Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году , в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году , в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый


Имя: Вольфганг Моцарт (Wolfgang Mozart)

Возраст: 35 лет

Место рождения: Зальцбург, Австрия

Место смерти: Вена, Австрия

Деятельность: композитор, органист, пианист

Семейное положение: был женат

Вольфганг Амадей Моцарт - биография

Моцарт рано познал успех и славу, сочинил более шести сотен гениальных произведений. Концерты, оперы, симфонии и сонаты исполняются оркестрами многих стран, изучают во всех музыкальных школах мира. Великий виртуоз, которому подвластны были несколько инструментов, способных извлекать музыкальные звуки. Композитор обладал абсолютным слухом и изумительной памятью.

Детство, семья Моцарта

Родился Вольфганг в семье скрипача, служащего у графа Штраттенбаха в его капелле при дворе. Не все многочисленные дети, рождавшиеся у четы Моцартов, смогли выжить. Будущий композитор родился чрезвычайно слабым младенцем, левое ухо имело дефект при рождении. Но всё это не помешало мальчику выжить и прославить род и фамилию своего отца. Мария Анна и Вольфганг родились с разницей в возрасте в четыре года. Дети уже в самом начале своей биографии познавали азы музыки.


Отец учил игре на клавесине дочь, а трёхлетний малыш уже внимал чарующим звукам, подходил к инструменту, пробуя постепенно проиграть некоторые услышанные им мелодии. Видя, как тянется к музыке сын, Леопольд Моцарт уже с четырёх лет начал обучать мальчика играть на инструменте. Уже через год ребёнок сам сочинял небольшие пьесы. С шести лет самостоятельно освоил игру на скрипке. Юный музыкант, как и его сестра, получили прекрасное домашнее образование. Вольфганг был очень способным мальчиком, который постигал любой предмет с увлечением.

Талант Моцарта

С шести лет сын радовал отца музыканта своими способностями: Наннерль (так звали девочку в семье) пела, а Вольфганг Амадей вдохновенно играл свои и чужие пьесы. Глава семьи решает отправиться с детьми с гастролями по Европе. Больше всего зрителей собирали концерты вслепую. Моцарт-старший завязывал ребёнку глаза, на клавесин клали платок. Мальчику не нужно было видеть, он чувствовал музыку, каждый звук он предугадывал, знал расположение каждой клавиши на инструменте.


На таких выступлениях ребёнок никогда не ошибался и не фальшивил. Это очень удивляло и восхищало публику. Успех и материальное благополучие пришли в семью Моцартов, но поездка по городам затянулась на годы. Попутно во Франции четыре сонаты юного композитора были изданы в печатном виде, в Англии младший сын великого композитора Баха дал несколько уроков мальчику и предсказал великое будущее. Все члены семьи устали от напряжённого графика концертов и возвратились в свой родной город.

Взросление юного композитора

Когда юному Моцарту исполнилось 14 лет, отец отправил его в Италию. В то время в одном из городов Италии проходили соревнования музыкантов, среди которых большинство были такого же возраста, как и отец подростка-виртуоза. В Академии Вольфганг был признан гением и избран самым молодым академиком. Все остальные успешные композиторы начинали свою биографию со звания академика только с двадцати лет.

Когда Моцарт вернулся в свой Зальцбург, он полностью погрузился в сочинительство. Но насколько бы смелыми не становились год от года его произведения, юному композитору нужен был учитель. Таковым стал для музыканта Йозеф Гайдн . Вольфганг легко находил друзей, так как и во взрослом состоянии был жизнерадостен и по-детски наивен. Многие отмечали, что Моцарт мог весёлой шуткой поддержать беседу.

Первые трудности

Молодой Моцарт стал работать архиепископом двора, посещал иногда Париж и Германию. Финансовые трудности не позволяли ездить всей семье. Теперь концерты не казались публике гениальными, а мать композитора, которая одна вызвалась сопровождать сына, умерла в столице Франции. Вольфгангу надоело быть в положении слуги при дворе, и он переехал в столицу Австрии Вену. Там он создал знаменитые оперы о Фигаро, волшебной флейте и Дон Жуане.

