Он переезжает в Мюнхен , где знакомится с немецкими экспрессионистами . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кандинский, Композиция номер 7

    ✪ Кандинский и «Синий Всадник»

    ✪ Преобразование живописи. Выпуск 9. Пикассо и Кандинский

    ✪ Василий Кандинский. Композиция VII

    ✪ Василий Васильевич Кандинский. Художник.

    Субтитры

    Перед нами очень большое полотно, которое создал русский художник Василий Кандинский в Мюнхене в 1913 году. Сейчас эта картина находится в Москве. За год до начала Первой мировой войны. Она называется «Композиция №7». Кандинский часто давал картинам абстрактные названия. У него есть несколько «композиций», несколько «импровизаций». Видимо эти названия он… Он заимствовал из музыки. Точно. Будто это оркестровка. Для него это и есть оркестровка. Для Кандинского были важны разные аспекты, и один из них как раз прочная связь цвета, музыки и чувств. То, как мы видим звуки и слышим цвета. - То есть почти кинестетическое ощущение, да? - Да. Есть некое естественное сочетание цвета и звука, цвета и формы. По-моему, все чувства взаимосвязаны. Возможно. Существуют разные виды восприятия. Скажем, «этот суп синий на вкус». Именно. Или «буква Б - желтая». Ты напомнил мне об одной истории. В три года у меня заболело горло, и я пришла к врачу. Доктор спросил: «Как твое горло?» А я ответила: «Красное». Вернее, я даже крикнула: «Красное!» И я отчётливо помню это ощущение красного цвета. - Именно! - Так мне было удобнее всего выразить свои ощущения в горле. Так что, возможно, все чувства связаны между собой. Мне кажется, Кандинский имел в виду именно это, хоть и не в буквальном смысле. Наш мозг разрушил это единство всех чувств. Мы вырастаем, впитываем условности, всё больше и больше удаляясь от этих первичных связей. И Кандинский большую часть жизни потратил на то, чтобы вернуться к истокам. Верно. Давайте вернёмся к картине. Я смотрю на неё, потом отвожу взгляд, потом возвращаюсь снова и пытаюсь понять. Думаю, Кандинский сложен для восприятия, потому что зачастую непонятно, что он вообще делает. Но мне кажется, важно не столько то, что он делает, сколько то, как это всё выглядит, или даже то, как это звучит. Он называл свои картины «композициями» или «импровизациями». Кандинский дружил с одним из величайших композиторов раннего модернизма, австрийцем Арнольдом Шёнбергом. Шёнберг работал с атональными звуками, атональными системами и композициями. Если смотреть на картину Кандинского, слушая музыку Шёнберга, всё обретает новый смысл. Давай послушаем? Когда я слушаю Шёнберга, его атональную музыку, у меня часто возникает ощущение, что он пытался выделить звук и позволить ему существовать абстрактно, в виде самого себя. Пожалуй, и правда есть связь между этой идеей и работами некоторых художников того периода, в частности, Кандинского. Думаю, когда произведение перестаёт быть частью природы, будь то музыка в отрыве от повествовательной композиции или же… Но ведь музыка, высокая музыка, которую мы называем классикой, часто бывает оторвана от реальности. Хотя и есть исключения. Например, Шестая симфония Бетховена передаёт бурю. Но чаще повествования как такового нет. Абстрактность - её неотъемлемая черта. - Музыки. - Да, музыки. Но в атональной системе акцент сознательно делается на сами звуки, на воплощение музыки как таковой. И это, на мой взгляд, согласуется с подсознательной, абстрактной живописью. - Да. - Ты сейчас затронула очень важную тему - о принципиальном отличии живописи от музыки. Ведь живопись всегда старается притвориться тем, чем она не является. В этом плане музыке, с присущей ей абстрактностью, на протяжении всей истории приходилось легче. Музыка отчётливо меняет настроение, позволяет человеку находиться в другом пространстве. Она пробуждает эмоции и словно переносит в определённое место. А когда я слушаю Шёнберга, мне становится как-то некомфортно. Его музыка неприятна, я испытываю прямо-таки физический дискомфорт. Она мне не нравится, но идея отчасти именно в этом и состояла. И живопись в период модернизма, в начале XX века, тоже пыталась спровоцировать распад. - Да. - По-моему, это очень интересно. Где же атональность или диссонанс на картинах Кандинского? В этих формах, которые негармоничны? Здесь? Точно. Например, на этом полотне формы и линии словно движутся в разных направлениях. Части картины сталкиваются и соединяются, создавая диссонанс. Будто разрывают пространство. Почему же модернизм так жаждет разорвать