Запишите химическое уравнение. В качестве примера рассмотрим следующую реакцию:

  • C 3 H 8 + O 2 –> H 2 O + CO 2
  • Эта реакция описывает горение пропана (C 3 H 8) в присутствии кислорода с образованием воды и диоксида углерода (углекислого газа).

Запишите количество атомов каждого элемента. Сделайте это для обеих частей уравнения. Обратите внимание на подстрочные индексы возле каждого элемента, чтобы определить общее количество атомов. Запишите символ каждого входящего в уравнение элемента и отметьте соответствующее количество атомов.

  • Например, в правой части рассматриваемого уравнения в результате сложения получаем 3 атома кислорода.
  • В левой части имеем 3 атома углерода (C 3), 8 атомов водорода (H 8) и 2 атома кислорода (O 2).
  • В правой части имеем 1 атом углерода (C), 2 атома водорода (H 2) и 3 атома кислорода (O + O 2).
  • Оставьте водород и кислород на потом, так как они входят в состав нескольких соединений в левой и правой части. Водород и кислород входят в состав нескольких молекул, поэтому лучше сбалансировать их в последнюю очередь.

    • Прежде чем балансировать водород и кислород, придется еще раз пересчитать атомы, так как могут понадобиться дополнительные коэффициенты, чтобы сбалансировать другие элементы.
  • Начните с наименее часто встречающегося элемента. Если необходимо сбалансировать несколько элементов, выберите такой, который входит в состав одной молекулы реагентов и одной молекулы продуктов реакции. Таким образом, сначала следует сбалансировать углерод.

  • Для баланса добавьте коэффициент перед единственным атомом углерода. Поставьте коэффициент перед единственным атомом углерода в правой части уравнения, чтобы сбалансировать его с 3 атомами углерода в левой части.

    • C 3 H 8 + O 2 –> H 2 O + 3 CO 2
    • Коэффициент 3 перед углеродом в правой части уравнения указывает на то, что получается три атома углерода, которые соответствуют тремя атомам углерода, входящим в молекулу пропана в левой части.
    • В химическом уравнении можно менять коэффициенты перед атомами и молекулами, однако подстрочные индексы должны оставаться неизменными.
  • После этого сбалансируйте атомы водорода. После того как вы уравняли количество атомов углерода в левой и правой части, несбалансированными остались водород и кислород. Левая часть уравнения содержит 8 атомов водорода, столько же их должно быть и справа. Добейтесь этого с помощью коэффициента.

    • C 3 H 8 + O 2 –> 4 H 2 O + 3CO 2
    • Мы добавили коэффициент 4 в правой части, так как подстрочный индекс показывает, что у нас уже есть два атома водорода.
    • Если умножить коэффициент 4 на подстрочный индекс 2, получится 8.
    • В результате в правой части получается 10 атомов кислорода: 3x2=6 атомов в трех молекулах 3CO 2 и еще четыре атома в четырех молекулах воды.
  • Тема: Химические уравнения

    Цель : повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

    Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

    Оборудование и реактивы : Периодическая система химических элементов

    Д. И. Менделеева; карточки.

    Тип урока: усвоение новых знаний

    Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

    самостоятельная работа.

    Ход урока

      Организационный этап

    Подготовка класса к уроку.

      Актуализация опорных знаний

    Разминка

      Блиц-опрос:

    1. Что изучает химия? (Вещество.)

    2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

    3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

    4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

    (Химические знаки элементов, валентность.)

      Угадай химический элемент (работа с карточками)

    H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

    Ответ по плану:

    Название химического элемента,

    Название простого вещества

    Валентность,

    Относительная атомная масса

      Игра «Крестики-нолики»

    Выигрышный путь – простые вещества

    Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

    Выигрышный путь – химические явления

    Горение угля

    Ржавление гвоздя

    Плавление стекла

    Какие явления называются физическими, какие – химическими?

    Перечислите признаки химических реакций.

