Лычаков - пожалуй, самый известный район Львова за пределами "основного" центра, так как здесь находится знаменитое Лычаковское кладбище, входящее в "обязательную программу" львовских достопримечательностей. Но и сам Лычаков, расположенный на южных склонах зелёных холмов Кайзервальд и Шевченковский Гай, весьма интересен. В его облике есть налёт ненавязчивой аристократичности и интеллигентности, а в эпоху Австро-Венгрии это был еще и самый "польский" (по этническому составу) район города.

Лычаков начинается сразу за Старым городом. Выйдя из Глинянской брамы , сразу видишь костёл кларисок (1610, модерновая башня 1920-х годов, занят музеем барочной скульптуры), вдоль которого уходит Лычаковская улица.

Вид назад - на Глинянскую браму и колокольню Бернардинского монастыря:

Лычаковская улица - одна из самых длинных во Львове. Для восточной его части - то же, что Городоцкая для западной. Вдоль улицы много интересных зданий - например, бывший костёл Святого Лаврентия (1687), с 1781 года используемый как больница:

Церковь Святого Антония (1784):

Клиника Солецкого начала ХХ века - самый известный памятник гуцульской сецессии:

Петропавловская церковь, которую с сфотографировать забыл (около неё поворот к кладбищу), но самый, на мой взгляд, интересный храм Лычакова расположен в его дальней части, куда туристы доходят редко, да и я попал случайно, по дороге из Золочева.
Это костёл Богоматери Остробрамской (1932-38) - по-моему, лучший во Львове памятник второй польской эпохи:

Самый запоминающийся элемент собора - колокольня высотой 60 метров (то есть самая высокая в городе), издалека навевающая ассоциации с Италией, а вблизи оказывающаяся типичным образцом конструктивизма:

Собор стоит на высоком холме, и с него открывается хороший вид на город и его башни в перспективе Лычаковской улицы:

Но вернёмся в Лычаков, на территорию между центром и кладбищем. Помимо главной улицы, чрезвычайно колоритны улочки на склонах Кайзервальда:

Кстати, в первой половине ХХ века Лычаков был центром "батярства" - местной субкультуры. Слово "батяр" - венгерское, обозначает "разбойник". Батяры - это были такие bad-boyz, нарушители спокойствия и шутники-авантюристы, позже - кто-то вроде советских стиляг. В основном батяры были поляками, но их сленг (львовский балак или львовская гвара) включал австрийские и украинские словечки (в том числе, по одной из версий, именно оттуда пошло самое популярное в рунете слово МЕНТ). Батяры сильно обогатили и городской фольклор, в том числе им принадлежит песня "Только во Львове", по сей день остающаяся неформальным гимном города. В настоящее время предпринимаются попытки возрождения этой субкультуры.

Из Википедии .

В этих улочках также затеряны церкви. Костёл монастыря францисканок (1876-78), ныне церковь Иоанна Златоуста с семинарией (Киевский патриархат):

Небольшая церквушка при больнице:

И так и не найденная мной церковь Святого Георгия - единственный во Львове храм Московского патриархата, построенный в 1897-1901 годах в непривычном для нас романо-византийском стиле. Впрочем, на момент постройки это была и вовсе единственная православная церковь в Галиции (без Буковины).

Из Википедии .

Вообще, на Лычакове много интересных построек и мелких деталей (многие из которых ), но фотографировал я здесь мало. Это был мой последний день пребывания во Львове, и к окружающей меня архитектуре я успел привыкнуть. Так что пойдём к Лычаковскому кладбищу, куда ведёт довольно колоритная улица Мечникова:

На подходах к кладбищу улица пересекает Марсово поле, за которым, в роще, находится захоронение красноармейцев. Вроде бы не уничтоженное - но сделанное настолько невзрачным, чтобы мимо проходили без остановок.

Ограда Лычаковского кладбища:

Кладбище создано в 1783 году, и считалось наиболее "престижным" львовским некрополем. Здесь похоронен цвет львовской культуры - писатели, артисты, учёные, богословы. Украинские, польские, советские. Всего на кладбище более 3000 надгробий, многие из которых - настоящие шедевры. С 1965 года кладбище стало музеем, и хоронят на нём только в самых исключительных случаях (например, убитый в 2000 году композитор и певец Игорь Белозир). В режиме музея кладбище существует и поныне - вход и фотосъёмка платные.

