Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».

Тема: Мери и Печорин. История отношений.

Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе.

Как вы думаете, почему?

(здесь максимально раскрывается характер Печорина)

В отношениях с какими героями мы можем отследить характер Печорина?

Введение в тему.

Проследим, как развиваются отношения между Княжной Мери и Печориным

Где впервые встречаются эти персонажи?

(Печорин и княжна Мери впервые встречаются в Пятигорске, куда Печорин приезжает после военного задания. Княжна Мери с матерью лечатся на водах в Пятигорске).

Кто рассказывает Печорину о Княжне Мери? (Грушницкий)

Что интересует Печорина во внешности Мери? (ее зубы)

Какое отношение показывает этот интерес? (Печорин относится к женщине, как к лошади)

В какой главе мы уже успели заметить подобное отношение? (В главе «Бэла», когда Печорин обменял лошадь на девушку.)

Зачем Печорин начинает интересоваться Мери? (чувство зависти и азарт заставляют его увлечься княжной)

Как воспринимает Печорин взаимоотношения Грушницкого и Мери, подтвердите словами из текста. (Для Печорина их взаимоотношения игра, он не воспринимает их всерьез)

«Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.»

Работа с текстом

Как Печорин собирается завоевать Мери? (найдите подтверждение в тексте)

«Если хотите, я вас представлю...

— Помилуйте! — сказал я, всплеснув руками, — разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...»

(Печорин собирается сделаться героем для Мери, он спасет ее при первом удобном случае)

Как меняется отношение Мери к Печорину?

Ненависть

«ее взгляд, упадая на меня, выражал досаду, стараясь выразить равнодушие...»

«Княжна меня решительно ненавидит»

«Вчера я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет!.. Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство»

Раздражительность

«она говорит, что у тебя наглый взгляд, что ты, верно, о себе самого высокого мнения.»

«Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? он был с вами, тогда...»

«Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами.

«Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество»

«Я видел, что она готова упасть в обморок от страху и негодования.

Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, — потому, прибавил я, что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною.

— Ну, нечего делать!.. в другой раз! — сказал он, засмеявшись, и удалился к своим пристыженным товарищам, которые тотчас увели его в другую комнату.

Я был вознагражден глубоким, чудесным взглядом.»

Теперь Печорин для Мери благородный герой романа, цель Печорин достигнута.

«личико ее расцвело; она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки... Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится. Она наклонила головку и слегка покраснела.»

Влюбленность

«Все эти дни я ни разу не отступил от своей системы. Княжне начинает нравиться мой разговор; я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного».

Чтобы окончательно завоевать женское сердце, Печорин раскрывает тайны своего испорченного характера. Так он вызывает чувство жалости и сострадания у княжны.

Составим таблицу по эпизоду от 3-го июня. Мери и Печорин оказываются на узкой тропинке, ведущей к горе Машук.

«Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать;»

Отрицательные черты характера.

Природные качества

Следствие - появление отрицательных качеств

Обвинили в лукавстве

Скрытность

Чувствовал добро и зло

Отсутствие ласки, оскорбления

Злопамятность

Чувствовал себя выше других

Ставили ниже

Завистливость

Готов был любить весь мир

Никто не понял

Ненависть

Говорил правду

Не верили

Лживость

Сострадание

«В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!»

Как меняется отношение Печорина к Мери?

(Сперва он увлечен, азартен, для него стремление завоевать сердце Мери - это игра)

Как вы понимаете фразу: «Она недовольна собой: она себя обвиняет в холодности... о, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»

Подведение итогов

Печорин ловко и хитро идет к своей цели, он уверен в себе, и пока он стремиться завоевать сердце княжны Мери, его азарт наполняет жизнь смыслом. Но как только он добивается любви молодой княжны, ему вновь становиться скучно.

Домашнее задание: проанализировать монолог Печорина

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви»

Ответить на вопросы:

Зачем Печорин добивается любви княжны Мери?

Что поддерживает душевные силы Печорина?

Каково первое удовольствие Печорина?

Отчего Печорин счастлив?

«КНЯЖНА МЕРИ»

В повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с простыми людьми и людьми «естественными» -- горцами. И как бы эти люди не отличались друг от друга -- «смирные» или «хищные», -- их объединяет то, что по отношению к Печорину они -- дру-гой социальный круг. Печорин всюду оказывается чужим, при-шельцем из другого мира, вносящим смятение, раздор и стра-дания, нарушающим естественный, традиционный порядок жи-зни, ход ее событий.

Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже надоела. Он начал читать, учиться, и очень скоро убедился, что в том обществе, которое его взрастило, наука не может дать человек ни счастья, ни славы, в которых он видел смысл бытия. Жизнь обесценилась в его глазах, и его одолели скука, тоска - верные спутники разочарования.

