Известные балерины прошлого предпочитали не рисковать карьерой ради продолжения рода. Сегодня тенденция скорее обратная. «Тема запрета на ребенка для балерины отменена», - объявила Ульяна Лопаткина на пресс-конференции в Риге. По ее мнению, родить ребенка на пике карьеры - никакой не подвиг… а необходимость, без которой бессмысленна жизнь любой женщины.

Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором: родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин конца XIX и XX века выбирали последнее.

Балетный век весьма недолог - в 40 лет танцовщицы уже могут выходить на пенсию. Соперницы не дремлют - только и ждут, чтобы захватить вакантное место. Беременность с гормональным перепадом может сказаться на физической форме танцовщицы. На воспитание детей в жестком графике балерины с трудом находится место. И вообще профессия требует полного отречения от всех мирских забот во имя служения искусству.

Тем не менее в последнее время все больше танцовщиц решаются на этот подвиг. Перелом случился в 60-е годы, когда солистка Кировского балета (теперь Мариинки) Ирина Колпакова отважилась родить дочку и вернулась на сцену. И балерина Ченчикова тоже совсем не в ущерб танцу родила двоих детей. Гордость Мариинского театра Жанна Аюпова дала жизнь сыну и вернулась на сцену. За год до Ульяны родила ее коллега Ирма Ниорадзе и продолжила танцевать с прежним блеском. Недавно прима Большого Светлана Захарова родила девочку и уже через два месяца вернулась на сцену в прекрасной форме.

«Тенденции, я считаю, замечательные, балерины рожают не по одному ребенку, а по двое и по трое, не всегда ставя в известность СМИ, - объявила Ульяна Лопаткина на пресс-конференции в Риге. - И для меня не подвиг, это мое искреннее желание и счастье». Говорят, после рождения ребенка танец балерины приобретает особое звучание.

Анна Павлова (1881-1931)

Воспитывала чужих сирот

Самая известная русская балерина считала: «Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству».

По окончании Первой мировой войны Павлова приехала в разрушенную и нищую Европу, где решила открыть приют для 15 русских девочек-сирот. Для содержания приюта Анна давала благотворительные спектакли и писала письма американским миллионерам.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Вырвала сына из рук Мюллера

Самый известный факт из жизни этой балерины - роман с последним российским императором Николаем Вторым. Кроме него блестящую красавицу готовы были носить на руках с десяток князей.

В 30 лет Матильда забеременела, но решила продолжить танцевать, переделав некоторые части балета: «Чтобы не вставать в профиль - из царской ложи и первых рядов партера, где сидели ее «главные» зрители, которые не должны видеть растущий живот. Какой ее видят с других мест, Кшесинскую не волновало» (из дневников директора театра Теликовского).

Князья долго гадали, кому принадлежит факт загадочного отцовства - каждый видел в ребенке свои черты. Сама Матильда хранила тайну. При родах мать и сына еле удалось спасти. Ребенка назвали Владимиром - в честь отца великого князя Андрея Владимировича (балерина флиртовала как с отцом, так и с сыном). Для отчества великий князь Сергей Михайлович предложил свое имя. Фамилию ребенок получил от прадеда Войцеха, а дворянством его наделил Николай Второй.

«В моей домашней жизни я была очень счастлива», - писала Кшесинская. Уже через два месяца после родов, прослышав, что в Мариинке начались интриги против нее, Матильда вышла на сцену… В 1919 году балерина с сыном эмигрировала, а в 1941 году Володю арестовало гестапо в числе 300 русских эмигрантов. В концлагере Владимир отказался поддержать немцев в войне с СССР. Кшесинская добилась встречи с главой гестапо Мюллером, и через 144 дня после ареста сын был освобожден. Позже он был британским разведчиком, действовавшим под личиной журналиста. Умер бездетным в Париже, через три года после матери, которая прожила 99 лет.

Ольга Спесивцева (1895-1991)

О детях не было и речи

Великая русская балерина, прозванная современниками Красной Жизелью, звезда императорских театров и Опера Гарнье, партнерша Нижинского, Долина и Лифаря, подруга Дягилева и Баланчина была несчастна в личной жизни. О детях речи даже не шло. Долгое время балерина страдала расстройством психики. Скончалась в 96 лет в полном одиночестве в пансионе на ферме Толстовского фонда, созданного младшей дочерью писателя.

Галина Уланова (1909-1998)

Родители не разрешили рожать

У великой балерины никогда не было детей. Многие думали, что это ее личный выбор. Но на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили… родители. «Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», - твердо сказала ей мать. И она заложила в дочь стойкий «иммунитет» на детей.

Екатерина Максимова (1939-2009)

Родить помешал резус-фактор

Балерина была счастлива в браке и успешна на сцене - ее бессменным партнером был руководитель Большого театра Владимир Васильев.

Пара очень хотела детей. Предприняли несколько попыток, но все они были неудачными. Последняя случилась как раз в то время, когда Максимова восстанавливалась после травмы. Когда врачи сказали, что плод умер, балерина несколько дней не могла в это поверить и не давала делать операцию. Тогда врачи объяснили, что у них с Васильевым разные резусы и вообще очень мало шансов родить здорового ребенка. Пришлось смириться.

Васильев тогда отказывался от спектаклей, было плохо с сердцем. А Екатерина Сергеевна вспоминала позже: «Я думала тогда, что порог театра больше не переступлю, все кончено. Раз я не могу стать матерью, мне незачем быть балериной». Спасла ее лишь работа.

Майя Плисецкая (1925)

Лучше танцевать, чем детей нянчить

Говорят, Родион Щедрин долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но в конце концов смирился с ее выбором: «Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»

Вот что написала Плисецкая о в своем решении не рожать в книге «Я, Майя»: «…Появились все признаки, что забеременела. В Москву надо возвращаться. А может, родить? И расстаться с балетом? Ан жалко. Я в хорошей форме. Худая… Повременю маленько. Срок еще есть. Танцевать или детей нянчить - выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился.

В Москве врач удостоверил: беременна, но аборт раньше октября делать не стоит, не созрел еще плод. Неожиданно для самих себя мы пустились в дальнее путешествие. В Сочи, вдвоем на щедринской машине…»

Людмила Семеняка (1952)

Сын стал ее лучшим «спектаклем»

Прима Большого исполняла главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына.

На рискованный поступок она решилась в зените славы. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», - вспоминает она. Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», - шутит артистка.

Илзе Лиепа (1963)

Балерина родила долгожданную дочку Надежду во втором браке в 46 лет. «В моей жизни все складывалось непросто, - рассказала Лиепа. - Не сразу удалось создать семью. В балетной карьере поначалу все шло негладко. Рождения Нади мы ждали очень долго. Молились, надеялись и верили. Для меня Надя - величайшее счастье, величайшая награда, величайшая Божья милость. Вся моя жизнь теперь делится на две части: «до» и «после».

Я думала, что возьму паузу и буду заниматься только Надей. Но Господь управил все замечательно. Когда я только вернулась из роддома, мне позвонил Николай Цискаридзе, поздравил, поинтересовался моим самочувствием. Я кокетливо ему ответила, что сегодня в первый раз спустилась в свой балетный зал. Хотя в зал я вышла, чтобы просто немного размяться. Однако Николай воспринял все серьезно и сказал: «Ну что же, у нас скоро «Пиковая дама». Нужно репетировать». Это стало для меня шоком. Я сказала, что попробую, и через два с половиной месяца вышла на сцену… И знаете, после рождения Нади у меня началась такая активная творческая деятельность, которой, может быть, не было даже до беременности».

Инна Гинкевич (1972)

Предпочла карьеру семье

Недавно Инна Гинкевич, прима-балерина Театра им. Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом - актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги - тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.

«Да она стояла в глухом кордебалете!» - язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на ее заурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.

Ульяна Лопаткина (1973)

Совместила материнство с реабилитацией от травмы

С отцом своей будущей дочки - архитектором и писателем Владимиром Корнеевым балерина - встретилась осенью 99-го, когда ему вручали городскую премию в области культуры как литератору года, а Ульяна была признана лучшей в своем жанре.

Через два года пара тихо повенчалась в сельской церкви под Петербургом. Чтобы содержать свою знаменитую супругу на должном уровне, Владимир Корнев занимался бизнесом в фирме, выпускающей кровлю. Параллельно писал романы на пару с бывшим «гардемарином» Владимиром Шевельковым.

Десять лет назад беременность Ульяны совпала с периодом восстановления после серьезной травмы стопы. Оба процесса завершились как нельзя успешно. «Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», - объявила Ульяна, вернувшись на сцену в 2003 году. Увы, ее брак не выдержал проверки временем - два года назад балерина так же тихо, без лишних объяснений прессе рассталась с мужем.

Балетного будущего 10-летней Маше звездная мама не прочит: «Я придерживаюсь принципов воспитания таких: развить непосредственно способности личности, которая пришла в мир, и совершенно не обязательно, что эта личность обладает теми способностями, которыми обладают ее родители. Главное - чтобы родители обладали возможностями помочь человеку найти себя».

Анекдот в тему: Встречаются две подруги. Одна жалуется: «Что-то я в последнее время совсем закрутилась на работе!» - «А кем работаешь-то?» - «Балериной!»

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на "классике" и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении - тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! - и бросить?.. Что-то тут не то... А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы...

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу - нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.


Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться - нужен результат.


Если результат педагога не устраивает - он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко... Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты "мама не смогла привести ребенка" не проходят... Не можете водить регулярно - уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз - пришёл в зал - работай! Жалко себя - иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки... Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука "мышечная память". Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много - мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: "У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные - это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года - Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно".

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: "Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь "посчастливится" уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех - и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.


Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида - сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент - выпускные экзамены. Мы сдавали "классику" в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно - она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета - силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали."

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие - рост минус 115, более старшие - рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают "да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание ", а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

Диета балерин

Первый разгрузочный день:

Завтрак - стакан томатного сока

Обед - 2 стакана томатного сока и один кусок черного хлеба

Ужин - стакан томатного сока.

Второй разгрузочный день:

Завтрак - стакан молока или кефира

Обед - стакан кефира и кусок черного хлеба

Ужин - стакан молока или стакан кефира.

Диета балерин (еще вариант)

Завтрак - 1/3 пачки нежирного 0% творога и стакан теплого молока 1%-3% или кефира.

2 завтрак - чашка кофе, кусок хлеба с маслом, чайная ложка меда

Обед - съесть столовую ложку вареного риса. Затем выпить одну чашку бульона и съесть кусочек мяса, не более 150 г.

Полдник - апельсин или яблоко. Если голодно, то можно и то, и другое.

Ужин - за два часа до сна выпить стакан теплого молока или кефира с одной чайной ложкой меда.

Остается только удивляться, как при таком меню они способны выдерживать такие нагрузки.

Профессиональные балерины - как и все молодые женщины, испытывающие тяжелые физические нагрузки, - болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, балерины страдают от неправильного питания, нарушения менструального цикла, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний - это т.н. «тетрада».


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company. Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг. У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза). У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.


Самая болезненная тема в закулисной жизни балета - ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже - рентгеновский снимок ноги балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балетные туфли обычно шьют из розового атласа и пришивают к ним розовые ленты, но это лишь внешняя нежность, под которой скрывается жесткий каркас. Носок балетных туфель пуантов проклеен затвердевшим клеем и проложен картоном, образуя защитную твердую коробочку для пальцев ног, а подошва проложена толстой картонной стелькой и подшита тонкой кожей.

Новые пуанты балерина сразу ни за что не наденет, их нужно как следует подготовить. С ними, на первый взгляд, поступают жестоко: вначале разбивают молотком твердый носок до определенной мягкости, затем принимаются за стельку. Ее иногда и вовсе выдирают. Затем подошву трут о самую обычную бытовую терку.

А в конце подпиливают лезвием самый кончик туфли, а образовавшуюся дыру прошивают толстыми нитками. Все это делается для того, чтобы пуанты не скользили по полу. А чтобы они лучше «сели» по ноге - их можно слегка намочить.

Многие балерины очень трепетно относятся к выбору пуантов, ведь это, по сути, здоровье и долголетие их ног.


Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.

Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.



У балерин есть такое понятие - «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.


Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: " Животрепещущий для зрителей вопрос: легко ли балерин поднимать? Нелегко, конечно, но зависит это не от веса.

Дарья Павленко
дочь Ярослава (7 лет)

«Мое возвращение после родов на сцену было сложным. До декрета я была очень худенькая, и чтобы родить, мне нужно было добрать вес. А потом уже мой организм не хотел расставаться с набранными килограммами. К тому же у меня еще была серьезная травма: я разорвала ахилл прямо на сцене, долго восстанавливалась. Конечно, у меня не было и нет супертаблетки для похудения. Любой женский журнал пестрит диетами, которым в реальности никто не следует. Никакой особенной балетной специфики нет, все же знают, что не надо есть много булки и картошку в одиннадцать вечера. Самое главное - психологическая установка, что ты можешь не зацикливаться на еде. Когда у женщины в голове постоянно сидит «всем можно есть, а мне нельзя», это очень тяжело. Сейчас есть много обманок: например, когда хочешь сладкого, можешь купить сахарозаменитель, безопасный и для фигуры, и для зубов»

Виктория Терешкина
Милада (2 года)

«Решение завести ребенка - спланированный и абсолютно осознанный шаг для меня. Мне кажется, сложился стереотип, что после родов будет очень сложно вернуться в прежнюю форму, сохранить гибкость и шаг. Но сейчас уже целое поколение балерин своим примером доказало, что роды не мешают вернуться на сцену. Большинство стали танцевать даже лучше, чем прежде: физические данные не меняются, а материнство привносит в каждую партию дополнительные краски и ощущения Когда я была в положении, даже не представляла, что мне так понравится быть мамой. Пока не родила, заранее соглашалась на какие-то гастроли и выступления в отдаленной перспективе, а как только дочь появилась на свет, сразу стала обдумывать свою жизнь так, чтобы как можно больше быть с ней. Сегодня во время выступлений где-нибудь в Европе я беру ее с собой, потому что для меня самое страшное - это разлучиться с Миладой»

Анастасия Матвиенко
дочь Елизавета (2 года)

«Сейчас придумано много способов поддерживать свою форму в течение беременности. Например, я занималась йогой, ходила на специальные занятия в спортзал, плавала по два раза в неделю. Все это помогает: не совсем уходят мышцы, остается растяжка, плавание позволяет держать спину. Сначала нужно было похудеть, потому что, конечно, я набрала вес - поправилась на семнадцать килограммов. К счастью, в театре теперь много рожавших коллег, есть с кем поговорить об этом. Я не ела после шести, ограничивала себя в мучном, но каких-то специальных диет не использовала. Начинала с гимнастики на полу, потом просто встала к станку и каждый день добавляла какое-нибудь движение. Когда почувствовала, что ноги набрали силу, начала репетировать. Мне очень помогла мой педагог в Мариинском театре Эльвира Геннадьевна Тарасова, она с большим терпением отнеслась к этому процессу. Когда Лизе было пять месяцев, я впервые станцевала па-де-де из балета «Дон Кихот» на концерте, а в шесть месяцев - «Жизель» в театре.

Галина Уланова не только известная советская балерина, но и замечательный педагог-хореограф, чья биография и семья неразрывно связанны с искусством, ведь у женщины был не один муж из театральной среды, а дети стали главной мечтой жизни. Каждое утро выдающейся артистки начиналось с разминки, включающей обычные упражнения и балетные па. Уланова, обожающая животных, предпочитала мало контактировать с людьми, всегда оставаясь в одиночестве. Даже находясь на сцене или в других помещениях театра, она предпочитала говорить только о балете. Именно он являлся главным увлечением известной артистки и вдохновлял на новые свершения.

Дорога к славе

Галина Сергеевна Уланова родилась 26 декабря 1909 в Ленинграде. Но в настоящем ее днем рождения считается другая дата - 8 января 1910 года.


Галина Уланова в молодости, фото

Такая разница связана с переходом на новый стиль. Родители работали в Государственном академическом Мариинском театре, а дочь последовала по их стопам.


Отец Галины – Сергей Николаевич Уланов прославился на весь СССР своими достижениями в балете, став одним из первых режиссеров этого искусства.


Мать – Мария Федоровна Романова, начавшая карьеру балерины, окончила ее в качестве хореографа. Оба при жизни получили награду, как заслуженные деятели искусств.


В 1918 году Галина, увлеченная мастерством своих родителей, принимает решение поступать в Петроградское театральное училище, где становится ученицей своей матери.

Но в 1924 переводится под руководство балетмейстера Агриппины Яковлевны Вагановой. Известная педагог рассмотрела в девочке невероятный талант и решила забрать ее к себе, обучив основам русского классического балета.


Сразу после окончания школы Галину принимают в труппу Мариинского театра, где танцовщица получает ведущую роль Одетты в «Лебедином озере» (1929).


Артистичную девушку, которой на тот момент исполнилось 19 лет, заметили критики мирового балета. Ее невероятная гибкость и грация вызвали бурю восторженных отзывов и вознесли девушку на пьедестал славы.

Переезды

С 1930 по 1940 годы талантливая балерина Галина Ульянова выступала в паре с одаренным Константином Михайловичем Сергеевым.


Образовавшаяся пара вызывала восторг и являлась примером для подражания другим артистам. Молодые люди хорошо чувствовали друг друга, работая в одном ритме и живя на одной волне.


Критики писали о Галине Ульяновой следующие слова: «Она – гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».


На счету балерины множество выдающихся ролей в самых известных и популярных театрах.


Увидев Галину Уланову на афишах театра, зрители, относящиеся к элитному российскому обществу, стремились поскорее приобрести билеты.


В кассах на выступления известной балерины выстраивались огромные очереди. Среди ее постоянных зрителей были именитые писатели и художники.


С Юрием Алексеевичам Завадским артистка расписалась в июле 1941 года. Супруги были вместе эвакуированы в Казахстан из блокады Ленинграда.


Юрий Завадский и Галина Уланова
На протяжении всей Великой Отечественной молодые люди продолжали жить вместе, но спустя практически 10 лет брака, расстались. Правда, официально так и не развелись.

В столице Казахстана балерина, живущая сценой и выступлениями, продолжила радовать благодарную публику своей грациозной игрой.


Уланова была закреплена за Казахским государственным академическим театром оперы и балета. На сцене она танцевала партии Марии и Жизели и давала индивидуальные концерты соло.


Уже в 1943 году Галине Сергеевне было присвоено звание «Народной артистки Казахской ССР». И уже в 1945 Ульянова выступила в Вене, исполнив несколько сольных партий.


Вместе с первым супругом артистка переехала в Москву, где ее ожидало место в Большом театре.


Пропуск на сцену, о которой мечтали другие балерины, Уланова получила по распоряжению правительства СССР.


Ехать в столицу ей не хотелось, но она не могла не исполнить приказ ЦК.

Столичная жизнь

Балерина Галина Уланова, чья биография и семья неразрывно связанны и искусством, осталась одна ненадолго, ведь в 1949 году у нее появился новый муж, а в перспективе планировались дети. Ее гражданским супругом стал театральный режиссер и педагог Берсенев Иван Николаевич.


Иван Берсенев

Мужчина, решивший уйти от жены к Галине Ульяновой, тоже не оформил официальный развод.


В браке с балериной он прожил практически два года. В конце зимы 1951 года Иван Николаевич умер, так и не осуществив мечты балерины стать мамой.


Смерть гражданского супруга не повлияла на карьеру балерины. Вплоть до 1960 года Галина Уланова исполняла ведущие партии в величественном театре СССР.

А в 1956 отправилась на гастроли в Лондон, где танцевала Жизель и Джульетту. Выступления на зарубежной сцене принесли балерине головокружительный успех.


Такого невероятного мастерства в Великобритании не видели давно. Уланову сравнивали с величайшими примами балета разного времени.


Вернувшись с гастролей в Большой театр, она вновь запарила на сцене. Затем балерина Галина Уланова вновь решилась внести коррективы в биографии, образовав семью и планируя, что новый муж подарит ей детей.


Долгое время артистка не афишировала свои отношения с советским живописцем и театральным художником.


Талантливый и галантный Вадим Федорович Рындин длительное время оставался самой большой тайной в жизни Улановой.


И лишь со временем она решилась рассказать коллегам о многолетнем романе с интересным мужчиной. А в 1960 гениальная балерина своего времени решилась завершить свою карьеру в театре в качестве артистки.

Жизнь после сцены

С 1960 по 1997 Галина Уланова работала педагогом Большого театра, помогая реализоваться новым талантливым балеринам. Под ее руководством выросло более десяти известнейших артистов балета.


Галина Уланова балерина

Также Уланова работала с солистами Шведского королевского балета, труппами Японии и Парижа и другими известными театрами Европы.


После смерти Вадима Федоровича в 1974 году артистка решила остаться одна. Балерина Галина Уланова – женщина, чья биография полна разочарований, а семья и мужья не принесли материнского счастья, и дети так и остались мечтой. Позднее артистка пригласила к себе талантливую журналистку Татьяну Агафонову. Девушка стала для нее «приемной дочерью» и жила с балериной до самой смерти.
Скончалась Галина Уланова 21 марта 1998 года в столице России. В память о великой музе русского балета, которой восхищались Алексей Толстой, Фаина Раневская и зарубежные критики, установили доску памяти. А позже, в доме, где жила знаменитая балерина открыли музей памяти.

Балерина легко порхает по сцене, а публике нет дела, что терзает ее душу. Страхи, неосуществленные желания... Чем платят примы за эту легкость?

ПРИМЕ-балерине Мариинского театра Диане ВИШНЕВОЙ нет еще и 30. Но она уже получила звание лауреата Государственной премии России, престижные награды "Benois de la dance", "Золотая маска", "Божественная Айседора", "Золотой софит"... Лучшие театры мира - "Штатс Опера" в Берлине, Большой театр, IBT и "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке - наперебой приглашают Вишневу танцевать на своей сцене. В этом году известная балерина отпразднует юбилей - 10-летие творческой деятельности.

Перед каждым спектаклем настигает невроз...

МОРИС Бежар утверждает, что хороший артист балета - всегда человек умный. А Юрий Григорович сказал, что гениальные танцовщики нередко оказываются глупыми...

В труппе Бежара, думаю, без мозгов точно далеко не уедешь. Что же касается классических балетов... Действительно, у некоторых хороших балетных артистов голова не всегда соответствует качеству их танца. Но лично я считаю, что танцовщик должен быть очень умным. По себе скажу - у меня все идет от головы.

Перед каждым спектаклем всегда настигает какой-то невроз, мучаешься: Боже, как же это будет, как получится? Бесконечный поток мыслей. Артисты - вечные мазохисты. В легкой степени.

Надоело самокопание?

Жутко. Поэтому мне так важны и нужны люди, которые меня любят и поддерживают. Иначе самоедство может завести слишком далеко.

Вы как-то сказали, что в артисте должно быть развито чувство зависти.

Я имею в виду зависть белую. Мне всегда приятно видеть талантливого танцовщика, во все глаза смотрю на сцену, если хороший балет. У меня будто раскрываются клапаны внутри, настолько обогащаешься увиденным. Каждый художник - в чем-то плагиатор.

Вы и Ульяна Лопаткина - две примы Мариинки. Говорят, у вас жесткая конкуренция.

Серьезно, так говорят? Никогда не было конкуренции. И никогда ее не будет. Дай Бог, чтобы таких Лопаткиных и Вишневых было побольше. Наоборот, очень важно, чтобы рядом были талантливые люди. Что значит конкуренция? Кто лучше станцует? Но одному зрителю нравится одна артистка, другому - другая. Может быть, раньше балерины конкурировали из-за того, что не хватало спектаклей. Но сегодня другая ситуация. Можно уехать куда-нибудь по приглашению. Ни у меня, ни у Ульяны никогда такого не было, чтобы мы сидели без дела. Только бы здоровья хватало.

"У меня никогда не было сиюминутных страстей"

УЛАНОВА, Лепешинская не имели детей... Но Ульяна Лопаткина все-таки решилась родить.

Мне кажется, что все балетные хотят детей. Балерине сложно не только на сцене, но и в театре - с его непростыми взаимоотношениями. Все время испытываешь состояние зажатости... И хочется отдать кому-то свою нежность, любовь. Мужчин можно разбаловать, если любить их чрезмерно (улыбается ). А детей перелюбить нельзя. У женщины есть потребность в этом - не брать, а отдавать.

Я очень часто думаю о детях, семье. Другое дело, что пока не складывается. И совсем не потому, что я решила: сейчас - карьера, а потом - ребенок.

Вы еще не встретили мужчину, от которого захотелось бы ребенка?

Я пока одна.

Совсем недавно вы говорили, что ваш главный трофей в жизни - это любовь...

Я жила с очень известным человеком. Но мы расстались. Для меня это было не то что трагично... Драматично. Единственное, что помогло мне пережить расставание, - моя профессия. Я ударилась в работу, поехала танцевать в Берлин.

Один психолог утверждает: на сцене у танцовщиков настолько тесный контакт, что это возбуждает их и, следовательно, провоцирует измену их мужьям и женам... Поэтому артист редко бывает верным семьянином.

Не буду отрицать: во всех труппах вижу то, о чем вы говорите. Я как-то не особо верю в артистические семьи. Особенно когда муж и жена - в одном коллективе.

А если говорить обо мне лично... У меня никогда сиюминутных страстей и любовей не было и точно не будет. Хотя, когда танцую с партнером, иногда появляется какая-то влюбленность. Но это не значит, что она сразу должна перерасти в какой-то интим. Боже упаси! У меня, наверное, такое воспитание, я - наполовину татарка. Мои родители всю жизнь живут в любви и уважении. Для меня это очень важный момент в семье - верность.

Я вышла замуж 9-го числа, ребенка родила тоже 9-го...

А у меня нелюбимое всеми число 13 - счастливое. Я родилась 13 июля 1976 года. 7 и 6 в сумме дают 13. Когда получала номера на машину, мне сказали: "Все отказываются от номера 013". Я без раздумий ответила: "Давайте его мне". Если должно произойти важное событие, стараюсь запланировать его на 13-е число. Конечно, можно сказать: "Да она все придумывает!" Но я верю в числа, в судьбу. Жизнь всегда дает тебе какие-то знаки. Главное - внимание на них обращать.

Анекдот в тему

Встречаются две подруги. Одна жалуется: "Что-то я последнее время совсем закрутилась на работе!" - "А кем работаешь-то?" - "Балериной!"