В петровскую эпоху бурная общественная жизнь внесла значительные изменения в характер школьной драматургии. Святых подвижников на сцене школьного театра сменили миряне, повествующие о мирских политически злободневных событиях.

Если первая драма была поставлена в 1701 г. в Славяно-греко-латинской академии на сюжет евангельской притчи о богатом и Лазаре — «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным», то уже в следующей пьесе — «Страшное изображение второго пришествия господня на землю» в апокалипсическую тематику включаются эпизоды, связанные с событиями современности (выпады против польского сейма, значительное место отведено панегирикам Петру I).

В дальнейшем публицистический и панегирический характер школьной драматургии усиливается, и спектакли Славяно-греко-латинской академии, московской Госпитальной школы и придворного театра сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны начинают выполнять ту функцию, осуществление которой было возложено первоначально на публичный театр Кунста.

«Страшное изображение второго пришествия господня на землю при державе благочестивейшаго самодержавнейшаго государя нашего царя и великого князя Петра Алексеевича» было разыграно в школьном театре Славяно-греко-латинской академии в 1702 г. По мнению новейших исследователей, автора пьесы следует искать «в среде киевских ученых, связанных с Киево-Могилянской академией».

Составитель пьесы свободно сочетает многочисленные аллегорические фигуры с библейскими персонажами и образами античной мифологии. В «Страшном изображении» действуют: Гнев божий, Милосердие, Фортуна, Суд, Истина, Декрет, Смерть, Всемогущая сила, Михаил архангел, Мир, пророк Даниил, Церковь.

В 1705 г. ставится пьеса «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», в которой освобождение Моисеем евреев от полчищ фараона и победа его над Амаликом связаны с современными событиями: аллегорической борьбой «льва» (символ Швеции) и русского «двоеглавого орла». В пьесе 1710 г. «Божие уничижителей гордых уничижение» аллегорические образы и библейские мотивы символизируют поражение шведов под Полтавой, измену Мазепы и бегство Карла XII.

В конце спектакля на сцене появляются хромой Лев (Карл XII был ранен во время Полтавского сражения в ногу), Гидра, олицетворяющая измену и предательство Мазепы, и Орел с гордой надписью: «И хромых и не хромых, и лютых и не лютых смиряем».

Постановка всех этих пьес носила торжественный, парадный характер: спектакли сопровождались многообразными световыми эффектами, музыкой, хорами и балетными номерами. Панегирический стиль и пышность оформления создавали впечатление грандиозности и необычности зрелищ, для понимания смысла которых требовалась специальная подготовка.

С этой целью античная мифология в виде картин и надписей к ним выносится на московские улицы и площади. В 1696 г. впервые к торжествам по случаю взятия Азова в Москве были устроены грандиозные триумфальные ворота, на которых были изображены античные боги Нептун и Марс.

В дальнейшем все победы, одержанные в Прибалтике в начале XVIII в., отмечались «торжественными вратами» — арками, которые украшались картинами мифологического содержания, примененными к происходившим политическим и военным событиям.

Особенно торжественно праздновалась Полтавская победа 1709 г. Преподавателями Славяно-греко-латинской академии в Москве была устроена триумфальная арка, расписанная многочисленными картинами на сюжеты, заимствованные из греко-римских мифов, сказаний Овидия, исторических сочинений Тита Ливия, Фукидида и др. Картин и надписей к ним было так много, что потребовалось дать им специальное объяснение.

С этой целью в 1709 г. в Москве была напечатана книга под названием «Политиколепная апофеозис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса», несомненно много способствовавшая распространению знаний античной мифологии. Не случайно поэтому отдельные мотивы греко-римской мифологии и символики проникли уже в начале XVIII в. не только в книжную песню, но и в народное словесное искусство и в лубок.

Триумфальные арки 1690—1720 гг., в изобилии покрытые картинами с литературным текстом к ним, а также скульптурными изображениями из дерева и изразцов, раскрывают отчетливо и наглядно эклектичность стиля и художественных приемов в русской культуре конца XVII — первых десятилетий XVIII в.

Смешение античности и христианства, пестрота и витиеватость стиля, обилие аллегорических образов, сочетающихся с грубым натурализмом, совмещение фантастики и чудес, тяготение к пышным, репрезентативным формам — вот характерные черты искусства русского барокко.

Но в России петровского времени с его пафосом государственного переустройства на новых «разумных» началах, с устремленностью к наукам барочная эстетика носила в значительной степени односторонний характер: идейное содержание произведений тяготело к просветительскому рационализму. И эта особенность русской литературы и искусства начала века предопределила преобладание уже в ту эпоху классицистических тенденций, получивших развитие в период 40—60-х гг.

С 1707 по 1711 г. в подмосковном селе Преображенском существовал театр при дворе царевны Натальи Алексеевны, переведенный затем в Петербург. В этот театр было передано все «убранство» упраздненного театра Кунста: костюмы, реквизит и даже тексты переводных пьес, постановки которых были возобновлены.

