Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. На командном пункте его уже сменил генерал Дохтуров, который изображен рядом с офицерами Ахтырского полка.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва».

Запечатлены и другие моменты сражения. На неубранном пшеничном поле сошлись в смертельной схватке кирасиры Бороздина и саксонские кавалеристы. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Сквозь дым проглядывает только церковь Рождества, единственная постройка, уцелевшая в селе. Франц Рубо создал свою панораму таким образом, что зритель наблюдает за событиями с возвышения, с которого открывается отличный вид на Семёновское и Бородино.

Художник почти два года изучал документальные источники и знакомился с местностью. В результате он выбрал холм, поднявшись на который и писал свои эскизы. Он находится за деревней Семеновское перед поворотом на Спасо-Бородинский монастырь.

Высота, где были сделаны первые эскизы, со временем стала памятным местом. В 1992 году по проекту архитектора Я. Сиднина здесь был построен небольшой мемориальный комплекс. Площадка, где работал Рубо, была обустроена. На ней установили указатели, направленные на места главных сражений Бородинской битвы.

Высота Рубо. Небольшой павильон, посвящённый панораме «Бородинская битва» к сожалению закрыт.

На смотровой площадке установлены указатели на ключевые точки Бородинской битвы.

К сожалению, разростающаяся растительность не позволяет увидеть Бородинское поле таким, каким видел его Франц Рубо.

О художнике и панораме

Автор панорамы Франц Рубо известен как основоположник российской школы панорамной живописи. Это был выдающийся мастер батальной живописи, член Академии художеств, где он руководил батальной мастерской. Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Полотно было окончено летом 1912 года. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.

После революции здание отдали электротехническому училищу, которое использовало его для митингов и собраний. Очень быстро строение пришло в негодность и в 1918 году было демонтировано. Полотно Рубо скатали в рулон и отдали на хранение. Занимались им не специалисты, поэтому картина хранилась в ужасных условиях: в подвале собора, под сценой Нескучного сада, позже на складе. Чудом полотнище сохранилось до 1939 года, когда его реставрацию признали невозможной.

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику Францу Алексеевичу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет.

11 сентября 1912 года в Москве в деревянном павильоне, специально построенном по проекту П.А. Воронцова-Вельминова, у Покровских ворот, при громадном стечении людей состоялось торжественное открытие панорамы. Приехал на него и император Николай II.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения - когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций - деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
=====================

Франц Рубо родился 15 июня 1856 в Одессе в семье французского эмигранта, занимавшегося в России книжной торговлей. Мальчик рано начал рисовать, поэтому проблем с выбором профессии у него не было, благо и отец поддержал стремление сына стать художником. Начальное художественное образование Франц получил в Одесской рисовальной школе, затем окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене.

Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Причем его не интересовали подвиги великих полководцев, он хотел изображать войну без прикрас, такой, какой она была на самом деле: с кровью, ожесточением, страданием, радостью побед и горем тяжелых утрат. В период учебы в Мюнхене он каждое лето приезжал в Россию, чтобы отправиться путешествовать по Украине, Средней Азии, Кавказу. Из каждой такой поездки художник привозил массу этюдов, на основе которых впоследствии создавались картины.

Когда было принято решение открыть в Москве панораму, посвященную , председатель Комитета по устройству военно-исторических музеев генерал Н.Н. Сухотин по поручению императора обратился к Рубо. Но разговор шел не о контракте на изготовление панорамы, а пока только об эскизах, которые будут рассмотрены императором. Размеры панорамы решили сделать примерно такими же, как и у Севастопольской.

Первоначально Франц Рубо хотел отобразить в панораме ожесточенный бой за батарею Раевского, когда проходила контратака русских частей под руководством генералов и . Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Вот как это описывал «Русский инвалид»: «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть... словом, выходила действительно «русская» панорама. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Отстоять свою идею Рубо не смог. В живопись, как ни странно, вмешалась политика, направленная в тот период на укрепление союза с Францией. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», - жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

В ноябре 1910 года новый эскиз был одобрен, а в марте следующего года Военное министерство заключило с Рубо контракт на создание панорамы. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И.Г. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.

