Я часто с ужасом слушаю экскурсоводов, что они говорят группам туристов в нашем храме. Часто, например, изображение в алтаре называют «Крестом Иоанна Крестителя». Понятно, что ни журналисту, ни экскурсоводу, ни преподавателю не обязательно иметь представление о том, что они рассказывают. Но очень хочется думать, что для посетителей храма важно не только посмотреть на чуждые нравы и порядки «костёла». Всё же -картина называется «Христос Святого Иоанна Креста».

Я постарался поправить и перевёл кое-что для неё с испанского. Очень хорошо написал о картине сам Дали: … в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия — гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. … Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

Эти слова позволяют понять и другое — насколько Дали отличается от того карикатурного персонажа, которым он предстаёт нам со слов уже других экскурсоводов. Все, кто бывали в Фигерасе, Пуболе, музеях Дали знают эту классическую жвачку. Сначала подаётся как самый главный факт биографии Дали то, что он был женат на русской. Потом подробно описывается биография родителей Гала и её полное несчастий детство. Потом экскурсовод переходит на полные скабрезностей подробности их семейной жизни, а потом рассказывает об эпатажных выходках Дали и рыночных ценах на отпечатки его гравюр. Когда в подвале театра-музея в Фигерасе я пытался разглядеть Медузу, фантастически четко нарисованную, уже тогда мне показался сомнительным этот образ клоуна. Так и есть. Картина «Христос Святого Иоанна Креста» — явный результат труда философа, Богослова, если угодно.

Ещё одно, на что эта картина позволяет обратить внимание — на личность Святого Иоанна Креста, никакого, конечно, не крестителя, а Святого Хуана Де Ла Круз, великого испанского мистика, Богослова Тёмной Ночи. Именно её, Тёмную Ночь, изображает Дали в верхней части полотна. Отсутствие на картине других людей, то есть как бы отсутствие на ней эмоций и соответствует идее Св. Иоанна. Наверное, эмоции так или иначе соответствуют нашим похотям. Я люблю это = я жажду это. Я не люблю это = я жажду смерти этого. Отсутствие эмоций, «сухость» Св.Иоанн считал верным признаком пути души к восхождению на Гору в Тёмной Ночи. Жажда Бога, наверное, должна действительно быть сверчувственной, сверхэмоциональной. То есть мы не любим дышать или не любим пить. Мы не можем существовать без этого. Иоанн не пишет, что без Бога нельзя существовать, как без воздуха, это было бы слишком просто. Он пишет о пути души, утратившей эмоциональный компонент от близости с Ним (как потерявший необходимость), но не научившейся ещё пользоваться духовным, непосредственным созерцанием Его. О Невесте, которая ищет Жениха в ночи. Она не рада быть в пустоте Ночи. Её не двигают романтические чувства или похотливые порывы. Она понимает, что не может существовать иначе как искать, жаждать своим существом. Её единственное чувство — тоска, жажда, но не похоть.

Главный эпатажник своего времени, провокатор и знатный хулиган от искусства, прославивший своё имя в веках... Казалось бы, этот человек состоит из сплошных противоречий и выходок! Он любил гулять с муравьедом по улицам европейских столиц, объедался чупа-чупсами, носил невероятные усы и всю жизнь обожал одну женщину - русскую по происхождению - которая была старше его на 11 лет.

Сальвадор Дали - это тот редкий случай, когда о гениальности говорят во всеуслышание еще при жизни. Он посвятил себя искусству, он мог творить, только полностью отдавшись процессу. «Распятие, или Гиперкубическое тело» - одна из наиболее известных его картин.

Библейская тема в творчестве Дали

Сальвадор Дали в своем творчестве не раз прибегал к библейским сюжетам. Более того, он создал целую серию иллюстраций для эксклюзивного тиража Библии. На написание 105 работ его благословил сам папа римский.

Картина «Распятие, или Гиперкубическое тело» выполнена в традиционной для Дали манере. Персонажи прописаны с фотографической точностью. Сюжет картины - это не попытка проиллюстрировать библейское сказание, а скорее собственная интерпретация, в которой автор, как обычно, пытается соединить реальность существующую с другими: выдуманными, фантастическими или вполне возможными.