Наталья Алексеевна — любимая сестра царя, разделявшая его взгляды и поддерживавшая его реформаторскую деятельность, ставила на сцене пьесы религиозно-церковные и светские, переводные и оригинальные.

Наряду с драматизованными переработками житий святых из «Четьих Миней» митрополита Димитрия Ростовского и театрализованными церковными службами — «Комедия о Богородице», «Комедия Рождеству» — в подмосковном (а позднее в Петербургском) театре Натальи Алексеевны осуществляли инсценировки популярных переводных любовно-авантюрных романов «Комедия Олундина», «Комедия о прекрасной Мелюзине», «Комедия о Петре Златых Ключей», «Комедия о итальянском маркграфе и о безмерной уклонности графини его», представляющая переработку одной из новелл «Декамерона» Боккаччо.

Инсценировки житий, поставленные на сцене публичного театра в начале XVIII в., оказывали влияние на формирование народного театра, существовавшего независимо от культурной политики правительства Петра I. Особенно интересную судьбу имела школьная драма «Венец славно-победный святому великомученику Димитрию».

В пьесе обыгрывались эпизоды из жития защитника Греции юноши Дмитрия Солупского, пострадавшего при царе Максимиане и причисленного к лику святых.

Уже в начале XVIII в. была создана народная драма на сюжет «Венца Димитрию» — «Комедия о царе Максемьяне и его непокорном сыне Адольфе», в которой отразилась история отношений Петра I и его сына Алексея, казненного в 1718 г. Следовательно, возникновение народной драмы относится к первым десятилетиям XVIII в.

Важно отметить, что, заимствуя основную фабулу из школьной пьесы, составитель народной драмы резко отошел от своего источника в стилистическом отношении. Он отбросил все характерные элементы пьесы школьного театра: антипролог, пролог, эпилог, аллегорические персонажи. В народную драму включены комические эпизоды, отсутствовавшие в «Венце Димитрию».

Переработка «Венца Димитрию» не единственный случай переделки книжных драматических произведений, когда все чуждое народным этическим и политическим представлениям заменяется идеями и образами, восходящими к фольклорным истокам.

Так, «Рождественская драма» Димитрия Ростовского, основанная на евангельском предании, но в то же время использующая традиции украинской вертепной драмы, превращается в народном театре в драму-игру «Царь Ирод». Пьеса совершенно утрачивает церковный характер, в ней нет и следа религиозной трактовки сюжета.

Помимо Славяно-греко-латинской академии в Москве в начале XVIII в. был и другой центр, где развивалась русская драматургия, — московский «гофшпиталь», основанный в 1706 г.

Его директором доктором Бидлоо при госпитале была открыта медицинская школа, ученики которой набирались из разных сословий, причем значительную часть их составляли переходившие в школу ученики Славяно-греко-латинской академии. Их силами и был устроен школьный театр.

С школьным театром при московском госпитале связаны несколько пьес. Большой интерес представляет собой комедия «Слава российская», разыгранная в мае 1724 г. по случаю коронации Екатерины I в присутствии Петра I и петербургского двора. Автором «Славы российской» является бывший студент Славяно-греко-латинской академии Федор Журовский.

Ему же принадлежит и пьеса «Слава печальная», поставленная на сцене Госпитального театра вскоре после смерти Петра I. Здесь дается общая оценка деятельности царя-преобразователя, говорится о победах на суше и на море, об основании Петербурга и Кронштадта, прославляются его заботы о просвещении страны.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Предсказания Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии

Иисус Христос предсказал о том, что ожидает в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится; тогда Он во второй раз придет на землю, и воскресит всех людей (тогда тела всех людей снова соединятся со своими душами и оживут), и произведет тогда Иисус Христос суд над людьми и воздаст каждому по делам его. "Не дивитесь этому, - говорил Иисус Христос, - ибо наступает время, в которое все, находящееся в гробах, услышат голос" Сына Божия и услышавши оживут; и выйдут из могил - одни, которые творили добро, для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, для осуждения".

Ученики Его спрашивали: "скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего (второго) пришествия и конца мира?"

В ответ на это Иисус Христос предупреждал их, что прежде пришествия Его, во славе, на землю, наступят такие тяжелые для людей времена, каких еще не бывало от начала мира. Будут разные бедствия: голод, мор, землетрясения, частые войны. Умножатся беззакония; вера ослабеет; у многих не станет любви друг к другу. Появится много ложных пророков и учителей, которые будут обольщать людей и развращать их своим пагубным учением. Но сперва будет проповедано Евангелие Христово по всей земле, во свидетельство всем народам.

Перед самою же кончиною мира будут великие, ужасающие знамения в небе; море возшумит и возмутится; уныние и недоумение овладеет людьми, так что они будут издыхать от страха и от ожидания бедствий для всего мира. В те дни, после скорби той, солнце, померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Иисуса Христа (крест Его); тогда восплачут все племена земные (от страха суда Божия) и увидят Иисуса Христа, идущего на облаках небесных с силою и славою великою. Как молния блистает на небе от востока до запада (и сразу видима бывает повсюду), так (видимо для всех, вдруг) будет пришествие Сына Божия.