Грандиозная работа была выполнена в срок, и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Панораму расположили в круглом зале, где зрители рассматривали её с центральной смотровой площадки, что усиливало и иллюзию реальности окружающего пространства.

К сожалению, здание, построенное для панорамы, вскоре обветшало и через 6 лет его закрыли, а полотно сняли и скатали на вал. Предметный план оказался частично утраченным. Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Напряженная работа над панорамой подорвала его силы, художник серьезно заболел и в 1913 году уехал для лечения в Мюнхен. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.

Даже живя в Германии, Рубо не отделял себя от России, он писал: «…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником».

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована.

После Великой Отечественной войны было принято решение восстановить панораму. К этому времени полотно сильно пострадало, и требовалась его основательная реставрация. В 1948 году группа реставраторов под руководством художника Павла Корина приступила к работе, которая закончилась только к 1962 году. Интересный срок, Рубо создал панораму за год, а реставрировали её потом почти 14 лет. Обновленная панорама стала центром нового музейного комплекса, построенного на Поклонной горе. В залах музея теперь развернута большая экспозиция, посвященная войне 1812 года, есть в ней и постоянная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве Франца Алексеевича Рубо.

Фото ИТАР-ТАСС
сайт oldmos.ru

Музей-Панорама “Бородинская битва” вот уже 50 лет стоит в конце Кутузовского проспекта. Очень лаконичное по своей архитектуре здание, не красивое, скорее утилитарное, было возведено в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.

Необычная круглая форма подчинена назначению здания – экспозиции колоссальной картины-панорамы, написанной в свою очередь к 100-летней годовщине Бородинского сражения. Авторы проекта – советские архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов и инженер Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Ф.А. Рубо, данные им при постройке первоначального здания панорамы.

Панорама Ф.А.Рубо

Стоп! Вот с этого и надо было начинать! Ведь главное здесь – именно панорама, написанная Францем Алексеевичем Рубо, замечательным художником, французом по происхождению, немцем по языку и настоящим русским человеком по духу. Франц Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье книготорговца из Марселя Алекса Рубо. В раннем детстве Франц проявил интерес к рисованию и в девятилетнем возрасте был определен в Одесскую школу рисования и черчения. В 1877 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств в Мюнхене.

Учителем Рубо стал известный художник-баталист Йозеф Брандт. Во время каникул Франц постоянно ездил в Россию, путешествовал по Кавказу и Средней Азии. В 80-х гг. XIX века Рубо написал 19 больших полотен для “Храма Славы” в Тифлисе. Для выполнения этого заказа художник внимательно изучал историю кавказских войн, написал множество этюдов, включая целую портретную галарею кавказских горцев.

В 1889 году Франц Алексеевич уже был достаточно известен.

Императорское общество поощрения художеств организует его первую персональную выставку. Для этой выставки Рубо специально написал несколько полотен, в том числе представленный в музее “Бородинская панорама” “Живой мост”.

Ф.А.Рубо. “Живой мост”

Этот эпизод никак не связан с Наполеоновскими войнами, он взят из истории персидского похода. Полковник Карякин, бывший во главе небольшого отряда русских войск, отступал к крепости Мухрат. На пути его солдат встретилась глубокая расщелина, через которую было невозможно переправить орудия. Бросить пушки означало отдать их неприятелю и покрыть себя несмываемым позором. Тогда один из солдат спрыгнул на дно расщелины. Его примеру последовали другие и, встав друг другу на плечи, своими телами сложили мост. По нему-то и удалось переправить пушки.

