Друг. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». (Молчалину).

10. Какое время для Фамусова являлся «Золотым веком».

(Прошедший век).

11, Сон Софии, где есть « и черты и любовь и страхи и цветы». На какое произведение русского поэта похожа данная ситуация?

(В.А Жуковский « Светлана»)

12. О ком говорит Лиза: « а он в ответ: « Недаром Лиза плачу кому известно, что найду я воротясь? И сколько, может быть, утрачу! «Бедняжка будто зная, что года через три…. (О Чацком).

13. Кому из героев комедии принадлежат крылатые слова «И дым отечества нам сладок и приятен». (Чацкому).

14. Откуда вернулся Чацкий? (Из Петербурга).

15. Кто такой Скалозуб? Каковы его идеалы?.

(Полковник, мечтает «чины добыть любым путем», метит в генералы).

16. Какой случай убедил Чацкого в там, что Софья любит не его, а Молчалина? (Падение Молчалина с лошади).

17. Чьи эти слова; о ком они? «Чудеснейшего свойства

Он, наконец; уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе поступков никаких чужих и вкривь и вкось не рубит,- Вот я за что его люблю. (Слова Софьи о Молчалине)

18. Каково отношение Фамусова к книгам, к образованию?

« Ученье – вот чума, ученость - вот причина»

«И впрямь с ума сойдешь, от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев» (Хлестова)

« Забрать все книги бы да сжечь» (Фамусов).

19.Кто из героев не произносит ни слова, хотя его имя упоминалось в произведении? («Петрушка»)

20. Кто говорит: «Мильон терзаний» (Чацкий)

21. О ком Фамусов говорит:

«Ну что? Не видишь ты, что он с сума сошел. Скажи

серьезно; Безумный!» (О Чацком).

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ

(Викторина по комедии А. С. Грибоедова

«Горе от ума»)

Правила игры.

В викторине состязаются две пары участников. Каждый из основных игроков(в дальнейшем мы будем именовать их дуэлянтами)имеет двух секундантов-помощников. Таким образом создаются своеобразные мини-команды. Перед началом «дуэли» секунданты получают карточки с характеристикой литературных героев или с записью принадлежащих этим героям высказываний. По предложенному материалу секунданты должны угадать имена тех персонажей, в которых предстоит перевоплотиться их товарищу-дуэлянту в продолжение игры. Когда «узнавание» успешно завершается, можно приступать к «дуэли».

Дуэльная дорожка насчитывает шесть шагов (вопросов): по три для каждой из соревнующихся сторон. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы игрокам. На обдумывание ответа даётся 20 секунд, в течение которых дуэлянту предоставляется возможность посоветоваться со своими секундантами. За каждый правильный ответ участник викторины получает одно очко, после чего делает шаг вперёд навстречу сопернику. Если ответ неверен, дуэлянт остаётся на прежнем месте. Участник, заработавший наибольшее количество очков, считается достигшим «барьера», и ему присуждается право первого «выстрела». Второй дуэлянт вынужден будет «стрелять», не достигнув «барьера». К «выстрелу», согласно правилам игры, приравнивается выполнение творческого задания, с которым дуэлянт обязан справиться без помощи секундантов. В то время, пока дуэлянты заняты подготовкой творческого задания, ведущий задаёт вопросы секундантам. Очки, заработанные последними, поступают на «счёт» основных участников игры. Арбитраж оценивает результаты поединка по своему усмотрению, а также подсчитывает очки. Из четырёх дуэлянтов в финале окажутся двое со своими секундантами. Финальное состязание выявит победителя викторины.

Дуэль 1:

Чацкий и Молчалин

А. Характеристика героя: Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти - так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Б. Высказывания героя: Блажен, кто верует, тепло ему на свет! И дым Отечества нам сладок и приятен! (Чацкий)

Вопросы дуэлянту: 1)Приехав в Москву и явившись в дом Фамусова, вы рассчитываете добиться любви Софьи и жениться на ней. Однако московские дворянские семьи за жениха признают лишь того, у кого «наберётся душ тысячки две родовых». А сколько у вас душ? Можете ли вы претендовать на руку Софьи?