мелодию, гармонию звуков, и видит в атональности самый удачный способ самовыражения? Кандинский старается передать свое личное, субъективное восприятие цвета, формы, любого предмета, который он видит. Он воссоздает субъективный момент, стараясь, чтобы в нём было как можно меньше общего с реальностью. Мост не должен быть похож на мост. Он должен быть похож на ощущения художника, который идёт по мосту. Вот я смотрю наверх. Что там? Линия горизонта? Не знаю. Может быть это пейзаж? Нужно догадаться, где что. Думаю, в этом и заключается суть. Похоже, тема картины - конфликт форм как таковых. - Да. - Думаю, вы правы. Художник будто старается обмануть наши ожидания увидеть в этом пейзаж, натюморт или другой образ, пусть даже абстрактный. Получается, Кандинскому, на мой взгляд, удаётся вывести нас на другой уровень восприятия, где мы в полной мере можем рассмотреть конфликт между формами и цветами как таковыми. И абстракция становится разумной. Красный против жёлтого, синий против зелёного. Да. Да, и в каком-то смысле музыка, которую мы только что слушали, делает то же самое. Сам термин «атональный» подразумевает некий конфликт между звуками. Такое ощущение, что в современном мире что-то не сходится. - Отчасти. - В классической музыке есть повествование. Повествование и развязка, хоть и рваная. - Да. - А здесь такое чувство, будто ничего не держится. - Да. - Помните, как у Йейтса: «Все рушится». Словно нет больше такого повествования, которое может объяснить жизнь, может придать ей смысл, определить положение человека в мире. Так и тянет сказать: это же 1913 год, мир уже на пороге войны! - Да. - Все игроки уже на поле. Думаю, с такими словами надо быть аккуратнее, и всё же момент тогда был критический. Неизбежно возникает мысль об апокалипсисе. Мы об этом не упоминали, но мне кажется, в этой картине Кандинский стремится выразить разрушение и обновление. И это связано с идеей апокалипсиса, столь соблазнительной для художников того времени. - Да. - Уничтожить всё, что есть. Ведь чтобы создать новое, нужно уничтожить существующее. В этом и суть разрушения. Стереть это всё. - Полностью. И создать утопию. - Да. Которая придёт на смену. По-моему, просто поразительно, что это было до Первой мировой. И как всё изменилось после войны. Когда художники осознали, что стереть всё - не самая лучшая идея. Что это не обязательно пойдет на пользу. - Да. А ведь теперь у нас есть технологии… - Да. Позволяющие сделать это. У нас есть пулемёты, есть… И смотрите, что вышло: люди искалечены, ужасно изуродованы, и в этом нет ничего красивого. Не все вернулись с войны. У художников не осталось образов, которые помогли бы постичь новую правду. Они лишь видят то, как люди жестоки друг к другу. Но эта картина была написана раньше, когда ещё была жива идея, что апокалипсис принесёт новую истину. А есть ли здесь некий религиозный… - Скорее духовный. - Да, духовный аспект. Определенно. Да. Кандинский написал работу «О духовном в искусстве» в 1911 году, за два года до создания этой картины. В книге он искал связи между цветом, искусством, религией и духовностью и глубокой верой. Он считал, что современный мир утратил эту духовность, простодушие, настоящие эмоции. Первозданные эмоции. И апокалипсис может вернуть человечеству то, что культура, в некотором, роде у нас украла. Очень примитивистская идея. На мой взгляд, эта идея, эти цвета, эти взаимосвязи, то, как всё расходится и соединяется, - всё это… Знаете, когда я разрешаю цветам, линиям и формам вызывать во мне какие-то ощущения, вкусы и звуки, я начинаю получать удовольствие от картины. Здесь есть некая невероятная свобода, заключённая в слове «экспрессионизм». Эта картина сильно отличается от более позднего творчества Кандинского, где он стремится к систематизации и чёткости. А здесь дивное ощущение изобретательности. - Полотно огромное, оно будто погружает в себя. - Да. Интересно, насколько глобальную мысль пытался донести до нас художник. Это симфония. Чем дольше я смотрю на картину, тем лучше я её понимаю. Но никакого удовольствия я не получаю. Это трудная картина. Трудная картина, да. И, наверно, она такой и создавалась. Действительно, очень непросто. Интересно, что и до сих пор она кажется трудной. Уже были и Дюшан и Уорхол, миновал целый век модернизма и постмодернизма, но эта картина всё равно трудна для восприятия. Как и музыка Шёнберга. - Да, Шёнберг тоже сложен. - Да. - Это говорит о многом. - Верно. Subtitles by the Amara.org community

