Музей (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) - научное и просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественноисторических коллекций.

Первый музей (Мусейон) возник в 3 в. до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины. Коллекции памятников старины - оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки собирались еще со 2-го тысячелетия до н. э. К крупнейшим относятся библиотеки храма в Ашшуре (2 в. до н. э.) и дворца в Ниневии (7 в. до н. э.), Архив иньских оракулов в Китае.

Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы. Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре - в Междуречье. Коллекционер, живший в 6 в. до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к 3-му тысячелетию до н. э. После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей. Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.

Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специфических научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Наименование «музей» присвоил в 15 в. своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи. Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении 17-19 вв. возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.

Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде; в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей, в 1862 г. - открыт Национальный музей древностей Франции, в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны. В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в 19 - начале 20 в. музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.

Современные исторические музеи имеют либо широкий общеисторический профиль (национальные, региональные, городские музеи), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические, этнографические музеи), самостоятельным отраслям исторической науки (военно-исторические музеи). Углубляется специализация музеев, возникают новые типы музеев в рамках отмеченных специализаций. Вместе с тем коллекции многих музеев складывались в процессе сложного исторического развития, поэтому многие из них объединяют художественные памятники: картины, скульптуры, нумизматические, археологические собрания, этнографические коллекции, рукописи, книги и т. д. Это определяет специфику крупнейших мировых собраний, таких, как Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Государственные музеи Берлина, Венский художественно-исторический музей, Эрмитаж. Появляются такие новые виды исторических музеев, как музеи фирм и компаний. Пример такого музея, в котором собрана богатейшая коллекция изделий из стекла, - Корнинг музей в США.

Эрехтейон - третий храм Афинского акрополя. Его отличительные черты - асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек - кариатидами. Конец 5 в. до н. э.

Существуют специальные музеи истории горного дела (немецкий Музей горного дела в Бохуме), музыкальных инструментов (Вена, Художественно-исторический музей), музеи истории науки и технологии (Национальный технический музей в Праге, «Дворец открытий» в Париже, Национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» в Милане), истории почты (Будапешт, Стокгольм), транспорта, самолетов и космических кораблей (Национальный музей Воздуха и Космоса в США), музеи и коллекции исторического профиля, посвященные какой-то одной категории памятников (Национальный музей костюма в Париже, многочисленные музеи керамики и прикладного искусства). Современные исторические музеи все больше приобретают значение научно-исследовательских центров, проводящих самостоятельные исследования, археологические, археографические, этнографические экспедиции, применяющих новейшие естественнонаучные методы. Своеобразным объединением, включающим научно-исследовательские институты и музеи различного профиля, в том числе исторические, является Смитсоновский институт в США. Примером современного исторического музея может служить входящий в него Национальный музей американской истории с отделами социальной истории и истории культуры, истории науки и технологии. Здесь хранятся документы по американской истории, коллекции керамики, стекла, костюмов, графики, тканей, музыкальных инструментов, а также национальные филателистическая и нумизматическая коллекции.

Историческими музеями являются музеи исторических памятников, включающие древние историко-архи- тектурные комплексы, такие, как акрополи античных городов, королевские замки, средневековые соборы. Помимо архитектурных сооружений, скульптуры здесь можно увидеть произведения живописи, старинные документы, различные находки, сделанные при реставрационных работах.

В большинстве стран, в том числе и у нас, в настоящее время созданы национальные музейные объединения, ассоциации, которые входят на правах национальных комитетов в Международный совет музеев (ИКОМ). В рамках ИКОМ действуют различные комитеты, объединяющие музеи по их профилю, в частности работает Комитет исторических музеев. Археологические музеи хранят и экспонируют древние и средневековые памятники материальной культуры и искусства. Собственно археологические музеи возникли лишь в 19 в. на базе частных, дворцовых или церковных собраний древностей. К крупнейшим из них относятся Национальный и Археологический музеи в Риме; Национальный музей в Неаполе, в котором хранятся находки из раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума; Национальный археологический музей в Афинах, Национальный музей древностей Франции в Сен- Жермен-ан-Лэ, музей Эшмола в Оксфорде, Египетский музей в Каире.

Экспонаты Эрмитажа расскажут об истории, культуре, искусстве многих народов мира.

Крупные археологические собрания имеются в Лувре, Британском музее, Государственных музеях Берлина, Метрополитен-музее. В зависимости от специализации выделяют музеи греческой, римской, этрусской, галло-римской археологии (Музей Виллы Джулия в Риме, Римско-германский центральный музей в Майнце, Музей галло-римской цивилизации в Лионе, Пергамон-музей в Берлине, коллекции Лувра, Британского музея, многочисленные археологические музеи Греции, Италии, Кипра, Турции), музеи ближне- и средневосточной археологии (Музей Дамаска, Музей Ирака в Багдаде, Боде-музей в Берлине), музеи и коллекции дальневосточных древностей (Археологический музей в Хошимине, Музей восточноазиатского искусства в Берлине, Галерея искусств Фрира Смитсоновского института), музеи доисторических древностей и археологии (Венский естественно-исторический музей, Музей Шлезвиг-Гольштейна, Археологический музей Познани), средневековых древностей и археологии (Народный музей Праги, Музей Клюни), музеи американской археологии (Национальный музей в Вашингтоне).

