Ямайский артист Боб Марли был не только первоклассным певцом и гитаристом, исполнявшим собственные песни. Он сделал ямайский стиль регги международным достоянием, благодаря своей популярности. Кроме этого, Марли своим творчеством способствовал победе панафриканизма в родной стране и внёс вклад во всемирное движение за равноправие чернокожего населения планеты. Причиной смерти Боба Марли стало онкологическое заболевание.

Боб родился на Ямайке, в 1955 году, от связи европейца с 16-летней ямайской девушкой. Он вырос в небогатой провинции и начинал своё знакомство с миром как руд-бой: агрессивный и презирающий опасность представитель молодёжной субкультуры. Переехав с матерью в 1950 году в столицу Ямайки – Кингстон, он начал усиленно интересоваться музыкой и стал брать уроки у знаменитого певца Джо Хигса. В 1963 году они вместе написали первый сингл для Марли «Judge Not». Позже Боб, вместе с друзьями, организовал вокальную группу. Их первая же песня стала хитом на Ямайке и разошлась тиражом в 80 тысяч экземпляров.

После нескольких неудач, группе удалось создать собственный альбом, вышедший за пределы острова. В 1973 году их музыкальный коллектив выехал на свои первые гастроли в Америку. После того, как часть его коллег-музыкантов занялась сольной карьерой, Боб собрал новую группу с женским вокальным трио, в котором пела его жена Рита, и поехал с ними в турне по Африке, Европе и всему американскому континенту. Уже в середине 1970-х годов группа стала признанным авторитетом стиля регги и его лицом.

После этого блистательного вояжа, Боб был признан у себя на Ямайке культовой фигурой, а его выступления, а так же – политические и религиозные взгляды, стали примером для подражания. В декабре 1976 года он даже оказался жертвой политического покушения. Марли получил ранения в грудь и руку, но провёл концерт-акцию, в поддержку премьер-министра Майкла Мэнли, ратующего за примирение борющихся сил. Это было выступление для 80-тысячной аудитории, продолжительностью в полтора часа.

Подобным концертом Боб порадовал своих сограждан и в 1978 году, когда добился рукопожатия вождей двух противоборствующих сторон прямо на своей сцене, для предотвращения гражданской войны. В это время он уже был убеждённым растаманом — последователем религиозного движения -субкультуры потомков чернокожих рабов, включающего в себя систему взглядов, типа поведения и музыки. Этот выбор, возможно, объясняет, почему умер Боб Марли.

По понятиям расты, человек не имеет права на ампутацию, а врачи обнаружили у Боба злокачественную меланому на большом пальце ноги – результат старой футбольной травмы. Марли продолжал жить по-прежнему, но когда ему стало плохо после концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, его турне прекратились. В результате лечения в Мюнхене, в 1980 году, улучшения не наступило. В мае 1981 года певец умер в больнице, в возрасте 26 лет и похоронен по обряду эфиопской православной церкви. После его смерти осиротели его жена, 7 сыновей, 4 родные, и 2 — приёмные дочери. Большинство из них впоследствии стали музыкантами.

1474 Просмотров

Боб Марли - ямайский гитарист, вокалист и композитор.
Он оставил этот мир в 1981 году. С этого момента в стиле регги так никто и не стал более извесным и признанным, чем он.

Марли скончался от рака. Умирал он тяжело, болезненно, мучительно. Причиной была меланома в его ноге, и отказ от лечения в силу своих религиозных убеждений. Болезнь долго терзала музыканта, распространяясь по всему телу и отравляя всю его жизнь.

Поговаривают, что смерть великого растамана ничто иное, как заговор.

Когда 11 мая 1980 года было объявлено о смерти Боба Марли в госпитале «Ливанские Кедры» в Майами, все растаманы, сколько-либо разбирающиеся в современной политической ситуации, в один голос заявили о том, что Король Реггей был преднамеренно убит.

