26 апреля в Санкт-Петербурге в Большом драматическом театре прошла церемония награждения лауреатов Премии имени Сергея Курехина. О победителях и особенностях церемонии - репортаж Павла Герасименко

Премия в области современного искусства имени Сергея Курехина вручается в этом году в восьмой раз и состоит из пяти художественных и двух музыкальных номинаций плюс Гран-при. В лонг-лист в разных номинациях вошли от 4 до 12 претендентов. В шорт-листе осталось по четыре-шесть номинантов, о чем зрители узнали из буклетов перед началом церемонии. Именно из этого списка имен должно было сделать свой выбор жюри, в состав которого, в частности, вошли куратор Музея Москвы Евгения Кикодзе, сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Олеся Туркина, руководитель региональной дирекции РОСИЗО Алиса Прудникова и директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор.

Вышедший на сцену вместе с Анастасией Курехиной первый заместитель председателя городского комитета по культуре Александр Воронко назвал Сергея Курехина «одним из сакральных имен для нашего города» и пообещал в декабре 2018 года открыть Центр современного искусства имени Курехина в реконструируемом для этих целей здании бывшего кинотеатра «Прибой» на Васильевском острове. После этого в течение часа с лишним сцену театра занимали зеленые инопланетяне, пианист Владимир Ашкенази и арфист Александр Болдачев, роговой оркестр и хор «Фестино», лидер «Новых композиторов» Валерий Алахов и диджей Юрий Орлов. Фрагменты музыки Курехина были перемешаны с Бахом и Прокофьевым, а Варя Павлова (Лисокот) пела «Спят твои соседи, белые медведи...» и «Младший лейтенант...».

Церемония вручения независимой Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина за 2016 г. Фото: Павел Герасименко

Знаменитый шоумен и художник Андрей Бартенев, автор призов нынешнего года — керамических медведей «в яблоках», выполненных по его эскизу компанией «Дымов керамика», выступил еще и в качестве режиссера торжественной церемонии. Он решил сделать ее не только без слов, заменив оглашение списка претендентов текстом на плазменных панелях в руках актеров и нарисовав имена победителей на плакатах и транспарантах, но и предложил обойтись без аплодисментов, раздав всему залу спортивные свистки, предусмотрительно в комплекте с берушами. Однако тем самым Бартенев лишил болеющую за разных художников и проекты публику возможности выразить свои эмоции: свист, даже очень громкий, с трудом может передать удивление или даже возмущение, которые не могли не сопровождать объявление результатов. Свистеть в зале перестали только на время «Акта немоты», когда молчанием почтили недавно ушедших: художника и кинорежиссера Евгения Юфита, композитора Олега Каравайчука, бывшего председателя городского комитета по культуре Антона Губанкова, коллекционера и мецената Аслана Чехоева.

В номинации «Лучшее произведение визуального искусства» приз получил Александр Шишкин-Хокусай за объект «Ванна Марата», показанный на выставке «Интерпретации» в рамках фестиваля «Киберфест» в начале этого года. Эффектный одиночный объект известного художника, уже выступившего в нынешнем году с несколькими удачными работами, самая впечатляющая из которых показывается на Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», обошел в номинации проекты Павла Брата, Людмилы Беловой, Дмитрия Кавко, Павла Отдельнова и Дарьи Правды.

«Лучшим медиаобъектом» стала звуковая скульптура саунд-артиста Сергея Филатова «Орфей. Песнь китам». Экспонат выставки «Техноарт. Искусство с открытым кодом» в московском Электромузее, генерирующий эмбиент, жюри премии предпочло работам Ксении Галкиной, Саши Пироговой, Максима Свищева и Анны Франц.

Далее премия вручалась в номинации «Искусство в общественном пространстве». Среди хорошо знакомых многим работ — «Портрет Даниила Хармса» Павла Каса и Павла Мокича, «Картофельная снежинка» Василия Слонова, «Тяжелые слова» Замира Сулейманова и «Тетрис» Андрея Сяйлева — лучшим объектом паблик-арта было выбрано «Обитаемое вещество» Дмитрия и Елены Каварга — скульптура из синтетических полимеров, показанная на фестивале ленд-арта «Архстояние».

«Лучшим текстом о современном искусстве», словно в утешение стрит-артистам за неудачу в предыдущей номинации, стала книга Игоря Поносова «Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм». Претендентов на лучшую книгу было немного: Глеб Ершов, Константин Зацепин и Иван Чечот (его сборник «От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты» был отмечен наравне с книгой Поносова).

Ни одно имя из пяти указанных в программе претендентов на «Лучший кураторский проект», в числе которых были Катя Бочавар с «Кинотеатром сновидений», Дмитрий Булатов с «Умри и обновись!», Ольга Шишко со второй частью «Дома впечатлений», лаборатория мультимедиа Cyland с десятым фестивалем «Киберфест» и группа авторов выставки «Форматирование памяти» на Фестивале медиапоэзии «101», не возникло на сценических плакатах и мониторах. Вместо них приз был присужден Виталию Пацюкову и Анастасии Козаченко за фестиваль «Дада», прошедший летом 2016 года в московском ГЦСИ (до того он претендовал на Гран-при). Таким странным образом в Премии Курехина этого года появилась интрига (о чем, впрочем, в недавнем TANR предупреждала ее вдохновитель Анастасия Курехина).

