Теперь бы хотелось изучить импрессионизм в русской, ведь именно в ней переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные

22. Н.Александрова, О.Атрощенко «Пути русского импрессионизма» Изд. СканРус., 2003 год.

мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому - либо определённому течению, и это - доказательство зрелости русской музыкальной культуры.

И так, черты импрессионизма можно услышать в произведениях А. Н. Скрябина, Н. А. Римского-Корсакова, И. Стравинского.

Музыка И. Стравинского отражала импрессионистические черты в основном в начальном периоде его творчества, так называемом «Русском периоде», до 1920г.

В 1907 или 1908 на молодого многообещающего композитора обратил внимание выдающийся русский импресарио, организатор «Русских сезонов» за границей С. П. Дягилев. По его заказу Стравинский сочинил музыку балета «Жар-птица» по мотивам русских народных сказок, премьера которого состоялась в Париже в 1910 и принесла композитору европейскую известность. [ 22 стр. 34] Сотрудничество Стравинского с Дягилевым продолжалось (с перерывами) почти два десятилетия. Целую эпоху в искусстве 20 в. составила триада шедевров, созданных Стравинским в расчете на возможности блистательной дягилевской балетно-оперной труппы; поставленные в Париже балеты «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и хореографические сцены с пением и музыкой «Свадебка» (1923). Стилизованное воспроизведение народного балаганного представления («Петрушка») и архаических обрядов, языческой мистерии плодородия («Весна священная»), русской крестьянской свадьбы («Свадебка») осуществляется средствами в высшей степени своеобразного музыкального языка, сочетающего внешнюю «грубоватость», «элементарность» ритмики и мелодики с тщательной отделкой деталей, тонко рассчитанной ассиметричностью музыкальных фраз, неожиданными сдвигами метрических акцентов. Если в «Петрушке» и «Весне священной» (так же, как ранее в «Жар-птице») Стравинский пользуется всеми красками современного оркестра, оригинально разрабатывая находки французских импрессионистов (в меньшей степени Римского-Корсакова и других русских композиторов), то в «Свадебке» он ограничивается сочетанием певческих голосов (поющих, по замыслу композитора, в характерной русской народной манере) и ансамбля ударных инструментов с четырьмя фортепиано, что придает произведению неповторимый «варварский» колорит.



23. Н.Александрова, О.Атрощенко «Пути русского импрессионизма» Изд. СканРус., 2003 год.

Много нового привнес в музыкальную культуру начала XX века А.Н. Скрябин.

Скрябин - автор девятнадцати фортепианных поэм. Это очень короткие сочинения (обычно имеют название). Краткость порой просто поразительна (например, "Поэма томления" звучит всего сорок семь секунд), однако они производят впечатление крупных произведений. Состояния озарения, мощного душевного движения или, напротив, покоя переданы точно и конкретно, а звучание фортепиано по богатству тембров не уступает симфоническому оркестру. Название произведений – «поэмы» - сближает их с литературой символизма. Поэтов символистов интересовали прежде всего тонкие движения души, о которых рассказать обстоятельно нельзя - можно лишь намекнуть.В области симфонической музыки Скрябин также обращался в основном к жанру поэмы. Первая -"Поэма экстаза" (1907 г.) представляет собой большое одночастное произведение в сонатной форме. Однако от традиционных сочинений такого рода оно отличается обилием тем, каждая из которых передаёт конкретное состояние человека и имеет название ("тема томления", "тема воли", "тема мечты" и т. п.). Композитор создал стихотворную программу, но не стал публиковать её в партитуре, не желая "давить" на восприятие слушателя. Замысел поэмы, впрочем, ясен и без слов: это произведение о том, как душа человека проходит путь от неясных предчувствий и мечтаний к высшей духовной радости, обретая огромную энергию и силу.

Важным символом стал для автора образ античного мифологического героя Прометея, принёсшего людям с Олимпа (жилища богов) огонь. В представлении Скрябина огонь Прометея - явление не столько физического, сколько духовного порядка: речь идёт о "Божественном огне творчества", который, загораясь в душе художника, делает его подобным Творцу.

В творческом наследии композитора симфоническая поэма "Прометей" (подзаголовок - "Поэма огня", 1910 г.) - одно из самых смелых произведений. Оно написано для очень большого состава оркестра, фортепиано и хора. Скрябин обладал уникальной способностью - так называемым цветовым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определённым цветом) и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека. Композитор предполагал, что если каждую клавишу соединить с источником света, то по ходу произведения в зал можно будет посылать разноцветные лучи. [ 23 стр. 59]

Однако стоит заметить, что Скрябин не был первооткрывателем и создателем цветомузыки. Н.А. Римский –Корсаков обладал так, называемым «цветным слухом» , он создал цвето- образную систему тональностей

Интересны были результаты анализа и осуществленного при казанской постановке оперы "Снегурочка" (1987 г.). И здесь на протяжении всей партитуры четко прослеживается прямая зависимость между выбором тональности с ее определенным эмоционально-смысловым значением и настроением действующих лиц.

Вывод: Каждый композитор внес что-то своё, например музыка Римского-Корсокова оказывала большое влияние не только на русских композиторов, но и как уже было ранее сказано на классиков французского импрессионизма, которые не только переняли некоторые черты музыкальной выразительности, но и создали на их основе новаторские методы.

Заключение

Хочется так же немного сказать и о грустном, ведь жизнь этого музыкального стиля была достаточно краткой, но всё равно я считаю, что именно им­прессионизм послужил толчком и дал основу для появления абстрактного искус­ства. Импрессионизм преобразовал не только живопись и музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику. Интерес к творчеству импрессионистов в наше время не исчезает. Многие мои друзья, не только те, кто учатся в музыкальной школе, изучают это направление, более подробно знакомятся с творчеством музыкантов, композиторов. И сегодня видения известных нам композиторов поражает новизной, свежестью заложенной в них чувств, силой, смело­стью и необычностью выразительных средств: гармонии, фактуры, формы, мелодики.

Литература

1. Ревальд Дж. История импрессионизма. М., 1994; с. 11-16, с. 53-87

2. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М. , 1992 , с. 57-63

3. Смирнов В.В. Морис Равель. Л., 1989, 18-57

4. А.И.Цветаевой. Мастер волшебного звона. М., 1986, с.109

5. Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963

6. Кремлев Ю.А «Клод Дюбюсси», М., 1965 год.

7. Н.Александрова, О.Атрощенко «Пути русского импрессионизма» Изд. СканРус., 2003 год.

Применение термина «импрессионизм » к музыке во многом условно - музыкальный импрессионизм не составляет прямой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним хронологически (время его расцвета - 90-е гг. XIX в. и 1-е десятилетие XX в.).

Импрессионизм возник во Франции, когда группа художников - К. Моне, К. Писсарро, А. Сис-лей, Э. Дега, О. Ренуар и другие - выступила со своими оригинальными картинами на парижских выставках 70-х гг. Их искусство резко отличалось от приглаженных и безликих работ тогдашних живописцев-академистов: импрессионисты вышли из стен мастерских на вольный воздух, научились воспроизводить игру живых красок природы, сверкание солнечных лучей, разноцветные блики на подвижной речной глади, пестроту праздничной толпы. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света. Свежесть мгновенного впечатления сочеталась в их полотнах с тонкостью и изысканностью психологических настроений.

Позднее, в 80-90-е гг., идеи импрессионизма и отчасти его творческие приемы нашли свое выражение и во французской музыке. Два композитора - К. Дебюсси и М. Равель - наиболее ярко представляют течение импрессионизма в музыке. В их фортепьянных и оркестровых пьесах-эскизах с особой гармонической и ладовой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюбленного в красоту окружающего мира. Оба они любили народную музыку - французскую, испанскую, восточную, любовались ее неповторимой красочностью.

Главное в музыкальном импрессионизме - передача настроений, приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажной программности. Ему свойственны также рафинированная фантастика, поэтизация старины, экзотика, интерес к тембровой и гармонической красочности. С основной линией импрессионизма в живописи его роднит восторженное отношение к жизни; моменты острых конфликтов, социальных противоречий в нём обходятся.

Классическое выражение "музыкальный импрессионизм" нашёл в творчестве К. Дебюсси; черты его проявились и в музыке М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта, Ж. Ж. Роже-Дюкаса и др. французских композиторов.

