Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь-наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.

В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне соответствует «новому мышлению». Как правило, они рассматривают свободу не в соответствии с необходимостью, а в «связке» с принуждением и насилием. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало «взрослого» мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий-от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)-для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть-»папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры - культурное отчуждение.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в «молодёжной» музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.

Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (реальная жизнь), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства» (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок, …). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т.Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье «заморского» искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к «русской вариации на тему демократии» (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.

С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие…). В России этим занимаются в основном, на словах…

Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого зависит экономика, политика, идеология…) к «русской демократии» (очень близкой к «плутократии» Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

Российскими студентами современный этап развития общества определён как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизованная анархия». В качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало посвободнее».

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие.

  • 1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.
  • 2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
  • 3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальных и гуманитарных наук

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по культурологии

«Причины возникновения молодежных субкультур»

Студента группы

Факультета заочного обучения

Деревянкина А.С.

Преподаватель

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Структура современной молодежной субкультуры…….4

Неформальные объединения молодежи…………………….7

Семья в процессе социализации подростков……………..9

Система образования……………………………………………….12

Особенности молодежной субкультуры…………………….14

Заключение……………………………………………………………..16

Список литературы ………………………………………………….17

Введение

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам.

В этой работе я предпринял попытку рассмотреть сущность молодёжной культуры и механику возникновения её субкультур.

Структура современной молодежной субкультуры

Многие старшеклассники отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание». Это подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры. Художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Наблюдается безрассудное презрение таких "устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как пережиток старины.

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей…

По результатам анкетного опроса лишь четверть старшеклассников готовы жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде» и только треть имеет сложившиеся политические убеждения. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной" музыке, а также распространении сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других групп населения России также постоянно снижается.

«Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль, бездуховность, цинизм, пьянство, вещизм, растерянность перед жизнью - основные причины ухода молодых, образованных людей в религию 1 ». Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов и национальностей в «неформалы».

Итак, общая причина образования молодёжных субкультур - недовольство жизнью, а в социологическом аспекте - кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью - пенсионеры - не спешат на "тусовки". А дело в том, что они уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о "новом поколении"; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва.

Молодежь эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

Молодежи, особенно подросткам свойственно объединение друг с другом. Но что собой представляют молодежные субкультуры с позиции психологии? Так ли они опасны, как об этом привыкли твердить? Какое влияние они оказывают на личность? Предлагаю разобраться.

Молодежь – социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет (возрастные границы могут отличаться в разных странах).

  • Одни исследователи (Г. Ф. Ушамирская, В. А. Луков, С. И. Левикова, А. В. Мудрик, С. К. Бондырева) считают молодежную субкультуру системой, способной к изменениям внешним и внутренним, поддающуюся влиянию социальных факторов, а также умеющую адаптироваться к изменяющимся условиям общества, но также и самой влиять на него.
  • Другие ученые (О. А. Максимова, Ю. В. Манько, К. М. Оганян, А. А. Русанова) напротив, говорят о том, что субкультуру нельзя рассматривать как систему в силу ее разнообразия, отсутствия единой структуры, критериев и ценностей.

Я придерживаюсь положения о том, что молодежная субкультура является системой, так как существует множество формальных и неформальных субкультур, но все они являются элементами молодежной субкультуры. В каждом движении, обществе и группе молодежь имеет общие основные характеристики, ценности, возрастные и психологические особенности, способна самоорганизовываться, развиваться, принимать влияние массовой культуры и воздействовать на нее.

Таким образом, молодежная субкультура – социальный феномен, проявляющийся в объединениях людей по выбранным ими самостоятельно признакам и обладающих своей культурой, которая может быть противопоставлена общепринятым нормам и ценностям или же гармонично сочетаться с ними.

К специфике молодежной субкультуры можно отнести то, что основателями многих движений является молодежь без конкретного социального положения на данный момент (находящаяся на границе социально значимого положения в обществе). Кроме этого, сложность данного феномена заключается в том, что формально молодые люди могут принадлежать к одному типу субкультур, а непосредственно задействованы в другом или других.

Развитие феномена субкультуры в России

Впервые молодежные субкультуры возникли на Западе (первая половина XX века), а сам термин «субкультура» появился в 30-е годы XX века. В Россию этот феномен пришел в конце 40-х.