Главная награда — Гран-при с каждым годом все теснее оказывается связан с мультижанровым действом «Поп-механики» и ее создателем Сергеем Курехиным. В этом году Гран-при получил проект «Гаджетофония» Анастасии Поздняковой и Санкт-Петербургского импровизационного оркестра во главе с Дмитрием Шубиным. «Оркестр повседневной электроники», как именуют его создатели, использующий шаблонные компьютерные звуки, издаваемые планшетами и другими гаджетами, был признан лучшим в сравнении с документальным спектаклем Михаила Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ» или политической партитурой группы U/n multitude «Концерт агитационной песни».

Победителем в номинации «Электро-механика» стал музыкант-электронщик Игорь Старшинов, характеризующий свой стиль как melancholic electro pop music. «Этно-механику» получил Сергей Старостин — знаменитый вокалист, этнограф и собиратель русского фольклора. В финале был вручен Приз Французского института в Санкт-Петербурге: на три месяца в парижский Международный центр искусств поедет художник Павел Отдельнов. В заключение Анастасия Курехина поблагодарила всех авторов, вошедших в лонг-лист премии в этом году, и объявила, что проходящему в Петербурге фестивалю медиаискусства «Киберфест» достается особая премия.

Материальное выражение Премии Курехина — 250 тыс. руб. за Гран-при и по 100 тыс. руб. в других арт-номинациях — заставляет художественную общественность с дополнительным вниманием следить за распределением наград. Как и в прошлые годы, ощущалась непростая драматургия процесса выбора победителей, но итоги премии в этом году ясно обозначили ее вектор: важнее всего в искусстве определенность и понятность, описываемые словом «стабильность».

До 15 февраля 2018 года открыт прием заявок на участие в 7-ом ежегодном конкурсе на получение Премии им. Сергея Курёхина. Международная премия в области современного искусства имени Сергея Курёхина была учреждена в 2009 году. Задачи конкурса - выявление и поддержка перспективных художников, кураторов и музыкантов, повышение статуса отечественного искусства и его интеграция в международную культурную среду.

За дерзость и смелость, за ниспровержение и революционность, за роскошь замысла и мастерство его воплощения.

А. Кан

В основе Премии им. Сергея Курёхина лежат принципы «Поп-Механики»: поиск новых форм взаимодействия искусств, провокационность, ориентация на перформанс, импровизация и непредсказуемость творческого результата. Премия поддерживает появление новых мультимедийных жанров в области современного искусства, современной музыки и сценических искусств.

Конкурс проводится в шести номинациях:

  • «Лучший кураторский проект»;
  • «Лучшее произведение визуального искусства»;
  • «Лучший медиа-объект»;
  • «Искусство в общественном пространстве»;
  • «Лучший текст о современном искусстве»;
  • «За продвижение искусства в медиа».

Почетные премии:

  • «Этно-Механика (world music project)»;
  • «Электро-Механика (проект в сфере электронной музыки)».
  • Специальный приз Французского института

К участию в конкурсе приглашаются как российские, так и международные авторы, произведения и проекты которых были реализованы с января по декабрь 2017-го года. Для участия необходимо скачать и заполнить бланк анкеты-заявки (). Подготовленные документы отправить одним письмом на электронный адрес [email protected] .

О Премии Сергея Курёхина

В 2010 году Центр современного искусства имени Сергея Курёхина и благотворительный фонд Сергея Курёхина впервые представили ежегодную независимую Премию в области современного искусства имени Сергея Курёхина.

Премия Сергея Курёхина стала одним из наиболее заметных культурных событий Санкт-Петербурга и России, определяющих тенденции в мире современного искусства. Премия вручается художникам, кураторам, музыкантам, писателям и журналистам, которые в своём творчестве развивают революционные идеи, сформулированные еще в 90-е годы Сергеем Курёхиным. Поиск новых форм взаимодействия искусств, провокационность, ориентация на перформанс, импровизацию и непредсказуемость творческого результата – на этих принципах «Поп-Механики» основана Премия Сергея Курёхина.

В состав жюри и попечительского совета Премии вошли виднейшие деятели в области культуры и искусства. С первой же церемонии вручения Премия заслужила серьезную репутацию как в российском, так и в мировом арт-сообществе и получила множество положительных отзывов о репрезентативности номинантов, грамотной организации и независимом выбора победителей.

Каждая церемония вручения Премии становится сама по себе ярким событием. Мультимедийные перформансы и инсталляции номинантов превращают каждую церемонию в фестиваль, который наравне с пресс-конференцией с участием членов попечительского совета и жюри Премии привлекает к себе большое внимание общественности и СМИ.

Уникальность Премии заключается в развитии синтеза искусств, воплощенного в творчестве Сергея Курёхина. Наряду с оказываемой важной материальной поддержкой и помощью в продвижении музыкантов, художников и кураторов, Премия Сергея Курёхина реализует просветительскую миссию, знакомя публику с наиболее яркими художественным проектами, которые зачастую выпадают из поля зрения традиционных культурных институтов.