      Работа с текстом:

    «При взаимодействии водорода Н 2 и кислорода О 2 образуется вода Н 2 О»

    «При горении (взаимодействии с кислородом О 2) угля С образуется углекислый газ СО 2 »

    О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

    Проблема: Как записать химическую реакцию?

    Что такое химическое уравнение?

      Мотивация:

      Что вам известно об уравнении вообще?

      На каких предметах вы встречались с уравнениями?

    Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

      Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

    Возвращаемся к нашим текстам.

      Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

      Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?

      Изучение нового материала

      Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

    Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

    в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

    Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

    Н 2 + O 2 H 2 O .

    Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

      Что такое реагенты?

      Что такое продукты реакции?

    В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. 66 учебника:

    1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «».

    2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

    3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «» знаком « = ».

    По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

    Итак: сформулируем определение химического уравнения:

    Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

    Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

    Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

    Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

      Закрепление и обобщение знаний

      «Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

    2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

    а) Fe + Cl 2 FeCl 3 ;

    б) Na + Br 2 NaBr ;

    в) Р + О 2 Р 2 О 3 ;

    г) КС1О 3 КС1 + О 2 ;

    д) FeCl 2 + С1 2 FeCl 3 ;

    е) FeCl 3 + Br 2 FeBr 3 + С1 2

    3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых ве­ществ и расставьте коэффициенты:

    а) водорода и серы;

    б) маг­ния и кислорода;

    в) алюминия и кислорода;

    г) алюминия и серы;

    д) цинка и кислорода;

    е) натрия и серы;

    ж) магния и серы.

    3. Из каких простых веществ образуются: А1С1 3 , СО 2 , ZnS, Na 2 О, CuO, СН 4 , Са 3 Р 2 ?

    Запишите уравнения реакций.

    4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН) 2 .

    а) Fe(OH) 3 Fe 2 О 3 +Н 2 О;

    б) А1 2 О 3 + H 2 SО 4 Al 2 (SО 4) 3 + Н 2 О;

    в) НС1 + Сг 2 О 3 СгС1 3 + Н 2 О;

    г) Na + Н 2 О NaOH + Н 2 ;

    д) А1 + О 2 А1 2 О 3 ;

    е) А1С1 3 + NaOH А1(ОН)з + NaCl;

    ж) Fe 2 О 3 + HN О 3 Fe (N О 3)з + H 2 О;

    з) А1 + I 2 А1I 3 ;

    и) Fe 2 О 3 + Н 2 Fe + Н 2 О;

    к) Fe + Cl 2 FeCl 3 .

      Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

      Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

    Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?



    Часть I

    1. Закон Ломоносова-Лавуазье – закон сохранения массы веществ:

    2. Уравнения химической реакции – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

    3. Химическое уравнение должно соответствовать закону сохранения массы веществ, что достигается расстановкой коэффициентов в уравнении реакции.

    4. Что показывает химическое уравнение?
    1) Какие вещества вступают в реакцию.
    2) Какие вещества образуются в результате.
    3) Количественные отношения веществ в реакции, т. е. количества реагирующих и образующихся веществ в реакции.
    4) Тип химической реакции.

    5. Правила расстановки коэффициентов в схеме химической реакции на примере взаимодействия гидроксида бария и фосфорной кислоты с образованием фосфата бария и воды.
    а) Запишите схему реакции, т. е. формулы реагирующих и образующихся веществ:

    б) начинайте уравнивать схему реакции с формулы соли (если она имеется). При этом помните, что несколько сложных ионов в составе основания или соли обозначаются скобками, а их число – индексами за скобками:

    в) водород уравняйте в предпоследнюю очередь:

    г) кислород уравняйте последним – это индикатор верной расстановки коэффициентов.
    Перед формулой простого вещества возможна запись дробного коэффициента, после чего уравнение необходимо переписать с удвоенными коэффициентами.

    Часть II

    1. Составьте уравнения реакций, схемы которых:

    2. Напишите уравнения химических реакций:

    3. Установите соответствие между схемой и суммой коэффициентов в химической реакции.

    4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

    5. Что показывает уравнение следующей химической реакции:

    1) Вступили в реакцию гидроксид меди и соляная кислота;
    2) Образовались в результате реакции соль и вода;
    3) Коэффициенты перед исходными веществами 1 и 2.