Кладбище огромное, и фантастически красивых могил в нём невероятно много. Тут можно бродить часами, причём совершенно отключается чувство времени. На "площади" у входа - часовни и склепы (кстати, обратите внимание, что стиль, который в России ассоциируется больше с фабриками и казармами здесь спокойно использовали даже в склепах):

Красивейшие часовни:

Шестиконечная звезда на христианском склепе - что это может значить? Масонские знаки?

Типичный кладбищенский "пейзаж":

Здесь похоронены многие выдающиеся личности, в том числе упомянутые в прошлых постах - Иван Франко, Маркиян Шашкевич, Соломея Крушельницкая, Стеафан Банах...

Просто надгробия - и настолько красивых тут сотни:

И вот выходим на плащадку, где лежит тень от стелы с воинственным ангелом, видимой на кадре выше:

По разные стороны этой площадки - два мемориала. Слева - мемориал "Львовских орлят":

Справа - "Борцам за волю Украины":

"Львовские орлята" - это ополченцы (в том числе подростки), с оружием в руках оборонявшие Львов от украинских повстанцев в 1918 году, во время польско-украинской войны. Мемориал был создан в 1920-е годы, причём на кладбище погребены только католики (хотя среди "орлят" были и евреи, и униаты).

В 1951 году мемориал был разрушен, и до 2005 года представлял собой безобразные руины. Потом в знак евроатлантического курса мемориал был восстановлен по указу Ющенко - и здесь даже ему можно сказать спасибо!

Мемориал производит очень сильное впечатление - величественный каскад маленьких крестов, опускающихся к жилым кварталам:

Мемориал "Борцам за волю Украины" создан уже в наше время (судя по архитектуре - в 1990-е), и расположен в низине:

Интересно, что на большинстве могил годы смерти - после 2000-го. Красная стела внизу посвящена бойцам дивизии СС "Галичина". И всё-таки если абстрагироваться от взаимных обид, не могу не отметить, что здесь соседствуют мемориалы борцам ЗА и ПРОТИВ независимости Украины. Поляки и украинцы стали "братьями навек" совсем недавно - исторически же они были злейшими врагами. Но - смогли помириться. Хочется верить, что когда-нибудь рядом с этими двумя будет и мемориал Красной Армии.

Обратно мы шли по улице Пекарской, параллельной Лычаковской. Пекарская, вопреки названию, пересекает "больничный городок" с медицинским вузом:

Настенная мозаика. В дешёвом фэнтези такие существа называются дроу, или тёмные эльфы:

Это ведь тоже церковь - причём вроде бы не католическая:

Ветеринарная академия - по-моему, лучшая во Львове сталинка:

Дело в том, что с задней стороны к ней пристроены две вот такие башни (композиция хорошо видна на

Лычаковское кладбище – известный туристический объект Львова. Это одно из старейших кладбищ Европы (самое старое надгробие датируется 1786 годом), основанное по указу австрийского императора Иосифа ІІ с целью упорядочивания захоронений и противодействия антисанитарии. Из четырех заложенных в те далекие времена кладбищ сохранилось только Лычаковское, а другие перестали существовать еще во времена Австрийской империи: на месте Городоцкого кладбища находится Привокзальный базар, на месте Стрыйского – отель и монумент воинам Советской армии, а через Папоровку проложена железная дорога.

История Лычаковского кладбища интересна и неоднозначна. Существует несколько версий происхождения названия района Лычаков. По одной из которых название пошло от немецкого Лютценгоф (двор Лютцев – немецких колонистов, которые заселяли эту местность в конце 16 века). По другой версии – от слова «лычаки» (лапти), что связано с бедняками, проживающими в этом районе в пятнадцатом веке.

Существуют несколько взглядов на статус данного объекта: одни считают место престижным из-за близости к центру Львова и потому, что здесь во все времена хоронили богатых жителей города. Другие утверждают обратное, ведь здесь похоронены люди, погибшие в результате эпидемий в пятнадцатом-шестнадцатом веках. а также самоубийцы.