Сама церемония Премии проходит в рамках фестиваля «Арт-Механика» и при поддержке Комитета по Культуре Санкт-Петербурга.

Номинации:

Гран-при «Поп-Механика» (синтетический проект с участием живой музыкальной составляющей)

Лучший кураторский проект

Лучшее произведение визуального искусства (инсталляция, объект, живопись, скульптура)

Лучший медиа-объект (видеоарт, кино, анимация)

Искусство в общественном пространстве (проекты public-art, land-art, граффити)

Лучший текст о современном искусстве (премия для журналистов, критиков и искусствоведов)

Почётная премия

Музыкальные номинации:

Электро-Механика (лучший проект в сфере электронной музыки)

Этно-Механика (лучший world music проект)

Призы Премии Сергея Курёхина – авторские. Первым в 2009 году их сделал соратник и друг Сергея Курёхина художник Сергей «Африка» Бугаев. Потом появилась традиция: приз Премии делает лауреат предыдущего года. В 2010 году приз создал победитель в номинации «Лучший визуальный объект» Петр Белый. В 2011 это были победители номинации «искусство в общественном транспорте» Марина Алексеева и Борис Казаков. В 2012 году приз изготовил художник Виталий Пушницкий. В 2013 году приз изготовили Елена Губанова и Иван Говорков. В 2014 году приз был изготовлен победителем в номинации «Лучшее произведение визуального искусства» Алладином Горуновым. В 2015 году приз создала Татьяна Ахметгалиева. В 2017 году разработка приза занимался Андрей Бартенев.

Объявлен лонг-лист Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина за 2016 год. В список номинантов вошло 54 проекта из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Краснодара, Алма-Аты, Баку, Нижнего Новгорода и других городов. В Лонг-лист вошли работы, которые представляют новаторский подход в выражении замысла художника, отражают вектор развития, будущие направления и тенденции современного искусства. Церемония вручения наград состоится 26 апреля в БДТ им. Г.А. Товстоногова.

Более 1000 заявок более чем из 40 городов России и из-за рубежа поступило в оргкомитет Премии им. Сергея Курёхина в 2017 году. 54 проекта отобрано в лонг-лист. Самыми популярными в 2016 году стали номинации «Лучшее произведение визуального искусства» и «Лучший кураторский проект». В каждой из них представлено по 12 проектов.

Лонг-лист:

Номинация «Гран-при «Поп-механика»

1. Михаил Патласов. НеПРИКАСАЕМЫЕ (Санкт-Петербург)
Социальный театральный проект Михаила Патласова, в котором в качестве актеров выступают люди БОМЖ, а музыку к этой документальной театральной постановке в 2016 году написал Олег Каравайчук. Проект создан на основе историй и интервью бездомных, которые были собраны в период с октября 2015 года по март 2016 года.

2. Виталий Пацюков, Анастасия Козаченко. Фестиваль «ДАДА» (Москва)
Фестиваль «ДАДА» в ГЦСИ - это 10 дней лекций, перформансов и концертов, сопровождавших одноименную выставку «ДАДА». На ней были представлены работы ведущих художников-дадаистов и тех, на кого они оказали влияние: Марселя Дюшана, Макса Эрнста, Джона Кейджа, Янниса Кунеллиса, Микеланджело Пистолетто, Ханса Рихтера, Алексея Крученых, Ильи Кабакова, Германа Виноградова, Андрея Монастырского и многих других.

3. Санкт-Петербургский импровизационный оркестр. Дирижер: Дмитрий Шубин. Идея проекта: Антонина Позднякова. Гаджетофония (Санкт-Петербург)
«Гаджетофония» — звуковой пространственный проект, реализованный на открытии фестиваля «Киберфест» в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. В проекте участвуют 28 музыкантов, использующих помимо традиционных музыкальных инструментов, все, что способно издавать звук - телефоны, карманные синтезаторы, металлические листы, планшеты и т.д.

4. U/n multitude. Политическая партитура «Концерт агитационной песни» (Москва)
Политическая партитура «Концерт агитационной песни» от сообщества художников u/n multitude,

5. Площадка 51 (Владимир Антипов, Алексей Забегин). Экскурсия «Четырнадцать плюс» (Санкт-Петербург)
Экскурсия «Четырнадцать плюс», которая погружает зрителя на новый уровень восприятия подлинности происходящего, с одной стороны - зрители проходят маршрут с экскурсоводом, с другой - за углом может поджидать что угодно. Действие разворачивается в спальном районе Автово.

6. Рустем Бегенов, Центр универсальных искусств ORTA. Поп-механический спектакль «Медея. Материал» (Казахстан, Алма-Ата)
«Медея.Материал» - первая в истории казахского театра постановка Хайнера Мюллера. Решена в эстетике ландшафтного европейского (музыкального) театра, где музыка, техника, тело, сценография, костюм и текст находятся в равноправных отношениях и одинаковы по силе присутствия.

7. Дмитрий Волкострелов. Театр post. Спектакль «Поле» (Санкт-Петербург)
Спектакль, который каждый раз складывается абсолютно по-разному, ведь сцены в нем играются в случайном порядке, а текст пьесы апеллирует к современной физике и строится по законам квантовой механики.