Гиперкуб

Первым внимание созерцающего картину привлекает крест, на котором висит Христос. Дело в том, что это не крест вовсе, а развертка гиперкуба, иначе называемого тассерактом. Это не просто игра гения с формой и пространством, а совершенно ясный посыл художника, символизирующий печальную правду о том, что Иисус был распят из-за холодности и бездушия.

Образ Христа

Не менее важна и поза распятого Иисуса. Работая над картиной «Распятие, или Гиперкубическое тело», Сальвадор Дали смог придать фигуре Христа такое положение, что зритель замирает, глядя на него. От облика исходит напряжение, а страдания Христовы очень сильно чувствуются. Его вымученная поза, выпирающая грудная клетка, отвернутое от зрителя лицо - всё говорит о том, какие он испытывает муки.

Неизменная Гала

Вечная муза и любовь всей жизни Дали - Гала - присутствует и на картине «Распятие, или Гиперкубическое тело». Она стоит в левом углу, а перед ее взором предстает Христос. Гала не отводит взгляд, а созерцает Его, замерев в почтительном полупоклоне. Фигура ее наряжена в драпировки, словно перед нами странница.

История картины

Дали писал «Распятие, или Гиперкубическое тело» в 1954 году. Параллельно с работой над картиной он вел дневник. Исследователи его творчества говорят, что он редко так подробно описывал ход работы.

Размеры картины довольно внушительны: высота составляет 194,5 см, а ширина - 124 см.

В настоящее время картина хранится в Нью-Йоркском музее "Метрополитен".

МРАК И СВЕТ

"Христос св. Иоанна на кресте" - одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой

интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

Святой Иоанн картины Дали - это Хуан де ла Крус (1542 - 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом. Уже будучи монахом, Хуан учился в Саламанкском университете. Огромное влияние на его внутреннюю жизнь оказала дружба с Терезой Авильской, аббатиссой женской ветви Кармеля, писательницей, поборницей преобразования церковной жизни. Она вела трудную борьбу с клерикальными консерваторами, и Хуан, вовлеченный в эту борьбу, оказался в тюрьме. С помощью Терезы он бежал из нее в 1578 году. Но в заключении Хуан написал "Духовные песни", вошедшие в золотой фонд испанской поэзии. В них, используя образы из библейской Песни Песней, Хуан де ла Крус показал тернистый путь человека к постижению Вечности. Мистицизм Хуана проникнут жаждой единения с божественной Тайной Бытия. Внутренний опыт говорил ему, что душу, восходящую по ступеням созерцания, ждут тяжкие испытания, "темная ночь", которую не каждый может преодолеть. Абсолютное и земное разделено бездной. Переживание "темной ночи" подобно смерти. Выдержать ее помогает убежденность, что Абсолют сам идет навстречу людям. Крестные муки Иисуса Хуан осознает как страдание Неба, сходящего на землю. На крутых ступенях духовного пути в человеке выжигается все земное, тогда как Крест Христов - это уничижение Божественного. Современников, естественно, мистицизм Хуана пугал. Его считали еретиком и одержимым, потому что Хуан утверждал, что истинный путь к Христу - это крестный путь. "О, души, мечтающие о спокойных и утешительных духовных путях, если бы вы знали, как нужно вам страдать, чтобы достигнуть этого утешения и спокойствия; если бы вы знали, как это невозможно без страдания и как без него вы не искали бы никаких утешений ни в Боге, ни в твари, но предпочли бы им крест".

С суровым учением Хуана де ла Круса связан смысл картины Дали.