Лычаковское кладбище воспринимается посетителями как огромный утопающий в зелени парк с множеством скульптур или как музей истории Львова под открытым небом. Проект аллей и дорожек был разработан в 1856 году ботаником Карлом Бауером. На территории Лычаковского некрополя находится более трех тысяч памятников и надгробий, авторами некоторых из них были известные скульпторы и архитекторы С. Литвиненко, Г.Кузневич, П. Филипи, Л. Маркони, П. Эутеле и др.

До наших дней дошло бы гораздо больше памятников, если бы не коснулось этого тихого места безжалостное колесо истории. В 19 веке львовский магистрат направил сюда камнедробилку с целью уничтожения старых захоронений, находившихся без ухода на протяжении более 25 лет. Трехсотлетние надгробные плиты безжалостно перемалывались и использовались для засыпки аллей.

С приходом советской власти объектом внимания революционно настроенных мародеров стали древние польские родовые склепы, большинство из которых были разграблены. Существует легенда о захороненной на Лычаковском польской семье, члены которой были погребены в золотой обуви. Такое нецелевое использование драгметаллов посчитали недопустимым и провели «экспроприацию» содержимого склепов, оставив на дорожках кладбища лишь гробы с останками.

С 1991 года кладбище имеет статус историко-культурного заповедника, и новые захоронения здесь проводятся только в исключительных случаях: подзахоронения прямых родственников и эмигрантов из Львова, пожелавших быть погребенными на родине.

Поражают ритуальная архитектура и надгробные скульптуры, в частности — фигуры скорбящих женщин – плакальщиц. Говорят, что иногда по утрам можно увидеть на их лицах слезы. Мистика? Нет, причина такого явления – особая система желобков в камнях, предусмотренная скульпторами, по которым стекает скопившаяся роса и появляется из отверстий в области глаз.

Кладбище окутано легендами. Одна из них – о «спящей красавице» Регине Марковской, о причинах смерти которой рассказывают несколько версий. Первая – о подающей большие надежды молодой актрисе, которая умерла на сцене в тот момент, когда по сценарию должна была умереть ее героиня. Вторая – история замужней дамы, которой вскружил голову молодой повеса. Не в силах пережить измену, приняла красавица яд. Еще одна история – о молодой матери, которая не смогла перенести смерть маленьких сыновей (оба мальчика двух и семи лет похоронены вместе с нею).

Существует легенда об армянском епископе Самвеле Кирилле Стефановиче, который, как говорят, тяжело заболев в 75-летнем возрасте, сам заказал себе надгробие. Но когда заказ был выполнен, епископ поправился и прожил еще двадцать восемь лет, ухаживая за своим высеченным из камня изображением.

Стынет кровь в жилах туристов при рассказе об истории смерти матери и дочери Розалии и Ванды Замойских, которые трагически погибли в пожаре в 1902 году. Их склеп пользуется недоброй репутацией, поскольку, как утверждают, из герметично закрытой усыпальницы слышен грохот цепей, на которых подвешены их гробы.

Многие известные люди обрели вечный покой на Лычаковском кладбище. Среди них писатели и композиторы, актеры и ученые, известные исторические деятели. Здесь похоронены И. Франко, С. Крушельницкая, В. Ивасюк и многие другие.

В 1974 году рядом со старинным кладбищем открыто Марсово поле – воинский мемориал на месте погребения 3800 воинов, погибших во время войны с фашистами.

Посредине планеты

В громе туч грозовых

Смотрят мертвые в небо,

Веря в мудрость живых

Такая надпись была на стене этого современного мемориала, однако ее по приказу властей убрали в 90-х годах.

На другой части Лычаковского кладбища, на так называемом «Кладбище защитников Львова», расположен «Мемориал львовских орлят», погибших во время противостояния с подразделениями ЗУНР.

Планируя поездку во Львов, обязательно включите в маршрут путешествия посещение Лычаковского кладбища.

Я приглашаю вас прогуляться по городу мёртвых и послушать его легенды…
Один из дней, а точнее часть дня, нашего пребывания во было решено посвятить прогулке по историко-культурному заповеднику местного значения, по музею надгробной скульптуры и архитектуры под открытым небом, во величественному европейскому некрополю, по одному из старейших кладбищ в Европе (оно старше Парижского Пер-Лашес и Лондонского Хайгейта) – по Лычаковскому кладбищу.

Начать рассказывать, а точнее пересказывать , легенды Лычаковского кладбища наверное стоит с короткой исторической справки.