Зачинателем музыкального импрессионизма по праву считается Дебюсси, обогативший все стороны современного композиторского мастерства - мелодику, гармонию, оркестровку, форму. Его новаторские опыты отчасти навеяны выдающимися открытиями русских композиторов-реалистов, в первую очередь М. П. Мусоргского. В то же время он воспринял идеи новой французской живописи и символистской поэзии. Дебюсси написал множество фортепьянных и вокальных миниатюр, несколько пьес для камерных ансамблей, три балета, лирическую оперу «Пеллеас и Мели-занда».

Музыкальный импрессионизм унаследовал многие особенности искусства позднего романтизма и национальных музыкальных школ XIX в. («Могучая кучка», Ф. Лист, Э. Григ и др.). В то же время чёткому рельефу контуров, сугубой материальности и перенасыщенности музыкальной палитры поздних романтиков импрессионисты противопоставили искусство сдержанных эмоций и прозрачной, скупой фактуры, беглую переменчивость образов.

Творчество композиторов-импрессионистов во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и утончённости; усложнение аккордовых комплексов сочетается в ней с упрощением и архаизацией ладового мышления; в оркестровке преобладают чистые краски, капризные блики, ритмы зыбки и неуловимы. Красочность ладогармонических и тембровых средств выдвигается на первый план: усиливается выразительное значение каждого звука, аккорда, раскрываются неизвестные ранее возможности расширения ладовой сферы. Особую свежесть музыке импрессионистов придавало их частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам музыкального языка народов Востока, Испании, ранних форм негритянского джаза.

Одухотворенные картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в его оркестровых пьесах: «Прелюдии к „Послеполудню фавна"», в цикле «Ноктюрны» («Облака», «Празднества» и «Сирены»), трех эскизах «Море», цикле «Иберия» (трех зарисовках природы и быта южной Испании), а также в фортепьянных миниатюрах «Остров радости», «Лунный свет», «Сады под дождем» и др. В творчестве Мориса Равеля (1875-1937) отразилась более поздняя эпоха. Рисунок его сочинений острее, резче, краски более четкие и контрастные - от трагического пафоса до язвительной иронии. Но и в его композиторской манере также встречается утонченная звукопись, сложная и пестрая игра красок, типичная для музыкального импрессионизма. В лучших фортепьянных пьесах Равеля господствует прихотливая переливчатость звуков, навеянных живой природой («Игра воды», «Печальные птицы», «Лодка среди океана»). Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро».

Большое внимание Равель уделял жанрам танцевальной музыки. Среди нескольких его балетов выделяется балет-сказка «Дафнис и Хлоя», созданный им в сотрудничестве с русской труппой С. П. Дягилева. Равель хорошо знал секреты музыкального юмора, с любовью писал музыку для детей. Таковы его пьесы для фортепьяно «Матушка-гусыня», превращенные в балет, или опера «Дитя и волшебство», в которой забавно выступают в качестве персонажей Часы и Кушетка, Чашка и Чайник. В последние годы жизни Равель обратился к более современным, ритмически обостренным музыкальным средствам, в частности к интонациям джаза (соната для скрипки и фортепьяно, два концерта для фортепьяно).

Традиции импрессионизма, начатые французскими мастерами, нашли свое продолжение в творчестве композиторов различных национальных школ. Их оригинально развивали М. де Фалья в Испании, А. Казелла и О. Рес-пиги в Италии, С. Скотт и Ф. Дилиус в Англии, К. Шимановский в Польше. Влияние импрессионизма испытали в начале XX в. и некоторые русские композиторы (Н. Н. Черепнин, В. И. Ребиков, С. Н. Василенко). У А. Н. Скрябина самостоятельно сформировавшиеся черты импрессионизма сочетались с пламенным экстазом и бурными волевыми порывами. Самобытно претворенные достижения французского импрессионизма заметны в ранних произведениях И. Ф. Стравинского (балеты «Жар-птица», «Петрушка», опера «Соловей»).

Музыкальный импрессионизм сложился на основе живописного течения импрессионизма. Традиционно представителями импрессионизма в музыке считаются Клод Дебюсси и Морис Равель.

В музыке композиторов-импрессионистов главным была передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Музыкальный импрессионизм был близок и искусству поэтов-символистов с его культом «невыразимого».

Предшественником музыкального импрессионизма был поздний романтизм XIX века. Многие музыкальные находки композиторов-романтиков нашли свое отражение в музыке импрессионистов.

У композиторов-романтиков возрос интерес к поэтизации старины и далёких стран, к тембровой и гармонической красочности, воскрешению архаических ладовых систем, жанру миниатюры, колористическим находкам Э. Грига, Н. А. Римского-Корсакова, свободе голосоведения и стихийной импровизации М. П. Мусоргского.

Один из критиков писал: «Слушая импрессионистов-композиторов, вы по преимуществу вращаетесь в кругу туманных переливчатых звучаний, нежных и хрупких до того, что вот-вот музыка вдруг дематериализуется... лишь в душе вашей надолго оставив отзвуки и отблески упоительных бесплотных видений».

И. В. Нестьев в своей статье «Импрессионизм» пишет: «Музыкальный импрессионизм способствовал развитию многих музыкальных жанров, пришедших на смену романтизму. В симфонической музыке - это симфонические эскизы-зарисовки, в фортепианной - сжатые программные миниатюры, в вокальной музыке - вокальная миниатюра. В опере это привело к созданию музыкальных драм полулегендарного содержания, с чарующей деликатностью звуковой атмосферы, скупостью и естественностью вокальной декламации».

Музыкальные находки и импровизационность в музыке композиторов-импрессионистов открыли путь новым музыкальным средствам выразительности. Необычность гармонии, использование параллелизмов, сочетание сложных аккордовых комплексов ослабляло чёткость функциональной связи. Всё это позволяло импрессионистам насытить свои произведения необычными красками и созвучиями.

Первое упоминание импрессионизма применительно к музыке Дебюсси было сделано весной 1887 года, причем, термин был употреблен скорее в негативном контексте. Речь шла о сюите «Весна» в двух частях для женского хора с оркестром. Партитура этого сочинения до наших дней в ее первоначальном виде, к сожалению, не дошла, но известно, что её исполнение взволновало культурную общественность.

Критик в своем Отчете Непременного секретаря Академии изящных искусств пишет о Дебюсси: «Можно констатировать у него чувство музыкального колорита, однако, избыток этого чувства заставляет его легко забывать о значении точности рисунка и формы. Ему следовало бы весьма избегать сего неопределенного импрессионизма - одного из самых опасных врагов правды в произведениях искусства».

Сравнение музыки композитора с живописным течением навело критиков на анализ музыкальных нововведений в его творчестве. Еще один критик Камиль Моклер в своей статье «Музыкальная живопись и слияние искусств» в газете «Revue Blue» в 1902 году назвал музыку Дебюсси «импрессионизмом звуковых пятен».

Термин «импрессионизм», применявшийся музыкальными критиками конца ХIХ в. в осуждающем или ироническом смысле, позднее стал общепринятым определением и стал охватывать широкий круг музыкальных явлений рубежа ХIХ - ХХ вв. как во Франции, так и в других странах Европы.

Рассмотрим подробнее новаторские музыкальные находки композиторов-импрессионистов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Клод-Ашиль Дебюсси (1862-1918)

Григорий Михайлович Шнеерсон в своей книге «Французская музыка XX века» называет Дебюсси «до мозга костей французским художником». Он пишет, что никакие зарубежные влияния не смогли изменить национальный творческий облик Дебюсси - этот композитор вывел французскую музыку на одно из лидирующих мест в мировой музыкальной культуре.

С 1872 года обучаясь в Парижской консерватории Дебюсси, очень выделялся среди своего класса как сформировавшаяся художественная индивидуальность. Класс фортепиано ему преподавал знаменитый пианист и педагог Антуан Мармонтель, по сольфеджио он занимался у Альберта Лавиньяка. Больше всего юному композитору не нравились занятия по гармонии и аккомпанементу у Эмиля Дюрана. Учитель воспитывал юношу в русле классических правил гармонии и не мог совладать с художественными порывами у своего ученика. Другой педагог О. Базиль поощрял свободу импровизации у будущего композитора. Композицию у Дебюсси с 1880 года вел Эрнест Гиро, тогда и стали появляться первые произведения композитора.

Немного раньше, путешествуя по Швейцарии и Италии, Дебюсси встретился с богатой русской меценаткой Надеждой Филаретовной фон Мекк, которая познакомила его с творчеством Петра Ильича Чайковского.

