Гений Островского на всем протяжении его развития опирался на родную, национальную почву. Закрепившееся за драматургом звание «Колумб Замоскворечья» (детство и юность его прошли в «стране, никому до времени в подробности не известной») не противоречило другой оценке писателя, данной И. А. Гончаровым,- сравнению с Гомером. Открытие гораздо более значительного, чем Замоскворечье, мира было неотделимо от живого интереса к «обитателям» родных мест - купечеству и разному «простому люду», к «образу жизни их, языку, нравам, обычаям, степени образованности».

Родители Островского происходили из духовного звания. Отец был чиновником московского департамента Сената, затем присяжным стряпчим 1 Московского коммерческого суда. Матери писатель лишился в возрасте восьми лет.

Мир Островского-драматурга складывался уже в эту пору. В гимназии он испытал сильное увлечение литературой и театром, оставшееся неизменным в продолжение всех последующих лет. Об этом свидетельствуют его восхищенные рассказы товарищам об игре М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Окончив гимназию, по настоянию отца юноша подал документы на юридическое отделение Московского университета, но в душе все больше отдалялся от адвокатской практики. Идеи, почерпнутые из лекций Т. Н. Грановского, М. П. Погодина, С. П. Шевырева, из статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, из выдающихся произведений литературы, которые обсуждались в прогрессивных кругах («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и прозаические сочинения Н. В. Гоголя), привели Островского к определяющему его жизнь решению - уйти из университета и полностью посвятить себя служению искусству.

Однако, следуя воле отца, он поступил чиновником сначала в Московский совестный, затем в Московский коммерческий суд. Отставка Островского хронологически отмечает завершение первого этапа его становления как художника. Этот период в целом проходит под знаком Гоголя.

Служба в суде обнажила перед писателем особенно неприглядные стороны общественного и семейного быта. Жалобы, вызванные завистью и корыстолюбием, доносы на родственников и приятелей, бесконечные тяжбы об имущественном состоянии - все это проходило через руки Островского, складываясь в художественное представление, где главным становился «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Н. В. Гоголь).

Вместе с тем Островским создавался образ и другого - вольного, широкого - мира. В нем, опять же говоря языком Гоголя, нельзя было «не родиться беспредельной мысли», «не быть богатырю», не явиться «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире». Вырываясь из сферы узких денежных интересов, Островский искал сближения с русской историей, родной природой.

Небольшое путешествие в костромское имение Щелыково, ставшее впоследствии любимым пристанищем драматурга, обернулось узнаванием неповторимых красот России, ее народа. «Эко красота,- говаривал он, смотря на местность, амфитеатром спускавшуюся в долину реки Меры.- А облако...- продолжал он,- кажется, нигде нет таких облаков».

Уже в ранний творческий период вырабатывается точка зрения на мир, которая станет определяющей для Островского в дальнейшем и будет представлена в «Грозе» речами поэта и естествоиспытателя Кулигина: люди не замечают окружающей их красоты, образ которой запечатлен в родной природе, в народных песнях. Может быть, именно поэтому, как говорит этот близкий писателю герой, «враждуют друг на друга... злостные кляузы строчат на ближних. И... несть конца мучениям».

1 Стряпчий - ходатай по делам.

Драма «Гроза» (1859), написанная в пору общественного подъема накануне Крестьянской реформы, как бы венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его пьес о самодурах, начатый «Своими людьми...».

Воображение художника переносит нас в небольшой приволжский городок Калинов - с купеческими лабазами на главной улице, со старой церковью, куда ходят молиться благочестивые прихожане, с общественным садом над рекой, где по праздникам чинно гуляют обыватели, с посиделками на лавочках у тесовых ворот, за которыми остервенело лают цепные псы. Ритм жизни - медлительный, сонный, скучный, под стать тому томительно душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.

Следя за драмой, исподволь завязывающейся на этом обыденном, скудном живыми красками фоне, вслушиваясь в реплики действующих лиц, мы скоро заметим, что два впечатления, два мотива в пьесе спорят, враждуют один с другим, создавая резкий художественный контраст. Вместе с Кулигиным мы восхищаемся красотой вида, открывающегося с высокого берега Волги, вдыхаем полной грудью свежий воздух с реки и различаем слабый аромат полевых цветов, долетающий с заволжских лугов... Где-то совсем близко существует мир природы, простора, приволья. А здесь, в городских домишках, - полутьма, затхлый дух купеческих комнат и за глухо запертыми дверями бушует самодурство, упоенное неограниченным своеволием, над зависимыми и «младшими».

