Директором Елизавета назначает русского драматурга Александра Сумарокова, а во главу труппы ставит создателя первого постоянного русского театра Федора Волкова. В репертуаре того времени присутствуют пьесы Дениса Фонвизина, Якова Княжнина, Владимира Лукина, Жана Расина, Вольтера, Жана Батиста Мольера и Пьера Бомарше.

Благосклонность, которую императорский двор оказывал искусству, сложно было недооценить, однако по факту дела театра находились в бедственном состоянии: в 1759 году на содержание было прибавлено две тысячи рублей, и денег по-прежнему не хватало. Помимо этого, возникали проблемы и другого сорта. Например, накануне спектакля директор мог получить письмо, в котором его уведомляли, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». Сумароков бушевал, злился, гневно потрясал руками и… бежал искать других музыкантов.

Императорский театр

В то время, когда императрица решила учредить театр, в городе не было помещения, в котором труппа могла выступать постоянно, и потому спектакли показывали то в одном, то в другом месте. Проблема была решена в 1801 году, когда архитектор Винченцо Бренна взялся за перестройку деревянного павильона, (стоявшего на месте нынешнего сквера) в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.


До 1801 года территория, где сейчас стоит Александринский театр, была частью имущества полковника Аничкова, строителя одноимённого моста в Петербурге. Однако впоследствии власти выкупили этот участок земли и отдали его под постройку театра. Помещение, которое спроектировал архитектор Бренна, конечно, не могло надолго удовлетворить растущие потребности молодого театра, но нестабильная политическая ситуация, конфликты с Турцией и война с Наполеоном 1812 года, отодвинули строительство здания на неизвестный срок.


Когда после войны Александр I возвращается в Петербург, основным расходом царской казны становится строительство здания Главного Штаба. Однако архитектор Карл Росси, невзирая на отказ от строительства театра, словно, шутя, создаёт свой проект, попутно занимаясь переделкой интерьеров Аничкова дворца.
Проект Росси было решено претворить в жизнь в 1825 году, когда на трон взошёл Николай I. Сначала для императора придумали план перестройки площади перед великокняжеским дворцом, который был утверждён 5 апреля 1828 года, а на следующий день создали Комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов».


Александринский театр и памятник Екатерине II.Фото н. XX века.

Секрет голубой обивки зала

Несмотря на то, что Александринский театр был и остаётся одним из самых величественных зданий города, полноценный проект оформления зала так и не был до конца воплощён. Росси хотел, чтобы залы были более нарядными, а резьбу по дереву и художественную роспись заменили элементами из бронзы и меди. Увы, шаткое финансовое положение государства, обескровленного войной и нехваткой средств, которые шли на нужды армии, не позволило фантазии великого архитектора развернуться в полную ширь своего таланта.

Петербург. Александринский театр.
Фрагмент литографии П. Иванова по рис. В. С. Садовникова. 1830—1835

Когда приступали к обивке зрительного зала, Николай I объявил, что желает, чтобы использовался только красный цвет. Однако хитроумный Росси, видевший перед собой иные образы и цвета, объявил императору, что такой ткани в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Так Росси не боем, а хитростью отвоевал своё право на использование голубого цвета.


Зрительный зал театра насчитывает 1378 мест. До наших дней в нем сохранилась резьба царской ложи и некоторых лож у стены. Отличительной особенностью Александринского театра является его великолепная акустика: с любого места в зрительном зале отчетливо слышен каждый шепот, произнесенный актером со сцены, что значительно усиливает впечатление от спектакля.

Торжественное открытие театра состоялось 12 сентября 1832 года. В тот день представление открылось трагедией «Пожарский, или Освобождение Москвы» и «испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами», как писали в столичной и московской прессе.

Александринский театр. Фото конец XIX века.

