Соблюдение краеведческого аспекта на уроках гражданственности

Мелодии Донбасса

МОУ “Школа №58 г.Донецка”

Учитель начальных классов ЯРЧЕНКО НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА


  • Формировать у подрастающего поколения патриотическое самосознание;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной Донецкий край и его многонациональный народ;
  • воспитывать чувство уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям Донбасса;
  • развивать гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Прочитайте стихотворение выразительно

  • Музыка всюду живёт

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.


Тихие слёзы свои ива роняет у брода…!

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей –

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада! ,

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Вадим Семернин

- Что значит для тебя музыка? - Какие твои любимые музыкальные произведения?


СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

  • Где песня льётся, там птица без крыльев.
  • Мир без музыки, что счастливо живут.
  • Где песни поют, там легче живётся.

- Как ты понимаешь смысл этих пословиц, объясни.


ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

  • 1 .Сон и отдых позабыты :

Песню пишет…

(Композитор )

  • 2. Струны гитары, терпенье, талант плюс вдохновенье равно …

(Музыкант)


3. Перед хором я стою

Все молчат, а я пою.,

Кто же я? Что за артист?

Ну, конечно же, …

(Солист )

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент. …

(Дирижёр )


Донбасс – шахтёрский край, по э тому значимое место в нашей жизни занимают песни о шахтёрах и для шахтёров.

  • Знакомы тебе такие искусственные горы? Как они называются?
  • Послушай песню «Спят курганы тёмные»

в исполнении Йосифа Кобзона.


СЛОВАРЬ

  • КУРГАН – насыпь над древней могилой.
  • ТЕРРИКОН - конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте, руднике.
  • ЗАБОЙ - поверхность отбитой горной массы (полезных ископаемых

или горной породы).


  • Какие чувства овладевают тобою, когда ты видишь краевиды Донбасса? Слышишь ли ты какие-то звуки, мелодии, музыку?

Донбасс - это не только шахты и заводы. На самом деле у нас есть потрясающе красивые места


Послушай песни: «Земля родная – Донбасс»,

«В светлом небе донецком».


  • ТЕНОР - высокий мужской голос, певец с таким голосом.

Прослушай песни в исполнениии А.Соловьяненко

«Ніч яка місячна», «Дивлюсь я на небо», «Степь да степь кругом», «Ах,ты степь широкая», «Вижу чудное приволье».


«Донбасс Опера» - Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Соловьяненко


  • БАРИТОН - Мужской голос, средний между тенором и басом, а также певец с таким голосом.

Пять песен, прославивших Иосифа Кобзона:

«А у нас во дворе», «День Победы», «Баллада о красках», «Где-то далеко», «Офицеры».

Прослушай песню в исполнении И.Кобзона

«Пусть всегда будет солнце».


Донецкая филармония

  • Знакома ли тебе камерная музыка?
  • Был ли ты когда-нибудь в филармонии?

ФИЛАРМОНИЯ- Музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства.


Знаменитым для филармонии в Донецке стал 1991 год – присвоено имя нашего земляка, выдающегося композитора

Сергея Сергеевича Прокофьева


ОРГАН

  • В 1957 году в Концертном зале филармонии был установлен уникальный орган , на котором во время учебы в Петербуржской консерватории играл П.И. Чайковский.

ОРГАН – клавишно - духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов


Свое исполнительское мастерство в разных классах классической музыки конкурса "Родные просторы» показывают юные музыканты Донецкой Народной Республики

Послушай песню «Подари улыбку миру»

в исполнении Детской группы «Непоседы» (Донецк)


РЕФЛЕКСИЯ

- Чьё имя носит Донецкая филармония?

- Кто из космонавтов взял в полёт диск с песнями А.Соловьяненко?

- Чьё имя носит открытая малая планета?

  • Где и почему написано «Анатолий Соловьяненко – шахтёрский герцог»?
  • Какие песни прославили Йосифа Кобзона?

ОТГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

  • Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал?

  • Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

  • Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - …


16.11.2015 18:55

Существует ли «русский мир» как единая система ценностей - наподобие мира евреев или армян? Относится ли к русскому миру воюющий Донбасс? С чем сталкиваются беженцы с Донбасса в приютившей их России? Об этом размышляет севастополец Александр Рогов, чьи зарисовки под общим названием «Сага о Новороссии» мы продолжаем публиковать в «Примечаниях».


Лагерь беженцев

Беженцы с Донбасса жили от меня неподалеку. На одном из пустырей Радиогорки был разбит палаточный лагерь. Высокий бетонный забор. Прожектора. Колючка. Охрана. Внутри — армейские палатки. В палатках — печки-буржуйки и железные кровати в ряд. Умывальники тоже в ряд, но на улице.

Не подумайте, что в таких условиях жили все беженцы из Донбасса. Сюда, в лагерь, попали самые обездоленные, низший социальный слой, поселковая беднота. Те, кто хоть немного с деньгами, сняли квартиры.

Мой друг-бизнесмен, решивший оказать беженцам какую-то помощь, подошел к проходной и спросил, что им привезти — может, какие продукты или товары первой необходимости, ну, там бритвы, мочалки. Ответ был таков: «Не надо мочалок. Заберите нас отсюда хоть куда-нибудь». Люди умоляли взять их на дачи, причем на самых плохих условиях — без воды, света, газа. Лишь бы не в лагере.

То общее впечатление, которое давало о беженцах российское телевидение, соответствовало действительности лишь отчасти.

В лагерях беженцев показывали счастливые лица чудесного спасения вперемежку с восторгом благодарности и слезами радости на глазах. Я не отрицаю, что такая эмоция у некоторых людей была. Но если оценивать эмоцию общей массы беженцев нашего лагеря на Северной, то она была совершенно иная. Среднестатистический лагерный беженец из Донбасса был вял, разочарован, подавлен и интровертивен. И ему все очень сильно не нравилось.

Я, кстати, так и не понял, зачем эти вышки с колючкой для беженцев? Севастополь на 98% за Россию. Бандеровцев у нас и в помине не было. Единственное объяснение, которое я для себя нашел, было такое: лагерь должен быть максимально некомфортным для проживания, чтобы люди в нем не задерживались и побыстрее переезжали подальше на Восток. Лишите человека денег, друзей, дома, перспектив к жизни — и вы получите Стеньку Разина. А зачем Российской Федерации Стенька Разин? Да еще и в проблемном Крыму?

Ольга из Стаханова

В Севастополе я неоднократно встречал людей, воевавших на Донбассе со стороны ополчения. От разговоров о войне они уходили, и у меня в целом не было ясной картины происходящего. Пока я не приехал в Москву. Как это ни странно звучит, но встреча с воюющей Новороссией у меня произошла именно в Москве. Именно там мои знакомые свели меня с женщиной из Стаханова, учительницей лет пятидесяти по имени Ольга, бежавшей от войны к племяннику в столицу.

У племянника она по какой-то причине не прижилась, хотя очень его любила и считала своим сыном. Причину ухода от племянника сама объясняла так:

«Там новая семья. Его мама второй раз замуж вышла. Не хочу им мешать», — говорила и опускала глаза, стыдясь этой ситуации.

А ситуация действительно постыдная. Жить не у родственников, скитаться как изгой по чужим людям… У нас, на юге, это позор. В Москве — норма.

Уйдя от племянника, она несколько месяцев жила на квартире, которую для нее снимал какой-то бизнесмен, целенаправленно помогавший беженцам. Потом он ей отказал без объяснения причин, и Ольга оказалась на улице. Стояла и плакала возле магазина с игрушками. Там мои знакомые ее и подобрали.

Вообще, люди с Донбасса кажутся россиянам какими-то странными. Мне очень многие так и говорили: «Странные они какие-то». Спрашиваю, а в чем их странность? Отвечают: «Ну вот, например, та же Ольга. Постелили ей в маленькой комнате, говорит: «Постель жесткая, мне неудобно». Спрашиваю у своих знакомых, а в чем, собственно, странность? Ну, жестко человеку. Женщина немолодая, может, болит что. «Она должна довольствоваться тем, что ей предлагают». А почему, собственно? «Потому что она и так все бесплатно получает».