На территории в 42 га на 86 полях находятся более 5000 гробниц, 2000 склепов, около 500 скульптур, 24 часовни, 5 мемориалов. Насчитывается свыше 100 000 надмогильных сооружений. Каждая плита - история, архитекторы продумали все до мельчайших деталей, запечатлев в камне минуты скорби. О разнородности захоронений свидетельствуют надписи на польском, армянском, немецком, украинском и других языках.

История Лычаковского кладбища начинается в 1783 году. Тогда по распоряжению австрийского императора Иосифа II были запрещены погребения вокруг городских церквей и костелов – в целях санитарии, естественно. Старые некрополи в центре города были раскопаны, и потревоженные останки были перевезены на новое место упокоения.


В то время никто не мог предвидеть, что кладбище на окраине города станет чем-то наподобие прекрасного ландшафтного парка, привлекающего своей таинственной атмосферой мистиков и романтиков. А началось все просто. Талантливый местный специалист по разбивке садов Бауэр с согласия магистрата проложил дороги и аллеи, высадил деревья и цветы – то есть превратил «поле скорби» в очень уютное местечко.

С тех пор Лычаковское кладбище, где до этого еще в XV веке хоронили умерших от чумы, стало «элитным» местом последнего пристанища для «привилегированных» львовян – известных политиков, священников, военных, деятелей культуры и искусства, а также просто богатых горожан.

Сей факт и объясняет презентабельный вид огромных фамильных склепов с великолепными барельефами и надгробных скульптур, многие из которых – настоящие произведения искусства. Именно они, скульптуры – каменные, мраморные, бронзовые, говорят с нами на языке символов и аллегорий, будоража воображение, и порождая легенды.

Чего-чего, а легенд, суеверий, грустных историй здесь обитает предостаточно. Такое уж место.

Пожалуй, самая нереальная из них – об одинокой даме, гуляющей по улице Мечникова, которая тянется вдоль кладбища.

Легенда о женщине без лица

Легенда гласит, что однажды безлунной ночью один молодой повеса (естественно, история его имени не сохранила, кто бы сомневался), возвращаясь домой после жаркого свидания, был привлечен хрупкой женской фигуркой, одиноко бредущей по неровной львовской брусчатке. Неслыханное дело, молодая дама, одна, в таком месте – уже предвкушая новое романтическое знакомство, наш юный друг догнал ее и предложил проводить домой. «Да, будьте так добры…» согласилась женщина, и повернулась…

О ужас, под ее капюшоном не было… лица!
Бедный юноша, дрожа от страха, прикипел к земле, не в состоянии вымолвить ни слова, а дама, помахав ему на прощанье белой ручкой скрылась в проеме кладбищенских ворот… Тут послышался стук колес – приближалась карета, и молодой человек, убедившись, что ноги его стали ватными, и домой уже не донесут, был счастлив «поймать такси». Как вы, уже, возможно, догадались, бедняге опять не повезло – у кучера тоже лица под шляпой не оказалось, а карета с грохотом скрылась за теми же воротами кладбища.

Не будем гадать, сколько юноша накануне выпил вина, а может, чем черт не шутит, коварного абсента… а может, он с детства отличался богатым воображением… но вскоре по городу поползли слухи. И удивительное дело, тут же нашлось с десяток свидетелей «за», которые тоже «видели» и безликую даму в черном, и карету с кучером. Но не было ни малейшего предположения, кем могла бы быть эта загадочная незнакомка… А раз так, то оставим ее, и вернемся к более реальным личностям, у которых, по крайней мере есть имена. Имена, высеченные на каменных надгробиях.

Как умерла Регина Марковская

Регина Марковская. Это имя нам ничего не говорит, но ее надгробие, которое называют «спящей красавицей» можно считать одним из самых поэтических на кладбище.

Фигура спящей молодой девушки в натуральную величину – красивое безмятежное лицо, волосы в беспорядке рассыпались по подушке… Рассказывают несколько версий ее смерти. Согласно одной из них, Регина была подающей надежды юной актрисой, которая слишком сильно «вошла в роль» на сцене, и умерла, когда по сценарию спектакля должна была умереть ее героиня.

По другой версии, она, уже будучи замужней дамой, влюбилась в молодого ловеласа, и приняла яд, не в силах переносить его постоянные измены.