Островский-«бытовик» тщательно живописует весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. Островский - драматический поэт - дает почувствовать красоту и притягательность другого мира - естественности, простора жизни, изначальной свободы.

Высоко поднята над скучной размеренностью быта, грубыми нравами Калинова.

«Попал я в городок», - желчно и беспомощно пробормочет Борис. И дело тут не в одних лицах «самодуров»: Дикой даже живописен в своем безобразии, безудержной наглости и пьянстве; Кабаниха и грозна и жалка в своей почти животной ревности к невестке, в попытках принудить всех строить жизнь по себе. Но главное - ощущение духоты, жуткой предгрозовой духоты города, так красиво раскинувшегося на волжском берегу.

«Идеальность» Катерины - не девичья идеальность наивной души. За нею горький опыт принуждения себя: жизнь с нелюбимым мужем, покорность злой свекрови, привыкание к брани, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам, душным перинам, долгим семейным чаепитиям. Но тем острее и ослепительнее вспышки ее природного возвышенного отношения к жизни - тяга к красоте, к религиозному идеалу, к тому, что еще теплится в детских впечатлениях и чему нет ни цены, ни названия. Можно сказать, что пьеса эта о страхе и враждебном ему чувстве свободы.

Внезапное желание полететь, как птица, и воспоминание о столбе света в церкви, как будто облака ходят и поют ангелы, и память о безмятежной поре юности, когда она бегала «на клю-чок» и поливала цветы... Может, не так уж широки и внятны те понятия о красоте, какими питается сердце Катерины, но важна сама эта возможность души, ее незаполненный объем, ее тайная «валентность», неосуществленная способность многое вобрать в себя и соединить со многим. Ее экзальтированная религиозность, непогасшее желание духовной жизни - какое-то диво в мертвом городе Калинове, где надо всем страх, где всем людям - «гроза». в пьесе не только образ душевного переворота, но и страха; наказания, греха, родительского авторитета, людского суда. «Недели две надо мной никакой грозы не будет», - радуется, уезжая в Москву, Тихон.

Конечно, это лишь одна грань образа, и гроза в пьесе живет со всей натуральностью природного дива: движется тяжелыми облаками, сгущается недвижной духотой, разражается громом и молнией и освежающим дождем - и со всем этим в лад идет состояние подавленности, минуты ужаса принародного признания и потом трагическое освобождение, облегчение в душе Катерины.

Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть. И любовь к Борису, честному, добропорядочному, но не способному ответить этой силе и яркости чувства, - путь к ее гибели. Да иначе и быть не может: свободное чувство обречено, за него уже готовится расплата. Что в том повинно: самодурные условия быта, традиционные понятия о «грехе» или экзистенциональное чувство вины?

Так или иначе, но трагизм «Грозы» глубок и подлинен. Островский-комедиограф доказал свое право считаться Драматическим поэтом.

Купцы в «Бесприданнице» (1878) мало напоминают тех, с которыми драматург знакомил нас в «Своих людях...» и «Грозе». В них нет и следа патриархальной грубости, домостроевской заскорузлости. Владельцы торговых фирм и пароходных компаний, а не лавок и лабазов, они носят вместо купеческих поддевок европейские костюмы, живут уже не баснями странницы Фекл уши, а последними новостями парижских газет. В цивилизацию входит причудливо, по-своему.

Миллионщик Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, - разговаривать он ездит в Петербург и за границу. «Европеизация» Вожеватова выражается в том, что вместо традиционного купеческого чая из самовара он с утра пьет в кофейне шампанское, разлитое в чайники, «чтобы люди чего дурного не сказали».

С этими новыми купцами, которых прежде дворяне презирали как жалких «алтынников», не находит зазорным водить дружбу «блестящий барин» Паратов. Рознь сословий понемногу стирается, отношения всецело начинает определять тугой кошелек, и лишь особый шик, столичная элегантность и «широта натуры», а проще сказать склонность к мотовству, еще отличают Паратова от бряхимовских купцов.

Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, как в «Грозе», не страх «старших» решают дело в этой среде. Откровенный цинизм, холодная расчетливость, не считающая нужной маскировать себя, нагло идущая в наступление, уверенная в неотразимости доводов банкнот и чековых книжек, - вот что определяет психологию героев «Бесприданницы».

Пробным камнем в пьесе опять становится любовь. Четыре героя так или иначе соперничают, надеясь сыскать благосклонность Ларисы Огудаловой. Но в пьесе, как ни странно, меньше всего любви, да и о соперничестве можно говорить лишь условно.

