Салтыков-Щедрин (Салтыков) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков; псевд. Н. Щедрин) , русский писатель-сатирик, публицист. В 1868-1884 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Николаем Алексеевичем Некрасовым).Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 - 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857㬻 "Сатиры в прозе", 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883㭐).

В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

    В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.

    Н. Г. Чернышевский

    У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог...

    Л. Н. Толстой

В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родовое поместье Салтыковых - село Спас-Угол. Здесь в 1826 году родился Михаил Евграфович - будущий великий писатель Н. Щедрин (такой псевдоним взял себе М. Е. Салтыков).

Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим. Евграф Васильевич женился на Ольге Михайловне Забелиной, дочери московского купца. Она отличалась прямым и властным характером, практичностью, неуемной энергией - качествами, которыми совсем не был наделен ее муж. Бережливость, даже скопидомство безраздельно воцарились в доме Салтыковых.

«Я вырос на лоне крепостного права...» - вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнаженном виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».

Учеба началась очень рано. Первые познания во французском языке он приобрел еще в четырехлетнем возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким языком. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению, которое стало неиссякаемым источником его быстро растущих знаний.

Затем Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института - бывшего университетского Благородного пансиона, из стен которого вышли В. Жуковский, А. Грибоедов, М. Лермонтов. В числе лучших учеников Салтыкова вскоре направили в Царскосельский лицей, где все было проникнуто памятью об А. Пушкине. В лицее началась его литературная деятельность.

После выхода из лицея, весной 1845 года, начинается его служба в канцелярии Военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести - «Противоречия», «Запутанное дело».

В повести «Запутанное дело» власти усмотрели «вредное направление», и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгих восемь лет.

Сказки Щедрина - произведения иносказательные 1 . Сам писатель свою манеру писать называл «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.

В 1889 году Салтыков-Щедрин умер. «В лице его Россия лишилась лучшего, справедливого и энергичного защитника правды и свободы, борца против зла, которое он своим сильным умом и словом разил в самом корне...» - писали тифлисские рабочие в год его смерти.

По В. Н. Баскакову, С. А. Макашину

Вопросы и задания

  1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?
  2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий 2 . Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин". Дело обстояло так. Ему, когда он состоял еще на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый", т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы 3 ».

    Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Какое бы вы объяснение, версию приняли?

  3. Никого не удивит имя известного писателя на книге, озаглавленной «Сказки». Народная сказка вдохновляла многих... Пушкин и Лермонтов, Перро и Андерсен сочиняли свои сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы.

    Прочитайте в конце учебника раздел о сатире и юморе, уточните термины «гипербола», «гротеск».

    Обратите внимание на высказывание Щедрина: «Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает - и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Как вы понимаете слова писателя?

1 Иносказание - выражение мысли путем намеков; выражение, содержащее скрытый смысл.
2 Версия - рассказ, вариант толкований, объяснений.
3 Сарказм - язвительная насмешка, ирония, едко-насмешливое замечание.

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся с такими терминами, как:

  • ГРОТЕСК
  • САРКАЗМ
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК
  • АЛЛЕГОРИЯ
  • ГИПЕРБОЛА
  • ФАНТАСТИКА
  • ИРОНИЯ
  • АБСУРД
  • САТИРА
  • КАНЦЕЛЯРИЗМЫ
  • СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Даны инсцентровки отрывков из сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Литературная игра

7 класс

(по произведениям М.Е. С-Щедрина)

Игру подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Амбросова Ю.Б.

2011

учебный год

Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном государстве…»

7 класс

2 команды

Д/З для команд:

  1. Подготовить небольшое сообщение по биографии писателя:

1-ой команде «Я вырос на лоне крепостного права»

2-ой команде «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

Ход игры

Вступительное слово

Представление жюри

Первый тур

Сообщение команды №1 «Я вырос на лоне крепостного права»

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчётливой, доходящей до скупости.

Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.

Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнажённом виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. («Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой».)

Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем Царскосельский лицей.

Сообщение команды №2 «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызывало в русском обществе определённые ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 – 1801), известная под именем Солтычиха, замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казне, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять псевдоним.