Гонорары выросли, пришёл невероятный успех и востребованность музыки композитора. Но вскоре скончался отец Моцарта, заболела супруга, и на её лечение нужны были огромные средства. Произошла смена власти в королевской семье, и новый король музыканту не стал благоволить.

Вольфганг Моцарт - биография личной жизни

В Вене Вольфганг впервые и на всю жизнь повстречал свою единственную жену Констанцию Вебер. Он жил у её родителей на квартире по приезде в столицу Австрии. Против воли отца композитора свадьба молодых людей состоялась. Из детей Моцарта выжили только Карл и Франц.


Биография прославленного музыканта оборвалась внезапно. Трудное финансовое положение, подкравшаяся болезнь в виде лихорадки отрицательно подействовали на здоровье композитора.

Смерть Моцарта

Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков, его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.

Раннее детство

В городе Зальцбурге, бывшем на тот момент столицей Зальцбургерского архиепископства, на улице Гетрайдегассе в доме 9 появился на свет музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт. Это произошло 27 января 1756 года. Папа Вольфганга, Леопольд Моцарт, служил в придворной капелле у местного князя-архиепископа композитором и скрипачом. Мама малыша, Анна Мария Моцарт (девичья фамилия Пертль), была дочерью комиссара-попечителя Санкт-Гильгенской богодельни, она родила всего семь детей, но живыми остались лишь двое – Вольфганг и его сестра Мария Анна.

То, что малыши одарены от природы музыкальным талантом, было заметно с самого раннего детства. Девочку уже в семилетнем возрасте отец стал обучать игре на клавесине. Это занятие нравилось и маленькому Вольфгангу, ему было только 3 годика, а он уже садился за инструмент после сестры и развлекался, подбирая созвучные мелодии. В таком раннем возрасте он мог по памяти проиграть на клавесине некоторые фрагменты услышанных им музыкальных пьес. Отец был впечатлён способностями своего сына и стал разучивать с ним менуэты и пьесы на клавесине, когда мальчику было чуть больше 4-х лет. Уже через год Вольфганг сочинял свои первые маленькие пьесы, а отец записывал за ним. А к шести годам, кроме клавесина, мальчик самостоятельно научился играть на скрипке.

Отец очень любил своих детей, и они платили ему взаимностью. Для Марии Анны и Вольфганга папа стал самым хорошим человеком в их жизни, воспитателем и учителем. Брат с сестрой ни разу в своей жизни не посещали школу, при этом получили отличное образование на дому. Маленький Моцарт в полной мере увлекался тем предметом, который изучал в данный момент. К примеру, когда он обучался арифметике, весь дом, стол, стены и стулья исписывались мелом, кругом были только цифры, в такие моменты он даже на время забывал о музыке.

Первые путешествия

Леопольд мечтал, чтобы его сын стал композитором. По старинному обычаю, будущие композиторы сначала должны были зарекомендовать себя в качестве исполнителя. Чтобы мальчику начали покровительствовать известные дворянские особы, и в дальнейшем без проблем можно было бы получить хорошую должность, отец Моцарт принял решение устроить детский гастрольный тур. Он повёз детей путешествовать по княжеским и королевским европейским дворам. Эта пора странствий продлилась почти 10 лет.

Первая такая поездка состоялась зимой 1762 года, отец с детьми отправился в Мюнхен, жена осталась дома. Это путешествие продлилось три недели, успех чудо-детей был громким.

Отец Моцарт укрепился в своём решении возить детей по Европе и на осень запланировал поездку в Вену всей семьёй. Этот город был выбран не случайно, в то время именно Вена слыла культурным европейским центром. До поездки оставалось ещё 9 месяцев, и Леопольд начал усиленно готовить детей, особенно сына. В этот раз он сделал ставку не на успешную игру мальчика на музыкальных инструментах, а на так называемые эффекты, которые зрители воспринимали куда воодушевлённее, чем саму музыку. К этой поездке Вольфганг научился играть на затянутых материей клавишах и с повязкой на глазах, при этом он не делал ни единой ошибки.