Некоторые из существующих сейчас в России субкультур (стиляги, мажоры) берут свое начало в Советском Союзе. В СССР для обозначения молодежных субкультур использовалось определение «Неформальные объединения молодежи». Отсюда и возник жаргонный термин «неформалы».

Появлению и развитию субкультур всегда предшествуют:

  • какие-либо изменения в сферах (или одной его сфере) общества (экономическая, политическая, социальная и другие);
  • психофизиологические особенности молодежи;
  • особенности менталитета;
  • отсутствие социально-значимой деятельности в жизни молодежи и другое.

Часто субкультура служит способом оградиться, защититься, уйти от реальности.

Историю возникновения и развития молодежных субкультур в России можно разделить на несколько этапов (волн).

Первый этап (40-60-е годы XX века)

Начался с момента появления субкультур в России. Наиболее популярными были субкультуры активно-созидательного, романтического характера (барды), музыкальной направленности. Тогда практически не существовало протестных и негативных субкультур. Обуславливается это доступностью досуговых центров, клубов по интересам, учреждений культуры, а также позитивным воспитанием в школах и цензурой (отсев протестного и негативного материала). В те годы все общество находилось под строгим вниманием комсомола. Западная музыка и иные веяния западной жизни были почти недоступны, а потому возможность создания субкультурных клубов, которые не подчинялись бы комсомолу, была минимизирована.

  • Но именно в этот период и именно этот музыкальный пробел создал первую советскую субкультуру – стиляг (конец 40-х). В начале 1960-х годов интерес к стилягам пропал: представители этого движения выросли, а многие элементы западной культуры стали легкодоступны и законны.
  • На смену стилягам еще более массово молодежное общество захватила битломания (60-е годы). Это было всеобщее увлечение рок-н-роллом и одной из групп, исполняющих его.

Первый всплеск субкультур (40-60-е годы) отличался своей легкостью, поверхностностью. Стиляги и битломания стали первыми проявлениями нонконформизма и контркультуры. Это были отчасти неформальные субкультуры, а отчасти молодежные движения, основанные на увлечении танцами, музыкой, ярким и вызывающим внимание (но не шокирующим) внешнем виде.

Второй этап развития молодежных субкультур (конец 60-х – начало 80-х годов)

Наиболее глубокий, широкий, мощный и продолжительный всплеск контркультурности. В России в тот момент был период застоя.

  • Во второй половине 60-х годов XX века в России зародилось фрик-движение. К нам эта культура пришла из Северной Америки. Первое ее проявление было заметно в среде хиппи. В 70-е годы субкультура фриков достигла своего апогея и стала проявляться во внешних особенностях ее представителей (пирсинги, татуировки, вызывающая одежда, прическа). Это веяние сохранилось до сих пор.
  • В конце 1970-х возникла молодежная субкультура мажоров. В наши дни эта субкультура тоже существует, только название немного изменилось. Теперь это звучит как «золотая молодежь». Эта субкультура считается антиподом гопников и «быдла».
  • Основным контркультурным движением этого периода стала «Система» (70-е годы). Компоненты системы периодически менялись.
  • Но начиналось все с хиппи. Культура хиппи пришла из США (1960-1970 гг). В СССР это движение возникло только в 1970-х годах, в то время как в США оно уже затихало. В СССР хиппи было не так много, как на Западе. Отношение общества к представителям этой субкультуры было преимущественно негативным. Однако это не мешало существовать субкультуре хиппи в СССР в 1970-1990-х годах. В наше время остались отголоски этой культуры. Но актуальнее будет назвать ее «кибер хиппи». Акценты с реальных встреч единомышленников были перенесены на виртуальное общение, виртуальные сообщества. Реальными остались только массовые, заранее организованные встречи. Наиболее популярны среди таких собраний сейчас в России «Радуга» (1990 – наши дни), ежегодные встречи хиппи в Москве первого апреля «на Гоголях» и 1 июня – в Царицынском парке. Отголоски культуры хиппи можно найти сегодня в других субкультурах. Символика и культура хиппи стала источником большинства других отечественных субкультур.

