3 декабря 1961 года в нью-йоркском Музее Современного Искусства произошло знаковое событие – картину Матисса «Лодка», которая 46 дней провисела в перевёрнутом виде, перевесили должным образом. Стоит сказать, что это не единичный забавный случай, связанный с картинами великих художников.

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово.


Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И.Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.


Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.


Кусок фибролита, над которым просто разливали краску, стал одной из самых дорогих картин

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов. Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу.


Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.


Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.


Cтоит отметить, что в 1967 году в Италии с благословения Папы Римского была выпущена с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Самая дорогая картина Мука приносит несчастья

Картина Мунка «Крик» была продана на аукционе за $120 миллионов и является сегодня самой дорогой картиной этого художника. Говорят, что Мунк, жизненный путь которого – чреда трагедий, вложил в неё столько горя, что картина вобрала в себя негативную энергетику и мстит обидчикам.


Один из сотрудников музея Мунка как-то случайно уронил картину, после чего начал страдать от страшных головных болей, которые привели этого человека к самоубийству. Ещё один сотрудник музея, не сумевший удержать картину, буквально через несколько ней попал в страшную автомобильную аварию. А посетитель музея, позволивший себе прикоснуться к картине, через какое-то время сгорел в пожаре заживо. Впрочем, не исключено, что это просто совпадения.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».


У Христа и Иуды на картине да Винчи одно лицо

Говорят, что создание картины «Тайная вечеря» потребовало от Леонардо да Винчи титанических усилий. Человека, с которого был написан образ Христа художник отыскал достаточно быстро. На эту роль подошёл один из певчих церковного хора. А вот «Иуду» да Винчи искал три года.


Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.

Искусство – это часть духовной культуры человека, форма художественной деятельности общества, образное выражение действительности. Рассмотрим наиболее интересные факты об искусстве.

Не каждый знает, что искусство берёт свое начало ещё со времен первобытных людей, а многие из тех, кто осведомлён об этом вряд ли думают, что пещерный человек владел полихромной живописью.

Испанский археолог Марселино Санс де Саутола в 1879 году открыл древнюю пещеру Альтамира, в которой присутствовала полихромная живопись. Саутоле никто не поверил, и его обвинили в том, что он подделал творения первобытных людей. Позже в 1940 году была открыта ещё более древняя пещера с подобной живописью – Ласко во Франции, её отнесли к 17-15 тыс. лет до н.э. Тогда все обвинения с Саутоле были сняты, но уже посмертно.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»

Истинную картину полотна «Сикстинская Мадонна», созданного Рафаэлем, можно увидеть лишь хорошенько вглядевшись в него. Искусство художника обманывает наблюдателя. Задний фон в виде облаков скрывает в себе лица ангелов, а на правой руке св. Сикста изображено шесть пальцев. Возможно, это связано с тем, что его имя впереводе с латинского означает «шесть».

А Малевич не был первым художником, который нарисовал «Черный квадрат». Задолго до него Алли Альфонс, человек известный своими эксцентричными выходками, выставил в Галерее Виньен своё творение «Битва негров в пещере глубокой ночью», которое представляло собой полностью черноё полотно.
************************************************************************

Пикассо «Дора Маар с кошкой»

Знаменитый художник Пабло Пикассо обладал взрывным темпераментом. Его любовь к женщинам была жестокой, многие из его возлюбленных кончали с собой или попадали в психиатрическую лечебницу. Одной из таких была Дора Маар, тяжело перенесшая разрыв с Пикассо и впоследствии оказалась в лечебнице. Её портрет Пикассо написал в 1941 году, когда их отношения были разорваны. Портрет «Дора Маар с кошкой» в 2006 году был продан в Нью-Йорке за 95,2 млн. долларов.

При написании картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи особое значение уделял образам Христа и Иуды. Он очень долгое время провел в поисках натурщиков, в результате для образа Христа Леонардо да Винчи нашел человека среди юных певчих в церкви, и только спустя три года он смог найти человека для написания образа Иуды. Им был пьяница, которого Леонардо нашёл в канаве и пригласил в трактир для написания картины. Позже этот человек признался, что уже позировал художнику однажды, несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре. Оказалось, что образ Христа и Иуды, по случайному стечению обстоятельств, был написан с одного человека.