Театр же назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны, которая участвовала в разработке дизайна лож и ротонд. Хоть название и было благозвучным, услышать его от петербуржцев удавалось редко. Слово «Александринка», стало своеобразным знаком причастности к миру искусства, которое петербуржцы употребляли в разговорах, подчёркивая этим словом свою значимость и тем самым будто становясь ближе к театру.

При строительстве Александринского театра архитектор К. Росси использовал чугунные перекрытия, что было новшеством для театральной архитектуры. Император, узнав об этом, приказал приостановить работы и пригласил архитектора к себе. В разговоре с Росси он усомнился в прочности подобных чугунных конструкций. Архитектор, уверенный в своем проекте, якобы поклялся императору, что он головой ручается за успех строительства: если вдруг свод театра обрушится, пусть его прилюдно повесят на стропилах здания! Такой ответ удовлетворил императора, и он позволил продолжать строительство.

Александринский театр. Фотограф Э.Юар. 1856 г.

Конфуз Карла Росси

Когда театр был готов, царь и его поданные были весьма довольны результатом. В знак признательности Росси даровали в пожизненное пользование ложу №14 второго яруса. в Александринском театре.

Однако 14 января 1837 года директор императорских театров Александр Гедеонов просит доложить о своём приходе к министру двора и, несколько смущаясь, произносит: «Господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами. По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи... я не решился принять его предложения». Также Гедеонов доложил, что ложа никогда не бывает пустующей: почти на всех представлениях появляются «разные лица из публики» и, конечно, их пускают, так как у них при себе есть билет, выданный Росси. Позже путём наблюдений стало известно, что в театр в день спектакля присылается специальный человек, который, стоя в коридоре, продаёт билет в ложу. Человеку этому неоднократно делали предупреждения и даже один раз поймали во время совершения «сделки» и предупредили, что в следующий раз препроводят его в полицию. Несмотря на это, на вечернем спектакле в ложу было впущено семь человек, между которыми вспыхнула ссора и драка. При разбирательстве в полиции оказалось, что в числе сидевших в той ложе были дворяне, чиновники, а также крепостные люди.

Портрет Карла Ивановича Росси.

Нечего и говорить, что предприимчивый архитектор решил немного подзаработать на изящных искусствах, а прибыль положить в карман. После этого инцидента Росси было объявлено, что ещё один такой случай повлечёт за собой лишение билета. 62-летний архитектор согласился с разумностью довода и продажей билетов более не промышлял.

Разъезд из Александринского театра. Литография Р. К. Жуковского. 1843

Золотой век театра

На стыке XIX и XX веков театр стал главным развлечением знати и предметом особенного внимания со стороны императора. В репертуаре преобладали пьесы официального или развлекательного характера. На сцене разворачивалось действие с элементами внешнего блеска, парадности и пышных эффектов. Этот период театра характерен обращением к серьёзным социальным темам, к жанру водевиля и привлечением в театр выдающихся русских актёров: Николая Дюра, Варвары Асенковой, Андрея Каратыгина, Ивана Сосницкого.


Сцена из спектакля "Светит, да не греет" Гравюры по рисункам К. Брожа. 1880

Во второй половине XIX века в театре формируется труппа, связанная с именами Владимира Давыдова, Марии Савиной, Петра Свободина, Варвары Стрельской, Василия Далматова, Полины Стрепетовой, а затем и самой Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Тогда в театре впервые ставят пьесы «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя и «Грозу» Островского.


Закат старой школы

Кризис старой школы в театре обнаружился в 1896 году, когда было решено поставить пьесу «Чайка» Антона Чехова. На репетициях, а позже и на самой премьере, стали очевидны устаревшие постановочные принципы, отсутствие современной режиссуры и гибкости у артистов, усмотревших в пьесе всего лишь самобытную комедию и только-то. Спектакль, невзирая на талантливое и трепетное исполнение роли Нины молодой Комиссаржевской, провалился, а сама актриса вскоре покинула Александринку, чтобы открыть собственный Драматический театр на Итальянской улице.