Мы видим на ней спокойное озеро с рыбачьей лодкой на берегу. Это и намек на евангельскую проповедь у Галилейского моря, и одновременно - символ просветленной жизни. Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней - зарево и черные бездны космоса. Это те бездны, молчание которых страшило Паскаля. Это тот Христос, о котором писали философы и поэты. Темная бездна лишь слегка прикрыта золотистым "дневным покровом". «Вот почему нам ночь страшна» (Тютчев). Неведомое, непостижимое окружает мирное озеро жизни, островок в бескрайнем океане тьмы. Однако, следуя концепции Хуана, Дали прозревает в черной бездне образ Христа, страдающего ради единения с миром, ради приобщения его к свету. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом. Дали знал трагичность жизни. Понимал, что Хаос скрыт не только в бездне, но и в человеке Безжалостно вскрывал он мир подсознания, показывая Хаос, который шевелится в его сумрачных закоулках. В картине "Христос св. Иоанна" он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест - крест человека и крест Бога, соединяющий их.

Рецензия отца Александра Меня http://www.alexandrmen.ru/nasledie/dali.html

Христос св. Иоанна Креста (1951). Музей св. Мунго, Глазго

Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о ее рождении: "Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника". Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Наина. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.

) в 1950-1952 гг.

Сюжет и символическое значение

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

История

Художник настолько серьёзно относился к завершению этой работы, что не хотел оставлять первый набросок. Для того, чтобы краска на этой картине сохла вовремя, Дали провёл в доме в Порт Лигате центральное отопление. В 1961 году психически больной посетитель разорвал низ холста, кинув в него кирпич, но картина была успешно восстановлена. На время закрытия музея Кельвингроу (1993-2006) картина находилась в Музее религиозной жизни и искусства Св. Мунго. В 2006 году на конкурсе наиболее любимых картин Шотландии заняла 29% голосов. Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение было отклонено.

Художественные приёмы

На картине две различные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот фрагмент картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса .

Литургическое значение

Несмотря на неканоническое изображение Страстей Христовых, фреска-копия с картины находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре .

Напишите отзыв о статье "Христос Святого Иоанна Креста"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христос Святого Иоанна Креста

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.

Федор Пирвиц, Специально для «Фамильных ценностей», Санкт-Петербург

Наряду с Шагалом и Пикассо, Cальвадор Дали - один из самых известных художников XX века. В нашей стране даже сложился своеобразный «культ» Дали. Именно его образ с усиками-антеннами и полубезумным взглядом вспоминается при словосочетании «гениальный художник». На этот образ так много налеплено, что уже и не поймешь, кто же Дали самом деле: гений-мистификатор, о котором знают даже те, кто никогда не был в музее, или жадный клоун, как считали некоторые арт-критики, католик ли он, либо фрейдист... Попробуем разобраться на примере истории одной из самых известных картин мастера.

КОНСТРУКТИВИСТЫ ПРОТИВ СЮРРЕАЛИСТОВ

Художественно-идеологическая жизнь первой половины XX столетия проходила под знаком противостояния конструктивистов и сюрреалистов. Конструктивизм был идеологией рационального и математически-холодного искусства. Конструктивисты видели свою цель в изменении всей жизни, структуры человеческих взаимоотношений, вида бытовых предметов, квартир, домов и даже городов. Сверхзадача конструктивизма была, разумеется, утопична - создать новое общество, существующее по началам продуманного функционализма. Кресло - это машина для сидения, а кровать - машина для лежания, а, соответственно, квартира - всего лишь «машина для жилья»! Живопись заменялась раскрашенными квадратиками и кружочками на стенах. Памятником такого отношения к градостроительству и дизайну стали печально известные у нас спальные районы, «хрущёвки».

Если идеалом конструктивистов был инженер-конструктор, то идеалом сюрреалистов - психоаналитик. Сюрреализм делал акцент на интуитивном, сновидческом, фантастическом. У сюрреалистов человек (художник или поэт) сам оказывался машиной, механизмом с карандашиком в руке. Следовало просто включить механизм самописания или саморисования и ни в коем случае не «включать голову», дабы не мешать творческому процессу. Успех этого иррационального предприятия якобы гарантировала теория Зигмунда Фрейда.