************************************************************************

Интересные факты: скульптура и архитектура

  • Первоначально над знаменитой статуей Давида, которую создал Микеланджело, безуспешно трудился неизвестный скульптор, который не смог довести дело до конца и забросил.
  • Редко кто задавался вопросом о положении ног на конной скульптуре. Оказывается, если лошадь стоит на дыбах, то ее всадник погиб в бою, если приподнято одно копыто, то всадник скончался от боевых ран, а если лошадь стоит на четырех ногах, то всадник умер своей смертью.
  • На знаменитую статую Густова Эйфеля – статую Свободы, использовалось 225 тонн меди. А вес знаменитой статуи в Рио-де-Жанейро – статуи Христа-Искупителя, выполненной из железобетона и мыльного камня, достигает 635 тонн.
  • Эйфелевая башня создавалась в качестве временного экспоната, посвященного 100-летию французской революции. Эйфель не рассчитывал, что башня простоит более 20 лет.
  • Точная копия индийского мавзолея Тадж-Махала построена в Бангладеше миллионером – кинопродюсером Асануллом Мони, что вызвало большое недовольство среди индийского народа.
  • Знаменитая Пизанская башня, строительство которой длилось с 1173 по 1360 годы, начала склоняться еще во время строительства из-за небольшого фундамента и подмывания грунтовыми водами. Её вес составляет около 14453 тонн. Звон колокольни Пизанской башни является одним из самых красивых в мире. По первоначальному проекту башня должна была составить 98 метров в высоту, но удалось совершить постройку высотой лишь в 56 метров.
  • Жозефом Ньепсом была создана первая в мире фотография в 1826 году. Спустя 35 лет английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось сделать первую цветную фотографию.
  • Фотограф Оскар Густаф Рейландер для определения освещенности в студии использовал свою кошку. Тогда еще не было такого изобретения как экспонометр, поэтому фотограф наблюдал за зрачками кошки, если слишком узкие – ставил короткую выдержку, а если зрачки расширялись – увеличивал выдержку.
  • Знаменитая французская певица Эдит Пиаф часто давала концерты на территории военных лагерей во время оккупации. После концертов она фотографировалась с военнопленными, лица которых затем вырезались с фотографий и вклеивались в фальшивые паспорта, которые Эдит передавала заключенным во время повторного визита. Так многим пленным удалось бежать по поддельным документам.

Интересные факты о современном искусстве

Сью Вебстер и Тим Нобл

Британские художники Сью Вебстер и Тим Нобл сделали целую выставку скульптур из мусора. Если просто смотреть на скульптуру, то видна лишь куча мусора, но при определенном освещении скульптуры создаются разные проекции, олицетворяющие различные образы.

Рашад Алакбаров

Айзербаджанский художник Рашад Алакбаров для создания своих картин использует тени от различных предметов. Он определенным образом расставляет предметы, направляет на них нужное освещение, таким образом, образуется тень, из которой в следствие создается картина.

************************************************************************

трёхмерная живопись

Ещё один необычный метод создания картин изобрел художник Иоан Уорд, который делает свои рисунки на деревянных холстах с помощью расплавленного стекла.

Сравнительно недавно появилось понятие – трёхмерная живопись. При создании трёхмерной картины каждый слой заливается смолой, и на каждый слой смолы наносится отдельная часть картины. Таким образом, получается натуральное изображение, которое порой сложно отличить от фотографии живого существа.

Идея изобразить стекающие часы посетила Сальвадора Дали за ужином, когда он заметил, как плавится на солнце камамбер.

Это уж потом Дали спрашивали, зашифрована ли на холсте теория относительности Эйнштейна, а он с умным видом отвечал: «Скорее – теория Гераклита о том, что время измеряется течением мысли. Поэтому я и назвал картину «Постоянство памяти». А сначала был сыр, плавленый сыр».

«Тайная вечеря»

Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», особое внимание он уделял двум фигурам: Христа и Иуды. Натурщика для лика Иисуса Леонардо нашел сравнительно быстро – на его роль подошёл юноша, певший в церковном хоре. А вот лицо, способное выразить порок Иуды, Леонардо искал в течение трёх лет. Однажды, идя по улице, мастер увидел в сточной канаве пьянчужку. Да Винчи привел пьяницу в трактир, где сразу же принялся писать с него Иуду.