К археологическим музеям относятся музеи-заповедники под открытым небом. Они экспонируют открываемые археологами древние города и поселения. Раскопанные архитектурные комплексы консервируются, иногда частично реставрируются. В специально построенных небольших помещениях показываются открытые археологами находки. Такие музеи особенно широко практикуются для показа античных городов. Посетители могут пройти по улицам Помпеи, побывать в тронном зале Кносского дворца на о. Крит. На окраине Будапешта создан музей-парк на месте римского города Аквинкума. Подобные музеи имеются и у нас на юге - в Анапе (древняя Горгиппия), Севастополе (Херсонес), в грузинском городе Вани. В археологическо-архитектурных музеях-заповедниках применяются новые формы знакомства публики с историческими памятниками, как, например, в древнеримском городе Аугсте в Швейцарии.

Здесь в реставрированном античном театре даются представления, а в реконструированной древней пекарне приходящие на экскурсию школьники, размалывая зерно, делая тесто и выпекая булки, узнают, как римляне выпекали хлеб. Здесь же восстановлен настоящий «римский» дом. Такое знакомство с прошлым позволяет лучше понять жизнь наших предков, способствует сохранению старинных обычаев, являющихся частью общечеловеческого наследия.

Благодаря успехам подводной археологии в последние десятилетия созданы музеи, в которых представлены древние находки, поднятые со дна озер, морей и океанов. Один из таких интереснейших музеев - Бодрум- ский музей подводной археологии в Турции. Его главный экспонат - останки корабля, затонувшего около 1200 г. до н. э. у мыса Гелидонья. Выставляются здесь и предметы, найденные на древних судах: амфоры, монеты, слитки металлов, личные вещи потерпевших кораблекрушения, в том числе ювелирные изделия. Известен своими экспонатами, в основном средневековыми и нового времени, Норвежский морской музей. Иногда создаются специальные музеи для экспонирования одного древнего корабля. Такие музеи построены в Гизе для погребальной ладьи фараона Хеопса, в гавани Марселя - для римского корабля, в Портсмуте - для корабля «Мери Роуз» эпохи Тюдоров.

Этнографические музеи хранят коллекции, характеризующие культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. Этнографические музеи и этнопарки возникли в конце 19 в. Часть музеев чисто этнографические (музеи в Амстердаме и Стокгольме, Датский национальный музей, Музей П. Риверса). Одновременно существуют музеи, объединяющие как археологические, так и этнографические коллекции. Крупнейший музей, объединяющий антропологические, археологические и этнографические собрания, - Музей человека в Париже, основанный в 1930 г.

Большинство этнографических музеев создано в эпоху колониальной экспансии. Многие музеи такого рода, открытые в Африке и Азии, были детищами колониальной администрации; цель их состояла в том, чтобы увлечь население метрополий экзотикой колоний и оправдать свое присутствие там. Их коллекции включали самые разнообразные и совершенно не связанные друг с другом предметы (преимущественно маски, статуэтки, украшения), собранные путешественниками, миссионерами, колониальными чиновниками. В Европе крупнейшими музеями такого типа считаются Голландский колониальный музей в Гарлеме, Лейденский музей, Музей Центральной Африки в Бельгии.

В наше время с характерной тенденцией к нивелировке национальных форм быта наблюдается широкий интерес к национальным формам традиционной культуры. В связи с этим создаются новые этнографические музеи и возрастает роль этнографических материалов в экспозициях исторических, краеведческих, художественных музеев. Национальные этнографические музеи имеются практически во всех странах мира. В некоторых из них найдены интересные выставочные решения. Так, создаются трехмерные экспозиции, в которых используются подсветка, звукозапись, кинопроекция, показ слайдов; иногда для большей достоверности устроители прибегают даже к имитации запахов. Пример такого подхода - Музей Милуоки в США, Музей тропиков в Амстердаме и Институт Содружества в Лондоне.

В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности "Музеология".