С этого момента Печорин возвращается в социально близ-кую ему среду. Здесь даже восстанавливаются некоторые свя-зи: Грушницкий -- давний приятель, княгиня Лиговская (со-общает Печорину, что знала его мать и была дружна с его тетушками).

Что изменилось в его отношении с окружающими?

Он, более чем когда-нибудь, чужой и неприкаянный. Его влечет к общению с людьми, он по-прежнему полон любопыт-ства, но в то же время ироничен, насмешлив и колок. После объятий с Грушницким он сообщает о нем такую историю и с такой интонацией, что и у читателя не возникает к нему ника-кого уважения. В решительный драматический момент никого не осталось рядом с Печориным, только Вернер оказывается способным откликнуться.

В этой повести Печорин так же деятелен и активен, как и раньше.

Отличаются ли чем-нибудь его поступки в новой истории от тех, что были описаны в первой части?

Новелла «Княжна Мери» раскрывает коллизию добра и зла в образе Печорина и два его начала -- высокое «демоническое» и обыденное, «земное». Два слоя намечаются и в самосознании героя. «Высшее начало», демоническое, улавливается другими персонажами. Так, в монологе Веры видна «программа» харак-тера Печорина, и в ней Печорин не случайно напоминает лер-монтовского Демона. Но если в поэме «Демон» борьба добра и зла носит титанический характер, то в романе, в среде «водя-ного общества», конфликт во внешнем плане мельчится, а са-ма борьба захватывает характеры ничтожные и опускается до уровня оскорбленного мелкого самолюбия.

В первой части Печорин вел себя, как своевольный эгоист, себялюбец, но его поступки были «крупными», могли объяс-няться страстью, любовью, желанием общения, близостью с людьми. В «Княжне Мери» многие его поступки «мелкие». Он подслушивает, подсматривает, перетягивает к себе слушателей от княжны, чтобы ее позлить; перекупает на ее глазах ковер и проводит мимо ее окон свою лошадь, покрытую этим ковром. И все это ради чего? Ведь он не любит Мери, не собирается ее обольщать, значит, и с Грушницким ему делить нечего.

Так какова же цель его поступка?

В записи от 3 июня Печорин пишет о стремлении утвердить свою волю, подчинить ей других людей и обстоятельства.

Этой цели соответствует другая цель, увидеть которую сложно. Можно предложить цепь вопросов, которые помогут понаблюдать за поведением Печорина.

Каков результат печоринских экспериментов над княжной Мери и Грушницким?

Результат трагический: Грушницкий убит, жизнь княжны разбита; сам Печорин чувствует, что оставил за спиной пепелище. Возвращаясь с дуэли, Печорин увозит «камень на сердце», видит «тусклое» солнце. Покидая Кисловодск, видит на дороге труп коня с воронами на спине. Последнее, что слышит от Грушницкого и княжны, -- это слова о ненависти к нему.

Но это крупным планом. А теперь попристальней. Чего до-жидается Печорин, слой за слоем снимая с Грушницкого его наряд и ставя его в истинно трагическую ситуацию?

Он хочет добраться до душевного ядра бывшего приятеля, разбудить в нем человека. Он готов все простить за признание Грушницким своей подлости.

При этом Печорин не дает себе ни малейших преимуществ в организуемых им «сюжетах», требующих и от него, и от его партнеров максимального напряжения сил. В дуэли с Грушницким он преднамеренно ставит себя в более сложные и опас-ные условия, стремясь к чистоте своего эксперимента. Грушницкий перед смертью говорит: «Я себя презираю...» Ну что же, это верная самооценка. Грушницкому стала доступна истина. Этого и добивался Печорин, только удовлетворе-ния это ему не принесло.

Чего же он добился в другом жестоком эксперименте с княжной?

Он поставил ее на порог совершенно иного этапа в жиз-ни. После мучительных уроков Печорина ее уже никогда не обманут Грушницкие. Она обречена теперь всех, встречающих-ся на ее пути людей, невольно сравнивать с Печориным. А та-ких людей мало, и они не приносят счастья. Теперь ей покажут-ся сомнительными самые незыблемые каноны светской жизни. Однако перенесенные ею страдания -- обвинение Печорину.

Итак, Печорин не просто утверждает свою волю, при этом он безжалостно разрушает «гармонию неведения», иллюзорные представления о жизни, сталкивая их с реальностью.

Поняв прозрачность счастья, отказываясь от него сам, Печорин заставляет понять это и сталкивающихся с ним людей. Он враг сладостных, но бесчеловечных идеалов. «3ачем же надеяться? -- говорит он "Грушницкому, разозленному равнодушием Мери,-- желать и добиваться чего-нибудь -- по-нимаю, а кто же надеется?» «Для него польза и нравствен-ность только в одной истине». «Действительное страдание луч-ше мнимой радости», -- писал Белинский. Печорин сам под-тверждает это в одной из своих исповедальных дневниковых записей, хотя, по обыкновению, вовсе не ставит себе это в за-слугу: «Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие то-го скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мел-кое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет опра-шивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю пре-спокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!» (За-пись от 3 июня).

