Собеседование позади, и вы показали себя с лучшей стороны: продемонстрировали знания о компании, интерес к делу и профессионализм. «Мы Вам позвоним!» - бодро обещает рекрутёр на прощание. И вы отправляетесь… ждать.

Спустя неделю, устав каждые пять минут бросать взгляды в сторону телефона и просматривать электронную почту, вы задаётесь непростым вопросом: что делать, если менеджер по персоналу не перезванивает? Ответ на этот вопрос знает .

Звонить или не звонить?
Ответ прост: звонить! Почти половина опрошенных нашим исследовательским центром рекрутёров считает, что ; ещё 14% уверены, что кандидату стоит написать электронное письмо. «Активность соискателя - это верный признак заинтересованности в работе», - комментируют работодатели.

Правда, 38% опрошенных нами кадровиков думают, что отсутствие ответа рекрутёра означает отказ и обрывать корпоративные телефоны бесполезно. «Если работодатель будет заинтересован, он сам позвонит»; «Не нужно останавливаться в своих поисках, лучше продолжать активно посещать собеседования», - говорят они. Но мы все же уверены: в таком деле, как поиск работы, лучше позвонить, чем не позвонить. Почему? Так вы продемонстрируете свою активную жизненную позицию, покажете, что не плывёте по течению, а умеете работать на результат и добиваться поставленной цели, ещё раз подчёркиваете свою заинтересованность в работе. Ваш звонок может повлиять на ситуацию! Только ведите себя вежливо и тактично - не забывайте, что рекрутёр может быть занят и другими делами.

Выясняем судьбу по электронной почте
Бывает, что дозвониться менеджеру по подбору кадров сложно. Тогда воспользуемся альтернативой - письмом по электронной почте. На западе вообще есть традиция после интервью писать рекрутёру короткий e-mail с выражением благодарности за уделённое время, но у нас эти «церемонии» пока не прижились. Но почему бы не поинтересоваться, каковы результаты рассмотрения вашей кандидатуры? Если сам рекрутёр, несмотря на обещание, не звонит и не пишет, подобная инициатива вполне уместна.

В таком письме сначала напомните, когда и по поводу какой вакансии вы встречались, поблагодарите за оказанное внимание, подтвердите, что данная работа вам интересна, и спросите, можете ли вы рассчитывать на продолжение переговоров. Это письмо может выглядеть, например, так: «Добрый день, Елена. На прошлой неделе мы с Вами встречались на собеседовании по поводу открытой у вас вакансии инженера-проектировщика. Спасибо за уделённое мне время. Работа в Вашей компании очень интересна для меня, в связи с чем хотелось бы поинтересоваться результатами рассмотрения моей кандидатуры. Могу ли я рассчитывать на последующее собеседование с потенциальным руководителем? Заранее признателен за ответ. С уважением, …».

Почему они молчат?
Можете нам поверить: рекрутёр не всегда молчит потому, что кандидат не удовлетворяет требованиям вакансии. У такого поведения менеджера по персоналу может быть ещё несколько причин.

Во-первых, в назначенное для обратной связи время решение может быть ещё не принято. Процесс выбора между несколькими кандидатами - дело нелёгкое, тем более что в принятии решения участвуют несколько сторон - менеджер по кадрам, непосредственный руководитель, а иногда ещё и генеральный директор или его заместитель.

Во-вторых, некоторые рекрутёры рассчитывают, что соискатель сам позвонит, подтвердив тем самым свою заинтересованность. Особенно это касается таких вакансий, как менеджер по продажам, специалист по пиару и т. п., то есть тех позиций, где требуется настойчивость в достижении цели.

Наконец, менеджер по персоналу, как и любой из нас, может просто забыть о назначенном звонке. Увы, рекрутеры - обычные люди, ничто человеческое им не чуждо...

Продолжаем искать работу
Пока вы не получили приглашения на работу, продолжайте искать работу. Если звонок от рекрутёра поступит, когда вы уже будете на финальном этапе трудоустройства в другую компанию, значит, у вас будет выбор! А это просто замечательно!

Успешного трудоустройства!

Как правильно узнать, подходите ли вы на желаемую должность после прошедшего собеседования у HR-менеджера компании? Что нужно делать и чего не следует предпринимать соискателям?

