Один из виднейших столпов русского либерализма Александр Иванович Герцен родился 25 марта 1812 в семье очень богатого московского аристократа Ивана Яковлева. Герцен был его внебрачным сыном от 16-летней немки Генриетты Гааг, которую долго проживавший за границей Яковлев привёз из Германии. Как незаконный ребёнок Александр не мог получить отцовского родового имени. Родители сами придумали ему фамилию Герцен («сын сердца», от немецкого «Herz»).

Портрет Александра Герцена в молодости. 1830-е

Отец Герцена отличался странным, тяжёлым характером, наклонностью к безверию и скепсису. Юному сыну он нанимал учителей по своему вкусу: один из педагогов подробно знакомил мальчика с событиями великой французской революции , другой носил ему запретные «вольнолюбивые» стихи Рылеева и Пушкина . В отцовской библиотеке Герцен рано познакомился с книгами «просветителей » XVIII столетия. Тот же «критический» дух поддерживали в Александре и многие родные.

Лет в 12-13 Герцен познакомился со своим дальним родственником Николаем Огарёвым , который тоже являлся выходцем из очень богатой семьи. Огарёв, как и Александр, был исполнен пылкой «любовью к свободе», восхищался декабристами . Во время одной прогулки на Воробьёвых горах два мальчика дали клятву «пожертвовать жизнью в борьбе за благо родины», которую приверженцы российского либерализма по сей день превозносят чуть ли не как важное историческое событие.

В 1829 г. Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Вокруг него и Огарёва там сложился кружок знатной молодёжи, восхищавшейся конституциями, террором французской революции и модным сенсимонизмом с его «новаторской» половой моралью.

Кружок подпал под наблюдение полиции. Вскоре после того, как Герцен окончил университет, он был арестован (1834) за участие в одной пирушке с пением революционных песен. После девятимесячного пребывания в тюрьме под следствием, Герцен был сослан в Пермь, но потом переведён оттуда ближе к столицам, в Вятку, где занимал чиновничий пост. Во время проезда через Вятку в 1837 наследника престола (будущего императора Александра II) Герцен сумел понравиться ему. В конце 1837 он получил разрешение перебраться во Владимир, а летом 1839 полицейский надзор с него был снят. Ещё находясь в Вятке, Александр Иванович без препятствия от властей стал печатать статьи в столичных журналах.

В 1840 Герцен получил хорошую должность при министерстве внутренних дел в Петербурге. До переезда туда он несколько месяцев прожил в Москве, где теперь существовал новый известный свободомыслящий кружок Станкевича . Под влиянием Герцена члены этого кружка (в том числе Белинский) перешли от консервативного толкования гегелевской философии к революционно-радикальному.

В петербургском министерстве Герцен прослужил недолго: полиция вскрыла его письмо отцу с резкой критикой полиции. За это Александр Иванович был «сослан» на должность советника губернского правления в Новгород (1841). Располагая богатыми отцовскими средствами, он уже в 1842 подал в отставку и вернулся в Москву.

К этому времени взгляды Герцена ещё более «полевели». Он окончательно склонился к материализму, восхищался атеистическим произведением Фейербаха «Сущность христианства». В Москве кружок Станкевича распался на западников и славянофилов . Герцен, Белинский и историк Грановский стали во главе западничества. Герцен стал писать публицистические и философские статьи в журналы, проводя в них свои радикальные воззрения. Он опубликовал и несколько беллетристических произведений в том же духе: «Записки доктора Крупова», «Кто виноват?» (1846), «Сорока-воровка». Взгляды Герцена были настолько бескомпромиссны, что из-за них с ним порвали даже некоторые западнические друзья.

После смерти отца (март 1846) Герцен унаследовал его огромное состояние и в январе 1847 уехал с семьёй из «немытой» России в «просвещённую» Европу. Из Парижа он стал слать для публикации в журнале «Современник» письма о французской жизни.