О дне же и часе Своего пришествия на землю Иисус Христос не сказал ученикам Своим; "о том знает только Отец Мой Небесный", - сказал Он, и учил быть всегда готовыми к встрече Господа.

Второе пришествие Спасителя

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 6, 24-29; от Матфея, гл. 24, 3-44; от Марка, гл. 13, 3-37; от Луки, гл. 17, 20-37 и гл. 21, 7-36.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророчество о Втором пришествии Христа. Мф. 24: 1-31; Мк. 13: 1-37; Л к. 21: 5-36 Господь говорил Своим ученикам, что с разрушением Иерусалима и его храма не закончится история мира. Это только прообраз тех грозных событий, которые должны произойти перед вторым пришествием Мессии. И

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

О пришествии Иисуса Христа на землю По учению иеговистов, Христос невидимо пришел на землю уже в 1918 году, сейчас пребывает на земле, ведет борьбу с силами сатаны. Видимым проявлением такой борьбы они считают первую и вторую мировые войны. Они тщательно смотрят за

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Пророчественная беседа о разрушении храма и Иерусалима, конце мира и Втором Пришествии Мф. 24, 1–51; Мк. 13, 1–37; Лк. 21,

Из книги Творения. Том 1 автора Сирин Ефрем

Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа Приидите и приступите, сыны света, услышите благословенный и блаженный глас Спасителя нашего, говорящий нам: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте… Царствие Небесное! (Мф. 25:34). Смотрите, возлюбленные мои,

Из книги Творения. Том 2 автора Сирин Ефрем

Слово о всеобщем Воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа (По славянскому переводу, часть I. Слово 103)Не будем, возлюбленные, ничего предпочитать нелицемерной любви, потому что многократно падаем всякий день и час. Приобретем любовь,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

О терпении, о кончине века и втором пришествии. О прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия (По славянскому переводу, часть I. Слово 99, 100, 101, 102)Славна жизнь праведных. Чем же она славится, как не терпением? Возлюби, монах, терпение, как матерь мужества. И

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

4:13 - 5:11 Наставление о втором пришествии Иисуса Учение о втором пришествии Иисуса составляло важную часть проповеди Павла во время его посещения Фессалоники, однако оно было неправильно понято. Тимофей передал Павлу два вопроса. Первый касался судьбы христиан, умерших

Из книги Просветитель автора Волоцкий Иосиф

СЛОВО БЛАЖЕННЕЙШЕГО ИППОЛИТА, ЕПИСКОПА И МУЧЕНИКА, О КОНЧИНЕ МИРА, И ОБ АНТИХРИСТЕ , И О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (1) Блаженные пророки были для нас очами В самом деле, они представили нам объяснение всего таинственного – как жизнью, так и

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

О втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа Малахия говорит: “Так говорит Господь: “Вот, идет Господь Вседержитель”. Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать, будто серебро и золото”(Ср.: Мал. 3, 1–3.).И Исаия говорит: “Я знаю

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

2. Обетование о Втором пришествии Христа в Новом Завете (3:10) По всему своему посланию Петр защищает Слово Божье, которое подвергается нападкам. Он последовательно и тесно связывает воедино новозаветных апостолов и ветхозаветных пророков (к которым он приравнивает всю

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава XIII. Беседа о разрушении Иерусалима, втором пришествии Христа и о кончине мира (1-4). Повод к речи (5-13). Время предшествующее концу. (14-27). Последние времена и наступление конца (28-32). Увещания к бодрствованию (33-37) 1-4 (См. Матф. XXIV, 1-3). Ев. Марк здесь точнее чем Матфей

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Предсказание о втором пришествии 22 А ученикам сказал: «Придет время, когда будете тщетно томиться желанием увидеть хотя бы один из дней Сына Человеческого и не увидите. 23 Вам будут говорить: «Вот Он там» или «Вот Он здесь» - не ходите и не гоняйтесь следом за таковыми. 24

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

ГЛАВА 37. Беседа Иисуса с Апостолами о разрушении Иерусалима и о кончине мира. Притча о десяти девах и талантах. Рассказ о Страшном Суде Иисус вышел из храма и пошел по направлению к горе Елеонской; с Ним шли и Апостолы. Все происшедшее в течение этого дня произвело сильное

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Пророчества о первом и втором пришествии Христа Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.2 И кто выдержит день пришествия

Из книги автора

XXVI Последнее обличение Иисусом Христом книжников и фарисеев. Похвала усердию вдовицы. Беседа с учениками о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и втором пришествии. Притчи о десяти девах и талантах. Изображение Страшного суда После всего произошедшего стало для


Придет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Матф. 25,31).

