Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежат мажорная или минорная гаммы. Хроматическая гамма является их усложненным видом. Она образуется в натуральных гаммах мажора и минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.

Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.

В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений, большие секунды заполняются при восходящем движении повышением I, II, IV и V ступеней и понижением VII ступени взамен повышения VI ступени; при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением VII, VI, III и II ступеней и повышением IV ступени взамен понижения V ступени.

Правописание хроматической гаммы в миноре в восходящем направлении соответствует параллельному мажору. Следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен ее понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется, как одноименная мажорная гамма.

Модуляцией называется переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения.

Отклонением называется смена тональности внутри построения без закрепления новой тоники.

Отклонение и модуляция чаще осуществляется в родственные тональности Родственные тональности

Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.

Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.

В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,- побочными..

Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.

Например:

До мажору родственны тональности:

До-мажор на I ступени.

Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S (IV)

Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).

Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.

Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.

Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты.

В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.

Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.

Для Ля-минора

Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты

Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты

До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности

Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты

Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты

Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты

), настало время изучить гаммы для фортепиано.

Гаммы - основополагающий элемент музыкальной теории. Изучение игры на любом музыкальном инструменте, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, обязательно сопровождается изучением гамм.

Гаммы, наравне с музыкальными диатоническими ладами, не только помогают понять, как устроена музыка, но и повышают мастерство музыканта. Знание структуры и состава гамм открывает доступ к свободной импровизации в любой тональности (знаешь звуки в гамме - не сыграешь мимо нот), служит инструментом развития ловкости рук и пальцев музыканта.

Все гаммы сопровождаются пояснениями, схемами, составом входящих нот и интервалов, что поможет транспонировать гамму в любую тональность. К каждой гамме прилагается аудиопример, помогающий понять отличия звучания разных звукорядов.

Гаммы для фортепиано и клавишных:

Лады народной музыки для фортепиано и клавишных:

С точки зрения теории музыки, гамма — это звукоряд любой длины, движущийся вверх или вниз. Ступени гаммы всегда располагаются на определенном расстоянии друг от друга, составляющем целый или половину тона. Теоретически, длина звукоряда бесконечна, но отечественная музыкальная школа несколько сужает понятие гаммы, используя более короткие звукоряды — в одну или несколько октав.

На основе принципов построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные. Вне зависимости от тональности и подвида гаммы (натуральная, гармоническая), расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в следующие схемы:

  • Для мажорной гаммы — тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон;
Структура мажорной гаммы.
  • Для минорной гаммы — тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Структура минорной гаммы.

Также выделяют и третий, особый вид гамм — хроматические гаммы, в которых расстояние между звуками всегда составляет половину тона.


Структура хроматической гаммы. Расстояние между всеми звуками хроматического звукоряда равняется половине тона.

Хроматические гаммы

Хроматические гаммы просты в освоении — расстояние между звуками равно половине тона, а сама гамма строится на основе мажорного или минорного звукоряда. При этом гамма может двигаться как вверх (восходящая гамма), так и вниз (нисходящая гамма).

Восходящая хроматическая гамма До


Схема хроматической восходящей гаммы До (C).

В восходящей хроматической гамме движение звукоряда происходит вверх, а в состав гаммы входят все звуки (тона и полутона) в пределах октавы (см. ).

Восходящая хроматическая гамма

Структура хроматической восходящей гаммы До

  • До-диез
  • Ре-диез
  • Фа-диез
  • Соль-диез
  • Ля-диез

Нисходящая хроматическая гамма До


Схема хроматической нисходящей гаммы До (C).

В нисходящей гамме также задействованы все звуки в пределах октавы (двух, трех или сколько угодно более октав), но движение идет вниз.

Нисходящая хроматическая гамма

Структура хроматической нисходящей гаммы До

  • Си-бемоль
  • Ля-бемоль
  • Соль-бемоль
  • Ми-бемоль
  • Ре-бемоль

Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных

В отличие от хроматических, построенных на полутонах, диатонические гаммы чередуют 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук).

Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)


Схема гаммы До мажор (натуральный мажор, ионийский лад).

Фундаментальная гамма из семи нот, знакомая каждому с детства. Вокруг натуральной мажорной гаммы строится вся музыкальная теория.

Звучит легко и весело благодаря входящим в нее мажорным трезвучиям.

Натуральный мажор, ионийский лад

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Структура мажорной гаммы

Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)


Схема гаммы До минор (натуральный минор, эолийский лад).

Среди трех видов минорных гамм, эолийский лад (натуральный минор) — самый общий. В состав натурального минора входят минорные трезвучия, что делает звучание минорной гаммы грустным и мрачным.