Когда наступила осень, вся семья Моцартов отправилась в Вену. На почтовом корабле они плыли по Дунаю, делали остановки в городах Линце и Ибсе, давали концерты и везде слушатели были в восторге от маленького виртуоза. В октябре слава о талантливом мальчике докатилась до императорского величества, семье был назначен приём во дворце. Встретили их вежливо и тепло, концерт, который давал Вольфганг, длился несколько часов, после чего императрица даже разрешила ему посидеть у себя на коленях и поиграть со своими детьми. Для будущих выступлений она подарила юному дарованию и его сестре красивую новую одежду.

Каждый день после этого Леопольд Моцарт получал приглашения выступить на приёмах у высокопоставленных лиц, он принимал их, маленький уникальный мальчик выступал по несколько часов. В середине зимы 1763 года Моцарты вернулись в Зальцбург, и после небольшого перерыва началась подготовка к следующему путешествию в Париж.

Европейское признание юного виртуоза

Летом 1763 года началось трёхлетнее путешествие семейства Моцартов. По пути в Париж было множество концертов в разных городах Германии. В Париже юное дарование уже ждали. Знатных лиц, желающих послушать Вольфганга, было очень много. Именно здесь, в Париже, мальчик сочинил свои первые музыкальные произведения. Это были четыре сонаты для клавесина и скрипки. Его пригласили выступить в версальском королевском дворце, куда семья Моцартов прибыла накануне Рождества и провела там целых две недели. Они даже присутствовали на торжественном новогоднем пиршестве, что было особенной честью.

Такое количество концертов сказалось на материальном благополучии семьи, у Моцартов было достаточно денег, чтобы нанять корабль и отправиться на нём в Лондон, где они пробыли почти пятнадцать месяцев. Здесь состоялись очень важные в жизни юного Моцарта знакомства:

  • с композитором Иоганном Христианом Бахом (сыном Иоганна Себастьяна), он давал мальчику уроки и играл с ним в четыре руки;
  • с итальянским оперным певцом Джованни Манцуолли, который обучал ребёнка пению.

Именно здесь, в Лондоне, у юного Моцарта появилось непреодолимое желание сочинять. Он начал писать симфонические и вокальные музыкальные произведения.

После Лондона Моцарты девять месяцев провели в Голландии. За это время мальчик написал шесть сонат и одну симфонию. Домой семья вернулась лишь в конце 1766 года.
Здесь, в Австрии, Вольфганга уже воспринимали как композитора, и ему давались заказы на написание всевозможных торжественных маршей, хвалебных песен, менуэтов.

С 1770 по 1774 год композитор несколько раз путешествовал в Италию, здесь им были написаны такие знаменитые оперы:

  • «Митридат, царь Понтийский»;
  • «Асканий в Альбе»;
  • «Сон Сципиона»;
  • «Луций Сулла».

На пике музыкального пути

В 1778 году от лихорадки умерла мама Моцарта. А в следующем 1779 году в Зальцбурге его взяли на работу придворным органистом, он должен был писать музыку к воскресным церковным пениям. Но правящий в то время архиепископ Коллоредо был скуп по натуре и не слишком восприимчив к музыке, поэтому отношения между ним и Моцартом не сладились изначально. Вольфганг не стал терпеть плохого отношения к себе, уволился со службы и уехал в Вену. Это был 1781 год.

Осенью 1782 года Моцарт женился на Констанции Вебер. Его отец категорически не воспринимал этот брак всерьёз, ему казалось, что Констанция выходила замуж по какому-то тонкому расчёту. В браке у молодой супружеской пары было рождено шесть детей, но живыми остались лишь двое – Франц Ксавер Вольфганг и Карл Томас.