Номинация «Лучшее произведение визуального искусства»

1. Объединение ДВЕНЕОДНА (Алина Закурдаева, Марина Демченко). The secret under the floor (Воронеж)
Выставка-инсталляция «The secret under the floor» от объединения «ДВЕНЕОДНА» проходила в пустующем помещении здания «Арт-коммуны». Предметы, лишенные былого функционального назначения, подобны предметам из детского секретика: они уже должны быть выброшены (как фантик от конфеты или сухой цветочек), но вместо этого существуют и участвуют в игре со временем.

2. Александр Шишкин-Хокусай. Ванна Марата (Санкт-Петербург)
Условные крылья погружаются в ванны, наполненные черной краской, и взмахивают, вызывая в памяти движения птиц, перепачканных нефтепродуктами, в морской воде. Работа отсылает к теме Икара (стремление к прекрасным идеям с падением в пучины дерьма). С другой стороны, крылья работают как гигантские кисти художника. Привычный ремесленный мир творца тоже можно трактовать как бесконечное погружение в свет и тьму.

3. Антон Чумак. Соль (Москва)
Экспозиция разделена на три зоны, соответствующие трем этапам воссоздания цивилизации. История циклична: человечество уже не раз переживало культурный упадок из-за глобальных политических изменений, и цивилизация претерпевала кризис перед новой реинкарнацией, итог которой всегда неизвестен.

4. Павел Отдельнов. Белое море. Черная дыра (Нижний Новгород)
Проект Павла Отдельнова связан с семейной историей. Три поколения его предков работали на секретных химических заводах. Сегодня от гигантских заводов остались руины, от рабочего поселка - почти нет следов, а сохранившиеся устные свидетельства о прошлом этих мест кажутся сказками.
На территории дзержинской промзоны есть несколько шламоотстойников, в которые в течение многих лет сбрасывалась часть отходов химического производства. Самые известные — Белое море и Черная дыра.

5. Елена Губанова, Иван Говорков. Хранение Времени (Санкт-Петербург)
Экспозиция выставки построена на обращении человека к внутренним ощущениям времени, и иллюстрирует текучесть мгновения, его физическое ощущение через звук и метафору.

6. Дарья Правда. Шароверы (Москва)
Тотальная инсталляция. В основе проекта лежит вымышленная история о секте «Шароверы», существовавшей в Кронштадте в конце 1960-х годов.

7. Илья Гришаев. Не все / pas tout (Санкт-Петербург)
Персональный проект Гришаева Ильи «Не все / Pas tout» - событие, процесс образования визуального языка художника: графического письма, отношения с пространством и зрителем.

8. Людмила Белова. Пастораль (Санкт-Петербург)
Выставка «Пастораль» - это мир иллюзий цифрового пространства. Одновременно с дигитальным способом воспроизводства и производства мира возникает новый символизм. Как выглядит то, что принципиально умозрительно и невидимо?

9. Дмитрий Окружнов, Мария Шарова. В окружении действительности (Москва)
Виртуальная реальность стала для человека более реальной, чем сама реальность. Она даёт возможность спрятаться от бурлящего потока событий, потеряться окончательно в сконструированном мире, ставшим для большинства из нас куда более настоящим, гиперреальным, миром воплощённых иллюзий.

10. Полина Заславская. Утварь. 365 (Санкт-Петербург)
Утварь Полины Заславской списана акварелью с обиходных кухонных предметов, задействуемых художницей едва ли не каждодневно для приготовления пищи. 365 дней - целый год беспрестанного кухонного месива!

11. Павел Брат. EVCFE / «...И слово стало плотью» (Санкт-Петербург)
Объекты из бумажных листов: абстрактные формы, напоминающие образы из растительного и животного мира.

12. Дмитрий Кавко. Постреальность (Москва)
Постреальность, это взаимопроникновение виртуальной и повседневной реальностей, микс мертвого цифрового мира и человеческих чувств, оцифровка и последующее очеловечивание, трансформация электронных образов и попытки цифрового архива реконструировать нашу реальность. Все работы основаны на наблюдениях за виртуальными личностями, за одиночеством живых людей, за попытками стариков освоить простейшие гаджеты, за торговлей в переходах новейшими айфонами рядом с шаурмой, за спящими в метро, за жизнью спальных районов Москвы, и за компьютерными играми, в которых играющий свободен от моральных ограничений.

Номинация «Лучший Медиа-объект»
1. Анна Франц. Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода (Санкт-Петербург)
Представляет собой модульную трехмерную инсталляцию публичного искусства. Концептуально отсылая нас к компьютерной сетке, а визуально отражая инфраструктуру здания без стен, Анна Франц создает помещение с открытым остовом. Зрители имеют возможность посылать изображения и тексты из программы твиттер на экраны, установленные внутри структуры пользуясь хэштегом #cylandlab.

2. Елена Артеменко. Мягкое оружие (Москва)
Видео, материализующее метафору "нажимания на курок чужими руками".

3. Ксения Галкина. Я - Голограмма (Москва)
Мокьюментари видео о людях, которые стали голограммами по разным причинам. Стать голограммой — значит перестать находиться в телесной форме, стать полностью цифровым в физическом смысле, не иметь тела.

