Томас Карлейль - родился 4 декабря 1795 года, в городе Эклфехан. Британский (шотландский) писатель, историк и философ. Автор книг - «История французской революции», «Исторические и критические опыты», «Герои и героическое в истории», «Нибелунги» и др. Умер 5 февраля 1881 года в городе Лондоне.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Томас Карлейль

  • Не будьте рабом слов.
  • История - это квинтэссенция сплетни.
  • Если человек знает меру, он знает все.
  • Настоящее - это суммарно взятое прошлое.
  • История мира - это биография великих людей.
  • Книга - чистейшая сущность человеческой души.
  • С помощью цифр доказать можно все что угодно.
  • Метафизика - это попытка ума подняться над умом.
  • Самое страшное неверие - это неверие в самого себя.
  • Каждый венец славы есть вместе с тем терновый венец.
  • Наличные - не единственная связь человека с человеком.
  • Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.
  • Жизнь - это очень короткое время между двумя вечностями.
  • Никто не знает, как поступит Толпа, тем более - она сама.
  • Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы.
  • Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.
  • Самое неприятное чувство - это чувство собственного бессилия.
  • Из всех наций на свете англичане - самые глупые в беседе и самые умные в деле.
  • Человек только и живет надеждой; надежда, по сути,- его единственная собственность.
  • Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы один раз от души смеялся.
  • Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми.
  • Нет более печального доказательства ничтожности человека, чем неверие в великих людей.
  • Как только мы почувствовали гнев во время спора, мы уже спорим не за истину, а за себя.
  • На нашем лучезарном небосклоне всегда сыщется темное пятно, и это - наша собственная тень.
  • На поприще литературы дойдут еще до того, чтобы платить писателям за то, что они не писали.
  • Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа - это кошелек.
  • Человек, не умеющий держать про себя свои мнения, не способен ни на что выдающееся ни в каком деле.
  • Станьте честным человеком, и тогда вы сможете быть уверены, что одним плутом стало меньше на свете.
  • У каждого человека под шляпой - свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах.
  • Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
  • Двое-трое - это уже Общество. Один станет Богом, другой - дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой - болтаться под перекладиной.
  • Идеал - в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение - есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.
  • Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.
  • Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить.
    Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой.

Происхождения, автор многотомных сочинений «Французская революция» (1837), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «История жизни Фридриха II Прусского » (1858-65). Исповедовал романтический «культ героев» - исключительных личностей вроде Наполеона , которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Томас Карлейль. 19 серия. Передача «Пророк Мухаммад глазами немусульман»

Субтитры

Начало деятельности

Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями - строгими кальвинистами к духовной карьере, в 14 лет поступил в Эдинбургский университет . Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург . Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом , готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлёкшись немецкой литературой .

Сочинения о немецкой литературе

«Пророческую скорбь, столь же глубокую, как Дантова», замаскированную в «солнечном и изысканном Гете», Карлейль считал доступной лишь немногим смертным .

Прочитал курс лекций о немецкой литературе, в 1838 году - о европейской литературе, в 1839 году - на тему «Революция в современной Европе». Последний раз читал курс в 1840 году. Это был единственный опубликованный и поэтому дошедший до нас был курс, посвященный роли героя в истории. Сам список героев: Данте, Шекспир, Лютер, Руссо, Наполеон, Кромвель и др. Эти лекции приносили некоторый доход Карлейлю, а после 1840 года он уже не нуждался в деньгах и его редко удавалось подвигнуть на выступление.

Книга о французской революции. Историко-философские взгляды

Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», ), едкий памфлет «Чартизм» (), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», ) и историко-философские размышления «Past and present» ().

Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев (согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей, смотри Теория великих людей), положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», ); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией , филантропией , политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.

Другие исторические сочинения

На протяжении 1840-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала всё глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс, - всё резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами.
Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю . Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении её международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя в нём только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей».
Самое обширное сочинение Карлейля - «History of Friedrich II of Prussia, Called Frederick the Great II » (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию . При многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью. Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии.

В 1841 году, будучи недовольным политикой Британской библиотеки , стал инициатором создания Лондонской библиотеки .

Карлейль и нацизм

Английский философ Томас Карлейль (1795-1881) был одним из тех, кто вернулся к идее выдающейся роли личностей, «героев» в истории. Одно из самых известных его произведений, оказавших очень сильное влияние на современников и потомков, так и называлось - «Герои и героическое в истории» (1840, рус. пер. 1891; см. также: Карлейль 1994). Согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей. Карлейль и сосредоточивается в своих работах на тех или иных личностях и их роли, проповедует высокие цели и чувства, пишет целый ряд блестящих биографий. О массах он говорит гораздо меньше. По его мнению, массы нередко только орудие в руках великих личностей. По Карлейлю, существует своего рода исторический круг, или цикл. Когда героическое начало в обществе ослабевает, тогда наружу могут вырваться скрытые разрушительные силы массы (в революциях и восстаниях), и они действуют, пока общество вновь не обнаружит в себе «истинных героев», вождей (таких как Кромвель или Наполеон). Подобный героический подход, несомненно, привлекал внимание к роли личностей, ставил (однако не решил) задачу раскрытия причин колебаний этой роли в истории. Но он имел слишком очевидные изъяны (помимо несистематического изложения): рассматривались только «герои», общество жестко делилось на вождей и массу, причины революций сводились к социальным чувствам и т. п.