О Ларисе говорят, ею восхищаются, на ее внимание претендуют, решают за нее ее будущее, а сама она - странным образом - все время как бы в стороне: ее желания, ее чувства никого не интересуют. Лариса должна признать правоту оскорбительных, как пощечина, слов Каранды-шева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, - человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Да и сам жених Ларисы - Карандышев - думает, похоже, так же.

Подобно героям Достоевского, маленьким людям с болезненно раздутой «амбицией», ущемленным своей зависимостью, Карандышев одержим мещанской завистью к богатству и успеху. Он изо всех сил тянется, чтобы стать вровень с другими. Смешны его потуги собрать вокруг Ларисы «избранное общество», жалок его плебейский снобизм, понуждающий завести хоть плохонький экипаж с лошадью, которую Вожеватов в насмешку называет «верблюдом». И совсем уже нелепа и смешна его попытка устроить званый обед, затеянный ради желания «повеличаться» перед бывшими поклонниками Ларисы и оканчивающийся так позорно.

В этом мире тщеславия и безлюбия впечатлительная Лариса с самого начала ощущает себя холодно, неприютно. Вот она молча садится в первом действии у решетки ограды и смотрит в бинокль за Волгу, глубоко ушедшая в свои мысли. Кругом кипят копеечные страсти, борьба самолюбий, мелкие вожделения, а Лариса одна, наедине со своими думами и мечтами. Нехотя, с трудом, как бы очнувшись, возвращается она в окружающий ее мир...

По сложному рисунку потаенности душевных переживаний «Бесприданница» представляет новое слово в творчестве Островского и в этом своем качестве предвосхищает чеховскую психологическую драму. Сам Островский, вероятно, сознавал ее необычность и так писал, отправляя драму в Петербург: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

Выстрел Карандышева Лариса принимает как милость, благодеяние: смерть не даст ей пуще опуститься и погибнуть нравственно. Она благодарит Карандышева и умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй. Во всем этом - ив смерти посреди цыганского разгула, есть какое-то святотатство. От этой удивительной по своей трагической глубине сцены веет могильным холодным равнодушием, полнейшим разочарованием в жизни и добре...

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Островского называли «Колумбом Замоскворечья» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Государственное бюджетное учреждение культуры г. Москвы

«Централизованная библиотечная система №5

Центрального административного округа»

Центральная библиотека им.

К 190-летию со дня рождения

Колумб Замоскворечья -

Александр Николаевич

Островский

Информационный обзор

Подготовила

гл. библиограф Н. Анисимова

Островский

Александр Николаевич

(1823–1886)

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Всю жизнь он провёл в родном городе и любил Москву как сердце русского народа, как историческое сосредоточие его жизни и культуры.

Замоскворечье в сознании людей тесно связано с именем драматурга. Здесь "жили" и герои его пьес «Семейная картина», «Свои люди сочтемся!», «Женитьба Бальзаминова», «Горячее сердце» и других.

Записках замоскворецкого жителя" Островский так описывает свою "малую родину": "Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечьем". В этой "стране" на улице Малая Ордынка, в доме № 9 , в 1823 году, в семье чиновника, родился великий драматург, «Колумб Замоскворечья» Александр Николаевич Островский.

Дом-музей Александра Николаевича Островского.

В своих комедиях Островский, по его собственным словам, видел «форму своего суда над жизнью», и суд писателя над Дикими и Кнуровыми был справедлив и строг. Самодурам и насильникам драматург противопоставлял людей из трудового народа. Островский - популярнейший драматург и в наши дни. Любовь к нему понятна: в своих произведениях Александр Николаевич выразил самое заветное стремление своего народа - к свету, правде, свободе.

Малый Театр им. Александра Николаевича

Островского

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта - "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим - останавливается у первой станции железной дороги..."

"Зачем лгут, что Островский "устарел",- писал в начале нашего столетия.- Для кого? Для огромного множества Островский ещё вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьёшься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу".

Книги, статьи из периодических изданий, информационные материалы, представленные в обзоре, Вы найдёте в нашей библиотеке.

Надеемся, что и школьники и взрослые читатели откроют для себя Замоскворечье Островского заново.