Было время, когда Царь неба и земли, Господь Иисус Христос приходил спасать нас; будет время, когда Он придет и судить нас. И сколь страшно будет это второе пришествие Его для неба и земли, Ангелов и человеков! Страшно будет для неба: ибо тогда солнце затмится, луна почернеет, звезды как листья спадут и сами небеса, как риза, обветшают и, как одежда, свиются и изменятся. Страшно будет оно для земли: ибо тогда раскалившиеся стихии растают, как воск, потоки обратятся в смолу горящую, прах станет пылающей серой, вся земля зальётся огненной рекой, всё величие мира понесётся в дыму и исчезнет. Страшно будет оно для Ангелов: ибо тогда и Ангелы предстанут на суд и дадут отчет в делах своих. Страшно будет оно для праведных: ибо тогда и с праведных строго спросится даже в добрых делах своих, - и праведник едва спасется, по слову Писания. А особенно страшно будет оно для грешных: ибо место их будет в озере, горящем огнем и жупелом, - О, позорище страшное и миру, и Ангелам, и человекам! Никто и ничто не устоит тогда пред гневом грядущего Господа. Второе пришествие Его тем страшнее будет для нас, что его никто из нас не избежит, что на нем никакой поступок наш не утаится, что на нем и малейшего помилования не будет виновным . И, во-первых, второго пришествия Христова никто из нас не избежит.

Всем нам явиться подобает пред судом Христовым, да примет каждый, что в теле сделал, или благое, или злое. Все от Адама до кончины мира рожденные женами, все человеки, великие и малые, юные и старые, мужчины и женщины, знатные и незнатные, богатые и бедные, праведные и неправедные, верные и неверные, все погребенные в земле, сгоревшие в огне, потопленные в воде, съеденные хищными зверями, птицами и рыбами, все мертвые всех времен и всех стран, по гласу трубы Архангельской, оживут и восстанут; все сухие кости облекутся плотью, соединятся со своими душами, воскреснут, и все, - как воскресшие из гробов, так и оставшиеся в живых, в одно мгновение ока, явятся у подножия престола Господня, преисполненного пламенем и дымом и колеблющегося основания земли. "Тогда", как говорит св. Димитрий Ростовский: "грешная душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что греховными пожеланиями своими прельстило меня и ввергнуло в лютые беззакония. А тело будет говорить душе: проклята и ты, окаянная душа, что худо управляло мною и не только не удерживала меня от худых дел, но ещё во всем мне поблажала! Опять душа будет говорить телу: проклято ты, окаянное тело, что каждый день отягощало меня объедением и пьянством. А тело будет отвечать душе: проклята и ты окаянная душа, что с одного со мною блюда ела и из одной со мною чаши пила. И ещё будет говорить душа телу: горе тебе, окаянное тело, что ты грабило, крало, убивало и озлобляло ближнего. Тело же будет отвечать душе: горе тебе, окаянная душа, ибо и ты во всем меня руководствовала, во всем мне содействовала, и я без тебя ничего не делало". Таким образом, душа и тело, которая ныне живут между собою так дружно, так согласно – тогда будут находиться в вечной вражде, в вечной ссоре, в вечной брани. Во-вторых, в страшное пришествие Христово никакой поступок наш не утаится. Всё, в чём ни согрешили мы умом – до малейшего помышления, в чём ни согрешили языком – до праздного слова, в чём ни согрешили делом – до самомалейшего проступка, - всё это будет испытано, взвешенно и представлено пред наши очи. И какой стыд, а вместе со стыдом какой и страх покроет нас, когда все грехи, все мерзости, все беззакония наши, которые мы теперь с такой заботливостью стараемся скрыть от других, в тот страшный день вдруг обнаружатся пред целым светом во всей своей наготе! – Боже мой, Боже мой! Найдутся ли тогда на земле столь глубокие бездны, где могли бы мы скрыться от стыда и страха? О, позаботимся, братия, загладить грехи свои теперь святою исповедью, чтобы на страшном суде Христовом они преданы были забвению! Безумно было бы с нашей стороны, - не воспользоваться благовременно столь лёгким и верным средством к спасению, каково святое покаяние. – А настанет время, когда мы будем раскаиваться во грехах своих, но поздно! Будем жалеть и просить хотя одного дня, одного часа, одной минуты, подобно настоящему времени, - и не получим. Наконец, в третьих, на втором пришествии Христовом никакого помилования не будет грешникам .Запирательства, извинения, ходатайства на страшном суде Его не будет иметь места. Тогда отец не защитит сына, сын не исходатайствует пощады отцу, мать не упросит за дочь,дочь не умолит за мать. Дружба и родство, приязнь и уважение прекратятся навсегда. "Тогда погибшие дети" , - как говорит один из пастырей нашей Церкви, - "будут проклинать своих родителей, что они не учили их вере и страху Божию; родители будут поражены отчаянием, видя погибель детей своих. Подчинённые будут проклинать своих начальников, что они не удерживали их от хульных дел; начальники будут терзаться ужасным раскаянием, что равнодушно смотрели на пороки своих подчинённых. Пасомые будут проклинать своих пастырей, что они не учили их закону Божию; пастыри будут снедаться адскою тоскою, что не отклоняли пасомых от путей нечестия. Самые искреннейшие друзья будут проклинать друзей своих, что они поблажали их страстям". – Ужаснейшая скорбь овладеет душами грешных. От несносной тоски и горести они будут взывать к горам: падите на нас, и холмам: покройте нас; но ни горы, ни холмы не скроют их! Они пожелают умереть, уничтожиться, но убежит от них смерть, смерти бо не будет к тому! – Среди отчаянных воплей грешников последует приговор всемирного Судьи. Царь вселенной, Господь Иисус Христос, обратится к грешникам и, указывая им на Крест Свой, на котором Он распят был нашего ради спасения, указывая на раны и язвы Свои, которые Он претерпел для искупления нашего, указывая на Свою пречистую кровь, которую Он пролил за нас, грешных, скажет во гневе своём: "Неблагодарные и вероломные рабы Мои! Чего не делал Я для вашего спасения, оправдания, обновления? Не для вас ли Я сошел с неба на землю? Не для вас ли облекся этою бренною плотью? Не за вас ли претерпел хулы, поношения, оплевания и заушения? Не за вас ли был распят на кресте, пролил кровь Свою и умер мучительною смертью? Посмотрите: за что глава моя изъязвлена терновым венцом, если не за гордый ваш ум и нечистые мысли? За что очи Мои залились кровью, если не за ваши очи, исполненные блуда и мерзостей? За что ребра Мои насквозь прободены до самого сердца, если не за ваши ребра, к беззакониям прилепляющиеся, и ваше сердце грехолюбивое? За что руки Мои пречистые и ноги непорочные гвоздями пронзены, если не за ваши руки, простертые к грабительству, и ноги, ходящие путем неправды? Скажите, чего не сделал Я для вас? Как же вы воспользовались плодами Моего истощания? Где то оправдание, где то искупление, где та благодать, которое исходатайствовал Я вам столь дорогою ценою? Неблагодарные! Вы отвергли заслуги Мои, попрали кровь Мою, пренебрегли благодатью Моею, преступили заповеди Мои, презрели любовь Мою. Вы посмеивались надо Мною, и Аз погибели вашей посмеюсь. « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Матф.25,41)