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета по специальности «Музеология» Казань 2008 УДК 069 ББК Ш5.101 Утверждено к печати кафедрой музеологии исторического факультета Казанского государственного университета (протокол № 11 от 1 июля 2008 г.) Печатается по решению учебно-методической комиссии исторического факультета Казанского государственного университета Научный редактор И.Б. Сидорова Алмазова Н.С., Бикеева Н.Ю. История музеев мира: Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Музеология». – Казань, 2008. – 28 с. В пособии представлена программа курса истории музеев мира, список тем для итогового коллоквиума, список источников и литературы. Также в пособии содержится перечень экзаменационных вопросов и глоссарий. Программа подготовлена на основании соответствующего общего курса, читаемого на историческом факультете и предназначенного для студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музеология». © Н.С. Алмазова, Н.Ю. Бикеева, 2008 © Казанский государственный университет, 2008 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История музеев мира» посвящен основным периодам формирования музея как социокультурного института. В курсе рассматриваются роль и значение музея в контексте мировой истории и культуры. Цель курса - дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института от античности до современности; ознакомить их с многообразием типов музея; продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи. Задачи курса: рассмотреть этапы эволюции музея как специфического социокультурного института; показать развитие представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи; проследить становление и динамику основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.); ознакомить студентов с историей наиболее значительных музейных собраний мира. В результате освоения курса студент должен: знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности; знать этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки); ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 часа) Предмет курса. Структура курса. Понятийный аппарат. Музей. Коллекция. Понятие музея как социокультурного института. Источники и литература. ТЕМА 1. МУЗЕИ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ (8 часов) Коллекционирование в Древней Греции. Понятие музейона. Протомузейные коллекции Древней Греции: святилища, храмы, пинакотеки, стои. Дельфы, Олимпия, Афинский Акрополь. Коллекции и коллекционеры эпохи эллинизма. Александрия, Пергам. Коллекционирование в Древнем Риме. Понятие museum. Частные собрания в Древнем Риме. Общественные собрания в Древнем Риме: храмы, форумы, портики, виллы. Состав коллекций. Коллекционеры Древнего Рима. Элементы музейной деятельности в античности: хранение, экспонирование и показ коллекций. ТЕМА 2. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (6 часов) Особенности исторического сознания в средние века. Формирование ценностного отношения к вещи. Реликвии, культовая утварь. Возникновение и развитие церковных сокровищниц: Монца, Сен-Дени, Конк, Сен-Шапель. Светские сокровищницы, их функции и значение. Герцог Жан Беррийский – первый средневековый коллекционер. ТЕМА 3. МУЗЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (12 часов) Исторические предпосылки возникновения музеев в эпоху Возрождения. Движение гуманистов. Античное наследие в ренессансной культуре. Ренессансные экспозиции: студиоло, гардеробные, антикварии, галереи, оружейные, кунсткамеры, кабинеты, музей. 4 Коллекционеры эпохи Возрождения. Выдающиеся собрания светских и духовных магнатов. Галереи Уффици и Питти. Антикварии Ватикана. Кабинеты и кунсткамеры Центральной Европы. Кабинет Амербахов в Базеле. Кунсткамера Рудольфа II в Праге. Кабинеты естествоиспытателей. Появление музеографии. С. Квиккиберг и его «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной». ТЕМА 4. XVII ВЕК: СТАРОЕ И НОВОЕ В МИРЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ (6 часов) Социальные функции художественных собраний в «золотой век» коллекционирования. Художественные коллекции европейских монархов и их приближенных. Эстетика дворцовых галерей. Формирование основных художественных собраний Европы: история собрания; состав коллекций; особенности систематизации и экспонирования; ведущие направления музейной деятельности. Естественно-научные кабинеты. Анатомический кабинет Ф. Рюйша. ТЕМА 5. МУЗЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (6 часов) Возникновение первых публичных музеев в Англии. Феномен публичного музея и его особенности. Королевские музеи Франции, Англии, Испании, Австрии, Скандинавии. Обзор истории формирования, состав коллекций, социальный статус музеев. Нововведения в экспонировании произведений. Каталог коллекций музея, его общественная и культурная роль. ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ (12 часов) Наполеоновские войны и музейное строительство. Новые социальные функции музея. Музей Наполеона. Д. Виван-Денон. Пинакотека Брера. Рейксмузеум. Прадо. Реституция художественных ценостей. Музей и национальное самосознание. Немецкий романтизм и концепции национальных музеев Германии. Глиптотека, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене. Музейный остров в Берлине. Музеи национального искусства. Лондонская национальная галерея. Музеи 5 национальной истории и культуры. Музеи Австро-Венгрии. Особенности музейного строительства на американском континенте. Метрополитен-музей. Наука и музей. Дифференциация научного знания. Роль естественнонаучных, археологических и этнографических коллекций в создании основ научной систематики, методики научных исследований. Роль первых всемирных выставок Европы в формировании просветительской миссии музея. Концепция музея в Южном Кенсингтоне и проблема искусства и промышленности в культуре XIX в. Возникновение профильных музеев Художественные музеи. Музеи слепков. Музеи естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. У.Г. Флауэр. Музеи науки и техники. Музей искусств и ремесел в Париже. Музей науки в Лондоне. Немецкий музей в Мюнхене. Музеи под открытым небом. Скансен. ТЕМА 7. МУЗЕИ В ТОТАЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ (6 часов) Новые функции музейных коллекций. Появление первых профессиональных объединений музейных специалистов. Музеи фашистской Италии и нацистской Германии как инструмент националистической пропаганды. Превращение музеев в СССР в 20- 30 гг. ХХ в. в политико-просветительское учреждение. Особенности классового и идеологического подхода к искусству и подготовке кадров для музейной работы. Музейные распродажи. ТЕМА 8. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НОВАЦИИ В МУЗЕЙНОМ МИРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (6 часов) Музейный бум в послевоенной Европе, расширение музейной сети. Международные организации и культурное наследие. Появление музейных комплексов нового типа: музеефицирование кварталов и городов: музеи быта, промышленной археологии; распространение "скансенов", возникновение экомузеев. Научно-технический прогресс и техническое образование. Развитие сети технических музеев и их типология: музеи почты, печати, транспорта, космонавтики, промышленности и др. Художественные музеи: новые подходы. Музей современного искусства как музей эпохи постмодернизма. 6 Музейная архитектура и новые типы коммуникации в музее. Особенности организации и взаимодействия с посетителем. Модернизация традиционных музеев Внимание к непрофессиональным формам художественного творчества; к примитивному искусству; к творчеству женщин и национальных меньшинств; к маргинальным культурам. Новые принципы организации музейной среды. Историческая анимация, организация виртуального пространства как один из основных принципов экспозиции третьего тысячелетия. Проблема виртуальных музеев и музейных сайтов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа) ИТОГОВЫЙ КОЛЛОКВИУМ (4 часа) ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДОКЛАДОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОЛЛОКВИУМА 1. Вашингтонская национальная галерея. История создания и современное состояние галереи. 2. Датский национальный музей древностей. История создания и современное состояние музея. 3. Дворец открытий в Париже. История создания и современное состояние музея. 4. Музей Альгамбра. История создания и современное состояние музея. 5. Музей «Васа» в Стокгольме. История создания и современное состояние музея. 6. Музеи Ватикана. История создания и современное состояние музеев. 7. Музей Виктории и Альберта в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 8. Музей д’Орсэ. История создания и современное состояние музея. 9. Музей естествознания в Лондоне. История создания и современное состояние музея. 10. Музей Питт-Риверса, Фарнем. История создания и современное состояние музея. 11. Музей Прадо. История создания и современное состояние музея. 7 12. Музей «Ущелье Айронбридж» в Великобритании. История создания и современное состояние музея. 13. Мюнхенский музей естествознания и техники. История создания и современное состояние музея. 14. «Скансен», Стокгольм. История создания и современное состояние музея. 15. Старая Пинакотека в Мюнхене. История создания и современное состояние пинакотеки. 16. Старый музей (Altes Museum) в Берлине. История создания и современное состояние музея. 17. Центр Помпиду. История создания и современное состояние музея. 18. Венский музей истории искусства. История создания и современное состояние музея. 19. Смитсоновский музей в Вашингтоне: история, профили музея, новые экспозиции. 20. Музей Ля-Валетт и Жеода: современные тенденции французской музеологии. СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ 1. Коллекционирование в древней Греции (понятия сокровищниц, музейонов, состав коллекций, знаменитые коллекционеры эпохи эллинизма). 2. Древний Рим: частное коллекционирование и общественные собрания. 3. Сокровищницы средневековья (коллекции, функции, знаменитые коллекционеры). 4. Эпоха Ренессанса и рождение европейского музея. Типы музейных собраний, состав и организация. 5. Знаменитые коллекционеры и выдающиеся собрания эпохи Ренессанса. 6. Художественные коллекции европейских монархов в эпоху Просвещения (типы, состав коллекций, функции). 7. Естественно-научные кабинеты эпохи Просвещения (особенности функционирования). 8. Возникновение первых публичных музеев, их особенности. 8 9. Музейная политика на рубеже ХVIII – XIX вв. (Наполеоновская Франция и новые социальные функции музеев). 10. Музеи Х1Х века: от универсальных собраний к специализированным музеям. (основные типы, функции). 11. Роль музея в формировании национального самосознания. 12. Художественные музеи Х1Х века. 13. Музеи естественной истории Х1Х века. 14. Музеи науки и техники в Х1Х веке. 15. Музеи под открытым небом на рубеже Х1Х – ХХ веков. 16. Музеи в первой половине ХХ века: влияние тоталитарных режимов на деятельность музея. 17. Новые тенденции в музейном мире во второй половине ХХ века. (принципы организации музейной среды). 18. Музеи Европы в ХХ в.: специфика музейной деятельности. 19. Музеи Америки и Азии в ХХ веке: общее и особенное. 20. Экомузеи, их особенности. БИБЛИОГРАФИЯ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА» Учебные пособия и основная литература: 1. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 2. Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции: Учебное пособие. М., 2007. *** 3. Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция Музея д"Орсе в Париже // Museum. 1988. № 154. 4. Аринзе Э.Н. Африканские музеи: необходимость перемен // Международный журнал «Museum». 1998. № 3 (197). 5. Аскус Л. Музей Королевской Академии изящных искусств в Мадриде // Museum. 1986. Т. 155. 6. Асоян Н.И. Художественные музеи Америки // США: экономика, политика, идеология. 1991. № 2. 7. Афинский музей для слепых: просвещение инвалидов // Museum. 1989. № 162. 9 8. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. Старая пинакотека. Новая пинакотека. Новая государственная галерея: [Альбом] / Сост. и автор текста М.Я. Либман. М., 1972. 9. Базельский художественный музей: Альбом / Авт.-сост. Т.Н. Букреева. М., 1987. 10. Балаш А.Н. Частное коллекционирование памятников греческого искусства в античном Риме // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / Санкт-Петербургская Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997. 11. Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л., 1958. 12. Белозерова В.Г. История музеев и реставрационного дела в КНР (до "культурной революции") // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Т. 6(36). М., 1980. 13. Белостоцкий Я., Валицкий М. Европейская живопись в польских собраниях 1300-1800. Варшава, 1958. 14. Блистательный Дрезден: Искусство и художественные собрания во времена Августа II и Августа III. (1694-1763). Каталог выставки. М., 1989. 15. Большой Лувр. Сообщение Международного журнала «Museum». 1995. № 1 (183). 16. Брагинская Я.В. Fata Libelli. (Судьба книги Филострата Старшего «Картины») // Античность в культуре и искусстве последующих веков / Материалы научной конференции. ГМИИ 1982. М., 1984. 17. Браунинг Р. К вопросу о возвращении скульптур Парфенона // Museum. 1984. № 141. 18. Британский музей. Лондон: Альбом / Авт.-сост Б.И. Ривкин. М., 1980. 19. Британский музей. Лондон. Сокровища Британского музея: Каталог по искусству. Пер. с англ./ Сост. Ф. Фрэнсис. М., 1984. 20. Будапештские музеи. / Пер. с венгер. Будапешт, 1985. 21. Ватикан: [Альбом]. Пер. с итал. / Карло Пьетранджели и др. М., 1998. 22. Вулих Я.В., Неверов О.Я. Роль искусства в пропаганде официальной идеологии принципата Августа // Вестник древней истории. 1988. № 1. 23. Гайсмайер И. Дискуссия вокруг проблемы: Берлинская картинная галерея - история и будущее // Творчество. 1991. № 10. 24. Галерея Питти. Флоренция: [Альбом] / Сост. и автор текста И. Смирнова. М., 1971. 10