До этого, в 1976-м году на Марли было совершено покушение, явившееся, вероятнее всего, результатом противоборства двух крупных политических партий Ямайки - Лейбористской партии Ямайки (ЛПЯ), поддерживаемой США, и Национальной народной партией (ННП), бывшей в союзе с Кубой.
Марли не поддерживал ни одну из сторон, но ННП пыталась привлечь на свою сторону самого музыканта, а с ним и членов движения растафари.

“…раста не работает на ЦРУ” - Боб Марли.

Сторонники ЛПЯ, такие, как, например, США, знали, что избавиться от Марли - значит навредить избирательной кампании ННП.
Почему бы этим не воспользоваться?

Он мешал, и раздражал многих.

Его воинственный бренд рутс-реггей был революционным по своему воздействию.
Слово, Звук и Сила их музыки способствовали политическим, экономическим, общественным и религиозным переменам по всему миру. Музыка Марли вдохновляла Южно-африканское движение против апартеида, партизан Зимбабве, боровшихся против колониального режима Яна Смита.

Даже богатые детишки именитых американских семей, посещая концерты Боба, начинали понимать смысл его слов, стремились к социальным переменам и "падению Вавилона". Это достаточная причина для его убийства.

Музыка Марли оказывала на людей большее воздействие, чем оружие и бомбы.

Боб Марли, одно его имя, его уникальный имидж, поощрение употребления конопли, материальная и моральная поддержка народно-освободительных движений в Африке и тот факт, что он стал миллионером - независимый радикальный растаман-миллионер с Ямайки! - все это представляло серьезную угрозу для североамериканского статус-кво и влиятельных политических лиц, собирающихся осуществить свои планы по установлению нового мирового порядка.


К 1980 году Боб Марли становится самым популярным исполнителем третьего мира, чье бесконечное влияние на умы людей росло с каждым днем.

А вот строчки из одной из самых известных его песен: "Пока цвет кожи будет иметь большее значение, чем цвет его глаз, - будет война… Пока будут существовать граждане «первого» и «второго сорта»… Пока подлые бесчеловечные режимы, терзающие наших братьев в Анголе, Мозамбике, ЮАР, не падут и не будут полностью уничтожены - быть войне…"

Да уж, вряд ли типы из ЦРУ могли пропустить это мимо ушей.
Боб был занесен в черные списки ЦРУ, и, как символ революционной борьбы третьего мира, был аккуратно "убран".

Но КАК - спросите Вы? Если Марли умер от рака, то как причиной смерти могло стать убийство?

По многочисленным рассказам близких людей известно следующее: 36-летнему Марли дали футбольные бутсы с куском медной проволоки, на которой находилась канцерогенная субстанция, заразившая его, когда он поранил палец. Когда Марли надел ботинки, то почувствовал резкий укол в ногу.

Ходят слухи, что это был Карл Колби, сын директора ЦРУ Уильяма Колби.

Сам Марли говорил, что менее чем через год после этого случая в его ноге образовалась меланома. А досье ЦРУ на Марли по сей день засекречено.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Боб Марли культовая личность на мировой музыкальной арене. Не каждому музыканту суждено стать символом борьбы с расовой дискриминацией, донести до всего мира проблемы своей страны и всего континента и, наконец, стать основателем уникального музыкального стиля – которым является регги.

На протяжении полувека интерес к регги и творчеству Боба Марли не угасает, люди по всему миру слушают регии и помнят Марли . Сам стиль регги, получив мощный толчок, по средствам Боба Марли стал активно развиваться и в настоящее время регги имеет множество разновидностей и подвидов , сотни групп творят в этом музыкальном стиле регги. Что еще более интересно, регги развивается не только на Ямайке , но и во многих других странах мира, в том числе и в России.

Боб Марли был голосом своей страны, голосом своего времени, в своих песнях он сокрыл свое отношение и к политической системе Ямайки, и проблемам всего земного шара. В его творчестве нашлось место и прекраснейшим романтическим песням. Боб Марли навсегда останется в сердцах многих людей, а его творчество поможет в жизни многим поколениям людей.