1. писатель-драматург

2. Дом-музей А. Н. Островского. Комплект из 15 цветных открыток

3. Гуллер Юрий. Вотчина Островского

4. Бобров эхо

5. Молева Замоскворечье

6. К читателям; Замоскворечье в праздник

7. Замоскворечье, Замоскворечье! Записки Замоскворецкого жителя

писатель-драматург

Островский далеко не сразу уяснил для себя, что драматургия является его призванием, что она станет не только преимущественным, но и исключительным родом его творчества. В начале 40-х гг. молодой писатель, увлечённый творчеством Гоголя и критикой гоголевского периода, особенно критикой Белинского, пишет очерки. Уже в эти первые годы своей деятельности он не только определяет круг тем своего будущего творчества, но и вплотную подходит к оценке нравственного смысла наблюдаемых им явлений действительности. Оригинальность подхода Островского к социальному быту, который он изображает, складывалась вместе с формированием его творческой манеры, по мере постепенного выявления драматургической природы его художественного миросозерцания. Уже в середине 40-х гг. перед молодым Островским встали вопросы о соотношении прогресса и «силы косности, онемелости» в жизни целых слоёв русского общества и отдельных его представителей, о просвещении подлинном и мнимом, о живых традициях и омертвелых стереотипах быта. И сразу Островский подошёл к этим «традиционно комедийным» проблемам (некоторые их аспекты имели значение для Фонвизина и Грибоедова) как острый наблюдатель, самобытно и глубоко мыслящий человек и выученик «натуральной школы».

В соответствии с рекомендациями Белинского беллетристам 40-х гг. Островский находит сферу жизни мало изученную, до него не изображавшуюся в литературе, и ей посвящает своё перо. Он сам провозглашает себя «открывателем» и исследователем Замоскворечья. Декларация писателя о быте, с которым он намерен познакомить читателя, напоминает юмористическое «Вступление» к одному из некрасовских альманахов «Первое апреля» (1846), написанное и. Островский сообщает, что рукопись, которая «проливает свет на страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем ещё из путешественников не описанную», обнаружена им 1 апреля 1847 г.

Самый тон обращения к читателям, предпосылаемого «Запискам Замоскворецкого жителя» (1847), свидетельствует об ориентации автора на стиль юмористического бытописания последователей Гоголя.

Сообщая о том, что предметом его изображения будет определённая «часть» быта, отграниченная от остального мира территориально (Москвой-рекой) и отгороженная консервативной замкнутостью своего уклада, писатель задумывается над тем, какое место занимает эта обособленная сфера в целостной жизни России.

Обычаи Замоскворечья Островский соотносит с нравами остальной Москвы, противопоставляя, но ещё чаще сближая их. Таким образом, картины Замоскворечья, данные в очерках Островского, вставали в ряд с обобщенными характеристиками Москвы, противопоставленной Петербургу как город традиций городу, воплощающему исторический прогресс, в статьях Гоголя «Петербургские записки 1836 года» и Белинского «Петербург и Москва».

Главная проблема, которую молодой писатель кладет в основу своего познания мира Замоскворечья, - соотношение в этом замкнутом мире традиционности, устойчивости бытия и деятельного начала, тенденции развития. Изображая Замоскворечье как наиболее консервативную, неподвижную часть блюдущей традиции Москвы, Островский видел, что быт, который он рисует, по внешней своей бесконфликтности может показаться идиллическим. И он сопротивлялся такому восприятию картины жизни Замоскворечья. Рутину замоскворецкого существования он характеризует: «...сила косности, онемелости, так сказать, стреноживающая человека»; и поясняет свою мысль: «Я не без основания назвал эту силу замоскворецкой: там, за Москвой-рекой, её царство, там её трон. Она-то загоняет человека в каменный дом и запирает за ним железные ворота, она одевает человека ваточным халатом, она ставит от злого духа крест на воротах, а от злых людей пускает собак по двору. Она расставляет бутыли по окнам, закупает годовые пропорции рыбы, меду, капусты и солит впрок солонину. Она утучняет человека и заботливой рукой отгоняет ото лба его всякую тревожную мысль, так точно, как мать отгоняет мух от заснувшего ребёнка. Она обманщица, она всегда прикидывается “семейным счастием”, и неопытный человек не скоро узнает её и, пожалуй, позавидует ей».

Эта замечательная характеристика самого существа жизни Замоскворечья поражает сопоставлением в ней таких, казалось бы, взаимопротиворечащих образов-оценок, как сравнение «замоскворецкой силы» с заботливой матерью и стреноживающей петлей, онемелостью - синонимом смерти; совмещением таких далеко отстоящих друг от друга явлений, как заготовка продуктов и образ мыслей человека; сближением таких различных понятий, как семейное счастье в благополучном доме и прозябание в заключении, прочном и насильственном. Островский не оставляет места для недоумений, он прямо заявляет, что благополучие, счастье, беззаботность - обманная форма закабаления личности, умерщвления её. Уклад патриархального быта подчинен реальным задачам обеспечения замкнутой, самой себе довлеющей ячейки-семьи материальным благополучием и комфортом. Однако самая система патриархального жизнеустройства неотделима от определенных нравственных понятий, определённого мировоззрения: глубокого традиционализма, подчинения авторитету , иерархического подхода ко всем явлениям, взаимной отчужденности домов, семейств, сословий и отдельных людей.

