Факторингом пользуются стороны сделки поставки (купли-продажи) товара в тех случаях, когда покупатель диктует ее условия. Чтобы узнать, что такое факторинг простыми словами, обратимся к переводу слова. В переводе с английского языка слово «factoring» означает «посредничество». Сделка регулируется ст. 824–832 ГК РФ. Это финансовая услуга банка или коммерческой компании юрлицам. Банк платит за товар поставщику, а затем взыскивает долг с покупателя. Поставка товаров по договору факторинга с отсрочкой платежа позволяет поставщику не отвлекать надолго средства из оборота.

Если говорить простыми словами, факторинг - это способ быстрого восстановления оборотного капитала поставщика средствами банка или факторинговой компании в сделке купли-продажи. При факторинге продавец поставляет товар покупателю на условиях отсроченного платежа.

Дебитором (должником) выступает получатель товара, у которого, в конечном итоге, возникают обязательства по оплате за него перед финансовым агентом (фактором). Суть этой сделки в том, что фактор финансирует поставщика, который уступает ему право денежного требования к покупателю с коротким сроком возврата средств. Банки или коммерческие фирмы, финансирующие поставщиков, получают с них комиссию за предоставленную услугу и право требовать с покупателя долг.

Услуга имеет сходство с кредитованием, но с определенными особенностями. В частности, платеж может быть отсрочен на период от нескольких дней до полугода. В ст. 824 ГК РФ факторинг определяют как договор финансирования под уступку денежного требования.

В сделках факторинга применяют такие термины и определения:

  1. Фактор (посредник, агент финансовый) - организация, имеющая достаточный объем финансовых средств для оперирования ими. Для оказания факторинговых услуг лицензию получать не нужно. Ими может заниматься любая коммерческая организация (ст. 825 ГК). Факторингом в России преимущественно занимаются банки, их подразделения, филиалы или специальные компании.
  2. Кредитор - компания-поставщик работ, услуг или товаров с отсрочкой платежа. Он передает право требовать оплату за поставку посреднику (фактору).
  3. Должник (дебитор или покупатель) - организация, которая получает товар (услугу) с отсроченной на согласованный срок оплатой.
  4. Договором факторинга называют соглашение трех сторон, регулирующее сделку. В нем определены права участников сделки, их обязанности и ответственность.
  5. Операциями факторинга называют действия по предоставлению услуги финансирования. К ним относят анализ платежеспособности покупателя, передачу накладных фактору, перечисление денег поставщику.
  6. Факторинговые компании - юрлица, предлагающие эти услуги и получающие с клиента (поставщика) комиссию. У них должен быть достаточный объем ресурсов для этого.
  7. Обслуживание факторинговое - финансовое обеспечение фактором поставки товара покупателю, в частности, компенсация финансовых затрат продавца в объеме 70–90% ее стоимости. Это дает ему возможность заключать другие соглашения на аналогичных условиях, не извлекая из оборота денежные средства.

Когда необходим

К услуге финансирования фактором сделки компании обращаются в экстренных ситуациях, но именно тогда его трудно уговорить. Сохранность оборотных средств позволяет повысить прибыль компании, сразу же вложить деньги, полученные за товар, в развитие, а не на оплату долга, возникшего после поставки.

В РФ услуга востребована в случаях:

  1. Когда компания планирует развитие за счет сотрудничества с крупными партнерами, принимая их требования. Чтобы привлечь крупного партнера, следует ему предоставить удобные условия расчета.
  2. Работы с новыми перспективными предприятиями, но нестабильными по срокам оплаты.
  3. Сделок предприятий сферы МСП с крупными требовательными корпорациями.
  4. Сделок с компаниями, имеющими разветвленную сеть. Обычно торговые сети покупают товары под реализацию, а услуга позволяет поставщикам сразу получить средства и направить их на покупку новых партий товаров, развивать бизнес и производство.

Услугу не предоставят:

  • компаниям, имеющим большое число покупателей и текущие задолженности;
  • организациям, производящим специализированную продукцию;
  • фирмам, которые предъявляют счета на оплату поставки не сразу, а по итогам проведения некоторого объема работ;
  • организациям, привлекающим к работе субподрядчиков;
  • организациям, продающим товары вместе с услугами послепродажного обслуживания.

Она не используется:

  • в расчетах головной организации с филиалами;
  • в сделках физлиц и бюджетных организаций.

