Главной составляющей нашей речи являются существительные, потому как, собственно, из них и строятся наши предложения, которым придается стиль и окраска. Когда человек говорит, можно сразу понять, образован ли он или не имеет большого лексического запаса, многие собеседники не уделяют внимания правильному написанию слов или их склонению, что слышится в их разговоре. Поэтому знать правила и уметь четко выражать свои мысли в наше время так важно. Знание грамматики русского языка и основных правил поможет в общении с людьми разных уровней и сословий.

Определение понятия «число»

Число является грамматической категорией глагола и имен. Существительное может изменяться по числам. Различают два числа – единственное и множественное. В первом случае обозначается какой-то один предмет, например, «Он поставил стул» или «Ему принесли булку». Во втором – более двух предметов, к примеру: «Мы помыли окна» или «Они ушли за арбузами и дынями».

Примеры только множественных существительных

Отдельно можно выделить группу существительных, которые стоят только во множественном числе и не имеют единственного. Такие слова не имеют категории рода, не относятся ни к одному склонению, а склоняются по-особому.

Так, изменяя число существительного, меняется его форма и окончание, которое во множественном числе может быть -и, -ы (у меня один цветок – все цветы вкусно пахнут) или -а, -я (возле дома только один тополь – тополя растут вдоль дороги).

Есть много других существительных, которые имеют обе формы склонения, например, пуф – пуфы, ноутбук – ноутбуки, мышь – мыши, корректор – корректоры и т.д.

Если разделить существительные по значению, то множественные делятся на такие группы:

  1. Существительные с вещественным значением: помои, консервы, чернила, опилки, румяна, очистки, обои, стружки.
  2. Обозначающие названия игр, состояний природы или отрезков времени, например: пятнашки, будни, прятки, городки, сутки, сумерки, каникулы, потемки, заморозки.
  3. Названия парных или сложных предметов: шорты, джинсы, очки, шаровары, сани, салазки, санки, перила, ножницы, клещи, брюки, кусачки, носилки.
  4. Примерами собственных имен существительных выступают такие слова: Саяны, Кордильеры, Пиренеи, Карпаты, Гималаи, Великие Луки.
  5. Названия действий: гастроли, выборы, маневры, побои, переговоры, проводы, именины, хлопоты.

Хотя в принципе все понятно, часто люди сомневаются в правильности формообразования того или иного слова, и чаще всего это касается именно множественного числа. Например, в некоторых случаях правописание слов в родительном падеже несколько отличается, к примеру: «Это зеленые яблоки» – «У нас не было зеленых яблок», «На улице дождь, и я надену сапоги» – «Я не пойду гулять, у меня нет сапог», «Все места были заняты» – «У нас больше нет мест, приходите завтра».

Даже в магазинах часто можно увидеть или услышать ошибки продавцов и покупателей – «Возьмите Ваш килограмм мандаринов» или «У нас большой выбор помидоров, заходите, выбирайте». Также есть несколько групп существительных, которые употребляются .

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ Новоназимовская СОШ №4

Римашевской Светланы Фёдоровны.

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Изложение нового материала урока основывается на деятельностном подходе – создаётся интрига урока, привлечение внимания к теме вызывается путём применения «волшебной шкатулки» и предметов, находящихся в ней. В процессе разрешения проблемной ситуации, учащиеся сами формулируют тему урока и его цели.

Усвоение нового материала на уроке осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений в парах и группах, что позволяет включить в работу и «слабых» учащихся.

Тема: Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

Цели:

Образовательные : дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа и их отличительных признаках от существительных, которые имеют две формы числа; познакомить с основными группами этих существительных по значению; учить находить их среди других существительных; употреблять их в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Развивающие : формировать умение ставить цели, самостоятельно анализировать информацию, умение работать в паре и группе, расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи существительных только множественного числа, развивать монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический,

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование : учебник Т.А. Ладыженской, презентация к уроку в программе PowerPoint , дидактический материал (карточки – задания, таблица), картинки для физминутки, «волшебная шкатулка», предметы для шкатулки (ножницы, очки, часы, щипцы).

Ход урока .

    Оргмомент.

Психологический настрой на работу. Приветствие. (Приложение1)

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

II . Актуализация знаний

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!». (Девиз записан на доске).

Как поняли этот девиз?

Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи .

Правильно, ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. Что вы можете рассказать об имени существительном?

III . Целеполагание и мотивация . (Создание мотивации к обучению. Заинтересовать учащихся новой темой.)

Урок у нас сегодня не простой, а необычный. Я принесла волшебную шкатулочку. В ней следующие предметы: очки, часы, ножницы, щипцы.

- Как вы думаете, что это за предметы? Что их объединяет? Затрудняетесь? Тогда посмотрите на 1 слайд презентации.

На нём представлены имена существительные множественного числа. Вы должны образовать от них форму единственного числа.

Певцы – (певец) Венцы – (венец) Шипцы –

Олени – (олень) кони – конь пони -

успехи – (успех) орехи – орех Доспехи -

Что получилось у вас? У каких существительных вы не смогли образовать форму ед.ч.? Что это за существительные?

- Значит, о чём будем говорить с вами сегодня на уроке? Какова тема урока? (сущ-е, имеющие форму только мн.ч .) Слайд2 .

- Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

(Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать в речи.) Слайд3.

IV . Объяснение нового материала.

    Знакомство с материалом учебника – с.204.

    Работа в парах . Распределительный диктант.

Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Слайд 6 , приложение2 . Как назовёте каждую группу слов?

Предметы для передвижения; спортинвентарь

инструменты

Явления природы

Периоды времени

Продукты, вещества

Геогр. назван.

События, праздники.

заморозки

каникулы

макароны

крестины

3 . Беседа.

- Ребята, что могут обозначать имена существительные, имеющие форму только множ.числа?

- Как вы думаете, какие грамматические признаки есть у таких существительных?

(Падеж. Род и склонение у них определить невозможно.)

- А какая морфема подскажет нам, что это существительное только множ. числа?

(Большинство сущ. имеют окончание –Ы (-И) (это свойственно лит. языку ). Некоторые сущ. имеют ударное окончание –А (-Я) (это свойственно разговорной речи).

- Ребята, а теперь снова вернёмся к нашей шкатулочке. Что за предметы в ней находятся? (сущ. только мн.ч.)

- Давайте попробуем дать определение существительным только множественного числа.

V . Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

Упр. 509, с.205

VI . Физкультминутка.

А теперь отдохнём и поиграем. Я буду показывать вам картинки с нарисованными предметами. Если на картинке изображено сущ-е только мн. числа, вы встаёте, если ед.ч. или имеют форму и ед.и мн. ч. – сидите.

Часы, сапоги, ножницы, чулки, молоко, деньги, ботинки, грабли, дрожжи, молотки.

VII . Закрепление.

Работа в парах. Задание. Слайд8. Приложение3 . Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

территория

каникулы,

VIII . Творческая работа в группах. Приложение4.

(Для слабых – карточка).

А сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Отгадайте, о каком предмете идёт речь? Это существительное только множ. числа. Слайд 10.

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… (джинсы).

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... (очки)

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это … (каникулы).

Задание. А теперь вы попробуйте в группах составить подобную загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

(слова путём жеребьёвки вытягивают представители групп). Прятки, ножницы, ползунки, весы, очистки, духи, вилы, качели, носилки.

Карточка для «слабых» учеников.

I Х. Рефлексия.

Подведем итог нашей совместной работы и оформим его в виде схемы – паутины. Начнем со слов «Сегодня мы…». Посовещайтесь и запишите на листах, что мы сегодня делали…. Следующие слова помогут сделать вывод о своей деятельности. Приложение5.

узнали… (Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа)

выполняли задания… (на нахождение сущ. только мн.ч.)

поняли …. (как отличить сущ-е т.мн.ч. от др.сущ-х)

научились… (находить сущ. т.мн.ч.)

Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки. Выберите тот рисунок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску. Приложение №1.

Х. Домашнее задание.

Найти в орф. словаре и выписать 10 слов-сущ-х, имеющих форму только мн.ч.

Х I . Оценивание.

- Все хорошо работали. / Объявляю оценки, даю комментарий /. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Приложение 1.

Приложение 2

Задание

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Задание . Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Как назовёте каждую группу слов?

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ.

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

ЗАДАНИЕ. .Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

Приложение 4

Карточка №1

Задание :

Карточка №2

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Ползунки.

Карточка №3

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №4

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №5

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №6

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №7

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №8

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Результат творческой работы 1 группы.

Они острые всегда,

И нужны они для труда.