Идеал жизни при таком укладе - покой, неизменность ритуала обихода, окончательность всех представлений. Мысль, которой Островский не случайно придаёт постоянное определение «беспокойная», изгоняется из этого мира, объявляется вне закона. Таким образом, сознание замоскворецких обывателей оказывается прочно слитым с самыми конкретными, материальными формами их быта. Судьбу беспокойной, ищущей новых путей в жизни мысли разделяет и наука - конкретное выражение прогресса в сознании, прибежище пытливого ума. Она подозрительна и в лучшем случае терпима как служанка самого элементарного практического расчета, наука - «вроде крепостного человека, который платит барину оброк».

Таким образом, Замоскворечье из частной изучаемой очеркистом сферы быта, «уголка», отдалённого захолустного района Москвы превращается в символ патриархального быта, косной и целостной системы отношений, социальных форм и соответствующих им понятий. Островский проявляет острый интерес к массовой психологии и мировоззрению целой общественной среды, к мнениям, не только давно сложившимся и опирающимся на авторитет традиции, но и «замкнувшимся», создавшим сеть идеологических средств охраны своей неприкосновенности, превратившимся в некое подобие религии. При этом он отдаёт себе отчёт в исторической конкретности формирования и бытования этой идейной системы. Сравнение замоскворецкого практицизма с крепостнической эксплуатацией возникает не случайно. Оно поясняет замоскворецкое отношение к науке и уму.

В самой ранней, ещё ученически подражательной своей повести «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс...» (1843) Островский нашел юмористическую формулу, выражающую важное обобщение родовых признаков «замоскворецкого» подхода к знанию. Сам писатель, очевидно, признал её удачной, так как перенёс, хотя и в сокращённом виде, диалог, её содержащий, в новую повесть «Иван Ерофеич», опубликованную под названием «Записки Замоскворецкого жителя». «Будочник был … такой чудак, что у него ни спроси, ничего не знает. Такая уж у него была поговорка: “А как его знать, чего не знаешь”. Право, словно философ какой». Такова пословица, в которой Островский увидел символическое выражение «философии» Замоскворечья, считающего, что знание исконно и иерархично, что каждому «отпущена» небольшая, строго определённая его доля; что наибольшая мудрость - удел лиц духовных или «богодуховенных» - юродивых, провидцев; следующая ступень в иерархии познания принадлежит богатым и старшим в роду; бедные же и подчиненные по самому своему положению в обществе и семье не могут претендовать на «знание» (будочник «стоит на одном, что ничего не знает и знать ему нельзя».)

Таким образом, изучая русскую жизнь в конкретном, частном её проявлении (быт Замоскворечья), Островский напряженно размышлял об общей идее этой жизни. Уже на первом этапе литературной деятельности, когда его творческая индивидуальность только ещё складывалась и он напряжённо искал свой писательский путь, Островский пришёл к убеждению, что сложное взаимодействие патриархального традиционного уклада и сформировавшихся в его лоне устойчивых взглядов с новыми потребностями общества и настроениями, отражающими интересы исторического прогресса, составляет источник бесконечного многообразия современных социальных и нравственных коллизий и конфликтов. Эти конфликты обязывают писателя выразить своё к ним отношение и тем самым вмешаться в борьбу, в развитие драматических событий, составляющих внутреннее существо внешне спокойного, малоподвижного течения жизни. Такой взгляд на задачи писателя способствовал тому, что Островский, начав с работы в повествовательном роде, сравнительно быстро осознал своё призвание драматурга. Драматическая форма соответствовала его представлению об особенностях исторического бытия русского общества и была «созвучна» его стремлению к просветительскому искусству особого типа, «историко-просветительскому», как его можно было бы назвать.

Дом-музей А. Н. Островского. Комплект из 15 цветных открыток, 210х90 мм, обл., Автор текста и составитель Л. И. Постникова. Фотографии А. А. Захарченко. Дизайнер Н. В. Мельгунова. Вступит. статья, развёрнутые подписи, 36 цв. ил. , 11 ч/б ил. - Москва, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2004.- Тираж 1000 экз.