    6. С помощью следующей схемы составьте уравнение химической реакции, используя удвоение дробного коэффициента:

    7. Уравнение химической реакции:
    4P+5O2=2P2O5
    показывает количество вещества исходных веществ и продуктов, их массу или объём:
    1) фосфора – 4 моль или 124 г;
    2) оксида фосфора (V) – 2 моль, 284 г;
    3) кислорода – 5 моль или 160 л.

    Для описания протекающих химических реакций составляются уравнения химических реакций. В них слева от знака равенства (или стрелки →) записываются формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию), а справа - продукты реакции (вещества, которые получились после химической реакции). Поскольку говорится об уравнении, то количество атомов в левой части уравнения должно быть равным тому, что есть в правом. Поэтому после составления схемы химической реакции (записи реагентов и продуктов) производят подстановку коэффициентов, чтобы уравнять количество атомов.

    Коэффициенты представляют собой числа перед формулами веществ, указывающие на число молекул, которые вступают в реакцию.

    Например, пусть в химической реакции газ водород (H 2) реагирует с газом кислородом (O 2). В результате образуется вода (H 2 O). Схема реакции будет выглядеть так:

    H 2 + O 2 → H 2 O

    Слева находится по два атома водорода и кислорода, а справа два атома водорода и только один кислорода. Предположим, что в результате реакции на одну молекулу водорода и одну кислорода образуется две молекулы воды:

    H 2 + O 2 → 2H 2 O

    Теперь количество атомов кислорода до и после реакции уравнено. Однако водорода до реакции в два раза меньше, чем после. Следует сделать вывод, что для образования двух молекул воды надо две молекулы водорода и одну кислорода. Тогда получится такая схема реакции:

    2H 2 + O 2 → 2H 2 O

    Здесь количество атомов разных химических элементов одинаково до и после реакции. Значит, это уже не просто схема реакции, а уравнение реакции . В уравнениях реакций часто стрелку заменяют на знак равенства, чтобы подчеркнуть что, число атомов разных химических элементов уравнено:

    2H 2 + O 2 = 2H 2 O

    Рассмотрим такую реакцию:

    NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O

    После реакции образовался фосфат, в который входит три атома натрия. Уравняем количество натрия до реакции:

    3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + H 2 O

    Количество водорода до реакции шесть атомов (три в гидроксиде натрия и три в фосфорной кислоте). После реакции - только два атома водорода. Разделив шесть на два, получим три. Значит, перед водой надо поставить число три:

    3NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + 3H 2 O

    Количество атомов кислорода до реакции и после совпадает, значит дальнейший расчет коэффициентов можно не делать.

    Инструкция

    Задача. Вычислить массу сульфида алюминия, если в реакцию с серной кислотой вступило 2,7 г алюминия.

    Записываем краткое условие

    m(Al2 (SO4) 3)-?

    Перед тем задачи по , составляем уравнение химической . При с разбавленной кислотой образуется соль и выделяется газообразное вещество – водород. Расставляем коэффициенты.

    2Al + 3H2SO4 = Al2 (SO4) 3 + 3H2

    При решении всегда нужно обращать внимание только на вещества, для которых известны, а также необходимо найти, параметры. Все остальные в расчет не берутся. В данном случае это будут: Al и Al2 (SO4) 3

    Находим относительные молекулярные массы этих веществ по таблице Д.И.Менделеева

    Mr(Al2 (SO4) 3) =27 2(32 3+16 4 3) =342

    Переводим эти значения в молярные массы (М), умножив на 1г/моль

    M(Al) =27г/моль

    M(Al2 (SO4) 3) =342г/моль

    Записываем основную формулу, которая связывает между собой количество вещества (n), массу (m) и молярную массу (M).

    Проводим расчеты по формуле

    n(Al) =2,7г/27г/моль=0,1 моль

    Составляем два соотношения. Первое соотношение составляется по уравнению на основании коэффициентов, стоящих перед формулами веществ, параметры которых даны или нужно найти.