Использование малым бизнесом

Чаще всего факторингом пользуются средние и малые предприятия, стремящиеся наладить сотрудничество с крупными заказчиками и развивать свой бизнес. Причины использования такой схемы финансирования предприятиями сферы МСП могут быть следующими:

  1. Покупателем выступает крупная корпорация с жесткими условиями финансирования поставок с отсрочкой платежей, а поставщиком - сфера МСП.
  2. МСП в сделках с крупными покупателями нуждаются в пополнении оборотного капитала, когда кредиты менее выгодны. Оформляя договор факторинга, банк в большей степени концентрирует свое внимание на получателе товара, чем на поставщике.
  3. Поставщик стремится повысить лояльность получателя, предоставляя ему возможность оплатить поставленный товар позже.

Как контролируют сделку

Финансируя поставку, коммерческая организация или банк постоянно контролируют деятельность получателя. Они анализируют саму сделку и исполнение сторонами ее условий, а также проверяют покупателя на соответствие требованиям финансового агента. Если фактор усмотрит в действиях покупателя признаки предстоящего банкротства, намеренного вывода активов, он расторгнет договор и потребует немедленно погасить дебиторскую задолженность.

Финансовый агент также следит и за поставщиком. При нарушении им или получателем условий договора он вправе предъявить каждому из них претензию.
С поставщиком у фактора заключен договор, а получатель по этому договору становится его должником.

Факторинг или кредит

Кредит и факторинг имеют много общего, но между ними есть существенные различия.

Кредит
Краткосрочное финансирование (от нескольких дней до полугода) Предоставляют на длительный период
Беззалоговое обеспечение Дают под поручительство или залог
Сумма определена стоимостью сделки договора поставки Сумма определена заранее
Средства предоставляют на восполнение оборотного капитала Выдают на цели развития бизнеса или другие
Выдадут сумму (иногда по частям) за минусом комиссии Всю сумму полностью выдадут сразу
Набор документов меньше (договор, счет, накладная). Можно заключить договор бессрочный и получать по нему средства по накладным и счетам-фактурам. Для оформления договора необходимо собрать пакет документов. Погашение кредита не станет основанием для оформления второго. Требуется заключение нового договора.
Третья сторона возвращает долг Долг гасит тот, кто оформлял кредит

Виды

По форме распределения рисков факторинг может быть с регрессом или без.

С регрессом

Регрессная услуга пользуется большой популярностью. Ее выгода очевидна для поставщиков, так как формально это страховка на случай, когда получатель по любой причине откажется от платежа или затянет с ним. Услугой с регрессом предусматривается, что фактор вправе возвратить поставщику все счета, неоплаченные покупателем, и требовать возвратить выданные средства, если последний нарушает условия контракта и не платит по счетам.

Без регресса

Услугу без регресса используют чаще. В этом варианте сделки фактор (компания или банк) берет все риски на себя по возможным неплатежам и покрытие всех издержек клиента, в том числе и судебных по взысканию долгов. Возможные риски неплатежей сразу закладываются в цену услуги, поэтому безрегрессный факторинг обходится дороже, чем регрессный.

Поручительства за покупателей

При услуге «Поручительство за покупателей» поставщик может работать с покупателями, предоставляя им льготные условия оплаты, начинать сотрудничать с новыми партнерами, выходить на новые регионы и рынки. Поручительство действует следующим образом:

  • поставщик согласовывает с фактором кандидатуры покупателей и отгружает товары одобренным фирмам. Передает фактору данные по поставкам;
  • фактор выдает поручительство поставщику за покупателей в размере 90% от объема поставки;
  • если покупателями не будут выполнены обязательства оплаты за полученные товары, поставщик направляет фактору оригиналы документов в подтверждение размера требований к ним;
  • фактор выплачивает по поручительству средства в течение не более четырех месяцев.

Закупочный

Его называют факторингом для покупателя. Получатель, а не поставщик обращается в банк за поддержкой, имея целью купить товар с отсроченным платежом. Сам договор тот же: между фактором и поставщиком, но инициатива исходит от покупателя. Он должен заинтересовать поставщика в предлагаемой схеме оплаты. Обычно закупочный факторинг используют в тех ситуациях, когда покупателю заранее известно, кому он продаст приобретаемый товар. Это имеет место, например, в цепочках оптовых посредников. При этом у поставщика риск отсутствует, и он идет на такие условия сделки.