Отец Леопольд никак не хотел воспринимать Констанцию. Молодые вскоре после свадьбы поехали к нему в гости, но это не помогло сблизиться ему со своей невесткой. Также холодно приняла Констанцию и сестра Моцарта, что до глубины души обидело жену Вольфганга. Она до конца жизни так и не смогла их простить.

В музыкальной карьере Моцарта наступил пик. Он по-настоящему находился в зените славы, за свои музыкальные сочинения получал большие гонорары, у него было много учеников. С женой в 1784 году они поселились в шикарной квартире, где даже позволяли себе держать всю необходимую прислугу – парикмахера, повара, служанку.

К концу 1785 года Моцарт закончил работу над одной из самых известных своих опер – «Свадьба Фигаро». Премьера состоялась в Вене. Опера хорошо принималась зрителями, но назвать премьеру грандиозной было нельзя. А вот в Праге у этого произведения успех был ошеломляющим. Моцарта пригласили в Прагу на Рождество 1786 года. Он поехал вместе с женой, там им оказывали очень тёплый приём, постоянно супруги ходили на вечеринки, обеды и другие светские мероприятия. Благодаря такой популярности, у Моцарта появился новый заказ на оперу по пьесе «Дон Жуан».

Весной 1787 года умер отец, Леопольд Моцарт. Смерть так сильно потрясла молодого композитора, что многие критики сходятся во мнении о том, что эта боль и печаль проходит через всё произведение «Дон Жуан». Осенью Вольфганг с женой вернулись в Вену. У него появилась новая квартира и новая должность. Моцарт был принят на работу камерным императорским музыкантом и композитором.

Последние творческие годы

Однако постепенно публика начала терять интерес к произведениям Моцарта. Поставленная в Вене пьеса «Дон Жуан» полностью провалилась. В то время, как у соперника Вольфганга, композитора Сальери, новая пьеса «Аксур, царь Армуза» прошла с успехом. Всего 50 дукатов, полученных за «Дон Жуана» поставили материальное положение Вольфганга в тупик. Жене, измученной постоянными родами, требовалось лечение. Пришлось сменить жильё, в пригороде оно стоило значительно дешевле. Положение становилось плачевным. Особенно, когда Констанцию пришлось отправить в Баден по рекомендации врачей для лечения язвы голени.

В 1790 году, когда жена в очередной раз была на лечении, Моцарт отправился в путешествие, как когда-то в детстве, в надежде заработать хоть немного денег, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако вернулся он домой с ничтожными сборами от своих концертов.

В самом начале 1791 года в музыке Вольфганга начался подъём. Он много сочинял по заказу танцы и концерты для фортепиано с оркестром, квинтеты и ми-бимоль мажоры, симфонии и оперы «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта», также писал очень много духовной музыки, а в последний год своей жизни работал над «Реквиемом».

Болезнь и смерть

Очень сильно в 1791 году ухудшилось состояние Моцарта, часто случались обмороки. 20 ноября от слабости он слёг, ноги и руки распухли до такой степени, что ими невозможно было двигать. Сильно обострились все чувства. Моцарт велел убрать даже его любимую канарейку, так как не мог выносить её пения. Еле сдерживался, чтобы не сорвать с себя рубашку. Она мешала его телу. Врачи признавали у него ревматическую воспалительную лихорадку, а также почечную недостаточность и суставный ревматизм.

В начале декабря состояние композитора стало критическим. От его тела начало исходить такое зловоние, что невозможно было находиться с ним в одной комнате. 4 декабря 1791 года Моцарта не стало. Его похоронили по третьему разряду. Гроб полагался, но могила была общей, на 5-6 человек. В то время отдельную могилу имели только очень богатые люди и представители знати.

Возможно мир не узнал бы об Амадее Моцарте, если бы его отец Леопольд не был музыкантом и не разглядел вовремя талант мальчика. Однако, по мнению большинства, Моцарт не был бы тем, кем он стал, если бы не особая связь между ним и Богом. Амадей не просто писал божественные воспроизведения, он создал собственный неповторимый стиль, на который не накладывается отпечаток времени.

