Фауст — трагедия, написанная Иоганном Вольфгангом Гёте

«Фауст» анализ

Жанр — философская трагедия, поэтому главное в ней не внешний ход событий, а развитие гетевской мысли. По масштабу изображения действительности, глубиной образов и силе лиризма произведение можно назвать поэмой.

Фабула трагедии — первая часть — это вечная история любви, вторая — история вечности. В первой части изображен «микромир» человека, его индивидуальная, личная жизнь, вторая часть, «макромир», отражает общественно-политическую жизнь человечества.

Проблематика — жизнь и смерть, добро и зло, сущность бытия, назначения человека в мире, человек и природа, человек и вселенная, познания мира, любовь, искусство и его роль в обществе

Тема — поиски человеком смысла бытия и своего назначения.

Главный герой философской трагедии в стихах – доктор Фауст – воплощает в себе общественные мечты своего времени о всеобъемлющем познании мира. Смена средневековой культурной формации на новую, возрожденческую и последовавшую за ней просвещенческую, как нельзя лучше раскрывается в художественном образе человека, готового отдать душу за истинное знание. Прототипом литературного персонажа стал реальный чернокнижник Фауст, живший в конце XV века в Европе. Фауст Гёте совместил в себе черты и всех предшествующих ему литературных Фаустов: Фауста-богоборца К. Марло, Фауста – учёного-протестанта Лессинга, Фауста-гения – Клингера. При этом у немецкого классика Фауст получился более живым и страстным, чем у его предшественников. Фауст Гёте – прежде всего, поэт: человек, наделённый неугасимой жаждой жизни, стремлением к познанию окружающей его вселенной, природы вещей и собственных чувств.

Главный герой трагедии чужд мещанской условности своего времени. Он не может, как Вагнер, узнавать тайны бытия из книг. Ему нужен вольный простор лесов и полей, волшебные пляски фей и ведьмины шабаши позднего немецкого средневековья, телесная чувственность античности, воплотившаяся в прекраснейшей из женщин, когда-либо живших на земле, и действенная сила Нового времени, способная подчинить себе природу. Отданный Богом на растерзание Мефистофелю, Фауст лишь отчасти уподобляется библейскому Иову, прошедшему через цепь тяжёлых жизненных испытаний и невзгод. Герой Гёте, если что и теряет в трагедии, то только самого себя – свои лучшие чувства (любовь к Маргарите-Гретхен), свои искренние намерения (предотвратить разлив воды на плодородных землях). Его увлекает жизненная энергия Мефистофеля и собственные мечты о прекрасном.

Подобно классическим героям романтизма, Фауст не способен воспринять счастье в его земной ипостаси. Увлекшись колдовскими плясками, он теряет свою любимую и дочь. Счастье с Еленой ему больше по душе, но и здесь героя ждёт разочарование: легендарная героиня – всего лишь миф, тень былых времён. Вышедшая из Аида, она вновь нисходит в него вслед за умершим сыном, оставляя Фауста его эпохе. При этом герой Гёте, при всех сатанинских искушениях, не теряет своих «благих душевных помыслов». Ошибаясь и греша, он не боится признавать и пытаться исправить свои ошибки, он не останавливается в жизненном поиске и тем самым приятен Всевышнему, заявившему ещё в начале трагедии: «Кто ищет, вынужден блуждать». И спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», позволивших ему приблизиться к истине, укрепиться духовно, понять, что главное – это действие, несущее добро и свободу людям.

Знаменитая трагедия Гёте – уникальное произведение, поднимающее на поверхность читательского восприятия не только вечные философские вопросы, но и ряд общественно-научных проблем своего времени. В «Фаусте» Гёте подвергает критике недалёкое общество, живущее корыстолюбием и чувственным наслаждением. Автор в лице Мефистофеля от души издевается над немецкой системой высшего образования, построенной на методическом посещении занятий и составлением никому не нужных конспектов. Научная проблематика нашла своё отражение в философском споре Анаксагора и Фалеса, отстаивающих разные точки зрения происхождения мира – вулканическую и водную.

Воплотил в гениальной трагедии «Фауст». В основу ее легла немецкая легенда XVI в. о маге и чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. Но старинный сюжет был для Гёте лишь поводом, для того чтобы запечатлеть свои раздумья над жгучими вопросами современности.