Когда выпивоха протрезвел, он вспомнил, что несколько лет назад уже позировал художнику. Это и был тот самый певчий. На великой фреске Леонардо у Иисуса и Иуды – лицо одного человека.

«Иван Грозный и сын его Иван»

В 1913 году душевнобольной художник исполосовал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Только благодаря мастерской работе реставраторов полотно удалось восстановить. Сам Илья Репин приехал в Москву и перерисовал голову Грозного в странном лиловом цвете - за два десятка лет представления о живописи у художника сильно изменились. Реставраторы удалили эти правки и вернули картину к точному соответствию её музейным фотографиям. Репин же, увидев позже восстановленное полотно, не заметил исправлений.

«Сон»

В 2006 году американский коллекционер Стив Винн согласился продать картину Пабло Пикассо «Сон» за 139 миллионов долларов, что стало бы одной из самых рекордных цен в истории. Но при рассказе о картине он слишком экспрессивно размахивал руками и порвал художество локтем. Винн расценил это как знак свыше и решил не продавать полотно после реставрации, которая, кстати говоря, влетела в копеечку.

«Лодка»

Менее разрушительный, но не менее курьезный инцидент случился с картиной Анри Матисса. В 1961 году Музей современного искусства в Нью-Йорке, представил на суд зрителей картину мастера «Лодка». Выставка пользовалась успехом. Но лишь спустя семь недель случайный ценитель живописи заметил, что шедевр висит вверх ногами. За это время художество успели увидеть 115 тысяч человек, книга отзывов пополнилась сотнями восхищенных комментариев. Конфуз облетел все газеты.

«Битва негров в пещере глубокой ночью»

Знаменитый «Черный квадрат» не был первой картиной подобного рода. За 22 года до Малевича, в 1893 году французский художник и писатель Алле Альфонс выставил в галерее Вивьен свой шедевр «Битва негров в пещере глубокой ночью» - полностью чёрное прямоугольное полотно.

«Пир богов на Олимпе»

В 1960-х гг. в Праге была найдена одна из знаменитейших картин Питера Пауля Рубенса «Пир богов на Олимпе». Долгое время дата её написания оставалась загадкой. Разгадка была найдена на самой картине, причем, астрономами. Они догадались, что на холсте тонко зашифровано положение планет. Например, Мантуйский герцог Гонзага в образе бога Юпитера, Посейдон с Солнцем и богиня Венера с Амуром отображают положение Юпитера, Венеры и Солнца в Зодиаке.

Кроме того, видно, что Венера направляется к созвездию Рыб. Дотошные звездочеты вычислили, что такое редкое положение планет на небосклоне наблюдалось в дни зимнего солнцестояния в 1602 г. Так была проведена довольно точная датировка картины.

«Завтрак на траве»


Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Клод Моне, «Завтрак на траве»

Эдуарда Мане и Клода Моне путают не только нынешние абитуриенты художественных училищ – их путали даже современники. Оба жили в конце ХIХ века в Париже, общались друг с другом и были почти однофамильцами. Так, в фильме «Одиннадцать друзей Оушена» между персонажами Джорджа Клуни и Джулии Робертс происходит следующий диалог:
- Я всё время путаю Моне и Мане. Помню только, что один из них женился на любовнице.
- Моне.
- Значит, у Мане был сифилис.
- И ещё они оба временами писали.
Но художникам было мало путаницы с именами, вдобавок они активно заимствовали друг у друга идеи. После того как Мане представил публике картину «Завтрак на траве», Моне, недолго думая, написал свою с таким же названием. Без неразберихи, как водится, не обошлось.

«Сикстинская мадонна»

При взгляде на картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» отчетливо видно, что на руке у папы Сикста II шесть пальцев. Помимо прочего, имя Сикст переводится как «шестой», что в итоге породило массу теорий. На самом деле, «нижний мизинец» - вовсе не палец, а часть ладони. Это заметно, если хорошенько приглядеться. Никакой тебе мистики и тайных предвестий Апокалипсиса, а жаль.