(псевдоним - Искандер) (1812-1870) русский прозаик и публицист

Отцом Герцена был И.А. Яковлев, который принадлежал к знатному роду, мать - Г. Л. Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта. Но брак родителей не был оформлен, и ребенок получил вымышленную фамилию. В дальнейшем Герцен считался воспитанником Яковлева.

В 14 лет Аександр поклялся отомстить за казненных декабристов. Через год он повторил эту клятву со своим другом Н.П. Огаревым на Воробьевых горах. Они мечтали о том, чтобы продолжить дело декабристов.

В 1829 году Александр Иванович Герцен стал студентом физико-математического факультета Московского университета. В то время университет отличался духом вольномыслия. Вокруг Герцена и Огарева собираются единомышленники с ярко выраженными политическими интересами.

В 1833 году Герцен закончил университет со степенью кандидата и серебряной медалью за сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника». А через год Герцен, Огарев и их друзья были арестованы. После тюремного заключения, «как смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», он был сослан сначала в Пермь, затем в Вятку, а после ходатайства Василий Андреевич Жуковского - во Владимир. Всего через полгода после возвращения из ссылки в Москву и короткой службы в Петербурге, Александр Герцен получил назначение на службу в Новгород, а на самом деле это была очередная ссылка. Эти годы сыграли важную роль в духовной жизни Герцена и закалили его характер.

В январе 1847 года он с семьей уезжает за границу, не думая, что оставляет Россию навсегда. Александр Герцен верил в свои силы, в будущее и надеялся, что приближающаяся революция освободит не только народы Европы, но и его страну.

События французской революции 1848 года и ее поражение, были отражены Герценом в знаменитой книге «Письма из Франции и Италии» (1847-1852), где автор выступает как один из самых остроумных и глубоких критиков буржуазного общества.

Александр Иванович Герцен разочаровался в революции, потерял веру в революционный Запад, он мучительно расставался со своими иллюзиями и пытался найти дальнейший путь. Только в одном он был уверен точно: что человек - «не самовластный хозяин» в истории; «законы исторического развития... не совпадают в своих путях с путями мысли»; необходимо серьезно заняться историей «как действительно объективной наукой».

Идейное разочарование совпало с семейной трагедией. В ноябре 1851 года во время кораблекрушения погибают мать и младший сын Герцена, а в мае 1852 года умирает жена писателя. «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье », - писал он позже. От отчаяния его спасает только вера в свой народ, в будущее своей страны. Одним из способов духовного возрождения стала работа над книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852-1868). Герцен начал работу над ней в Лондоне, куда переехал после смерти жены.

Замысел этой книги и его творческое воплощение было подчинено одной из главных задач - «заключить счет с личной жизнью... остальные думы - на дело, остальные силы - на борьбу». Для того чтобы во всем разобраться, нужно было вернуться в детство, повторить «былое» в «думах» и попытаться разобраться в том, что истинно и что ложно. В этом произведении автор соединяет все разновидности прозы: исповедь, художественные портреты, дневники, письма, теоретические и публицистические статьи. Весь предшествующий опыт Герцена-философа, романиста и публициста воплощен в этой книге.

В 1853 году Александр Герцен открывает Вольную типографию в Лондоне. В 1855 году начинает выходить альманах «Полярная звезда». Писатель повторяет название издания К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева и помещает на обложке профили пяти казненных декабристов. Здесь были опубликованы «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, запрещенные стихи Пушкина, Рылеева, Лермонтова, первое «Философическое письмо» Чаадаева, письмо Белинского к Гоголю, печатались произведения Герцена и Огарева и многие другие материалы.

С 1857 года начала выходить газета «Колокол», основной задачей которой была борьба за освобождение крестьян. Газета просуществовала почти десять лет, Александр Герцен считал, что «Колокол» сыграл свою роль в истории освободительного движения России и теперь нужно заняться разработкой революционной теории.

Помимо многочисленных революционных, философских, теоретических и публицистических работ Герценом были созданы замечательные художественные произведения: роман «Кто виноват?» (1841-1846), повесть «Сорока-воровка» (1846), роман «Доктор Крупов» (1847).