В своих письмах Петру Ильичу госпожа фон Мекк писала о Дебюсси так: «Это парижанин с головы до ног, типичный gamin (уличный мальчишка), очень остроумен, отличный подражатель, презабавно и совершенно характерно представляет Gounod Ambroise Thomas и прочих, всегда в духе, всегда и всем доволен и смешит всю публику невообразимо; премилый характер».

Нужно отметить, что в 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». А год спустя французская Академия награждает композитора Большой Римской премией за кантату «Блудный сын».

С 1885 года Дебюсси начал поиски своего оригинального музыкального языка. Тогда он встал в оппозицию классическим традициям гармонии. В это время искусство Франции, при всем многообразии художественных направлений, испытывало застой академизма и добропорядочного консерватизма. Это приветствовалось официальными учреждениями - Академией изящных искусств, ежегодными выставками-салонами, консерваторией.

Молодое поколение художников, литераторов, музыкантов конца XIX века бросило вызов общепринятым нормам в искусстве и в своем творчестве открыло новые эстетические горизонты. На этом поприще возникло течение символизма во французской литературе, импрессионизма в живописи.

Стиль Дебюсси постепенно формировался с 1884 по 1889 годы. Композитор создал совершенно новый фортепианный язык. Его современники отмечали, что Дебюсси-пианист очень внимательно относился к нюансировке произведений, особое значение придавал педали, что создавало особую колористику и эффектность произведений. Вот некоторые высказывания музыковедов: «Дебюсси сделал для фортепианной литературы XX века то же, что Шопен для XIX века. Он открыл новое звучание фортепиано, совершил переворот в пианистической технике, расширив технические возможности инструмента».

При сочинении своих произведений композитор мог очень долго импровизировать за инструментом, и его композиторские поиски можно назвать «контролируемой импровизацией». Этот термин ввел в музыкальный обиход Ж. Барраке.

Учитель Р. Годе отмечал: «Дебюсси только тогда принимался записывать музыку, по крайней мере, чаще всего, когда проходил долгий инкубационный период. Тогда он писал словно под диктовку и почти без помарок».

В 1889 году Дебюсси поддался новым веяниям в искусстве, направленным против академизма, и изменил свой круг общения. Теперь композитора интересовала идеология символизма в литературе и импрессионизма в живописи. Он познакомился с поэтами С. Малларме, П. Верленом, П. Ренье, с художниками: К. Моне, О. Ренуаром, П. Сезанном, Э. Мане. Можно сказать, что все идеи символизма и импрессионизма Дебюсси смог обобщить и выразить в музыке.

В это же время композитор посетил Всемирную Парижскую выставку, где он услышал русскую музыку А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева и М. П. Мусоргского.

Еще одним значительным событием в жизни композитора стало его знакомство с культурой Востока. Дебюсси был одним из первых, кто обратился к теме Востока в своем творчестве. Находясь под сильным впечатлением от неё, Дебюсси пишет цикл «Эстампы». Входящая в цикл пьеса «Пагоды» является ярким отражением восточной культуры.

В течение всей жизни источниками вдохновения композитора были культурные события не только во Франции, но и во всем мире. Следует отметить, что взаимовлияние французской и русской музыкальных культур во многом осуществлялось за счет «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым.

Итоги музыкальных поисков Дебюсси дали сильный толчок для развития новых стилей в музыке. Главным принципиальным отличием музыкального языка Дебюсси стала свобода самовыражения и независимость от классических форм музыкальных произведений.

В фортепианном творчестве Дебюсси видны влияния романтизма, а также французского клавесинизма. Практически все произведения Дебюсси подчиняются такому принципу как «контролируемая импровизация».

В записи своих фортепианных произведений он первый из композиторов использует третью строчку в общей акколаде, вместо традиционных двух. Это один из способов передать соответствие зрительного образа слуховому. Впервые третья строчка была использована в пьесе «Вечер в Гренаде» и пьесе «Из тетради эскизов».

Новаторство фортепианного творчества Клода Дебюсси определяются расширением фортепианных возможностей инструмента и новой топографии нотного текста.

Морис Жозеф Равель (1875 -1937)

Равель был композитором, в творчестве которого сочетались две культуры - Испании и Франции. Его отец был французом, а мать испанкой. Всю сознательную жизнь Равель жил в Париже.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Его педагогами были: по классу фортепиано - Пессар, по классу контрапункта - Жедаль, по классу композиции выдающийся педагог Франции Габриель Форе. В годы учебы юный композитор выделялся из своих товарищей оригинальностью композиторского мышления. Его увлекал модернизм, творчество поэтов-символистов, таких как С. Малларме, Велье де Лиль Адан и др. Первые шаги на композиторском поприще давались Равелю нелегко.

Его дебют состоялся 1898 году с пьесой «Хабанера» для двух фортепиано. Позже Равель включил «Хабанеру» в качестве одной из частей в свою «Испанскую рапсодию». Но критика встретила нового композитора недоброжелательно. Неудачи на конкурсе в Академии искусств с 1901 по 1905 годы не приносят признания культурной общественности композиторского таланта Равеля.

После окончания консерватории Равель вошел в группу талантливых молодых литераторов, музыкантов, художников, где обрел верных товарищей и друзей. В этой группе главной идеей была борьба против рутины, за создание нового искусства. Эта группа с ироничным названием «апаши» включала в себя прекрасного пианиста Рикардо Виньеса, музыкальных критиков Эмиля Вийермоза и Михаила Кальвокоресси, поэта Леона Поля Фарга и Тристана Клингзора и др. Молодые люди не пропускали не одного музыкального концерта, выражали свое восхищение музыкой Дебюсси, вступали в схватки с музыкальными консерваторами.

Русская музыка была принята «апашами» восторженно и увлеченно. Тристан Клингзор пишет: «Мы все были увлечены русскими. Бородин, Мусоргский, Римский приводили нас в восторг…».

Ранние произведения Равеля «Павана на смерть инфанты», пьеса «Игра воды», вокальный цикл «Шехерезада» получили признание у его современников. Пьеса «Игра воды» была принята за образец произведений музыкального импрессионизма. Французская критика склонялась к тому, что Равель является продолжателем идей Дебюсси. Борясь с постоянным сравнением его музыки с музыкой Дебюсси, Равелю приходилось отстаивать свои авторские находки.

С 1905 по 1915 годы Равель написал Сонатину и цикл пьес для фортепиано «Отражения», вокальную сюиту «Естественные истории», «Испанскую рапсодию» для оркестра, оперу «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» и др. В 1908 году «Испанская рапсодия» была горячо прията публикой и прессой. После этой премьеры в Париже к Равелю пришло признание в широких музыкальных кругах.

Равель активно сотрудничал «Русскими сезонами». По заказу Сергея Дягилева композитор написал балет «Дафнис и Хлоя». Вопреки ожиданиям, 8 июня 1912 года премьера балета состоялась с большим триумфом и сопровождалась чествованием композитора. Французская пресса, восторгаясь балетом, писала о невозможности исполнения этой музыки вне сцены. Один из критиков писал: «Без танца, без актеров, без света, без декораций “Дафнис” покажется невыносимо длинным…».

К счастью, мнение многих критиков оказалось ошибочным. Некоторые пьесы из этого балета до сих пор исполняются отдельно симфоническими оркестрами и входят в их постоянный репертуар.

В 1913 году Равель следует стилистическим тенденциям западноевропейской музыки. В его музыке прослеживается упрощение музыкальной фактуры, больше всего это касается области камерной музыки. На протяжении всей жизни Равель не отходил от классических форм в музыке, его произведения характеризуются протяжными мелодиями, соблюдением чёткости ритма и метра.

Музыкальный язык Равеля приоткрывает миру своеобразный «неоклассицизм». В военные годы Равель отказывается от идей импрессионизма, в его творчестве затрагиваются социальные проблемы, бытовые темы, его музыка наполняется философскими размышлениями.

Самое известное произведение Равеля - «Болеро». Изначально композитор задумывал спектакль, но его премьера была провальной. Публика не приняла новое произведение композитора, зато музыкальная тема «Болеро» была легко подхвачена.

Равель был одним из первых композиторов, принявший предложение написать музыку для кинофильма, - им стал «Дон-Кихот». Композитор написал три песни для русского баса Федора Шаляпина, эти песни образуют небольшой цикл, названный им «Дон-Кихот к Дульцинее».