В. Ф. Комиссаржевская - Варя. "Дикарка" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. 1898

Переломным моментом в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда, который попытался обобщить лучшие традиции театра и добиться единства всех элементов сценического действия. Так на сцене появляются спектакли «Дон Жуан», «Гроза» и «Маскарад». Пьеса «Маскарад», поставленная в дни, предшествовавшие революции, стала восприниматься как «предчувствие гибели самодержавия».

Переломным моментов в жизни театра становится приход в 1908 году режиссёра Всеволода Мейерхольда. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Государственный театр драмы имени А. С. Пушкина

После февраля 1917 года театр, как и многие другие государственные учреждения, подвергся сначала разгромной критике, в которой слова «ликвидация старого мира буржуазного искусства» были самыми дипломатическими и умеренными, а после, в 1920 году, был переформирован и стал именоваться «Петроградским государственным академическим театром драмы». Репертуар в театре, как и следовало ожидать, был «классово правильный» — жизнь крестьян, красный цвет революции, лозунги и вожди стали непременными атрибутами нового театра.



В первые годы Советской власти на сцене играли пьесы Максима Горького «Мещане» и «На дне», ставили спектакли по произведениям Фридриха Шиллера, Александра Островского, Оскара Уайльда, Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и Дмитрия Мережковского. В 1920 поставили философскую пьесу будущего наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского «Фауст и город».

В 1922 по 1928 год заведующим художественной частью театра был Юрий Юрьев, по мере сил сумевший оградить театр от проникновения в него обывательского репертуара. В труппе театра в этот период, наряду со старыми мастерами — Екатериной Корчагиной-Александровской, Верой Мичуриной-Самойловой, работали артисты нового поколения — Наталья Рашевская, Елена Карякина, Леонид Вивьен, Яков Малютин и другие.

C 1920 года театр стал именоваться «Государственный театр драмы» (или «Ак-драма» — от «академический»), а в 1937 году театру было присвоено имя А. С. Пушкина.



Сцены из спектакля "Маскарад" М. Ю. Лермонтова. 1926

Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске и в эти годы на сцене появились спектакли «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 театр возобновил работу в Ленинграде.

В конце 40-х - начале 50-х годов развитию театра мешали популярные в то время принципы нивелирования и идеализация исторических личностей, однако и в эти годы на сцене ставят значительные спектакли: «Победители» Бориса Чирскова и «Жизнь в цвету» Александра Довженко.

Название «Александринский» вернули театру лишь в 1990 году. Сейчас художественным руководителем театра вот уже 11 лет является Валерий Фокин.

Безусловно, как и любой театр таких масштабов, Александринка - место загадочное. Возведен был на месте Зайчих болот и бывшего итальянского театра. Раньше соединялся подземными ходами с соседними зданиями. Внутри больше напоминает лабиринт - известен случай, когда один из актеров, который до этого уже проработал в Александринке 30 лет, несколько часов не мог выйти из театра.

Один из старейших в России, первый государственный театр Александринка всегда вызывает особый интерес у публики и пристальное внимание критики. К нему особый счет: он должен соответствовать высокому званию императорского театра, и эту марку он с честью выдерживает уже более 250 лет.

Зарождение

Правление дочери Петра Первого Елизаветы ознаменовано всплеском культурной жизни в России. В частности, при ней бурный рост демонстрирует индустрия зрелищ, создается множество частных театров, собираются гастролирующие труппы иностранных артистов, драматурги пишут первые пьесы на русском языке. Складывается необходимость и в создании государственного театра по примеру других европейских столиц. И 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ, учреждающий первый императорский театр в России. Так будущая Александринка обретает свой официальный статус.