Весной 1869 года Александр Иванович Герцен переехал в Париж, но через месяц он умер. Похоронен он был на кладбище Пер-Лашез, а позже его прах перенесли в Ниццу и захоронили рядом с могилой его жены.

Значение творчества Александра Герцена для развития русской литературы знаменательно отражено в рецензии на французский перевод книги «Былое и думы»: «Все, что он делает и создает для России, в то же время становится достоянием остальной Европы, и вся Европа с большим интересом и сочувствием смотрит на все возрастающую энергию его деятельности».

Герцен Александр Иванович (1812-1870 гг.)

Русский прозаик, публицист, критик, философ. Псевдоним -Искандер. Родился 25 марта 1812 г в Москве. Был внебрачным сыном богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого слова «сердце»).

Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь.

Событием, определившим дальнейшую судьбу Герцена, было восстание декабристов. Летом 1828 г. он со своим другом Огаревым на Воробьевых горах, при виде всей Москвы, присягнул великому делу борьбы за освобождение народа. Этой клятве они остались верны до конца жизни.

Юношеское свободолюбие укрепилось в годы обучения в Московском университете, куда он поступил в 1829г. на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833 г. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. В глазах начальства Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества.

Летом 1834 г. он был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. Первый год в Вятке считал свою жизнь «пустой», поддержку находил только в переписке с Огаревым и своей невестой Н. Захарьиной, на которой женился, отбывая ссылку во Владимире.

В 1840 г. вернулся в Москву, но вскоре был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся через 2 года. В 1842-1847 гг. публикует в «Отечественных записках» начатый еще в Новгороде цикл статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843 гг.). Второй философский цикл Герцена, «Письма об изучении природы» (1844-1846 гг.), занимает выдающееся место в истории не только русской, но и мировой философской мысли.

В 1845 г. был завершен начатый еще в Новгороде роман «Кто виноват!’». В1846 г. написаны повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». В январе 1847г. уезжает с семьей за границу, не предполагая, что покидает Россию навсегда.

Осенью 1847 г. в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы. В мае 1848 г. возвращается в революционный Париж. Позже об этих событиях напишет книгу «Письма из Франции и Италии». В июньские дни того же года стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису, выразившемуся в книге «С того берега».

Осенью 1851 г. пережил личную трагедию: во время кораблекрушения погибли его мать и сын. В мае 1852 г. умерла жена. «Все рухнуло - общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье».
В это время переезжает в Лондон, где начинает работу над книгой-исповедью, книгой воспоминаний «Былое и думы».

В 1853 г Герцен основывает Вольную русскую типографию в Лондоне. В 1855 г. начинает издавать альманах «Полярная звезда», летом 1857 г вместе с Огаревым приступает к выпуску газеты «Колокол». Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. В 1865 г сюда было перенесено издание «Колокола». В1867 г. он прекращает издание, полагая, что газета сыграла свою роль в истории освободительного движения в России. Своей главной задачей Герцен считал теперь разработку революционной теории. Весной 1869 г он решил обосноваться в Париже.

Здесь 9 января 1870 г Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

Знаменитый русский либерал-радикал и западник Александр Иванович Герцен долго изображался в нашей исторической литературе образцом свободолюбия, гражданской чистоты и мудрости. Однако рассмотрение подробностей его биографии вырисовывает совсем иной образ: презиравшего Россию богача-аристократа, которой обратился к политике из честолюбивых целей и, несмотря на многолетние усилия, не достиг ни в ней, ни в литературе ничего выдающегося, как откровенно дутый авторитет.

Александр Герцен (родился 25 марта 1812) был внебрачным сыном родовитого и богатого московского дворянина Ивана Алексеевича Яковлева, который, как и царская династия Романовых, вёл свой род от боярина Андрея Кобылы. Матерью Александра Герцена была 16-летняя немка из Штутгарта Генриетта Вильгельмина Луиза Гааг (Яковлев привёз её из-за границы, где прожил 10 лет). Так как брак родителей не был оформлен, Яковлев не мог дать сыну свою фамилию и придумал ему «искусственную» – Герцен («сын сердца», от немецкого Herz).