Существуют следующие подходы к музееведению:

    музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

    музееведение - теория и методика музейной работы, т.е. прикладная вспомогательная научная дисциплина;

    музееведение - сумма методических и технических приемов музейной деятельности.

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функ­ционирование в различных исторических условиях, музейную политику, фор­мирование музейной сети и организацию музейного дела.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предме­тов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использова­ния музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

    Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хране­ния музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

    Техника музейной работы.

    Организация музейного дела - менеджмент и маркетинг.

2. История музеев мира

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. На­чиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возника­ли библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто рас­полагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз - Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax - картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощеч­ках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись храни­лищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих ме­мориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрите­лям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «каби­нет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали на­зывать сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редко­сти» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широ­кой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распо­ряжению в 1703 I. при Московском госпитале был создан Анатомический те­атр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы, посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и карто­графические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демокра­тизации традиционного музея способствовали его качественной трансформа­ции. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи му­зейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков

Занятие в объединении «Память»

«Музеи мира»

«В музее оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений»

Цель: - сформировать у учащихся представление о музеях мира;

- создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи: – расширить знания школьников об истории музеях мира;

Формировать умение получать информацию из различных источников;

Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны; патриотические чувства и нравственные качества личности.

Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой Родины и всей страны.

Форма проведения: виртуальная и реальная экскурсия по музеям

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Музеи мира», «Музеи древности», стихи о музеях, словарь В. Даля и энциклопедический словарь, видео ролик.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

Сегодня мы подвести итоги за год, и конечно узнаем что-то новое, познакомимся с музеями разных стран, совершив виртуальную экскурсию, которую вы подготовили.

Я пригласила к нам в гости самого главного заведующего всеми архивами, знакомьтесь – Архивариус.

- Ребята, скажите, что такое музей?

(ответы учащихся : места, где хранятся предметы старины)

Юля, тебе было задание найти определения в интернете определение музея.