4. Максим Свищёв. Я держусь от себя подальше (Санкт-Петербург)
Возникновению работы послужил слоган французского поэта-акциониста Шарля Пеннекена: «Я держусь от себя подальше», а так же композиция Олега Николаевича Каравайчука, которая является стержнем, основой и сценарием видео. Произведение о страхе быть самим собой, быть открытым, смотреть и взаимодействовать с тем что тебя окружает и не прятаться.

5. Сергей Филатов. Орфей. Песнь китам (Москва)
Одна из особенностей звуковой скульптуры «Орфей» - возможность направлять звук каждой струны в отдельный независимый канал для воспроизведения. Это многоканальное воспроизведение позволяет формировать уникальные звуковые ландшафты, восприятие которых меняется в зависимости от местонахождения в пространстве.

6. Ярослав Воловод, Игорь Кулаков. Большое мусорное пятно (Санкт-Петербург)
(Био)ландшафт, образуемый медиа - cloaca maxima - бессмысленное скопление информации, которое требует оперативного вмешательства. Это призыв к зрителю разорвать внутриклеточную связь и в качестве крайней меры проткнуть ядро клетки.

7. Питер Миллер. Sounds Like (Германия, Кельн)
Фильм Питера Миллера, который отдает дань переходу 1926 года, когда звуковое кино приняло эстафету у немого кино.

8. Саша Пирогова. MONO (Москва)
МОНО — двухканальный видео-перформанс, превращающийся в звуковую композицию. Проект был сконструирован на основе сценария для пяти человек, создающих перформанс через микрофоны и тела, расположенные в четко очерченном пространстве.

9. Дмитрий Булныгин. Кошмар удэгейца (Владивосток)
Анти-утопическое сновидение представляет то, что вероятно было бы наихудшим кошмаром для местного жителя.

Номинация «Искусство в общественном пространстве»
1. Арт-группа «Злые». Нет никаких железных правил (Москва)
Миссия проекта — побуждение к непрерывному эксперименту, преодолению страхов, созданию собственных правил, превращению препятствий в трамплины. Уличные художники призывают к активности, открытому диалогу, постоянному самоутверждению, систематической переоценке жизненных ориентиров и пересмотру самопровозглашенных границ личной свободы.

2. Владимир Абих. Уличный тетрис (Екатеринбург)
В этом междисциплинарном проекте соединены видео, стрит-арт, интервенция, энвайронмент и даже видеоигра. Работа с проекциями стала основой для создания серии специальных видеоигр, которые могут существовать только на улице и теряют свой смысл, переместившись на экран или в помещение.

3. Дмитрий Каварга, Елена Каварга. Обитаемое Вещество (Москва)
«Обитаемое вещество» было задумано и воплощено как плод взаимопроникновения объекта искусства и архитектуры. Биоморфное по пластике и природное по своей сути, оно состоит из синтетических материалов - нескольких видов полимеров.

4. Олег Кошелец, Сергей Чернов. Птичкам-синичкам от Казимира Малевича (Москва)
Настоящий проект претендует на одну из форм постиндустриального контемпорари-шаманизма. Это попытка соединить несоединимое, прошлое и настоящее, живое и неживое, природу и искусственное вещество.

5. Павел Кас, Павел Мокич. Портрет Даниила Хармса (Санкт-Петербург)
На стене дома на улице Маяковского, 11, где жил Даниил Хармс, уличные художники Паша Кас и Павел Мокич нарисовали граффити с изображением писателя. Работа приурочена к 74-летию со дня смерти литератора — он скончался 2 февраля 1942 года.

6. Василий Слонов. Картофельная снежинка (Красноярск)
Художник Василий Слонов установил в центре Красноярска скульптуру снежинки из картофеля как символ урожая, труда и неполживой жизни. Проект «Картофельная снежинка» с самого начала сопровождался противодействием чиновников высоко уровня и имел большой общественный резонанс. Проект освещался большим количеством публикаций в прессе и социальных сетях.

7. Замир Сулейманов. Тяжелые слова (Азербайджан, Баку)
«Тяжелые слова» Замира Сулейманова - это задокументированный на видеокамеру перформанс. В канун Нового года на дорогах Баку можно встретить грузовики, перевозящие большие блоки камней. У некоторых водителей таких машин сложилась традиция выкладывать камнями цифры предстоящего года. Таким образом они поздравляют всех с грядущим праздником и, возможно, сами того не зная констатируют неизбежность будущего. В своей видеоарт работе автор опирается на этот своеобразный обычай передавать информацию при помощи тяжелого строительного материала. Замир обозначает закаменелые понятия, которые были, есть и будут актуальными для человечества.

8. Кирилл Кто. Непонятное (Санкт-Петербург)
Работа «Непонятное» — история о невозможности и нежелании понимания: границы и ограничения выражаются здесь в языковом барьере.

9. Станислав Екименко. Стена (Ростов-на-Дону)
Проект "Стена" был создан для того, чтобы сформировать поле для контакта между художником и зрителем, популяризировать изобразительную деятельность и конкретно станковую живопись, пробудить интерес общества к изобразительному искусству.