Закупочным факторингом пользуются в следующих случаях:

  • поставка эксклюзивного товара (бренды, дорогостоящие изделия) или сезонной продукции;
  • поставщик готов кредитовать поставку, но его условия менее выгодны, чем комиссия банка;
  • покупатель работает со множеством поставщиков (например, им выступает супермаркет, у которого много разных товаров). Фактор помогает в этом случае сократить издержки организации поставок.

Международный

В зависимости от участников сделки факторинг может быть международным и внутренним. Участниками международных сделок являются резиденты разных стран. Договоры международного факторинга заключают на длительный период, а поставщик, обычно передает фактору дебиторскую задолженность получателя полностью или долги всех его покупателей в одной стране.

Закрытый и открытый

По форме информирования сторон факторинг подразделяют на закрытый и открытый. В случае открытой услуги покупателю известен факт заключения договора поставщика с фактором, а оплату он производит фактору. При закрытом варианте получатель товара не знает, что поставщик заключил договор с финансовым агентом. Он платит за товар поставщику, а тот с фактором сам рассчитывается.

В чем отличия факторинга от цессии и форфейтинга

В финансировании поставок стороны пользуются кредитованием, факторингом, форфейтингом и цессией. Отличия кредитования и факторинга описаны выше.

Факторингом пользуются при продаже товаров на условиях отсрочки платежа. Покупатель при этом часть денег (до 90%) уплачивает сразу, а остальные передает позже. Третье лицо сделки - фактор. Договор обычно заключают на период не больше года. Если сделка не состоялась, фактор вправе требовать возврата своих средств или пользоваться страховкой (при наличии).

Форфейтинг

При форфейтинге третье лицо сразу выкупает обязательства покупателя перед продавцом. Поставщик получает все деньги сразу, а форфейтер может продавать свои требования другим лицам. Срок форфейтинга может быть до нескольких лет. Форфейтер принимает все обязательства и риски должника по сделке.

Отличия форфейтинга и факторинга в следующем:

  • Период действия форфейтинга может быть несколько лет, а факторинга не превышает одного года.
  • Форфейтер в сравнении с фактором принимает больший объем обязательств и рисков.
  • Способ оплаты. Фактор сначала выплачивает поставщику часть, а потом оставшийся долг, а форфейтер платит всю сумму одним платежом.
  • Форфейтинговые сделки можно перепродавать, а факторинговые нельзя.

Цессия

Цессией называют возмездную передачу прав от одной компании к другой. При цессии оформляют договор переуступки права требования по возврату долга цессионарию от цедента. Чтобы финансировать сделку по договору цессии (покупки долга), требуется документальное подтверждение всех первоначальных обязательств. Цессия, предоставляет компаниям возможность быстро получать средства и вкладывать их в другие сделки, избавляться от висящих долгов, развивать успешнее бизнес и повышать его ликвидность.

Отличие цессии и факторинга в следующем:

  • в договоре факторинга предусмотрена передача дебиторской задолженности фактору, а в договоре цессии передают цессионарию право требовать возврат долга;
  • фактором чаще всего является банк или коммерческая организация, договор цессии вправе заключать любые коммерческие компании;
  • в договоре с фактором могут быть включены другие обязательства сторон, в договоре цессии дополнительные обязательства, как правило, отсутствуют.

Преимущества и недостатки

Как у любой финансовой услуги, у факторинга есть определенные плюсы и минусы. К преимуществам относится:

  1. Гарантия безостановочного оборота денежных средств
  2. Снижение рисков возникновения дебиторской задолженности
  3. Экономия налога с прибыли, который поставщик должен платить от даты отгрузки товара. Возможно такое положение, когда без факторинга товар отгружен, деньги поставщику еще не поступили, а обязанность уплаты налога уже возникла.
  4. Финансирование по договору с фактором не является кредитом и не влияет на баланс компании
  5. Возможность удобного графика оплаты для покупателя
  6. Нет необходимости оформления залога в сравнении с кредитом
  7. Инкассацией задолженности покупателя занимается фактор

К недостаткам услуги следует отнести:

  1. Дополнительные затраты на нее (до 10% стоимости поставки или до 30% годовых к сумме)
  2. Требуется предоставлять фактору подробную информацию о покупателе
  3. Применима только в случаях безналичных расчетов
  4. Если ритмичность отгрузок и платежей высокая, услуга теряет смысл
  5. Высокие и запутанные тарифы

Как выбрать факторинговую компанию

Прежде чем приступить к подбору факторинговой компании, следует предварительно.