Интересна версия и о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрин».

Второй тур

Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина»

Учитель: Сказки Михаила Евграфовича Щедрина особенные – сатирические, так как высмеивают пороки современного автору общества. Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует различные сатирические приёмы.

Определите, о каких приёмах идёт речь (слайды):

  • Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального? (гротеск)
  • Канцелярские речевые штампы, употребляемые в речи? (канцеляризмы)
  • Едкое выражение насмешки? (сарказм)
  • Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? (сатира)
  • Особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому? (аллегория)
  • Нелепость, бессмыслица? (абсурд)
  • Сильное преувеличение? (гипербола)
  • Способ изображения действительности в нереальном виде? (фантастика)
  • Устойчивые сочетания слов, характерные для сказки? (сказочные формулы)
  • Способ выражения насмешки? (ирония)

Раздать словарики командам!!! (напечатать)

Учитель: Пользуясь литературоведческим словарём, определите, какой литературоведческий приём лежит в основе следующих высказываний:

  • «Набрал сейчас мужчина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру была готова. Этой верёвкой привязали генералы мужчину к дереву, чтоб на убёг» (Аллегория)
  • «… мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» (Гипербола)
  • «… Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» (Фантастика)
  • «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» (Гротеск)
  • «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились», «Сколько набрались страху генералы во время путь от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужчину за тунеядство – этого ни в сказке сказать, ни пером описать» (Сказочные формулы)
  • «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися» (Ирония)
  • «Примите уверение в совершённом моем почтении и преданности» (Канцеляризмы)
  • « …да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки)

1 команда

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами)

Генерал 1. Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове…(оглядывается, и оба вскакивают.)

Генералы (вместе). Господи! Да что же это такое! Где мы?

Генерал 1. Что же мы будем, однако, делать? Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

Генерал 2. Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдёмся; может быть, что-нибудь найдём.

Генерал 1. Помните, ваше превосходительство, как наш начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся, вертятся, разобраться не могут.)

Генерал 1. Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! (Расходятся)

Генерал 2. Господи! Еды-то! Еды-то! Меня уже тошнить начинает от голода! (Подходит к другому генералу). Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Генерал 1. Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Генерал 2. Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

Генерал 1. Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают.

Генерал 2. Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?

Генерал 1. Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

Генерал 2 (со вздохом). Хороши также перчатки бывают, когда долго ношены!

Генерал 1. Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться.

Генерал 2. Как так?

Генерал 1. Да так-с. Собственные соки будто бы производят другие соки, и так далее, покуда, наконец, соки совсем прекратятся.

Генерал 2. Что же тогда?

Генерал 1. Тогда надо бы пищу какую-нибудь принять…

Генерал 2. Тьфу!..

Третий тур

Отгадай кроссворд

(раздаётся командам – отгадываем и отдаём жюри)

По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Слуга дикого помещика.
  2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?
  3. Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
  4. Газета, которую читал дикий помещик.
  5. Пища дикого помещика.
  6. Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
  7. Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
  8. Друг дикого помещика.
  9. какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте?
  10. За что ругали генералы мужичину?
  11. Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища?
  12. В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
  13. Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
  14. Чем дикий помещик угощал своих детей?

Четвёртый тур

Интервью у литературных героев

Задание. От каждой команды выходит один игрок (капитан) и отвечает на вопросы ведущего от лица героя одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы представителю команды 1

Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина? (Примерный ответ. Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой-то регистратуре/ там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю.)
  2. Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове? (Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.)
  3. После долгих и мучительных поисков из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову? (Надо найти мужика.)
  4. Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение? (Выслали ему рюмку водки да пятак серебра.)