Биография

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой , а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества .

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе , здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета , где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова , изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля) совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии .

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года . В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским , М. В. Верёвкиной , В. Г. Бехтеевым , Д. Н. Кардовским , М. В. Добужинским , И. Я. Билибиным , К. С. Петровым-Водкиным , И. Э. Грабарем .

Наиболее известные работы

  • «Колебание»
  • «Композиция»
  • «Москва»
  • «Восток».

Персональные выставки

В настоящее время около 40 работ находятся в Мюнхене (Городская галерея в доме Ленбаха).

Сочинения

Память

Источники

  • Личное дело Василия Кандинского, заведенное в Имперском комиссариате по охране общественного порядка Германии (РГВА. Ф. 772k, Оп. 3, Д. 464).

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий , Автономова Наталия . Василий Кандинский. - М. : Галарт , 1994. - 238 с. - 5000 экз. - ISBN 5-269-00880-7 .
  • Абрамов В.А. В.В.Кандинский в художественной жизни Одессы Документы. Материалы . - Одесса: Глас, 1995. - ISBN 5-7707-6378-7 .
  • Турчин В. Кандинский в России. - М. : Художник и книга, 2005. - 448 с. - ISBN 5-9900349-1-1 .
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия . Кандинский и «Синий всадник». - М. : Министерство культуры Российской Федерации , Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. - 160 с. - ISBN 978-5-4350-0011-5 .

Статьи

  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work. - N. Y. , 1958.
  • Рейнгардт Л. Абстракционизм. // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. - М. , 1969. - С. 101-111.
  • Schulz,Paul Otto . Ostbauern. Köln: DuMont, 1998. - ISBN 3-7701-4159-8 .
  • Азизян И. А. Москва В. В. Кандинского // Архитектура в истории русской культуры. - Вып. 2: Столичный город. - М. : УРСС, 1998. - ISBN 5-88417-145-9 С. 66-71.
  • Азизян И. А. Концепция взаимодействия искусств и генезис диалогизма XX века (Вячеслав Иванов и Василий Кандинский) // Авангард 1910-х - 1920-х годов. Взаимодействие искусств. - М. , 1998.
  • Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция

Творчество Василия Васильевича Кандинского

(1866-1944)

Творчество Василия Васильевича Кандинского - уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».

Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. - группу «Синий всадник».

В работах Кандинского 1900- 1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма («Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г.) до российского «Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г.). Не без воздействия символизма Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г.).

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г.), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.): «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве - абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция - это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий - только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния

Василий Кандинский - русский художник и теоретик искусства, ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как О духовном в искусстве ».

Баухауз

оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» - «Der Blaue Reiter ». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование « О духовном в искусстве ».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз », где подружился с другим творческим авангардистом - Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства - Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений - импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

16. «Синий», 1922 год

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

17. «Черный и фиолетовый», 1923 год

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

18. «На белом II», 1923 год

Визуальное представление на двух основных нюансах - черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

19. «Желтый, красный, синий», 1925 год

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

20. «Композиция X», 1939 год

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) - русский художник и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма . Был одним из основателей группы «Синий всадник».

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, куда семья Кандинского переехала в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского университета, где в 1893 начинает преподавать и назначается доцентом. В 1896 знаменитый Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается. В 30 лет Кандинский принимает решение стать художником. Во многом это происходит под влиянием выставки импрессионистов, проведенной в Москве в 1895 году и впечатлением от картины «Стог сена» Клода Моне . В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами . После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауза нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

Василий Кандинский родился в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832-1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование. В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 году Кандинский окончил юридический факультет. В 1895-1896 работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 году он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 года. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским , М. В. Верёвкиной , В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским , И. Я. Билибиным , К. С. Петровым-Водкиным , И. Э. Грабарем.