2) Что имел в виду Фамусов, когда говорил о вас: «По матери пошёл, по Анне Алексеевне…» (Фамусов отмечал роль наследственных факторов в «сумасшествии» Чацкого: «…Покойница с ума сходила восемь раз». Д. 3, явл. 21) 3)Один из объектов ваших обличительных речей – галломания. «Пустое, рабское, слепое подражание» всему иностранному вызывает у вас гневное возмущение. Ах! Если рождены мы всё перенимать, Хоть у … бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. У кого же вы предлагали « занять» национальной самобытности? (У китайцев. Д. 3, явл. 22)

Вопрос секундантам: О человеке, которому вы сегодня помогаете, говорят, что он «славно пересмеять умеет всех». В ответ на колкости Чацкого Софья с издёвкой обращается к нему: Хочу у вас спросить: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали? Не припомните ли, был ли такой случай, чтобы Чацкий похвалил кого-нибудь? (Такой случай был, и не один. На протяжении действия комедии Чацкий говорит только добрые слова о Софье (исключая последний монолог). «Смеясь», говорит «добро» о Молчалине, сравнивая его с «громовым отводом», смягчившим злость «разгневанной гостьи»- Хлестовой (д. 3, явл. 13). «Притворяясь», похвалил Молчалина за «ум бойкий, гений смелый» (д. 3, явл. 5)

Карточки для «узнавания» персонажа А. Характеристика героя: Уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких; Чужих и вкривь и вкось не рубит …

Б. Высказывания героя: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других. (Молчалин)

Вопросы к дуэлянту: 1) В « Табели о рангах » найдите свой гражданский чин. Как вам удалось его получить? (Чин коллежского асессора – 8 класс – Молчалин получил при поддержке Фамусова. Фамусов. Безродного пригрел и ввел в моё семейство, дал чин асессора и взял в секретари… Д. 1, явл. 4) 2) У каждого человека есть определённые способности. « Свой талант у всех», - так вы изволили заметить. А каков ваш главный талант?) (Молчалин. Два – с. Умеренность и аккуратность. Д. 3, явл. 3) 3)Чацкий назвал вас « услужником знаменитым»: Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит! Тут в пору карточку вотрет! В нем…. не умрет! В словах Чацкого намеренно пропущена фамилия литературного персонажа который, добавим, является действующим лицом комедии (Горе от ума). Назовите этого героя. (« В нем Загорецкий не умрет!» Д. 3, явл. 13)

Вопрос секундантам: П. А. Вяземский вспоминал на склоне лет,что в комедии « Горе от ума» есть и его « капля чернил». Поэт внес поправку в сцену падения Молчалина с лошади, вызвавшего испуг и обморок Софьи. В первоначальном варианте комедии грибоедовский Чацкий говорил: « Желал бы с ним убиться для компаньи.» Вяземский заметил, что пошлое выражение « для компаньи» не подходит такому персонажу, как Чацкий, и предложил изменить реплику. Попробуйте догадаться, в чем состоит сущность совета Вяземского. Для этого вам придётся вспомнить как выглядит эпизод в окончательной редакции. (Вяземский посоветовал передать часть реплики Чацкого служанке Лизе. Таким образом, вместо одной фразы получились две.) Было: Чацкий. Желал бы с ним убиться для компаньи. Стало: Чацкий. Желал бы с ним убиться… Лиза: Для компаньи? Д. 2, явл. 8.)

Многих действующих лиц своей комедии Грибоедов наделил « говорящими» фамилиями. Дуэлянтам предлагается развить гипотезы относительно происхождения фамилий своих персонажей: Чацкого и Молчалина.

Дуэль 2:

Фамусов и Скалозуб

Задания группе участников № 1

Карточки для «узнавания» персонажа

А. Характеристика героя: Смотри ты на меня; не хвастаю сложеньем, Однако бодр и свеж, и дожил до седин

Свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем! Б. Высказывания героя: Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! (Фамусов)

Вопросы дуэлянту: 1) Как известно, вы, Павел Афанасьевич, человек занятой. Не соблаговолите ли рассказать о вашей занятости в течение недели? Какие записи внес Петрушка в календарь по вашему приказанию?

(«К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели..» «В четверг я зван на погребенье.» «Пиши в четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши крестить». Д. 2, явл. 1) 2) В разговоре с Молчалиным вы признаетесь: «Боюсь, сударь, я одного смертельно …» Чего же вы боитесь больше всего на свете? (Фамусов. Идем бумаги разбирать. Боюсь, сударь, я одного смертельно, Чтоб множество не накоплялось их… Д. 1, явл. 4) 3) В финале пьесы, узнав о тайном свидании дочери, вы были чрезвычайно разгневаны. На кого вы обрушили репрессии? (Назвать точное количество пострадавших.) Какую меру наказания вы определили для каждого? 1)Фильке и Фомке – «в работу вас, на поселенье вас». 2)Лизе – « Изволь – ка в избу, марш, за птицами ходить». 3)Софье - « в Сенат подам,министру, государю». (Д. 4, явл. 14.)