Вопросы представителю команды 2

Помещик – «Дикий помещик»

  1. Будьте любезны представиться. (Российский дворянин Урус-Кучум-Кильбибаев.)
  2. Каков ваш жизненный девиз. Откуда вы его почерпнули? («Старайся!» - из газеты «Весть».)
  3. В своём саду вы мечтали выращивать без мужика груши, сливы, абрикосы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле? (Репейник.)
  4. Что сделалось с вами после того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье? (Примерный ответ. (С большим трудом меня изловили, затем высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал мне надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив надзору Сеньки, уехал. А я раскладываю гран-пасьянс, тоску по прежней своей жизни в лесах, умываюсь по принуждения и по временам рычу.)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки «Дикий помещик»)

(На стуле сидит помещик и читает газету «Весть».)

Помещик. Господи! Всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! А ну как он у меня всё добро приест? Загляну-ка я в газету «Весть», как в сём случае поступить должно?

Одно только слово написано, а золотое это слово «Старайся!». Надо стараться, чтоб всё по правилу было. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас же, по правилу, в суп; дворец ли крестьянин нарубить по секрету соберётся – сейчас же эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

Вот и услышал бого молитву мою слёзную, сиротску – не стало в моих владениях мужика. А воздух стал какой чистый!

Заведу театр у себя, напишу актёру Садовскому: приезжай, любезный друг, и актёрок с собой привози!

(Входит актёр Садовский)

Садовский. Куда же ты крестьян своих девал? Кто будет ставит театр? И занавес поднимать некому!

Помещик. А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!

Садовский. Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?

Помещик. Да я уж и то сколько дней немытым хожу!

Садовский. Стало быть шампиньоны на лице растить собрался? Ну, прощай, брат! Глупый ты помещик!

Помещик (в одиночестве). Что это я всё гран-пасьянс да гран-пасьянс раскладываю! Попробую-ка я с генералами впятером пульку-другую сыграть!

(Входят генералы.)

Генералы. Господа! Воздух-то какой чистый!

Помещик. А оттого это, что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!

Генералы. Ах, как это хорошо! Стало быть теперь у вас этого холопьего запаха не будет?

Помещик . Нисколько. Должно быть, вам, господа генералы, закусить захотелось?

Генералы . Не худо бы, господин помещик! Что это такое?

(Генералы рассматривают леденцы и пряники, которые лежат на подносе.)

Помещик . А вот закусите, чем бог послал!

Генералы . Нам бы говядинки! Говядинки бы нам!

Помещик . Ну, говядинки у меня про вас нет., господа генералы, потому что с тех пор, как меня бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена.

Генералы . Да ведь жрёшь же ты что-нибудь сам-то?

Помещик. Сырьём кой-каким питаюсь, да вот пряники ещё покуда есть…

Генералы . Однако, брат, глупый же ты помещик! А ещё гостей приглашаешь!

Пятый тур

«Что такое? Что такой?»

(викторина)

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

  1. Что имели отставные генералы на Подъяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку и пенсию.)
  2. Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (Ночные рубашки и орден на шее .)
  3. Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде?
  4. Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (Сапог и перчатки .)
  5. Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? (Громаднейший мужичина.)
  6. Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (Посудину-ладью, на которой модно океан0море переплыть .)
  7. Кто приезжал в гости к дикому помещику? (Актёр Садовский, генералы-помещики.)
  8. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев»? (Медведя Михаила Ивановича .)
  9. Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран-пасьянсом .)
  10. Кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (Капитан-исправник .)

Поведение итогов

Награждение команд

Задания для команд

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном государстве…»

(по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина)

  1. Внимательно прочитать сказки «Дикий помещик» и « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».
  2. Составить литературоведческий словарь из данных терминов:

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

  1. Выбрать команду из 7 человек – лучших знатоков сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир сатирика. Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыков ых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О. М. Забелиной, властолюбивой и энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.

Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы Салтыков а совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою - к ним, в тесном смысле, и прилагался этот термин,- но и во все вообще формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные) в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.

Юноша Салтыков получил блестящее по тем временам образование сначала в Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинением стихов Михаил Евграфович Салтыков стяжал славу умника и второго Пушкина. Но светлые времена лицейского братства студентов и педагогов давно канули в Лету. Ненависть Николая I к просвещению, порожденная страхом перед распространением свободолюбивых идей, обратилась прежде всего на лицей. В то время, и в особенности в нашем заведении,- вспоминал Салтыков ,- вкус к мышлению был вещью очень мало поощряемою. Высказывать его можно было только втихомолку и под страхом более или менее чувствительных наказаний. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительно цели - приготовить чиновника.