В сюжете трагедии сочетаются фантастические ситуации и реально-бытовые сцены. Это – притча о Человеке, о его долге, призвании, о его ответственности перед другими людьми.

Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09

Прологи «Фауста»

«Фауст» открывается двумя прологами. В первом из них («Пролог в театре») Гёте высказывает свои взгляды на искусство, второй («Пролог на небесах») непосредственно начинает собой историю героя, давая ключ к пониманию идейного смысла трагедии. В «Прологе на небесах» Гёте пользуется традиционными христианскими образами.

Мефистофель , появляясь перед Богом, издевается над человеком, считая его жалким и ничтожным. Даже стремление к истине такого человека, как Фауст, представляется ему бессмысленным. Мнению Мефистофеля Гёте противопоставляет страстную веру в человека, в силу и величие его разума. Слова об этом вложены в уста Бога:

Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен...

Так, в «Прологе на небесах» Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает оптимистическое ее разрешение.

«Фауст», часть 1

Затем сцена за сценой раскрывается история Фауста.

В первой сцене первой части перед нами сам Фауст. Он показан в суровой обстановке мрачного кабинета. Его окружает пыльная громада книг, перед ним загадочно лежит череп. Он трагически переживает свою беспомощность в разрешении коренных вопросов жизни, ибо науки не в состоянии дать ответ на них.

Гёте. Фауст. Часть 1. Аудиокнига

Фаусту противопоставлен образ Вагнера – самодовольного обывателя в науке, который видит весь смысл своих ученых занятий лишь в том, чтобы

…поглощать
За томом том, страницу за страницей!

«Ничтожный червь сухой науки», как презрительно характеризует его Фауст, Вагнер воплощает мертвую теорию, оторванную от практики, далекую от жизни.

Глубокий смысл противопоставления двух этих образов с большим художественным мастерством раскрывается в сцене «За городскими воротами». Перед нами крестьяне, ремесленники, бюргеры, студенты, служанки. В радостный весенний праздник они собрались под ликующим солнцем на зеленой лужайке у стен старинного средневекового города. Вся сцена овеяна светлым чувством пробуждения природы. Но не только природа очнулась после зимнего сна. Фаусту кажется, что весь мир празднует свое воскрешение.

Из комнаты душной, с работы тяжелой,
Из лавок, из тесной своей мастерской,
Из тьмы чердаков, из-под крыши резной
Народ устремился гурьбою веселой...

Радостно смешивается Фауст с толпой крестьян. Народ с уважением встречает доктора и благодарит его за помощь во время эпидемии.

Фауст стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер. С презрением он отвергает и жалкие соблазны Мефистофеля, который хотел бы его оглушить веселым разгулом и тем отвлечь от благородных целей.

В сцене перевода Евангелия Фауст мучительно ищет смысл бытия. Он не удовлетворен формулой: «Вначале было Слово». «Я Слово не могу так высоко ценить!» Вывод, к которому приходит Фауст: «Вначале было Дело».

Сцены, в которых изображается трагедия Маргариты привлекают мастерским изображением быта немецкой провинции того времени. Маргарита – простая, скромная девушка. Но именно эта простота и наивность, тихий семейный уклад ее дома очаровывают Фауста.

Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих исканиях. Он не понимает, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявление тех же исканий; Маргарита для него олицетворяет красоту и полноту жизни. Ее непосредственность и простота представляются ему воплощением природы.

«Ах, две души живут в груди моей!» – восклицает Фауст (в сцене «За городскими воротами»). Фауст стремится к познанию идеала, а с другой стороны, он не хочет терять связи с реальной действительностью. Как примирить эти «две души» – стремление к идеалу и желание остаться на почве реальной действительности? Этот вопрос мучительно тревожит Фауста и самого Гёте.

Фаусту показалось, что встреча с Маргаритой принесет счастье, ибо в этой девушке как бы сочетаются идеалы и жизнь. Но это было трагическим заблуждением. Мир Маргариты оказался маленьким мирком девушки из провинциального захолустья. А Фауст стремится к деятельной жизни.

В финале первой части покинутая Фаустом, убившая своего ребенка, обезумевшая от горя, Маргарита ждет казни. Это одна из волнующих сцен трагедии.