С 1897 года обучался живописи в частной студии А. Ашбе .

В 1900 году поступил в Мюнхенскую академию художеств , где обучался у Франца фон Штука . С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой преподавал.

С 1900 года Кандинский много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников.

Летом 1902 Кандинский пригласил Мюнтер, Габриеле на его летние уроки живописи под Мюнхеном, в Альпы. Так их отношения из профессиональных перешли более в личные.

В 1910 и 1912 годах также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 году Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные

Наверное, не существует таких людей, которые при первом знакомстве с творчеством Кандинского признали бы его гениальность. Первый взгляд на его «композиции», «импровизации» и «импрессии» провоцирует разные мысли: от «такое мог бы и ребенок намалевать» и до «что же хотел на этой картине изобразить художник?». А при более глубоком знакомстве оказывается, что художник и не собирался ничего изображать, он хотел заставить вас чувствовать.

Великий первооткрыватель абстракции Василий Кандинский совершенно не собирался становиться художником и тем более философом мира искусства. Напротив, его отец – известный московский коммерсант того времени Василий Сильвесторович Кандинский – видел его успешным юристом, что привело будущего абстракциониста на юридический факультет Московского Университета, где он изучал политическую экономику и статистику. Безусловно, Кандинский вырос в интеллигентной семье, которая не отрицала важность искусства в жизни человека, поэтому еще юношей Василий получил базовые знания в мире музыки и живописи. Но вернулся к ним он лишь после того, как ему исполнилось 30 лет, чем еще раз подтвердил простую истину – начинать никогда не поздно. Несмотря на любовь к своей родине, в частности к Москве, которая не раз появится на его полотнах, Кандинский в 1896 году ради своей страсти к живописи переезжает в Мюнхен – город, славившийся в то время своей открытостью к новым жанрам искусства и гостеприимством для начинающих художников. Толчком к тому, чтобы бросить привычный образ жизни и отправиться в неизведанное, стал повод, совершенно не связанный с искусством, – в мире физики произошло очень важное событие – открытие разложения атома. Как писал в своих письмах научному руководителю сам Кандинский, этот переворот в мире физики вызвал у него странные чувства:«Рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким…» .

Тот факт, что мельчайшая частица не является целостной, а состоит из множества еще неизученных элементов, привел будущего художника к новому мировоззрению. Кандинский осознал, что все в этом мире можно разложить на отдельные составляющие, и сам он описывал это чувство так:

«Оно (открытие) отозвалось во мне, подобно внезапному разрушению всего мира” .

Еще одним поводом к полному перевороту сознания Кандинского стала выставка французских импрессионистов, привезенная в Москву. На ней он увидел картину Клода Монэ «Стог Сена». Это произведение поразило Василия Васильевича своей беспредметностью, так как до этого он был знаком исключительно с реалистичной живописью русских художников. Несмотря на то что на картине с трудом угадывается сюжет, она затрагивает определенные чувства, вдохновляет и остается в памяти. Именно такие глубокие и волнующие произведения решил создавать и Кандинский.

В Германии Василий Кандинский быстро осваивает классический рисунок, технику импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов, и вскоре уже становится признанным авангардистом. В 1901 году свет увидела его первая профессиональная картина «Мюнхен. Планегг 1», в которой сочетались яркие мазки Ван Гога и нежный солнечный свет импрессионистов. Впоследствии Кандинский в своем творчестве стал уходить от детализации своих творений, двигался от реалистичности к экспериментам с цветом.