    Первое соотношение: на 2 моль Al приходится 1 моль Al2 (SO4) 3

    Второе соотношение: на 0,1 моль Al приходится Х моль Al2 (SO4) 3

    (составляется, исходя из полученных расчетов)

    Решаем пропорцию, учитывая, что Х – это количество вещества

    Al2 (SO4) 3 и имеет единицу измерения моль

    n(Al2 (SO4) 3)=0,1моль(Al) 1 моль(Al2 (SO4) 3):2моль Al=0,05 моль

    Теперь имеется количество вещества и молярная масса Al2(SO4)3, следовательно, можно найти массу, которую выводим из основной формулы

    m(Al2 (SO4) 3)=0,05 моль 342г/моль=17,1 г

    Записываем

    Ответ: m(Al2 (SO4) 3)=17,1 г

    На первый взгляд, кажется, что решать задачи по химии очень сложно, однако это не так. И чтобы проверить степень усвоения, для этого сначала попробуйте решить эту же задачу, но только самостоятельно. Затем подставьте другие значения, используя то же самое уравнение. И последним, завершающим этапом будет решение задачи по новому уравнению. И если удалось справиться, что же – вас можно поздравить!

    Видео по теме

    Полезный совет

    Замечательным помощником при решении задач является пособие, проверенное временем «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» Г.П.Хомченко. И не бойтесь его использовать – в нем предложено решение задач с самых азов!

    Источники:

    • решить задачу по химии

    Школьная программа достаточно насыщенная, теоретические знания усваиваются, но практических навыков решения нет. Что делать и как научиться решать задачи по химии? Что в первую очередь требуется от ученика?

    Решение задач по химии имеет свою специфику, и нужно найти отправную точку, которая поможет научиться разбираться в этом нелегком деле.

    Что необходимо знать для решения задач по химии

    Чтобы правильно решать задачи по химии, в первую очередь необходимо знать, валентность элементов. От этого зависит составление формулы вещества, уравнение химической реакции также без учета валентности не составить и не уравнять. Таблица Менделеева используется практически в каждом задании, нужно научиться ею правильно пользоваться, чтобы получать необходимые сведения о химических элементах, их массе, электронным . Чаще всего в задачах требуется вычислить массу либо объем получаемого в итоге продукта, это – основа.

    Если валентность определить неправильно, все расчеты окажутся неверными.

    И далее другие, более сложные задачи, будут решаться легче. Но прежде всего – формулы веществ и правильно составленные уравнения протекающих реакций, с указанием того, что в итоге получится, и в каком виде. Это может быть жидкость, свободно выделяющийся газ, твердое вещество, выпадающее в осадок либо растворенное в воде или иной жидкости.

    С чего начинать при решении задач по химии

    Для решения задачи кратко записывается ее условие. После этого составляется уравнение реакции. Для примера можно рассмотреть конкретные данные: нужно определить массу полученного вещества, сульфида алюминия, при реакции металлического алюминия с серной кислотой, если алюминия взято 2,7 грамма. Обращать внимание следует лишь на вещества, что известны, после – на те, что требуется найти.

    Начинать решать нужно с перевода массы в граммах в молярную. Составить формулу реакции, подставить в нее значения массы и рассчитать пропорцию. После того, как решена простая задача, можно попробовать освоить самостоятельно аналогичную, но с другими элементами, что называется, набить руку. Формулы будут такими же, только элементы изменятся. Все решение задач по химии сводится к написанию правильной формулы вещества, далее – к правильному составлению уравнения реакции.

    Все задачи решаются по одному принципу, главное, правильно расставить коэффициенты в уравнении.

    Для упражнений можно использовать интернет, в нем огромное количество самых разных заданий, и тут же можно посмотреть алгоритм решения, который далее применять самостоятельно. Преимущество в том, что всегда можно увидеть правильный ответ, и если собственный итог не совпал, разбираться, чтобы найти ошибку. Еще для обучения можно использовать справочники и сборники задач.

    Источники:

    • Как решать задачи по химии