Смена стихотворных ритмов выразительно передает неудержимый поток противоречивых чувств героини. Вот она в страхе принимает Фауста за палача, просит его на коленях о пощаде, бессвязно рассказывает о своем ребенке. Волна радостных и горьких воспоминаний охватывает ее при мысли о Фаусте. Сознание ее затуманено, она не понимает обращенных к ней слов.

Ужас охватывает Маргариту при появлении Мефистофеля, в отчаянии она отталкивает Фауста: «Генрих, ты страшен мне!» Она стала жертвой того мира, к которому принадлежала. Страх перед судом обывателей толкнул ее на убийство своего «незаконного» ребенка. Но и Фауст разделяет вину за ее гибель. Он тяжело переживает последствия своего неверного шага. Он понимает теперь, как велика ответственность каждого человека перед другим.

«Фауст», часть 2

Вторая часть трагедии во многом сложнее первой.

Узкий душный мир маленького немецкого города, в котором жили и Вагнер, и Маргарита, и студенты, пировавшие в погребке, и соседки, судачившие у колодца, мир, из которого стремился вырваться Фауст, был изображен в первой части живыми красками, во всей его реальной повседневности.

Гёте. Фауст. Часть 2. Аудиокнига

Теперь Фауст продолжает свои искания за пределами этого маленького мира. И здесь все приобретает условный, символический характер – и обстановка, и герои.

Фауст показан то при дворе императора, беспомощного перед лицом неотвратимых сил, разрушающих его империю, то среди мифологических героев древней Греции .

Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем столетним старцем обретает истину:

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.

Перед смертью он вдохновлен мечтой о том, чтобы на отвоеванной от моря земле поселить миллионы свободных тружеников.

Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!

Работал над «Фаустом» на протяжении шестидесяти лет. Замысел трагедии созрел у немецкого писателя в 1774 году, а окончена она была всего за полтора года до его смерти – в 1831. Произведение, вошедшее в золотой фонд мировой литературы, ставит перед читателем основные вопросы, связанные с осознанием смысла человеческого бытия.

Главный герой философской трагедии в стихах – доктор Фауст – воплощает в себе общественные мечты своего времени о всеобъемлющем познании мира. Смена средневековой культурной формации на новую, возрожденческую и последовавшую за ней просвещенческую, как нельзя лучше раскрывается в художественном образе человека, готового отдать душу за истинное знание. Прототипом литературного персонажа стал реальный чернокнижник Фауст, живший в конце XV века в Европе. Фауст Гёте совместил в себе черты и всех предшествующих ему литературных Фаустов: Фауста-богоборца К. Марло, Фауста – учёного-протестанта Лессинга, Фауста-гения – Клингера. При этом у немецкого классика Фауст получился более живым и страстным, чем у его предшественников. Фауст Гёте – прежде всего, поэт: человек, наделённый неугасимой жаждой жизни, стремлением к познанию окружающей его вселенной, природы вещей и собственных чувств.

Главный герой трагедии чужд мещанской условности своего времени. Он не может, как Вагнер, узнавать тайны бытия из книг. Ему нужен вольный простор лесов и полей, волшебные пляски фей и ведьмины шабаши позднего немецкого средневековья, телесная чувственность античности, воплотившаяся в прекраснейшей из женщин, когда-либо живших на земле, и действенная сила Нового времени, способная подчинить себе природу. Отданный Богом на растерзание Мефистофелю , Фауст лишь отчасти уподобляется библейскому Иову, прошедшему через цепь тяжёлых жизненных испытаний и невзгод. Герой Гёте, если что и теряет в трагедии, то только самого себя – свои лучшие чувства (любовь к Маргарите-Гретхен), свои искренние намерения (предотвратить разлив воды на плодородных землях). Его увлекает жизненная энергия Мефистофеля и собственные мечты о прекрасном.