Что такое факторинг? В чем его преимущество? Какие виды факторинга бывают и как правильно выбрать факторинговую компанию новичку?

Добрый день! С вами Эдуард Стембольский. Я больше десяти лет проработал финансистом в различных отечественных компаниях. Сегодня мы с вами поговорим о факторинге.

Мой профессиональный профиль – оптимизация дебиторской задолженности. Факторинг очень часто позволял мне избежать кассовых разрывов и нормализовать денежный поток предприятия.

Итак, если вы хотите, чтобы ваши деньги не «оседали» у контрагентов в самый неподходящий момент – читайте дальше.

1. Что такое факторинг - полный обзор понятия для новичков

В узком смысле, факторинг – это особый формат торгового кредитования. Более обширно понятие факторинга звучит следующим образом:

Факторинг - это беззалоговое предоставление денежных (оборотных) средств поставщику в ответ на переуступку им денежного требования к покупателю (возникающего в момент отгрузки товара или оказания услуги).

Новым собственником прав на востребование оплаты становится факторинговая компания (фактор). Важный момент – фактор получает «дебиторку», по которой не фиксировались нарушения условий оплаты. В противном случае он являлся бы коллектором. А это принципиально иное направление деятельности!

Более широкая трактовка понятия факторинга включает в себя также процессы оценки и страхования рисков неплатежей, которые зависят от того, насколько надежна компания-покупатель.

История возникновения факторинга

История факторинга берет свое начало в эпохе античности. Об этом, в частности, говорит происхождение термина от латинского facio , буквально переводящегося как «тот, кто делает».

Базовая причина формирования потребности в факторинге – развитие мировой торговли, предполагавшей существенный временной промежуток между отгрузкой продукции и оплатой.

В России факторинг получил развитие в начале «нулевых». Основными компаниями-факторами выступают отечественные банки. Российский факторинговый оборот в настоящий момент не превышает 0,5% от ВВП (в экономиках западных стран это показатель составляет от 2% до 20%).

2. Зачем нужен факторинг и каковы его главные преимущества

Итак, выше мы разобрались с тем, что это такое «факторинг». Если дать определение факторингу простыми словами, то оно будет звучать следующим образом:

Факторинг – это получение денег поставщиком от фактора в срок, который короче чем тот, что предусмотрен контрактом на поставку товара.

Чаще всего фактор одномоментно выплачивает около 90% от стоимости товара. Остальная сумма поступает после того, как покупатель подтвердит получение продукции и отсутствие каких-либо претензий или осуществит оплату.

Разумеется, что условия факторинга предполагают оплату услуг фактора (в виде некоторой комиссии).

Потребность в подобной схеме может возникнуть в случае форс-мажора. Очень часто быстро нарастить оборотный капитал оказывается дешевле, используя различные схемы факторинга, чем прибегая к краткосрочным кредитам. А в отечественной практике доступ малых предприятий к заемным средствам существенно затруднен.

Но может ли факторинг изначально закладываться в финансовые планы предприятия? Ответ утвердительный. Многие компании вынуждены прибегать к факторингу, работая в условиях «рынка покупателей».

Отсрочка платежа выступает как конкурентное преимущество, а повышение оборачиваемости оборотных средств достигается благодаря факторингу.

В отечественной практике факторинг часто встречается при оформлении поставок товаров и услуг от небольших фирм в адрес гигантских корпораций.

Крупные юридические лица нередко проявляют негибкость при договорной работе и готовы сотрудничать, лишь используя некое «шаблонное» соглашение на поставку.

Добиться изменения условий оплаты практически невозможно, этому противостоит бюрократия корпораций-гигантов, не желающая допускать прецедент изменения устоявшейся практики.

Важно!

Распространенная проблема в подобном случае – возникновение налоговых обязательств раньше поступления выручки, так как реализация признается по факту отгрузки товара.

Факторингу присущи еще несколько преимуществ:

  • в отличие от кредита, он не требует использования залога;
  • факторинговая компания фактически проводит инкассацию задолженности клиента;
  • договор факторинга – это в некотором смысле страховка от риска неплатежа.

Основные преимущества и недостатки факторинга представлены в таблице ниже. Анализ проведен на основе сравнения с банковским кредитом.

3. Основные виды факторинга и их особенности

Существуют множество разновидностей факторинга в зависимости от потребностей клиентов.

Основные виды факторинга следующие:

  • открытый и закрытый;
  • с регрессом и без регресса;
  • внутренний и международный.

Ниже, я расскажу вам о каждом более подробно.