Томас Карлейль (4 декабря 1795 - 5 февраля 1881) - шотландский писатель, публицист, историк и философ, популяризатор и один из основателей особенного стиля художественной и философской исторической литературы - «Культа героев». Очень популярный стилист Оказал большое влияние на юридическую мысль.

Семья

Родился в семье кальвинистов Джеймса Карлейля и его второй жены Джанет Айткен, являлся старшим из девяти детей (на фото мать Томаса). Отец был каменщиком, впоследствии мелким фермером. Его уважали за стойкость и независимость. Суровый внешне, он обладал доброй душой. Семейные связи Карлейль были необычайно сильными, и Томас относился к своему отцу с большим почтением, что отражено в его мемуарах. Он всегда питал самые нежные чувства к своей матери и был прекрасным братом.

Учеба

Родители не располагали большими средствами, поэтому семилетний Карлейль был отправлен учиться в церковно-приходскую школу. Когда ему исполнилось десять лет, его перевели в среднюю школу Аннана. Его склонность к дракам привела к проблемам со многими учениками школы, но вскоре он проявил сильный интерес к учебе, что побудило отца обучить его богослужению. В 1809 поступил в университет в Эдинбурге. Он мало интересовался учебой, кроме курса по математике сэра Джона Лэсли, который впоследствии стал его хорошим другом.

Также он много читал. Однако, самое большое влияние на него оказала литература, а творчество его современников. Несколько парней, находящихся с ним в одном положении, видели в нем интеллектуального лидера, и их переписка отражает общие литературные вкусы. В 1814 Карлейль, все еще готовящийся стать священником, получил степень магистра математики в школе Аннана, это позволило ему скопить немного денег. В 1816 он был назначен преподавателем в школу в Кирклэнде.

Духовный кризис

В 1818 Карлейль решил отказаться от духовной карьеры. Он не объяснил никому подробностей произошедших в нем трансформаций, однако очевидным было его стремление отказаться от догматических взглядов духовных наставников, всегда им глубоко уважаемых. Некоторое время атеизм казался единственным выходом, однако он был ему глубоко противен. Все это привело Карлейля к духовному кризису, который ему удалось преодолеть только после написания «SartorResartus. Жизнь и мысли господина Тейфельсдрека» в июне 1821. Он изгнал дух отрицания, и с тех пор характер его страданий был изменен навсегда. Это было уже не «нытье», а «негодование и мрачное неповиновение». В 1819 году он начал изучать немецкий, что привело его к новым интересным знакомствам. Он много интересовался немецкой литературой. Больше всего ему нравились произведения Гете. В них он видел возможность отбросить устаревшие догмы, не погружаясь в материализм. Они познакомились и долго переписывались. Гете положительно отзывался о переводах его книг.

Личная жизнь

После длительного ухаживания, в 1826 Томас Карлейль женился на Джейн Бэйли Уэлш. Она была из намного более обеспеченной семьи, и ему понадобилось несколько лет, чтобы заработать достаточно и получить согласие на брак. Они прожили вместе сорок лет, до самой смерти Джейн. Первые годы после женитьбы жили в деревне, но в 1834 переехали в Лондон. Леди Уэлш была бездетной, что позднее приводило к ссорам и ревности. Свидетельством того является их переписка. Жизнь их была сложной также из-за психологических проблем Карлейля. Обладая большой эмоциональностью и хрупкой психикой, он часто страдал от мук депрессии, его мучала бессонница, а громкое пение птиц в саду его соседа сводило его с ума. Приступы ярости резко сменялись взрывами преувеличенного юмора. Его спасало только погружение с головой в работу. Для этого одиночество и покой были необходимы, и в их доме была оборудована специальная звукоизолированная комната. В итоге его жена часто вынуждена была заниматься всеми домашними делами в одиночку, часто чувствовала себя брошенной.

Литературные труды

В середине 1830-х Карлейл опубликовал «SartorResartus. Жизнь и мысли господина Тейфельсдрека» в журнале Фрейзера. Несмотря на глубину философской мысли, впечатляющую обоснованность его выводов, эта книга не имела достаточного успеха. В 1837 был напечатан его труд «О французской революции», который и принес ему настоящий успех. С 1837 по 1840 он прочитал несколько лекций, из которых только одна («Культ героя») была опубликована. Все они принесли ему финансовый успех, и в возрасте сорока пяти лет ему удалось стать материально независимым. У него было много учеников и последователей. С 1865 стал ректором университета в Эдинбурге.