Чьё сердце не обольётся кровью, слыша этот грозный приговор всемирного Искупителя и Судьи? Ужаснись всякая душа христианская, страшным судом Божьим! Вострепещите все кости и плоть ваша от лица праведного гнева Божия, грядущего на нас, окаянных грешников! Спасайтесь, братья, спасайтесь, пока есть время, пока не настал страшный суд Христов! Спасайтесь: почём знать, может быть, завтра пробьёт роковой час нашей погибели и тогда будет поздно.

Благословение обители Св. Пантелеимона


Икона «Страшный Суд». 1830-е (?) гг.
Доска, темпера. 1,73 х 2,09 м.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Страшный Суд - заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира, Второе Пришествие ИИСУСА ХРИСТА. Композиция «Страшного Суда» сложилась в византийском искусстве к XI в. Книжные миниатюры и храмовые росписи были красочными и изобиловали персонажами и деталями. Тщательно прописанные образы были рассчитаны на внимательное прочтение. На Руси иконы Страшного Суда появились очень рано, вскоре после Крещения. В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании византийским философом изображения Страшного Суда для проповеди христианства князю ВЛАДИМИРУ, что повлияло на будущее Крещение самого Владимира и Руси.

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в Х-ХI веках, и, вместе с тем, содержит ряд новых мотивов, которые получили распространение в русской иконописи начиная с ХV-ХVI вв.

❶ В верхней части композиции - фигура Бога Отца, восседающего на роскошном золотом троне, окружённого Ангелами. У каждого в руках зеркало (на церковнославянском - зерцало). Зерцало является символом предначертания, предвидения. Правее - изображение Святой Троицы, Ангелов, прославляющих Троицу, и Архангела Михаила, низвергающего с Небес падших ангелов (бесов).

❷ Слева - рай в образе священного града - Горнего Иерусалима с блаженствующими в нём праведниками. Здесь же изображены Богородица и благоразумный разбойник с большим крестом. Они облачены в царские одежды, с венцами на головах (что для благоразумного разбойника не является традиционным - чаще он изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах). Благоразумный разбойник был распят по правую руку Христа (слева от зрителя). Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю.

❸ Под Горним Иерусалимом - изображение летящих в рай схимников.

❹ В центре композиции, на голубой сфере, Христос во славе - Судия мира. Он простирает руки, правая ладонь раскрыта в жесте даяния и обращена к праведникам в правой от Христа части иконы, левая опущена и указывает на грешников. Ему предстоят скорбные Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий на Страшном Суде. ❺

❻ По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шесть с каждой стороны). За апостолами Ангелы с мечами в руках - Небесное воинство. Два ближайших к центру Ангела держат скипетр и державу.

❼ К ногам Христа припадают Адам и Ева - прародители рода человеческого и первые грешники на земле - как образ всего преклонившегося праведного, искуплённого человечества.

❽ В центре под Христом изображён Престол уготованный (этимасия). На нём Крест, орудия Страстей (копьё и губка) и раскрытая «Книга бытия», в которой, по преданию, записаны все слова и дела людей. Книгу держат два Ангела. Рядом - четыре символа евангелистов (Лев, Ангел, телец и орёл). В небесах парят четыре трубящих Архангела. Они должны трубным гласом воззвать всех мёртвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы.