Сначала театр называется Русским, служит для представления комедий и трагедий. Основу труппы составляют выходцы из Ярославля: ставший директором труппы, и актеры Дмитриевский, Волков и Попов. Драматургом и директором театра становится Александр Петрович Сумароков, которого считают прародителем русской драматургии. Основу репертуара составляют французские пьесы Расина, Бомарше, Вольтера, Мольера, а также произведения русских авторов: Фонвизина, Сумарокова, Лукина, Княжнина. Главный акцент делался на постановке комедий.

Постройка здания

Театр пользовался невероятной популярностью в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него не было, он скитался по разным площадкам, ему жизненно необходимо было специальное здание. Но только спустя 76 лет после основания появился Александринский театр, адрес которого сегодня известен любому театралу. На том месте изначально стояло деревянное здание, которое занимала итальянская труппа Казасси. Но позже театр распался, помещение было выкуплено в казну, а после сильно повреждено при пожаре 1811 году, от его проблем отвлекла война с Наполеоном.

Но, несмотря на отсутствие финансирования, в 1810 года Карл Росси создает проект перестройки площади. И только в 30-х годах, при Николае I, всерьез встает вопрос о постройке театра. Карл Росси становится во главе этого процесса, в свою команду он взял архитекторов Ткачева и Гальберга. В строительство были инвестированы большие деньги, и работа закипела: для основания здания были забиты в землю 5000 свай, но на украшениях все-таки решили сэкономить. Вместо меди и бронзы использовали роспись и резьбу по дереву.

Строение было возведено всего за 4 года, и 31 августа 1832 года Александринский театр, адрес которого - площадь Островского, 6, обрел здание, построенное величайшим архитектором современности. Карл Росси руководил не только строительством, под его руководством был воплощен в жизнь проект площади и внутреннего убранства зала. Александринский театр, фото которого сегодня есть в альбоме каждого туриста, побывавшего в Питере, является памятником великого зодчего.

Архитектура и интерьер

Александринский театр стал частью масштабного градостроительного проекта Росси. Парадный фасад, обращенный к Невскому проспекту, выполнен в виде глубокой лоджии из 10 колонн, на аттике которого разместилась знаменитая квадрига Аполлона. По фризу, окаймляющему здание, расположены лавровые гирлянды и театральные маски. Боковые фасады оформлены портиками из 8 колонн. Здание в стиле ампир является настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга. Боковая улица, ведущая к театру, ныне носящая имя Росси, была спланирована архитектором по строгим античным законам. Ее ширина равна высоте зданий, а длина увеличена ровно в 10 раз. Улица рассчитана таким образом, чтобы подчеркнуть пышность и грандиозность архитектурного образа строения.

Интерьер император видел только в красном цвете, но ткани не было в достаточном количестве, а ее заказ мог бы сильно затянуть открытие. Зодчему удалось переубедить правителя - так театр получил свою знаменитую ныне голубую обивку. Зал вмещал около 1770 человек, имел 107 лож, партер, галереи и балкон, гениальное конструирование дает ему потрясающую акустику.

Императорский период

В честь жены Николая I театр получил наименование Александринский. Он становится центром сценической жизни России. Здесь зарождалась русская театральная традиция, которая позже составит славу страны. Александринский театр после открытия поддерживал привычную репертуарную политику: здесь ставились преимущественно комедии и музыкальные пьесы. Но позже репертуар становится более серьезным, именно здесь проходят премьеры грибоедовской комедии «Горе от ума», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозы» Островского. В театре в этот период работают Давыдов, Савина, Комиссаржевская, Свободин, Стрепетова и многие другие.

К концу 19 века Александринский театр выходит по мощи своей труппы и постановок на один уровень с лучшими драматическими театрами Европы.

Начало 20 века ознаменовалось кризисом, который не мог обойти Александринский театр. В 1908 году во главе коллектива встает В. Мейерхольд, который стремится создать новый репертуар, но при этом бережно сохраняет существующие традиции. Он ставит уникальные спектакли: «Дон Жуан», «Маскарад», «Гроза», которые становятся шедеврами новой театральной школы.