Третья, и серее всего самая правдоподобная легенда – сердце молодой женщины просто не смогло перенести трагическую утрату – смерть малолетних сыновей. Оба мальчика, семи и двух лет отроду похоронены вместе с матерью.

Раньше в изголовье еще стояла каменная фигура плачущего ангела, а потом куда-то исчезла. Мистика, акт вандализма? Не знаю. Зато на ее могиле всегда свежие цветы – посетителей сюда тянет, как будто магнитом…

Гротгер и Монне

Романтический ореол окружает памятник польскому художнику Артуру Гротгеру, установленный его возлюбленной Вандой Монне.

…Их свел львовский балл. Пятнадцатилетняя красавица, мамина и тетина воспитаница Ванда Монне никак не могла поверить, что этот разговорчивый, остроумный 28-летний мужчина, который публично сыпал ей комплименты, и есть тот самый Артур Гротгер, которым упивается вся Польша. Еще больше ее поразило, что Артур, не откладывая дела в длинный ящик, во время танца объяснился ей в любви. Однако же разве такое делают в первый вечер знакомства? Откуда в тот миг девушке было знать, что Гротгер уже видел ее раньше и, чувствительный к женской душе и красе, постановил себе завоевать ее сердце? Через день после бала Артур Гротгер уже стоял на пороге их дома. Так началась большая любовь.

Маме и тетке, с которыми проживала Ванда, нравился этот энергичный и искренний юноша, который и к ним выявлял почтительное внимание. Они не запрещали своей любимице часто встречаться с ним, однако когда появился вопрос помолвки, не были в восторге. Артур не имел достаточно средств, чтобы обеспечить их ребенку приличное будущее. Но «нет» они ему не сказали. Совместно было решено, что Ванда будет ждать, пока Артур будет зарабатывать деньги для будущей совместной жизни. Настало время разлуки.

С безумно влюбленной в него Вандой Монне они так и не успели обручиться, но еще раньше, гуляя вместе по Лычакову, Артур поделился с невестой, что именно здесь хотел бы быть когда-то похороненным.

«Моя ты самая дорогая! - писал Гротгер любимой с дороги. - Я ничего не вижу, ни не слышу, кроме тебя единой. Я стал человеком без мыслей, жизни и содержания, если речь идет о делах, которые не затрагивают Тебя или мою любовь. Одним словом, без Тебя ничего нет ни в мыслях, ни в поступках».

Каждую неделю Ванде приходило несколько нежных писем, она отвечала такими же. Но вступить в брак им не судилось.

Артур Гротгер умер в тридцать лет в французских Пиренеях от туберкулеза. Знавая, что он очень больной, хотя не представляя насколько, Ванда Монне рвалась к нему, стремилась быть с ним. Однако мама с теткой, которые материально переживали не самые лучшие времена, не дали ей нужной на дорогу суммы, хотя могли. Горечь и обида к ним не оставят Ванду вплоть до конца ее жизни…

Когда наконец в кармане лежала нужна сумма и панна Монне стала готовиться к отъезду, поступила весть: Артура не стало.

«Умер! - это слово откликалось воплем в моих мыслях, а я еще не понимала до дна той страшной правды, не могла ее понять. Теряла сознание при виде его писем или некоторых безделушек, которые получила от него. Я не могла говорить о нем. Не имела, в конце концов, с кем… В гроб легла вся моя молодость…» (из воспоминаний Ванды Монне, которые хранятся в Львовской научной библиотеке имени Василия Стефаника).

Ванда сделала все, чтобы тело Гротгера с французского погоста было перевезено во . В гроб к нему уже во родственники положили ее перстень и все ее письма, которые Артур очень берег. А Ванда так и не нашла в себе силы в последний раз глянуть на того, чей образ пронесет через всю свою жизнь.

Интересно, что, зная о силе чувств между молодыми людьми, известный скульптор - итальянец Парис Филиппи не взял денег с Ванды Монне за скульптурный памятник на могиле молодого коллеги. Более того, портрет жениха Ванда Монне сделала на памятнике, наполненном различными символами, самостоятельно.