Натуральный минор, эолийский лад

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);

Гармонические гаммы

Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор


Схема гармонической гаммы До мажор (гармонический мажор).

Гармонический мажор — это натуральный мажор с пониженной шестой ступенью (нота Ля-бемоль). Пониженная шестая ступень позволяет строить в мажоре интервалы, идентичные минорным (увеличенная секунда от VI ступени, см. ).

Гармонический мажор

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, полутон, полуторатон, полутон

Структура мажорной гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).

Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор


Схема гармонической гаммы До минор (гармонический минор).

Гармонический минор — разновидность натурального минора с повышенной VII ступенью (нота Си). Повышенная VII ступень имитирует вводный тон и позволяет строить мажорные интервалы в минорных тональностях.

Гармонический минор

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, полутон, полуторатон, полутон

Структура гармонической минорной гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).

Мелодические гаммы

Свое название мелодические гаммы получили из-за особенностей звучания — верхняя половина гаммы звучит мелодично, легко и певуче, словно образуя единую мелодию.

Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор


Схема мелодической мажорной гаммы. Движение этой гаммы всегда идет вниз (в обратную сторону).

Мелодический мажор — редкая разновидность натурального мажора, главная особенность которого в том, что при звучание гаммы меняется в зависимости от направления движения. Если послушать мелодический мажор отдельно, то его звучание напоминает натуральный минор.

Мелодический мажор (короткий пример)

Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.

Движение вверх — натуральный мажор, движение вниз — мелодический мажор.

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон

Структура натуральной минорной гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор


Схема мелодической гаммы До минор (мелодический минор, джазовый минор).

Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.

Мелодический минор (короткий пример)

Мелодический минор также называют джазовым минором. В полной версии мелодического минора при движении вверх исполняется мелодический минор, а при движении вниз — натуральный минор.

Движение вверх — мелодический минор, движение вниз — натуральный минор.

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон

Структура мелодической минорной гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).

При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. - Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).

Однако это неверно, ибо в данном случае - при нисходящем движении - происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического - натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.

С точки зрения серьезной науки, профессиональные педагоги правы, а мы — нет. Но так как мы говорим просто и без премудростей, учтем мнение авторов учебника «Элементарная теория музыки» (1986, §43), и запомним:

  • Мелодический мажор = натуральный мажор (вверх) + мелодический минор (вниз);
  • Мелодический минор = мелодический минор (вверх) + натуральный минор (вниз).

Пентатонические гаммы

Пентатонический мажор / Пентатоническая гамма До мажор


Гамма-пентатоника в мажоре от До.

Мажорная пентатоническая гамма состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней.

Пентатонический мажор

Принцип построения

Структура пентатонической мажорной гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);

Пентатонический минор / Пентатоническая гамма До минор


Схема пентатонической гаммы До минор (пентатоника До минор).

Минорная пентатоническая гамма представляет собой натуральную гамму До минор, из которой убрали II и VI ступени.

Пентатонический минор

Принцип построения

Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон

Структура пентатонической минорной гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Блюзовые гаммы для фортепиано и клавишных

Блюзовая гамма До мажор


Структура блюзовой гаммы в мажоре.

Блюзовая мажорная гамма — мажорная пентатоника с добавлением дополнительных звуков.

Блюзовая мажорная гамма

Принцип построения

Структура мажорной блюзовой гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля (A) — субмедианта (VI ступень).

Блюзовая гамма До минор


Структура блюзовой гаммы в миноре.

Блюзовая минорная гамма представляет собой минорную пентатонику с добавлением дополнительных нот. Это одна из самых популярных гамм при написании партий соло-гитары и мелодических линий.

Блюзовая минорная гамма широко используется в блюзе, роке, метале и других стилях музыки.

Блюзовый минор

Принцип построения

Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон

Структура минорной блюзовой гаммы

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Диатонические лады народной музыки

Диатонические лады народной музыки (или натуральные лады) — понятие, введенное в 1937 году советским музыковедом Ю.Н. Тюлиным для описания звукорядов, присущих традиционной и народной музыке. Тем не менее, в международной практике не существует понятия ладов народной музыки и натуральных ладов — вместо этого используется термин «диатонические лады» .

Дорийский лад


Схема дорийского лада от До.

Название лада происходит от названия одного из племен, населявших территорию Древней Греции — дорийцев.

Лад широко использовался в античной и средневековой музыке, а древние греки считали дорийский лад олицетворением мужества и суровости.

Второй лад мажорной гаммы. Дорийский лад схож с натуральным минором, но содержит в себе дополнительную мажорную VI ступень (нота Ля).