После Октябрьского переворота в 1917 году театр обвиняют в прославлении императорской власти, наступают трудные времена. В 1920 году его переименовывают в Петроградский академический театр драмы, и он начинает активно ставить новую драматургию: «На дне» и «Мещане» М. Горького, пьесы Мережковского, Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и даже Луначарского (наркома просвещения).

В труппе, благодаря усилиям главного режиссера Юрия Юрьева, сохранилась плеяда старых мастеров, к которым присоединяются актеры новой школы: Яков Малютин, Леонид Вивьен, Елена Карякина. В годы Второй мировой войны театр был эвакуирован в Новосибирск, где актеры продолжали играть спектакли. В 1944 году труппа возвращается в Ленинград.

Послевоенные и последующие годы были непростыми для культуры в целом и для Александринки в том числе. Но здесь все же появляются известные спектакли, такие как «Жизнь в цвету» по пьесе Довженко, «Победители» по Б. Чирскову.

В советский период работают выдающиеся актеры: В. Меркурьев, А. Фрейндлих, Н. Мартон, Н. Черкасов, И. Горбачев и гениальные режиссеры: Л. Вивьен, Г. Козинцев, Н. Акимов, Г. Товстоногов. Театр не теряет своей значимости, несмотря на идеологические трудности.

Возвращение к истокам

В 1990 году возвращается исконное название, и в мире снова появляется Александринский театр. Годы перестройки даются ему непросто, но театру удается не только выжить, но и сохранить труппу и уникальные коллекции декораций и реквизита. Благодаря усилиям академика Д. С. Лихачева, признанным национальным достоянием становится Александринский театр. Санкт-Петербург невозможно представить без этого культурного заведения. Он является символом русского театра, наравне с Большим и Мариинкой.

Сегодняшний день

Александринский театр, отзывы о котором почти всегда пишутся в восторженных тонах, старается удерживать марку и сегодня. С 2003 года во главе стоит Его усилиями в Александринке проводится одноименный театральный фестиваль. Под руководством Фокина прошла грандиозная реконструкция театра. Он добился того, что у театра появилась вторая сцена, на которой ставят экспериментальные спектакли. Здесь работают лучшие актеры и режиссеры. Театр видит свою миссию в сохранении традиций русской театральной школы, в поддержке новых тенденции и помощи талантам.

Знаменитые постановки театра

В репертуаре Александринки всегда были лучшие пьесы, здесь ставили всю классику: Чехов, Горький, Островский, Грибоедов. Сегодня спектакли Александринского театра создаются по лучшим работам драматургов: «Нора» Г. Ибсена, «Живой труп» Л. Толстого, «Женитьба» Н. Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского. Каждая постановка становится событием мирового масштаба. В. Фокин очень трепетно относится к репертуарной политике, он говорит, что здесь не может быть случайных постановок. Миссия театра - пропаганда классики, и последняя занимает ведущее место в афише Александринки.

Труппа Александринского театра

Александринский театр (СПб) известен во всем мире. Сегодня в труппе работаю такие ветераны сцены, как Н. Ургант, Н. Мартон, В. Смирнов, Э. Зиганшина, а также талантливая молодежь: С. Балакшин, Д. Белов, А. Большакова,

Здание Александринского театра , созданное К. И. Росси, - один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкого дворца в 1816–1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничкого дворца возникла обширная городская площадь.

На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра.

Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра.

Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии.

Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз - Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.



Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси.

В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика.



Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

В оформлении фасадов важную роль играет скульптура. Её исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни. Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова.

К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.

В культурной столице России находится один из старейших театров нашей страны (из числа сохранившихся до настоящего времени), основанный в 50-е годы XVIII столетия императрицей Елизаветой Петровной , - это Александринский театр, также известный как Пушкинский.

Труппа этого знаменитого драматического театра побывала с гастролями во всех уголках мира, причем везде ее постановки пользовались неизменным успехом.