Вторгаясь в чужие судьбы со своей сугубо независимой личной меркой, Печорин, как бы провоцирует дремлющие в них до поры до времени глубинные конфликты между социальным, то есть обусловленным средой, воспитанием, и личностно-человеческим началом. И этот конфликт необходим для пробуждения человека в человеке. Значит цель Печорина благая и гуманная? Но этот конфликт становится для людей источником страданий и жизненных катастроф. Печорин благие цели достигает отнюдь не благими средствами. Он нередко переступает грань, отделяющую добро от зла, свободно меняет их местами. И происходит так, что, утверждая свою волю, свою свободу, свое до-стоинство, Печорин попирает чужую волю, свободу, достоинст-во. Его подлинно независимое сознание, его свободная воля переходит в ничем не ограниченный индивидуализм. Он исходит только из своего «я». Отсюда реальная опасность для Печорина -- стать Грушницким, Белинс-кий был прав, когда писал о том, что Печорин порой впадал в Грушницкого, впрочем «более страшного, чем смешного». «Герой нашего времени» -- Печорин, как бы балансирует между трагедией и комедией. Это, как за-метил критик, связано с тем, что писатель изобразил переходное состояние духа, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек - есть только возможность чего-то действительного в буду-щем и совершенный призрак в настоящем».

Лермонтов изобразил Печорина жертвой среды и вместе с тем предста-вителем среды. Как человек Печорин вызывает сочувствие и сожаление, как тип русской жизни, он подвергается критике и осуждению. С этим связана ирония Лермонтова, но она относится к личности героя только в той степе-ни, в какой он сам является зеркалом общества. Главный иронический акцент поставлен не на Печорина, а на «печоринстве», как явлении. Вот по-чему так неприятен Печорину Грушницкий -- пародия на «Героя нашего времени».

Таким образом, в повести сталкиваются две «правды», не знающая пределов духовно - нравственная свобода личности и необходимость уважения прав и достоинства другой, даже са-мой незаметной личности.

И на одной дороге этим двум «правдам» не разойтись. Без диалектического единства носителям этих «правд» предстоит при столкновении погибнуть: духовно или физически.

И восстающий против морали современного ему общества, ценящий более всего свою свободу, подчиняющий своей воле всех окружающих, Печорин, по своему собственному признанию, «играл роль топора в руках судьбы». Человек, пренебре-гающий чужой свободой, рано или поздно теряет свою.

Печорин, вступая в жизнь, мечтал прожить ее как Александр Великий или Байрон. Жажда героического, идеал подвига - это то, что вытекало из его максималистских воззрений на мир и на человека. В 30-е годы в связи с попытками постигнуть логику всемирной истории и соотнести национальную историю с историей мировой возрастает интерес к тем выдающимся личностям, чьи деяния приобрели общечеловеческое значение. Отсюда становится ясным, что выбор имен Александра Македонского и лорда Байрона, к которым апеллирует лермонтовский герой, для него не случайность, этот выбор обусловлен духом времени.

Печорин и княжна Мери являются ключевыми фигурами замечательного романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Отношения офицера и юной красавицы девушки являются, пожалуй, одной из самых ярких сюжетных линий этого уникального произведения. Они интересны во всех отношениях: непринужденно завязавшись - стремительно заканчиваются вследствие проведенной между Печориным и Грушницким дуэли и смерти последнего.

Молодой повеса, познакомившись в Пятигорске с юной княжной, решает непременно завоевать ее сердце. Это было нетрудно сделать, ибо эти два персонажа происходили из слоев высшего общества и практически постоянно находились в одних и тех же местах. Он ненавязчиво знакомится с ней, благодаря отвратительной выходке драгунского капитана, подославшего к девушке пьяного кавалера; а затем и продолжает знакомство, следуя свободе курортных обычаев - приглашать на танец незнакомых дам.

Всерьез свое увлечение Печорин решил не воспринимать, вознамерившись волочиться за Мери ради забавы и ради «легализации» своих встреч с Верой. Печорин, будучи мужчиной с богатым жизненным опытом по части обольщения женщин, без труда очаровывает юную особу.

При этом надо отметить, что Печорин всего лишь влюбляет в себя девушку, она же не просто симпатизирует офицеру, а влюбляется в него до безумия.

А что же сам Печорин? У него не имеется абсолютно никаких искренних чувств по отношению к бедняжке княжне, он просто играет на ее чувствах, делая это столь искусно, что никто из окружающих их людей не подозревает лжи. Хотя у него и возникает на минутку предположение, что его чувства искренне, чем ему самому хотелось бы.