«Свадьба Фигаро» - вершина оперных произведений

Среди музыкальных произведений Моцарта наибольшей популярностью пользуются оперы, как классические, так и комические. За всю жизнь Амадей более 20 опер, среди которых такие жемчужины , как «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Школа влюбленных», «Похищение из Сераля» и, конечно же, «Свадьба Фигаро».

Амадей не желал иметь постоянной работы, таким образом, он в любой момент мог поучаствовать в любом интересном ему проекте. Благодаря такой системе и появилось большинство произведений Моцарта.

Музыку к «Свадьбе Фигаро» Моцарт сочинял 5 месяцев, начиная с декабря 1785 года. Премьера оперы 1 мая 1786 года в Вене, несмотря на то что многие этого не желали. Сальери и многие из придворного театра графа Розенберга по репетициям поняли, что «Свадьба Фигара» - шедевр более высокого уровня искусства. Они всячески пытались отсрочить премьеру, боясь после нее потерять собственный авторитет.

Премьера действительно принесла Моцарту победу, несмотря на то что «Свадьба Фигаро» была некоторое запрещена из-за . Эта победа за последние 2 века не только не поблекла, но и еще больше засияла.

«Реквием» - последнее произведение Моцарта

В 1791 году с Моцартом анонимно связался таинственный заказчик, предложивший написать реквием, который прозвучит на похоронах его скончавшейся жены. На этот момент Амадей уже страдал от неизвестной тогда болезни и решил принять предложение в качестве последнего своего заказа. Многие считают, что подсознательно Моцарт писал реквием для собственных похорон.

Несмотря на свою музыкальную гениальность, Моцарт не умел грамотно вести свои финансовые дела, поэтому его благосостояние постоянно менялось: от шика и блеска до абсолютной нищеты.

К сожалению, великий композитор не успел закончить свое последнее произведение, он умер, не дописав его. По просьбе его жены Констанции произведение было закончено одним из учеников Амадея – Францом Зюссмайером и передано заказчику. Позже выяснилось, что последним клиентом Моцарта оказался граф Франц фон Вальзег, который любил выдавать чужие произведения за свои собственные, что он и сделал, присвоив посмертный шедевр великого композитора себе.

Позже Констанция смогла опознать произведение собственного мужа и правда восторжествовала. Однако история с «Реквием» так и осталась не ясной до конца: известно, что большая часть произведения была написана Моцартом, но вычислить, что именно добавил его ученик, так и не удалось. Но, несмотря на это, «Реквием» - величайшее произведение, одна из самых трогательных работ Моцарта.

Связанная статья

Моцарт является одним из самых выдающихся деятелей мировой культуры и искусства. Имя этого музыкального гения известно не только в Европе, но и во всем мире. Многие произведения автора стали настоящими шедеврами мировой музыки и до сих пор впечатляют слушателей со всего мира.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Зальцбурге, однако из-за некоторых изменений эта принадлежит Австрии, поэтому австрийцы гордо называют композитора «своим ». Рожденный в 1756 году, гений музыки творил что-то невообразимое, когда подходил к и начинал сочинять. «Свадьба Фигаро» – именно Моцарта многие искусствоведы называют королем оперных произведений.


Все его композиции воспринимаются по сей день с восторгом. Маленький мальчик Иоганн примерно в три года уже отличался уникальными музыкальными способностями и любовью к музыке. Позже он стал играть на скрипке, клавесине, органе и фортепьяно.


Лондонские и голландские специалисты восхищались маленьким талантом и ставили над ним эксперименты, полагая, что у него настоящий Божий дар.


Виртуозный мелодист начал обучаться музыке, а позже посвятил себя сочинительскому делу. Граф Франц фон Вальзег, долгое время притворявшийся анонимным заказчиком, стал толчком для того, чтобы Моцарт написал один из своих шедевров – «Реквием». Многие считают, что композитор писал эту музыку, чтобы попрощаться с самим собой.


В итоге, не дописав «Реквием», веселый и одновременно печальный гений умер в 1791 году, а за него доработал сочинение один из его счастливых учеников – Франц Зюссмайер.