Отец Герцена отличался странностями характера и наклонностью к скептицизму, унаследованной от него и сыном. Саркастичный мизантроп, Иван Яковлев донимал своими выходками окружающих. Друзей у него почти не было, поэтому своё детство Александр Герцен провёл замкнуто. Нанимаемые ему отцом учителя не отличались высокой подготовленностью, но сильно влияли на мальчика в смысле «свободомыслия». Педагог-француз Бушо рассказывал мальчику о великой французской революции . Студент-медик И. Е. Протопопов, преподававший русскую литературу , приносил ему запретные политические стихи Пушкина («Оды на свободу», «Кинжал») и Рылеева («Думы»).

Томясь одиночеством, юный Саша Герцен прочёл немало книг из богатой библиотеки отца. Ранее знакомство с произведениями «просветителей » (Вольтера , Бомарше , Гете , Шиллера ) укрепило развило в нём «критический дух». Его поощряли один из двоюродных братьев, А. А. Яковлев, естествоиспытатель и материалист, а также сверстница и родственница, Таня Кучина, пылкая и сентиментальная внучка дяди Герцена, которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.

Лет в 12-13 Александр близко сошёлся ещё с одним своим дальним родственником – Николаем Огарёвым , который был не менее его самого наклонен к мечтательности. Двое мальчишек часто и с одобрением рассуждали о декабристах – участниках недавнего (1825) аристократического заговора с целью «избавить крестьян от крепостного права» (отобрав у них при этом в пользу дворян почти всю землю) и «дать России свободу» (после минимум 10 лет «подготовительной» неограниченной диктатуры). Во время одного припадка восторженности Герцен и Огарёв дали на Воробьёвых горах клятву «пожертвовать жизнью в борьбе за благо родины». Этот наивный театральный акт двух неоперившихся малолеток по сей день всерьёз почитается «либералами» чуть ли не как «заря освобождения России».

В 1829 Александр Герцен поступил на физмат московского университета. В университете вокруг всегда тяготевшего к лидерству Герцена и Огарёва сложился кружок товарищей, состоявший в основном из подобных им знатных дворян. Они вместе восхищались конституционализмом, идеей республики, радикализмом французской революции, казнью Людовика XVI и вошедшим тогда в моду социалистическим учением Сен-Симона . В сенсимонизме золотую молодёжь особенно привлекала проповедь свободной любви и «искупления плоти». Кружок Герцена шумно приветствовал июльскую революцию 1830 во Франции , отдавшую власть от «клерикалов» в руки вороватой буржуазной олигархии («июльская монархия Луи Филиппа »).

В надежде на протекцию богатых отцов, Герцен и его друзья не стеснялись допускать «шумные студенческие выходки» с политическим подтекстом. Мало-помалу их кружком заинтересовалась полиция. В 1833 Герцен окончил университет, а в июле 1834 его арестовали по обвинению в пении революционных песен на одной разнузданной пирушке. Во время затянувшегося разбирательства Александр Иванович девять месяцев провёл в тюрьме. Следственная характеристика аттестовала его как «вольнодумца, весьма опасного для общества».

Портрет Александра Герцена в молодости. 1830-е

Герцена сначала сослали в Пермь, но, видимо, по влиятельному заступничеству вскоре перевели оттуда в гораздо более близкую Вятку. Там молодой бунтарь провёл два с лишним года на хорошей служебной должности, что выставлялось потом почти «мученичеством». В 1837 через Вятку проезжал наследник цесаревич (будущий император Александр II) со своим воспитателем, прославленным поэтом Жуковским . Герцен сумел понравиться цесаревичу устройством для него выставки местных произведений и личными пояснениями при её осмотре. По ходатайству Жуковского Герцена перевели из Вятки во Владимир (конец 1837).