Юная девушка является для Печорина не только объектом мучений. Он, ухаживая за княжной, гонится за новыми душевными эмоциями, которых ему не хватает. Мери является также своеобразной ширмой, закрывающей главного героя и его реальные чувства от сплетен. Его прежней возлюбленной была замужняя женщина по имени Вера, и Печорин решает скрыть возобновившиеся отношения от общества, показывая, что роман окончен и у него появилась новая пассия.

Однако в полные флирта и соперничества отношения Печорина и Мери стремительным вихрем ворвался товарищ офицера - глуповатый и выспренный юнкер Грушницкий, влюбленный в Мери.

Княжна, увлекшаяся было романтически настроенным молодым человеком, вскоре понимает, что Грушницкий отнюдь ей не подходит, он очень быстро надоедает девушке своим навязчивым поведением. Грушницкий отвержен, Мери не отвечает ему взаимностью.

Но не добившись своими действиями положительного результата, Грушницкий решается идти на крайние меры: он компрометирует Мери и Печорина в глазах общества. Этого-то Печорин вытерпеть не смог, поэтому он вызывает бывшего приятеля на дуэль и убивает его, еще более возвышаясь в глазах княжны и ее матери.

Княжна спешит заключить возлюбленного в свои объятия, а он ей честно признается в том, что играл ее чувствами и просто над ней смеялся, поспешив откланяться и уйти.

Мэри после такого обмана остается одна, ее чувства растерзаны, в ее сердце поселилась глубокая печаль. Отныне она может лишь страдать и ненавидеть.

Полная обмана, подлости и игры самолюбий история отношений Печорина и Мери помогает нам понять главного героя, его холодную и противоречивую натуру, способную и на низость, и на возвышенный поступок - но только не на настоящую любовь!

Герой Лермонтова является молодым офицером, вращающимся в светских кругах Петербуржского общества, покоряющим молоденьких аристократок. Григорий сам искренне влюбляется и умеет влюблять в себя девушек. Большинство его возлюбленных относятся к его кругу, хотя есть и исключения, например, «дикарка» Бэла.

На страницах романа описана не одна любовная история. Самые яркие среди пассий Печорина — Вера и Мэри, и именно они привлекают внимание в произведении.

Веру Печорин встретил еще до поездки на Кавказ. Их встреча произошла в Петербурге. Молодой человек любил Веру, и она отвечала ему взаимностью. Встречались влюбленные тайно, поскольку Вера была замужем. Со временем страсть немного утихла и эти отношения закончились разрывом.
В Пятигорске Григорий снова встретил Веру, их встречи продолжились. В то же время, накануне этой встречи, Печорин ухаживал за Мери, с которой познакомился тут же. Отношения его с княжной не настолько однозначны, какими были с Верой.

Но уже перед дуэлью он признает, что из отношений с женщинами он вынес только идеи, а не чувства, что он давно не ощущает никаких страстей. Он в мыслях давно разбирает свои поступки, страсти без какого-либо участия.

Иногда он ощущает себя увлеченным, сам винит себя за взволнованность. Его поступки порой говорят о жесткой игре с Мэри, а не любви. Он волочится за княжной, стремясь развеять скуку. А княжна испытывала к Печорину серьезные чувства. Печорину надоело играть во влюбленность, он признается в том, что не желает жениться на Мэри, сам себя осуждая за это. На этой ноте связь княжны и Печорина прекращается.

Он уже не тот, что был раньше, когда впервые встречался с Верой. Его вторая встреча с ней не имеет той романтичности, что ранее. Если бы не описание истории романа с этой девушкой, можно было сказать, что молодой офицер бездушен, не способен любить. Но история с Верой свидетельствует о том, что Печорин может поступать безумно.

Появление девушки второй раз напоминает о молодости Григория. Глубокий, спокойный взгляд светской девицы, которой знакомы чувства, страдания, отличается от взгляда неопытной княжны. Вера испытывает к Печорину искренние чувства, и хотя молодой человек считает, что не бывал рабом женщин, сам удивляется трепету при свиданиях с женщиной своей первой страсти.

Печорин в своем дневнике записал: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она - единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть». Печорин признал также глубину чувства и характера Веры. Она проницательна, умна, хорошо видит все недостатки натуры Печорина.

Потеря Веры для Печорина стала очередным ударом после потери Грушницкого. А расставание с Мэри не оставило в его душе такого же глубокого следа. Княжна была для него очередной забавой. Разочарование, потерянная гармония отношений с людьми привела к тому, что Печорин отдался гармонии величавой природной гармонии, в который раз переступив через человеческие чувства других, растоптав их любовь к себе.

В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.

История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.