Дом-музей в Замоскворечье - филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. В этом доме, расположенном между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, 31 марта (12 апреля) 1823 года родился Александр Николаевич Островский.

Островский называл себя коренным жителем Москвы. Он прожил в Москве долгие годы, был связан с ней литературно-театральными и общественными интересами. Здесь находились созданные по его инициативе «Московский артистический кружок», «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов». Из 47 пьес драматурга 46 были поставлены при его жизни на сцене Малого театра, который не случайно называют «Домом Островского».

Главная тема музея - «Москва в жизни и творчестве Александра Николаевича Островского».

На первом этаже здания расположены мемориальные комнаты, в которых экспонируются личные вещи и документы писателя, мебель и книги, принадлежавшие его отцу. Здесь представлены литографии и акварели с изображением Губернской гимназии на Волхонке, которую Островский окончил в 1840 году, Московского университета на Моховой, где будущий писатель проходил курс на юридическом факультете , Воскресенской площади, где располагался Совестной суд, в котором служил молодой Островский, Театральной площади с Большим и Малым театрами.

Поднявшись по крутой деревянной лестнице с резными балясинами, посетители продолжают знакомство со старой Москвой: Кремль со стороны Болотной площади, Кузнецкий мост, Александровский сад, местность близ Пречистенского бульвара, где была последняя квартира Островского, оживают перед ними в гравюрах и картинах того времени. В верхних сенях разместился макет Малого театра, изготовленный его смотрителем И. Покровским в 1840 году. С ювелирной точностью воспроизведены в «разрезе» сцена и зрительный зал.

Экспозиция второго этажа, посвящённая сценической истории пьес Островского, открывается словами из письма И. Гончарова, написанного в 1882 году: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Двадцать лет прожил драматург в Замоскворечье. Едва ступив на литературное поприще, писатель, как он сам признавал, открыл «страну, никому до сего времени в подробности неизвестную и никем ещё из путешественников неописанную». В Замоскворечье Островский «поселит» Мавру Агуревну Козырную из своих ранних очерков «Записки замоскворецкого жителя», а рядом - дом и службы Большова («Свои люди - сочтемся!»), неподалёку - сад Барабошева, из которого ночью странным образом пропадают яблоки («Правда - хорошо, а счастье лучше»). 3десь будут обитать бедняк Оброшенов («Шутники») и искатель богатой невесты Миша Бальзаминов (трилогия о Бальзаминове). Жителям Замоскворечья, описанию их нравов, обычаев посвящена одна из комнат дома-музея.

Многие пьесы Островского отражают жизнь дворян и чиновников. О них рассказ в другом зале. Пьеса «Доходное место» (1856), написанная под впечатлением бесчинств, творящихся в московских судах, сразу ввела Островского в разряд сатириков, обличавших современные устои жизни. Острой социально-политической направленностью отличаются комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) и «Бешеные деньги» (1870).

Два зала дома-музея посвящены сценическому воплощению крупнейших произведений драматурга - «Грозе» (1859) и «Бесприданнице» (1878). В центре этих пьес - самобытные образы русских женщин: сильной, самоотверженной Катерины и поэтичной, свободолюбивой Ларисы.

Глубоким и тонким психологизмом привлекают многие женские характеры в пьесах 70-х годов. Личные драмы Юлии Тугиной («Последняя жертва»), Людмилы («Поздняя любовь»), Веры Филипповны («Сердце не камень») неразрывно связаны с социальными условиями жизни общества. Афиши, эскизы декораций, фотографии к постановкам этих пьес представлены в музее.

Современники называли Островского «рыцарем театра». Он принимал активное участие в постановке своих пьес, создавая новый реалистический стиль актёрского исполнения и постановочного искусства. Как заведующий репертуарной частью московских театров, Островский резко меняет характер подготовки спектаклей в Малом театре. Он вводит многократные читки, генеральные репетиции в костюмах. «Я главным образом заботился о школе, потому что без школы нет артистов, а без артистов нет и театра», - писал он в 1884 году. Драматург оказал мощное воздействие на развитие русского сценического искусства. На ролях созданных им пьес развивались дарования П. М. Садовского, Л. П. Никулиной-Косицкой, А. Е. Мартынова, М. П. и О. О. Садовских, С. В. Шумского, М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, П. А. Стрепетовой, М. Г. Савиной, Н. И. Музиля. Портреты, личные вещи и театральный реквизит этих основателей русской актерской школы можно увидеть в залах музея.