Подобно классическим героям романтизма, Фауст не способен воспринять счастье в его земной ипостаси. Увлекшись колдовскими плясками, он теряет свою любимую и дочь. Счастье с Еленой ему больше по душе, но и здесь героя ждёт разочарование: легендарная героиня – всего лишь миф, тень былых времён. Вышедшая из Аида, она вновь нисходит в него вслед за умершим сыном, оставляя Фауста его эпохе. При этом герой Гёте, при всех сатанинских искушениях, не теряет своих «благих душевных помыслов». Ошибаясь и греша, он не боится признавать и пытаться исправить свои ошибки, он не останавливается в жизненном поиске и тем самым приятен Всевышнему, заявившему ещё в начале трагедии: «Кто ищет, вынужден блуждать». И спасается Фауст именно потому, что его жизнь «прошла в стремлениях», позволивших ему приблизиться к истине, укрепиться духовно, понять, что главное – это действие, несущее добро и свободу людям.

Знаменитая трагедия Гёте – уникальное произведение, поднимающее на поверхность читательского восприятия не только вечные философские вопросы, но и ряд общественно-научных проблем своего времени. В «Фаусте» Гёте подвергает критике недалёкое общество, живущее корыстолюбием и чувственным наслаждением. Автор в лице Мефистофеля от души издевается над немецкой системой высшего образования, построенной на методическом посещении занятий и составлением никому не нужных конспектов. Научная проблематика нашла своё отражение в философском споре Анаксагора и Фалеса, отстаивающих разные точки зрения происхождения мира – вулканическую и водную.

После ознакомления с анализом знаменитой трагедии «Фауст» вам стоит прочитать другие сочинения.

Время и история создания

О докторе Иоганне Фаусте существовала старинная легенда. Этот человек - реальное историческое лицо. По преданию, он путешествовал по городам Герма­нии в эпоху Реформации. О нем сохранились противоречивые сведения: некото­рые считали его великим врачом и астрологом, другие - шарлатаном. Доктор Фауст занимался черной магией и творил удивительные чудеса. Гениальные способности Фауста легенда приписывает его сделке с дьяволом.

Этот человек не раз становился героем фантастических рассказов. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла анонимная народная книга о докторе Фаусте. Спустя некоторое время английский драматург Кристофер Марло создал свою трактовку этой истории - пьесу «Трагическая история доктора Фауста». Для него герой представлялся титаном эпохи Ренессанса, писатель подчеркивал в нем жажду неограниченных знаний.

Гете познакомился с пьесой Марло, увидев спектакль английской странствую­щей труппы, которая разыгрывалась на подмостках кукольного театра.

Сначала он задумал это произведение как сатиру на студенческую жизнь. По мере углубления в материал и размышлений над образами драмы замысел писателя менялся.

«Фауст» становится для Гете произведением всей жизни: он работал над тра­гедией около 60 лет. Работа происходила в несколько этапов.

I этап - время возникновения замысла, первых набросков. В 1773 году Ге­те начинает работу над «Фаустом». В 1773-1775 годах готов так называемый «Прафауст» - прописана основа сюжета первой части.

II этап относится к 1788-1790 годам, когда Гете живет в Италии. Он допол­няет начатое произведение несколькими сценами и публикует его под названи­ем «Фауст. Фрагмент».

III этап - Гете работает над первой частью в 1797-1808 годах и завершает ее. Она полностью выходит в печати.

IV этап - период 1825-1831 годов, работа писателя над второй частью «Фау­ста». При жизни Гете публиковались отдельные отрывки этой части. В оконча­тельном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.

Трагедия начинается со сцены, не имеющей отношения к основному сюже­ту. Происходит спор между директором театра и писателем о том, как надо писать пьесу. Директор утверждает, что зритель бестолков и не имеет собствен­ного мнения, его не интересует искусство. Спектакль для зрителя - развлече­ние и повод щегольнуть своим нарядом на публике. Зрителя надо развлекать и удивлять, а создавать великое произведение не имеет смысла: публика не в состоянии его оценить.

Дальнейшее развитие сюжета и есть ответ поэта: он создает произведение как философское высказывание, затрагивая самые глубокие основы бытия человека, его отношения с Богом и мирозданием.

В прологе трагедии происходит еще один спор - между Богом и дьяволом о человеке, о его роли, о его способности к познанию. Так возникает имя доктора Фауста - человека, посвятившего всю свою жизнь знанию, но не нашедшего в этом удовлетворения и смысла.

Герой Гете Фауст, ученый преклонных лет, появляющийся вслед за этим про­логом в произведении, смотрит на мир пессимистично, он разочарован в своем труде, в стремлении постичь Божий замысел. Он проклинает все существующее в мире. Его разочаровывают человеческие пороки: во всем он видит проявление лжи и самомнения. Он разуверился во всем: в ценности знания, помощи, состра­дания, в семейных радостях, в любви. Доктор Фауст потерял надежду и смысл жизни, он готов покончить с собой.