Меня эти слова резанули. Отношение как к бездомной собаке или как к человеку второго сорта — хотя приютившие ее люди добросердечны и не жадны; они сами когда-то бежали из своей республики от войны.

Я всегда захожу в тупик, когда слышу подобные ответы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что если ты человека принимаешь из милости, то ты должен принять его как равного, не ущемляя ни в чем. В противном случае, ты над ним глумишься, даже если ты ему при этом помогаешь.

С такой позицией «северян», и особенно москвичей, я сталкивался многократно. Помню, как одна столичная дамочка возмущалась поведением бездомной собаки: «Представляете? И она ведь не все ест, что ей дают! Я ей кусок хлеба кинула, а она не берет!». Так и подмывало спросить: «Ну, а сами-то вы все едите?»

Мне было очень интересно поговорить с этой женщиной из Стаханова, и я остался у знакомых на чай. Мои друзья-москвичи предупредительно оставили нас на кухне вдвоем.

Ольга сначала ощущала себя напряженно, но потом, почувствовав, что я интересуюсь «для себя», разговорилась.

Не обидно ли вам, спрашиваю, что все так получилось? События в Крыму и заявления Москвы подстегнули Донбасс, а потом, когда Донбасс восстал и попросился в Россию, ему отказали.

Ольга долго не отвечает, смотрит в сторону:

«Для нас это запретная тема. Стараемся об этом не говорить. Думали, как у вас будет. А теперь выхода не видно».

У Ольги на Донбассе воюет младший брат. На войну он попал так: брата бросила жена, забрала с собой их единственного сына-подростка и уехала в Москву искать лучшей доли. Брат потерял смысл жизни, стал пить, не работал — и тут случилась война. Записался в добровольцы. И поскольку терять в жизни было нечего, стал рваться на передовую. Его отметили. Сначала старшим по группе поставили, потом полевым командиром. Он воспрял духом, с девушкой познакомился. Теперь ждет, когда война закончится, чтобы по-нормальному в ЗАГСе расписаться.

Донбасс и русский мир

Вопрос, собственно, вот в чем: а русский мир есть? Как единый мир-система он существует?

«Единый» я понимаю так: справедливый для всех в каких-то базовых принципах бытия, которые связывают всех узами большой семьи — как это происходит у тех же евреев или армян. Справедливый не в смысле уравниловки, а в смысле общей судьбы. В такой семье старший брат может быть удачливым бизнесменом и иметь шикарный джип, а младший — нищим дурачком и ездить на старом велосипеде. Но единый мир-семья предполагает, что если этого младшего кто-то обидит, то этот «кто-то» будет непременно найден и наказан. По-другому в семьях и не бывает. А иначе это и не семья.

Или в мире все устроено по-другому? И какой-то части русских уготовано чудесное будущее, а какой-то — проклятое настоящее?

Как ощущают себя те люди, которым выпал билет в счастливые миры? О чем они думают? Их совесть не мучает за то, что в их градах нет войны, разрухи и голода? Или они настолько морально затвердели, что им эти вопросы безразличны? Там, под бомбами, другие такие же люди, с такой же широкой душой, общинной психологией, чувством локтя, а главное, с неугасающим ощущением социальной справедливости, остались погибать в изгойском настоящем. Дети, старики, женщины…

Я понимаю, что мой вопрос нелогичен, пафосен и крайне эмоционален, но я, тем не менее, его задам.

Скажите, россияне центральной полосы, Сибири, Дальнего Востока, да и вы, россияне Крыма и Севастополя: люди, погибающие на Донбассе под бомбами — ваши или не ваши?

Только не молчите. Скажите правду. Скажите, что это не ваши люди. Тогда эти люди перестанут вас ждать. Они перестанут на вас надеяться. Они будут надеяться только на себя. И им станет легче.