Период перестройки и развал СССР (80-е – начало 90-х)

Данный период был настоящим взрывом нонконформизма. Активнее стали возникать, трансформироваться, развиваться молодежные субкультуры.

  • «Система» разбилась на многочисленные отдельные движения: металлисты (которые позже разделились на умеренных и бешеных), байкеры, ностальгисты, афганцы, оптимисты, пацифисты, волосатые, панки, рокеры, деловые, солидняки, гопники, широкоштанники, качки, бизнесмены, деляги, уличные и другие. В молодежную субкультуру начинает проникать криминогенность, увлечение ПАВ.
  • Общество впервые признало молодежные субкультуры социальной проблемой, начало придавать это огласке (СМИ, научная литература).
  • В 80-е годы XX века в СССР впервые появились футбольные фанаты. Порой восхваление любимой команды доходило до фанатизма и между болельщиками разных футбольных клубов случались драки, которые пресекались полицией. Сейчас футбольный фанатизм является очень актуальной проблемой нашего общества. Стоит отметить, что для людей, не относящих себя к футболу и далеких от этого вида спорта и любых команд, фанатские группировки являются совершенно безобидными. Тогда как друг для друга фанаты разных команд являются настоящей угрозой. Иногда они специально организовывают так называемые встречи «стенка на стенку», или же драки имеют спонтанный характер. Дополнительная опасность проявляется в том, что часто футбольные фанатики являются еще и нацистами. Нередко такие люди придерживаются праворадикальных взглядов, национализма и расизма.
  • В 1984 году в России возникли первые эксперименты с рэпом (у афроамериканцев и латиноамериканцев в 70-х). Но набольшую популярность хип-хоп движение в России получило во второй половине 1980-х годов, совместно с движением брейкданса. Окончательно это направление сформировалось в России лишь к 1990-м годам.
  • Чуть позже, ближе к концу 80-х общество поразила новая субкультура. Речь идет о неофашистских молодежных группировках. Но официальных данных об этой субкультуре никто не давал, да и вообще старались не придавать огласке их деятельность. Такое игнорирование привело к созданию активистами этого движения партии «Национальный фронт». Основной символ этой культуры – свастика. Они открыто призывали придерживаться национал-социалистической идеологии. Так, считали представители данной субкультуры, сохранится русская нация. Прежде всего, решение они находили в стерилизации неполноценных (по их мнению) наций, выселении «черных» и других национальностей. Принципом этой партии было «жестокость – врожденное качество человека». Потом отголоски этого выражались в таких субкультурах, как фашисты и скинхеды.
  • В конце 80-х в Россию пришло еще одно направление культуры. Так называемые толкиенисты, зародившиеся в Америке и Европе в середине 60-х годов. Массовую известность у нас это направление получило только в первом десятилетии XXI века. Толчком к появлению этой субкультуры послужил выход в свет «Властелина кольца».
  • В наше время благодаря движению толкиенистов возникают другие субкультуры. Например, неоязычники. Представители толкиенистской культуры, повзрослев, нередко уходят в язычество. Подобные культуры способствуют возрождению духа Древней Руси, традиций нашего народа, древних ценностей и так далее.

Постсоветский период развития субкультур (90-е – начало 2000-х)

Молодежные движения стали получать еще большую огласку в СМИ, распространяться по всем субъектам страны, внедряться, заимствовать, интегрироваться. Субкультуры приобретают еще более вольный, криминогенный характер, в молодежной среде укореняются наркотики, алкоголь и другие вещества. Свою деятельность продолжают имеющиеся до этого субкультуры и возникают новые.

  • В начале 90-х годов до России дошло увлечение аниме. Возникло оно в Японии в 70-80-е годы. С момента появления в России стало активно развиваться, набирать популярность, аудиторию. Эта субкультура смогла дойти до наших дней. Более того, она продолжает увлекать новые поколения молодежи и развиваться.
  • В середине 90-х в России стали популярны брейкданс и граффити. К нам увлечение граффити пришло из Нью-Йорка. По факту брейкданс и граффити являются частями культуры хип-хопа. Вместе с этими направлениями стали также развиваться паркур и катание на скейтборде. Пик популярности увлечением паркуром пришелся на 2006 год, это было связано с выходом фильма «13 район». В разные периоды катание на скейте являлось частью то одной, то другой культуры. Долгое время это был атрибут панк-культуры. Но позже скейтинг стал выделяться в самостоятельную субкультуру. И вот в наши дни это уже совершенно иное самостоятельное движение, имеющее свои особенности, принципы, цели, атрибуты, символы и смысл.