С точки зрения информирования участников факторинговой сделки о ее заключении различают открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг.

В первом случае покупатель получает информацию о том, что поставщик заключил договор с компанией-фактором. При этом счет-фактура оформляется соответствующим образом (делается запись о необходимости перечислить средства в пользу фактора).

Во втором , означает, что плательщик не уведомляется о том, что заключен факторинговый договор. Должник перечисляет средства в адрес поставщика, а тот, в свою очередь, выплачивает их фактору.

С позиции распределения рисков бывает факторинг с регрессом и факторинг без регресса .

Факторинг с регрессом , т.е. право регресса означает, что в случае нарушения должником условий контракта, фактор может вернуть поставщику неоплаченные счета и потребовать возврата кредита. В реальных условиях данное условие очень редко предусматривается в договорах.

Факторинг без регресса предусматривает, что фактор не только берет на себя риски неоплаты, но и обязуется покрыть все издержки своего клиента, сопряженные с взысканием долга (включая судебные).

С точки зрения резидентности участников факторинговой сделки выделяют внутренний факторинг и внешний (международный) .

При внутреннем факторинге и поставщик, и покупатель, и фактор зарегистрированы в одной стране.

При международном факторинге участники сделки – резиденты разных стран. Для внешнего факторинга характерны долгосрочные договоры, предполагающие передачу фактору всей дебиторской задолженности какого-либо покупателя или все покупателей-резидентов конкретной страны.

4. Как работает факторинг - 3 этапа факторинга

С позиции поставщика факторинговая сделка довольно проста. Учитывая невысокие риски, один из базовых критериев – расценки на услуги компании-фактора. Впрочем, некоторые нюансы мы рассмотрим ниже. Этапы факторинга с точки зрения факторинговой компании выглядят по-другому.

Этапы и схема работы факторинга:

Этап 1. Оценка потенциального клиента

На этом этапе анализируется работа потенциального клиента. Наибольшее внимание уделяется финансовому состоянию его дебиторов. Это сопряжено с тем, что основной риск фактора – невыполнение покупателем своих обязательств.

В процессе этой работы от поставщика запрашивается информация:

  • о контрагентах;
  • об условиях поставок и оплат;
  • о фактах нарушений договорных обязательств.

Служба безопасности фактора должна проверить достоверность полученных данных. Также рассматривается кредитный рейтинг покупателей. По возможности исследуется информация о своевременности погашения им кредитов, полученных в банках.

Условия договора на поставку анализируются на соответствие условиям других подобных договоров, заключаемых на рынке. В случае наличия существенных отклонений анализируются их причины (это позволяет минимизировать вероятность возникновения злоупотреблений).

Также компания-фактор должна оценить вероятность возникновения рекламаций (претензий), исследовать подобные случаи и понять их причины.

Этап 2. Оформление факторинговой сделки

Заключение договора проводится после того, как фактор принимает решение обслуживать всю дебиторскую задолженность клиента или некоторую ее часть.

В договоре обязательно отражаются:

  • условия и порядок финансирования,
  • механизм передачи прав на дебиторскую задолженность,
  • стоимость услуг и порядок расчетов.

Одновременно с этим фактор может принять решение о страховании риска неисполнение покупателем своих обязательств.

Этап 3. Контроль факторингового договора

Это очень важная часть деятельности факторинговой компании.

Постоянно ведется работа по ряду направлений :

  1. Анализ исполнения участниками сделки своих обязательств и формирование претензий в случае их нарушения.
  2. Мониторинг соответствия активов , задействованных при реализации договора факторинга, требованиям фактора, отраженным в договоре.
  3. Периодическая переоценка как самого клиента , так и его дебиторов. Особенно это касается тех предприятий, которые относятся к проблемным секторам национальных экономик.

5. Как правильно выбрать факторинговую компанию - 5 советов от эксперта

Ниже я расскажу вам, как правильно выбрать факторинговую компания, которой можно доверить работу с вашей дебиторской задолженность.