Из разговора с Ольгой я понял две очень важные вещи.

Вещь первая. Любовь между Донбассом и Россией ассиметрична: Россия Донбассу нужна, а Донбасс России нет.

И вещь вторая: нет никакого единого русского мира в том смысле, в котором существует мир курдов, армян или евреев. А если он и есть, то совсем с иными реалиями.

Трагедия этой асимметрии состоит вот в чем. Русский Донбасс думает, что мы (Россия) и есть их семья. Он считает, что мы самые близкие и самые родные. Просто мы их по каким-то причинам предали. Ведь близкий человек тоже может предать по слабости или глупости. Предать может не просто близкий, а даже самый-самый близкий. И кроме этого близкого никого больше нет в этом мире. И вы продолжаете его любить, неся эту боль в себе. Глубоко ее запрятав. Стараясь никому ее не открывать. И стараясь о ней не думать.

Мне постоянно вспоминается один случай, свидетелем которого я стал в Ленинграде, в начале семидесятых, в глубоком детстве.

Ленинград город особенный, и одна из его особенностей — это пьющие женщины. Пьющая ленинградка — вещь страшная. Она может иметь благородный вид, знать несколько языков, быть хорошо одетой, и носить дворянскую фамилию. И при этом бухать вместе с «синяками» в самых отвратительных пивных и лежать пьяной в самых грязных подворотнях.

Я жил с родителями на проспекте Тухачевского (это за Охтой, в сторону аэропорта). Мне было тогда лет шесть. Выбегаю на улицу. С другой стороны дома — винный отдел. Метрах в тридцати лежит на боку мертвецки пьяная женщина с очень красивой прической, а из-под нее вытекает лужица мочи. Рядом стоит мальчик и тянет ее за руку:

«Мама, вставай. Домой надо, — говорит он тихо».

Но мама не шелохнется. Мальчик снова и снова тянет женщину за руку.

«Мама, пойдем. Прошу тебя. Пожалуйста».

Ватная рука беспомощно падает. Струйка мочи останавливается. Мальчик беспомощно садиться возле мамы и задумчиво смотрит в небо.

Знаете, что меня в этой истории мучило все эти годы?

Меня мучил вопрос: почему тот мальчик не бросил опозорившую его маму?

Прошло уже более сорока лет. И только теперь я начинаю понимать, почему тот мальчик не пнул маму ногой, не плюнул в нее, не обложил матом и не ушел играть с ребятами.

Он не мог от мамы внутренне отречься.

Чтобы бросить человека в таком состоянии, надо внутренне от него отречься. А этот паренек не смог.

Я не знаю, чем закончилась эта история. Возможно, маму лишили родительских прав, а сына отдали в приют. Может, кто-то помог ей подняться. А может, она очнулась сама.

Через пару лет я сам попал в схожую историю и смог в полной мере ощутить безвыходность подобной ситуации.

Я играл возле дома с ребятами и увидел своего отца, который шел домой и постоянно спотыкался и падал, потому что был в дребедень пьян. Он был весь в грязи, а рот и щеки были в крови. Ребята мне сказали:

Вон твой отец идет.

Я зачем-то ответил:

Он не пьяный. Ему с сердцем плохо.

Из игры я вышел, отошел в сторону и больше в этот вечер ни с кем не играл. А потом пошел на каток и зачем-то стал лизать лед. А когда меня спросили взрослые, зачем я лижу лед, я ответил, что шайбу ищу. Я просто не хотел ни с кем общаться. Я мучительно переживал случившееся.

Я надеюсь, что вы, москвичи, и жители других благополучных регионов, теперь наглядно представляете, что переживает современный Донбасс в отношении России — которая Донбассу одновременно и мать, и сестра, и родина. Он переживает глубочайшую внутреннюю трагедию, которую вам со стороны не понять, как не понять мальчику из хорошей семьи, зачем нужна такая мама, которая предаст, забудет, напьется, упадет и опозорит вас на весь мир.