Среди произведений Моцарта можно выделить и следующие: «Похищение из сераля», «Davide penitente» (Кающийся Давид), «Дон Жуан», «Милосердие Тита».


Видео по теме

Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта природа наделила феноменальным музыкальным дарованием. За короткую жизнь, с раннего детства переполненную выступлениями на концертах, гениальным музыкантом было создано очень много произведений разных жанров.

Инструкция

Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.

Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей. Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку. Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.

В четырнадцатилетнем возрасте он уже обладатель папского ордена «Золотой шпоры», член Филармонической академии в итальянском городе Болонья.

Первые симфонии появились у маленького композитора после знакомства с немецким известным сочинителем музыки Бахом, а в двенадцатилетнем возрасте талантливый Вольфганг получает музыкальные заказы. Но столичные европейские дворы не обратили внимание на одаренного юношу, и Моцарту пришлось исполнять должность концертмейстера при дворе родного города Зальцбург. Это время создания духовной музыки, развлекательных пьес, к которым он обращался и в своем дальнейшем творчестве. Многие любители классической музыки знают переполненную юмором «Маленькую ночную серенаду». В огромном ряду произведений, созданных композитором, высоко стоит передающая мятежное настроение эпохи «Бури и натиска» Симфония соль минор №25.

Симфонии для скрипки, клавирные сонаты, постановки опер – музыкальное наследие, оставленное Моцартом до прибытия его в Вену. Венский дебют композитора, произведение «Похищение из сераля», был высоко оценен, но в дальнейшем заказы на оперы поступали нечасто.

Главные творения Вольфганга Амадея Моцарта – оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Опера «Волшебная флейта», воспевающая светлое и разумное, исполненный скорбным чувством незавершенный гением Реквием – последние творения великого композитора, навсегда оставшиеся бессмертными.

Художественные интересы композитора, по-новому глубоко и серьезно воплощенные, формировались под воздействием произведений Баха, Генделя, Гайдна.

Музыка талантливого композитора приобретала глубоко индивидуальные черты, становилась совершенной, а в венском дворе он был необходим только как создатель танцев для проведения маскарадов.

Для последующих поколений Моцарта является неподражаемым образцом музыкального искусства. Художественный мир великого композитора населяют самые разнообразные персонажи, передающие особенности человеческих характеров. От произведений веет духом событий, совершающихся в эпоху жизни гения, главным из которых является Великая французская революция.

Согласно исследованиям медиков и психологов, музыка Моцарта способна излечивать людей от разных болезней, так как она обладает положительной энергетикой. Особенный эффект музыка австрийского композитора производит на детей, оказывая плодотворное действие на их психику и интеллект.

Источники:

  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности

Совет 4: Леопольд Моцарт: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Иоганн Георг Леопольд Моцарт, одаренный музыкант и выдающийся педагог, родился 14 ноября 1719 года в Аугсбурге. В пять лет он был зачислен в иезуитскую гимназию, которую окончил в семнадцать лет с прекрасными откликами относительно его успехов в учебе (диплом magna cum laude) и поведения. В те моменты своей жизни Леопольд не стремился к соответствующим профессиональным устремлениям, но в процессе обучения, однако, усердно занимался музыкой, пением в хоре, игрой на органе.

Биография с аспектами творчества, карьеры и личной жизни

Леопольд Моцарт по причине смерти своего отца не смог тотчас же продолжить обучение по окончании гимназии. Тем не менее уже год спустя он простился со своим родным домом и отправился в Зальцбург, который в то время был суверенным городом Священной Римской империи и резиденцией Примаса Германии, что в свою очередь определяло его как центр политической, культурной и духовной жизни.

В ноябре 1737 года он был зачислен в университет, а уже 22 июля 1738 года ему было присвоено звание Studiosus philosophiae Baccalaureus. B сентябре 1739 года Иоганн Георг Леопольд Моцарт был исключен из университета. Разумеется, что все это время юноша Леопольд Моцарт старательно занимался музыкой, благодаря чему после исключения из университета поступил на службу к канонику Зальцбургского собора графу фон Турн-Вальсассина на должность камердинера, что в те времена знаменовало персону, которая выполняла функции музыканта и личного секретаря.