Юный Салтыков восполнял недостатки лицейского образования по-своему: Михаил Евграфович Салтыков с жадностью поглощал статьи Белинского в журнале Отечественные записки, а по окончании лицея, определившись на службу чиновником Военного ведомства, примкнул к социалистическому кружку М. В. Петрашевского. Этот кружок инстинктивно прилепился к Франции Сен-Симона, Кабе, Фурье, Луи Блана и в особенности Жорж Занда. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что золотой век находится не позади, а впереди нас... Словом сказать, все доброе, все желанное и любвеобильное - все шло оттуда.

Но и здесь Салтыков обнаружил зерно противоречия, из которого выросло впоследствии могучее дерево его сатиры. Михаил Евграфович Салтыков заметил, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях, что они живут в России лишь фактически или, как в то время говорилось, имеют образ жизни: ходят в канцелярию на службу, питаются в ресторанах и кухмистерских... Духовно же они живут во Франции, Россия для них представляет собой область, как бы застланную туманом.

В повести Противоречия (1847) Салтыков заставил своего героя Нагибина мучительно биться над разгадкой необъяснимого феникса - русской действительности, искать пути выхода из противоречия между идеалами утопического социализма и реальной жизнью, идущей вразрез с этими идеалами. Герою второй повести - Запутанное дело (1848) Мичулину тоже бросается в глаза несовершенство всех общественных отношений, Михаил Евграфович Салтыков также пытается найти выход из противоречий между идеалом и действительностью, найти живое практическое дело, позволяющее перестроить мир. Здесь определились характерные признаки духовного облика Салтыков а: нежелание замыкаться в отвлеченных мечтах, нетерпеливая жажда немедленного практического результата от тех идеалов, в которые Михаил Евграфович Салтыков уверовал.

Обе повести были опубликованы в журнале Отечественные записки и поставили молодого писателя в ряд сторонников натуральной школы, развивающих традиции гоголевского реализма. Но принесли они Салтыков у не славу, не литературный успех... В феврале 1848 года началась революция во Франции. Под влиянием известий из Парижа в конце февраля в Петербурге был организован негласный комитет с целью рассмотреть, правильно ли действует цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы. Правительственный комитет не мог не заметить в повестях молодого чиновника канцелярии Военного ведомства вредного направления и стремления к распространению революционных идей, потрясших уже всю Западную Европу. В ночь с 21 на 22 апреля 1848 года Салтыков был арестован, а шесть дней спустя в сопровождении жандарма отправлен в далекую и глухую по тем временам Вятку.

Убежденный социалист в течение многих лет носил мундир провинциального чиновника губернского правления, на собственном жизненном опыте ощущая драматический разрыв между идеалом и реальностью. ...Молодой энтузиазм, политические идеалы, великая драма на Западе и... почтовый колокольчик. Вятка, губернское правление... Вот мотивы, сразу, с первых шагов литературной карьеры овладевшие Щедриным, определившие его юмор и его отношение к русской жизни,- писал В. Г. Короленко.

Но суровая семилетняя школа провинциальной жизни явилась для Салтыков а-сатирика плодотворной и действенной. Она способствовала преодолению отвлеченного, книжного отношения к жизни, она укрепила и углубила демократические симпатии писателя, его веру в русский народ и его историю. Салтыков впервые открыл для себя низовую, уездную Русь, познакомился с жизнью провинциального мелкого чиновничества, купечества, крестьянства, рабочих Приуралья, окунулся в животворную для писателя стихию достолюбезного народного говора. Служебная практика по организации в Вятке сельскохозяйственной выставки, изучение дел о расколе в Волго-Вятском крае приобщили Салтыков а к устному народному творчеству. Я несомненно ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно бьющим источникам народной жизни,- вспоминал писатель о вятских впечатлениях.