Интервью с писателем Алексеем Полуботой

Андрей ЧЕРНОВ

Писатель и журналист Алексей Полубота, живущий в подмосковном Реутове, неоднократно бывал в городах Донбасса, начиная с лета 2014 года. Впечатления от поездок и общения с людьми выливались в очерки, статьи, стихотворения, посвящённые жизни русского Донбасса. В интервью порталу «Луганск 1» писатель рассказывает о своих впечатлениях от Донбасса, делится мыслями о Русском мире и роли писателя в обществе.

– Алексей, вы неоднократно посещали Донбасс. Каким он предстал в 2014 году? Какие изменения наблюдали в 2015 и 2016 годах?

– Я не раз описывал свои впечатления от поездок, они опубликованы, в том числе в сборнике прозы «Я дрался в Новороссии». Отмечу ещё раз вот какую деталь: в июле 2014 года, несмотря на обстрелы, кровь, бытовые трудности, откуда-то бралась уверенность: украинские каратели Луганск не возьмут. Так оно и вышло. И сейчас, несмотря на то, что Русскую весну некоторые политические силы всячески пытаются окончательно заморозить, свести её достижения на нет, есть похожее чувство: в конечном счёте победа будет за нами. Разбужены какие-то процессы, которые назад не повернёшь.

Конечно, некоторые иллюзии развеялись, ясно, что собирание русских земель будет идти не так быстро и победно, как это виделось в 2014 году. Во время последней поездки в декабре прошлого года меня порадовало, что жизнь в городе внешне уже похожа на мирную. Хоть напряжение прифронтового города всё равно чувствуется. Но Луганск залечивает свои раны. Уже нет следов многих разрушений. В частности, на фасаде Луганской Республиканской библиотеки, где проходили чтения, посвящённые 215-годовщине со дня рождения Даля.

Но ещё больше меня порадовала молодёжь, принявшая участие в этих чтениях. Видно, что ребята, в основном, отнеслись к этому празднику русской словесности не формально. Многие сами стремились выступить, демонстрировали свои маленькие находки из словаря живого великорусского языка. Например, запомнилось, как жительница города Антрацит Вера Коновалова в своём докладе на чтениях напомнила один из смыслов слова «майдан», бытовавший в 19 веке: «… базар, или место на нём, где собираются мошенники, для игры в кости, в зерн, орлянку, карты». А как актуально звучит ныне поговорка, приведённая в словаре Даля: «Не будь олухов, не стало б и майданщиков»!

– Наши оппоненты из страны «безвиза» и Бандеры утверждают, что гражданам России совершенно наплевать на Донбасс и его жителей. Как вы считаете, правы они? Россияне равнодушны к жителям Донбасса?

– Я думаю, что «оппоненты» сами не верят тому, что говорят. Их цель – заставить поверить в это вас. Не только киевскую, но и, что уж скрывать, российскую власть (по крайней мере, часть её) не на шутку испугала та волна энтузиазма, которую испытало русское общество в 2014 году.

Мы почувствовали, что представляем собой народную силу, а не просто легко поддающийся манипуляциям электорат. Верили, что наша поддержка поможет выстоять соотечественникам до тех пор, пока российская власть, декларировавшая «своих не бросаем», решится воссоединить Донбасс с Россией или хотя бы признать независимость ДНР и ЛНР.

Да, сейчас такого энтузиазма в обществе меньше. Социально-экономическое положение в самой России ухудшилось (хотя и не так серьёзно, как пытаются представить украинские СМИ). И по объёмам той же «гуманитарки» от простых людей видно, что число желающих помогать уменьшилось. Однако в России по-прежнему велика доля тех, кто держит руку на пульсе, и в случае нового серьёзного обострения готов прийти на помощь соотечественникам в Донбассе.

Это видно уже по всплеску интереса к статьям в «Свободной прессе» во время последних серьёзных боёв под Дебальцево. Да и одна из причин, почему власть в России не может отказаться от поддержки Донбасса, – понимание, что это серьёзно повлияет на рейтинги, в том числе первых лиц государства. А главное, оттолкнёт от власти патриотическую общественность, и тогда в решительный момент может получиться так, что на поддержку её никто не выйдет. Что-то подобное, кстати, было в феврале 2014 года в Киеве.