«Мюнхен. Планегг 1» (1901) – Частная Коллекция

Первым шагом на пути к абстракции стало написание философского трактата «О духовном в искусстве» в 1910 году. Книга сильно опережала свое время, поэтому издателя для нее было найти очень сложно. Интересен тот факт, что оригинал написан Кандинским на немецком языке, а на русском книга вышла только в 1967 году в Нью-Йорке благодаря Международному Литературному содружеству и жене художника – Нине Кандинской. На языке оригинала в Мюнхене книга вышла в 1911 году и имела невероятный успех. За год ее издавали 3 раза, а в Скандинавии, Швейцарии и Голландии, где распространен немецкий язык, книга читалась всеми, кто имел хоть какое-то отношение к искусству. Русские авангардисты имели возможность ознакомиться с содержанием трактата на Всероссийском съезде художников в декабре 1911 года благодаря докладу Н.И. Кульбина «О духовном в искусстве». В нем он использовал некоторые главы книги Кандинского, включая главу о разных возможных геометрических формах в абстрактном творчестве, что сильно повлияло на передовых русских художников того времени, включая Казимира Малевича. Но труд Кандинского – это не учебник. «О духовном в искусстве» – это философское, очень тонкое и вдохновляющее произведение, без которого понять и прочувствовать картины великого абстракциониста просто невозможно. В самом начале книги Кандинский делит всех художников на 2 типа, основываясь на определениях Роберта Шумана и Льва Толстого. Композитор считал, что «призвание художника – посылать свет в глубины человеческого сердца», а писатель называл художника тем человеком, «который может нарисовать и написать все». Кандинскому чуждо второе определение, сам он называет таких людей «ремесленниками», чье творчество не наполнено смыслом и не имеет ценности.

«В нашей душе имеется трещина, и душа, если удается ее затронуть, звучит, как надтреснутая драгоценная ваза, найденная в глубине земли».

Большое влияние на художника всегда оказывала музыка, так как именно она является единственным абсолютно абстрактным искусством, заставляющим работать наше воображение, избегая предметности. Как ноты складываются в прекрасную мелодию, так и краски Кандинского в своем сочетании рождают удивительные картины. Сильнее всего вдохновила начинающего художника увертюра оперы Рихарда Вагнера. После знакомства с ней Кандинский задался вопросом, сможет ли он создать картину такого же сильного эмоционального наполнения, как произведение великого композитора, «в которой краски стали бы нотами, а цветовая гамма – тональностью?».

В поисках ответа на этот вопрос Кандинскому помогло знакомство с австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. В январе 1911 года в Мюнхене художник услышал атональные произведения своего будущего друга и союзника и был потрясен. Благодаря концерту Шенберга родилась еще не до конца абстрактная, но уже почти беспредметная картина мастера «Импрессия III . Концерт». Темный треугольник на картине символизирует рояль, ниже можно увидеть притянутую музыкой толпу, а цветовое решение прекрасно отражает то яркое впечатление, которое получил Кандинский на концерте Шенберга.

Кандинский был уверен, что именно Шенберг правильно воспримет его философию абстрактного творчества, и не ошибся. Композитор поддержал художника в его начинаниях с цветовыми экспериментами и поиском «антилогичной» гармонии, на первое место в которой вставали бы чувства, а не сюжет. Но не все деятели искусства разделяли подобную точку зрения, что привело к расколу среди художников и созданию сообщества единомышленников–абстракционистов «Синий Всадник». Объединившись с художниками Августом Маке, Францом Марком и Робером Делане и, конечно, композитором Арнольдом Шенбергом, Кандинский наконец-то попадает в среду, способствующую переходу к полной абстракции в творчестве, поиску новых форм и цветовых сочетаний.

«Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Невозможно спорить в этом утверждении с Кандинском, потому что множество современных исследований доказывает, что цвет влияет даже на наши примитивные желания и состояния: все знают, что красный цвет вызывает аппетит, зеленый успокаивает, а желтый добавляет нам бодрости и энергии. А сочетая разные цвета и формы в картине, можно повлиять и на более глубокие чувства. Этого и хотел добиться великий художник. Эксперименты Кандинского повлияли на многих художников начала XX века, в том числе на Пауля Клее, который до знакомства с основателем «Синего Всадника» был графиком, избегающем разноцветья в своих картинах, а после был известен благодаря своим нежным, в каком-то смысле наивным акварелям. Швейцарец разделял любовь абстракциониста к музыке и его мысль о том, что искусство должно вызывать сильные эмоции, помогать человеку слушать внутреннее «я» и обретать понимание процессов, происходящих в окружающей среде.