5 золотых советов для новичков :

  1. Определитесь, для чего вам нужны услуги факторинга. Если основная задача – решить проблему с конкретным контрагентом, то вам подойдет и достаточно узкий перечень услуг. В противном случае ищите того фактора, который согласится обслуживать всю вашу дебиторскую задолженность и работать с нестандартными поставками. Возможно, что это обойдется чуть дороже, но вы гарантированно не останетесь без оборотных средств.
  2. Не «зацикливайтесь» на банках , особенно если ваш оборот невелик. К сожалению, отечественные банкиры могут предоставлять крупным и мелким клиентам услуги разного качества. Понимая, что на вашем обороте не заработать много, они будут слишком долго рассматривать предоставляемые вами документы. В этом смысле небольшие факторинговые компании могут работать значительно более оперативно.
  3. Не ленитесь собрать отзывы о компании в «мировой паутине». Но не паникуйте, наткнувшись на негативные впечатления какого-либо одного клиента. Психология человека устроена так, что, оставшись недовольным обслуживанием, он получает значительно более мощную мотивацию «наследить в Интернете».
  4. Оцените стоимость услуг. Два основных вопроса в данном случае – это размер комиссии фактора и существование или отсутствие комиссии за просрочку платежа покупателем.
  5. Поинтересуйтесь возможностью использовать электронный документооборот и электронную подпись. На практике это может ускорить поступление денег на несколько дней.

6. Заключение

Итак, в этой статье мы ознакомились с вами с таким инструментом как факторинг, разобрались с тем, как с его помощью улучшить процесс управления оборотным капиталом и сформулировали положения, которые помогут выбрать факторинговую компанию для сотрудничества.

Факторинг (от английского слова «фактор» — торговый агент, посредник) – это комплекс услуг, связанный с финансированием, покрытием риска, вытекающего из предоставления товарного кредита, а также с востребованием дебиторской задолженности. Он предоставляется поставщикам, работающим со своими клиентами с условием отсрочки платежа.

Суть факторинга состоит в том, что поставщик (производитель, продавец) получает большую часть средств практически по факту поставки . Покупатель получает товар с правом оплатить его позднее, а компания, оказывающая такую услугу, получает комиссионные.

Участники процесса и предоставляемые услуги

В процессе проведения факторинга присутствуют три стороны . Это поставщик (кредитор), покупатель (дебитор) и посредник (факторинговая компания), который обеспечивает поставщику возможность получить деньги за товар сразу. Иногда факторинговые услуги оказывают обычные банки, но суть сделки от этого не меняется.

Основной услугой, которую оказывают факторинговые компании (ФК), является предоставление средств на оплату поставленного товара, что, по сути, является кредитованием с целью пополнения оборотных средств.

Однако такой способ привлечения финансов имеет ряд преимуществ перед обычным банковским кредитом или овердрафтом. Вот список некоторых из них:

  1. Не требует залога имущества.
  2. Отсутствие скрытых комиссионных.
  3. Отсутствие бюрократических проволочек.
  4. Позволяет увеличивать объем кредитования в зависимости от потребностей. Для получения средств достаточно предъявить документ подтверждающий факт поставки.

ФК не имеют права ограничиваться только финансированием поставок товара. Такие организации, согласно законодательству, должны оказывать не менее двух услуг из приведенного ниже списка:

  1. Финансирование под уступку денежного требования.
  2. Страхование возможных рисков неплатежа.
  3. Ведение бухгалтерии поставщика.
  4. Сбор дебиторской задолженности.

Таким образом, факторинг способен обслуживать всю товарную цепочку в плане финансовой логистики.

Механизм и схема действия

Типичный механизм действия факторинга заключается в том, что поставщик предоставляет в ФК товарные документы, подтверждающие факт осуществления поставки. После чего он имеет возможность сразу получить 80-90% от суммы осуществленной отгрузки.

Далее покупатель в оговоренные сроки выплачивает полную стоимость товара, переводя деньги на счет компании оказывающую факторинговую услугу, и поставщик получает остальную сумму, за минусом комиссии. Размер комиссионных зависит главным образом от величины отсрочки платежа .

Юридически такая операция выглядит как акт передачи дебиторской задолженности со всеми вытекающими последствиями. Хотя фактически она имеет ряд особенностей .

Существующие виды

Существуют два основных вида факторинга . Это факторинг с регрессом и без регресса .

В первом варианте ответственность за неоплату задолженности дебитором лежит целиком на кредиторе. Если задолженность не будет погашена покупателем в установленный срок, то ее обязан погасить поставщик товара.

При заключении договора об оказании факторинговой услуги без регресса, ответственность за взимание долга с дебитора берет на себя ФК. Такой способ выглядит более привлекательным, но в связи с повышенным финансовым риском отличается более высокими комиссионными.

Факторинг также бывает внутренним и внешним . Внутренний это когда все операции производятся в пределах одного государства. Внешний, его еще называют международный (international factoring), происходит, когда ФК и поставщик находятся в разных странах.