– Последние несколько лет много пишут о Русском мире – и положительного, и негативного. Что для вас Русский мир? Чем определяются границы Русского мира?

– Негативного? Ну, это если заядлые русофобы, которым принципиально не нравится всё русское. И ругают они Россию и Русский мир уже очень давно. Что касается моего понимания Русского мира, то я придерживаюсь мнения, что существует русская цивилизация. Так же, как существует западная, китайская, существовала эллинская (хотя, например, на Кипре, где я был недавно, некоторые уверены, что она существует и ныне).

Ядром русской цивилизации, естественно, является Россия, русский народ. Но в разные периоды частью Русского мира становились многие народы. Вот, например, Грузия долгое время была не просто частью, одной из провинций Российской империи, а потом СССР – на культурном историческом уровне она была частью именно Русского мира.

В какой-то момент она решила попробовать найти себя в европейской, шире – западной цивилизации. Во многом именно с этим связано то, что жители Южной Осетии не захотели идти вместе с грузинами. Несомненно, осетины – это тоже часть Русского мира. Если говорить предельно просто, то Русский мир – это люди и народы, которые либо хотят жить в России, либо хотят сохранить с ней самые тесные культурные, мировоззренческие связи. В этом плане Сербия, например, тоже часть Русского мира.

Успехи России в исторической перспективе могут вновь серьёзно расширить Русский мир. В последние два десятилетия он сжимался, вернее, его как пружину пытались искусственно сжать. В некоторых республиках Средней Азии, к сожалению, это удалось. В Таджикистане, например, число русских сократилось в 13 раз по сравнению со временами СССР. И сложно представить, что в обозримом будущем эта страна станет частью Русского мира. Но кое-где пружина резко разжалась. Как это произошло у вас в Донбассе.

– Многие пишут, что писатель больше не играет той важной роли в обществе, как прежде. Так ли это? В чём вообще роль писателя в обществе?

– Это очень длинный разговор. Я считаю, что представление о том, что раньше принадлежность к писательскому цеху чуть ли не автоматически вводила человека в ранг гуру, делала его представителем элиты, мало соответствует действительности. Да, в целом уважения к человеку, официально признанному писателем, было больше. А главное, если брать советское время, человек талантливый действительно в большинстве случае мог обеспечить своё существование писательским трудом, не обязательно при этом заискивая перед властью. Но реально важную роль в обществе среди писателей всегда играли единицы. И, кстати, не всегда, далеко не всегда власть была довольна этим влиянием.

Сегодня ситуация такова, что писатели, по крайней мере сотни и тысячи писателей, как это было в СССР, власти не нужны. Ей проще иметь дело с политтехнологами, пиарщиками, блогерами. А художественная литература – вещь тонкая и глубокая одновременно. До понимания её надо дорасти, то есть свой народ надо культурно и духовно развивать. А зачем? Ведь таким народом сложнее манипулировать.

Есть и объективные процессы – при обилии самой разнообразной информации в современном мире трудно сосредоточиться на серьёзной, глубокой книге. Вот, кстати, я заметил, что ополченцы в окопах читают больше. А почему? Да потому, что других способов занять себя в военно-полевых условиях меньше, чем в городских квартирах.

И всё же вышесказанное – это не повод сложить руки и без конца жаловаться на невостребованность писателей в современном мире. Может быть, сегодня, как никогда, надо воспринимать писательство именно как служение Слову и своему (в первую очередь – своему) народу, а не как способ прославиться, получить за свой талант какие-то блага и милости. Звучит несколько высокопарно, но попробую привести пример из личной, как говориться, практики.

Не первый год мы с товарищами пытаемся кое-что сделать для того, чтобы сохранить память о выдающемся поэте 20 века Николае Тряпкине. Несколько лет назад мы приехали на место, где была деревня Саблино, в которой он родился. В ближайшем селе Степурине никто слыхом не слыхивал, что у них есть такой выдающийся земляк.