Взгляды на устройство общества

Революционным и преисполненным горечью настроениям эпохи Байрона Томас Карлейль, биография которого представлена в статье, противопоставил Евангелие. Высказывался за общественные реформы. В борьбе против механического взгляда на мир, почитания большинства и утилитаризма выступал за жизнь, наполненную смыслом, развитие наивысших, сверхиндивидуальных ценностей человека. Нивелированной силе демократических тенденций Томас Карлейль противопоставил культ героев. Считал, что в обществе и государстве должны править только те, у которых есть побеждающее стремление к власти. Успех воли, ведущей к могуществу, приводил в качестве довода идеализма, основанного на постоянном стремлении к личным высшим целям, и в этом слабость и опасность его науки, являющейся смесью шотландского пуританизма и немецкого идеализма.

В политике он сыграл большую роль как теоретик империализма, отстаивающий идею исторической миссии английского народа охватить весь мир. Из публицистики следует отметить, прежде всего, философско-исторические размышления «Герои, почитание героев и героическое в истории», «О французской революции», «SartorResartus. Жизнь и мысли господина Тейфельсдрека» и другие.

Философские взгляды на жизнь

Под воздействием очарования немецким романтизмом, покинул кальвинизм. Его увлечение романтической философией выразилось в переводе книги Гете «Годы науки Вильгельма Мейстера» и труде «Жизнь Шиллера». Из романтизма он черпал, прежде всего, глубоко развитый индивидуализм (байронизм).

В центре произведений Карлейля - герой, выдающаяся личность, превозмогающая себя силой жизненной активности, прежде всего, моральной. В подчеркивании преимущества моральных качеств героя над интеллектуальными видно влияние пуританизма. Вопреки этому, Карлейль также слепо принял антропологию Ницше.

Конец бытия

Томас Карлейль, фото которого представлены в статье, умер 5 февраля 1881 в Лондоне. После официальной церемонии прощания, его останки были переданы в Шотландию, где он был похоронен на одном кладбище со своими родителями.

Томас Карлейль: афоризмы и цитаты

К самым известным его афоризмам относят следующие:

  1. Каждая выдающаяся работа на первый взгляд кажется невозможной.
  2. Любовь - это не то же, что помешательство, но у них много общего.
  3. Без давления не будет алмазов.
  4. Человек, который желает работать, но не может найти работу - это, возможно, самая грустная ситуация, преподнесенная нам судьбой.
  5. Изоляция - итог убожества человека.
  6. Мое богатство - не то, что у меня есть, а то, что я делаю.
  7. В каждом явлении начало всегда является наиболее запоминающимся моментом.
  8. Эгоизм - источник и результат всех ошибок и страданий.
  9. Ни один великий человек не живет зря. История мира - это только биографии великих людей.
  10. Выносливость - это концентрированное терпение.

Томас Карлейль, цитаты которого полны мудрости и глубины, оставил после себя яркий след в истории философской мысли.

Карлейль Томас (1795-1881 гг.)

Английский писатель, философ. Родился в Эклфехене (Шотландия). Воспитывался в строгих пуританских правилах, восприняв от отца, необразованного каменщика и фермера, неколебимую убежденность в могуществе истинной религиозности и важности труда.

Начальное образование получил в Эклфехене и в частной школе шотландского города Эннана. В 1809 г поступил в Эдинбургский университет, где готовился к духовной карьере, но вместо этого полушл ученую степень по математике и с 1814 по 1818 гг. учительствовал в Эннане, затем в Кирколди. Вскоре вернулся в Эдинбург изучать право, однако уделял больше внимания немецкому языку, истории и философии. В1820 г Карлейль окончательно оставил мысли о священнослужительстве, юриспруденции, математике и учительстве, отказался от намерения эмигрировать и решил зарабатывать на жизнь литературным трудом.

В 1824 г опубликовал жизнеописание Шиллера и переводы «Геометрии» А. Лежандра и романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» И.В. Гёте, авторизовавшего его перевод. В1826 г женился на Джейн Уэлш и поселился в Эдинбурге, зарабатывая публикациями в «Эдинбург ривью» и других журналах.

В 1828 г слабое здоровье и денежные затруднения вынудили его переехать на ферму жены, где он жил вплоть до 1834 г, откуда перебрался в Лондон, выпуская книги, очерки, беседы и письма. Работу прерывали только поездки в Шотландию на праздники, два путешествия в Германию, вступление в почетное ректорство Эдинбургского университета и смерть жены в 1866 a
Первая работа Карлейля, принесшая ему широкую известность, «Сартор Резар-тус» (лат. перекроенный портной), публиковалась во «Фрейзере мэгэзин», отдельной книгой вышла в Америке и Лондоне.