(Юля зачитывает)

Музей – это храм, в котором бережно собираются и сохраняются памятники материальной и духовной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества. Бесценные коллекции живописи, предметов интерьера и быта, скульптуры, собрания монет, книг, памятников естественной истории – это многовековое наследие, ценность которого только будет расти из года в год, и богатство, которое принадлежит всему человечеству.

А какие бывают музеи?

(ответы учащихся : музеи бывают краеведческие, художественные)

Андрею было задание найти в словаре, какие бывают музеи.

(зачитывает с. 327)

Архивариус, а что вы можете нам сказать по этому поводу? Может наши сведения требуют уточнения?

Архивариус:

Ребята сказали всё верно, я лишь немного уточню:

« Музей это научно – исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Виды музеев : естественно - научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие.

Уважаемый Архивариус, спасибо вам за помощь.

Итак, ребята, давайте обобщим сказанное (1 слайд)

Ребята, ежегодно 18 мая люди отмечают профессиональный праздник работников всех музеев мира, в том числе и экскурсоводов, которые проводят огромную просветительскую и педагогическую работу. Так что я всех вас поздравляю с этим праздником, который был 2 дня назад.

И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края.

Информацию об этом празднике нам нашли Эля и Ева.

Какова же история этого праздника?

(зачитывает Эля)

История Международного Дня музеев

Международный День музеев ежегодно отмечают 18 мая. История праздника тесно связана с созданием в 1946 году Международного Совета музеев, который поставил главной целью оказывать всестороннюю поддержку деятельности музеев.

К работе Совета сразу же присоединились представители более чем 115 стран, в том числе и СССР. Именно по инициативе Советского Союза в 1977 году был учреждён новый профессиональный праздник – Всемирный День музейных работников . В первый раз торжества прошли в 1978 году. В наше время праздник широко отмечается уже в 150 странах мира. Ведь почти в любом государстве есть немало музеев, которые составляют его национальное достояние.

В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты,

рассказывают, просвещают. К празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, в музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проходят музейно-театральные представления.

В конце 90-х гг. появилась традиция в рамках праздника проводить специальную культурную акцию «Ночь музеев», в эту ночь многие музеи закрываются очень поздно либо работают всю ночь. Вход в музеи бесплатный.

Спасибо, а теперь расскажите нам о традициях этого праздника.

(зачитывает Ева)

Традиции Международного Дня музеев

В честь праздника в музеях и галереях мира устраивают тематические экспозиции, выставки с участием молодых художников, проводят специальные мероприятия для специалистов и широкой общественности, экскурсии для детей школьного и дошкольного возраста. В праздничный день во многих галереях проходят научно-популярные лекции и конференции, посвященные вопросам развития музеев.

С развитием интернет технологий шедевры мирового искусства становятся доступными все более широкому кругу людей. Теперь посмотреть лучшие мировые коллекции можно в виртуальных музеях, популярность которых растет день ото дня. Такая виртуальная экскурсия есть и у нас о нашем Зале Боевой Славы.

Спасибо девочки, мы много узнали об этом празднике.

Каждый музей по – своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого.

Обычно музейные экспонаты выставляются на всеобщее обозрение, а те, что не вписываются в экспозицию, находятся в хранилищах.

Интересно, а как же все начиналось?

Архивариус:

Ребята,

Без прошлого, будущее не создать,
Каждый гражданин это должен знать,
Нас привлекает история всегда,
В музеи мы приходим, как в прошлые века.

О музеях древности нам подготовили Диана и Алёна

Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами».

В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев.

С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве.

Мы подготовили небольшую презентацию о «Музеях древности»

Презентация «Музеи древности»

В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «музеи».

Спасибо большое.

В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Архивариус: Ребята,

Всегда народ реликвии берег,

Сокровища от глаз чужих стерег

В церквях, соборах и монастырях,

А сам о них знал только на словах.

Но Петр Первый строго повелел,

Чтоб русский люд сокровища узрел,

И в Петербурге был открыт музей

На обозренье всех простых людей.

Тот век сменился не одним уж веком,

Но все, что создавалось человеком,

Хранят теперь в музеях всей страны

Ценители древнейшей старины.

Они сосредоточенны и строги,

В лабораториях, архивах, словно боги,

А с публикой приветливы, умны,

Нам открывая тайны старины.

В конце XVII – начале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции.

О знаменитых музеях мира виртуальную экскурсию нам готовили Ксения и Кристина.

Мы подготовили презентацию о «Музеях мира»

(показ) Презентация «Музеи мира»

Спасибо девочки, да, эти музеи известны на весь мир. Но почти в каждом населенном пункте любой страны есть и свой краеведческий музей, в котором хранятся раритетные предметы, связанные с его историей и этапами развития.

И у нас есть такое место, это историко-краеведческий уголок, или «Зал Боевой славы», в котором будет храниться история наших предков, история хутора, история Весёловского района, история нашей страны.

Архивариус:

Музей и память….

Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Историю ведь знать мы все должны.

А сейчас от виртуальных экскурсий перейдём к экскурсии реальной.

Уважаемый Архивариус, вот несколько слов о том, как появились здесь эти экспонаты.

В 1963 году в Казачинской школе был организован отряд следопытов, который собирал материал о погибших воинах, под руководством учителя истории Черкасовой Л.И. А в 1972 году был создан Казачинский историко – краеведческий музей «Боевой Славы». В здании школы он просуществовал 43 года, после закрытия школы эти ценные музейные экспонаты обрели свой новый уютный дом в нашем доме культуры.

Архивариус: Спасибо Елена Викторовна.

Сюда идут, чтоб научиться

Искусством души согревать,

Чтоб не разрушились традиции

Добро культуры воспевать.

И так, в этом зале находятся 4 экспозиции по темам:

- «История нашего хутора»

Герой октябрьской революции «Е.П. Огнев»

Герои гражданской войны «Б.М. Думенко»

Раздел о «ВОВ»

У каждого есть на земле самый дорогой сердцу уголок. Большой ли это город или крошечный поселок, село, станица, или хуторок, затерянный меж степных холмов, богата ли здесь природа или скудна – неважно. Но, если здесь впервые мы ощутили солнечный мир, познали первые радости и первые невзгоды, если здесь промчалось наше безмятежное, а быть может, и трудное детство, отшумела юность, здесь мы сделали первые шаги в большую жизнь, здесь наш дом, родные, близкие, друзья - для нас этот уголок самый родной. И так же верно, что любовь к родной стороне определяет любовь к Родине в целом! Но, не зная прошлого нашей Родины, мы не сможем оценить правильно настоящего.

Хутор – Казачий, а раньше он назывался Казачий Хомутец - самый старый на Маныче.

П ервые упоминания о нашем хуторе встречаются в архивных документах ещё за 1699 год - значит хутору уже 317 лет.

А сейчас давайте окунёмся в историю родного нашему сердцу Донского края, ну и конечно вспомним героев, что защищали нашу землю.

((стих. и ролик о Дон. крае))
(Макаренко Алёна)

А теперь послушаем наших экскурсоводов.

(рассказ ребят экскурсоводов)

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

(Федя)

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Мы будем достойными потомками того великого поколения. Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

(После экскурсии девочки читают стихи)

(Диана)
В нашем зале часто посетители –
Каждый найдёт для себя что-то важное –
Школьники, гости и просто родители,
Всё объясним и покажем здесь каждому.

(Ева)

Память хранится здесь о героях,
Тех, что в Великой войне победили.
Их ордена и трофеи напомнят
Подвиги, что в честь страны совершили.

(Настя)
Выставки, конкурсы и конференции,
Олимпиады и разные слёты,
Думаем, будет вне конкуренции
Вся проведённая нами работа.

(Ксюша)

Наследие наших предков мы усердно охраняем,
Историю села мы отлично знаете,
Каждый экспонат прошлого частица,
Давно минувших дней пожелтевшая страница.

(Кристина)

История, с нашей помощью оживает каждый день,
Часто рассказывать одно и тоже нам не лень,
Посетители нас слушают внимательно всегда,
Информацию о прошлом мы получаем сполна.

(Алёна)

В музеях хранится вещественно память,

Которую можно тихонько потрогать,

Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,

Былого величия мизерным крохам.

Ночами экскурсии водит здесь время,

Стуча очень тихо, пред прошлым робея.

Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт прошлых лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища (Акубаев Искандер), педагогические вузы (как Я и 2 моих одноклассницы,) Да, ребята, я тоже была экскурсоводом в Казачинской школе.

Музеи - это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные человеком. Поэтому музеи должны быть ближе к обществу и полностью для него открытыми.

Ребята готовили стихи о музеи, давайте их послушаем.

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.
Здесь дух неуловимый -
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

Мы по залам ходим-бродим,
Что-то ценное находим,
Нам здесь много неизвестно,
Оттого и интересно.

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.

В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Культуры и истории наследие, -

Все то, чем человечество гордится,

Все лучшее за многие столетия

В тиши музеев бережно хранится,

Здесь люди обретают вдохновение

И получают много впечатлений,

Здесь оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений.

Я пожелать хочу в наш век стремительный

Музеям не сдавать своих позиций,

Пусть в залах будет много посетителей

И новых интересных экспозиций!

Музеи – это наша жизнь, история, наше наследие и воспоминания...наша память….

Ребята, я думаю, что вы со мной согласитесь, что музей учат нас быть добрее и справедливее. А быть такими нам помогут “ Золотые правила ”.

Я хочу, что бы вы не только повторили их за мной, но вдумались и пропустили через душу.

Вот они:

  1. Береги своё достоинство.
    2. Береги достоинство другого!
    3.Весь мир – музей.
    4. Не будь вандалом!
    5. Почитай своих предков!
    6. Познай самого себя!
    7. Умей прощать!
    8. Передай добро по кругу!
    9. Культура даёт человеку счастье.
    10. Будь носителем культуры!

Архивариус :

Спасибо большое за приглашение посетить ваше занятие, все вместе мы сохраним память о прошлом для наших потомков.

Спасибо вам ребята за подготовку и работу на занятии.


Представляю вам самые известные и величайшие музеи мира. Кто будет находится поблизости с этими музеями, то обязательно загляните. Вы будете под впечатлением от увиденного.

На первом месте подобного списка однозначно будет находится Парижский Лувр.

Без сомнения, самый известный музей в мире, Лувр был средневековой крепостью и дворцом королей Франции прежде, чем стал музеем два столетия назад. Даже модернизация площади с добавлением стеклянной пирамиды в ее центре ничего не отнимает от исторического очарования Дворца Лувра. Коллекции музея, которые колеблются от рождения больших старинных цивилизаций к первой половине 19-ого столетия, среди самых выдающихся на планете. Вы найдете здесь работы самых известных художников в истории, таких как да Винчи и Рембрандт. Главной достопримечательностью Лувра является Мона Лиза Леонардо да Винчи.

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

У этого гигантского музея самая большая в мире коллекция картин. Это ошеломляющее место, освещающее историю мира от Каменного века до настоящих времен, а особенно внушительной является Золотая Комната с её удивительными драгоценными камнями. Музей Эрмитажа - наиболее посещаемый в России. Он сценически расположен вдоль области набережной в Центре Санкт-Петербурга. Это целый музейный комплекс, который включает шесть различных зданий уникального архитектурного дизайна. Без сомнения, Эмитаж - один из величайших музеев мира, выдающаяся достопримечательность Санкт-Петербурга.

Британский музей в Лондоне.

Здесь собраны миллионы произведений искусства со всех континентов. Галереи Британского музея посвящены Египту, Греции, римской цивилизации, Азии, Африке и средневековой Европе, прослеживая историю человечества и культуру. Здесь хранится мрамор Парфенона, который когда-то украшал Парфенон в Афинах. Музей привлекает шесть миллионов посетителей каждый год. Если Вы не можете добраться до египетского Музея, то можете рассмотреть самую большую и самую всестороннюю коллекцию древних египетских артефактов за пределами Каира прямо здесь. Впечатляет также новый читальный зал Британского Музея, который Вы видите на фото ниже:

Египетский музей в Каире.

В Египетском музее Каира Вы найдете самую полную коллекцию египетского искусства в мире. Среди тысяч сокровищ также известные экспонаты из гробницы Тутанхамона. В 1835 египетское правительство основало "Службу античных сокровищ Египта" в попытке остановить разграбление археологических памятников и устроить выставку собранных экспонатов. В 1900 было построено здание египетского Музея, где теперь хранится более 120,000 объектов с доисторической эры к греко-римскому периоду, включая древние скульптуры Сфинкса. Если Вы исследуете достопримечательности Египта, то не должны пропустить Египетский музей Каира.

Галерея Уффици во Флоренции

ЮНЕСКО оценивает, что 60% самых популярных художественных работ в мире находятся в Италии, а более чем половина из них расположена во Флоренции. Галерея Уффици во Флоренции поразит Вас до глубины души. Это определенно одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Созданный в 1870, музей Метрополитен хранит больше чем два миллиона произведений искусства со всего мира, от древности до современных времен. Вы найдете все, от исламских и европейских картин, до коллекций оружия и брони. Хотя есть много других великих музеев в Нью-Йорке, таких как Гуггенхайм, Метрополитен является одним из самых существенных. Это действительно один из величайших музеев мира.

Государственный музей в Амстердаме

Государственный музей (Rijksmuseum) расположен поблизости от центра Амстердама. Это один из величайших музеев, который обязательно стоит посетить во время поездки в одну из самых красивых европейских столиц. Музей выходит на один из культовых водных каналов Амстердама, в то время как с противоположной стороны находится просторная панорамная площадь с зеленой живописной лужайкой. Внутри Вы можете полностью погрузиться в искусство и периоды истории Нидерландов. С коллекцией почти 1 миллиона экспонатов, это идеальное место, чтобы побаловать себя вдохновляющими шедеврами Рембрандта, Франса Халса и других голландских художников. Подробнее о нем читайте в подборке лучших музеев Амстердама.

Музей Ватикана

Внушительный Музей Ватикана содержит 22 отдельных коллекции, в пределах от этрусского и египетского искусства к картам и современному религиозному искусству. Даже если Вы не религиозны, то все равно будете впечатлены чистой красотой и великолепием купола Микеланджело и спиральных колонн Бернини. Основными ценностями здесь является обновленная Сикстинская Капелла и Комнаты Рафаэля.