Ещё из Вятки Герцен завязал переписку с Натальей Захарьиной, внебрачной дочерью одного из братьев его отца. Обмен письмами перешёл в любовь на расстоянии. Родные были против их брака, но Герцен, переехав во Владимир, тайком увёз Наталью из Москвы и обвенчался с ней (1838).

В Вятке Герцен без препятствий со стороны правительства начал свою литературную карьеру: отправил в известный журнал «Телескоп» статью о немецком прозаике Гофмане . В июле 1839 с Герцена был снят полицейский надзор, ему разрешили приезжать в Москву. В начале 1840 Александр Иванович получил новую хорошую должность: в канцелярии министра внутренних дел, расположенной в Петербурге. На службу он не слишком торопился, до отъезда в столицу два месяца прожил в родной Москве. Здесь Герцен встретился со многими старыми товарищами, которые входили уже в кружок, основанный умершим летом 1840 Николаем Станкевичем . Там поклонялись философии Гегеля и её ложно истолкованному тезису «всё действительное разумно». Эту мысль (клонившую и к полному оправданию существующей власти) одно время разделяли даже Бакунин с Белинским. Революционера Герцена шокировало такое «раболепство перед правительством». На этой почве произошло резкое столкновение между ним и Белинским . Плохо знакомый с гегельянством Герцен обратился к его изучению, трактуя эту систему не как оправдание существующей действительности, а как «алгебру революции». Это толкование вскоре воспринял кардинально поменявший взгляды Белинский.

Герцен вскоре уехал на службу в петербургское министерство. В конце 1840 власти вскрыли его письмо к отцу с резким отзывом о столичной полиции. Герцена отправили за это в новую «ссылку»: советником губернского правления в Новгород. Он прибыл туда в июле 1841, а в начале 1842 уже подал в отставку, ибо благодаря богатым отцовским средствам не нуждался в служебном заработке. Вначале ему предписали не выезжать из Новгорода, но летом 1842 разрешили вернуться в Москву.

В Новгороде Александр Иванович продолжал изучение философии и ещё больше «полевел», превратившись из деиста в материалиста . Особое впечатление на него произвела атеистическая книга Фейербаха «Сущность христианства». В Москве Герцен вместе с Белинским и Грановским стал во главе западников . Другие бывшие члены кружка Станкевича основали славянофильское течение , к которому Герцен и его друзья относились с крайней враждебностью. Герцен развернул довольно широкую литературную деятельность, плодами которой стали публицистические статьи «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Герцен проповедовал в них свои идеи довольно осторожно, но они просматривались между строк и имели немало влияние на молодёжь. Вскоре Герцен перешёл и к беллетристике, написав: «Записки доктора Крупова», роман «Кто виноват?» (1846), поднявший вопрос о «свободе чувства и положении женщины в браке», и «Сороку-воровку» (1848, тема – печальная судьба крепостной актрисы). Взгляды Александра Ивановича на религиозные и моральные вопросы были настолько радикальны, что их отвергли даже многие западники. На этой почве Герцену пришлось порвать с целым рядом друзей.

Уже это склоняло его к отъезду за границу. Решение покинуть Россию ускорила смерть отца Герцена в марте 1846, после которой Александр Иванович унаследовал огромное состояние. В январе 1847 Герцен выехал с женой в Европу. Из Парижа он вскоре стал пересылать в либеральный журнал «Современник » корреспонденцию о французской жизни: «Письма из Авеню Мариньи».

В 1855 г. вышла первая книжка знаменитого альманаха Герцена «Полярная Звезда». Этот сравнительно небольшой журнал, которому русские либералы придавали огромное значение, выходил лишь раз в году до 1862 г. (в 1860 не издавался, после 1862 – пропуск до 1868, когда вышел – уже в Женеве – последний, восьмой , номер). Поначалу этот резко враждебный российскому правительству альманах был даже русскими западниками встречен гневно, но с началом реформ Александра II отношение к нему улучшилось.