С демократических позиций взглянул теперь Салтыков и на государственную систему России. Михаил Евграфович Салтыков пришел к выводу, что центральная власть, как бы ни была просвещенна, не может обнять все подробности жизни великого народа; когда она хочет своими средствами управлять многоразличными пружинами народной жизни, она истощается в бесплодных усилиях. Главное неудобство чрезмерной централизации в том, что она стирает все личности, составляющие государство. Вмешиваясь во все мелочные отправления народной жизни, принимая на себя регламентацию частных интересов, правительство тем самым как бы освобождает граждан от всякой самобытной деятельности и самого себя ставит под удар, так как делается ответственным за все, делается причиною всех зол и порождает к себе ненависть. Централизация в масштабах такой огромной страны, как Россия, приводит к появлению массы чиновников, чуждых населению и по духу, и по стремлениям, не связанных с ним никакими общими интересами, бессильных на добро, но в области зла являющихся страшной, разъедающей силой.

Так образуется порочный круг: самодержавная, централизованная власть убивает всякую народную инициативу, искусственно задерживает гражданское развитие народа, держит его в младенческой неразвитости, а эта неразвитость, в свою очередь, оправдывает и поддерживает централизацию. Рано или поздно народ разобьет это прокрустово ложе, которое лишь бесполезно мучило его. Но что делать сейчас? Как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости самого народа?

В поисках ответа на этот вопрос Салтыков приходит к теории, в какой-то мере успокаивающей его гражданскую совесть: Михаил Евграфович Салтыков начинает практиковать либерализм в самом капище антилиберализма, внутри бюрократического аппарата. С этой целью предполагалось наметить покладистое влиятельное лицо, прикинуться сочувствующим его предначертаниям и начинаниям, сообщить последним легкий либеральный оттенок, как бы исходящий из недр начальства (всякий мало-мальски учтивый начальник не прочь от либерализма), и затем, взяв облюбованный субъект за нос, водить его за оный. Теория эта, в шутливом русском тоне, так и называлась теорией вождения влиятельного человека за нос, или, учтивее: теорией приведения влиятельного человека на правый путь.

В Губернских очерках (1856-1857), ставших художественным итогом вятской ссылки, такую теорию исповедует герой, от имени которого ведется повествование и которому суждено стать двойником Салтыков а,- надворный советник Н. Щедрин. Общественный подъем 60-х годов дает Салтыков у уверенность, что честная служба социалиста Щедрина способна подтолкнуть общество к радикальным переменам, что единичное добро, творимое в самом капище антилиберализма, может принести некоторые плоды, если носитель этого добра держит в уме предельно широкий демократический идеал.

Вот почему и после освобождения из вятского плена Салтыков -Щедрин продолжает (с кратковременным перерывом в 1862-1864 годах) государственную службу сначала в Министерстве внутренних дел, а затем в должности рязанского и тверского вице-губернатора, снискав в бюрократических кругах кличку вице-Робеспьера. В 1864-1868 годах Михаил Евграфович Салтыков служит председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

Административная практика открывает перед сатириком самые потаенные стороны бюрократической власти, весь скрытый от внешнего наблюдения потаенный ее механизм. Одновременно Салтыков создает циклы очерков Сатиры в прозе и Невинные рассказы, в период сотрудничества в редакции Современника (1862-1864) пишет публицистическую хронику Наша общественная жизнь, а в 1868-1869 годах, став членом редколлегии обновленного Некрасовым журнала Отечественные записки, публикует очерковые книги Письма о провинции, Признаки времени, Помпадуры и помпадурши.

Постепенно Салтыков изживает веру в перспективы честной службы, которая все более превращается в бесцельную каплю добра в море бюрократического произвола. Реформа 1861 года не оправдывает его ожиданий, а в пореформенную эпоху русские либералы, с которыми Михаил Евграфович Салтыков искал союза, круто поворачивают вправо. В этих условиях Салтыков -Щедрин приступает к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества - Историей одного города.

В осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни предполагает страстную тоску о здоровье. Ф.М. Достоевский

Творчество публициста, критика, писателя, редактора журнала "Отечественные записки" Салтыкова-Щедрина продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Появление в русской литературе сатирика такого масштаба стало возможным только благодаря вере в преображающую силу литературы (которую сам писатель называл "солью русской жизни"), и такая вера действительно господствовала в российском обществе второй половины 19 века.

Настоящая фамилия писателя - Салтыков . Псевдонимом " Николай Щедрин " он подписывал свои ранние произведения (от имени Н. Щедрина велось повествование в "Губернских очерках"). Поэтому, став знаменитым именно как Щедрин, стал подписываться двойной фамилией. Будущий писатель, вице-губернатор Тверской и Рязанской губерний родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) в семье потомственного дворянина и успешного чиновника Евграфа Васильевича Салтыкова и дочери московского дворянина Ольги Михайловны Забелиной. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной художник Павел Соколов, а в десятилетнем возрасте будущего сатирика отдали в Московский дворянский институт. Как один из лучших учеников в 1838 году был определён на обучение за казённый счёт в самое престижное учебное заведение своего времени - Царскосельский лицей (тот самый, в котором учился Пушкин). Лицей будущий писатель закончил в 1844 году по второму разряду (с получением чина десятого класса - так же, как и Пушкин) и был определён на государственную службу в канцелярию военного министра. В лицейские годы начал писать стихи, однако качество этих стихов было крайне низким, и писатель впоследствии не любил о них вспоминать.

Литературную известность Салтыкову принесла повесть "Запутанное дело" (1848), написанная под влиянием "Петербургских повестей" Гоголя и романа "Бедные люди" Достоевского. Размышления героя повести о России как об "обширном и обильном государстве", где человек "мрёт себе с голоду в обильном государстве" сыграли роковую роль в судьбе автора: именно в 1848 году произошла третья революция во Франции, что повлекло за собой усиление цензуры в России. За вольномыслие и "вредное направление" писатель был сослан на канцелярскую службу в Вятку, где провёл почти 8 лет.

В 1856 году Салтыков-Щедрин женился на дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной, вернулся в Петербург и, став чиновником для особых поручений при министре внутренних дел, был командирован в Тверскую губернию. На государственной службе Салтыков-Щедрин активно боролся со злоупотреблениями чиновников, за что получил прозвище "вице-Робеспьер". В этом же году были опубликованы его "Губернские очерки" , написанные под впечатлением от вятской ссылки и принесшие ему настоящую литературную славу.

С 1862 по 1864 гг. сотрудничает с некрасовским "Современником" и ведёт в нём рубрику "Наша общественная жизнь". После закрытия "Современника" и перехода Некрасова в журнал "Отечественные записки" становится одним из его соредакторов. Вплоть до 1868 года писатель находится на государственной службе в Пензенской, Тульской и Рязанской губерниях. И только работа в журнале "Отечественные записки" заставляет его покинуть чиновничью работу и поселиться в Петербурге. В редакции журнала Салтыков-Щедрин проработает до самого закрытия "Отечественных записок" в 1884 году.

В 1869 году писатель публикует одно из самых значительных своих произведений - повесть "История одного города" . Это произведение, построенное на гиперболе и гротеске, сатирически освещает российскую историю под видом истории вымышленного города Глупова. При этом сам автор подчёркивал, что его интересует не история, а настоящее. Обобщая вековые слабости и пороки росийского общественного сознания, Салтыков-Щедрин показывает неприглядные стороны государственной жизни.

В первой части книги даётся общий очерк глуповской истории - по сути, пародия на "Повесть временных лет" в части рассказа о начале русской государственности . Во второй - описание деятельности наиболее выдающихся градоначальников. Собственно, история Глупова сводится к постоянной и бессмысленной смене правителей при полной покорности народа , в сознании которого начальники отличаются друг от друга только способами сечения (наказания): только одни секут без разбора, вторые объясняют порку требованиями цивилизации, а третьи умело добиваются от глуповцев желания быть посечёнными.