Вопрос секундантам: О признанном московском «тузе» Кузьме Петровиче Фамусов отзывается с восхищением: Покойным был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат… О каком ключе идет речь? В прямом или переносном смысле употреблено это слово в речи Фамусова? (Слово «ключ» употреблено Фамусовым и в прямом, и в переносном смысле. Прямое значение: ключ – знак звания камергера; золотой ключ на голубой ленте располагается на пуговице у левой фалды мундира. Переносное значение: умение жить)

Задания группе участников № 2

Карточки для «узнавания» персонажа

А. Характеристика героя: Известный человек, солидный, И знаков тьму отличий нахватал, Не по летам и чин завидный, Не нынче – завтра генерал.

Б. Высказывания героя: По моему сужденью, Пожар способствовал ей (Москве – О. Х.) много к украшенью.

Ученостью меня не обморочишь (Скалозуб)

Вопросы дуэлянту: 1) Фамусов одобрительно говорит о вас: Вы повели себя исправно: Давно полковники, а служите недавно. Будьте любезны, уточните, как давно вы состоите на службе? (« Я с восемьсот девяностого служу». Д. 2, явл. 5.) 2) Перед вами изображение нескольких российских наград. Найдите среди них свою. Когда и за что вы ее получили? (Скалозуб. В тринадцатом году мы отличились с братом В тринадцатом егерском, а после в сорок пятом Фамусов. Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок? Скалозуб. За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. Д. 2. явл. 5. Итак, Скалозуб получил орден анны. Его надевали на шею на ленте. А вот за какие заслуги? Литературовед С. А. Фомичев комментирует «заслуги» Скалозуба следующим образом: « 3 августа 1813 года никаких военных действий не велось, т.к. 4 июня этого года между воюющими сторонами было заключено Плесвицкое перемирие, продлившееся до середины августа. Егерские полки (то есть полки легкой пехоты) в это время находились на отдыхе под Смоленском. Однако драматург точен: 3 августа в Праге состоялось свидание Александра 1 с австрийским императором Францем 2, и встреча была ознаменована множеством наград»). 3) С теперешним дуэльным противником – Фамусовым – Вы находитесь в дальнем родстве. Ваша общая родня – некая Настасья Николаевна. В разговоре Фамусов как – то справляется: « Как вам доводится Настасья Николаевна?» Что вы ответили Фамусову? (« Не знаю – с, виноват; Мы с нею вместе не служили.» Д. 2 ,явл. 5.)

Вопрос секундантам: В гостях у Фамусова Скалозуб рассказывает почти анекдотическую историю об упавшей с лошади княгине Ласовой, у которой: Теперь ребра недостает, Так для поддержки ищет мужа. (Д. 2, явл. 9) Намек на какую библейскую легенду содержится в рассказе Скалозуба? (Суть остроты заключается в переосмыслении известной библейской легенды о происхождении первой женщины – Евы из ребра Адама).

Творческое задание соревнующимся Прочитайте наизусть монолог одного из героев комедии « Горе от ума»

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографии писателей. Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умениям анализировать произведение. Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области

Викторина

по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Алешина Наталья Алексеевна

г. Ковров

Пояснительная записка

Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.

Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.

Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.

Грибоедовская викторина

В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».

И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.

1. Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:

  1. «Грех не беда, молва нехороша».
  2. «А судьи кто?»
  3. «Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
  4. «Счастливые часов не наблюдают».
  5. «Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
  6. «…говорит, как пишет!»
  7. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
  8. «Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
  9. «…ври, да знай же меру…»
  10. «А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?

3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?

4 . Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?

5. На ком был женат Репетилов?

6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?

7. Где находилась комната Молчалина?

8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?

9. Сколько лет Софье?

10. Назовите два таланта Молчалина.

11. Как звали дядю Фамусова? Кем он был?

12. Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?

13. В какой дивизии служил Скалозуб?

14 .Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?

15. Какой фразой заканчивается комедия?

Ответы

1. Лиза (1 действие, явление 5)

2.Чацкий (2 действие, явление 5)

3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)

5.Молчалин (действие 4, явление 12)

6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)

7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)

8.Фамусов (1 действие, явление 4)

9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)

10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)

2. Действие комедии происходит в четверг, зимой:

«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)

«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)

«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)

4 .Дедов Чацкого звали Илья и Алексей

«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)

«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)

5 .Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,

«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»

«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)

6 .Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.

«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)

7. Комната Молчалина находилась под лестницей.

«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)

8. Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого

«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)

9 .Софье 17 лет:

«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)

10. Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)

11. Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.

«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)

12. Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.

«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)

13. Скалозуб служил в 15-й дивизии.

«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).

14. Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).

15. Комедия заканчивается словами Фамусова:

«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Источники

1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.