Здание театра спроектировано Карлом Росси. Оно выстроено в соответствии с канонами ампира. В XXI веке был построен второй корпус театра - Новая сцена. Он является уникальным многофункциональным центром, не имеющим аналогов в мире.

Здание театра

Достаточно долгое время театральная труппа не имела собственного помещения, пользуясь зданиями других театров. Лишь спустя семьдесят шесть лет после основания труппы она наконец получила собственное здание.

Театр был выстроен в начале 30-х годов XIX столетия . Та территория, на которой он был возведен, ранее принадлежала роду Аничковых и была занята огромным садом. Если говорить точнее, владельцем территории в XVIII столетии был тот самый полковник, под руководством которого строился знаменитый Аничков мост . Позже земля была у него выкуплена казной, началось строительство театра.

Сначала здание было деревянным и предназначалось вовсе не для «бездомной» труппы российских актеров, а для итальянской оперы . Позже небольшое деревянное строение перестало соответствовать потребностям города, решено было возвести новое здание, на этот раз из камня. Осуществлению этого плана помещал военный конфликт с Турцией, затем разразилась война с Францией... Строительство театра было отложено на неопределенное время.

В начале XIX столетия Карлом Росси было создано несколько проектов нового здания. Над этими проектами он работал около десяти лет. В конце 20-х годов строительные работы наконец начались. Примерно через четыре года новое великолепное здание театра было достроено. В настоящее время оно является одной из главных архитектурных достопримечательностей города.

Особую величественность основному фасаду здания придает глубокая лоджия с множеством колонн . Главное украшение боковых фасадов - это также колонны (по восемь с каждой стороны). К зданию ведет улица, составляющая с ним единый ансамбль. Таков был замысел архитектора, спроектировавшего не только театр, но и эту улицу, соединившего их в единую композицию. Достаточно короткую улицу замыкает здание театра, а точнее, его задний фасад, который является практически плоским, но зато отличается богатством декора.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах, украшающих стены театра. Они были созданы Василием Демут-Малиновским . Это античная колесница, древнегреческие музы, театральные маски, лавровые венки... Вместе с колоннами, аттиком и другими элементами здания эти скульптуры являются как бы частями архитектурной симфонии, созданной в XIX столетии двумя авторами - прославленным архитектором и знаменитым скульптором.

Говоря о здании театра, необходимо сказать несколько слов и об оригинальной конструкции его свода. В XIX столетии эта конструкция была новаторством. Архитектору пришлось отстаивать это необычное инженерное решение, защищать его от нападок многих современников. Он был твердо уверен в надежности предлагаемой им конструкции (и, как показало время, уверенность эта была вполне обоснованной). Архитектор даже предлагал немедленно повесить его прямо в театре - в том случае, если предложенное им инженерное решение станет причиной какого-либо несчастья.

Интерьеры здания

Интерьеры театра также достойны отдельного описания. Зал является пятиярусным . Он создавался по наиболее прогрессивной для XIX столетия системе. Акустика зала выше всяких похвал. Нарядные интерьеры театра в настоящее время являются практически такими же, какими были в XIX веке.

Впрочем, нужно отметить, что первоначально в зале была использована обивка голубого цвета, но в конце 40-х годов XIX столетия ее заменила пунцовая . Причина такой перемены была самая банальная: в то время в театре использовались масляные лампы, которые сильно коптили, так что первоначальная обивка достаточно серьезно пострадала. Копоть испортила также стенную живопись, так что пришлось ее обновлять. То же самое произошло и с плафонной живописью. Говоря об изменениях, произошедших в то время в театральных интерьерах, нужно также упомянуть и о сцене: по ряду причин она была сильно переделана.

Во время посещения театра обратите внимание на роскошную резьбу , которая украшает ложи: ее рисунки были сделаны автором проекта здания. Орнамент, которым декорированы барьеры ярусов, был создан позже - во второй половине XIX столетия.