❾ Ниже - весы, «мера дел человеческих». Около весов Ангел борется с бесами за душу человека, которая присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. Черти пытаются перетянуть чашу весов злых дел в свою сторону. Содержимое одной чаши весов белое (символ покаяния), другой - чёрное.

❿ Слева сцена «Видение пророка Даниила»: Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть), или антихристово, - Вавилонское (медведь), Македонское (грифон), Персидское (лев) и Римское (рогатый зверь).

⓫ Справа сцена «Земля и море отдают мертвецов» (поднимающиеся из земли и выходящие из пастей рыб фигуры людей - воскресшие из мёртвых).

⓬ Ниже, справа и слева, изображены праведные и грешные, восставшие на Суд. В соответствии с иконографической традицией, справа от Христа изображены святые, представленные по чинам - пророки, святители, мученики, преподобные и др. Группы грешников олицетворяют различные народы, причём впереди всех представлены евреи. Перед грешниками изображен пророк Моисей со скрижалью в руках, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его Первого Пришествия на землю.

⓭ В правой части иконы - ад, геенна огненная. В аду изображён сатана с душой Иуды на коленях. Иуда Искариот держит кошелёк с 30 сребрениками. В византийском искусстве к XI-XII вв. сложилась устойчивая иконография князя тьмы, олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнажённого старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего в огненном озере (геенне).

⓮ Сатана цепью стягивает толпу грешников (в нижней части иконы) - это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, монахи и даже архиереи).

⓯ Под ними в 14-ти клеймах описаны особо тяжкие мучения, которые ожидают грешников. Грешников в композициях «Страшного Суда» всегда изображают нагими. Их нагота - это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своего вида и попытался спрятаться от Бога.

⓰ В нижнем правом углу - пасть адского зверя, из которой выползает длинный извивающийся змей. Он является дорогой в ад и изображается красным цветом. На змее аллегорические изображения мытарств - искушений грехами, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное или ад (зависть, уныние, чревоугодие, гнев, гордость...). Изображение змея относится к числу уникальных сюжетов, известных лишь в поздней русской иконописи.

⓱ Внизу в центре прикованный к столбу милостивый блудник. В царствование императора Льва Исавра (VIII в.) в Константинополе жил некий богатый человек, который хотя и был милосердным, но до старости пребывал в грехе блуда. Он остался между раем и адом - благодаря своим поступкам он был избавлен от адских мук, но лишён райских блаженств. Этот образ человека, сочетающего в себе добро и зло одновременно, появляется в русской иконописи в XVI-XVII вв. Его образ показывает промежуточное состояние между грешником и праведником, вводя в композицию Страшного Суда новую для неё оценку личности, наделённой противоречиями, а также надежду на прощение человеческих грехов.

⓲ Праведники во главе с апостолом Петром, держащим ключи, стремятся к вратам рая. В группе праведников три архиерея в крестчатых фелонях, вероятно, это образы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Врата стережёт шестикрылый огненный Серафим.

⓳ За золотыми вратами и белоснежными стенами - райский сад. Здесь же изображено «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников).

В иконе господствуют голубые и красные цвета. Голубой - небесный, символ чистоты; красный - цвет очищающего и пожирающего пламени.

«Никакая человеческая сила не может противостоять антихристу. Только сам Господь, придя вторично на землю во всей славе Своей, победит его. Тогда наступит Страшный Суд Христов и конец нашего мира. И схвачен (будет) зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые (будут) брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его. А диавол, прельщавший их, (будет) ввергнут в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков».

«Как бы ни изъясняли это таинственное видение, однако в нем нужно видеть факт, возвещенный для будущего времени, то есть будущее падение антихриста и разрушение его власти. Апостол Павел предсказывает такой же конец беззаконника антихриста: И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес. 2, 8). Так думают и святые Отцы Церкви.

Итак, оправдаются слова Псалмопевца: Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу (Пс. 36, 35—36). Победа останется за Богом и Его Христом».

«Всего хода дел, как он этого достигнет, не изображает апостол, хотя приемы, какие он будет употреблять, указывает ниже. Здесь же говорит только наперед, что как великим ни покажется он, но Господь дохнет только, — и его не станет.

Его же Господь Иисус убьет, лишит жизни, поразит насмерть, как человека смертного, достойного всякой кары. Духом уст Своих, или словом, или дохновением: скажет слово, или дохнет только, и жизнь того пресечется. По Экумению, дух уст есть повеление и приказ, и как бы дуновение. Еще Исайя провидел, что жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.

И в Апокалипсисе Христос Господь, наименованный Словом Божьим, изображается так, что из уст Его исходит оружие острое, как видно, в знак решительности, скорости и непощадности праведного суда Божьего и гнева, его сопровождающего; вследствие чего Он и зверя, и лживого пророка его, прельстившего многих знамениями своими, ввергнет в озеро огненное, горящее жупелом. Можно потому положить, что и у апостола здесь убиение духом уст есть окончательное решение участи беззаконника низвержением его в ад.