Герою в облике черного пса является Мефистофель - олицетворение циниз­ма и ненависти. Он заключил пари с Господом о том, сможет ли Фауст спастись от него, и явился искушать мудреца. Мефистофель предлагает Фаусту сделку: он делает его молодым и дает возможность испытать все человеческие радости и соблазны, пока тот не найдет смысл и не произнесет магические слова: «Оста­новись, мгновенье, ты прекрасно». За эту возможность и надежду Фауст продает ему душу и подписывает договор. По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни.

Мефистофель дает Фаусту возможность испытать славу, богатство, многие другие радости и соблазны. Но самым главным искушением для Фауста стано­вится любовь. Происходит встреча героя с чистой и невинной девушкой Марга­ритой. Между ними возникает сильное чувство. Мефистофель помогает Фаусту сблизиться с Маргаритой. Сам же он относится к чувствам Фауста с крайним ци­низмом, считая, что человеческая любовь сводится лишь к плотскому влечению.

По наущению Мефистофеля Фауст передает Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери, чтобы влюбленные имели возможность ви­деться наедине. Мать девушки умирает от этого снадобья. Маргарита беременна, ей грозит позор. Брат Маргариты Валентин полон желания отомстить Фаусту за гибель матери и надругательство над сестрой. Он бросается в погоню за обидчи­ком. Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина и покидают город.

Фауст стремится забыть свою несчастную возлюбленную. Но однажды, при­сутствуя на шабаше в Вальпургиеву ночь, видит ее призрак. Маргарита явля­ется к нему в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Фауст бросается на помощь Маргарите, которая находится в тюрьме за то, что убила ребенка, зачатого ею от Фауста. От перенесенных страданий девушка сходит с ума. Фауст, пробравшийся к ней в камеру с помощью Мефистофеля, не в силах убедить ее бежать с ним. Он оставляет сошедшую с ума девушку уми­рать в тюрьме. Грешную душу Маргариты принимает Господь.

Во второй части трагедии действие переносится в Античный мир. Фауст встречается с героями Троянской войны. Происходит столкновение двух миро­воззрений: античного и средневекового. К концу трагедии Фауст по-прежнему разочарован, он проклинает Заботу, за что та его ослепляет.

В то же время Фауст понимает, что его опыт жизни, знания, пережитые страдания, его работа могут принести большую пользу людям. Подходит к завершению его контракт с Мефистофелем. По договору его душа должна попасть в ад. Пари, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, также, казалось, проиграно. Но все же трагедия заканчивается тем, что ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения - характерный для века Просвещения: философская драма.

Острота конфликта произведения определяется не только столкновением человеческих характеров, а противостоянием жизненных позиций, ценностей, идей, принципов.

Герои, время и место действия драмы абстрактны, условны. В них нет кон­кретных исторических признаков. Герои драмы - Фауст, Мефистофель, Марга­рита, Господь - это воплощенные идеи.

Сюжет драмы также строится по особым законам, поскольку это произведе­ние не бытовая драма, а философская. Он не отражает взаимоотношения персо­нажей. Главное в этом произведении не события и поступки героев, являющие внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этим связаны и «внесю- жетные» сцены: пролог, в котором беседуют поэт и директор театра, пролог на небесах, шабаш во время Вальпургиевой ночи и другие сцены.

Так в прологе на небесах хор архангелов создает космический фон для про­исходящего на земле:

Звуча в гармонии Вселенной И в ходе сфер гремя как гром, Златое солнце неизменно Идет предписанным путем.

Звучит мысль о величии и бесконечности Вселенной, о вечном движении, в котором находится все сущее, об извечной борьбе светлых и темных начал, вызывающих это движение.

В этом гимне мирозданию звучит вопрос о том, что же такое человек перед величием Творца? Спор о человеке, о смысле его существования и есть основное содержание драмы.