Услуга факторинга может быть оказана с уведомлением дебитора. В таком случае факторинг называют открытым . Если дебитору не сообщают об услуге, то такой факторинг называют закрытым .

С развитием цифрового документооборота появился электронный факторинг . Он выгодно отличается от традиционного тем, что позволяет моментально и в автоматическом режиме осуществлять операции на основании электронных документов.

Применение в банковской сфере

В рейтингах ведущих факторов России в первых рядах находятся специализированные компании. Однако, если разобраться, можно увидеть, что большинство из них входят в финансовые группы, возглавляемые банком . Например:

  • ВТБ Факторинг — ВТБ;
  • ГПБ-Факторинг — Газпромбанк;
  • РБ Факторинг — Группа Росбанка.

Тем не менее, многие банки оказывают услуги финансирования в обмен на дебиторскую задолженность без создания для таких целей отдельных структур. Так поступают следующие организации :

  • Альфа-Банк;
  • Петрокоммерц;
  • ЮниКредит;
  • Металлинвестбанк;
  • Промсвязьбанк и др.

Разница в качестве обслуживания между банком и специализированной структурой невелика. Но у клиента, сотрудничающего с банком по факторингу, в будущем больше шансов получить выгодный кредит и более оперативное обслуживание.

О том, что такое факторинг и какие существуют его виды, расскажет председатель правления банка «Национальная факторинговая компания» Р. В. Огоньков в данном видеосюжете:

Преимущества и риски

Преимущества факторинга более чем понятны каждому предпринимателю. Оплата поставки без задержки позволяет более точно планировать финансовые потоки, ускорить оборот капитала, а следовательно, повысить уровень доходности.

При равных начальных условиях факторинг позволяет повышать товарооборот в два раза быстрее, чем в случае кредитования на пополнение оборотных средств.

ФК при условии наличия соответствующей договоренности способна брать на себя значительную часть финансовых рисков. Однако в таких случаях стоимость ее услуг будет несколько выше. Очень часто такой подход оправдан, поскольку освобождает кредитора от забот по получению оплаты от проблемных покупателей.

В случае факторинга с регрессом имеется риск того, что покупатель не покроет вовремя дебиторскую задолженность. Тогда придется возмещать ФК недостающие денежные средства самостоятельно. Поэтому, работая на таких условиях, необходимо тщательно подбирать покупателей.

Примеры

Рассмотрим пример факторинга без регресса .

Фирма «А» продает партию продуктов питания фирме «В» с условием отсрочки платежа на 3 недели. Факторинговая компания оценивает свои услуги в 2% за каждую неделю отсрочки. Следовательно, процесс оказания услуги будет выглядеть так:

  1. Фирма «А» отгружает товар фирме «В» и передает документ, подтверждающий факт передачи товара в ФК.
  2. ФК сразу же переводит на счет компании «А» 90% от стоимости товара.
  3. Компания «В» спустя две недели производит оплату за полученный товар.
  4. ФК перечисляет на счет фирме «А» недостающую сумму, за вычетом 6% комиссионных.

В случае если фирма «В» откажется от выполнения обязательств, то фирма «А» принимает все расходы на себя.

Когда заключается договор о факторинге с регрессом, в случае неуплаты за полученный товар ФК берет на себя функцию коллекторной компании. После возвращения задолженности компания-поставщик получает недостающую сумму в соответствии с условиями, прописанными в договоре о предоставлении факторинга.

В Российской Федерации факторинг был признан на официальном уровне в 1992 году, когда вышел закон «О банках и банковской деятельности» и этот вид услуг был включен в состав банковских операций и сделок.

Понятие факторинг закреплено на законодательном уровне. Все операции, связанные с данным видом услуг, регулируются главой 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования» . Учитывая несомненную пользу, которую приносит экономике государства этот прогрессивный способ кредитования, законодательство постоянно совершенствуется и обновляется в соответствии с международными стандартами.

В России существует профессиональное общественное объединение участников рынка факторинга (АФК). Около 91% оборота рынка факторинга приходится на данное объединение.

Ведущими компаниями , предоставляющими услугу на отечественном рынке, считаются:

  • ВТБ Факторинг;
  • Лайф Факторинг;
  • ООО «СБЕРБАНК ФАКТОРИНГ»;
  • Банк «Национальная факторинговая компания».