Образы правителей города в высшей степени карикатурны. Например, Дементий Брудастый (Органчик) успешно управлял городом, имея в голове вместо мозга механизм, воспроизводивший две фразы "Разорю!" и "Не потерплю!" - управлял до тех пор, пока механизм не сломался. Шесть правительниц затем подкупают солдат ради недолгого властвования, а две из них в буквальном смысле съедают друг друга, будучи посаженными в клетку, и в истории этих шести градоначальниц легко угадываются дворцовые перевороты 18 века (в действительности не шесть, а четыре императрицы 18 века пришли к власти путём переворота: Анна Леопольдовна, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая). Градоначальник Угрюм-Бурчеев напоминает Аракчеева и мечтает вместо Глупова построить город Непреклонск, ради чего составляет "систематический бред" по организации казарменной жизни глуповцев, которым предстоит ходить строем и синхронно выполнять бессмысленную работу. Спасает глуповцев и их город от уничтожения только таинственное исчезновение градоначальника, который однажды просто растворился в воздухе. История Угрюм-Бурчеева - первый в русской литературе опыт антиутопии .

С 1875 по 1880 годы Салтыков-Щедрин работает над романом "Господа Головлёвы" . Первоначально это был не роман, а серия рассказов, посвящённой хронике жизни одной семьи. Идею написать роман подсказал автору И.С. Тургенев, прочитавший в 1875 году рассказ "Семейный суд": "«Семейный суд» мне очень понравился, и я с нетерпением ожидаю продолжения - описания подвигов «Иудушки » ". Рекомендация Тургенева была услышана. Вскоре в печати появился рассказ "По-родственному", а через три месяца - рассказ "Семейные итоги". В 1876 году Салтыков-Щедрин осознал, что история семьи Головлёвых приобретает черты самостоятельного произведения. Но только в 1880 году, когда была написана история гибели Иудушки Головлёва, отдельные рассказы были отредактированы и стали главами романа. В качестве прототипов персонажей романа выступили члены семьи самого писателя. В частности, в образе Арины Петровны отразились черты матери Салтыкова-Щедрина Ольги Михайловны Забелиной-Салтыковой, женщины властной, жёсткой, не терпевшей неповиновения. Сам автор был втянут в судебную тяжбу со своми братом Дмитрием, черты которого воплощены в образе Порфирия-Иудушки (по свидетельству А.Я. Панаевой, ещё в 60-е гг. Салтыков-Щедрин называл брата Дмитрия Иудушкой).

Сама композиция романа подчинена раскрытию идейного содержания: каждая глава завершается смертью одного из членов семьи. Шаг за шагом писатель прослеживают постепенную деградацию - сначала духовную, а затем и физическую - семьи Головлёвых. Распад семьи позволяет Порфирию Владимировичу всё большее состояние сосредоточить в своих руках. Однако следом за историей распада семьи начинается рассказ об истории распада личности: оставшийся в одиночестве, дошедший до пределов падения, погрязший в пошлости и пустословии Порфирий бесславно умирает. Найденный "закоченевший труп головлёвского барина", казалось бы, ставит точку в истории семьи. Однако в финале произведения мы узнаём о некой родственнице, давно наблюдавшей за гибелью головлёвского рода и ожидавшей заполучить их наследство...

С 1882 по 1886 гг. Салтыков-Щедрин пишет "Сказки для детей изрядного возраста" . В этот цикл вошло 32 произведения, продолжающих традиции, заложенные в "Истории одного города": в гротескно-фантастической форме писатель воссоздаёт сатирическую картину современности. Тематическое содержание сказок разнообразно:

1) обличение самодержавия ("Медведь на воеводстве");

2) обличение помещиков и чиновников ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил");

3) обличение трусости и пассивности ("Премудрый пискарь", "Либерал", "Карась-идеалист");

4) положение угнетённого народа ("Коняга");

5) правдоискательство ("Путём-дорогою", "Ворон-челобитчик").

Художественными особенностями сказок являются афористичность языка и сочетание реальности с фантастикой.

В последние годы Салтыков-Щедрин работал над романом "Пошехонская старина", который завершил за три месяца до смерти. Писатель скончался 10 мая 1889 года в Петербурге.