10. Андрей Сяйлев. Тетрис (Самара)
Инсталляция «Tetris» представляет собой коллаж фрагментов городских пространств — старинной кирпичной стены как физического носителя с одной стороны, и нанесенной на него фотомозаики из микроизображений фасадов с окнами, с другой. Почти 800 элементов этой мозаики представляют уникальные фото фасадов города, от старинных до современных.

Номинация «Лучший кураторский проект»

1. Катя Бочавар. Кинотеатр сновидений (Москва)
Выставка приглашает посетителей в «Кинотеатр сновидений», где на каждом из двенадцати экранов перемешаны мультфильмы и видео-арт, сюрреализм и иррациональность, которые как нельзя лучше подходят для фиксации сновидений и близких к ним состояний человеческого сознания.

2. Дмитрий Булатов. УМРИ И ОБНОВИСЬ! Искусство и наука как предполагаемое возможное (Польша, Гданьск)
В рамках выставки "Умри и обновись! Искусство и наука как предполагаемое возможное" представлены произведения российских и международных авторов, специализирующихся в области современного технологического искусства. Отличительная особенность этих работ - синтез художественных дисциплин и научно-технических разработок.

3. Лаборатория мультимедиа CYLAND. Киберфест10 (Санкт-Петербург)
Киберфест - один из крупнейших международных фестивалей медиаискусства, основанный независимыми художниками и кураторами в Петербурге в 2007 году. Фестиваль способствует появлению новых форм взаимодействия искусства и высоких технологий, развивая профессиональные связи между художниками, кураторами, инженерами и программистами по всему миру и знакомя широкую публику с произведениями в области робототехники, видеоарта, саунд-арта и нет-арта.

4. Анна Арутюнян, Андрей Егоров, Полина Зотова. Детский фестиваль "PLAYMMOMA играй с современным искусством!" (Москва)
Фестиваль «PLAYMMOMA: играй с современным искусством!», осуществленный в Московском музее современного искусства в мае-июне 2016 г. и рассчитанный на детей от 4 до 15 лет и их родителей, впервые представил детские образовательно-игровые программы и проекты музея в «гибридном» - одновременно выставочном и перформативном - жанре. Точкой отсчета для фестиваля стал выход пилотной версии образовательной онлайн-игры PLAYMMOMA (http://play.mmoma.ru) - первой музейной игры в России, призванной в увлекательной форме познакомить юную аудиторию с ключевыми понятиями и техниками сегодняшнего искусства. Разделы фестивального пространства, задуманные как интерактивные залы-мастерские, отражали тематические сегменты онлайн-игры («Новая картина», «Инсталляция и объект», «Перформанс», «Медиа-арт», «Интерпретация», «Мой музей») и соотносились с форматами детских игровых программ и мастер-классов ММОМА.

5. Дарья Камышникова, Елена Важенина. 19/92. Сначала (Москва)
Выставка посвящена изучению многолетней истории Школы современного искусства «Свободные мастерские». Кураторы ставили перед собой задачу вспомнить всю историю Школы с самого начала: проследить историю и путь тех людей, которые стояли у её истоков; проанализировать, что Школа сделала за годы своего существования, её заслуги; показать работы нынешних преподавателей — тех, кто и формирует новое поколение художников и кураторов, а также — студентов, выпускников Школы, участников молодежных выставочных программ музея, которые и являются главным результатом деятельности Школы.

6. Карина Караева. Возможность быть другим (Москва)
Пространственные отношения в кинематографе выстраиваются по законам действия образа и его вариативного восприятия внутри картины — благодаря или вопреки авторской интерпретации. Изображение дистанцируется от персонажа и действует по законам драматургии «здесь и сейчас». Таким образом, возникает возможность создания дополнительного пространства, в котором присутствует героиня и сама себя интерпретирует.

7. Мария Булатова. ПРОКРАСТИНАЦИЯ (Москва)
Исследуя феномен прокрастинации, молодые художники обращаются к проблеме нелинейности времени и случайном соотношении событий и действий во временном поле, осмысленности выбора и важности пустых на первый взгляд и пространных действий.

8. Мадина Гогова, Мариана Гогова, Симон Мраз, Андреас Кристоф. Обсерватория (Нижний Архыз)
В октябре 2016 года в поселке Нижний Архыз на базе Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук состоялось открытие международного выставочного проекта «Обсерватория». Территория Нижнего Архыза стала уникальной площадкой для выражения видения художников, где инсталляции современного искусства отлично гармонируют с руинами X века и создают дух бесконечной Вселенной и исторической вечности.

9. Владимир Береснев, Евгений Стрелков. Я знаю, как управлять Вселенной (Пермь)
Основа выставки - экспонаты из 7 музеев Пермского университета, впервые столь масштабно представленные широкой публике. Многие из учебных музеев формировались одновременно с университетом, они - его ровесники. В их создании принимали участие выдающиеся ученые и простые студенты, попечители и благотворители. На выставке предметы из университетских коллекций дополнены произведениями искусства из собрания Пермской художественной галереи, а также работами современных российских художников. Тем самым выставка не только знак внимания столетию Пермского университета, но и площадка для взаимодействия мира искусства и мира науки, двух способов познания - художественного и рационального.