С 01.03.2015 Россия является членом Конвенции УНИДРУА, что подкреплено законом №86-ФЗ и позволяет российским компаниям производить факторинг по внешнеэкономическим контрактам.

Поможет разобраться с преимуществами и рисками факторинга, а также раскроет механизм действия факторинга генеральный директор «Русской факторинговой компании» Елена Гладких в следующем интервью:

Отечественный бизнес еще слишком мало знает "о факторинге". В западных странах с развитой экономикой эта схема уже давно стала стандартным подходом к ведению бизнеса. Простота, прозрачность и лояльное отношение к клиенту позволяет выходить участникам факторинговых схем на совершенно новый уровень обслуживания покупателей.

Суть операции заключается в том, что деньги за товар, купленный клиентом, на определенных условиях оплачивает факторинговая компания. В результате человек, посетивший магазин, получает возможность купить интересующую его вещь, даже имея незначительную часть средств от общей суммы стоимости товара.

  • Факторинг плюс финансирование. В этом случае поставщик товара соглашается на переуступку фактору (предприятие, которое выкупает задолженность покупателя товара) права получения платежа от покупателя. В большинстве случаев сумма, полученная от фактора, составляет от 80 до 90% стоимости реализованной продукции.
  • Факторинг минус финансирование . Работа по этой схеме предполагает инкассирование дебиторских счетов клиента фирмой-посредником.
  • Факторинг открытого типа – в данной ситуации должник ставится в известность об участии в расчетах компании, предоставляющей услуги факторинга.

В свою очередь конфиденциальный факторинг вообще не предполагает уведомление клиента о переуступке прав поставщиком в пользу посредника.

Факторинг, предполагающий право на регресс, означает, что по истечению не более чем 90 дней посредник оплачивает все долговые издержки в пользу поставщика товара или услуги.

Если же право на регресс предоставляется, фактор перенаправляет неоплаченные счета в адрес клиента (поставщика товара) с требованием осуществить погашение.

Простая и понятная схема факторинга

  1. Осуществляется поставка товара по схеме с отсрочкой платежа.
  2. Дебиторская задолженность по конкретной поставке уступается в пользу поставщика услуги факторинга.
  3. Поставщик товара (услуги) получает средства за свою продажу в размере 80-90% от суммы заказа.
  4. В большинстве случаев факторинговая компания взымает задолженность с покупателя и берет на себя возможные риски, связанные с неплатежеспособностью дебитора (клиента, купившего товар).
  5. На основании счета-фактуры покупатель оплачивает товар.
  6. Факторинговая компания переводит остаток задолженности в пользу продавца за вычетом комиссии за предоставленную услугу.

    Почему факторинг востребован, если есть кредиты?

    Существуют магазины и компании, средний чек которых значительно превышает среднюю заработную плату в регионе присутствия. Таким образом, большинство потенциальных клиентов, реально заинтересованных в покупке, должны накопить, изыскать, аккумулировать определенную сумму средств, необходимую для приобретения нужной вещи. Речь может идти о покупке автомобиля, мебели, цифровой или бытовой техники, оплате образовательных услуг и тому подобных вещах.

    Факторинговая фирма решает проблему платежеспособности клиента, что очень удобно для поставщика товара, который сразу получает большую часть полагающейся суммы и может продолжать использовать вырученные деньги, а не ждать, пока клиент полностью рассчитается за покупку.

Пример факторинга

Клиент приобретает товар, стоимостью 6000 рублей. Воспользовавшись услугой факторинга, он сможет осуществить четыре платежа по 1500 рублей без каких-либо переплат. Поставщик моментально получает более 5000 рублей, а оставшуюся сумму фактор-посредник переводит после окончательного расчета с лицом, купившим товар. Покупателю такая схема представляется особенно выгодной, поскольку помимо отсутствия переплат тот же товар в течение четырех месяцев может подрожать и будет стоить уже 7000 рублей.

Что получит ваша компания от факторинга?

Факторинг оказывает мощное влияние на рост уровня продаж, увеличивает сумму среднего чека и дает клиенту больше свободы. Раньше у покупателя было только два варианта. Заплатить всю сумму сразу или обратиться в банк за получением займа. Благодаря новой услуге у человека появляется третий вариант, позволяющий купить товар на условиях рассрочки, заплатив при этом одну десятую стоимости товара. Основное удобство заключается в том, что вся процедура проходит в буквальном смысле, не отходя от кассы.

Внедряйте новые технологии в своем бизнесе. Удачи Вам и Успехов!