Известно, что через четыре года девушка вышла замуж за близкого товарища Гротгера - Карла Млодницкого, с которым у нее была дочь Мариля (со временем - известная львовская писательница Мариля Вольска), но до конца жизни ее часто видели около могилы Артура, теперь уже также и с дочкой, погруженную в свою память и щемящую тоску.

Сегодня об этой истории напоминает дуб. По легенде, Артур Гротгер посадил его в кадку как символ вечной любви и счастья, а со временем пересадил в Иезуитский сад (ныне - парк имени Ивана Франко), здесь дерево растет и по сей день. Напоминает о ней также мемориальный уголок Артура и Ванды в кофейне «Купол» - в доме, где Ванда Монне дожила до старости. Память берегут надгробие на Лычаковском кладбище и архивные материалы в Львовской научной библиотеке.

Но правдивые чувства, как и рукописи, не сгорают. Львовяне и ныне в адрес влюбленных временами говорят: «Любятся, как Артур и Ванда».

Влюбленные пары рассказывают, что на кладбищенском безлюдье им иногда мерещатся молодой человек и женщина, которые идут улыбающиеся навстречу, держась за руки, но через несколько шагов словно тают в воздухе. Говорят, это Артур и Ванда приходят поздравить настоящую любовь ныне живущих.

Феликс Барчевский

Неподалеку – великолепный мавзолей Феликса Барчевского, в свое время одного из самых богатых магнатов. Несметные сокровища этого рода долго не давали покоя расхитителям гробниц. Но если бы они только знали, что эта гробница – единственное, что осталось от огромного состояния этого странного человека!

Все добро он перед смертью перевел в наличные и завещал на меценатство и добрые дела. Большую половину – на ежегодные премии за лучшие произведения в области литературы и истории, остальное – на стипендии студентам Львовского и Краковского университетов, на приданное девушкам из бедных семей и т.п. В завещании предусмотрительный богач указал, что никто из его родственником не имеет права оспаривать его волю.

Мать и дочь

Есть здесь склепы с «недоброй» репутацией, как например, одна из самых богатых гробниц Розалии и Ванды Замойских. Мать и дочь трагически погибли во время пожара в 1902 году. Рассказывают, что часто можно услышать, склепе гремят цепи, на которых подвешены гробы… Можно было предположить, что это сквозняк, но их склеп герметически закрыт.

Чудотворец Николай Чарнецкий

К скромному надгробию епископа Николая Чарнецкого суеверными посетителями уже протоптана дорожка. Простой мальтийский крест украшен вышитыми рушниками, постоянно горят свечи. Этого мученика тоталитарного режима еще при жизни считали святым и чудотворцем. А сегодня сотрудники Лычакова вынуждены время от времени подсыпать земли на его могилу, ибо ее постоянно растаскивают на талисманы. Люди верят, что она исцеляет, помогает в сердечных делах, и даже… в успешной сдаче сессии! Да-да, именно студенты являются «постоянными клиентами» усопшего священника, принося сюда свои зачетные книжки и пачкая их землей. Учились бы лучше… Также часто можно увидеть, как матери приносят сюда неизлечимо больных детей, уповая на чудо. Как раз в этом случае язык не поворачивается иронизировать. Что же, говорят, вера действительно творит чудеса…

Епископ Кирилл Стефанович

Примечательна могила другого, армянского епископа Самвела Кирилла Стефановича, надгробие здесь изображает растянувшегося во весь рост человека на пышном одре. По легенде, в возрасте 75 лет священнослужитель тяжело заболел, и, предчувствуя близкий конец, заказал для себя гробницу. Но когда ее изготовили, он вдруг поправился, да так успешно, что еще потом 28 лет сам ухаживал за собственной усыпальницей, любуясь своей точной каменной копией.

32. Могила епископа Кирилла Стефановича

Доктор Юзеф и его собаки

Две бронзовые собаки, Плутон и Нерон увековечены у могилы доктора Юзефа Ивановича. Что необычного в собаках? Да то, что по всем канонам, животным не место там, где хоронят людей. Такому невероятному исключению из правил находят весьма трогательное объяснение. Дело в том, что когда уважаемый доктор умер, его собаки последовали на Лычаков вслед за похоронной процессией, и улеглись на могиле пана Юзефа, отказываясь от еды и питья. Естественно, через какое-то время бедняги, тоскуя, померли. Пораженный такой преданностью, скульптор Паоло Евтелье создал эту милую скульптурную группу. Таким образом, верные псы и после смерти охраняют своего хозяина…

Долгожители

На главной аллее, рядом с захоронениями выдающихся личностей можно увидеть две скромные могилки никому не известных солдат польской армии Франциска Зарембы и Антона Пьерецки. Примечательны они тем, сколько лет жизни отмерила судьба этим людям – одному досталось 112, второму чуть меньше – 106 лет.