В огороде стоят всегда. (Грабли)

Результат творческой работы 2 группы.

Они прячутся, играют,

До пяти потом считают.

Назовите игру, дорогие ребятки!

Ну, конечно же, это … (прятки)

Результат творческой работы 3 группы.

На них люди измеряют вес, но могут взвешивать и продукты. Это существительное нарицательное, неодушевлённое, только множественного числа. (Весы)

Приложение 5.

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Карточка для слабых учащихся.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Лист оценивания.

Определение ч.р. в девизе

Определение сущ. как ч.р.

Проверка зап-я табл. «Группы сущ-х т. мн.ч.»

Проверка упр. 509

Распред. дикт.

Творч. Раб.

рефлексия

итог

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

Категория числа существительных

Существительные имеют формы ед.ч. (футболист — один) и мн.ч. (футболисты — больше, чем один). Большая часть существительных употребляется в формах того и другого числа: дом дома , деревня деревни , озеро озера. Отдельные существительные имеют супплетивные формы числа, т.е. образованы от разных корней: человек люди , ребенок дети. Значительно меньшая часть имеет формы только ед.ч. или только мн.ч.

К существительным, которые имеют формы только ед.ч. (singularia tantum ), принадлежат:

  • 1) собственные имена (Москва , Иван , Крым , Франция );
  • 2) отвлеченные существительные (амбициозность , глобализация , дружба , белизна );
  • 3) вещественные (анаша , гербалайф , евровагонка ) — в технической и учебной литературе некоторые такие существительные могут встречаться в форме мн.ч. при указании на вид, сорт вещества (специальные стали , технические масла ); ср. в художественной литературе: За спиной Черепанова шумят овсы (М. Скворцов);
  • 4) собирательные существительные (крестьянство , листва , собственность ) — при таких существительных глагол-сказуемое употребляется в ед.ч. (Белье лежит — лежало в шкафу );
  • 5) названия болезней (аллергия , бронхит , паралич ), месяцев (январь , февраль );
  • 6) спортивных игр (армрестлинг , аэробика , бобслей ).

К существительным, которые имеют форму только мн.ч. (pluralia tantum ), относятся:

  • 1) названия "сложных" предметов, состоящих из нескольких частей (очки , часы , брюки );
  • 2 ) названия некоторых веществ, продуктов (агрохимикаты , макароны , чернила );
  • 3) названия отрезков времени (каникулы , сутки );
  • 4) названия некоторых игр (шахматы , шашки ).

Формы ед.ч. существительных могут употребляться обобщенно для обозначения множества: Собрался гусь улететь , его и пшеницей не удержишь (Пословица).

Употребление составного наименования, имеющего форму ед.ч., в значении мн.ч. можно проиллюстрировать примером из ФЗ "Об обязательном экземпляре" от 23 ноября 1994 г.: В состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят следующие виды документов:

издания (текстовые , нотные , картографические , изоиздания ) —издательская продукция , прошедшая редакционно-издательскую обработку , полиграфически самостоятельно оформленная , имеющая выходные сведения;

издания для слепых — издания , изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля , и "говорящие книги";

официальные документы — произведения печати , публикуемые от имени органов законодательной , исполнительной и судебной власти , носящие законодательный , нормативный , директивный или информационный характер , аудиовизуальная продукция — кино- , видео- , фото- , фонодокументы.

В обобщенном значении могут употребляться и собственные имена, например фамилии.

Так, о порядках в немецких госпиталях времен войны с СССР, действиях гестаповцев по выявлению "неблагонадежных" среди раненых солдат, в частности Фишера и Варна, автор "Щита и меча" В. Кожевников писал: В офицерской палате забота о раненых определялась не ранением , а званием , наградами , родом службы , связями , деньгами. Там тоже были свой Фишер , свой Барч .

Форма мн.ч. может обозначать раздельное множество (В нашей группе были и грузины ) и собирательное (Грузины живут в основном на Кавказе ). Последнее обстоятельство влияет на употребление формы именно мн.ч. многих существительных, выступающих в качестве заголовочных слов в терминологических словарях.

Например, в энциклопедии "Русский язык" под ред. Ф. П. Филина к таким случаям относятся:

АНТОНИМЫ — слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.

АРХАИЗМЫ — устаревшие слова.

КАВЫЧКИ — парный выделительный знак препинания.

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ — слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенно за канцелярско-деловым подстилем.

Приведенные существительные в данном случае обозначают совокупность каких-либо языковых явлений (антонимы , архаизмы , канцеляризмы ) или их парность (кавычки ). В "Орфологи- ческом словаре русского языка" РАН эти же слова даются в ед.ч.: антоним , архаизм , кавычка , канцеляризм.

В терминологических словарях форма мн.ч. указывает на родовую принадлежность, сообщество обозначаемых людей, семейство животных, предметов.

Примеры из СЭС:

АБАЗИНЫ (самоназв. — абаза), народ в Карачаево-Черкес. АО...

АГРАНУЛОЦИТЫ (незернистые лейкоциты), лейкоциты животных и человека, не содержащие в цитоплазме зерен (гранул)...

АДЕНОВИРУСЫ, семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни.

В "Орфологическом словаре" РАН эти же существительные приведены в форме ед.ч.: абазин , агранулоцит , аденовирус.

В обобщающем смысле могут употребляться во мн.ч. и собственные имена, индивидуальные названия. По существу, фамилия любого чем-либо выделяющегося персонажа литературного произведения при употреблении ее во множественном числе приобретает обобщающее значение.

Так, среди действующих лиц романа Е. Евтушенко "Ягодные места" выделяются циник Нахабкин, завистник Ситочкин. Отсюда и упоминаемые автором собирательные образы: Перед ним на горизонте возникали тысячи хихикающих нахабкиных , которым тысячи тихих и безропотных женщин мыли ноги; Никаким ситочкиным в их отношения не следовало лезть.

Еще пример употребления индивидуального названия в обобщенном смысле: "Нет , это за валюту". Так она [продавщица] это сказала , как будто сама в рио-де-жанейрах родилась под пальмами (Е. Евтушенко).

В русском языке немало существительных, имеющих две формы числа, но чаще употребляются в одной из них. В некоторых толковых словарях такие существительные имеют помету "обычно мн." или "обычно ед.". К первым относятся, например: боевики , беженцы , белые пятна , бюджетники , думцы , еврооблигации , зеленые , сверхобеспеченные. Ко вторым принадлежат: бойфренд , госдотация , забивала , истеблишмент , образ врага , подпитка , хунта , электорат и т.д.

В некоторых случаях необычность употребления существительных в ед.ч. или мн.ч. связана с профессиональной речью говорящего. Так, в своих мемуарах известная певица Г. Вишневская пишет: Но вот я загримирована , отлично причесана , платье на мне сидит безупречно. Вера подхватывает мой длинный шлейф: "Ну , пойдем , царица ты наша!" и мы идем на сцену. Теперь мы вместе стоим в кулисе , я знаю , что сердце у нее колотится так же сильно , как и у меня. Для обычной речи более свойственно употребление слова кулиса во множественном числе — за кулисами.

Понимание ед.ч. и мн.ч. иногда бывает своеобразно.

С писателем А. Солженицыным был такой случай. Он был арестован, будучи на фронте, по обвинению в антисоветской деятельности (допустил некоторые неосторожные высказывания в письмах к другу) и в попытке создания соответствующей организации, группы. Перед подписанием обвинительного заключения он попросил прокурора снять с него хотя бы последний пункт, мотивируя это тем, что по делу проходят всего два человека — он да его приятель ("какая же это группа!"). Но прокурор разъяснил, что даже полтора уже больше одного, значит, группа!

Если морфологически формы ед.ч. и мн.ч. существительных выражаются их окончаниями, то синтаксически эти формы выражаются окончаниями прилагательных или глаголов, которые согласуются или координируются с существительными: привлекательный слоган привлекательные слоганы; Регион получает (получил ) дотацию Регионы получают (получили ) дотацию. Несклоняемые существительные и существительные pluralia tantum вообще имеют только один способ выражения числа — синтаксический: Наш (наши) кутюрье отличился (отличились ) на демонстрации мод; одни сутки четверо суток .

По числам изменяются в основном исчисляемые существительные. Неисчисляемые существительные, как правило, употребляются только в форме единственного числа:

sugar - сахар, love - любовь, friendship - дружба.

Во множественном числе они употребляются только тогда, когда имеется в виду разнообразие видов, понятий, выражаемых ими, или когда они употребляются в другом значении, в котором они являются уже исчисляемыми. Например:

air - воздух, movement - движение (как общее понятие), music - музыка, milk - молоко, knowledge - знание, hair - волосы (на голове человека).

НО: air - ария, мелодия -» airs - арии, мелодии, movement - движение (например, политическое или в танце) -> movements - движения (такие же), hair - волосок -» hairs - волоски и т. п.

Множественное число существительных обычно образуется при помощи прибавления окончания -s к форме единственного числа:

book - книга -» books - книги, day - день -> days - дни, house - дом -> houses - дома.

Чтение окончания «-s»:

после глухих согласных - [s]: books
после звонких согласных и гласных -[z]: friends , days
после шипящих и свистящих (-es) - : boxes [‘boksiz]

Исключение l . Существительные, оканчивающиеся в единственном числе на буквы о, s, ss, sh, ch, x (шипящие и свистящие, как их называют), во множественном числе имеют окончание -es :

hero - герой ->heroes - герои, kiss - поцелуй -> kisses - поцелуи, brush- щётка-> brushes - щётки, bench - скамейка -> benches- скамейки, box - ящик -> boxes - ящики.

НО: В словах иностранного происхождения, оканчивающихся на о, во множественном числе к существительному прибавляется только окончание -s :

piano - рояль -> pianos - рояли, photo - фотография -» photos - фотографии.

Исключение 2 . У существительных, оканчивающихся на у с предшествующей согласной, у опускается и вместо этого окончания прибавляется окончание -ies , которое читается [-iz]:

country [‘kAntri] - страна -> countries - страны, city - город cities- города, family - семья families- семьи.

НО: Если перед у стоит гласная буква, то множественное число образуется по общему правилу, т. е. при помощи прибавления окончания -s :

day - день -» days - дни, boy - мальчик -» boys - мальчики.

3. Двенадцать существительных, оканчивающихся на -f или -fe , во множественном числе теряют эти буквы. Вместо -f или -fe прибавляется окончание -ves . Это существительные:

wife - жена, life - жизнь, knife - нож, wolf - волк, self - сущность, облик человека, calf - телёнок, shelf - полка, leaf - лист (растения), loaf - буханка (хлеба), thief - вор, half - половина, sheaf- пачка (бумаги) и т. п.

Например: wife - жена -» wives - жёны, knife - нож -> knives - ножи, shelf - полка -> shelves - полки.

4. Некоторые существительные образуют множественное число путем изменения корневой гласной:

man - мужчина -> men - мужчины, woman - женщина -» women - женщины, foot - нога feet - ноги, tooth - зуб -» teeth - зубы.
HO: child - ребёнок -> children - дети.

5. У составных существительных множественное число образуется путем прибавления окончания -s ко второму слову:

armchairs - кресла, bookcases - книжные шкафы.

НО: Если эти слова объединены предлогом , то во множественном числе ставится первое слово: sisters-in-law- невестки.

Слова, заимствованные из греческого или латинского языков, образуют форму множественного числа согласно правилам этих языков:

appendix - приложение -» appendices - приложения (к книге), crisis - кризис -> crises - кризисы, basis - основа, bases - основы, radius - радиус -> radii - радиусы.

Имена Существительные , употребляющиеся только в единственном числе

  1. Неисчисляемые существительные (как вещественные, так и отвлеченные) обычно употребляются только в единственном числе:

    iron - железо, salt - соль, milk - молоко, sugar - сахар, love - любовь.

  2. Существительные advice (совет, советы), information (сообщение, сведения), progress (успех, успехи), knowledge (знания) употребляются только в единственном числе.

    He gave me some good advice. Он дал мне несколько хороших советов.
    My coach was satisfied with my progress. Мой тренер был доволен моими успехами

  3. Существительные news (новость, новости), money (деньги), fruit (фрукты, плоды) употребляются в единственном числе. Но, например, для обозначения различных видов фруктов употребляется множественное число - fruits.

    What is the news? Какие новости?
    It’s his money. Это его деньги.
    Fruit is cheap in autumn. Осенью фрукты дешевые.

  4. Среди исчисляемых существительных есть такие, которые употребляются только (или в основном) в форме единственного числа. Это названия некоторых животных, предметов и др.:

    two sheep - две овцы, six fish - шесть рыб, ten swine - десять свиней, five deer - пять оленей.