И упразднит, праздным сделает место его, исключит его из числа живых, — то же, что и убьет. Греческое слово дает намек и на то, что с упразднением беззаконника Господь разорит, разделает и дела его. Вся помпа его, все при-зрачности обманчивые исчезнут, и все увидят ничтожность его и лживость показности его. Явлением пришествия Его, или актом пришествия, самим пришествием, или образом пришествия, тем видом, в каком оно совершится.

То и другое означает, что как тает воск от лица огня, как исчезает дым пред лицом ветра, так пред лицом Господа, грядущего на суде, не постоит беззаконник и всё дело его, всё развеется, как прах. Так величественно, всемощно и грозно для человека беззакония и всех грешников будет пришествие Господне! Блаженный Феодорит пишет: Апостол, сколько можно было, показал великость Владычного могущества. Ибо, пришедши с небес, говорит он, ска-жет только и предаст конечной гибели губителя.

Но думается, что в этом изображении можно видеть и всеочистительную силу Второго Пришествия Господня в огне пламенном, как помянуто выше. Теперь всякий грех и беззаконие ходят по стогнам мира, подняв главу, в смеси с добродетелью и правдой и даже с преобладанием над ними. Тогда же отделятся праведники от грешников, и эти последние заключены будут в одно неисходное место. На сцене мира останется одна чистота, святость и правда. Это имеющее быть, очищение всего сущего, и изображает апостол под видом упразднения беззаконника и дела его явлением пришествия Господня. Придет Господь, — и как гонит свет тьму, и ветер туман, так и Она прогонит и стеснит всякую неправду и грех в место, им определенное. И настанет всесветлое царство истины и добра.

Об этой ничтожности беззаконника и всей призрачной помпы его пред величием и силой Господа говорит апостол прежде изображения льстивых и опасных для немощи нашей козней его, чтоб держать упование и надежду на Гос-пода в бодренном и крепком виде, а это для того, чтоб последующим изображением козней антихриста не навести уныния и ужаса на Солунян. Он внушает им: придет сын погибели, но не бойтесь, вы вот в какого Господа веруе-те! Св. Златоуст пишет: «Явится беззаконник.

Что же потом? Тотчас за этим следует у апостола утешение, ибо он прибавляет: его же Господь убьет. Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде чем подойдет, приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся; так точно и Христос одним Своим появлением и пришествием убьет антихриста. Довольно только того, что Он явится, и все это погибнет. Едва только явится Господь, как уже положит конец обольщению».

«Апостол, сколько можно было, — говорит блаженный Феодорит, — показал величие Владычнего могущества. Ибо, пришедши с небес, скажет только и тем предаст конечной гибели губителя».

Тайнозритель так изображает гибель антихриста и его лжепророка: «схвачен был зверь и с ним — лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми от обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению; оба живыми брошены в озеро огненное, горящее серою», т. е. антихрист и лжепророк до страшного суда перейдут непосредственно из этой земной жизни в геенну (озеро огненное, горящее серою), так как для всех будет очевидным, что они заслужили вечные мучения.

Обыкновенный порядок тот, что сначала наступает смерть, а потом — суд, а для людей последнего времени — изменение и суд, но для антихриста и лжепророка, чрезвычайных противников Божиих, эта последовательность не будет соблюдена, и они не будут судимы. Хотя тайнозритель не говорит, что они будут брошены в геенну после изменения тел, однако и не отрицает этого; здесь лишь неполнота откровения, но не противоречие другим местам Священного Писания.

«После скорби дней антихриста и всех бедствий, которые (по учению Иисуса Христа) будут непродолжительными, ибо ради избранных сократятся, — последует всеобщее изменение законов природы. Грядет новое устроение мира — соответственно настоящему новому порядку в царстве Христовом. Сам Господь Иисус Христос открыл, что прежде Его пришествия последуют изменения, дивные перевороты в природе видимой и невидимой: «Солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе: и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».

Второе славное Пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа, согласно учению христианской Церкви, есть один из догматов Православия, а именно седьмой член Символа Веры: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым. Его же царствию не будет конца».

Существует предание, что после низвержения антихриста и его лжепророка в геенну мир окончится не сразу, но ещё 45 дней Честной Крест Господень будет сиять на небе, и лишь через 45 дней случится Страшный Суд.

«По преданию Глинских старцев, также считается, что после низвержения антихриста и лжепророка в геенну огненную живыми, мир сей сразу после этого не окончится. Пройдет еще 45 дней, и тогда наступит Страшный суд. Когда отверзутся небеса и появится на белом коне сидящий Царь Славы, Господь наш Иисус Христос, когда Он Духом уст Своих убьет антихриста и лжепророка, и тех, кто будет с ним, но не сразу после этого наступит кончина мира, а на небе останется сияющий неизреченным небесным светом тот крест Господень, который будет пред-шествовать Царю Славы, и на котором Он был распят в дни Своего Первого Пришествия на землю.