А. А. Альшванг отмечает, что творчество Равеля способствовало определению основных тенденций западноевропейской музыкальной культуры. Главной чертой творчества Равеля было нахождение разнообразных гармонических музыкальных решений, использование более сложных созвучий, частое применение аккордов с задержанием, тем самым композитор обновил традиционно сложившуюся гармоническую систему.

Искусство Равеля, проникнутое гуманизмом, проникнуто национальным французским колоритом. Сергей Сергеевич Прокофьев верно определил место Равеля в истории мировой музыки. Он писал: «Одно время, после войны, во Франции появилась группа молодых музыкантов: Онеггер, Мийо, Пуленк и другие, которые в пылу молодого задора утверждали, что музыка Равеля отжила свой век, - пришли новые люди, пришел новый музыкальный язык. Но годы шли, упомянутая группа заняла свое надлежащее место во французской музыке, а Равель по-прежнему остается одним из крупнейших французских композиторов и одним из значительнейших музыкантов современности».

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок-погружение в тему.

Цели урока:

  • выявить связи между музыкальным и изобразительным искусством;
  • мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению творчества импрессионистов.

Задачи урока:

  • актуализация знаний учащихся;
  • углубление представлений о взаимодействии искусств;
  • развитие эмоциональной сферы, умения слушать музыку, выражать свое отношение к ней;
  • проникновение в эмоциональный строй произведений импрессионистов.

Оборудование урока:

  • аудиозаписи произведений импрессионистов;
  • мультимедийная презентация по теме “Импрессионизм”;
  • анимационные фильмы “Ёжик в тумане” (реж. Ю.Норштейн), “Болеро” (реж. И.Максимов);
  • ноты: М.Равель “Болеро”, К.Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна”, “Прерванная серенада”, “Кукольный кэк-уок”.

Ход урока

Организационный момент. [Слайды 1,2,3]

У.:Сегодня мы с вами познакомимся с интересным направлением в искусстве, название которому – импрессионизм. Мы постараемся проникнуть в суть этого явления, выявить степень его влияния на музыку. В начале урока предлагаю вашему вниманию фрагмент анимационного фильма режиссера Юрия Норштейна “Ёжик в тумане”. [Слайд 4]

“Ёжик в тумане” - мультфильм

Погружение в тему.

У.: Кто не знает “Ёжика в тумане” - замечательный анимационный фильм Юрия Норштейна. А задумывались ли вы, в чем, собственно, идея этого фильма? Прежде всего, идея – в тумане, благодаря которому обычный визит Ёжика к Мишке становится настоящим приключением. Приключением же он становится потому, что туман наделяет небольшое пространство между ними сложностью, загадочностью, таинственностью. Собака, лошадь, старое дерево, ухающий филин – все становится здесь как бы впервые увиденным, как бы заново создаваемым зрением Ёжика. Таким образом, получается, что туман позволяет Ёжику открыть новый мир. И именно поэтому такое облегчение приносит финал фильма, когда Ёжик и Мишка в чистом ночном небе принимаются считать звезды. При всей поэтичности и самостоятельности этой ситуации главное здесь в освобождении от напряжения, созданного туманом. Благодаря туману, Ёжик получает новые впечатления от привычных ему предметов. Слово “импрессионизм” так и переводится с французского – “впечатление”.

Повторение материала.

[Слайды 5,6,7,8] Клод Моне “Впечатление. Восход солнца”, Камиль Писсарро “Оперный проезд в Париже”, Огюст Ренуар “Большая ваза с цветами”, Эдгар Дега “Зеленые танцовщицы”.

Ответы учащихся на вопросы учителя:

  1. Знаете ли вы некоторые из этих полотен? (учащиеся называют).
  2. Что вы можете сказать о живописи импрессионистов, опираясь на свои зрительные ощущения? (размытые силуэты, чистые краски, использование полутонов).
  3. Есть ли что-то общее в работах художников-импрессионистов с анимационным фильмом “Ёжик в тумане”?
  4. Когда и в какой стране возникло это течение - импрессионизм? (Франция, последняя треть XIX века).
  5. В каком виде искусства первоначально проявил себя импрессионизм? (В живописи).
  6. Назовите известных вам художников-импрессионистов. (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, К. Писсарро, П. Сезанн, О. Ренуар).
  7. Что означает термин “импрессионизм”? Как он возник? (“Впечатление”, от названия картины К. Моне “Впечатление. Восход солнца”).
  8. Перечислите жанры, к которым обращались художники. (Пейзаж, лирический портрет, бытовой жанр).
  9. Назовите особенности живописной техники (работа на открытом воздухе как непременное условие творчества, свет как главное выразительное средство, отказ от техники смешивания красочных тонов на палитре и наложение краски на холст лишь чистыми тонами, техника письма мелкими мазками).
  10. В каких видах искусства, помимо живописи, проявил себя импрессионизм (скульптура, литература, музыка).
  11. Назовите выразительные средства живописи и музыки [Слайд 9].

[Слайды 10,11]

Клод Моне “Руанский собор в полдень”, Клод Моне “Руанский собор вечером”.

Задание. Представьте себя композиторами. Скажите, какие выразительные средства музыки вы бы использовали для создания произведений по мотивам этих картин.

У.: Живописный импрессионизм оказал значительное влияние на музыку. Задание: по словесному описанию узнать, о ком из композиторов-импрессионистов идет речь.

А) Французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Как домашний пианист русской меценатки Н.Ф. фон Мекк сопровождал ее в путешествиях по Европе, в 1881 и в 1882 гг. посетил Россию. Выступал как дирижер и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик. Автор 24 прелюдий для фортепиано, сюиты “Детский уголок”, оркестровых “Ноктюрнов”, “Прелюдии к “Послеполуденному отдыху фавна”. _________________ (Клод Дебюсси). [Слайд 12].

Б) Французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1905). Трижды участвовал в конкурсе на Римскую премию, затем добровольно отказавшись от нее. Выступал как пианист, дирижер. В 1929 г. получил звание почетного доктора Оксфордского университета. Яркий представитель импрессионизма, но его отличает сознательное тяготение к классическому стилю. Выступает интерпретатором творчества других композиторов. Автор “Болеро”, балета “Матушка Гусыня”, “Испанской рапсодии”. ___________________ (Морис Равель). [Слайд 13].

У.: Музыкальный импрессионизм складывался в обстановке непрекращающейся борьбы между традиционным и новым. Он утверждался в противовес к устаревшим, но цепко удерживающимся, “академическим” традициям музыкального искусства Франции начала ХХ века. Молодые Дебюсси и Равель в полной мере ощутили это на себе. Их первые творческие опыты встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства Парижской консерватории и Академии изящных искусств, как и картины художников-импрессионистов. Негативными были отзывы на такие произведения Дебюсси как симфоническая ода “Зулейма”, симфоническая сюита “Весна”, кантата “Дева-избранница”. Композитор обвинялся в умышленном желании “сделать что-либо странное, непонятное, невыполнимое”. Неодобрение со стороны консерваторской профессуры вызвала и пьеса Равеля “Игра воды”, и он не получает Римскую премию в 1903 году. Дебюсси и Равелю пришлось пробивать себе дорогу в искусстве в одиночестве, ибо у них почти не было единомышленников и соратников. Весь их жизненный и творческий путь был полон поисков и смелых экспериментов в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.

Работа с нотным текстом, слушание музыки.

Учитель: Давайте обратимся к музыке Дебюсси и Равеля. Композиторы поясняют содержание своих произведений, давая им названия. Мы услышим музыку, назовем произведения, проследим за их развитием по нотам, посмотрим картины импрессионистов. После этого вы ответите на вопрос: к какому из этих произведений по внутреннему настроению более всего соответствует музыка?

[Слайд 14].

Звучит прелюдия Клода Дебюсси “Девушка с волосами цвета льна” <Приложение 2>.

Действия учеников:

А) называют произведение;

Б) из зрительного ряда выбирают картину, соответствующую слуховым впечатлениям, объясняют свой выбор;

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Вопросы:

  1. Сколько прелюдий входит в фортепианный цикл?
  2. Какие композиторы до Дебюсси обращались к жанру прелюдий?
  3. Что привлекло композитора в этом жанре?
  4. Почему композитор указывает название лишь в конце пьесы? (Не желая “навязывать” свой замысел исполнителю и слушателю, выносит заголовки в конце пьесы, заключая его скобками и окружая многоточием).
  5. Каков круг образов прелюдий?
  6. В каких музыкальных формах написано большинство прелюдий?