«Искусство не воспроизводит видимое, но делает видимым то, что не всегда таковым является». (с) Пауль Клее

Именно с таким посылом начинает писать свои картины Кандинский после 1911 года. Например, в нашей Третьяковской галерее можно увидеть одно из самых значимых и масштабных произведений художника, написанное в 1913 году, – «Композиция VII ». Художник не дает никаких подсказок к сюжету: на картине есть только цвет и форма, распределившиеся на огромном полотне (работа считается самой большой из всего творчества Кандинского – 2х3м). Масштаб позволил разместить на картине различные по интенсивности и цветовому решению фрагменты: остроугольные, тонкие, в основном темные элементы в центре и более плавные формы и нежные цвета по периметру позволяют нам испытать разные ощущения, глядя на одну и ту же картину. Мрачные тона справа контрастируют со светом на этом полотне, окружности с нечеткими краями рассекаются жесткими прямыми линиями. Композиции Кандинского – это сочетание несочетаемого, поиск гармонии в хаосе, это произведения, скорее похожие на музыку, так как являются наиболее абстрактными. Именно эти произведения считаются главными проводниками философии художника и кульминацией всего его творчества.

Также понимая, что большинству людей нужны подсказки для осознания его искусства, Кандинский продолжает писать свои «Импровизации», в которых прослеживается тонкая (а в отдельных произведениях и достаточно явная) нить, связывающая абстракцию с реальностью, благодаря конкретным элементам. Например, на нескольких картинах мы можем увидеть изображения лодок и кораблей: этот мотив появляется, когда художник хочет рассказать нам о том, как человек сражается с окружающим миром, словно парусные суда сопротивляются волнам и стихии.

На некоторых картинах мы с трудом можем различить мачты, как, например, на картине «Импровизация 2 8 (Морской бой)», созданной в преддверии Первой мировой войны, в то время как на других полотнах образ судна виден с первого взгляда, как на «Импровизации 209», написанной в 1917 году, когда во всей России чувствовался дух революции.

Еще один частый элемент, встречающийся в «Импровизациях», – это всадники, характеризующие стремления людей. Образ воинов на лошадях имел особенное значение для Кандинского как человека, постоянно сражающегося с устоявшимися нормами и канонами ради своих убеждений. Не случайно в названии клуба творческих единомышленников абстракционистов присутствует эта аллегория.

В то время как «Композиции» Кандинского продуманы до мелочей, а расположение фигур и использование определенных цветов абсолютно сознательны, то при написании «Импровизаций» художник руководствовался процессами внутреннего характера, показывал свои внезапные бессознательные эмоции.

Заметные перемены в творческом пути Василия Кандинского происходят во время его возвращения в Москву в 1914 году. Как гражданин России художник был вынужден покинуть Германию во время войны и продолжить заниматься искусством на Родине. С 1914 по 1921 годы он жил в Москве и занимался продвижением своих идей в массы, сотрудничал с правительством в подготовке музейной реформы, развивал художественную педагогику и вдохновлялся родным городом.

«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва - мой живописный камертон»

Во время пребывания в России художник метался между разными жанрами и даже изображал Москву достаточно детально (относительно всего своего творчества), а в какой-то момент вернулся и к импрессионистическим зарисовкам.

На всем творческом пути Василия Кандинского мы видим множество разных жанров, приемов и сюжетов. В один и тот же год художник мог создать и достаточно конкретное произведение с понятным широким массам смыслом, и полную абстракцию. Этот факт подчеркивает разносторонность его личности, стремление к новым знаниям и техникам и, конечно, постоянное развитие творческого гения внутри самого себя. Художник, учитель, ценитель музыки, писатель и, конечно, философ мира искусства Василий Кандинский не оставляет равнодушным никого, потому что главной его задачей было заставить людей чувствовать, ощущать, испытывать эмоции. И он достиг этой цели благодаря тому культурному наследию, которое он оставил будущим поколениям.

Где увидеть картины Кандинского в России?

  • Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств
  • Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
  • Красноярский музей изобразительных искусств
  • Государственная Третьяковская галерея на крымском валу, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
  • Нижегородский государственный художественный музей
  • Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
  • Государственный Эрмитаж, Главный штаб, Санкт-Петербург
  • Русский Музей, Санкт-Петербург
  • Музейный комплекс Тюменской области