10. Дмитрий Волкострелов и театр post (Совместный проект Международного фестиваля-школы TERRITORIЯ и Московского музея современного искусства). Повседневность. Простые действия (Москва)
Завязывание шнурков, мытье рук, открывание двери ключом - все самые простые ежедневные ритуалы происходят автоматически каждый день. Проект ставит вопрос: что если совершать обычные действия осознанно и сосредоточить свое внимание на том, что обычно кажется несущественным?

11. Наталья Федорова, Дарья Петрова, Данита Пушкарева, Дмитрий Пиликин. Выставка «Форматирование памяти» в рамках Фестиваля медиапоэзии 101 (Санкт-Петербург)
Выставка-исследование - поиск границ и форм индивидуальной памяти. Жанр работ: медиапоэзия.
Делегированная машинам, личная память становится объектом манипуляций. Социальные медиа как архивы воспоминаний сервируют их, подчиняясь темпоральным и экономическим ритмам. Внутри культурной политики проигрываются и выигрываются целые войны памяти. Функция личных воспоминаний, если она вообще возможна у социального существа, им противостоять.

12. Ольга Шишко. Дом впечатлений. Прогулка с трубадуром (Москва)
Каждый отдельный проект этой выставки - создание резонирующего пространства, расширение звуковых, кинематографических, перформативных рамок. Симфония голосов, звучащая в этом проекте, средствами поэзии, звука и ритма создает уникальную вселенную, открытую зрителю для поисков новых смыслов и эмоциональных переживаний.

Номинация «Лучший текст о современном искусстве»

1. Игорь Поносов. Искусство и город (Москва)
Игорь Поносов (род. 1980 г.) — художник, автор ряда проектов и публикаций, посвященных уличному искусству и городской культуре.
Книга «Искусство и город» — это отражение оригинального взгляда на феномен искусства в городской среде, выработанного автором в результате многолетней исследовательской работы, совмещенной с активной творческой деятельностью на улицах городов в разных частях света.
Настоящее издание — это попытка широкого междисциплинарного анализа феномена уличного искусства. Выявление альтернативной генеалогии развития этого феномена, показывая, что искусство в городской среде возникло задолго до американских граффити, оно тесно связано с такими направлениями и движениями, как дадаизм, ситуационизм, акционизм, «Прово», а также с маргинальным, народным, анонимным искусством.
Книга описывает основные направления и тенденции развития уличного искусства с начала ХХ века и до настоящего времени. На русском языке это первое печатное издание, претендующее на полный анализ глобального феномена уличного искусства, который включает в мировой контекст и ситуацию в России.

2. Константин Зацепин. Пространства взгляда. Искусство 2000—2010-х годов (Москва)
Книга «Пространства взгляда» состоит из семи аналитических эссе об искусстве, преимущественно, последних пятнадцати лет, прежде всего, российского. Центральный фигурант всех текстов — картина как медиум современного искусства, вновь и вновь актуализирующийся в постконцептуальных практиках авторов разных поколений.

3. Глеб Ершов. Художник мирового расцвета. Павел Филонов (Санкт-Петербург)
Эта книга - первая научная монография о художнике на русском языке, несмотря на то, что за последние 25 лет к его наследию обращались многие исследователи во всем мире. Автор сочетает разные методологические подходы, учитывая герметичное искусство художника, как будто предполагающее такой феноменологический подход.

4. Иван Чечот. От Бекмана до Брекера. Статьи и фрагменты (Санкт-Петербург)
Сборник статей Ивана Дмитриевича Чечота посвящен различным сюжетам истории немецкого и западноевропейского искусства, а также локальным событиям современной художественной жизни. Героями этой книги стали Рембрандт и Макс Бекман, АрноБрекер и Готфрид Бенн, Отто Дикс и Кете Кольвиц, «Фауст» Гете и «Вакх» Рубенса, Борис Зернов и Тимур Новиков, Калининград-Кенигсберг и Ленинград-Петербург, Германия и Россия. Значительную часть сборника составляют переводы с немецкого трудов Готфрида Бенна, Генриха Вельфлина, а также фрагментов из книги Юлиуса Лангбена «Рембрандт как воспитатель», которые публикуются впервые.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Объявлен лонг-лист Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина за 2017 год. Церемония вручения IX премии в области современного искусства им. С. Курёхина пройдет 17 апреля Петербурга на Основной сцене БДТ им. Товстоногова. На церемонии состоится премьера балетной постановки «Воробьиное озеро», созданной на музыку Сергея Курёхина. Хореограф – Максим Севагин. За костюмы отвечает художник Андрей Бартенев. Режиссер Премии – Фёдор Курёхин.

Гран-при «Поп-Механика»:

Петр Айду. Покинутый дом: кунсткамера московских роялей. Музей Москвы

Семен Александровский. Задержанный

Александр Артемов, театр ТРУ. Последний ветер дикого Запада

Малая сцена БДТ им. Товстоногова

Владимир Волков, Марина Колдобская, Павел Семченко. Поединок

Глеб Ершов. Зангези

Инженерный театр АХЕ. Демократия

Ольга Комлева, Андрей Смирнов. Огни Урала

Сергей Землянский, театр Красный факел. Дом Бернарды Альбы

Анастасия Куклина, Евгений Маленчев, Кирилл Широков, Дарья Гусакова. Вещи

Олег Еремин, Новый Императорский театр. Троянки

Лучшее произведение визуального искусства:

Стас Багс. Кошкин дом

Анастасия Богомолова. Под куполом

Елена Губанова, Иван Говорков. Очередь

Сергей Кищенко. Журнал наблюдений 2014-2017

Марина Колдобская. Простые вещи

Семен Мотолянец. Очень искусственный выбор

Клаудио Пармиджани, Без названия, 2017

Денис Патракеев. Мира Течение

Виталий Пушницкий. Трибьют

Игорь Самолет. Пьяные признания

Нестор Энгельке. Квартира профессора Вудмана

Ильмира Болотян. Свидание в музее

Лучший медиа-объект:

Дмитрий Венков. Гимны Московии

Евгений Гранильщиков. Последняя песня вечера

Михаил Железников. Камешки

Максим Месяц. Объект культурного наследия №5438

Андрей Пунин. Гравитация

Егор Рогалев. Гинуннгагап

Елена Скрипкина. Квартет на конец времени

Ростан Тавасиев. Капля Креацина

Алена Терешко. В мастерской И. Е. Репина

Юрий Толстогузов. Иньков Александр. Leuchtkraft

Лучший кураторский проект:

Андрей Бартенев. HAHAHAMOSCOW МОСКВАХАХАХА

Екатерина Гусева, Арсений Жиляев. Северный путь

Андрей Зайцев. Праздник к нам приходит

Сергей Ковальский, Анастасия Пацей, Борис Констриктор. ТРАНСФУРИЗМ: Ры Никонова, Сергей Сигей, А. Ник, Борис Констриктор, Борис Кудряков

Неля Коржова, Роман Коржов, Константин Зацепин. Волга. Ноль

Владимир Логутов. Оргия вещей

Виктор Мизиано, Дарья Пыркина. «УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» СЕССИЯ III. «ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ. Травма, память, забвение, знание»

Катя Бочавар. Наиля Аллахвердиева. ЗЗЗ. Запахи.Звуки.Заводы

Дмитрий Пиликин. Waterfront

Анастасия Скворцова, Анастасия Шавлохова. Проспект Непокоренных

Светлана Усольцева. Работа никогда не завершается

Искусство в общественном пространстве:

Петр Виноградов. Банки данных

Александр Дашевский. Передвижная мемориальная скульптура-музей архитектора А. В. Жука

Александр Закиров. Кипиш-град

Сергей Корсаков, Олеся Кандалинцева. Официальный Оркестр Картонии

Курил Что. Эрмитаж наш

Лучникова Светлана. Общий двор

Всеволод Лисовский, Театр doc. Неявные воздействия

Андреа Станислав, Дин Лозов. Reflect – St. Petersburg

Фестивали в области современного искусства:

11-й ежегодный КИБЕРФЕСТ

Государственный Русский музей. X Международный фестиваль “Императорские сады России» «АВАНГАРДЕНС».

Архстояние. Как жить?

Команда Лаборатории новых медиа. Фестиваль медиаискусства MEDIA IN

Тебиева Галина, Катя Бочавар. «ВЛАДЕЙ КАВКАЗОМ!»

Беляева Екатерина. ПУСК

Мария Бирюкова и Карина Симаковю. Селектор

Алексей Борисенок, Фрида Сандстрем. «Усталость Материала», арт программа фестиваля Norberg

Мальцахер Флориан. Точка доступа. «Чувство возможности».

Посвящение 100-летию революции.

Культурный транзит. Фестиваль “Не темно”

Палажченко Николай. Цикл выставок “Прощание с вечной молодостью”

Юлия Бычкова, Антон Кочуркин. Арт-овраг

Лучший текст о современном искусстве:

Иосиф Бакштейн. Статьиидиалоги

Critical Mass: Moscow Art Magazine 1993–2017

А.С. Курляндцева, Ю.В. Воротынцева. Оттепель

Ильин Константин. Электронная и электроакустическая музыка Европы. Девяностые. История. Эстетика. Психология

Карпова Александра. Ян Фабр. Рыцарь отчаяния / Воин красоты

Стас Шурипа. Труды ИПСИ. Том III

В 2017 году оргкомитет Премии им. Сергея Курёхина собрал более 1000 заявок из 50 городов России и из-за рубежа. В список номинантов вошло 74 проекта из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Красноярска, Челябинска, Перми, Самары и других городов России. Самыми популярными стали номинации «Лучшее произведение визуального искусства» и «Лучший кураторский проект». В каждой из них представлено по 13 проектов.

На отборочный тур Премии поступило множество заявок по фестивальным проектам, поэтому орг.комитет Премии принял решение об учреждении номинации «Фестивали в области современного искусства». Новая номинация стала третьей по популярности: в ней представлено 12 проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Архангельска, Выксы, дер. Никола-Ленивец.

В лонг-лист вошли работы, которые представляют новаторский подход в выражении замысла художника, отражают вектор развития, будущие направления и тенденции современного искусства.

В апреле 2018 года проекты, вошедшие в лонг-лист Премии, можно будет увидеть на выставке номинантов в ЦСИ им. Сергея Курёхина (Санкт-Петербург, Лиговский пр., 73, 4 этаж). Выставка начнет работу с 17 апреля.