Львовский Харон

Бывший владелец известной фирмы «Конкордия», которая оказывала горожанам ритуальные услуги, похоронен под памятником, на котором красуется надпись «Львовский Харон». Это сравнение себя с мифическим перевозчиком душ умерших, говорит о своеобразном чувстве юмора человека, лежащего под каменной плитой. А еще он запомнился горожанам своим изобретением специального «отеля-гробницы», где, за определенную плату, находился гроб с покойным до самого дня похорон.

Под крестом поневоле

На могильной плите известного советского публициста Ярослава Галана, известного своими ярыми антирелигиозными сочинениями, после прошедшего дождя отчетливо проступают контуры христианского креста. Это мистическое превращение можно объяснить тем, что для его могилы был использован старый надгробный камень, крест на котором был не до конца затерт нерадивым мастером.

Каменные плакальщицы

Еще одна легенда повествует о том, что некоторые каменные статуи плакальщиц, расположенные на могилах, действительно роняют слезы. Однако заметить это чудо можно только ранним утром, пока не высохла роса. Объясняется данная метаморфоза тем, что давние скульпторы создавали систему незаметных желобков в камне, по которым скопившаяся за ночь роса или же дождевая вода, могла вытекать из специально проделанных отверстий в области глаз статуй.

Таких легенд наверно, сохранилось бы гораздо больше, если бы не одно варварское постановление Львовского магистрата в середине XIX века, а именно, установка на кладбище камнедробилки. Без разбора и сожаления она перемалывала памятники и надгробия на мелкие камушки, которыми потом утрамбовывались аллеи. Более того, из этих камушков были позднее построены центральные врата некрополя. Уничтожались те могилы, за которыми в течении 25 лет никто не ухаживал, и не вносил платы администрации Лычакова. На их месте разрешались новые погребения. Таким образом, трехсотлетних надгробных плит сохранилось до наших дней не так много…

Но это варварство не идет ни в какое сравнение с тем, что началось с приходом во советской власти в 1939 году. Кладбище было открыто для массовых захоронений. С тех пор простые гранитные плиты резко диссонируют с изящными некропольными памятниками прошлого. Но самое возмутительное – это неслыханное мародерство и вандализм. Большинство старых склепов были выпотрошены в поисках сокровищ «буржуазных врагов народа». Как раз тогда очень популярной была байка о том, что будто бы целая семья польских магнатов была похоронена в золотой обуви. Каждое утро сотрудники кладбища находили вскрытые гробы с останками прямо на дорожках… А ограждения большинства могил стали добычей охотников за цветными металлами.

Это безобразие продолжалось вплоть до присвоения Лычаковскому некрополю статуса музея в 1990 году. С тех пор «город мертвых» принимает новых «жильцов» только в виде крайнего исключения. Так, несколько лет назад там были похоронены композиторы Владимир Ивасюк, автор «червоной руты» и Игорь Билозир, зверски убитый журналист Георгий Гонгадзе, отрезанную голову которого, кстати, так и не нашли…

Как уже было сказано выше, на Лычаковском кладбище похоронено много известных людей.

39. Среди каменных ангелов, мадонн и крестов на Лычакове нередко попадаются очень необычные надгробия. Например, бронзовая фигура античного Орфея с лирой на могиле известной оперной певицы Соломии Крушельницкой (это ее именем назван Львовский оперный театр).

40. Образ титана-Прометея, «каменяра», который все долбит скалу, видимо пытаясь достучаться до нас, потомков, на месте последнего пристанища великого украинского писателя Ивана Франко.

41. Могила композитора Владимира Ивасюка, автора «Червоной руты»

42. О этой могиле мало что известно, кроме того, молодые ребята погибли в автоаварии

43. Виктор Чукарин (1921-1984) – спортсмен-гимнаст, переживший фашистский концлагерь; абсолютный чемпион мира, XV и XVI Олимпийских игр.