В британской газете Daily Star появилась сенсационная информация о том, что Центральное разведывательное управление причастно к смерти иконы регги, легендарного ямайского музыканта и исполнителя Боба Марли.

Марли в 1976 году пережил покушение, которое совершили трое преступников в его доме на Хоуп-роуд на Ямайке. Он умер в больнице Cedars Of Lebanon в Майами 11 мая 1981 года от редкой формы злокачественной меланомы, возникшей в 1977 под ногтем большого пальца его правой ноги. Боб, пишет музыкальный критик Марк Бомонт, впервые обнаружил меланому, играя в футбол в 1977 году, когда травма стопы причиняла ему острую боль. Со временем состояние певца только ухудшалось. Когда врачи обнаружили у Марли рак, ему посоветовали ампутировать палец ноги, но он отказался, так как по его религиозным убеждениям избавление от части тела считалось грехом.

Болезнь распространилась по всему телу к лету 1980 года. В последние месяцы жизни музыкант лишился своих знаменитых плетеных волос - дредов, ставших неотъемлемой частью его имиджа, и весил, будто малый ребенок. 21 мая 1981 года ему устроили государственные похороны, на которые съехались коллеги, друзья и поклонники со всего света. Марли похоронили возле часовни, недалеко от места, где он родился, а в гроб положили его любимую гитару "Гибсон".

Как и в случаях с другими выдающимися исполнителями, ушедшими из жизни в молодом возрасте (Марли было 36 лет), о его смерти сразу заговорили: что это было? Почему такой ранний уход? Появилась и теория заговора. Но все вопросы оставались без ответов. Подозревали, что ЦРУ устроило охоту на Марли за его откровенно левацкие взгляды, опасаясь, что когда он, обожаемый всей страной, станет президентом Ямайки, США вдобавок к Кубе получат еще один коммунистический остров в своем "подбрюшье". Предполагается, что именно "Фирма" стояла за покушением на Хоуп-роуд и, не сумев убить его в собственном доме, пошла еще дальше в использовании тайных средств расправы. По одной из версий, Карл Колби, сын покойного директора ЦРУ Уильяма Колби, якобы подарил Марли пару ковбойских сапог, и, когда Боб надел их, радиоактивная медная проволока, находившаяся внутри с радиацией на конце, уколола его палец, вызвав рак. По другой версии, Марли отравил некий Эсселс, который являлся бывшим офицером СС, работавшим с ЦРУ. Кстати, ученые в Третьем Рейхе еще на рубеже 1930-1940-х годов научились вызывать онкологические заболевания искусственным путем.

В своих песнях Марли негативно высказывался о методах ЦРУ

И вот теперь появилось новое признание. Находясь на смертном одре и понимая, что умирает, 79-летний Билл Оксли признался, что именно он заразил легенду редкой формой рака. Принцип тот же, что якобы применил Колби-младший. Только Оксли, прикинувшись журналистом "Нью-Йорк таймс" и напросившись к Марли на интервью, подарил певцу модные кеды "Конверс", в которых также находилась смертельная игла, уколовшая его палец. А дальше - несколько лет мучений, причем Оксли сказал, что помогал Бобу советами, а на самом деле, еще больше губил его здоровье. Экс-агент признался, что тогда ЦРУ ушло от тактики "взрывов и диверсий" и перешло на новые "формы работы", к которым относилось заражение неугодных лиц (тогда это были в основном деятели контркультуры) раковыми клетками. О себе Оксли сообщил, что работал в ЦРУ в течение 29 лет и, по его словам, часто использовался в качестве киллера, "устраняя лиц, которые считались представляющими угрозу интересам Соединенных Штатов". "Я был патриотом, я верил в ЦРУ, и я не сомневался в мотивации агентства - я всегда понимал, что иногда жертвы должны быть принесены для большего блага", - сказал старик на смертном одре. По его словам, с санкции правительства ЦРУ с 1974 по 1985 год якобы организовало убийство еще 17 человек по идеологическим мотивам.