Тягостным и долгим был путь к приобретению постоянного места оплачиваемой службы, но 1747 году Леопольд был уже придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа и был способен, в конце концов, создать семью с Анной Марией Вальбургой Пертль в феврале 1748 года.

Манера его композиций, будучи весьма самобытной, охватывает азы народной музыки и являет собой яркий пример так называемого пограничного стиля на стыке эпох барокко и раннего классицизма. Будучи членом Лейпцигского «Общества музыкальных наук», Леопольд Моцарт состоял в переписке с такими известнейшими музыковедами, как Христиан Фюрхтеготт Геллерт и Фридрих Вильгельм Марпург. Именно Марпург писал о «Школе»: «Потребность в такого рода труде возникла давно, но мы не могли и надеяться на его обретение: одаренный и основательный виртуоз, разумный и методичный учитель, образованный музыкант; качества, каждое из которых уже делает обладателя его достойным человеком, собраны здесь воедино».

Успех «Школы» был огромен. Она выстояла два пожизненных издания - в 1756 и 1769 годах, третье в 1787 году, а следующее уже в 1800-м. Книга была переведена на голландский и французский языки в 1766 и 1770 годах, а в 1804 году - на русский язык. Музыкальный талант Вольфганга Амадея и Марии Анны, которая была знаменита как Наннерль стали явными уже в 1759 году. С этого момента Леопольд приобретает известность отца одаренных детей, который чрезвычайно усердно вкладывает свои силы в их музыкальное образование и заботится об их карьере. Да, в Европе уже воцарилась эпоха Просвещения, но сестра Вольфганга реализовывала в себе роль хозяйки, матери и жены.

С каждым годом взросления своего сына внимание Леопольда Моцарта к собственным сочинениям и карьере придворного музыканта стремительно снижалось. С 1763 года и до самой своей смерти он оставался вице-капельмейстером, так и не став первым или главным капельмейстером двора. Для того чтобы сопровождать детей в поездках, где, к слову сказать, он проявил себя прекрасным и неутомимым наставником и организатором, ему приходилось, невзирая на неудовольствие вышестоящих и лично архиепископа, отлучаться на все более длительные сроки. За самовольные отлучки в 1777 году он даже был уволен со службы, где, впрочем, его вскоре восстановили.

В то время как Вольфганг Амадей с 1777 года бывал в родном доме лишь наездами, а в 1781-окончательно переселился в Вену, его отец продолжал служить и заниматься преподаванием в Зальцбурге. Его дочь, Наннерль, в свои года вышла замуж и переехала в Санкт-Гильген. Леопольд Моцарт в свои последние годы жизни много путешествовал, по большей части в Баварию, стал членом масонской ложи и безустанно восторгался успехами любимого сына, с которым он в последний раз встретился в 1785 году в Вене.

28 мая 1787 года после трех месяцев болезни, он скончался на руках у своей дочери и был похоронен на кладбище Св. Себастьяна. После смерти его имущество было пущено с молотка.

Фундаментальный вклад в историю музыки

Отобразить все аспекты личности Леопольда Моцарта в нескольких словах весьма затруднительно. Ведь он являлся одновременно и ретивым католиком, и приятелем протестантов и евреев, и предостерегателем своего сына от продолжительных пребываний в лютеранских или кальвинистских странах, и противником ханжей и святош, которые, по его мнению, не были достойны своего сана. Он был поборником гигиены, почитателем общения, карт и шахмат. В последние годы, искренне горюя по своей умершей жене, он состоял в трогательной переписке с баронессой Элизабет фон Вальдштеттен. Он был одаренным музыкантом и выдающимся педагогом. Его «Фундаментальная школа скрипичной игры» - это, бесспорно, существенная работа, благодаря которой Леопольд Моцарт остался в истории музыки на века.