Гете с помощью своих героев дает разные ответы на вопрос о том, какова же роль человека в мироздании. Мефистофель отвечает на этот вопрос однозначно: человек беспомощен, жалок, ничтожен, даже такой мудрец, как Фауст. Для Ме­фистофеля человек - раб страстей. Он гордится своим разумом, но это пустое самомнение, ведущее человека в пропасть цинизма и гордыни. Разум, утвержда­ет Мефистофель, служит человеку лишь для того, чтобы делать его «еще более животным, чем любое животное».

Другая точка зрения на место и роль человека принадлежит в драме Гете Господу. Он убежден, что Фауст, пройдя путем заблуждений и страданий, пре­одолеет их и найдет дорогу к истине:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

В драме Гете Бог позволяет Мефистофелю искушать Фауста, то есть все, что происходит с героем, делается по воле Божьей. Он не вмешивается в экспери­мент, который ставит над человеком циничный Мефистофель, поскольку знает, что человек благ по своей природе.

Для Господа земные муки и поиски способствуют совершенствованию челове­ка, его движению к истине, его возвышению.

Главный герой трагедии Гете Фауст не игрушка в руках высших сил. Он на­делен разумом, волей, глубокими чувствами. Он проходит в своей жизни серь­езные испытания.

В начале драмы мы видим человека, утратившего веру не только в Бога, но и в науку, которой отдал жизнь.

В его речах звучит критика тезиса о всемогуществе науки и знания - Гете вступает в полемику с позитивистскими идеями эпохи Просвещения. Встреча Фауста с Духом Земли открывает Фаусту истину, что человек не всесилен, а ничтожно мал по сравнению с мирозданием. Эти разочарования и сомнения оказываются первым шагом Фауста на пути познания собственной сущности, глубин своей души. В развитии этой мысли и состоит сюжет трагедии.

В этом произведении силен фантастический элемент. Героями драмы, помимо людей, являются духи, ведьмы, мифологические существа, мистические сущности - Бог и дьявол.

Фантастичность дает возможность перемещаться героям по разным странам и эпохам. Фауст оказывается универсальным представителем человечества, все пространство мира и вся глубина истории перед ним открыты. Этот образ относят к «вечным образам» мировой литературы.

Безусловно, важную роль в драме «Фауст» играет Мефистофель. Это воплощение сомнения, отрицания, цинизма. Будучи спутником Фауста, он искушает его, стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение. Он приводит Фауста в кухню ведьмы, опаивает волшебным зельем, увлекает его за собой в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, пытаясь тем самым нарушить цельность души Фауста, отвлечь его от поиска истины, заглушить в нем голос сердца.

Спор и внутренняя борьба Фауста и Мефистофеля создают главное напряжение драмы.

Философская драма Гете «Фауст» затрагивает важнейшие вопросы для человека любого времени. Сохраняя свое напряженное звучание, это произведение вступает в спор о роли и месте человека во вселенной с различными эпохами: с Античностью, Средневековьем, Возрождением, эпохой Просвещения, с нашим временем. И последняя точка в этом споре не поставлена.

Вечна борьба между добром и злом, которые живут в каждом человеке. Слова, сказанные Гете, всегда актуальны: «Не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром»:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Работу над трагедией «Фауст» юный И. В. Гёте начал в 1771 году, неоднократно публиковал отдельные фрагменты и завершил в год своей смерти, запечатав рукопись в конверт и завещав опубликовать её только после его смерти.

«Когда-то Гёте задался мыслью переложить для просвещенной европейской публики книгу Иова. Он начал это в юности, а кончил в глубокой старости. Получился всем известный «Фауст», тот самый, которым восторгаются наши интеллигенты, большей частью и не подозревая, что это переложенная для них книга Иова».

Ухтомский А.А. , Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 286.

В первых вариантах Фауст – молодой бунтарь, стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «Я» над окружающим миром…

Сверхкратко содержание окончательного варианта трагедии «Фауст» таково: Господь и Мефистофель заключают пари: сможет или не сможет последний завладеть душой Фауста. Фауст – учёный. Он утомлен достигнутым (здесь и далее текст дан в переводе Н.А. Холодковского)

Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом...
Увы! с усердьем и трудом
И в богословье я проник -
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был... Глупец я из глупцов!
Магистр и доктор я - уж вот
Тому пошел десятый год;
Учеников и вкривь и вкось Вожу я за нос на авось -
И вижу все ж, что не дано нам знанья.
Изныла грудь от жгучего страданья!
Пусть я разумней разных простаков -
Писак, попов, магистров, докторов, -
Пусть не страдаю от пустых сомнений,
Пусть не боюсь чертей и привидений,
Пусть в самый ад спуститься я готов -
Зато я радостей не знаю,
Напрасно истины ищу,
Зато, когда людей учу,
Их научить, улучшить - не мечтаю!
Притом я нищ: не ведаю, бедняк,
Ни почестей людских, ни разных благ...
Так пёс не стал бы жить! Погибли годы!
Вот почему я магии решил
Предаться: жду от духа слов и сил,
Чтоб мне открылись таинства природы,
Чтоб не болтать, трудясь по пустякам,
О том, чего не ведаю я сам,
Чтоб я постиг все действия, все тайны,
Всю мира внутреннюю связь;
Из уст моих чтоб истина лилась -
Не слов пустых набор случайный!

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 19-20.

Обычно сомнения и поиски Фауста трактуются как поиски смысла жизни. Приведем знаменитый фрагмент, который часто цитируется и приводится как пример редукционизма в научном поиске:

Мефистофель:

Цените время: дни уходят бевозвратно!
Но наш порядок даст привычку вам
Распределять занятья аккуратно.
А потому, мой друг, на первый раз,
По мне, полезен был бы тут для вас
Курс логики: хоть опыт и рискован,
Начнут дрессировать ваш ум,
Как бы в сапог испанский зашнурован,
Чтоб тихо он, без лишних дум
И без пустого нетерпенья,
Вползал по лестнице мышленья,
Чтоб вкривь и вкось, по всем путям,
Он не метался там и сям.
Затем внушат вам ради той же цели,
Что в нашей жизни всюду, даже в том,
Для всех понятном и простом,
Что прежде сразу делать вы умели –
Как, например, питьё, еда, -
Нужна команда "раз, два, три" всегда.
Так фабрикуют мысли. С этим можно
Сравнить хоть ткацкий, например, станок.
В нём управленье нитью сложно:
То вниз, то вверх снуёт челнок,
Незримо нити в ткань сольются;
Один толчок - сто петель вьются.
Подобно этому, дружок,
И вас философ поучает:
«Вот это - так и это - так,
А потому и это так,
И если первая причина исчезает,
То и второму не бывать никак».
Ученики пред ним благоговеют,
Но ткань соткать из нитей не сумеют.
Иль вот: живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нём познанье получить,
Учёный прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась!

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 71-72.

Фауст выставляет собственные условия договора: Мефистофель должен ему служить вплоть до первого мига, когда он, Фауст, успокоится, довольствуясь достигнутым… Мефистофель проводит Фауста через серию приключений-испытаний, многие из которых - любовные… В конце трагедии, постаревший и слепой Фауст, получив полосу побережья, решает осушить его, сделать пригодным для жизни людей, вот его последний монолог:

До гор болото, воздух заражая,
Стоит, весь труд испортить угрожая.
Прочь отвести гнилой воды застой -
Вот высший и последний подвиг мой!
Я целый край создам обширный, новый,
И пусть мильоны здесь людей живут,
Всю жизнь ввиду опасности суровой,
Надеясь лишь на свой свободный труд.
Среди холмов, на плодоносном поле,
Стадам и людям будет здесь приволье;
Рай зацветет среди моих полян,
А там, вдали, пусть яростно клокочет
Морская хлябь, пускай плотину точит:
Исправят мигом каждый в ней изъян.
Я предан этой мысли! Жизни годы
Прошли недаром, ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
Дитя, и муж, и старец пусть ведет,
Чтоб я увидел в блеске силы дивной
Свободный край, свободный мой народ!
Тогда сказал бы я: мгновенье,
Прекрасно ты, продлись, постой!
И не смело б веков теченье
Следа оставленного мной!
В предчувствии минуты дивной той
Я высший миг теперь вкушаю свой.

Гёте, Фауст, СПб, «Азбука-классика», 2009 г., с. 456-457.

Обычно этот монолог трактуется как мудрость Фауста осознавшего, что не удовольствия, не знания, не богатство, не слава, не любовь, испытанные им, дарует высший миг существования...

Финал:

Ангелы возносят Фауста – под носом у Мефистофеля – на небо.