В 1923 году в нашей стране торжественно отмечалось столетие со дня рождения великого русского драматурга. С этого времени начинается история нового сценического прочтения пьес Островского. В экспозиции, посвящённой современному театру, представлены спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, И. С. Платона, Ф. Н. Каверина, А. М. Лобанова, Ю. А. Завадского, Н. П. Хмелева, Н. П. Охлопкова, Б. А. Бабочкина, Л. В. Варпаховского, И. В. Ильинского, П. Н. Фоменко.

И сегодня А. Н. Островский остается для народов нашей страны любимым драматургом. «Творчество классика русской литературы , - сказал С. В. Михалков, - дорого нам не только тем, что сыграло большую прогрессивную роль в раскрытии русского общества XIX века, но и тем, что оно верно служит людям сегодня.

Вот почему мы называем Островского своим современником».

Гуллер Юрий. Вотчина Островского /Ю. Гуллер //Замоскворечье. – 2011. - №8. – С.4.

Все мы, конечно, знаем, что есть в нашем огромном городе этакие «литературные гнёзда», где по стечению исторических обстоятельств сошлись судьбы многих великих и малых писателей и поэтов. Наше с вами Замоскворечье тоже не лыком шито. Начнём, пожалуй, с самого знаменитого из его литературных жителей...

https://pandia.ru/text/78/166/images/image009_4.jpg" alt="А.Н.Островский.jpg" width="101" height="126 src=">

Островский, и жизнь: Избранные пьесы /Сост., вступит. сл. и комм. ёвой. – М.: Школа-Пресс, 199с.

В книгу включены четыре пьесы великого русского драматурга, разносторонне представляющие его творчество.

Лакшин, Николаевич Островский /. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1982. – 568 с., ил. - (Жизнь в искусстве).

Книга о жизненном и творческом пути великого русского драматурга принадлежит к жанру научно-литературной биографии и написана на документальной основе.

Лотман, Л. и русская драматургия его времени /Л. Лотман. – М. – Л.- Изд-во Академии наук, 1961. – 260с.

Островский //Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей: В 2-х т. Т. 1. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – С.261-263.

Журавлёва, А. И. – комедиограф /А. И Журавлёва. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 216с.

В монографии исследуется поэтика комедий писателя.

Ревякин, в жизни и творчестве /. – М.: Московский рабочий. – 1962. – 544с.

В книге рассказывается о великом драматурге на основании многих забытых, затерянных, неиспользованных материалов и большого количества новых архивных документов, впервые публикуемых.

Розанова, Николаевич Островский: Биография /. - М. - Л. Просвещение, 1965. – 139с.

Холодов, Островского /. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1967. – 544с.

В книге идёт речь не просто о драматургии Островского, но именно о театре Островского, как об огромном и поныне живом явлении русской и мировой художественной культуры.

Холодов. драмы. Экскурс в творческую лабораторию /. – М.: Искусство, 1978. – 240с.

В книге исследуется опыт работы писателя над языком драматических произведений, и его подход к языку различных социальных групп.

Штейн, гений русского театра /. – М.: Лазурь, 2004. – 240с., илл.

Книга содержит биографию великого русского драматурга, характеристику его личности и роль в развитии русского театра вообще и Малого театра, в частности.