[Слайд 15]. Вопросы :

  1. Почему композитора не привлекало создание портретов близких ему людей?
  2. Какое впечатление производит прелюдия “Девушка с волосами цвета льна”?
  3. Звучание какого инструмента напоминает мелодия?
  4. Что придает мелодии черты пентатоники?
  5. Назовите характерные особенности гармонического языка прелюдии.
  6. В какой форме написана прелюдия? В чем заключаются особенности последней части?

[Слайд 16]. Звучит прелюдия Клода Дебюсси “Прерванная серенада” <Приложение 3>

Действия учеников:

А) называем произведение;

Б) из зрительного ряда выбираем картину, соответствующую слуховым впечатлениям, объясняем свой выбор.

[Слайд 17]. Вопросы :

  1. В чем заключается программный замысел этой прелюдии?
  2. Какую роль отводит композитор инструментальному сопровождению?
  3. Расскажите о мелодии прелюдии.
  4. Какие выразительные средства использует композитор для передачи замысла?
  5. В чем заключается “импрессионистичность” прелюдии?

[Слайд 18]. Звучит пьеса “Кукольный кэк-уок” Клода Дебюсси из фортепианного альбома “Детский уголок” (исполняет ученица 5 класса Столярова Арина) <Приложение 4>

Вопросы:

  1. Назовите произведение.
  2. Что представляет собой “Детский уголок” Клода Дебюсси?
  3. Назовите пьесы, которые входят в цикл.
  4. Расскажите о пьесе “Кукольный кэк-уок”.Каковы особенности ритма этой пьесы? [Слайд 19].

[Слайд 20]. Звучит фрагмент “Болеро” Мориса Равеля <Приложение 5>

Вопросы:

  1. Назовите произведение, которое только что прозвучало.
  2. Что такое “Болеро”?
  3. Когда было создано “Болеро”?
  4. Чем объясняется долгая симфоническая жизнь этого сочинения?
  5. В чем заключаются особенности темы произведения? [Слайд 21].
  6. Расскажите о красочной оркестровке “Болеро”. [Слайд 22].
  7. Какая роль отведена группе струнных инструментов?
  8. Какие выразительные средства использует композитор при подходе к кульминации?

Используя таблицу эмоциональных состояний, охарактеризуйте это произведение. [Слайд 23].

Проверочная работа: Тест <Приложение 6>.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя.

  • Назовите композиторов-импрессионистов, с творчеством которых мы познакомились на уроках музыкальной литературы.

Клод Дебюсси, Морис Равель.

  • Какие особенности импрессионистической музыки вы знаете?

Образы неуловимые, зыбкие, расплывчатые, ускользающие. Композиторы стремятся передать свои впечатления при дневном и ночном освещении, летом и зимой, в туман или дождь. Отсюда идет и тяготениекомпозиторов-импрессионистов не к крупным формам, а к миниатюрам. В них легче передать мимолетные впечатления от различных явлений, смену настроений.

Значение мелодии, как основного выразительного элемента музыки, ослабляется, она растворяется в гармоническом фоне. Нет ярких, широких мелодий, лишь мелькают короткие мелодические фразы.

Вырастает роль гармонии, на первый план выступает ее красочное значение. Характерны сложные, неустойчивые гармонии: увеличенные трезвучия, уменьшенные септаккорды, нонаккорды.

Важную роль для создания красочности звучания играютлады.Дебюсси и Равель часто обращаются к старинным народным ладам: дорийскому, фригийскому, миксолидийскому, пентатонике.

Основную выразительную роль в произведениях импрессионистов играет оркестровка. Струнная группа теряет свое господствующее значение, на первый план выходят деревянные духовые инструменты. Равель использует необычные сочетания инструментов.

Композиторы обращаются к современным ритмам.

Музыка композиторов-импрессионистов программная, то есть авторы поясняют ее содержание, давая своим произведениям названия.

  • Как вы думаете, есть ли общее между художниками-импрессионистами и композиторами-импресионистами?

Музыка может рисовать звуками, мы видим эти картины. Музыка воссоздает образы природы и живые зарисовки бытовых городских сцен. В музыке, как и в картинах импрессионистов, есть ощущение света. В творчестве художников и композиторов много общего. Прежде всего – это родственная тематика. Ведущей темой становится пейзаж. Типичной темой стал и лирический портрет. Привлекает их и бытовой жанр. Разнообразие ладов у музыкантов-импрессионистов аналогично обогащению цветовой палитры художников-импрессионистов.

У.: Теперь мы с вами можем найти ответ на вопрос, который прозвучал в начале урока: что же такое импрессионизм? Импрессионизм – это новый мир, открытый перед людьми художниками и композиторами. Искусство Дебюсси и Равеля, как и полотна художников-импрессионистов, воспевает мир естественных человеческих переживаний, передает радостное ощущение жизни, открывает перед слушателями прекрасный поэтический мир природы, нарисованный тонкими, оригинальными звуковыми красками. Художники стремились отражать в своих произведениях не окружающий мир, а свое личное впечатление от этого мира. Многие направления в искусстве последующего, ХХ века, появились, благодаря новым методам импрессионизма.

Домашнее задание (по выбору учащегося):

1) написать небольшое сочинение на тему: “Что я чувствую, слушая музыку импрессионистов”;

2) подобрать выразительные средства музыки к картине: Огюст Ренуар. “Женщина с веером” [Слайд 24].

В конце урока я предлагаю вашему вниманию фрагмент анимационного фильма режиссера Ивана Максимова “Болеро”. Мы помним о необычном решении “Болеро” как балетного спектакля: танец в таверне и танец на фоне заводской стены (по замыслу Равеля). У художников ХХ века свой взгляд на музыку импрессионистов. Как сказал Максимов о своем персонаже: “Он сам себе путеводная звезда, которая светит и не нуждается ни в чем”.

“Болеро” - мультфильм (фрагмент) <Приложение 8>

Сегодня мы говорили об импрессионизме в живописи и в музыке. Надеюсь, что наш урок не оставил вас безучастными, и когда вы окажитесь в музее, то задержитесь в зале импрессионистов, открывая в их искусстве что-то новое и интересное для себя, возможно, схожее с вашими ощущениями. Задумайтесь, как прекрасно мгновение, оставленное для нас художниками. Надеюсь, что у вас возникнет желание глубже узнать музыку Дебюсси и Равеля. Урок окончен, спасибо!

Литература

  1. Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебник для ДМШ: Второй год обучения предмету. – М.: - Музыка. – 2001. – 183 с., нот., ил.
  2. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О. К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с. – (Методика).
  3. Импрессионизм в музыке и живописи /Шемякина Светлана Юрьевна/ http://festival.1september.ru/articles/101447/
  4. Музыкальная литература: развитие западноевропейской музыки: второй год обучения: учеб. пособ. / М. Шорникова. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. _ 281, (1)с.: ил. + CD-диск. – (Учебные пособия для ДМШ).
  5. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки. Учеб. Пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.
  6. Открытый урок по основам музыкальных знаний. Тема: "Импрессионизм в музыке"/ Смородина Наталья Алексеевна/ http://festival.1september.ru/articles/524906/
  7. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./ Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128 с. (В помощь учителю).
  8. Урок "Пресс-конференция с импрессионистами" / Молодых Антонина Витальевна/ http://festival.1september.ru/articles/531756/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Импрессионизм в музыке. Основные черты

2. Творчество Ашиль-Клода Дебюсси

3. 1890-е годы - первый период творческого расцвета

3.1 Опера «Пеллеас и Мелизанда»

4. Творчество Дебюсси начала XX века

4.1 Три симфонических эскиза «Море» (1903-1905)

4.2 Сюита «Детский уголок» (1906-1908)

5. Последнее десятилетие жизни Дебюсси

Заключение

Сочинения Ашиль-Клода Дебюсси

Список используемой литературы

дебюсси импрессионизм направление музыкальный

1. ИМПРЕССИОНИЗМ В МУЗЫКЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Становление и расцвет импрессионизма в живописи наблюдается в середине 60-х годов XIX века. Зарождение импрессионизма в музыке, родоначальником которого и ярчайшим представителем был Клод Дебюсси, относится к середине 90-х годов XIX века. Истоки музыки импрессионизма лежат в позднем романтизме XIX в., в произведениях Ф. Листа, Э. Грига и др. композиторов. Музыка импрессионистов такая же поэтична, но более выразительна. Основные представители этого музыкального стиля: Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель.