Но постепенно у нас завязалось сотрудничество. Степуринцы помогли нам поставить поклонный крест и памятный знак на месте рождения поэта. Мы не раз выступали на их праздниках, помогли детям из малообеспеченных семей впервые побывать в Москве, посмотреть на Красную площадь. Да, это не имеет прямого отношения к литературному творчеству. Но именно как писатели мы оказали влияние на несколько сотен человек. И, хочется верить, не худшее влияние.

– Писатели республик Донбасса довольно активно сотрудничают с писателями России. Скажите, как воспринимают их в России – иностранцами или русскими писателями?

– Я бы так сказал. Мы вас воспринимаем своими. Это главное. Вас, это тех писателей, кто не уехал из республик в западном направлении, так сказать. Да, четверть века мы жили в несколько разных культурно-исторических реалиях. Но всё равно глубинные пласты нашего единства не были затронуты. И, общаясь с луганскими и донецкими писателями, я лично не вижу принципиальных отличий, как если бы общался с писателями из Владимирской или Томской области.

Елена Ефимова

Только что вышел из печати сборник поэзии Донбасса «Час мужества», подготовленный и изданный фондом «Русский мир». 4 июня проходит презентация сборника в МИА «Россия сегодня», а на следующий день состоится литературный вечер и выступление авторов сборника в Государственной Думе РФ.

Татьяна Сухова, советник председателя правления фонда «Русский мир», координатор проекта «Час мужества», рассказывает «Русскому веку» о том, в чем заключается особая ценность и актуальность книги, о том, как зародилась идея издания и о том, как удалось ее осуществить.

- В жизни человечества слово играет огромную роль - словом можно спасти, возродить к жизни, преобразить мир. И совсем скоро наши соотечественники в России и за рубежом смогут узнать, какое оно - слово непокоренного Донбасса, ведь только что увидел свет сборник «Час мужества», собравший на своих страницах стихи поэтов ДНР. Расскажите, пожалуйста, о том, как родилась идея этого издания - и как удалось претворить ее в жизнь. Кто был инициатором проекта, кто работал над тем, чтобы вышла эта книга?

Сборник только что вышел, это большая радость для авторов и всей команды, которая занималась его подготовкой, а сейчас будет решать задачи презентации и распространения книги.

Идея сборника появилась в феврале, в те тяжелые дни, когда накануне перемирия, достигнутого в ходе Минских соглашений, украинские войска обстреливали Донбасс особенно жестоко. Могу даже дату назвать - 12 февраля, в переписке с поэтессой Александрой Хайрулиной из Горловки.

Идея, конечно, рождалась не на пустом месте: с началом сопротивления на Донбассе в интернете и социальных сетях стали появляться яркие произведения гражданской лирики. Мысль о том, что необходимо собрать и издать эти стихи, знаю, приходила многим. Мы в фонде «Русский мир» сделали это первыми.

Сборник - действительно коллективный проект. Он не состоялся бы без активной поддержки председателя правления фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова и исполнительного директора Владимира Кочина. У нас было два редактора-составителя: Наталья Лясковская в Москве и Владислав Русанов в Донецке. В подборе материала помогали луганская поэтесса Людмила Гонтарева и Александр Кораблев, многолетний руководитель донецкого поэтического объединения. Обложку нам подарил питерский художник Павел Лосев, фотографии - Грэм Филлипс и Алена Кочкина. Все издательские заботы взяла на себя шеф-редактор журнала «Русский мир» Лада Клокова.

Мы начали сбор материала в начале апреля, а в конце мая сборник уже был напечатан. Без слаженной работы всей команды, такие сроки были бы невозможны.

- На Донбассе не прекращается война. Стихи о войне - это целый пласт русской литературы, и каждый из нас с детства знает «Бородино», «Жди меня» или «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Сборник «Час мужества» продолжает эту традицию - или он проникнут другими идеями?