Непонятно, почему британская газета решила именно сейчас сделать одной из главных тем своего номера историю, которая гуляет по интернету с начала этого года. Портал Fact Check ("Проверка фактов"), занимающийся доскональными расследованиями подобных сенсационных материалов, называет эту новость "фейковой". Признание Оксли впервые было опубликовано в интернете порталом Your News Wire.com. Это один из самых печально известных веб-сайтов фейковых новостей. Дальнейшее расследование показало, что человек по имени Билл Оксли не работал в ЦРУ. Журналисты Fact Check позвонили в больницу, но им сказали, что пациент по фамилии Оксли у них не лечился. Единственное упоминание его имени - это данная "сенсационная статья" в интернете. С момента ее публикации на сайте на материал не откликнулись ни ЦРУ, ни какие-либо родственники, близкие, коллеги источника сенсации. Хотя фото и даже видео материала, на котором запечатлен умирающий старик с капельницей в носу, обнародовано в интернете. Впрочем, этот возможный фейк не опровергает теорию странной смерти Боба Марли, чью память потревожили без всякого на то информационного повода. В 2014 году во время эксгумации останков легенды регги и их экспертизы действительно выяснилось, что его меланома появилась не из-за воздействия солнечных лучей, как считалось ранее. Скорее всего, Боба Марли действительно "отравили" вирусы и бактерии, искусственно вызвавшие у него рак.

С другой стороны, нужно ли было ЦРУ ждать целых четыре года, пока исполнитель, сблизившийся с радикальными движениями, уйдет из жизни? Ведь есть и другие вещества, воздействие которых, как и радиационное отравление, может быть более быстрым и эффективным.

Марли действительно не доверял ЦРУ и писал песни, критикующие разведывательное агентство, которое имело свои интересы на Ямайке и с начала 1970-х активно вмешивалось в выборы в этой стране. В рассказанной истории, впрочем, есть один важный момент. Невольно эта "фейк-сенсация" лишний раз подтверждает версию о том, что западные спецслужбы тайно отравляли людей опасными веществами. Тысячи солдат использовались в качестве "подопытных свинок" для испытания химических боевых средств в лаборатории британского Порт-Дауна, и эти "опыты" продолжались годами. В ходе пресловутого проекта ЦРУ под названием MKULTRA агенты проверяли воздействие на людей ЛСД. Во время работы над книгой о , где речь шла о странных болезнях Фиделя и президента Венесуэлы , умершего в рассвете сил от рака, автору удалось поговорить с экспертом, утверждавшим, что западные спецслужбы обладают технологией имплантации посредством лазера на расстоянии раковых клеток в тело неугодного человека. Как раз тогда, лет восемь назад, известные левыми взглядами главы государств Латинской Америки, не желавшие "плясать под дудку Вашингтона", заболели раком. В 2000-е годы онкологические заболевания были диагностированы у практически всех левых политиков, пришедших к власти в Латинской Америке, которые проводили политику, противоречащую доктрине Монро и интересам Вашингтона. Тогдашний президент Аргентины Кристина Киршнер заболела папиллярным раком щитовидной железы. До этого ее муж, президент Киршнер в возрасте 60 лет умер от рака кишечника. Рак груди обнаружили у Дилмы Русефф, в те годы возглавлявшей Бразилию. Экс-президент Бразилии Лула да Сильва заболел раком горла. У бывшего священника, или как его называли "епископ бедных", президента Парагвая Фернандо Луго обнаружили лимфому. Рак носа был диагностирован у президента Боливии Эво Моралеса, рак простаты у тогдашнего президента Колумбии Хуана Мануэля Сантоса Кальдерона. "Фидель предупреждал меня: "Чавес, будь осторожен. Эти люди уже изобрели технологию. Следи за тем, что ты ешь. Они могут подложить маленькую иглу и введут в тебя, что угодно". Я никого не обвиняю, я просто рассуждаю о возможных причинах того, что мы все одновременно заболели раком", - сказал тогда, за три года до смерти Уго Чавес.

А пока тайна смерти Боба Марли, похоже, так и остается неразгаданной.