Основные черты музыки импрессионизма:

1. Это яркая и восторженная, избегающая острых социальных проблем музыка. С живописным импрессионизмом ее роднит восторженное отношение к жизни.

2. Преобладание красочно-жанровое или пейзажное начало

3. Изменилась трактовка музыкальных жанров. В области симфонической и фортепианной музыки создавались главным образом программные миниатюры, сюитные циклы (возвращение к рококо).

4. Обращение к франц. фольклору, музыке Востока, элементам сказочности и фантастичности.

5. Стремление передать настроение композитора и эмоции, которые являются для него самого и слушателей определенными символами. Если сравнивать с импрессионистической живописью, которая стремилась отобразить впечатление, то музыка в стиле импрессионизма стремилась вызвать впечатление у слушателей с помощью приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов.

6. Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп. В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма - это арфа и флейта.

2. ТВОРЧЕСТВО АШИЛЬ-КЛОДА ДЕБЮССИ

Ашиль-Клод Дебюссим (22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа - 25 марта 1918, Париж) - французский композитор, дирижер, пианист и музыкальный критик. Основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.

Дебюсси Родился в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

Его родители, мелкие буржуа, любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. Это учебное заведение было в 70-80-е годы XIX века оплотом самых консервативных и рутинерских методов обучения молодых музыкантов. Здесь в течение 11 лет он учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки).

Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси ежегодные премии по сольфеджио. Пианистическое дарование Дебюсси развивалось чрезвычайно быстро. Уже в студенческие годы его игра отличалась внутренней содержательностью, эмоциональностью, тонкостью нюансировки, редким разнообразием и богатством звуковой палитры. Впервые его пианистический талант был отмечен премией лишь в 1877 году за исполнение сонаты Шумана.

Первые серьезные столкновения с существовавшими методами консерваторского преподавания происходят у Дебюсси в классе гармонии. Самостоятельное гармоническое мышление Дебюсси не могло мириться с традиционными ограничениями, царившими в курсе гармонии. Лишь композитор Э. Гиро, у которого Дебюсси занимался композицией, по-настоящему проникся устремлениями своего ученика и обнаружил единодушие с ним в художественно-эстетических взглядах и музыкальных вкусах.

Уже первые вокальные сочинения Дебюсси, относящиеся к концу 70-х и началу 80-х годов («Чудный вечер» на слова Поля Бурже и особенно «Мандолина» на слова Поля Верлена), обнаружили самобытность его таланта.

Еще до окончания консерватории Дебюсси предпринял свое первое заграничное путешествие по Западной Европе по приглашению русской меценатки Н. Ф. фон Мекк. Он играл в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России. Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы.

В 1881 году Дебюсси приехал в Россию в качестве пианиста для участия в домашних концертах фон Мекк. Эта первая поездка в Россию (затем он побывал там еще два раза - в 1882 и 1913 годах) пробудила огромный интерес композитора к русской музыке, который не ослабевал до конца его жизни.

Семнадцатилетний Дебюсси был учителем музыки в семье фон Мекк, покровительницы Чайковского и страстной любительницы музыки. Дебюсси занимался с детьми миллионерши фортепиано, аккомпанировал певцам, участвовал в домашних музыкальных вечерах. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседовала с ним о музыке. Однако когда юный музыкант без памяти влюбился в ее пятнадцатилетнюю дочь Соню и попросил у Надежды Филаретовны ее руки, разговоры о музыке мигом прекратились... Зарвавшемуся учителю музыки было немедленно отказано от места.

С 1883 года Дебюсси начинает участвовать как композитор в конкурсах на получение Большой Римской премии. В следующем же году он был удостоен ее за кантату «Блудный сын». Время пребывания Дебюсси в Риме (1885-1887) оказалось для него плодотворным: он познакомился со старинной хоровой итальянской музыкой XVI века (Палестрина) и одновременно с творчеством Вагнера (в частности, с музыкальной драмой «Тристан и Изольда).

В то же время период пребывания Дебюсси в Италии ознаменовался острым столкновением его с официальными художественными кругами Франции. Отчеты лауреатов перед академией представлялись в виде произведений, которые рассматривались в Париже специальным жюри. Отзывы на сочинения композитора - симфоническую оду «Зулейма», симфоническую сюиту «Весна» и кантату «Дева-избранница» (написанную уже по приезде в Париж) - обнаружили на этот раз непреодолимую пропасть между новаторскими устремлениями Дебюсси и косностью, царившей в крупнейшем художественном учреждении Франции. Композитор обвинялся в умышленном желании «сделать что-либо странное, непонятное, невыполнимое», в «преувеличенном чувстве музыкального колорита», которое заставляет его забывать «важность точного рисунка и формы».

Эти сочинения были еще далеки от зрелого стиля композитора, но уже обнаруживали новаторские черты, проявившиеся в первую очередь в красочном гармоническом языке и оркестровке. Дебюсси ясно выразил свое стремление к новаторству в письме к одному из друзей в Париж: «Я не смогу замкнуть свою музыку в слишком корректные рамки... Я хочу работать, чтобы создать оригинальное произведение, а не попадать все время на те же пути...».

По возвращении из Италии в Париж Дебюсси окончательно порывает с академией.

Стремление сблизиться с новыми направлениями в искусстве, желание расширить свои связи и знакомства в художественном мире привели Дебюсси еще в конце 1880-х годов в салон крупного французского поэта конца XIX века и идейного вождя символистов - Стефана Малларме. Здесь Дебюсси познакомился с писателями и поэтами, чьи произведения легли в основу многих его вокальных сочинений, созданных в 1880-1890-е годы. Среди них выделяются: «Мандолина», «Ариетты», «Бельгийские пейзажи», «Акварели», «Лунный свет» на слова Поля Верлена, «Песни Билитис» на слова Пьера Луиса, «Пять поэм» на слова крупнейшего французского поэта 1850-1860-х годов Шарля Бодлера (особенно «Балкон», «Вечерние гармонии», «У фонтана») и другие.

Явное предпочтение, уделяемое вокальной музыке в первый период творчества, объясняется в значительной мере увлечением композитора символистской поэзией. Однако в большинстве произведений этих лет Дебюсси старается избегать и символистской неопределенности, и недосказанности в выражении своих мыслей.

В 1890 Дебюсси начал работу над оперой «Родриг и Химена» по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах).

3. 1890-Е ГОДЫ. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО РАСЦВЕТА

1890-е годы - первый период творческого расцвета Дебюсси в области не только вокальной, но и фортепианной («Бергамасская сюита», «Маленькая сюита» для фортепиано в четыре руки), камерно-инструментальной (струнный квартет) и особенно симфонической музыки. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». К концу XIX в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизма в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - «струнный квартет соль минор» (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл «Лирические прозы» (1892-1893) на собственные тексты, «Песни Билитис» по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также «Ивняк», незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.

В это время создаются два наиболее значительных симфонических произведения - прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (на стихотворение Малларме) и «Ноктюрны».

Только после исполнения «Фавна» в 1894 году о Дебюсси-композиторе заговорили в широких музыкальных кругах Парижа. Эта прелюдия стала своего рода манифестом музыкального импрессионизма, в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Но замкнутость и определенная ограниченность художественной среды, к которой принадлежал Дебюсси, а также самобытный стиль его сочинений препятствовали появлению музыки композитора на концертной эстраде.

Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее "Свободная эстетика" - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра. В "Ноктюрнах" проявилось стремление Дебюсси к жизненно-реальным художественным образам. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с «живописным этюдом в серых тонах».

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году «Ноктюрны», а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы «Пеллеас и Мелисанда».

3.1 ОПЕРА «ПЕЛЕАС И МЕЛИЗАНДА»

В течение 1890-х годов Дебюсси работал над своей единственной законченной оперой «Пеллеас и Мелизанда». Композитор долго искал близкий ему сюжет и наконец остановился на одноименной драме бельгийского писателя-символиста Мориса Метерлинка. Сюжет этого произведения привлек Дебюсси, по его словам, тем, что в нем «действующие лица не рассуждают, а претерпевают жизнь и судьбу». Обилие подтекста давало возможность композитору осуществить свой девиз: «Музыка начинается там, где слово бессильно». Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Дебюсси сохранил в опере одну из основных особенностей многих драм Метерлинка - фатальную обреченность героев перед неизбежной роковой развязкой, неверие человека в свое счастье. Дебюсси в известной мере удалось смягчить безнадежно-пессимистический тон драмы тонким и сдержанным лиризмом, искренностью и правдивостью в музыкальном воплощении настоящей трагедии любви и ревности.