Структура самого интервью с кандидатами на вакантную должность может отличаться в зависимости от компании, самой должности, а также от используемой методики конкретного рекрутера/HR-менеджера. Как правило, в конце интервью рекрутер рассказывает о дальнейшем взаимодействии с кандидатом и ориентирует его по срокам ответа. Уточнить все моменты может и сам кандидат в конце беседы.

Самым лучшим вариантом для соискателя будет выжидание оговоренного срока. Если представитель компании-работодателя не выйдет на связь, кандидат вполне может сам перезвонить HR-специалисту, с которым общался, либо написать ему письмо с просьбой уточнить, какой его статус по данной вакансии.

Возможно, рекрутер не выходит на связь потому, что еще нет ответа по данной кандидатуре. В таком случае соискатель может своей инициативой подтвердить желание работать в данной компании, что будет являться его преимуществом при рассмотрении и других кандидатур.

Соискателям не следует:

    звонить либо писать рекрутеру раньше озвученного срока;

    приезжать в офис, чтобы уточнить ответ, ссылаясь, например, на то, что нельзя дозвониться либо не было контактов для связи (выяснить контакты всегда можно через сайт компании или через открытые источники);

    найти в открытых источниках контакт руководителя подразделения и писать или звонить ему, чтобы узнать свой статус либо вообще направлять ему свое резюме.

Все эти действия, во-первых, не ускорят процесс рассмотрения кандидатуры, а во-вторых, могут быть трактованы потенциальным работодателем как некорректные и недопустимые согласно существующей корпоративной культуре. Более того, несмотря на положительные впечатления по результатам первичного собеседования, такие поступки могут даже послужить отказом кандидату в должности.

Кандидату также стоит быть готовым к своеобразному «домашнему заданию» - когда после окончания собеседования рекрутер дает на выполнение какой-либо тест/задание для следующей встречи. В данном случае следует все выполнить в заранее оговоренный срок.

Если же HR-специалист сообщил кандидату об отказе в телефонном режиме либо по электронной почте, то при желании соискатель может уточнить причины отказа. При возможности, рекрутер сообщит ему эту информацию.

Между тем, соискателю не стоит опускать руки и сразу отворачиваться от работодателя. Можно попросить внести свое резюме в базу данных компании. И если специалист действительно стоящий, работает в «узкой» сфере или является топ-менеджером, а также должным образом себя зарекомендовал на переговорах, то на него обязательно обратят внимание.

Собеседование – это процесс подбора кандидата на имеющиеся в компании вакансии. В зависимости от текучести персонала, менеджер по персоналу может проводить десятки встреч в день. И главное в этом потоке – не потеряться и не перемешать в голове информацию. Ведь за оценкой следует представление потенциального работника непосредственному начальнику и руководителю организации. Потому одним из инструментов менеджера по персоналу является документальное оформление результатов собеседования при приеме на работу.

Строгих бланков и документов, которые обязаны вести менеджеры по персоналу на встрече, нет. Этот вопрос конкретизируется и решается в каждой организации индивидуально. Собеседование может проходить с использованием различных приемов. Потому для начала необходимо определить его форму (беседа, тестирование, анализ анкетных данных и их уточнение и т.п.). После того, как определены техники, надо переходить к следующему этапу:

  • изучение резюме;
  • отметка в резюме всех непонятных моментов для последующего уточнения;
  • подготовка тестирования – специализированного или психологического;
  • созвон с соискателем для уточнения места и времени встречи.

Оформление результатов

После того, как собеседование проведено, оформляем его результаты. Главный его результат – на вакансию кандидатов и выбор 2-3 наиболее успешных для представления высшему руководству.

Оформление результатов встречи говорит о том, что к организации процесса в компании подходят профессионально.