Дорийский лад

Принцип построения

Тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон

Структура дорийского лада

  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Фригийский лад


Схема фригийского лада от ноты До.

Фригийский лад также пользовался большой популярностью в античности и средневековье. В отличие от дорийского лада, древние греки считали фригийский лад легкомысленным, связывая его с богом виноделия Дионисом.

Это третий лад мажорной гаммы. Мрачный окрас звучания фригийского лада достигается за счет полутона между первой и второй ступенью.

Фригийский лад

Принцип построения

Полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура фригийского лада

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Фригийский доминантный лад

Фригийский доминантный лад схож с обыкновенным фригийским, но акцент здесь делается на III ступени. Звучание мрачное, даже экзотическое.

Фригийский доминантный лад

Принцип построения

Полутон, полуторатон, полутон, тон, полутон, тон, тон

Структура фригийского доминантного лада

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) — нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Лидийский лад

Четвертый лад мажорной гаммы. Звучание легкое и мечтательное.

Лидийский лад

Принцип построения

Тон, тон, тон, полутон, тон, тон, полутон

Структура лидийского лада

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Фа-диез (F#) — субдоминанта (пониженная IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
  • Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).

Миксолидийский лад

Пятый лад мажорной гаммы, схожий с натуральной мажорной гаммой. Отличие заключается в использовании VII ступени, пришедшей из натурального минора (нота Си-бемоль).

Миксолидийский лад

Принцип построения

Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон

Структура миксолидийского лада

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
  • Ми (E) — медианта (III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль (G) — доминанта (V ступень);
  • Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Локрийский лад

Седьмой лад мажорной гаммы. Самый редкий лад, чье звучание нельзя назвать ни мажорным, ни минорным. Неопределенность звучания возникает из-за V ступени — ноты Соль-бемоль.

Локрийский лад

Принцип построения

Полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Структура локрийского лада

  • До (С) — тоника (I ступень, основной тон)
  • Ре-бемоль (Db) — нисходящий вводный звук (пониженная II ступень);
  • Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
  • Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
  • Соль-бемоль (Gb) — доминанта (пониженная V ступень);
  • Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
  • Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).

Последовательность из 12 полутонов не имеющая тонального центра называется хроматической .

Термин хроматика означает цвет, что может подразумеваться, как палитра художника.

Имеет несколько различных разновидностей и существует в самых различных музыкальных системах.

Развитие хроматики идет от диатоники к гемитонике (система из 12 равных полутонов).

Между этими двумя крайними системами находятся 6 разновидностей хроматики (классификация В.М.Барского).
1. Модуляционная хроматика

Возникает в местах постепенной смены тональности. В результате активного модулирования в мелодики по сути образуется хроматическая гамма,однако если проанализировать функции ступеней, то становится понятно, что это смешение двух диатоник (например, при модуляции из C в C# будут задействованы 12 нот, но слух будет воспринимать это движение только внутри тональности). Поэтому модуляционная хроматика считается наименьшим проявлением хроматизации.
2. Субсистемная хроматика

Ее типичное проявление в отклонениях. По способу образования субсистемная хроматика близка модуляционнной и также характеризуется появлением нового звукоряда в другой тональной области. Очень часто признаками субсистемной хроматики являются разного рода гармонические отклонения (например I-I7 или V — IVm)
3. Вводотоновая (вводная) хроматика
В отличии от двух предыдущих типов хроматики, основанных на смешении диатоник в данном типе начинает проявляться чистое хроматическое начало. Каждый звук диатоники обрастает вводными тонами.

В вводотоновой системе каждый хроматический звук рассматривается как неустойчивый, требующий разрешения полутоновым шагом. Такое взаимодействие диатоники и хроматики усиливает роль определённых тонов.

По сути, вводотоновость является основой тональной системы, поскольку, например, всегда имеет вводный тон к первой ступени (гармонический минор), что нарушает диатоничность системы.
4. Альтерационная хроматика (хроматическое видоизменение звука или аккорда)
Отличается от вводотоновой тем, что первая использует в качестве основы диатонический полутон, альтерационная хроматический полутон. Альтерация не подразумевает разрешения хроматического звука в близлежащий диатонический. В альтерационной хроматике образуются всевозможные необычные с повышенными тониками, пониженными квинтами, которые могут не разрешаться или двигаться по кругу и т.д.
5. Микстовая хроматика (от mix смещивание)
Подразумевает смещение разных диатонических ладов при котором образуется псевдохроматическая гамма. Пример получения микстовой хроматики из блюзовых ладов я приводил в статье .

В плане смешение идет на уровне однотерцовых, одноименных тональностей, проникновение мажора в минор и наоброт.