Театр в XIX-ХХ веках

Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I . В течение всего XIX столетия этот театр был одним из главных очагов культуры не только северной российской столицы, но и всей страны. Сначала труппа ориентировалась на традиции европейских постановок, но постепенно, год за годом, стал складываться свой оригинальный стиль, собственная школа.

Самыми популярными жанрами в первой половине XIX века являлись комедийные постановки, также зрители охотно раскупали билеты на водевили. Возможно, причина была в том, что позади осталась тяжелая война с Наполеоном, после ужасов которой людям хотелось положительных эмоций, легкости и веселья. Кстати, именно тогда на сцене театра были поставлены ранние комедии Александра Грибоедова .

Поскольку зрители предпочитали водевили , петербургским актерам пришлось совершенствовать пластику, уметь сочетать движение и пение. Именно тогда критики стали противопоставлять театральные школы Москвы и Петербурга. Считалось, что в северной столице делается больший упор на внешнее мастерство, чем на подлинный актерский талант. Впрочем, обе школы оценивались весьма высоко.

Театр пользовался особым вниманием российских императоров, особенно в первой половине XIX века.

В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий.

Сразу после революции 1917 года деятельность театра была прекращена : это было сделано в качестве протеста против новой власти. Впрочем, этот «саботаж», продолжавшийся около четырех или пяти месяцев, не имел каких-либо масштабных последствий. Через некоторое время представления в театре возобновились.

В 20-е годы XX века театр стали называть «меккой режиссеров». К тому времени Всеволод Мейерхольд уже поставил несколько спектаклей на его сцене. «Дон Жуан» Мольера и «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова произвели на зрителей неизгладимое впечатление.

В начале 30-х годов состоялось торжественное празднование столетия здания театра . Оно стало важным событием культурной жизни не только города, но и всей страны. Впрочем, этот юбилей как бы вычеркивал из истории труппы те семьдесят шесть лет, когда она не имела собственного здания. Это было сделано по идеологическим соображениям, ведь иначе пришлось бы вспомнить о том, что театр был основан русской императрицей, а его труппа изначально являлась придворной.

В конце 30-х годов театру было присвоено имя Александра Пушкина . Кстати, в первые десятилетия XX века театр порой называли «Ак-драмой» (слово «ак» является сокращением от прилагательного «академический»).

В военное время труппа была эвакуирована по Ладожскому озеру (покрытому льдом). Театр продолжил работу в Новосибирске.

В начале 90-х годов знаменитому санкт-петербургскому театру было возвращено его историческое название.

Нынешнее время

Одним из ярких моментов в истории театра в текущем столетии стало предложение Министерства культуры РФ об объединении Александринки с ярославским драматическим театром (Волковским). То, что должно было получиться в результате объединения, планировалось назвать Первым национальным театром России . Но эта инициатива не была реализована, так как общественность оценила объединение театров негативно. Впрочем, проект полностью не отвергнут российскими властями, его воплощение в жизнь лишь приостановлено. Кстати, некоторые деятели искусства оценивают возможное объединение двух театров как правильный шаг, который поможет развитию российской культуры, даст новые возможности режиссерам и актерам.

Название : Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) (ru), Alexandrinsky Theatre / Russian State Pushkin Academy Drama Theater (en)

Другие названия : Александринский театр / Театр им. Пушкина в Санкт-Петербурге / Александринка

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1827 - 1832 гг.