В 1856 к Герцену в Лондон приехал его старый задушевный друг Огарёв, к тому времени почти совсем спившийся и промотавший большую часть некогда громадного состояния своей семьи. Романтические воспоминания о легендарной клятве на Воробьёвых горах не помешали Герцену отбить у Огарёва жену: в 1857 Александр Иванович начал жить с Натальей Огарёвой-Тучковой. Вскоре у них родилась дочь Елизавета (которая в 1875 г. 17-летней покончила с собой из-за неразделённой любви к 44-летнем французу).

Герцен и Огарев. 1861

Эти семейные перипетии не помешали Герцену и Огарёву начать с 1 июля 1857 г. совместное издание «Колокола» – оппозиционного русского журнала, выходившего сперва один, а потом два раза в месяц. Роль Огарёва в издании, впрочем, была минимальной. «Колокол» был наполнен призывами к «прекращению в России произвола», к освобождению крестьян, хотя последнее, по мысли Герцена, надо было потом продолжать шагами по направлению к социализму (т. е., он хотел всего лишь заменить «помещичье рабство» крестьян рабством у государственной бюрократии). В тогдашнюю эпоху идейных шатаний «Колокол» был довольно популярен у российской высокопоставленной «образованщины». Но значение этого журнала не нужно переоценивать: его тираж на пике популярности составлял лишь 2500-3000 экземпляров.

В конце 1861 в Лондон к Герцену прибыл и бежавший из Сибири проповедник социального насилия Бакунин . В 1863-1864 вспыхнуло восстание против царя в Польше , начавшись с предательского истребления спящих безоружных русских солдат в казармах. Одной из главных причин восстания было нежелание польской шляхты освобождать своих крестьян с землёй по русскому образцу 1861. Возбуждая национальную ненависть против России, польские и литовские магнаты упорно не желали жертвовать в пользу собственного народа сколько-нибудь весомой частью своих аристократических привилегий. Как и во время кровавого восстания 1830-1831 , мятежники выставили требование восстановить Польшу в границах 1772 (до трёх разделов) – то есть по Днепр на востоке , с прирезкой большей части украинских и белорусских областей.

Несмотря на такие цели бунта, несмотря на то, что поляков тут же стали деятельно поддерживать недавно воевавшие с Россией в Крыму французское и английское правительства, «Колокол» Герцена всецело стал за польское движение и призывал русских военнослужащих переходить на сторону поляков с оружием в руках. Бакунин собирался лично участвовать в военной высадке против России с берегов Скандинавии. Это вызвало в России сильное возмущение. Тираж журнала сразу упал в 5-6 раз, примерно до 500 экземпляров, – и больше уже никогда не превышал этой цифры.

Газета Герцена «Колокол»

Духовное влияние Герцена на Россию сразу растаяло, его довольно бесславная политическая роль была сыграна. В марте 1865 в результате настойчивых требований русского правительства к британскому редакции «Колокола» пришлось уехать из Лондона в Женеву, ставшую тогда новым центром русской эмиграции. Но с молодым поколением русских эмигрантов пожилой Герцен не сошёлся. В июле 1867 «Колокол» был окончательно прекращён. Через полгода Герцен попытался начать выпуск под тем же названием газеты на французском языке «для ознакомления Франции с русской жизнью», но и она через год прекратилась на 14-15 номере. Провалилась и потуга вернуть к жизни «Полярную звезду». Полностью изданная в 1868 книга воспоминаний Герцена, «Былое и думы», имеет определённую ценность как биографически-исторический источник, но крупными литературными достоинствами не отличается.

Осенью 1869 Александр Герцен поселился в Париже, всё ещё рассчитывая дождаться удобного момента для возобновления «Колокола», но в январе 1870 он скоропостижно умер от воспаления лёгких.