«Утро в сосновом лесу»

Растиражированные кондитерами медвежата с картины «Утро в сосновом лесу» Шишкина – вовсе не дело рук Шишкина. Иван был прекрасным пейзажистом, он гениально умел передать игру света и тени в лесу, а вот люди и животные ему не давались. Так что милых медвежат по просьбе художника пририсовал Константин Савицкий, а сама картина была подписана двумя именами. Но Павел Третьяков после покупки пейзажа к себе в коллекцию стёр подпись Савицкого, и все лавры достались Шишкину.

Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе - это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи - первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина - чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь! Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.

СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это - не исключение.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины - контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб - не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре - прообраз хипповских эротических тусовок - сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба - вожделение, а птицы - похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, - чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем - смотрите на тень от левой руки капитана Кока.

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий - виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова - секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины - синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, - была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал - картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.

Посещая город или страну, путешественники не обходят вниманием знаменитые музеи. Там они пристально рассматривают известные картины, пытаясь понять, что же особенного находят в них люди. Некоторые факты помогут разобраться в этом.

Самая загадочная улыбка в мире: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (1452-1519)

  • Самой загадочной картиной в мире считают «Джоконду (Мону Лизу)» .
  • Доподлинно неизвестно, кто был моделью, и для кого писался живописец. Существует мнение, что картина – заказ богатого флорентийца. Но кто бы ждал работу столько времени? Другие исследователи считают, что изображенная женщина – идеал эпохи Возрождения. Существует мнение, что Леонардо да Винчи писал картину с себя.
  • Никто точно не знает, когда начата картина.
  • Полотно не закончено.
  • Название – это ошибка правописания. «Мона» – краткая форма «Мадонна».
  • «Мона Лиза» не совсем совершенна. У женщины нет бровей.

  • Картина с повреждением. В 1956 г. был кинут камень в место над левым локтем женщины.
  • Леонардо да Винчи был необычным человеком. Это не только живописец, но и изобретатель, ученый, скульптор, инженер, архитектор. Он даже придумывал фасоны дамских сумочек!
  • Личные записи художник делал справа налево, левой рукой и зеркальным способом, расчленял трупы, чтобы понять строение мышц.

  • Живописец оставил после себя маленькое живописное наследие – всего 20 полотен.
  • Леонардо да Винчи очень хорошо играл на лире и хорошо пел.
  • Чаще всего мастер изображал женщин.

«Для русской кисти первый день»: Карл Брюллов (1799-1852) и «Последний день Помпеи»

  • Тысячи людей в 1834 г. осадили Академию художеств Санкт-Петербурга, чтобы увидеть «Последний день Помпеи» .
  • Созданию этого полотна художник посвятил целых шесть лет.
  • В первых набросках было еще одно действующее лицо – грабитель. Но потом художник его убрал.

  • Картину К. Брюллов создавал для Демидова. Заводчик потом подарил ее .
  • Прогулка по руинам Помпеи сильно вдохновила живописца. Он даже участвовал в археологических раскопках.
  • Брюллов сделал себя одним из персонажей – мужчиной с этюдником на голове.
  • Несколько женщин на картине имеют черты возлюбленной творца – Юлии Самойловой.

  • Погибшая женщина на первом плане – символ падения Античности.
  • Брюллов стал тем, кто открыл путь российским художникам. Его картины выставлялись как руководство для начинающих живописцев.· После написания полотна «Последний день Помпеи» мастера начали называть «божественный Карл».

  • Картина стала первым русским полотном, прогремевшим на весь мир.
  • Художник был глуховат на одно ухо из-за пощечины, которую нанес ему отец.
  • «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день», – так восклицал поэт Е. А. Баратынский.

  • В мастерской у Брюллова часто можно было услышать стихи – под чтение вслух художнику легче работалось.
  • Некоторые картины живописца дописывали его ученики.
  • Этой картине даже посвятил стих .

Союз 14 лучших художников: передвижники

  • Их история началась в 1863 г, когда выпускники Петербургской Академии искусств потребовали права свободного выбора темы конкурсной работы для того, чтобы получить золотую медаль. Им отказали. Тогда появилась "Артель художников", включающая живописцев из Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Более известное название соединения – "Товарищество передвижных художественных выставок".