В 1837 г появилось лучшее историческое сочинение Карлейля «История Французской революцию). В своей книге «Чартизм» Карлейль призывал аристократию извлечь урок из французской революции, обеспечив массам мудрое руководство - залог процветания и спокойствия. Подробнее эту тему он разобрал в книге «Герои, культ героев и героическое в истории». В поздних книгах он особо настаивал на исполнимости своей концепции вождей. Так, яркий портрет сильного лидера дан в «Письмах и речах Оливера Кромвеля», биографии «Жизнь Джона Стерлинга». В книге «История Фридриха Второго Прусского» предстал идеализированный образ короля-героя.

К концу жизни, став знаменитым, Карлейль отказывался от почестей, в том числе от дворянского титула и пенсиона. В 1872 г он принял прусский орден «За заслуги», учрежденный Фридрихом Великим, а в 1875 г. -почетную степень Гарвардского университета. Умер Карлейль в Лондоне 4 февраля 1881 г.. Посмертно вышли его «Мемуары».

Которые своими делами исполняют божественное предначертание и двигают человечество вперёд, возвышаясь над толпой ограниченных обывателей. Известен также как один из блестящих стилистов викторианской эпохи .

Томас Карлейль
англ. Thomas Carlyle
Дата рождения 4 декабря (1795-12-04 ) […]
Место рождения
  • Ecclefechan [d] , Дамфрис-энд-Галловей , Шотландия , Великобритания
Дата смерти 5 февраля (1881-02-05 ) […] (85 лет)
Место смерти
Гражданство Шотландия
Род деятельности лингвист , историк литературы , историк , переводчик , математик , философ , эссеист , писатель , литературный критик , романист , учитель
Язык произведений английский
Награды
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Начало деятельности

Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями - строгими кальвинистами к духовной карьере, в 14 лет поступил в Эдинбургский университет . Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург . Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом , готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлёкшись немецкой литературой .

Сочинения о немецкой литературе

«Пророческую скорбь, столь же глубокую, как Дантова», замаскированную в «солнечном и изысканном Гете», Карлейль считал доступной лишь немногим смертным .

Прочитал курс лекций о немецкой литературе, в 1838 году - о европейской литературе, в 1839 году - на тему «Революция в современной Европе». Последний раз читал курс в 1840 году. Это был единственный опубликованный и поэтому дошедший до нас курс, посвященный роли героя в истории. Сам список героев: Данте, Шекспир, Лютер, Руссо, Наполеон, Кромвель и др. Эти лекции приносили некоторый доход Карлейлю, а после 1840 года он уже не нуждался в деньгах и его редко удавалось подвигнуть на выступление.

Книга о французской революции. Историко-философские взгляды

Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», ), едкий памфлет «Чартизм» (), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», ) и историко-философские размышления «Past and present» ().

Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев (согласно Карлейлю, всемирная история есть биография великих людей, смотри Теория великих людей), положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры. Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», ); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией , филантропией , политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.

Другие исторические сочинения

На протяжении 1840-х годов взгляды Карлейля менялись в сторону консерватизма. Постепенно в работах Карлейля критика капитализма звучала всё глуше, а его высказывания, направленные против выступлений народных масс, - всё резче. В книге «Прежде и теперь» он рисовал идиллические картины средневекового общества, где якобы царили простые благородные нравы, добрый монарх обеспечивал благополучие и свободу подданных, а церковь пеклась о высоких моральных ценностях. Это была романтическая утопия, сближавшая Карлейля с феодальными социалистами.
Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845-46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю . Карлейль по-новому показал роль Кромвеля в истории страны, в частности, его заслуги в возвышении морского могущества Англии и в усилении её международного престижа. Работа носила для своего времени новаторский характер. Английские историки до того времени игнорировали этого деятеля, видя в нём только «цареубийцу» и «тирана». Карлейль сделал попытку вскрыть подлинные мотивы и значение государственной деятельности Кромвеля. Он пытался понять и характер самой революции, но исходил из того, что Английская революция, в отличие от Французской, носила религиозный характер и не имела «земных целей».
Самое обширное сочинение Карлейля - «History of Friedrich II of Prussia, Called Frederick the Great II » (1858-65), заставившее его предпринять путешествие в Германию . При многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью. Карлейль воспевает этого «короля-героя» и восхищается порядками крепостнической Пруссии.

В 1841 году, будучи недовольным политикой Британской библиотеки , стал инициатором создания Лондонской библиотеки .

В 1866 году Карлейлю предложили почётное место ректора Эдинбургского университета. Кроме этого места, он никогда не занимал никакой должности, всю жизнь оставаясь только писателем. Во время франко-прусской войны он стал на сторону