Александр Иванович Герцен — российский революционер, писатель, философ.
Внебрачный сын богатого русского помещика И. Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Получил вымышленную фамилию Герцен — сын сердца (от нем. Herz).
Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н. П. Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу.
В 1829 году Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета, где вскоре образовал группу из прогрессивно мыслящих студентов. К этому времени относятся его попытки изложения собственного видения общественного устройства. Уже в первых статьях Герцен показал себя не только философом, но и блестящим литератором.
Уже в 1829—1830 годах Герцен написал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).
В 1833 году Герцен с серебряной медалью окончил университет. В 1834 году был арестован - за то, что в компании друзей якобы распевал песни, порочащие царскую фамилию. В 1835 году он был выслан сначала в Пермь, потом в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.
В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Обратившись к художественной прозе, Герцен написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848), в которых своей главной целью считал обличение русского рабства.
В 1847 году Герцен с семьей покинул Россию, уехав в Европу. Наблюдая жизнь западных стран, перемежал личные впечатления с историко-философскими исследованиями (Письма из Франции и Италии, 1847-1852; С того берега, 1847-1850, и др.)
В 1850-1852 годах прошла череда личных драм Герцена: гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 году Герцен поселился в Лондоне.
К этому времени его воспринимали как первую фигуру русской эмиграции. Совместно с Огаревым он стал издавать революционные издания - альманах «Полярная звезда» (1855-1868) и газету «Колокол» (1857-1867), влияние которых на революционное движение в России было огромным. Но главным его созданием эмигрантских лет является «Былое и думы».
«Былое и думы» по жанру - синтез мемуаров, публицистики, литературных портретов, автобиографического романа, исторической хроники, новелл. Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались там-сям остановленные мысли из дум». Первые пять частей описывают жизнь Герцена с детства и до событий 1850-1852, когда автора постигли тяжелые душевные испытания, связанные с крушением семьи. Шестая часть, как продолжение первых пяти, посвящена жизни в Англии. Седьмая и восьмая части, еще более свободные по хронологии и тематике, отражают жизнь и мысли автора в 1860-е годы.
Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и др. представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных выше.
В 1865 году Герцен покинул Англию и отправился в длительное путешествие по Европе. В это время он отдалился от революционеров, в особенности от русских радикалов. Споря с Бакуниным, призывавшим к разрушению государства, Герцен писал: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». Эти слова воспринимаются как духовное завещание Герцена.
Как и большинство российских западников-радикалов, Герцен прошел в своем духовном развитии через период глубокого увлечения гегельянством. Влияние Гегеля отчетливо прослеживается в цикле статей«Дилетантизм в науке» (1842-1843). Их пафос - в утверждении и интерпретации гегелевской диалектики как инструмента познания и революционного преобразования мира («алгебры революции»). Герцен сурово осуждал отвлеченный идеализм в философии и науке за оторванность от реальной жизни, за «априоризм» и «спиритизм».
Дальнейшее развитие эти идеи получили в главном философском сочинении Герцена - «Письмах об изучении природы» (1845-1846). Продолжая критику философского идеализма, Герцен определял природу как «родословную мышления», а в идее чистого бытия видел всего лишь иллюзию. Природа для материалистически настроенного мыслителя - вечно живое, «бродящее вещество», первичное по отношению к диалектике познания. В Письмах Герцен, вполне в духе гегельянства, обосновывал последовательный историоцентризм: «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического бытия», а в понимании смысла истории придерживался принципов исторического детерминизма. Однако в размышлениях позднего Герцена прежний прогрессизм уступает место гораздо более пессимистическим и критическим оценкам.
21 января 1870 года Александр Иванович Герцен умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.
Библиография
1846 — Кто виноват?
1846 — Мимоездом
1847 — Доктор Крупов
1848 — Сорока-воровка
1851 — Поврежденный
1864 — Трагедия за стаканом грога
1868 — Былое и думы
1869 — Скуки ради
Экранизации
1920 — Сорока-воровка
1958 — Сорока-воровка
Интересные факты
Елизавета Герцен, 17-летняя дочь А. И. Герцена и Н. А. Тучковой-Огаревой, покончила жизнь самоубийством из-за неразделённой любви к 44-летнему французу во Флоренции в декабре 1875 года. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».