После выставки Рубо начинает создание своей первой большой панорамы. Она была посвящена ключевому событию Кавказских войн – штурму оплота Шамиля горной крепости Ахульго.

Эта панорама сохранилась в виде 4-х фрагментов, находящихся в скверном состоянии, поскольку в 1924 году она пострадала от наводнения, а затем была передана в Дагестанский музей, где отсутствовали условия для ее реставрации.

Ф.А.Рубо. “Оборона Севастополя”

В 1901 году художник получил официальный заказ на создание панорамы “Оборона Севастополя”. Над ней Франц Алексеевич работал около 3 лет. В мае 1905 года панорама была представлена публике, а с 1909 помещена в специальное здание в Севастополе. Летом 1942 года незадолго до падения Севастополя здание панорамы загорелось от фашистской авиабомбы. Защитники города разрезали панораму на 86 кусков и вывезли из города на военном корабле. После войны все части были вновь соединены и возвращены в Севастополь.

Во время работы над этой панорамой Рубо узнал об избрании его профессором Петербургской академии художеств, а через несколько лет мастер был избран академиком и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

Ф.А.Рубо. Панорама “Бородинская битва”

В 1909 году в России начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Бородинской битвы. Ф.А.Рубо предлагает написать панораму, посвященную подвигу русского народа в войне 1812 г. Идея была поддержана на и Высочайшем уровне и среди российской общественности.

Первоначально художник хотел изобразить на панораме последовательные события с 10 до 12 часов 7 сентября. Однако комиссия по проведению торжеств предложила другой сюжет: кульминационный момент битвы, падение Семеновских флешей и массированные атаки наполеоновской кавалерии. На изменение сюжета повлияла внешняя политика – это было время создания и упрочения Антанты – Русско-французского военного союза, к которому позже присоединилась Великобритания.

Франц Рубо жаловался: “Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов.”

Подготовительные работы – изучение источников, знакомство с местностью, написание эскизов заняли два года, сама же панорама была написана за 11 месяцев. Для ее экспозиции был построен временный деревянный павильон.

Летом 1912 года здание было закончено, панорама размещена и художник смог с удовлетворением отметить, что она (панорама) удачна и лучше севастопольской. оказалась последней в творчестве мастера. В 1913 году он уехал в Германию, полагая, что на время, а оказалось, что навсегда. Начавшаяся I Мировая война, затем Октябрьский переворот вынудили художника остаться в Европе. Он, будучи французом по национальности, долгое время живший в Германии, всегда считал себя русским художником.«…я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В Европе Рубо не удалось написать ничего, хотя бы близкого по художественной ценности к .

Франц Алексеевич умер в 1928 году в Мюнхене. Его художественное наследие включает более 200 живописных работ и множество эскизов и рисунков.

История самой панорамы оказалась гораздо более драматичной, чем история ее создателя. После Октябрьского переворота большевики передали здание панорамы вместе с картиной Ф.А.Рубо электротехническому училищу. Здание стали использовать для собраний и митингов и к весне 1918 года оно пришло в полную негодность. Полотно сняли, накатали на деревянный вал и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях – под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского (позже разрушенного), на складе сада “Эрмитаж”. Учитывая пренебрежительно-нигилистское отношение коммунистов к отечественной истории, можно считать чудом, что полотно вообще сохранилось. В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако в 50-е гг. XX века художники студии батальной живописи им. Грекова смогли восстановить полотно. При этом было реставрировано около 150 м2 батальных сцен и примерно 500м2 неба. 18 октября 1962 года Музей-панорама вновь открыла двери перед своими гостями

Музею Бородинская панорама посвящены ещё темы.

Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову

В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.

Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.

Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.

История создания

Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.



Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.


Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.

В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.

Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.

Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.



Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».


Бой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)

Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.


Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».

Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.

Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?

Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.

Франц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.

Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.



И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.

Осмотр панорамы

Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.

Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.



Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.

К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.

Туристам на заметку

Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.


Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.

При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.

Как добраться

Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.

Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).