44. Почетный горожанин

45. Если не ошибаюсь могила одного из руководителей города.

На отдельном участке расположено Кладбище защитников Львова. Здесь похоронены польские защитники Львова, павшие в ходе Польско-украинской войны (1918−1919) в боях против подразделений Западно-Украинской народной республики.

48. Рядом находится Мемориал львовских орлят – по героическому наименованию молодых польских ополченцев «львовские орлята», с оружием в руках принимавших участие в обороне города, в том числе, занимавшими оборону непосредственно на Лычаковском кладбище, где многие из них погибли и похоронены.

51. В этой части похоронены жертвы коммунистических репрессий и Голодомора

56. И совсем недавно появившееся кладбище павших на востоке Украины.

1. О Львов, чудесный, старинный, живописный и загадочный. Это город, в котором я хочу жить, да, я хочу там жить, это же не город, а один сплошной памятник Юнеско. Вы уже знаете, что во Львове есть невероятно вкусная мастерская шоколада, а сегодня вы узнаете, что кладбище, может быть не просто мрачным и унылым местом куда вас отвезут в конце жизни, это место может быть и музеем или скорее уютным парком. Если честно, у меня язык не поворачивается назвать это место кладбищем. И так, Лычаковское кладбище во Львове. Памятники и склепы, которые там стоят уже почти 220 лет, это невероятные по своей красоте шедевры скульптуры и архитектуры, это творения известных мастеров, которые из века в век охраняют память о наших предках.

2. Лычаковское кладбище появилось примерно в 1786 году. Обрести там покой могли только наиболее богатые жители Львова. Родственники же провожая близких и родных им людей в последний путь, явно не скупились для выражение своей любви нанимать известных скульпторов.

3. Ранее жителей города хоронили в подземельях возле костёлов, и это приводило к не очень приятным запахам и антисанитарии. И лишь благодаря австрийскому императору Иосифу II, в 1784 году все кладбища из центра города перенесли на околицы. Таким образом, на живописных холмах и террасах древнего Львова появилось уникальное кладбище Лычаков.

4. Лычаковское кладбище известно не только своими красивейшими склепами и надгробными памятниками, а и тем, что там похоронено много интересных историй и легенд связанных с известными людьми.

5. Здесь обрели покой представители знатных австрийских, польских и украинских родов. В этом месте вы найдёте памятники таким великим деятелям политики и искусства, как – поэт Иван Франко, композитор Станислав Людкевич, оперная певица Соломия Крушельницкая, актриса Регина Марковская, историк Иван Крипякевич.

7. Более 400 000 захоронений людей разных национальностей и вероисповеданий. Надписи на надгробьях выбиты на немецком, сербском, итальянском, польском, армянском, латинском, украинском, иврите и русском языках.

8. Самые первые захоронения Лычакова датируются 1786 и 1797 годами. С 1804 года кладбище сильно расширилось благодаря покупкам земли частными лицами. Строились уже не просто памятники над могилой, а возводились на века монументальные семейные склепы и гробницы.

9. В свое время, чтобы придать Лычаковскому кладбищу вид парковой зоны, в 1856 году ботаник Карл Бауер и Тит Тхужевский разработали уникальны проект из аллей и дорожек, с тех пор это место стало иметь вид музея под открытым небом.

10. Главная часть кладбища.

11. Гуляя между скульптурами, кажется, что ты попал в потусторонний мир, и по не воле начинаешь верить в вечную жизнь, где всегда светло, спокойно и умиротворенно.

12. Небольшой, уютный компактный склеп

18. Инфракрасная фотография склепа.

19. Вход в потусторонний мир.

21. Она реально выглядит как живая.

22. Склепы заметно отличаются от богатых и очень богатых горожан.

23. На склепах изображено много семейных гербов.

25. В этом склепе захоронено уже не одно поколение знатной львовской семьи.

26. Польская гробница.

27. Потрясающий памятник, который высечен из камня.

28. Оплакивающая свою семью женщина.

29. К сожалению, многие памятники настолько позарастали кустарниками и травой, что к ним даже тяжело подобраться.

30. Многие скульптуры находятся в плачевном состоянии и неухоженном состоянии.

33. На этом кладбище похоронено много евреев.

35. Каждая скульптура по своему очень эмоциональна.