  • Художники были недовольны лозунгом Академии художеств – «Искусство для искусства». Они провозглашали, что искусство должно быть для людей.
  • Первая выставка прошла в Петербурге в 1871.
  • Одним из основателей сообщества был . Самые известные его картины – «Неизвестная» и «Неутешное горе».

  • О полотне «Неизвестная» И. Н. Крамского ходит много мнений. Некоторые считают, что И. Н. Крамской изобразил Анну Каренину. Другие предполагают, что это жена декабриста. Иногда звучит мысль, что это актриса или дочь художника. Многие путают женщину с героиней стихотворения «Незнакомка» .
  • Художников активно поддерживал П. Третьяков, многие произведения передвижников и теперь хранятся в его галерее – одном из самых крупных и известных музеев России. Именно в ней можно увидеть полотно "Иван Грозный и сын его Иван" , "Утро стрелецкой казни" , "Над вечным покоем" И. И. Левитана и многое другое.

Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван"
  • И. Н. Крамской часто работал в портретном направлении, его кистью нарисованы , М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Шишкин, П. А. Третьяков.
  • Персонажами жанровых произведений И. Н. Крамского чаще становятся женщины, а портретов – мужчины.
  • В. И. Суриков предпочитал создавать картины, где главным героем был весь народ, как на полотне «Утро стрелецкой казни».

  • Почти на всех полотнах присутствует церковь.
  • Именно Исаака Левитана считал «лучшим русским пейзажистом».
  • Больше всего И. И. Левитана вдохновляла Волга. Особенно ему нравилось местечко Плес, церковь которого видна на картине «Над вечным покоем».

  • В. И. Суриков большое значение придавал деталям. К таким большим картинам, как «Барыня Морозова», он всегда делал много этюдов.
  • Картина «Русалки» И. Н. Крамского создана по мотивам «Майской ночи» .

Песнь о море: Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)

  • Один из самых талантливых художников являлся меценатом и коллекционером.
  • Он родился в Феодосии, с детства видел море и корабли.
  • "И. К. Айвазовский" стало действительно настоящим именем художника в 1841. До этого к нему официально обращались как к Ованесу Айвазяну.

  • Художник прекрасно играл на скрипке.
  • Он стал первым русским живописцем, чьи картины были на выставке в Лувре.
  • У художника было четыре дочки. Он сильно беспокоился, что его фамилия не передалась внукам. И поэтому усыновил сына старшей дочери.

  • На некоторых картинах есть подпись «Гай». Ведь отец мариниста, приехав в Феодосию, сменил фамилию на "Гайвазовский".
  • Пучина и суда чаще всего появляются на полотнах этого художника. Но есть и полотна с пейзажами Востока, и на религиозную тему.
  • Живописца еще при жизни назвали первооткрывателем жанра морской живописи в Риме.

Картина Ивана Айвазовского "Наваринский бой"
  • За батальные картины морских сражений творца обожал флот.
  • В 1846 г. во время выставки к десятилетию творческой деятельности И. К. Айвазовского в Феодосию прибыла эскадра военных кораблей под командованием В. А. Корнилова, чтобы поздравить юбиляра.
  • Самая известная картина И. К. Айвазовского – "Девятый вал". По мастерству ее сравнивали с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал"
  • Название «Девятый вал» появилось из-за того, что во многих странах моряки считают именно эту волну по счету самой разрушительной.
  • Картина "Девятый вал" так понравилась Третьякову, что тот захотел ее купить себе в галерею, но полотно хранится в Русском музее. В Третьяковской галерее можно увидеть более двух десятков картин мариниста, в том числе "Радугу" и "Черное море".

Картина Ивана Айвазовского "Черное море"
  • Живописец за жизнь создал около 6 000 картин самых разных форматов.
  • Айвазовский никогда не писал с натуры, только задумчиво и тщательно рассматривал объект, а потом рисовал его в своей мастерской.
  • Люди получались у Айвазовского плохо, поэтому картина "Прощание Пушкина с морем" написана в дуэте с Репиным.

Картина Ивана Айвазовского "Пушкин на берегу Чёрного моря"
  • На любом полотне художника, будь то шторм или сражение, всегда присутствует образ надежды.
  • Полотна живописца часто становятся объектами краж.
  • Маринист получил десять орденов. Пять из них (те, которые ему вручили в Турции) он выбросил в море.