Безусловно, «Час мужества» продолжает высокие традиции русской словесности, и даже название сборника - прямая отсылка к знаменитому стихотворению Анны Ахматовой. Историкам, социологам, политическим аналитикам еще предстоит сделать обобщенный анализ событий на Донбассе.Но первый опыт осмысления драмы Донбасса и тех ценностей, ради которых люди там сражаются и живут, был дан именно через поэтическую рефлексию. И это тоже традиционно для русской литературы - опережать философию и социологию.

- Донбасс, вставший на защиту своей земли, культуры, родного языка, стал символом борьбы за правое дело, и многие миллионы наших соотечественников и в России, и в зарубежье поддерживают его в этой борьбе. Сборник «Час мужества» явит миру творчество людей, переживающих жесточайшие испытания. Кто они, авторы стихотворений, вошедших в ваше издание?

Среди наших авторов много признанных поэтов, но есть и те, кто ранее никогда не публиковался. В своей не литературной жизни это представители самых разных профессий - журналисты, преподаватели вузов, школьные учителя, фотографы, медики. Все эти люди попали в ситуацию жесткого экзистенциального вызова, ежедневно находясь между жизнью и смертью. Кто-то ушел в ополчение, большинство - продолжало выполнять свой профессиональный долг; и то, и другое требовало мужества. И то, и другое потребовало также особого взгляда на мир, обострило поэтическое чувство и способность к точным и ярким высказываниям.

Есть эмоции, которые невозможно имитировать, и смыслы, к пониманию которых приходят только через личное переживание. Подлинность - вот безусловная ценность этой книги.

- Коль скоро среди поэтов, стихи которых вошли в книгу, были не только профессиональные литераторы, но и начинающие авторы, то как составителям удалось добиться художественной целостности сборника? И чему было отдано предпочтение - поэтическому мастерству, искусству - или политике?

Вы правильно заметили: сборник производит целостное впечатление, но одновременно он очень полифоничен. Что объединяет разные голоса в хор? Мелодия и дирижер. Такой «мелодией» для нас стали смыслы, отразившиеся в этих стихах, - любовь к своей земле, достоинство, милосердие, протест против жестокости и войны. А «дирижировал» всем редакционный совет фонда, и это был непростой процесс, с многочисленными дискуссиями.

- Дать миру возможность узнать поэзию Донбасса - замечательная идея, но тираж сборника сравнительно невелик, поэтому, как мне кажется, необходима и электронная версия книги. Рассматривалась ли такая возможность?

Начну с того, что тираж сборника не так уж мал - 2500 экземпляров. Его распространение - отдельная часть проекта, и оно, разумеется, будет бесплатным. Мы запланировали рассылку сборника по России - в библиотеки, общественные организации, СМИ, часть тиража нужно отправить в Донбасс. Кроме того, мы разошлем сборник в Русские центры, созданные фондом за рубежом, а их более 100, а также - в организации соотечественников. Что касается электронной версии, она обязательно появится на сайте фонда «Русский мир».

Важно, чтобы голос Донбасса был услышан в самых разных странах, в том числе там, где усилиями СМИ создан достаточно негативный образ этого героического региона. Важно, чтобы обычные люди смогли понять и почувствовать боль Донбасса, его мужество, стойкость и веру.

- О стихах трудно говорить . Их надо читать, слышать их музыку, порой - даже мыслить ими. И всё же - какие стихотворения, вошедшие в сборник, вам наиболее близки, остались у вас в памяти, в душе?

Мне не хотелось бы кого-то выделять, сборник нужно читать целиком, именно так он производит наиболее сильное впечатление. Более того, мне кажется, он очень подходит для сценического воплощения, и было бы просто замечательно, найдись театр, способный решится на такой эксперимент.

Но если наше интервью нужно закончить стихами, пусть это будут строки молодой поэтессы из Донецка Алисы Федоровой, написанные в те тяжелые февральские дни, с которых мы начали разговор:

Унижен и изувечен.

Но не расчеловечен.

Голоден и обезвожен.

Но не обезбожен.

Топится адская печка.

Горячий от солнца и горя,

Мой город горит, как свечка

У Господа на престоле.