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : Карл Росси



Архитектура Александрийского театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1827-1832 гг. в Петербурге был сооружен по проекту Росси один из самых замечательных для своего времени по архитектуре театров Европы - Александрннский - ныне театр имени Пушкина. На месте нынешнего сквера Александрийского театра в 1801 г. существовал построенный Бренна небольшой деревянный театр, обращенный фасадом на Невский проспект. В 1811 году Тома-де-Томон запроектировал на этом месте театр значительно больших размеров. Проект этого театра сохранился. Здание прямоугольной формы с десятитиколонным портиком главного фасада и с огромным украшенным скульптурой фронтоном. Площадь, на которой запроектирован театр у Томона. имеет такое же раскрытие со стороны Невского проспекта, как и у Росси. но здание театра поставлено Томоном со значительно меньшим нежели у Росси заглублением от Невского. Никакого замыкающего сзади театра фона на проекте Томона нет. Кроме того, площадь театра у Томона значительно проигрывает из-за наличия на ней с правой стороны глубокого закругленного кармана. Проект Тома-де-Томона не был осуществлен. Попытку запроектировать на этом месте театр делает в 1817 году и архитектор Модюи. Наконец в 1818 году последовало утверждение проекта театра, составленного Росси. Исключительное значение этого сооружения для Санкт-Петербурга не ограничивается лишь прекрасной архитектурой самого здания, но заключается и в том удивительном архитектурном окружении, какое Росси сумел здесь образовать в связи с постройкой своего театра.

Основное значение театра Росси в истории театральной архитектуры заключается главным образом в превосходной внешней архитектуре здания. Что касается общей планировки Александрийского театра и решения зрительного зала, то в этом отношении Росси не дал ничего особенно нового в сравнении с лучшими европейскими театрами его времени.

В плане Александрийского театра не уделено сколько-нибудь значительного места помещениям общего пользования; все удобства и вся роскошь отделки сосредоточены исключительно на парадных помещениях. Небольшой вестибюль со сдвинутыми с оси двумя лестницами, заключенными в глухие клетки и решенными без особой парадности. Марши этих лестниц запроектированы шириной в 2,13 м лишь на высоту одного этажа, на уровень царской ложи, после чего марши сужаются до 1,4 м. Над вестибюлем перед царской ложен парадное фойе, высотой 6,4 м; фойе, обслуживающие остальные ярусы, при той же площади имеют высоту лишь 4 м. Фойе для публики тесны, буфеты и уборные неудобны для пользования. Заслуживает внимания зрительный зал этого театра.

Зал вмещает 1 800 зрителей, в плане подковообразный, по очертанию кривой близок к французской: половина круга, соединенная с широким порталом прямолинейными отрезками. Так же, как во французских театрах, решены партер, расположенный впереди, и полукруглый амфитеатр в задней части зала. Кроме бенуара 5 ярусов лож. Ложи, в целях лучшей видимости, наклонены в направлении к сцене. В свое время этот прием рекомендовал Сегецци, но это привело лишь к неудобству пользования ложами из-за наклона пола и к крайне невыгодному для зрительного восприятия падению барьеров. Довольно плоское перекрытие зала, а также и архитектура портала мало интересны. Очень хорошо исполнены отдельные рисунки барьеров лож и обработка центральной ложи.

Главный же интерес и значение театра в его внешней архитектуре. Александрийский театр - одно из наиболее совершенных произведении Росси и по своей архитектуре бесспорно лучший театр в Европе. В центре переднего фасада лоджия и восьмиколонный портик. Задний фасад решен так же, но вместо колонн убран пилястрами. Боковые фасады с выступающими восьмиколонными фронтонными портиками, здание богато отделано скульптурой. Передний и задний фасады заканчиваются характерными для Росси аттиками. Передний аттик увенчен квадригой с четверкой лошадей. Зрительный зал и сцена выступают над общим объемом театра в виде параллелепипеда. Над выступающими обрамлениями лоджии установлены скульптурные группы. Нижняя часть здания обработана в виде цокольного рустованного этажа с очень просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. Под антаблементом, перекрывающим все здание, проходит широкий скульптурный фриз из гирлянд и масок.

В целом архитектура театра, при исключительном ее единстве и цельности, очень богата и разнообразна в деталях.

    Источники:

  • История искусств. Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. “ИСКУССТВО”, Москва
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.