В начале 1930-х годов Сальвадор Дали активно участвовал в триумфальном шествии сюрреализма по мировым столицам, но уже в 1934 году Дали со скандалом изгоняют из группы сюрреалистов. А после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии, практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения (как известно, сюрреалисты сочувствовали коммунистам, а отнюдь не Ватикану).

КАТОЛИЧЕСКИЕ ДЕНДИ

Спрашивается, по какой причине фрейдист Дали, известный своими кощунствами, манией величия и цинизмом заинтересовался католицизмом?

К тому времени существовала уже достаточно почтенная традиция взаимоотношений богемного нигилизма и католицизма. Первыми дорожку здесь протоптали французские денди, стремившиеся превратить всю свою жизнь в произведение искусства. Крайность такой эстетской позиции изображает писатель Гюисманс на примере дез Эссента из романа «Наоборот». Этот герой-денди ведет ночной образ жизни, так как свет дня ему «противится». Он проводит время в постоянном поиске все новых и новых ощущений и соблазнов. Со временем, соблазны приедаются, и хочется чего-нибудь еще более острого, «запретного». Как писал Оскар Уайльд: «Устав бродить по вершинам, я добровольно опустился в бездну. Там я искал новых очарований. Я жаждал болезни или безумия, а скорее всего - того и другого». Оскар Уайльд убедительно показал, куда ведет этот путь на примере своего литературного героя Дориана Грэя.

Сей жутковатый идеал не оставался только на бумаге, но был на практике осуществлен вполне реальным человеком, аристократом Эриком Стенбоком. Граф Стенбок жил в XIX веке, умер в возрасте 36 лет. Он был крайне эксцентричной фигурой: гомосексуалист, декадент, наркоман, алкоголик и поэт. Стенбок был одержим сатанизмом, вампиризмом и католицизмом. В последние годы своей жизни появлялся в сопровождении своего духовника и огромной деревянной куклы ростом с человека, он называл куклу «маленьким графом» и вроде бы считал ее своим сыном... Бррр!

Как пишет исследователь дендизма Отто Манн, «Падение во зло и союз со злом не являются лишь следствием неправильного шага. Перед денди возникает здесь религиозная проблема. И он может ее решить, только если вернется в религию. Такой перелом может произойти перед лицом краха „эстетствующего“ бытия. В конце романа „Наоборот“ денди падает, взывая к Иисусу Христу. Писатель Гюисманс же, который здесь изобразил самого себя, уходит из дендизма в аскетизм, став монахом».

Сальвадор Дали, естественно, монахом не стал (еще бы!), и я сомневаюсь в искренности его «обращения», но художник действительно был захвачен мистическими образами, часто он принимался работать над картинами сразу после пробуждения, так как очень трепетно относился к видениям и сновидениям (вспомним Фрейда). Также Дали очень любил и внимательно изучал творчество старых испанских мастеров Сурбарана и Мурильо, искренне верующих католиков, черпавших свое вдохновение в религиозных сюжетах.

В 1950 году монах-кармелит Бруно де Хесус, (любивший водить знакомства с интеллектуалами и художниками) рассказал Дали об одном редком старинном изображении распятия. Оно принадлежало руке поэта и писателя-мистика по имени Хуан де ла Крус. Здесь стоит сделать краткий экскурс в историю католической духовности.

ИСПАНСКИЕ МИСТИКИ, «БОСЫЕ БРАТЬЯ»

XVI век, золотой век испанской мистики, был также и временем расцвета Инквизиции. В это страшное для Испании и всей западной церкви время, именно на фоне этой тьмы, ночи, и были явлены миру те светочи, которые позже назвали «испанскими мистиками». Самые известные из них: католические святые Тереза Авильская и ее ученик Хуан де ла Крус.

В семидесятые годы XVI века начала претворять в жизнь свои реформы Тереза Авильская. Характер у нее был хоть куда: в детстве Тереза подговорила своего младшего брата бежать из дома, чтобы погибнуть за веру в стране мавров. Конечно же, беглецов вернули. В двадцатилетнем возрасте, наперекор воле отца, Тереза ушла в кармелитский монастырь.

Мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу пришла к ней после выздоровления от тяжелой болезни. Монахини уже выкопали могилу, но кризис миновал. От созерцательной жизни Тереза устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, лично основывая новые обители.

Любителям искусства Тереза Авильская знакома по шикарной скульптуре Бернини «Экстаз Св. Терезы»:

По признанию Терезы Авильской, херувим проколол ее сердце огненным копием. Она писала:

Чую я удар нежданный,

и души во мне не стало!

Чем я честь сию стяжала?

Что свершил сей подвиг странный?

Что за смертная услада -

чуять в сердце рану эту!

Боль, которой равных нету; смерть - и жизнь, что ей награда!

(перевод Л. Винаровой)

Тереза Авильская была первой женщиной-писательницей в Испании - и первой женщиной-богословом.

ХУАН ДЕ ЛА КРУС

Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, исп. Juan de la Cruz) - католический святой, писатель и поэт-мистик. Реформатор ордена кармелитов. В 1952 был провозглашён небесным покровителем испанских поэтов. Его история такая.

Хуан де Йепес д’Альварес родился летом 1542 года. Родители были очень бедны и Хуана отдали в приют, где он обучался ремеслам башмачника, столяра и живописца. В юности он штудировал литературу, философию и богословие у иезуитов, а средства к существованию добывал, работая в мединской больнице для сифилитиков. В 1563 г. Хуан Йепес принял постриг в ордене кармелитов. В ордене был выработан очень строгий устав: бедность, аскетические упражнения, посты, долгие молитвы, физический труд. В конце XIV- начале XV века орден стал утрачивать былое влияние, и к описываемому моменту начал раскалываться на две ветви - на так называемых «обутых» и «босоногих».

Первая встреча будущих великих реформаторов произошла летом 1567 года. Брат Хуан был очень мал ростом - Тереза, когда он впервые предстал перед ней вместе с единомышленником, воскликнула: «Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!» (Ему было тогда 25 лет, Терезе - 52 года.)

Орден кармелитов раскололся; реформированная ветвь получила название «босоногие». (Это не означает, что босоногие кармелиты в прямом смысле слова круглый год ходили босиком. Они носили сандалии на ремешках и проповедывали бедность, в отличие от нереформированной ветви, зимой надевавшей теплую обувь.)

Хуан де ла Крус писал, что все видения и откровения, сколько бы их ни было, не стоят и одного смиренного поступка. Но сохранилось достоверное свидетельство об одном видении святого. Христос с келейной иконы обратился к нему и спросил: «Чего ты хочешь, брат Хуан, за твои труды?» Хуан де ла Крус ответил: «Дай мне пострадать за Тебя!». Просьба была исполнена - в тюрьме с ним обращались так, что Тереза писала испанскому королю Филиппу II: «Лучше бы он попал в руки мавров, ибо мавры были бы милосердней».

В крохотной каморке, куда поместили брата Хуана, источником воздуха и света служила щель под потолком шириной в два пальца. Света в зимний день было так мало, что узнику приходилось вставать на табурет, чтобы читать свой молитвослов. Одежда его истлела. Летом его мучила жара, зимой терзал холод. Ждать помощи от Папы было нечего. Папский наместник Сега дал клятву покончить с босоногими, подчинив их начальству нереформированной ветви и освободив от «вредоносного» влияния Терезы де Хесус, которую назвал «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: „жены ваши в церквах да молчат“, и основанию монастырей без папской лицензии».

ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ

Наступила весна, и узнику сменили тюремщика. Новый тюремщик был молодым и добрым. Он спросил заключенного, не нужно ли ему чего-нибудь, и тот попросил карандаш и бумагу. В тюрьме он написал одно из своих самых известных произведений: «Темная ночь души».

В Авиле, в музее монастыря Воплощения, хранится рисунок, сделанный братом Хуаном незадолго до его заточения в тюрьму. Это распятие, изображенное в очень странном ракурсе - так, сверху, увидела бы его парящая птица. Впоследствии этот ракурс и использовал Сальвадор Дали в своей знаменитой картине «Христос святого Хуана де ла Крус».