Вплоть до хроматической гармонической системы. Необходимо понимать, что в любом случае такая хроматика трактуется, как расширенная диатоника в отличии, например, от додекафонии, где ступени трактуются как гемитоничные.

6. Автономная или натуральная хроматика

Основана на 12 полутоновости системы. В этой системе все звуки равны. Используется в додекафонии и прочих атональных стилях. Отсутствует понятие ступеней и функций.

Соответственно 6 типам хроматики существуют 6 способов записи хроматической гаммы.

Однако приемлемыми с точки зрения музыкальной практики являются только 2.

Первый способ запись хроматических ступеней в зависимости от их функции и близости к исходной тональности.

Например, ноту находящуюся между C и D в До мажоре логичнее записать как C#, а не Db поскольку C# присутствует в тональности Dm которая является родственной (первая степень родства).

А для C минора ту же ступень логичнее записать, как Db поскольку она есть в Fm, тональности первой степени родства. Такая запись позволяет отражать гармонические и функциональные связи хроматических тонов с диатоническими и способствует правильному восприятию музыки при чтении с листа.

Таким способом запишем мажорную и минорную гаммы

Второй способ это повышений всех ступеней вверх и понижение при движении вниз. В данном случае нет ни мажорности ни минорности.

Применение хроматической гаммы.

При обыгрывании аккордов хроматическая гамма может применяться самыми различными способами. Самыми распространёнными являются все виды проходящих и вспомогательных звуков, нижний и верхние вводный, а также хроматизм второго порядка.

Пример фразы построенной полностью на хроматической гамме:



При активном использовании гармонических замен, в быстрых темпах или в свободной импровизации используется игра по хроматической гамме без привязки к обыгрываемому аккорду.

Специфика работы слуха такова, что он все равно обнаруживает ноты соответствующие аккорду, а остальные воспринимает как неустойчивые.

Пример фразы в хроматическом стиле:

Гамма, состоящая из полутонов, в которой каждая диэзированная нота сливается со следующей бемолизированной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА в музыке гамма с диэзами и бемолями,… … Словарь иностранных слов русского языка

Хроматическая гамма - Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой … Большая советская энциклопедия

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков … Большой Энциклопедический словарь

Хроматическая гамма - состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

хроматическая гамма - (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков. * * * ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву (см. ОКТАВА) звуков … Энциклопедический словарь

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - – гамма из всех двенадцати полутонов темперированной системы. X. г. нотируется весьма различно, смотря по строю, в котором она встречается, и по гармонии, в смысле которой она понимается. Если диатоническую гамму следует рассматривать как… … Музыкальный словарь Римана

хроматическая гамма - гамма, состоящая только из полутонов (12 в октаве) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Хроматическая гамма - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов… … Музыкальная энциклопедия

ГАММА (в музыке) - ГАММА, в музыке звукоряд (см. ЗВУКОРЯД) последование всех звуков лада (см. ЛАД), расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма… … Энциклопедический словарь

гамма - 1. ГАММА, ы; ж. [от греч. gamma] Название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке. 1. Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав. Мажорная, минорная г. // Нотное изображение … Энциклопедический словарь

Книги

  • Чтение с листа. Средние классы , В. В. Жакович , Данное учебное пособие представляет собой вторую часть книги "Чтение с листа для начинающих пианистов" и рассчитано на второй-третий год обучения. Часть пьес, которые включены в сборник, -… Категория: Сольфеджио. Аккомпанемент Серия: Учебные пособия для ДМШ Издатель: Феникс , Купить за 268 руб
  • Чтение с листа Средние классы , Жакович В. , Данное учебное пособие представляет собой вторую часть хрестоматии «Чтение с листа для начинающих пианистов» и рассчитано на второй-третий год обучения... Часть пьес, которые включены в… Категория: Обучение игре на музыкальных инструментах Производитель:

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта сайт. Мы знаем какие можно брать для развития , от каких ступеней их строить и так далее. Также мы рассматривали способы изменить гармонию, используя особенности октавных ладов (или разновидностей мажорных и минорных гамм). Давайте всё таки немного вспомним обо всём этом.

Гармонию в выбранной тональности можно представить с помощью аккордов, построенных от любой ноты гаммы этой тональности. Разница между этими аккордами будет только в их принадлежности к той или иной группе: тонике, доминанте или субдоминанте. Об этом мы подробно говорили в статьях про . Мы также можем использовать ступени отличающие гармонический или от натурального вида, с целью замены тех или иных аккордов. Именно с целью совершения различных замен, а также изменения звучания в ту или иную сторону существует понятие, рассматриваемое нами ниже в этой статье.