Этот Честной Крест Господень будет сиять на небе 45 дней до Второго пришествия Господня на страшный суд, призывая своим видом оставшихся в живых людей к покаянию, хотя антихриста и лжепророка уже не будет на земле. Вся вселенная, смятенная антихристом и испившая казни Божий — еще раз по Божьему милосердию будет призываться к покаянию негласным сиянием на небе Честного Креста.

Хотя прельщенные антихристом люди и поклонились ему и приняли его печать и хотя этим они потеряли способность креститься, т. е. совершать крестное знамение на себе, и хотя, тем самым падением, тяжким отречением от Христа Спасителя нашего истинного Бога, хотя они потеряли Божественную благодать Христову, но у кого-то в то время появится при виде сияющего креста на небе чувство раскаяния и сожаления, что он признал скверного, ничтожного и суетного антихриста за бога, поклонившись ему, но теперь, при виде креста Господня, будет горько стенать и плакать об этом».

«Об особых 45 днях после низвержения сатаны в озеро серное, где уже будут пребывать антихрист и лжепророк, действительно говорит Господь через пророка Даниила: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней (Дан. 12, 11 и 12)».

Простая арифметика дает нам искомые 45 дней: 1335 - 1290 = 45.

Что же будет происходить в эти дни? Даниилу об этом не было открыто: «Я слышал это, но не понял, и потому сказал: «Господин мой! что же после этого будет?» И отвечал он: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан. 12, 8-10).

Мы видим, что нам открыто о том, что нечестивые этого не уразумеют, но только мудрые. Уразумеют сами при помощи Божией благодати и только из числа живущих в последнее время.

Вот почему рассказать об этом в полноте не разрешено, иначе и нечестивые узнают, хотя и не поверят. Но кое-что мы можем знать все.

Действительно, это будет временем серой мглы, когда солнца, луны и звезд уже не будет. На небе будет сияющее изображение Креста Господня, который будет виден отовсюду и от которого только и будет некоторый свет. Не будет времени в обычном земном понимании. Дни будут отсчитываться по церковному календарю, так как во вне перемен дня и ночи не будет, и никто не сможет узнать дня и часа пришествия Господа».

Явится на суде знамение Сына человеческого, т. е. Святой Животворящий Крест Господень. Явится он как для утешения поклоняющихся Распятому Господу и распинающихся Ему, так и для посрамления нечестивых иудеев, распявших на Кресте Господа славы.

Обнаружатся дела и сокровенные помышления каждого. Св. Андрей говорит: «отверзутся книги всех деяний и совести и придут в явление всем».

Сам Иисус Христос будет полномощным Судьей, ибо Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Хотя на суде будут все три Лица Божественной и Нераздельной Троицы, однако весь суд будет принадлежать одному Сыну, ибо Он претерпел за нас вольные страдания. Судимый неправедно, будет судить всех не-лицеприятным судом. Священное Писание говорит, что кроме Христа будут многие судии. Когда сядет Сын человеческий на престол славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, говорит Господь ученикам, судить двенадцать колен израилевых (Матф. 19, 28).

Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете, что мы будем судить аггелов? Апостолы и некоторые Святые будут судить судом несамовластным и самостоятельным, но сообщительным и соизволительным. Похваляя праведный суд Христов, праведники будут судить не только людей, но и демонов.

Суд Христов будет отличен от суда человеческого, ибо на нем не все обличится словами, но многое — мыслью. Во всеуслышание Судья скажет тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Вот учение Священного Писания о страшном суде! Все сие мы должны постигать верой, но не любопытством и истязанием. «Видел ты, — говорит св. Златоуст, — как апостол укоряет испытание? (1 Тим. 6, 20). Ибо где вера, там нет места испытанию; где нечего испытывать, там лишни исследования». Испытание — пагуба для веры, ибо испытывающий — верить не может; сего ради говорит: «не упражняемся в испытаниях».

Ибо если истязаем — это не вера: вера упокояет помышление. Итак, не будем испытывать, чтобы называться верными. Если слово челове-ческое, то его надлежит исследовать; если Божье — следует только слышать и верить; если не поверим словам, то не поверим и тому, что есть Бог. Первым основанием веры в Бога служит доверие Его учению. За сию веру были похваляемы все древние, без нее же вся растлишася» (Бес. 1-я).

«Суд называется Страшным потому, что на нем обнажатся все наши дела, все наши помышления, слова и глубинные желания сердца; все, что мы делали тайно, станет явным, то, что совершалось наедине, — откроется перед всем миром. Что творилось в тайниках нашего сердца, станет открытым и обнаженным. И когда мы увидим свои собственные грехи во всей наготе, безобразии и гнусности, тогда мы готовы будем воскликнуть: «Горы, падите на нас и скройте нас от этого позора!»

Святые отцы говорили, что у нас есть некая память сердца. Они называли ее даже камерой сердца, где записывается все, вся наша жизнь, и внутренняя, и внешняя. И вот, на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим на самом деле, какие мы есть, а не какими нас рисовала наша воспаленная гордыня. Тогда мы увидим, сколько раз благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только ко греху и страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом».