Сегодня наше путешествие онлайн мы совершим во Флоренцию, по самой Флоренции мы погуляем в другой раз, а сейчас цель нашего путешествия – Базилика Санта-Кроче в самом центре Флоренции. Это особенное место не только в городе, но и во всей Италии. Чем же она так особенна? Сейчас мы все узнаем.

Этот памятник поистине уникален, и не только чистотой готического стиля, но и бесценными произведениями искусства в нем и его историческим значением. Базилика Санта-Кроче , одна из крупнейших церквей в городе, связана с гением Арнольфо ди Камбио, который, как полагают, начал работу в 1294 году.

Легенда гласит, что на этом месте была построена часовня самим святым Франциском Ассизским. Он умер в 1226 году, а в 1228 году он был причислен к лику святых. 12 мая 1294 года на месте небольшой часовни началось строительство церкви. Строительство велось за счет средств самых состоятельных семейств Флоренции. Продолжались работы и во второй половине 14 века, но церковь была освящена в 1443 папой римским Евгением IV.

Санта-Кроче спланирована в форме Т-образного египетского креста, отсюда и название Basilica di Santa Croce — Церковь Святого Креста. Это самый большой францисканский храм Италии. Неф широкий и хорошо освещенный, с массивными широко расставленными опорами, стрельчатыми арками.


Очень красив высокий алтарь.


А вот то самое Распятие Чимабуэ (1280) до и после реставрации, которое венчает алтарь почти под самым куполом.

Четыре фрески в ризнице базилики Санта-Кроче: сверху, «Вознесение» Николо ди Пьетро Джерини, справа «Воскресение», также Джерини, в центре «Распятие» Таддео Гадди, и слева «Восхождение на Голгофу» предположительно Спинелло Аретино (1350-1410).

Выделяется особенно выполненная Бенедетто де Майано кафедра с резными барельефами с изображением сцен из жизни Святого Франциска (1472-1476), одна из самых красивых во Флоренции.

Скульптура в камне «Благовещение Кавальканти» работы Донателло (1435).

«Мадонна с младенцем» Антонио Росселино (1470).

«Сожествие Христа в чистилище» Анджелло Бронзино.

«Снятие с Креста» Франческо Сальвиати.

Особенностью базилики Санта-Кроче являются 16 часовен. Некоторые из великих флорентийских семей, в том числе Барди, Перуцци, Альберти, Барончелли приобрели покровительство часовен Санта-Кроче, тем самым получив честь их декорирования. Некоторые из этих убранств 14-го века сохранились до нашего времени, в том числе написанные великим Джотто.

Часовня Барончелли. Фрески из жизни Святого Франциска работы Тоддео Гадди.

Часовня Барди. Фреска Джотто «Смерть Святого Франциска».

Первоначально все стены Санта-Кроче были украшены фресками. Но во время чумы в 16 веке, когда церковь использовалась в качестве больницы, стены были побелены. И уже после реставрации были найдены фрески, в том числе и Джотто.

Часовня Перуджи. Сцены из Жизни Святого Иоанна Крестителя «Рождение и именование Ионанна Крестителя». Фреска Джотто 1320 г.

А вот там же фреска Джотто «Благовещение Захарии».

Но кроме величайших произведений искусства базилика Санта-Кроче знаменита тем, что она стала первым ренессансным погребальным памятником. Вот прямо на полу мраморные надгробные плиты с фигурой усопшего, установленные поверх саркофага.

Здесь можно видеть гробницы величайших людей Италии и не только Италии.

Микеланджело, который умер в Риме в 1564 году, был похоронен здесь, под памятником с аллегорическими фигурами Скульптуры, Архитектуры и Живописи, разработанный Джорджо Вазари.

Могила Микеланджело стала образцом для других, таких как гробницы Галилео Галилея, который умер в 1642 году (его памятник был создан Джанбаттисто Фоггини).

Погребальные памятники продолжали добавляться, в том числе Никколо Макиавелли

Композитор Джоаккино Россини

Кенотаф Данте Алигьери (1829). Видна надпись «tuski» (этруск)

Каждая могила – это настоящее произведение искусства. Всего здесь похоронено около 300 знаменитых людей Италии.

Здесь же, по мнению историков крестили в 1452 году Леонардо да Винчи.

Базилика Санта-Кроче – это настоящий музей с величайшими произведениями искусства и место особой исторической ценности, место упокоения величайших людей Италии.

Вот мы и выяснили, чем же так особенная базилика Санта-Кроче. Удивительное место, не хочется его покидать. Но нас ждут впереди новые путешествия онлайн. Ведь в мире столько прекрасных мест!

А если вы собрались в путешествие во Флоренцию, выбирайте экскурсии от лучших гидов прямо сейчас

В переводе Базилика Санта-Кроче означает «церковь Святого Креста». Построенная еще в 13 веке, готическая Базилика Санта-Кроче является самой крупной францисканской церковью.

Этот знаменитый храм на одноименной площади Piazza Santa Croce еще называют «Пантеоном Флоренции». Здесь находятся гробницы более 300 великих флорентийцев, включая Микеланджело Буонаротти и Галилео Галилея.

Не менее знаменит и интерьер Базилики Санта-Кроче. Стены храма украшены многочисленными фресками работы Джотто и других известных итальянских мастеров, а его 16 капелл представляют собой настоящее произведение искусства.

История возникновения Базилики Санта-Кроче

Строительство Базилики Санта-Кроче относится к 1294 году. Считается, что ее архитектором был Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). В 1442 году церковь Святого Креста освятил папа римский Евгений IV.

На протяжении истории Базилику Санта-Кроче не раз перестраивали. Церкви пришлось пережить и войны, и наводнения, но ее образцовый готический фасад удалось сохранить благодаря реставрационным работам.

Архитектура Базилики Санта-Кроче

На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.

Фасад

Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид Базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.

Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.

Внутреннее убранство

Трехнефная Базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.

Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.

К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.

Что посмотреть

Конечно, Базилика Санта-Кроче является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.

В Базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.

Музей

Базилика Санта-Кроче представляет собой музей знаменитейших фресок и скульптур, созданных Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.

Алтарь

В Базилике Санта-Кроче особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми. На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.

Кафедра

Не менее примечательной является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.

Капеллы

Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Так, в Большой капелле стены украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста». Роспись капелл Барди и Перуцци выполнил знаменитый Джотто. К сожалению, многие работы Джотто не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены.

В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.

Капелла Медичи была декорирована Микелоццо по заказу Козимо I. Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.

Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма, оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.

В часовне Барди ди Вернио находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.

Пантеон Флоренции

Базилику Санта-Кроче часто называют Пантеоном Флоренции, поскольку здесь похоронены знаменитые жители этого города. В целом, в Базилике насчитывается около 300 гробниц политических и культурных деятелей Флоренции. Более того, церковь Святого креста является первой погребальной базиликой периода Ренессанса.

Гробницы в храме выглядят как мраморное ложе, на котором изображена фигура покоящегося в нем флорентийца. Наверху саркофага находится арка с двумя колоннами. При этом каждая гробница представляет собой настоящее произведение искусства работы того или иного итальянского мастера.

Знаменитые гробницы

В Базилике Санта-Кроче похоронены Галилео Галилей, Леон Баттиста Альберти, Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Лоренцо Бартолини, Фосколо, Джоаккино Россини, Маркони, Витторио Альфьери, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Энрико Ферми.

Также в Базилике Санта-Кроче расположен кенотаф Данте Алигьери. Кенотаф был создан в 1829 году. Прах же великого поэта 13-14 веков находится в Равенне, хотя Данте был уроженцем Флоренции.

Легенды Базилики Санта-Кроче

Согласно преданию, знаменитая Базилика Санта-Кроче была основана не кем иным, как самим Святым Франциском Ассизским.

Известно, что Святой Франциск Ассизский умер в 1226 году. Таким образом, в действительности строительство храма началось уже после смерти Святого Франциска, на месте бывшей церкви.

Тем не менее, католические верующие считают Базилику Санта-Кроче особым священным храмом, возникновение которого может быть связано с именем Святого Франциска.

Как добраться до Базилики Санта-Кроче

Базилика Санта-Кроче располагается на Piazza Santa Croce, 16.

Часы работы

Базилика открыта для посещения с понедельника по субботу с 9.30 до 17.3, а в воскресенье и религиозные праздничные дни – с 14.00 до 17.00.

Стоимость билета

По состоянию на 2019 год стоимость посещения Базилики Санта-Кроче составляет 8 Евро для взрослых и 6 Евро для детей в возрасте от 11 до 17 лет, а также групп из 15 человек. Бесплатно могут пройти в Базилику дети младше 11 лет.

Также Базилику Санта-Кроче можно посетить по «Семейному билету» за 8 Евро, куда входит стоимость билета для взрослых, а дети младше 18 лет могут пройти бесплатно.

Официальный сайт Базилики Санта-Кроче www.santacroceopera.it .

Посетите также

Посетив Базилику Санта-Кроче, не спешите уходить с одноименной площади, на которой она находится. Здесь также можно интересно провести время, прогулявшись среди старинных зданий. Может быть, вам удастся попасть на городской фестиваль или концерт, которые проводятся на Санта-Кроче достаточно часто, и оказаться в самом центре событий.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Огромная часть культурного наследия сокрыта в её знаменитых храмах, причём собрания, представленные в некоторых из них, дадут фору иному крупному художественному музею. Конечно, для туристов в этом плане особняком стоит Дуомо - главный флорентийский собор. Он действительно прекрасен, не стоит даже и говорить. Но на меня во время знакомства с Флоренцией большее впечатление произвели другие церкви, а одно из сильнейших, пожалуй, базилика Санта-Кроче.

Этот храм имеет особое значение для города: Санта-Кроче - местный Пантеон, в котором покоятся самые прославленные и знаменитые уроженцы Флоренции. К сожалению, не у всех гостей города «доходят руки» сюда добраться: базилика находится чуть-чуть в стороне от основных туристических троп, и люди, приезжающие во Флоренцию на 1-2 дня, спешат посетить Галерею Уффици, Дуомо, и другие знаменитые достопримечательности. Ну а я вот считаю, что и базилика Санта-Кроче достойна встать в этот великолепный ряд мест, что называется, обязательных к посещению во Флоренции. Давайте же познакомимся с историей этого храма и совершим по нему небольшую экскурсию.

Строительство храма в честь святого Франциска

История создания церкви дошла до нас в несколько мифологизированном виде. Например, сообщается, что первый камень при строительстве заложил сам Франциск Ассизский - легендарный создатель монашеского ордена, названного впоследствии в его честь. На самом деле, этот подвижник умер в 1226 г., а возведение нынешней базилики началось только в 1294 г. Правда, какая-то церквушка или часовня стояла на этом месте уже в 1228 г.

Ясно, что сам святой Франциск к созданию храма отношения не имел. Но его последователи - монахи-францисканцы - действительно развили к концу XIII века бурную деятельность в разных уголках Европы. Во Флоренции в то время францисканцев было уже довольно много, и в какой-то момент было принято решение, что негоже столь солидному ордену ютиться в маленькой церквушке. Тогда-то архитектор Арнольфо ди Камбио и начал сооружать большой храм, названный впоследствии «Санта-Кроче» (в переводе - «святой крест»).

Средств на строительство хватало: из Флоренции как раз в очередной раз выгнали гибеллинов, и их собственность частично была разграблена, а частично пошла на богоугодные дела, в том числе на сооружение Санта-Кроче. Кроме того, на возведение церкви щедро жертвовали знатные флорентийские семьи, многие из которых решили завести себе в новом соборе фамильные капеллы. Так что, когда внутри вы будете читать названия часовен с фамилиями Пацци, Барди, Перуцци и др., знайте, что всем им пришлось изрядно потратиться, чтобы остаться в веках.

Место для строительства самого большого в Европе францисканского храма (он и сейчас является таковым) было выбрано неслучайно. В те годы район Санта-Кроче считался окраиной города, селились здесь простые небогатые люди, впоследствии тут обустроились кожевники - рабочий народ. Это была самая верная паства для францисканцев - нищенствующий орден, проповедующий бедность, аскетизм и любовь к ближнему, как главные идеалы добродетельной жизни, был особенно близок работягам и беднякам.

Между прочим, считается, что францисканцы активно соперничали за паству с другим известным орденом, доминиканским. Первые были особенно популярны у простого народа ещё и тем, что богато расписывали стены своих храмов фресками. Недаром ди Камбио при проектировании Санта-Кроче предусмотрел изрядное количество участков, свободных для росписи. Для неграмотных прихожан это было фактически Святое Писание в картинках: просто и наглядно. А вот доминиканцы до поры до времени не уделяли должного внимания такому аспекту привлечения прихожан. Церковь Санта-Кроче строили долго: её освящение состоялось только в 1443 г. При храме к тому времени обосновался и большой монастырь братьев-францисканцев. В дальнейшем отдельные элементы собора многократно перестраивались, поэтому комплекс, дошедший до нас, является сборным произведением разных эпох.

Фасад базилики

Взять хотя бы главный фасад Санта-Кроче: он был сооружён только во второй половине XIX века. А до того момента этой части у собора попросту не было. Ситуация обычная для Флоренции: другой не менее знаменитый храм Сан-Лоренцо и в наши дни красуется вот в таком виде.


Фасад Базилики в своё время сильно критиковали, как, впрочем, и фасад Дуомо: они действительно похожи. Что ж, наверное недовольные всегда найдутся, когда дело касается реконструкции таких сакральных объектов. Мне не показалось, что фасад как-то не вписывается в образ Санта-Кроче, всё выглядит вполне естественно. Выполнен он в достаточно лаконичном стиле: здесь нет обилия скульптур, рельефов и фресок, которые зачастую украшают большие храмы. Над тремя арочными пролётами три скульптурных изображения на тему животворящего креста и всё.


Ещё на фасаде обращает на себя внимание шестиконечная звезда - символ, хоть и ветхозаветный, но несколько неожиданный в оформлении христианской церкви. Считается, что эта звезда - «привет» от архитектора Матаса (он был иудеем).

Давайте обогнём фасад с левой стороны. Здесь сразу же нас встречает фигура Данте с вороном.


Знаков памяти знаменитого поэта во Флоренции очень много: есть улица Данте, его музей, несколько памятников. По-моему, даже Микеланджело не удостоился во Флоренции такого количества внимания. Очевидно, дело в чувстве вины: человека, который, можно сказать, научил соотечественников говорить по-итальянски, изгнали из родного города и обрекли на скитания. Умер Данте в , там же и похоронен, причём Флоренция постоянно просит вернуть его прах на Родину, на что власти Равенны неизменно отвечают отказом. Так что гробница Данте в Санта-Кроче - это так называемый кенотаф - памятник без погребённого.

Судя по всему, хоронить знатных людей в соборе начали с самого начала его существования, на некоторых гробницах уже практически невозможно ничего прочитать. Годы шли, количество знаменитостей, погребённых здесь, увеличивалось, и в какой-то момент храм решили сделать флорентийским Пантеоном. Так, прах Микеланджело пришлось везти из , чтобы похоронить в Санта-Кроче. Сейчас в базилике покоится около 300 знаменитых флорентийцев: учёных, политических деятелей, людей искусства и др. О самых именитых я расскажу вам подробнее чуть ниже.

Базилика Санта-Кроче в XX веке. На входе в собор

Самым главным бедствием в истории собора стало наводнение 1966 года. Насколько высоко тогда стояла вода на площади Санта-Кроче и в базилике можно судить по фотографии ниже. Причём в кадре, судя по всему, запечатлён момент, когда вода уже чуть-чуть сошла. На некоторых домах Флоренции имеются знаки, указывающие максимальный уровень затопления 1966 г., так вот вода тогда плескалась на высоте примерно 5 метров над землей (по районам города ситуация, конечно, разнилась).


В результате бедствия серьёзно пострадали многие шедевры собора. Это несчастье до сих пор вспоминают во Флоренции, и в Санта-Кроче можно увидеть стенды с описанием тех событий и фотографиями.

Монастырь при соборе фактически перестал функционировать к концу XVIII века, а ещё через 100 лет власти Италии задумались о создании здесь музея. Первым помещением, открытым для публики ещё в 1900 г., была монастырская трапезная со знаменитой «Тайной вечерей» Гадди. Ну а в наши дни весь собор с территорией бывшего монастыря представляет собой один музейный комплекс, который, по-хорошему, нужно осматривать целый день.

Часы работы и стоимость билетов

Вход в базилику находится с левой от фасада стороны. Билет стоит 8 EUR и действует на всей территории комплекса: доплачивать за вход в музей или куда-то ещё не придётся.


С понедельника по субботу собор открыт с 09:30 до 17:30, в воскресенье и в праздники - с 14:00 до 17:30.

Думаю, самое время нам отправиться внутрь.

Внутри собора. Флорентийский Пантеон

Оказавшись внутри базилики, давайте воспользуемся схемой, приведённой ниже. Такой план можно бесплатно взять на входе в собор, правда, там всё на итальянском языке.


Скажу сразу: рассмотреть в подробностях все шедевры Санта-Кроче в течение одного дня под силу немногим. Поэтому на схеме я обозначила самые главные объекты и предлагаю вам пройти примерно тем же маршрутом, который получился у меня.

Ну а когда вы сами окажетесь в Санта-Кроче, надеюсь, моя схема поможет вам быстрее сориентироваться здесь и легко отыскать всё самое интересное. Итак, мы зашли внутрь (1). Вид сразу открывается внушительный.


Изначально собор был выполнен в готическом стиле, но во время последующих переделок отдельные элементы храма претерпели серьёзные изменения. Самую масштабную реконструкцию базилика Санта-Кроче пережила в XVI веке. Тогда, в частности, многие старые фрески были скрыты под новыми алтарями или и вовсе закрашены. Те работы (проводимые, кстати, самим Вазари) до сих пор трактуются историками и искусствоведами неоднозначно. Впоследствии некоторые старые фрески всё же удалось восстановить.

Предлагаю начать нашу экскурсию по собору с его западной части, Пантеона, где находятся гробницы самых известных флорентийцев. Древнейшие могильные плиты располагаются прямо на полу, их можно встретить в разных частях базилики.


У меня не получилось разобрать ни одной надписи на таких памятниках, правда, я особо и не старалась. А вот один из наших путешественников сообщает, что, например, одно из таких захоронений принадлежит кондотьеру и подесте (нечто вроде мэра) города Пизы из рода Убертини. Наверное многие из этих плит связаны с представителями тех самых семей, жертвовавших деньги на строительство собора.

Удивительно, но есть здесь и захоронения XX века. Гробницы самых прославленных личностей располагаются в стенах, а когда-то в этих нефах размещались наиболее ранние алтари собора. Первой моё внимание привлекла табличка с именем Маркони, одного из изобретателей радио.


Позднее я узнала, что это ещё один кенотаф, и подобных пустых гробниц в Санта-Кроче немало. Ну а Галилео Галилей, к надгробию которого (2) мы подошли, действительно покоится в соборе.


Правда, касательно места захоронения существуют разночтения: по некоторым данным, прах великого учёного лежит под плитой возле центральных дверей храма. С Галилеем вообще всё было непросто: когда он умер в 1642 г., Папа Римский выступил категорически против того, чтобы этого человека хоронили в Санта-Кроче. Думаю, нет нужды напоминать историю конфликта Галилея с церковью, она всем хорошо известна. Даже покровительство Медичи не спасло учёного от опалы, которая продолжалась и после смерти.

Всезнающая Википедия сообщает, что Галилея сначала похоронили в Арчетри и только через 100 лет его прах перенесли в собор. В реальности, похоже, всё было по-другому: Медичи удалось убедить папу пойти на компромисс, и учёного сразу похоронили в Санта-Кроче, вот только не там, где сейчас стоит роскошный памятник (он появился только в 1737 г.), а в скромном уголке внутри капеллы Медичи, где сейчас установлен памятный знак.

Перейдём к противоположной стене. По пути обратите внимание на памятник поэту Никколини (3) у самых дверей.


Женская фигура, использованная в оформлении монумента, весьма напоминает знаменитую Статую Свободы. Оказывается, до сих пор активно ведутся споры на тему «кто кого сплагиатил при создании статуи». Некоторые исследователи считают, что именно фигура на памятнике Никколини послужила источником вдохновения для автора «Свободы». Для справки: Статуя Свободы была полностью закончена в 1886 г., а памятник поэту датирован 1872 годом.

Ну а мы с вами уже стоим перед величественной гробницей Микеланджело (4) с монументом авторства Вазари.


Один из величайших гениев Возрождения скончался в в 1564 г. Папа Пий IV намеревался возвести ему гробницу в Соборе св. : в конце концов, для Рима Микеланджело сделал не меньше, чем для Флоренции. Но каким-то образом флорентийцы сумели тайно перевезти тело мастера в родной город, и в результате он был погребён в Санта-Кроче.

Начинаем идти вверх вдоль южного нефа собора. Справа мы видим уже упоминавшийся кенотаф Данте (5).


Между прочим, в своё время поэт учился в школе при местном монастыре. Она считалась одной из лучших во Флоренции, и среди её воспитанников было несколько будущих римских пап.



В следующей нише гробница знаменитого политического деятеля и мыслителя Никколо Макиавелли (8).


Его исследование политики как «опытной науки» и взгляды, выраженные им в книге «Государь», оказали значительное влияние как на теоретические, так и на практические аспекты политической деятельности многих известных людей, например, Наполеона. Ну а надпись на памятнике скромно сообщает, что невозможно найти эпитафии, достойной этого человека.

Продолжим наш путь вдоль южных нефов. Обратите внимание, на стене работа Донателло «Благовещение Кавальканти» (9).


На изображении ангел, принесший благую весть, преклоняет колени перед девой Марией. Говорят, что это произведение 1435 г. с самого начала размещалось в базилике и ни разу никуда не переезжало, что очень нехарактерно для шедевров той бурной эпохи. Чуть дальше вдоль стены расположено ещё несколько заметных памятников, один из них - композитору Россини (10).


При желании, вы сможете отыскать в Санта-Кроче надгробия ещё многих деятелей прошлого, ну а мы сейчас, отдав дань уважения великим флорентийцам, перейдём к осмотру знаменитых росписей в капеллах Санта-Кроче.

Капеллы базилики

Вы слышали когда-нибудь про синдром Стендаля? Это когда человеку становится плохо (учащается сердцебиение, начинается головокружение и т. п.) от переизбытка вокруг него произведений искусства. Такая вот болезнь восторга. Назван этот недуг по фамилии знаменитого писателя, который описал собственное самочувствие после посещения одного из храмов Флоренции. Наверно вам интересно будет узнать, что этим храмом был именно Санта-Кроче.

Посмотрим, что же так потрясло писателя.

Распятие Донателло

Давайте перейдём в точку, обозначенную на схеме цифрой 11, и встанем так, чтобы главный алтарь оказался справа от нас. Впереди зона, куда обычно посетителей не пускают (на плане она выделена тёмно-серым цветом). В храмах-музеях Италии часто выделяют небольшое пространство, отведённое для верующих, которые пришли именно в храм, а не в музей, и не хотят соприкасаться с туристами. В Санта-Кроче для этих целей используются именно эти нефы: слева от главного алтаря. В принципе, там нет ничего особенно интересного, за исключением деревянного Распятия Донателло 1408г (12), которое приходится разглядывать издали.


С этим Распятием связана интересная история. Как известно, Донателло дружил с не менее великим мастером Брунеллески, архитектором купола Дуомо и многих других объектов во Флоренции. Так вот, закончив Распятие, Донателло захотел узнать мнение друга Филиппо об этом произведении.


У Брунеллески вообще не было привычки хвалить чужие работы, и в этом он, похоже, не делал разницы для друзей и врагов. Поэтому он честно сообщил Донателло, что у того получился не Иисус, а «какой-то крестьянин» на кресте. Мастер, конечно, обиделся и предложил Брунеллески «показать класс» - сделать собственное распятие. Тот согласился, хотя это была, в общем, не его специализация. Ну а потом, когда Донателло увидел результат работы друга Филиппо, то был глубоко потрясён и признал своё поражение. Так ли уж плохо было его собственное Распятие, судите сами.

А если захотите увидеть произведение Брунеллески, отправляйтесь в , оно выставляется там.

Главный алтарь базилики Санта-Кроче

Сейчас мы подходим к главному алтарю базилики (13). Он притягивает к себе взгляд уже издалека, вблизи же производит совершенно фантастическое впечатление.


Стены алтаря расписаны Аньоло Гадди в конце XIV века. Здесь представлены сюжеты на тему обретения Креста Господня, детали которой взяты из популярного в Средневековье сборника христианских легенд. Когда-то на могиле Адама посадили веточку с дерева познания. Из неё выросло новое дерево, которое использовали для изготовления того самого креста, на котором распяли Иисуса. Справа обратите внимание на фреску «Святая Елена находит три креста и Крест Господень исцеляет умирающую».


Здесь интересно рассматривать детали: монах ловит рыбу с мостика, на лесоруба лает собака, в углу почему-то сидит лев. Возможно, все эти детали что-то символизируют или художник таким интересным образом создаёт нужный «мифический» колорит, не знаю.

На левой стене продолжение легенды: св. Елена привозит Крест в , но затем город захватывает персидский царь Хосров и похищает реликвию. Обратите внимание на персидские головные уборы в форме волчьих голов.


В итоге всё закончилось хорошо: Хосрова обезглавили и вернули Крест в .


Как это было принято в те годы, на некоторых фресках художник изобразил самого себя и других людей своего времени. Кстати, витражи в окнах за алтарём с изображениями различных святых тоже авторства Аньоло Гадди.

Капеллы Барди и Перуцци

Двигаемся вправо от алтаря. Первой на нашем пути окажется капелла Барди (14). Именно в ней и в соседней капелле Перуцци (15) реставраторы сумели отыскать древние фрески авторства Джотто. Их закрасили мелом в XVIII веке, видимо посчитав слишком старыми и не представляющими художественной ценности. А ведь этими фресками 20-х годов XIV века когда-то восхищались и вдохновлялись будущие гении Возрождения Микеланджело, Леонардо да Винчи!

Фрески Джотто расчистили от позднейших наслоений только к середине XIX века. В капелле Барди можно увидеть реставрированные изображения на тему сцен жизни св. Франциска. Эти фрески считаются одними из лучших в творчестве Джотто. Выше, к примеру, «Испытание огнём». А ниже «Смерть св. Франциска».


В капелле Перуцци изображения сохранились хуже (или до них ещё не дошли руки реставраторов). Здесь также сцены из жизни святых, на этот раз Иоанна-Богослова и Иоанна-Крестителя. На фото ниже «Смерть и Вознесение св. Иоанна-Крестителя».


Соседние капеллы не так популярны у туристов: в планах и путеводителях о них, обычно, ничего не сказано. Но и тут можно обнаружить массу интересного. В капелле Веллути моё внимание привлекло изображение боя архангела Михаила с драконом. Взгляните, не находите здесь ничего странного?


По-моему, художник Якопо дель Казентино (ученик Джотто) очень своеобразно представлял себе многоголовое чудовище. По идее, большое количество голов должно осложнять жизнь противникам дракона, на фреске же их функция совершенно непонятна, разве что подстёгивать укусами главную голову.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Капеллу Кастеллани (16) расписывал уже знакомый нам Аньоло Гадди, а капеллу Барончелли (17) его отец Таддео Гадди. В первой представлены самые разные религиозные сюжеты.


Вот «Видение св. Иоанна на Патмосе».


Особенно тут привлекает внимание дракон, собирающийся съесть младенца-спасителя, и сам младенец ну очень странного вида.

Вот фреска «Избиение св. Антония бесами».


Вообще, многие сюжеты капеллы Кастеллани связаны с насилием. Здесь и бедная св. Аполлония, которой истязатели выбили все зубы (теперь она покровительница стоматологов), а невдалеке кого-то переезжают телегой.


Роспись капеллы Барончелли была завершена в 1330-х годах. Считается, что фреска «Введение Богородицы в храм» - одна из первых средневековых работ с созданием перспективы.


Рядом ещё одна интересная работа - «Обручение Марии».


В руке Иосифа расцветший миндальный посох, из которого вылетела голубка (что явилось знаком его избранности). А недалеко отвергнутый жених со злости ломает собственный посох.

Также в капелле Барончелли находится красивейший алтарь, вероятно, авторства Джотто.


Капелла Медичи

Левее капеллы Барончелли находится выход в коридор (18), который ведёт в капеллу Медичи (19). Эта часовня была пристроена к базилике к 1445 г. по заказу Козимо Старшего архитектором Микелоццо. Но не спешите, в самом коридоре тоже есть на что посмотреть. Например, на картину Нери ди Биччи 1461 г. «Святая Троица в окружении святых Бенедикта, Франциска, Варфоломея и Иоанна-Крестителя».


Капелла Медичи в Санта-Кроче в архитектурном смысле оформлена скромно. Зато на боковых стенах мы видим масштабные полотна художников Возрождения: «Снятие с Креста» Аллори и «Сошествие Христа в Лимб» Бронзино.



Последняя картина особенно интересна. Лимб - это чисто католическое понятие, так обозначали место пребывания душ, не достойных быть в раю, но и не заслуживших ада и чистилища. В лимбе должны находиться души некрещённых младенцев и достойных людей (включая добродетельных язычников), умерших до пришествия Христа. Младенцы на картине Бронзино присутствуют, с ними всё понятно, а вот идентифицировать прочих людей, включая полуголых дам на полотне, довольно трудно. Вероятно, здесь есть некоторые античные философы Древней Греции и Рима, которых католическая церковь весьма почитала и переживала об их судьбе. Странные черти наверху (вы тоже видите у одного из них непонятно откуда растущие женские груди?) видимо символизируют тот факт, что, по Данте, Лимб всё-таки считался первым кругом ада. Ну а католическая церковь от понятия Лимба в итоге отказалась, причём недавно, в 2007 г.

Центральный алтарь капеллы Медичи украшает терракотовая скульптурная композиция Андреа делла Роббиа «Мадонна с Младенцем, ангелами и святыми».


А сбоку от алтаря есть небольшая ниша, в которой изначально был похоронен Галилей.


Ризница и Комната с колодцем

Боковая дверь на входе в коридор перед капеллой Медичи ведёт в Ризницу («Сакристию» по-итальянски) (20). Этот просторный зал XIV века использовался в своё время для подготовки к службам и для монашеских собраний. Центральную стену Ризницы украшают работы учеников Джотто: Гадди, Аретино и Джерени. На этих фресках представлены евангельские сюжеты о распятии и воскресении Христа.


Возле противоположной стены висит Распятие авторства Чимабуэ, его история, поистине, трагична.


Во время наводнения 1966 г. с креста смыло значительную часть изображения. Причём после окончания бедствия многие кусочки были найдены в базилике, и Распятие можно было бы практически полностью восстановить. Музейные работники отлучились перекусить, оставив найденные фрагменты сушиться, а в это время в собор приехали уборщики. В соответствии с инструкцией, они начали сильными струями воды вымывать грязь из помещений храма, не обратив внимания на непрезентабельные ошмётки, лежащие на доске. Увы, с этой водой навсегда утекли и фрагменты Распятия Чимабуэ.

Горе работников музея и искусствоведов можно понять - Чимабуэ был одним из главных праотцов Ренессанса, творившим ещё в XIII веке (он умер в 1302 г.). Считается, что у него учился Джотто, между прочим, оба мастера упоминаются в «Божественной комедии» Данте:

Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена.

В Ризнице также можно обнаружить такие реликвии, как ряса и поясок самого святого Франциска - они бережно хранятся за стеклом.


Рядом находится капелла Ринуччини (21), но она обычно закрыта для посетителей, а рассматривать интерьер через железную решётку не очень удобно. Капеллу украшают фрески Джованни ди Милано.

Через южную дверь заходим в небольшое помещение, именуемое Комнатой с колодцем (22). До XV века тут действительно находился колодец: ниша в стене до сих пор напоминает о нём.


Сейчас здесь находится музейный магазин и стенды с фотографиями, в основном на тему наводнения 1966 г.


Апельсиновый дворик. Колокольня Санта-Кроче

За магазином находится застеклённая лоджия, с которой можно спуститься в уютный зелёный дворик (23).


Апельсиновым я его называю условно (просто мне запомнилось здесь апельсиновое дерево), на музейном плане он никак не обозначен, и вообще, туристам не всегда понятно, можно ли сюда спускаться, и не выход ли это из музея?


На самом деле, в этом месте находится один из входов в музей. Уж не знаю, какие группы посетителей сюда запускают, но, когда, прогулявшись, мы вернулись обратно на лоджию, у нас снова проверили билеты. Мне эта прогулка пришлась весьма кстати: уже давала о себе знать усталость, и нужно было немного отдохнуть от шедевров. Думаю, и вам будет приятно пройтись по свежему воздуху.

Через дверь на противоположном конце двора также можно смело выходить. Давайте обогнём угол собора и подойдём к колокольне Санта-Кроче (24).


Наверх, правда, подняться нельзя, но ничего страшного: во Флоренции много других превосходных обзорных площадок. Эту колокольню высотой 78 метров возвели сравнительно недавно: Гаэтано Баккани закончил её сооружение в 1865 г. В масштабах базилики Санта-Кроче 150 лет, конечно, не возраст.

Ну а теперь возвращаемся к собору, проходим внутрь через магазин и коридор, минуя капеллу Кастеллани, поворачиваем налево. Возле памятника Леонардо Бруни находим дверь (25), ведущую наружу, и спускаемся во внутренний двор (клуатр) собора (26).

Первый клуатр. Капелла Пацци

Первый клуатр представляет собой длинную аллею, ограниченную по периметру крытыми галереями.


По бокам от центральной дорожки зелёный газон, а с южной стороны среди деревьев установлена скульптура Баччо Бандинелли «Бог Отец» (27).


Обойти клуатр вы ещё успеете, а сейчас предлагаю зайти в здание, фасад которого напоминает своим оформлением триумфальную арку.


Это знаменитая капелла Пацци (28) - один из признанных архитектурных шедевров Ренессанса. Банкиры Пацци были одной из богатейших и влиятельнейших семей во Флоренции. Свою фамильную капеллу в Санта-Кроче они решили устроить отдельным зданием, в этом определённо был вызов. Пацци соперничали с Медичи и рассчитывали со временем избавиться от конкурентов и занять главенствующее положение во Флоренции. В конечном итоге всё привело к известному заговору Пацци 1478 г., когда они вместе со своими сторонниками попытались устроить переворот. Заговорщикам удалось убить брата Лоренцо Великолепного, но сам он спасся, и это предопределило исход событий. Народ поддержал Медичи, и семейство Пацци было вырезано практически полностью. Имущество их, естественно, было конфисковано, и даже фамильный герб навсегда запрещён. А вот капелла Пацци в базилике Санта-Кроче осталась: она вызывала такое восхищение у современников, что тронуть её не посмели.


Капеллу строил Брунеллески, работы велись почти 20 лет и были закончены к 1460 г. Говорят, что при сооружении капеллы Пацци мастер опробовал технику возведения купола, которую впоследствии блестяще реализовал в Дуомо. Все отмечают идеальные пропорции и простоту линий во внутреннем оформлении капеллы: купол в обрамлении боковых сводов выглядит чрезвычайно красиво.


Наверху расположена картина ночного неба со знаками зодиака. Декоративные элементы внутреннего убранства капеллы (например, терракотовые медальоны с изображением апостолов) в основном авторства Луки и Андреа делла Роббиа. А вот четыре медальона с евангелистами вокруг купола создал сам Брунеллески.



В капелле Пацци расставлены ряды стульев, так что её интерьеры можно рассматривать, удобно устроившись на одном из них.

Музей Санта-Кроче

Музей Санта-Кроче (29) размещается в здании с южной стороны первого клуатра. Прежде чем отправиться внутрь, зайдите во второй клуатр собора (30).


Его спроектировал Бернардо Росселино, и он имеет вполне традиционный для средневекового монастыря вид. Ну а теперь в музей. Он совсем небольшой, осмотр экспозиции вряд ли займёт у вас более получаса. В первых залах обратите внимание на мраморное надгробие бывшего архиепископа Миланского Кассоно делла Торре.


Жизнь его, судя по всему, была бурной: политические дрязги, заговоры, изгнания - всё как положено в средневековой Италии. Кассоно погиб во Флоренции, упав с лошади, и был похоронен в Санта-Кроче. Надгробие 1319 г. изначально находилось внутри собора.

В музее представлены скульптуры и небольшие фрески известных мастеров, например, Джотто.


В комнате рядом ещё одно Распятие (много мы их увидели сегодня), на этот раз авторства Липпо ди Бенивьени, творившего в начале XIV века.


Кстати, среди экспонируемых витражей есть и старейшие образцы, созданные Джотто для украшения базилики в период с 1305 по 1310 гг.


Последнее помещение музея - бывшая монастырская трапезная (31), на стене которой мы видим одни из самых известных и масштабных фресок Санта-Кроче: «Древо жизни» и «Тайную вечерю» Таддео Гадди 1333 года.


Здесь же немногие остатки фресок («Триумф смерти», «Ад») Андреа Орканьи, ещё одного мастера, приложившего руку к созданию первоначальных интерьеров Санта-Кроче.

Ну и не пропустите статую Людовика Тулузского, созданную Донателло примерно в 1443 г.


Долгое время она находилась в другой флорентийской церкви Орсанмикеле, потом украшала серый фасад Санта-Кроче, а после сооружения нынешнего фасада Людовика перенесли внутрь собора.

Имейте в виду, что в октябре 2016 г., когда я была здесь в последний раз, в помещении трапезной велись реставрационные работы, и посетителей внутрь не пускали. На «Тайную вечерю», правда, можно было полюбоваться и издали.


Ну а наше знакомство с Базиликой Санта-Кроче можно считать состоявшимся. Двигаемся к выходу (32) и оказываемся на площади Санта-Кроче.

Как добраться

Базилика Санта-Кроче (1) и одноимённая площадь (2) находятся практически в центре Флоренции, сюда удобно добираться пешком. Можно доехать и на автобусе, например, на маршруте С3, остановка Magliabechi.


Площадь Санта-Кроче почти не изменилась с XIV века: здесь устраивал свои турниры ещё Лоренцо Великолепный. Обратите внимание на изгибы домов на via Torta (3) - они повторяют форму амфитеатра, находившегося на этом месте в античные времена.


От Санта-Кроче рукой подать до площади Синьории (4) с её многочисленными достопримечательностями и Галереи Уффици (5). А при желании можно наоборот чуть углубиться в сторону от центра и увидеть, например, Рыбную лоджию Вазари (6), украшавшую флорентийский рынок XVI века.


А отсюда недалеко и современный рынок Сант-Амброджо (7), на котором (в отличие от центральных рынков) закупаются не только туристы, но и сами жители Флоренции.

Есть что добавить?

Базилика Санта Кроче во , или Церковь Святого Креста - крупнейший францисканский храм . Невероятные фрески, завораживающие взгляд витражи, роскошные скульптуры великих деятелей эпохи Возрождения - все это собрано в стенах базилики. В 1807 году поэт Уго Фосколо в своем стихотворении назвал Санта Кроче «храмом итальянской славы».

Появление церкви датировано 1228 годом. Тогда на болотистой местности вблизи реки Арно, монахом была построена небольшая часовня. Звали монаха Франциск Ассизский. К концу 13 века постройку увеличили. В 1442 году папа римский церковь осветил, а еще через 100 лет она стала центром европейской культуры. В 1565 году большую роль в изменении архитектуры церкви сыграл Джорджо Вазари.

Основные архитектурные составляющие базилики - это Церковь, Колокольня, Часовня Ридучинни, Ризница Медичи, Капелла Пацци, Монастыри, Оперный музей, Подвал и Площадь. В разные века над оформлением церкви работали такие великие художники, как Гадди, Джотто, да Милано, Микелоццо.

Красивый фасад у Санта Кроче появился только в 1865 году. Архитектор Никколо Матаса выполнил его в неоготическом стиле из разного вида мрамора. Голубая шестиконечная звезда на фасаде - символ католической религии.

Удивительны и прекрасны часовни базилики. На стенах Главной часовни изображена фреска Гадди с сюжетом о легенде про истинный Крест, а в Часовне Барончелли настенные изображения рассказывают о Богоматери и детстве Христа. Колокольня представляет собой длинную узкую башню из камня золотистого цвета высотой 80 метров, и видно ее с любой точки города. Капелла Пацци выполнена по проекту Брунеллески и имеет форму идеальной квадратной коробки, накрытой куполом «зонтиком». Вход в часовню предваряет своего рода «прихожая», поддерживаемая шестью колоннами.

Самая древняя часть базилики - Подвал. Сейчас там находится Мемориал солдатам, павшим в годы Первой мировой войны. Помимо этого, на территории Санта Кроче есть три монастыря и Оперный музей. Слева от главного входа в базилику возвышается памятник великому Данте Алигьери. Санта Кроче - это еще и пантеон. Здесь находятся саркофаги Микеланджело, Галиллео Галилея, Альфиери, Джоаккино Россини, Макиавелли.

Сейчас Санта Кроче работает и как храм, и как музей. Перед церковью на площади устраиваются ярмарки, концерты, проходят народные гуляния.

Базилика располагается в самом центре Флоренции, недалеко от моста Понте-Веккьо. Проще всего добраться сюда на автобусе – остановка «Piazza di Santa Croce» для маршрутов С1 и С2, остановка «Magliabechi» для маршрута С3.

Повторюсь: Флоренция - неспящий город. Кажется, что на ступеньках церкви Санта Кроче всегда сидит народ. В свой первый кратковременный приезд во Флоренцию я шатался по флорентийским узким улочкам как обкуренный, не особенно разбираясь, в какую сторону идти, и вывалился к церкви уже около полуночи. Площадь перед входом была не то чтобы забита до отказа, но и не пуста.

Возле входа в церковь стоит большущая статуя какой-то старой женщины с грозным неприветливым лицом. Я, честное слово, долгое время думал, что это женщина и статуя на патриотическую тему типа защиты родного города от полчищ врагов. Ну это же явно женщина, правда? Неправда. Это Данте Алигьери.

Большая площадь Санта Кроче. По ночам ее облюбовывают скейтбордисты. Представляю себе, как они раздражают жителей грохотом своих роликов.

Если развернуться от церкви в обратную сторону, напротив будет главная библиотека Флоренции. Видно, что место не пустует.

Ну что, начнем, как обычно, со скучного? Базилика Санта Кроче (Св. Креста) - основной духовный центр Флоренции, место, однозначно необходимое для посещения. Самая большая францисканская церковь в мире, заложенная в 1294 году на месте уже существовавшей церкви, которую, полегенде основал сам Франциск Ассизский, Санта Кроче многократно достраивалась, но ни разу не перестраивалась кардинально. В состав базилики входит 16 капелл. В переводе на русский "капелла" означает "часовню". Только здесь капеллы, в отличие от русских часовен, не стоят отдельно. Они создаются с помощью перегородок внутри церкви или пристраиваются снаружи. Капеллы заказывали богатые семьи для своих нужд. Всё дешевле, чем отдельную церковь возводить, да и святости больше. Например, одной из самых больших капелл Санта Кроче стала капелла Пацци, построенная Брунелески. Примечательно, что, как я писал раньше, все здания, связанные с семейством Пацци, растащили по камешку, а капеллу оставили. Потому что красивая.

Звезда Давида над розой фасада выглядит абсолютно неожиданно для христианской церкви. Это она, не сомневайтесь. Облицовка церквей разноцветным мрамором - недешевое удовольствием. Страшно себе представить, сколько такой фасад стоит на современные деньги. Поэтому целиком мрамором облицован только Дуомо, а у всех остальных церквей Флоренции (да и других итальянских городов) мрамор - как красивое покрывало на кровати с дырявым бельем. Мраморная плитка заворачивает за угол на один слой, и там оканчивается, а дальше идёт обычный некрашеный кирпич. Мода на мраморную облицовку церквей пришла во второй половине 19 века, совсем недавно. Тогда все церкви оделись в нарядный мрамор. Для этого дела нанимали разных архитекторов, и фасад Санта Кроче строил архитектор-еврей по фамилии Матас. Он и протащил звезду Давида в качестве декоративного элемента. Уже удивительно. Но еще для меня удивительнее, что немцы, оккупировавшие Флоренцию под конец войны, не сковырнули этот символ. Наверно, им просто не хватило времени.

Внутри церковь Санта Кроче представляет из себя Пантеон - захоронение знаменитостей. Архитектор Матас очень надеялся, что за свои заслуги он будет удостоен чести бить похороненным внутри. Однако - увы - еврею в христианской обители места все-таки не нашлось. Матас похоронен снаружи где-то под каким-то крыльцом. Я даже не знаю, есть ли ему табличка. Есть наверняка, просто я не заметил.

Массивные переделки интерьера церкви произошли при герцоге Козимо Первом. Работами руководил вездесущий Вазари. Вот за этот проект потомки его сильно ругают. Вазари уничтожил множество старинных фресок и алтарей, открыв пространство для помпезных картин, икон, надгробий и кенотафов. Кенотаф, оказывается, - это надгробие под которым никто не лежит, но мог бы лежать. Если бы вовремя захотел.

Наиболее известный кенотаф внутри Санта Кроче посвящен Данте Алигьери. В Италии едва ли не столько же памятников и табличек, связанных с Данте, сколько памятников Ленину в одной большой стране. Уважают.

Скульптура Данте в периметре галереи Уффици.

Как я понимаю, место Данте в культуре Италии сравнимо с местом Пушкина в российской словесности. Он создал современный итальянский язык. Только сделал это чудовищно давно, больше 700 лет назад. Тогда Италия говорила на 14 диалектах, а языком общения культурных людей служила латынь. Данте пропагандировал итальянский язык в пику всем интеллектуалам того времени. Он считал, что нужно изобрести новый язык, который как бы объединит нацию и предлагал сделать этот шаг средствами литературы. Нет нужды говорить, что в основу современного итальянского лег все-таки тосканский диалект: против природы не попрешь. Хотя Данте честно пытался включить в свой конструируемый итальянский все наречия. (Update: в комментах возникла любопытная дискуссия о роли Данте в истории. Интересующиеся могут заглянуть в самую первую ветку).

Дюранте (Данте) Алигьери родился во Флоренции в 1265 году, умер в Равенне в 1321. Не буду врать: сам лично я ничего у Данте не читал, кроме очень небольших отрывков. Не думаю, что его и в Италии все читают поголовно. Все-таки 700 лет прошло. Даже в современном переводе язык тяжелый для восприятия, а структура текста без привычной нам динамики. Не голливудский боевик, это уж точно. Да и метафоры без объемных комментариев ничего нам не говорят. Гораздо интереснее мне было читать истории о Данте. Он был, как сейчас бы сказали, очень пассионарной личностью. У него в жизни было более чем достаточно приключений, и в том числе политическая борьба, участие в небольшой гражданской войнушке на стороне проигравшей партии, приговор суда, побег, повторный приговор - уже к казни - и изгнание, не кончившееся до сих пор. И еще Беатриче, фиктивная муза поэта, выставленная им напоказ в стихах. Легенда гласит, что Беатриче с Данте встречалась всего два раза, причем первый и решающий раз произошел, когда Данте было 9 лет, а Беатриче 8. Если этот факт наверняка достоверен, то в то, что молодые люди, жившие в очень небольшом все-таки городе, десятилетиями не встречались друг с другом, поверить сложно. Хотя-хотя.... черт его знает. Нет, ну в девять лет влюбиться на всю жизнь - это даже для поэта слишком круто. Скорее всего, Беатриче была для Данте своего рода символом, придуманным фантомом. Она умерла в 24 года от какой-то болезни. Легенд создано по поводу их странного платонического романа видимо-невидимо.

Вот пожалуйста. Картина про вторую и последнюю встречу Данте и Беатриче. Малоизвестный и почти современный нам автор это сочинил, имя его мне ничего не говорит. Но нарисовано неплохо, согласитесь. (Репродукция утащена с Википедии)

Биче (Беатриче) Портинари родилась, соответственно, в 1266 году в небедном семействе. У этого семейства даже была своя церковь.

Мне этот фасад показался настолько малоинтересным, что я даже не стал направлять на него камеру. К тому же там неудобно: узкая старинная улочка с высокими домами, мало света и мало места. Снимок найден на Википедии. На нем изображена неприметная дверь церкви Св. Маргариты - личной церкви семейства Портинари. Дата основания церкви Св. Маргариты 1076 год, то есть в 1276 году зданию пошел третий век. Такие сдвиги во времени у меня в голове не укладываются. Это черт знает что такое.

Да, так Беатриче была девушка как девушка, вышла замуж, в молодом возрасте умерла, и никто про нее не знал бы ничего, если бы не тайный воздыхатель, оказавшийся случайно великим. Притом что сама она об этом воздыхателе вряд ли подозревала.

