Составляющими элементами любого геометрического орнамента , представленного в таблице 37, являются различного вида геометрические фигуры, спирали, фигуры, выполненные в виде крестов, уголков, зигзаго- и волнообразных переплетений и подобных им фигур, соразмерно переплетенных и ритмически выстроенных на украшаемых поверхностях. На поверхности геометрический орнамент может быть выстроен в виде полосы, окантовки, разной формы розеток и прочее. Один из подвидов геометрической резьбы называют Меандр – это перпендикулярно ломаная линия, заполняющая полосу, бордюр или окантовку. Сетчатый орнамент – это то же самое, что и Меандр, только покрывающий украшаемую поверхность полностью. Наиболее часто этот вид резьбы используется при украшении отдельных элементов дома.

1,2,3 – орнаменты в виде полосы; 4,5,6,7,8,9,10,11 - разные виды меандр; 12,13,14 - разные виды сетчатых орнаментов; 15,16-разные виды розеток; 17- с элементами квадратов; 18- с элементами ромба; 19- с элементами звезды.

Составляющими элементами растительного орнамента (еще называемого лиственным), представленного в таблице 38, являются прорезанные на деревянной поверхности в виде разного рода переплетений листьев, цветов, ягод, деревьев, плодов и прочее. Такие переплетения собраны либо в полосы, либо в бордюры, либо являются окантовкой на больших поверхностях. Наиболее часто этот вид резьбы используется при украшении отдельных элементов дома.

Составляющими элементами животного орнамента (еще называемого зооморфным), представленного на таблице 39, являются прорезанные на деревянной поверхности фигуры птиц, зверей реальных или в стиле фэнтази. Зооморфный орнамент выполняют, как правило, используя не только геометрическую резьбу, но и другие техники резки на деревянной поверхности.

Составляющими элементами геральдического орнамента , представленного на рисунке 144, являются различные символические значки и эмблемы, изображения оружия и прочее.

Составляющими элементами ленточного орнамента , представленными в таблице 40, являются прорезанные прямолинейные или криволинейные линии, как правило, составляющую окантовку украшаемой поверхности предмета. Составленные из таких деталей неширокие полоски, прорезанные по краю украшаемой поверхности, называют каемкой. Каемка или кайма присутствует практически во всех типах орнаментной резьбы. Наиболее широко каемки представлены при исполнении разного типа ленточных орнаментов.

Разнотипные розетки , представленные в таблице 41, являются самостоятельным типом орнаментальных украшений и представляют собой замкнутую фигуру, исполненную в окружности или многограннике. Бывает любой техники – геометрическая резка, ажурная резка, рельефная резка. Розетка может присутствовать в виде одного элемента на украшаемой поверхности или в многочисленных повторениях, в сочетании с иными типами орнамента.

1-выполненная геометрической резьбой; 3,4,5 – выполненная прорезной резьбой; 6- выполненная сборной резьбой.

Составляющими элементами ажурных орнаментов , представленных в таблице 42, являются части различных геометрических фигур и кругов, прорисованных циркулем и линейкой. Для выполнения ажурных орнаментов применяется прорезная техника. Они находят применение в декорировании строения.

Плетеночный орнамент , представленный в таблице 43, складывается из переплетения растительных, животных и геометрических элементов. Этот вид резьбовых украшений был популярен с древнейших времен у народов Руси, Азии и Закавказья.

Арабеска , представлен в таблице 44, относится к самым сложным по насыщенности растительными и геометрическими деталями и часто находит применение в восточных орнаментах.

Пальметта , представленный на рисунке 145, имеет веерообразный вид и, как правило, является венцом различных резных украшений на элементах дома или деревянных предметах.

«Пальметта»

Венок , представленный на таблице 45, чаше всего имеет растительный мотив и, как правило, он перевязан в нижней части лентой.

«Венок»

Бусы , представленный на рисунке 146, имеет вид разноширокой полосы, составленной из овальных и шарообразных элементов.

Букля , представленный на рисунке 147, имеет вид украшения, сложенного из колец, в центральной части его могут помещаться розетки.

Гордон , представленный на рисунке 148, имеет вид украшения, сложенного из элементов, имеющих полуовальную или выпуклую форму, именуемых каннелюрами и выкружками.

Жгут , представленный на рисунке 149, имеет вид витого пояса выпуклой формы.

Гирлянда , представленный на рисунке 150, имеет вид украшения, сложенного из разного рода растительных деталей с лентами.

Волюта , представленный на рисунке 151, составлен из одинаковых и разноразмерных завитков.

Завиток , представленный на рисунке 152, имеет спиралеобразный вид с закрученными краями.

Картуш или виньетка , представленный на рисунке 153, имеет вид древнего папирусного свитка с эмблемой или вензелем посередине.

В ЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ПОЛОСЕ Выполнила: студентка гр.4431 специальности «Дошкольное образование» Кириенко Марина Проверила: Илларионова Т.В.


Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений. Композиция (от лат. сотроsitio) это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.












К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер. Элементы геометрического орнамента: линии прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.




Линейная Композиция - эта наиболее распространенная в орнаментике схема имеет под собой глубокие смысловые корни, обусловленные идеей постоянного поступательного движения, которое находит конкретное выражение в определенных мифологических реалиях, будь то движение Солнца, воды, молнии, змеи и проч. Нет сомнения, что изначально линейный орнамент был синкретично связан с идеей замкнутого, кругового движения, т.е. с идеей круга. Впоследствии, когда человек формирует вертикальное представление о бытии, возникает линейно-ярусная форма, и в этом случае орнамент располагается на поверхности в виде сплошных горизонтальных полос.



Ритм главное организующее начало линейной композиции. В орнаменте полосы и клетки ритм неразрывно связан с пропорциями, масштабом рисунка и раппортным построением ткани. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов композиции и интервалов между ними.


Ритмические ряды в рисунке полосы и клетки образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами (доминантой рисунка), и менее выразительных, называемых интервалами. Ритмические ряды могут быть равномерными, убывающими и нарастающими контрастно или нюанс но. В линейном орнаменте различают два вида ритмических закономерностей (повторов): метрическую метр и собственно ритмическую закономерность ритм.


Ритмический порядок (ритм) характеризуется более сложным, неравномерным, пропорционально последовательным изменением повторяемых линий и пятен, интервалов, цвета и фактуры. Следовательно, закономерность ритмического ряда в динамичной линейной композиции заключается в том, что постоянно сохраняется разница между любыми двумя соседними интервалами фона (при более простом построении) и шириной линий и интервалами между ними (в более сложном построении). В результате ритмическое движение в композиции нарастает или затухает. Динамика это зрительное движение элементов в композиции. Несогласованность зрительных движений элементов может привести к распаду композиции на отдельные, не связанные друг с другом части, т. е. разрушить главное ее качество единство.


Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________

Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Начальная школа. Автор составитель Н. В. Гудкова МОУ « СОШ 2» г. Свободный




Тема. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Цели: развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе. Оборудование: предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода.


Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива! План урока. I Вступительное слово. «Золотая посуда». II Основная часть. «Волшебный узор». Планирование самостоятельной работы. III Выполнение узора в полосе. IV Итог урока. Анализ работ учащихся.























Литература Бедник Н. И. « Хохлома » Ленинград 1980 Осетров Е. И. « Краса ненаглядная », М Орлова Л. В. « Хохломская роспись », М Яхнин Л. Л. « Весёлое слово хохлома »,2005 « Начальная школа »