Новизна стиля оперы обусловливается во многом тем, что она написана на прозаический текст. Вокальные партии оперы Дебюсси заключают в себе тонкие нюансы разговорной французской речи. Мелодическое развитие оперы представляет собой выразительную напевно-декламационную линию. Сколько-нибудь значительный эмоциональный подъем в мелодической линии отсутствует даже в кульминационных в драматическом отношении эпизодах оперы.

Премьера оперы состоялась 30 апреля 1902 года в театре "Комической оперы" (опера комик). Публика и критика отнеслась к новинке очень неровно, чтобы не сказать более. Но дело было сделано: перевернулась страница истории музыки, т.к. после знакомства с «Пеллеасом» и присяжным музыкантам и среднему массовому слушателю не могло не стать ясным, что их новый музыкальный собеседник объясняется на новом звуковом языке, что на очереди стоит вопрос о целом новом направлении в искусстве.

4. ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ НАЧАЛА XX ВЕКА

Начало века - высший этап в творческой деятельности композитора. Произведения, созданные Дебюсси в этот период, говорят о новых тенденциях в творчестве и в первую очередь об отходе Дебюсси от эстетики символизма. Все больше композитора привлекают жанрово-бытовые сцены, музыкальные портреты и картины природы. Вместе с новыми темами и сюжетами в его творчестве появляются и черты нового стиля. Свидетельством этому являются такие фортепианные произведения, как «Вечер в Гренаде» (1902), «Сады под дождем» (1902), «Остров радости» (1904). В этих сочинениях Дебюсси обнаруживает прочную связь с национальными истоками музыки.

Среди симфонических сочинений, созданных Дебюсси в эти годы, выделяются «Море» (1903-1905) и «Образы» (1909), куда входит знаменитая «Иберия».

В цикле «Эстампы» (1903) уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов «Море» (впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - «Трех песен Франции» (1904) и второй тетради «Галантных празднеств» на стихи Верлена (1904).

4.1 «МОРЕ», ТРИ СИМФОНИЧЕСКИХ ЭСКИЗА (1903-1905)

Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечен триптих «Море» - самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси, в нем индивидуальность автора запечатлелась с наибольшей полнотой. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью. Все в его «Море» вдохновенно: все до мельчайших штрихов оркестровки - любая нота, любой тембр, - все продумано, прочувствовано и содействует эмоциональному одушевлению, которым полна эта звуковая ткань. «Море» - истинное чудо импрессионистского искусства..."

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни. Предельно ясно выражены в статьях и книге Дебюсси его эстетические принципы и взгляды. Источник музыки он видит в природе: «Музыка ближе всего природе...», «Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба - воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы».

В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями «Образов (1905-1907) последовала сюита «Детский уголок» (1906-1908). Стремление раскрыть в музыке мир глазами ребенка в привычных ему образах - строгого учителя, куклы, маленького пастуха, игрушечного слона - заставляет Дебюсси широко использовать как бытовые танцевальные и песенные жанры, так и жанры профессиональной музыки в гротескном, шаржированном виде.

4.2 СЮИТА «ДЕТСКИЙ УГОЛОК»

Сюита для фортепиано «Детский уголок» была написана и опубликована в 1908 году. Она посвящена маленькой дочке композитора - Шушу (разумеется, только посвящена, а не предназначена для разучивания, так как девочке в это время было всего лишь три года). Впервые сюита была публично исполнена 18 декабря 1908 года пианистом Гарольдом Бауэром. Дебюсси привнес в свою музыку, наряду с высокой поэтичностью, ту шутливую иронию, тот мягкий ласковый юмор, которые окрашивали его отношение к дочери, к ее детским выдумкам, и публика это сразу почувствовала и оценила. Сам же композитор, как об этом вспоминал Гарольд Бауэр, «не был спокоен по поводу своего публичного вторжения в область юмора - во время концерта он не вошел в зал и был очень удовлетворен, узнав, что его музыкальная фантазия заставила публику смеяться».

Прежде всего, следует рассмотреть, какими средствами пользуется Дебюсси для создания различных оттенков юмора, которым так богато это произведение.

Композитор сам сделал забавные рисунки для оформления первого издания цикла.

Созданию юмористического настроения способствует и чисто музыкальный прием, играющий большую роль в музыкальной драматургии сюиты, - пародирование уже знакомой музыки, переосмысление широко известных тем и музыкальных образов. В этом отношении наиболее характерными являются первая и последняя пьесы. Первая - «Doctor Gradus ad Parnassum» и своим названием и пианистической фактурой пародирует хрестоматийный сборник педагогических этюдов «Gradus ad Parnassum» Клементи. Именно с серьезностью и назойливой систематичностью связан музыкальный образ доктора (горькое, но необходимое лекарство, которое нужно регулярно принимать). Иронический подтекст последней пьесы «Кукольный кэк-уок» заключается в том, что Дебюсси вводит в ее среднюю часть знаменитый "мотив томления" из «Тристана и Изольды» Вагнера (произведение, которое, кстати говоря, Дебюсси очень высоко ценил, несмотря на неприятие принципов Вагнера). Этот мотив, воплощающий основные особенности вагнеровского гармонического языка и ставший музыкальным лозунгом целых поколений вагнеристов, подан Дебюсси в нарочито ироническом плане. Такими остроумными, чисто музыкальными средствами Дебюсси с позиций музыканта своего времени развенчивает идеалы романтизма.

Самый популярный в наше время русский сборник пьес для детей, «Детский альбом» Чайковского был также наверняка известен Дебюсси - ведь это сочинение было создано незадолго до того времени, когда он общался с семьей фон Мекк (написано в мае 1878 года), и молодой пианист, по всей вероятности, проигрывал или проходил с детьми Надежды Филаретовны многие из этих пьес.

Необычайно поэтично программное описание, принадлежащее замечательному исполнителю музыки Дебюсси, пианисту Альфреду Корто:

«С первых же тактов пьесы «Doctor Gradus ad Parnassum» возникает прелестный образ ребенка за роялем, несколько насмешливый рассказ о его невинной, неравной и смиренной борьбе с однообразными сложностями вероломного Муцио Клементи. Какая тоска, какие непомерные разочарования либо непреодолимое желание развлечений из-за солнечного луча, из-за пролетающей мухи, из-за осыпающейся розы обнаруживают и неожиданные остановки и замедления от недовольства. А в заключение сколь неудержимый порыв к движению, к играм, к наконец-то обретенной свободе.

Затем следуют в «Колыбельной слона» прекрасные истории, нежно напеваемые кроткому фетровому слону, слишком великому для укачивающих его маленьких рук.

Она (имеется в виду Шушу) рассказывает ему эти истории без слов, выдумывая их для себя, - шестилетняя Шахеризада, пребывающая в чудных грезах детства, более сильных, чем действительность, более пленительных, чем волшебство. А затем ребенок ли, игрушка ли засыпает?

Может быть, и ребенок, и игрушка.

"Серенада кукле"... За слегка насмешливым подражанием однообразному сопровождению - вся своенравная грация и вольная прихоть детской болтовни, которой внимает неподвижная улыбка новой куклы, застывшей в курьезной позе, приданной ей очередным капризом девочки.

"Снег танцует". Танцует снег, - и грустно и приятно, прильнув к окну, следить из теплой комнаты за безмятежно падающими хлопьями. Что же сталось с птицами и цветами? И когда же вновь засверкает солнце?

«Маленький пастух» - маленький воображаемый и прелестный пастушок простодушного стада... поэзия сельских услад, молчания и далей создается вашим наивным превращением...

«Кукольный кэк-уок» - двигается курьезный полишинель: то раздвигается, то вновь собирается; комические увертки сопровождаются таким живым смехом, таким увлекательным весельем, что рука, управляющая этой игрой, от невыразимого чувства трепещет нежностью»...

Корто показал здесь, каким открытием нового мира - души ребенка, его непосредственных реакций, его глубоко эмоциональных вопросов и своевольных ярких фантазий явился этот необычный цикл Дебюсси.

5. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ЖИЗНИ ДЕБЮССИ

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909. Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре.

Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах.