На вопрос кого, кто и почему называли "колумбом замоскворечья"? заданный автором Особинка лучший ответ это Александра Николаевича Островского, потому, что "открыл" в своих произведениях простой быт, мещанскую жизнь и прочее тогдашнего Замоскворечья.
Колумб Замоскворечья
Александр Николаевич Островский
К середине девятнадцатого века Замоскворечье стало символом купеческой России. Этот символ возник во многом благодаря творчеству выдающегося драматурга Александра Николаевича Островского. Темой многочисленных пьес этого театрального деятеля стали быт и нравы купеческого сословия. Исследователи творчества А. Н. Островского подсчитали, что в 32-х из 47-и его пьес действие происходит в Москве, зачастую в Замоскворечье.
Быт купечества
Купеческие семьи во времена Островского жили замкнуто. И вот в 1840-х годах двадцатилетний литератор Александр Островский опубликовал свои очерки "Записки замоскворецкого жителя".
На улице Малая Ордынка напротив храма св. Николы в Пыжах во дворе за воротами стоит двухэтажный домик. В этом доме родители писателя снимали две комнатушки. 12 апреля 1823 года здесь родился будущий драматург. Недолго прожила здесь семья Островских, переехав отсюда в Монетчики, а позднее на Житную улицу.
"Я знаю тебя, Замоскворечье, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам, знаю тебя и в праздник и в будни, и в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам", - писал драматург позднее, уже переехав в другой район.
В 1831г. , когда мальчику не было еще девяти лет, умерла после тяжелых родов его мать, Любовь Ивановна. Отцу его, Николаю Федоровичу, предстояло одному воспитывать трех сыновей и дочь.
Отец много работал, благосостояние его росло. В 1834г. он купил два новых дома на Житной улице. Через четыре года после смерти Любови Ивановны отец Островского женился на Эмилии Тесин. Среди предков ее было два поколения знаменитых королевских архитекторов Швеции.
Николай Федорович купил пять домов. Земельные владения Островских стали занимать, таким образом, чуть ли не целый квартал. Один дом отец отдал Александру Николаевичу. В этом, несохранившемся до наших дней доме, драматургом были созданы такие произведения, как "Гроза", "Свои люди - сочтёмся", "Доходное место", "Не всё коту масленица", "Не в свои сани не садись", "Бедность - не порок" и др. Здесь бывали у него писатели (Достоевский, Гончаров, Тургенев, Григорович, Писемский) , актёры, музыканты, композиторы.
Всероссийскую известность Островскому принесла его комедия "Свои люди - сочтёмся! " (или "Банкрот", 1849 г.) .
В 1861г. пьеса "Свои люди" игралась в Большом театре. Зал был переполнен, артистам и автору после окончания спектакля была устроена шумная овация. Хотя по обычаю императорской сцены авторам не разрешалось раскланиваться с подмостков вместе с артистами, бурно вызываемый публикой Островский трижды подходил к барьеру ложи и кланялся зрительному залу. А потом молодежь, встретившая Островского в артистическом подъезде, вынесла его на руках на улицу, без шубы, в двадцатиградусный мороз, намереваясь нести его так до дома на Николо-Воробьинском. Благоразумие все же взяло верх, кто-то набросил на него шубу, его усадили в сани. До дому его провожала толпа в несколько сот человек.

Чтобы понять, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья", необходимо проследить за жизнью и творчеством Александра Островского с самого начала. А началось все в столице России, в районе Замоскворечье, находившемся напротив Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки. Там и родился будущий великий драматург.

Этот район славился тем, что здесь проживала огромная масса среднего класса и купеческих семей, запомнившаяся писателю постоянным поиском и извлечением выгоды для себя. Будущий драматург рос и постигал премудрости жизни, впитывая в себя Его мать умерла очень рано, на тот момент мальчику было всего 8 лет. Отец служил адвокатом и имел частную практику, он мечтал, что сын пойдет по его стопам, поэтому настоял на том, чтобы Островский поступил в Юридический университет. Но этот шаг лишь приблизил драматурга к литературному творчеству, так как в учебном заведении он познакомился со многими одаренными профессорами, которые привили ему интерес к литературным беседам и дискуссиям.

Начало творческого пути Островского

Решив для себя, что учеба в этом университете не для него, Александр Николаевич прервал обучение. Он поступил работать в суд мелким чиновником по настоянию отца. Это решение сыграло важную роль в становлении его творчества, так как за время работы он увидел массу самых разнообразных характеров людей, а также огромное множество невероятных мошеннических схем. Это утверждало его во мнении, что люди готовы на все ради наживы. Эти жизненные впечатления, желание придать им литературную форму, вершить свой собственный суд над жизнью купеческого сословия, подтолкнули Островского к драматургии и стали одной из причин, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья".

Первые шаги в драматургии

Огромную славу и уважение принесла писателю его первая пьеса «Свои люди - сочтемся», она прогремела пронзительной сатирой, обличающей бесчестный мир. К сожалению, талант автора привлек внимание не только критиков и поклонников, но и правительственных цензоров. Пьеса была запрещена к постановке на длительный срок, а автор попал под полицейский присмотр.

Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?

Одним из первых произведений драматурга становится очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В нем автор знакомит читателей с особенностями быта и нравов купечества. Он воспринимает Замоскворечье как отдельное государство, в котором царят косные, угнетающие порядки. Но не только отрицательные черты выведены драматургом в его пьесах. Есть у купечества и то, чем он восхищался - это способность на протяжении веков сохранять истинные религиозные русские нравы. Александр Николаевич открывает для всех это особенное сословие. Ранее никто из писателей не обращался к подобным темам, вот почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», по аналогии с путешественником, открывшим миру Америку.

Несмотря на то что во многом его малая родина расстраивала великого драматурга, он сохранил к ней в своей душе теплые чувства. Для него Замоскворечье олицетворяло всю Москву, которую он искренне любил.