Ладовая альтерация - это повышение или понижение неустойчивых ступеней для более сильного тяготения в устойчивые. Если мы выбрали какую-то тональность, с которой собираемся работать, то нужно определить её . В процессе развития данной тональности неизменяемыми для нас остаются только эти устойчивые ступени, все же остальные (неустойчивые) дают нам простор для деятельности. Деятельность же заключается в применении альтерации, то есть понижении или повышении неустойчивых ступеней. Существуют некоторые особенности этого процесса. Давайте рассмотрим на примере до-мажора, где устойчивыми являются звуки до, ми, соль(1-ая, 3-я, 5-ая).

На рисунке кружочком выделены устойчивые ступени, уже озвученные, цифрами подписаны неустойчивые и значки "+" и "-" показывают в какую сторону неустойчивые изменяются (в бемольную - знак минус или диезную - знак плюс). С помощью стрелок мы подчеркнули, что альтерированные звуки тянуться к устойчивым ступеням. Получается если мы находимся в тональность до-мажор вторую ступень мы можем понизить на полтона или повысить, причем в первом случае она тяготеет к звуку "до", во втором к "ми". Четвёртая ступень повышается и сильнее тяготеет к соль, шестая понижается и тяготеет к той же ноте. Почему именно так, а не иначе? Просто при альтерации неустойчивая ступень не повышается и не понижается к другой неустойчивой. Поэтому схема именно такая. А вот схемка для минорной гаммы:

На рисунке показаны возможные альтерации в тональности ля-минор. В данном случае альтерируемые неустойчивые ступени уже вторая, четвёртая и седьмая.

То, что мы выше рассмотрели опять же применяется в гармонии, или для построения мелодических линий. Вы уже знаете, что тональность может развиваться с помощью доминант и субдоминант, при этом все аккорды данных групп рассматриваются в контексте именно одной тональности (которую показывает тоника). Следовательно, короткое арпеджио именно тоники влияет главным образом на все составляющие гармонии. Три звука в этом случае будут неизменными, чтобы сохранить контекст, а остальные можно повышать или понижать. Смысл в следующем. Допустим тоника у нас до-мажор, аккорд субдоминантовый группы взят от второй ступени ре-минор, а доминанта - аккорд соль-семь (от пятой ступени):

Первый аккорд - мажорное трезвучие состоит из нот, которые не будут изменяться (ведь это основное звучание последовательности). Остальные два аккорда содержат неустойчивые ступени основной тональности, и с одним из них мы поработаем, используя альтерацию. В ре-миноре понижаем ноты ля и ре, согласно вот этой схеме:

Затем, используя тот же самый приём получим аккорд ля-бемоль-семь из того же Dm, понизив в нем ноту ля и повысив фа. Звучание нашей последовательности заметно изменилось, ведь аккорд ре-минор стал аккордом ре-бемоль мажор, а затем превратился в Ля-бемоль семь. А дальше двигаемся в доминанту соль-семь и начинаем круг заново. Вот ещё один способ разнообразить гармонию, который часто применяется в джазе и других музыкальных направлениях.

Хроматическая гамма и её правописание

Существует ещё одна , которую обычно рассматривают вместе с альтерацией. Хроматизм очень часто используется для разнообразия и знать правописание хроматической гаммы также может быть полезно (например, иногда, при использовании хроматизма не знаешь как записать в нотах ля-бемоль или соль-диез, ведь это одна и та же нота). Хроматизмом можно назвать способ обыгрывания аккорда, используя последовательность нот, разделённых только полутонами. Вот так можно записать в нотах хроматическую последовательность в до-мажоре:

Это вариант написания мажорной последовательности снизу вверх. Кружочками на картинке обведены 3-я и 6-ая ступени - мы их обвели потому что они не изменяемые в данном случае, то есть нельзя написать ми-бемоль или ля-бемоль, они только "чистые". Если же мажорную хроматическую гамму записывать сверху вниз, то неизменяемыми будут первая и пятая ступени:

Если у нас минорная хроматическая гамма , то при написании её и вверх и вниз неизменяемыми будут первая и пятая ступени. Рассматриваемый способ построения гаммы (хроматический) может быть использован и часто используется в построении фраз(ведь для богатства звучания важно комбинировать разные ). Также теперь вы будете точно знать как записывать в нотах "хроматические части" ваших произведений. Кстати, чтобы хроматизм звучал хорошо нужно понимать, что альтерированные неустойчивые ступени должны использоваться как проходящие и разрешаться в итоге в устойчивые, они как дополнительные "пути", по которым мы можем прийти в главные звуки тональности, отражающие её основной тон.