Особенно велики художественные достижения Дебюсси последнего десятилетия его жизни в фортепианном творчестве: «Детский уголок» (1906-1908), «Ящик с игрушками» (1910), «Двадцать четыре прелюдии» (1910 и 1913), «Шесть античных эпиграфов» в четыре руки (1914), «Двенадцать этюдов» (1915).

Двенадцать этюдов Дебюсси связаны с его длительными экспериментами в области фортепианного стиля, поисками новых видов техники и средств выразительности. Но даже в этих произведениях он стремится к решению не только чисто виртуозных, но и звуковых задач.

Достойным завершением всего творческого пути Дебюсси следует считать две тетради его прелюдий для фортепиано. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я- 1910, 2-я - 1913), снабженные поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Две тетради прелюдий для фортепиано демонстрируют эволюцию своеобразного звукоизобразительного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. Здесь как бы сконцентрировались самые характерные и типичные стороны художественного мировоззрения, творческого метода и стиля композитора. Цикл завершил, по существу, развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными явлениями которого являлись до сих пор прелюдии Баха и Шопена.

У Дебюсси этот жанр подводит итог его творческому пути и является своего рода энциклопедией всего самого характерного и типического в области музыкального содержания, круга поэтических образов и стиля композитора.

В 1911 он написал музыку к мистерии д"Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна», партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл «Образы».

Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету «Игры», который был показан труппой "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвященных памяти Шопена.

Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: «для виолончели и фортепиано» (1915), «для флейты, альта и арфы» (1915), «для скрипки и фортепиано» (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По «Падение дома Эшеров» - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж. Гатти-Казацца из «Метрополитен-опера».

До последних дней жизни - он умер 26 марта 1918 года во время бомбардировки Парижа немцами, - несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Клод Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Он, один из крупнейших мастеров 20 в., оказал существенное влияние на композиторов многих стран и на дальнейшее развитие музыкального искусства.

СОЧИНЕНИЯ АШИЛЬ-КЛОДА ДЕБЮССИ

Родриго и Химена (1890-1893; не завершена). В 1993 г. была дописана Эдисоном Денисовым

Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)

Черт на колокольне (1902-1912?; наброски)

Падение дома Ашеров (1908-1917; не завершена). В 2007 г. была дописана Робертом Орледжем

Преступления любви (Галантные празднества) (1913-1915; наброски)

Камма (1910-1912)

Игры (1912-1913)

Ящик с игрушками (1913)

Оркестровые произведения

Симфония (1880-1881)

Сюита «Триумф Вакха» (1882)

Сюита «Весна» для женского хора и оркестра (1887)

Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)

Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1891-1894). Имеется также авторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1895 г.

Три ноктюрна: «Облака», «Празднества», «Сирены» (1897-1899)

Рапсодия для альтового саксофона с оркестром (1901-1908)

«Море», три симфонических эскиза (1903-1905). Имеется также авторская обработка для фортепиано в 4 руки, сделанная в 1905 г.

Два танца для арфы и струнных (1904). Имеется также авторская обработка для 2-х фортепиано, сделанная в 1904 г.

«Образы» (1905-1912)

Камерная музыка

Фортепианное трио (1880)

Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)

Струнный квартет (1893)

Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)

Пьеса «Сиринкс» для флейты соло (1913)

Соната для виолончели и фортепиано (1915)

Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)

Сочинения для фортепиано

А) для фортепиано в 2 руки

«Цыганский танец» (1880)

Две арабески (1888)

Мазурка (около 1890)

«Грезы» (около 1890)

«Бергамасская сюита» (1890; отредактирована в 1905)

«Романтический вальс» (около 1890)

Ноктюрн (1892)

«Образы», три пьесы (1894)

Вальс (1894; ноты утрачены)

Пьеса «Для фортепиано» (1894-1901)

«Образы», 1-я серия пьес (1901-1905)

Сюита «Эстампы» (1903)

«Остров радости» (1903-1904)

«Маски» (1903-1904)

Пьеса (1904; на материале наброска к опере «Черт на колокольне»)

Сюита «Детский уголок» (1906-1908)

«Образы», 2-я серия пьес (1907)

«Hommage a Haydn» (1909)

«Прелюдии», книга 1-я (1910)

«Более, чем медленный (вальс)» (1910)

«Прелюдии», книга 2-я (1911-1913)

«Героическая колыбельная» (1914)

Мелодия слёз (1915)

Б) для фортепиано в 4 руки

Andante (1881; не опубл.)

Дивертисмент (1884)

«Маленькая сюита» (1886-1889)

«Шесть античных эпиграфов» (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.

В) для 2-х фортепиано

«Черное и белое», три пьесы (1915)

Неосуществленные замыслы (в скобках - годы их возникновения и/или существования)

Опера «Саламбо» (1886)

Музыка к спектаклю «Свадьбы Сатаны» (1892)

Опера «Эдип в Колоне» (1894)

Три ноктюрна для скрипки с оркестром (1894-1896)

Балет «Дафнис и Хлоя» (1895-1897)

Балет «Афродита» (1896-1897)

Балет «Орфей» (около 1900)

Опера «Как вам это понравится» (1902-1904)

Лирическая трагедия «Дионис» (1904)

Опера «История Тристана» (1907-1909)

Опера «Сиддхартха» (1907-1910)

Опера «Орестея» (1909)

Балет «Маски и бергамаски» (1910)

Соната для гобоя, валторны и клавесина (1915)

Соната для кларнета, фагота, трубы и фортепиано (

Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)

Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)

«Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1889)

Вторая симфония К. Сен-Санса для 2-х фортепиано (1890)

Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2-х фортепиано (1890)

«Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2-х фортепиано (1891)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева И. А. Дебюсси, Клод // Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 165.

2. Нестьев И. В. Зарубежная музыка XX века, М., Изд-во "Музыка", 1975

3. Кремлев Ю. Клод Дебюсси, М., 1965

5. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963

6. Альшванг А. Клод Дебюсси, М., 1935;

7. Альшванг А. Произведения Клода Дебюсси и М. Равеля, М., 1963

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Французский композитор Клод Дебюсси как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. Сюита для фортепиано "Детский уголок". Стилистические параллели и вопросы исполнения. Сравнительный анализ строения произведений композитора.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2009

    Опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" - центр музыкально-драматических исканий композитора. Сочетание в опере вокальной декламации и выразительной партии оркестра. Пути развития композиторской школы США. Творческий путь Бартока. Первая симфония Малера.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Ашиль-Клод Дебюсси (1862-1918) - французский композитор и музыкальный критик. Обучение в Парижской консерватории. Открытие колористических возможностей гармонического языка. Столкновение с официальными художественными кругами Франции. Творчество Дебюсси.

    биография , добавлен 15.12.2010

    Фольклорные течения в музыке первой половины XX века и творчество Белы Бартока. Балетные партитуры Равеля. Театральные опусы Д.Д. Шостаковича. Фортепианные произведения Дебюсси. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Творчество композиторов группы "Шести".

    шпаргалка , добавлен 29.04.2013

    Опера - драма в эволюции жанра. Изучение оперного творчества А.С. Даргомыжского. Обзор музыкальной драматургии его опер. Анализ проблемы их жанровой принадлежности в контексте развития оперного жанра. Музыкальный язык и вокальная мелодика композитора.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2015

    Предпосылки расцвета музыки французских клавесинистов. Клавишные музыкальные инструменты XVIII века. Черты стиля Рококо в музыке и других видах творчества. Музыкальные образы французских клавесинистов, клавесинная музыка Ж.Ф. Рамо и Ф. Куперена.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Русская народная песня – основа творчества русских композиторов. Реформаторская деятельность Е.И. Фомина. Малоизвестные композиторы XVIII века. Романсы и опера: национальное своеобразие, связи с народными песнями. Характеристика музыки начала XIX века.

    реферат , добавлен 21.03.2009

    Изучение особенностей музыкального воспитания одаренных детей. Ознакомление с операми Черни, Мошковского, Моцарта, Чайковского. Роль эмоций в музыке. Работа над пьесами как закрепление навыков, приобретенных при работе над упражнениями, этюдами.

    презентация , добавлен 21.01.2015

    Краткий обзор творчества немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха. Исследование основных черт клавирного стиля И. Баха. Общая характеристика жанра старинной сюиты. Анализ особенностей баховского стиля во "Французской сюите" №2 до минор.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2014

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого немецкого композитора, пианиста и дирижера конца XVIII - начала XIX века Людвига ван Бетховена. Анализ ярких произведений мастера: "Лунная" и "Патетическая" соната, опера "Фиделио".