Оформить результаты собеседования можно несколькими способами:

  1. Составить в виде сводной таблицы , по которым оценивается претендент на должность (интеллект, опыт, желаемые навыки, быстрота реакции и т.п.). Каждый из них можно оценить по 10-ти балльной шкале. Это своего рода отражение первого впечатления менеджера по персоналу о кандидате.
  2. Заполнение бланка оценки потенциального работника. Эта наиболее популярный вид оформления результатов собеседования. Он заполняется сразу после собеседования и хранится в личном деле кандидата. В этот бланк вносится абсолютно вся имеющаяся информация по соискателю. Например:
  • ФИО, возраст, семейное положение, дети;
  • основное и дополнительное образование;
  • вакантная должность;
  • информация об опоздании кандидата на собеседование;
  • опыт работы (наименование компании, занимаемая должность, обретенные навыки);
  • психологическая характеристика (совместимость с будущими должностными обязанностями, совместимость с коллективом и непосредственным руководителем);
  • описание внешнего вида;
  • физическое состояние (полнота, видимые болезни);
  • поведение, уверенность, гибкость ума;
  • мотивация;
  • личностные качества кандидата;
  • отношения с прошлым работодателем.

Поскольку в крупных организациях собеседование, как правило, многоуровневое, то соискатель проходит поочередно 2-3 собеседования. Результаты может каждый раз заполнять тот, кто его проводит – то есть каждый вносит свое мнение о кандидате. Соответственно, по окончании процесса можно сделать объективный вывод по тому или иному претенденту.

Таким образом, фиксирование результатов встречи – очень важный этап. Это позволяет структурировать информацию, содержать ее в порядке и всегда иметь к ней доступ. При этом нет необходимости держать эту информацию в памяти. А свободная голова позволяет менеджеру по персоналу работать более эффективно и результативно.

Если вы хотите получить новую работу, то должны быть готовы к собеседованиям с потенциальными работодателями. Для оценки и отбора кандидатов, претендующих на получение работы, могут применяться различные методы. Но наиболее распространенным является собеседование (иногда говорят “интервью”, а того, кто проводит интервью, называют интервьюером).

Роль самопрезентации на собеседовании

Если человек владеет искусством самопрезентации и умеет выгодно представить себя на собеседовании, ему гораздо проще найти хорошую работу. У работодателя обычно имеется несколько претендентов, которые по документам представляются интересными для рассматриваемой должности.

Конечно, на собеседованиях или в дополнение к ним можно устроить профессиональный экзамен и попытаться достоверно оценить квалификацию претендентов для обоснования выбора. Но на практике квалификация кандидатов оценивается чаще по довольно простой шкале “соответствует\не соответствует”. А окончательное решение больше зависит от личных впечатлений, чем от оценки уровня квалификации.

Причем не только в России, которую мы привычно и часто незаслуженно ругаем. Так, американец Ф. Эндикот исследовал причины, по которым в США чаще всего отказывают претендентам на получение работы. На первом месте оказался “Жалкий внешний вид”, на втором – “Манеры всезнайки”, на третьем – “Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки”. И только на двадцать девятом (!) – “Мало знаний по специальности”. Все двадцать восемь предыдущих причин носят личностный характер.

Некоторые считают, что достаточно быть хорошим специалистом, чтобы получить хорошую работу. По–моему, это одна из типичных ошибок. Это важно, но недостаточно. Не меньшее значение имеет умение представить себя на собеседовании.

Виды собеседований

Существует множество разновидностей собеседований. Собеседование может быть телефонным и очным (“лицом к лицу”). Интервьюером может быть сотрудник кадрового агентства, представляющий интересы работодателя. Или сотрудник кадровой службы компании. Или какой–то другой сотрудник компании, например, ваш возможный руководитель или даже глава компании. В собеседовании могут принимать участие несколько интервьюеров одновременно. Реже – несколько претендентов. Иногда собеседования проводятся в несколько этапов одним и тем же интервьюером. Иногда разными.

Естественно, у каждого вида собеседования есть свои нюансы, которые в идеале нужно учитывать. Но гораздо больше общего. И если вы научитесь правильно себя вести на очном собеседовании с одним интервьюером (наиболее распространенная форма), то и другие виды собеседований вы скорее всего будете преодолевать успешно.

Значение предварительной подготовки

Никогда нельзя заранее знать, какие вопросы, в каком порядке и как вам зададут на собеседовании. В этом смысле ваши действия и ответы будут экспромтами. Но не зря говорят, что хороший экспромт должен быть хорошо подготовлен.

На самом деле, большинство вопросов, которые вам зададут, можно предвидеть. Те, кто побывал на ряде собеседований в разных местах, знают, как много встречается стандартных вопросов. Если на 80 % вопросов у вас будут хорошие домашние заготовки, то останется больше сил и душевной энергии для действительных экспромтов.

Подготовка к собеседованию – это не только предварительная отработка ответов на ожидаемые вопросы. Есть еще ряд важных моментов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы начать собеседование в выгодной позиции и не оказаться застигнутым врасплох.

Правила подготовки к собеседованию.

Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которую идете, и о возможной работе.

Имейте при себе экземпляр резюме, а также копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих вашу квалификацию.

Будьте готовы назвать фамилии и телефоны рекомендующих вас лиц, предварительно согласовав это с ними.

Точно узнайте месторасположение организации и рассчитайте время на дорогу, чтобы не опаздывать.

Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным временем и не нервничать, если собеседование затягивается.

Придерживайтесь в одежде делового стиля: оденьтесь красиво, но не кричаще.

Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьтесь отвечать на них.

Ответы на наиболее вероятные вопросы отработайте особенно тщательно. Целесообразно отрепетировать ответы так, как актеры, репетируют свои роли.

Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда.
Заготовьте вопросы, которые вы зададите сами. Для многих интервьюеров вопросы, которые вы задаете, не менее важны, чем ваши ответы.

Как оценить результаты собеседования?

Пройдя собеседование с работодателем или его представителем, соискатель может иметь различные результаты:

Предложение выйти на работу или отказ в работе, а также различные варианты между явным предложением и явным отказом.

Установление отношений (знакомство) с работодателем или его представителем (рекрутером), которые могут пригодиться в будущем.

Получение консультации, которая может пригодиться в дальнейших поисках работы.

Тренинг прохождения собеседования, получение новых знаний и отработка навыков, которые могут пригодиться в будущем.

Искусный соискатель старается получить максимум результатов от каждого собеседования даже в тех случаях, когда получает отказ или просто понимает, что работу ему скорее всего не предложат.

Если после собеседования вы можете четко сформулировать и оценить ваши результаты по каждому из указанных выше четырех пунктов, то вы не зря сходили на собеседование. А для того, чтобы правильно оценить свои результаты, их нужно сравнить с тем, чего добивается искусный соискатель.

Работа или отказ

Типичной ошибкой многих соискателей является пассивность в выяснении результатов собеседования. Интервьюер заканчивает собеседование. Если культурный или обученный, то благодарит соискателя и говорит ему какие–то приятные слова. И довольно часто не говорит соискателю ничего конкретного по результатам собеседования. Или обещает позвонить после встреч с другими кандидатами. А соискатель этим удовлетворяется, прощается и уходит.

Искусный соискатель этим не удовлетворяется. И, например, говорит: “Спасибо, хорошо. Но я был бы вам очень признателен, если бы прокомментировали, насколько, на ваш взгляд, я подхожу как кандидат на вакансию, о которой мы говорили”. Не нужно торопиться вставать, лучше задать этот вопрос тогда, когда вы еще сидите. Иногда одной этой фразы достаточно, чтобы интервьюер начал говорить. Иногда необходимо проявить настойчивость и добиться комментариев.

Также целесообразно уточнить, когда ожидать звонка. И, сославшись на то, что вас в это время будет трудно застать, договориться о том, что вы можете сами позвонить интервьюеру. Тогда вы в некоторой степени обеспечите себе возможность контроля за ходом дальнейшего рассмотрения вашей кандидатуры.

Не всякому интервьюеру такая настойчивость будет приятна. Но в большинстве случаев она сработает в вашу пользу. Вы не только получите дополнительную информацию для правильной оценки результатов собеседования, но заработаете дополнительные очки, показав себя конкретным и деловым человеком.

Иногда может получиться, что вы вынудите интервьюера признаться, что он не считает вас подходящим кандидатом и рассматривает ваши шансы весьма пессимистично. Но лучше неприятная правда, чем неведение. Тем более, что, получив фактический отказ, вы можете продолжить разговор и получить дополнительные косвенные результаты, о которых пойдет речь ниже.

Полезные контакты

Вы можете поинтересоваться у интервьюера, нет ли сейчас и не ожидается ли в будущем вакансии, для которой вы были бы подходящим кандидатом. И не может ли интервьюер порекомендовать вам какое–то другое место, где сейчас есть потребность в таком специалисте как вы.

Также целесообразно обговорить с интервьюером (особенно, если это кадровик из крупной компании или рекрутер из кадрового агентства) ваш возможный звонок в будущем на случай, если появится что–то подходящее.

Вести этот разговор нужно очень приветливо и доброжелательно, чтобы лучше запомнили как приятного и интересного специалиста.

Консультация

Меня часто спрашивают, где можно получить квалифицированную консультацию по вопросам работы и карьеры. За рубежом существуют довольно многочисленные фирмы, которые занимаются таким консультированием. К сожалению, порекомендовать какую–то фирму такого рода в Москве я пока не могу. Знаю, что при двух кадровых агентствах существуют подразделения под названием “Центр развития карьеры”. Знаю, что есть ряд агентств по трудоустройству. Но не могу взять на себя ответственность и рекомендовать платить за консультации.

Обычно я рекомендую использовать интервьюеров в качестве бесплатных консультантов. Не нужно стесняться попросить в конце собеседования у интервьюера советов по улучшению резюме. И, уверяю вас, во многих случаях вам не откажут и дадут полезные советы.

Можно задавать и другие вопросы. Например, сказать интервьюеру о том, что вам наверное придется бывать на других собеседованиях и спросить, что вы могли бы изменить и улучшить в том, как вы держитесь на собеседовании и отвечаете на вопросы.

Можно также попросить совета о том, как вам лучше продолжить поиск работы. Или поинтересоваться оценкой обоснованности ваших зарплатных ожиданий.

Уверен, что ответы на перечисленные выше вопросы были бы интересны многим соискателям. Но ложная скромность или стеснительность мешают их получить. Не стесняйтесь. “Дитя не плачет – мать не разумеет”. В большинстве случаев, задавая вопросы, вы ничего не потеряете, а только выгадаете.

Тренинг

Соискателям, не искушенным в поиске работы и самопрезентации на собеседовании, я рекомендую ходить на собеседования даже тогда, когда предложение не кажется достаточно привлекательным. Ходить, чтобы потренироваться. При этом важно правильно настроиться, чтобы возможные неудачи не воспринимались как психологические травмы. В некоторых зарубежных руководствах для соискателей рекомендуется вести записи по итогам собеседований. Фиксировать, какие вопросы вам задавались. Оценивать и анализировать свои ответы. И на этой основе отрабатывать ответы, которые вы дадите, если подобные вопросы будут вам заданы на последующих собеседованиях. Тогда каждое собеседование будет для вас полезным тренингом. И вы постепенно будете превращаться в искусного соискателя.

Так как же оценить результаты собеседования?

Довольно просто. Нужно всего–навсего после каждого собеседования задуматься о том, в какой мере вы постарались и сумели достичь каждого из четырех результатов, рассмотренных выше. Более того, советую выставить себе четыре оценки по привычной пятибалльной системе и посчитать средний балл.

Если вы будете делать это и вести записи по итогам собеседований, то сумеете контролировать, как растет ваше умение правильно проходить собеседования и добиваться положительных результатов.

Cобеседование с работодателем или его представителем (рекрутером) может иметь для соискателя следующие результаты:

  • Предложение работы или отказ в ней, а также различные варианты между явным предложением и явным отказом.
  • Установление отношений (знакомство) с работодателем или рекрутером, что может пригодиться в будущем.
  • Получение консультации или дополнительной информации, которая может оказаться полезной в дальнейших поисках работы.
  • Тренировка процедуры прохождения собеседования, получение новых знаний и отработка навыков, которые могут пригодиться в будущем.
  • Искусный соискатель старается извлечь максимум результатов от каждого собеседования даже в тех случаях, когда сразу получает явный отказ или просто понимает, что работу ему, скорее всего, не предложат.

    Если после собеседования вы сможете четко сформулировать и оценить ваши результаты по каждому из вышеуказанных пунктов, то вы не зря ходили на собеседование.

    РАБОТА ИЛИ ОТКАЗ?

    Типичной ошибкой многих соискателей является пассивность в выяснении результатов собеседования. В конце собеседования довольно часто вам говорят лишь общие слова, но ничего конкретного относительно результатов. Или обещают позвонить. И вы этим довольствуетесь, раскланиваетесь и уходите.

    Искусный же соискатель этим не удовлетворится и перед прощанием говорит, к примеру, так: "Я был бы весьма признателен, если бы вы прокомментировали, насколько, на ваш взгляд, я подхожу как кандидат на вакансию, о которой мы говорили". Не нужно торопиться вставать, лучше задать этот вопрос, когда вы еще сидите. Бывает, уже одной этой фразы достаточно, чтобы интервьюер начал говорить. Иногда необходимо проявить определенную настойчивость, чтобы все-таки добиться комментария.

    Также целесообразно уточнить, когда ожидать обещанного звонка. И тут же, сославшись на то, что в это время вас будет трудно застать, договориться, когда вы можете сами позвонить интервьюеру. Тогда вы в некоторой степени обеспечите себе возможность контроля за ходом дальнейшего рассмотрения вашей кандидатуры.

    Не всякому интервьюеру такая настойчивость будет приятна. Но в большинстве случаев она сработает в вашу пользу. Вы не только получите дополнительную информацию для правильной оценки результатов собеседования, но и заработаете дополнительные очки, показав себя конкретным, деловым человеком.

    Иногда может получиться и так: вы вынудите интервьюера признаться, что он не считает вас подходящим кандидатом и рассматривает ваши шансы весьма пессимистично. Но лучше неприятная правда, чем неведение. Тем более что даже в этом случае вы можете продолжить разговор и получить дополнительные косвенные результаты, о которых пойдет речь ниже.

    ПОЛЕЗНЫЕ КОНТАКТЫ

    В частности, вы можете поинтересоваться у интервьюера, нет ли сейчас и не ожидается ли в будущем вакансии, для которой вы были бы подходящим кандидатом. И не может ли интервьюер порекомендовать вам какое-то другое место, где сейчас есть потребность в таком специалисте, как вы.

    Также целесообразно обговорить с интервьюером (особенно если это кадровик из крупной компании или рекрутер из кадрового агентства) ваш возможный звонок в будущем на случай, если появится что-то подходящее.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    Не стесняйтесь просить в конце собеседования у интервьюера советов, скажем, по улучшению резюме. Уверяю вас, во многих случаях вам не откажут и расскажут много полезного.

    Можно задавать и другие вопросы. Например, сказать интервьюеру о том, что вам, наверное, придется бывать на других собеседованиях, и спросить, надо ли что-либо изменить или улучшить в том, как вы держитесь на собеседовании и отвечаете на вопросы.

    Можно также попросить совета, как вам лучше продолжить поиск работы. Или поинтересоваться оценкой реалистичности, обоснованности ваших зарплатных ожиданий.

    Ответы на перечисленные вопросы наверняка были бы интересны многим соискателям. Но ложная скромность или нерешительность мешают их получить. Не стесняйтесь: "Дитя не плачет - мать не разумеет". В большинстве случаев, задавая вопросы, вы ничего не потеряете, а только выгадаете.

    ТРЕНИНГ

    Соискателям, не искушенным еще в поиске работы и самопрезентации на собеседованиях, я рекомендую ходить на них даже тогда, когда предложение не кажется достаточно привлекательным. Ходите, чтобы потренироваться. При этом важно правильно настроиться, чтобы возможные неудачи не воспринимались как психологические травмы. Можно порекомендовать вести записи по итогам собеседований. Фиксировать, какие вопросы вам задавались. Оценивать и анализировать свои ответы. И на этой основе отрабатывать оптимальные ответы на подобные вопросы при последующих собеседованиях. Тогда каждое интервью будет для вас полезным тренингом. И вы постепенно будете превращаться в искусного соискателя.

    ТАК КАК ЖЕ ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ?

    Довольно просто. Нужно всего-навсего после каждого собеседования определить для себя, в какой мере вы постарались и сумели достичь каждого из четырех рассмотренных выше результатов. Более того, по каждому из них советую выставить себе оценку по привычной пятибалльной системе и вывести средний балл. Тем самым вы сможете контролировать, как растет ваше умение правильно проходить собеседования и добиваться положительных результатов.