Моя личная Беатриче стоит в пустой церкви Св. Маргариты. По стенам экспонаты выставки детского рисунка. Эх, Анька annaanton , не повезло тебе. Много у тебя воздыхателей, я даже знаю кое-кого, а на вечную память ни один не наработает. От меня не дождешься, а от других и подавно, даже обидно.

Плиты в полу - надгробные камни семьи Портинари. Есть и камень Беатриче. Она, как я понимаю, захоронена у дальней стенки возле алтаря.

Тоже с Википедии кадр. Я сам как-то этот камень не заметил.

А Данте ведь был женат, притом с 12 лет. Но это не потому что он был сексуальный гигант, просто тогда такие ранние договорные браки между семьями были нормой. Кстати, Беатриче формально была замужем с 11 лет. По достижении совершеннолетия обоими "супругами" такие браки из формальных становились фактическими. И никаких тебе романов при луне. С женой Данте не дружил, хотя и нажил с ней четырех детей. Когда поэт сбежал из-под ареста, он бросил семью во Флоренции и никогда больше с ними не встречался. Все его имущество было конфисковано, и в архивах Флоренции сохранились оригиналы прошений Джеммы Донати (Алигьери) о возврате хотя бы того имущества, что было ее приданым. Вот так вот, великий-то великий, а бросил бедную женщину без средств к существованию. А что делать? Не в тюрьме же сидеть.

После смерти Данте на чужбине флорентийцы спохватились и стали требовать кости земляка назад, чтобы воздать почести национальному достоянию. Но тут уж равеннцы сказали фиг, нечего было гонять национальное достояние по всей Италии и приговоры ему смертные при жизни выписывать. Однако у Флоренции были аргументы в виде грубой силы. Однажды требование вернуть Данте на родину было высказано таким образом, что равеннцы были вынуждены подчиниться. Тогда неизвестные патриоты Равенны не дали свершиться несправедливости. Когда могилу раскопали, она оказалась пуста. Гроб Данте украли и спрятали. Через много веков его нашли и закопали обратно. В время дознания из гроба просыпался прах, который запечатали в шесть конвертов. Потом конверты пропали. И совсем недавно один нашелся вроде бы (кажется) во флорентийской библиотеке.

У этих великих все не слава богу.

Оттого и смотрит мрачно поэт от ступеней Санта Кроче на шумную толпу у своего пьедестала. Что толку от своего величия, если кости да пыль столетиями перетаскивают с места на место.

И львы у этого Данте какие-то хмурые. А и ладно, они все равно каменные. Пошли-ка назад в Санта Кроче.

Вот главный зал, перестроенный Вазари. Кенотафы, барельефы и просто рельефные могильные плиты в полу. В этой Флоренции родилась куча знаменитого народа. Кстати, где-то на стене прикреплена памятная табличка, посвященная Энрико Ферми (создатель атомной бомбы, первооткрыватель управляемой цепной реакции). Он работал в местном университете два сезона. А вот надгробие кое-кому постарше:

Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

Гениальные строчки написал поэт Евтушенко! У Галилея семьи не было, но были дети. Он их признавал, воспитывал и заботился, но на маме почему-то так и не женился официально. В Санта Кроче он похоронен вместе со старшей дочерью. Жизнь Галилея, особенно его злоключения с инквизицией передают характер времени лучше любой исторической хроники. Это был борец, и он отчаянно сражался за свои взгляды. Из школьного курса Галилей выглядит чуть ли не отступником, вроде как Джодано Бруно на костер пошел, а этот отрекся. Однако детальное изучение вопроса показывает, что все было не так просто, и само дело Галилея возникло из-за того, что он постоянно активно добивался пересмотра господствующей в то время теологической доктрины. У Галилея были мощные покровители, прежде всего герцог Тосканский, у которого Галилей работал домашним учителем, но даже покровительство такого уровня не спасало от ареста и пыток. В тюрьме, впрочем, Галилей сидел недолго. Его выпустили на его виллу под Флоренцией, и последние 9 лет жизни Галилей, как Сахаров, прожил под очень строгим домашним арестом. На вилле постоянно находились соглядатаи, следившие за каждым его шагом. Лишь под конец режим его ареста стал потихоньку смягчаться, и несколько раз Галилею было позволено съездить во Флоренцию к врачам. После того как Галилей умер, возникла новая коллизия. Герцог хотел похоронить его в Санта Кроче с максимумом почестей и соответствующим мемориалом, но Папа высказался категорически против. После долгих дипломатических переговоров в Санта Кроче выделили специальную незаметную комнатку, куда и поместили его прах. Галилея торжественно перезахоронили в главном трансепте в 1737 году. А заклятие свое церковь сняла только в 1992. Зато сейчас Галилею ставят памятник прямо в Ватикане. Победа.

И опять снимок с Википедии. Галилей в периметре галереи Уффици.

Еще одна интересная статуя из пантеона Санта Кроче. Надгробие и памятник поэту Никколини. Это практически наш современник, он умер в 1861 году. Очень свободолюбивая была личность, трибун, оратор, видный публичный политик. Ничего необычного в статуе не замечаете?

"Оказывается, он тоже Баскервиль". Да это же практически статуя Свободы, только несколько более женственная. Про историю создания статуи Свободы я писал в . И там же упоминал, что есть еще одна статуя, во Флоренции. История мутная. Никто ничего утверждать не может. Понятно, что одновременно двум скульпторам, которые к тому же были знакомы друг с другом, не может прийти в голову одно и тоже. Но и свидетельств, кто у кого и что позаимствовал, нет. Статуя Свободы появилась в своем законченном виде в 1886 году, причем еще во время строительства скульптор защитил ее патентом. Флорентийский памятник датирован 1872 годом, и эскизы его ходили довольно широко. Таким образом, вроде бы, это прототип. С другой стороны, первоначально статуя Свободы предназначалась для входа в Суэцкий канал, и та версия появилась в 1867 году, то есть на пять лет раньше. Короче, "кто говорит плагиат, а я считаю, заимствование". Поехали дальше, пусть эти авторы между собой без нас разбираются.

Могила Макиавелли. Надпись мне особенно нравится: TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM (Нет эпитафии достойной столь великого человека). Правильная надпись, между прочим. Я очень сильно уважаю эту личность.

Могила Микеланджело Буонарроти. Дизайн Джорджио Вазари.

В этой церкви похоронен еще Россини и Маркони (изобретатель радио), а также множество людей менее нам известных, но не менее достойных. Ходишь буквально по кладбищу.

Уж кто под этими плитами лежит, я не имею ни малейшего представления.

Теперь посмотрим на картины на стенах и алтари церкви. Они достойны изумления. Лучшие мастера Флоренции, начиная с Джотто, трудились над этими шедеврами.

Вопрос с уместностью перестройки церкви под руководством Вазари открыт. Я не верю, что Вазари мог что-то серьезно испортить. Наоборот, он расчистил место для более качественных произведений. С другой стороны, он был модный художник, как сказали бы сейчас, гламурный. При том, что я лично не сомневаюсь во вкусе столь талантливого мастера, это был его личный вкус, личные представления о красоте и целесообразности. Ну, будем считать, что новый вариант, которому всего-то 400 с небольшим лет (копейки), скорее всего, не хуже предыдущего.

Давайте просто бегло посмотрим вокруг, уже не вдаваясь в детали.