Современная Россия (2000-е – наши дни)

С 2000 года феномен молодежных субкультур начинает активно изучаться наукой (педагогика, психология, социология и другие). Альтернативное видение мира современных субкультур больше проявляется во внешнем виде, сленге и имеет развлекательный характер, нежели смысл жизни.

  • Нонконформизм стал не таким ярым, хотя еще в 2007 году очень громко заявляли о себе некоторые движения (скинхеды, готы, эмо).
  • Для современной России актуальными являются общества байкеров, субкультура интернет-сообществ, гопники, рэперы или хип-хоперы, ролевики, панки, металлисты, футбольные фанаты, готы, скинхеды, хиппи и другие. Нынешние субкультуры отличаются своим многообразием.
  • Вместе с техническим прогрессом и развитием общества субкультуры заметно изменились. Например, с новой силой возродилось движение хакеров. Впервые о нем заговорили в конце 50-х годов в США. Движение того времени не имело абсолютно никакого разрушающего и негативного характера. Напротив, оно строилось на принципах новаторства, творчества, усовершенствования и взаимопомощи.
  • В 70-е годы возник такой термин, как фрикеры – хакеры, взламывающие телефонные сети. В начале 80-х годов пропал интерес к телефонам и появился интерес к компьютерам и иной технике. С тех же лет и начало меняться направление и характер субкультуры хакеров. Все больше он становился деструктивным, незаконным, агрессивным. Хакеры разрабатывали вирусы и внедряли их, крали пароли, номера карт, личные данные, взламывали сайты и меняли или блокировали какую-либо информацию.
  • В 90-е годы стала наблюдаться тенденция взаимодействия хакеров с криминальными сообществами и террористическими организациями. Последнее послужило внедрению терминов «кибертерроризм», «кибершпионаж», «киберпреступление». В наше время субкультура хакеров привлекает к себе много внимания со стороны государства. Это действительно сильная и опасная субкультура. Безусловно, имеющая свои плюсы, но одновременно и серьезно влияющая на жизнь общества.
  • Появляются новые движения. Например, вейперы. Основой для их возникновения стал запрет на курение в общественных местах и появление электронных сигарет. У представителей этой субкультуры имеется свой сленг, девиз, они организовывают встречи («сходки»). Как таковых ценностей и установок не имеют. Эта субкультура носит исключительно развлекательный характер и имеет лишь внешние проявления. Однако вызывает негатив со стороны некоторых членов общества.

Причины увлечения субкультурой

Не все молодые люди увлекаются субкультурами. Интерес к ним зачастую возникает при определенной ситуации (психосоциальном состоянии) в жизни человека.

  • Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
  • Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
  • Нередко участниками молодежных субкультур становится инфантильная молодежь. Для них философия какой-либо субкультуры, ее ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей.
  • Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Чаще всего решением является употребление каких-либо веществ (наркотики, алкоголь), копирование внешнего поведения.

Сейчас наше общество вновь переживает серьезные изменения, переоценку ценностей, разрушение и создание многих систем, поэтому именно молодежи сложнее всего. Хотя это и самая мобильная демографическая группа, в то же время это самая социльно слабая и неустойчивая группа:

  • с одной стороны, молодежь хочет понять общество, войти в него, найти ориентиры и свое место;
  • а с другой натыкается на непонимание и непринятие, отсутствие тех самых ориентиров, противоречивые информационные данные, воздействие различных философий и видений мира.

Молодежные субкультуры как фактор социализации

Молодежные субкультуры являются эффективным и действующим фактором социализации. Ранее субкультуры всегда приравнивались к группам лиц с негативно . В связи с этим больше внимания и исследований к субкультурам оказывалось со стороны криминологов, нежели психологов, социологов или культурологов. Но со временем создавались типологии субкультур по разным признакам (70-е годы XX века) и стало очевидным, что не все субкультуры являются фактором отрицательных девиаций.

  • Я разделяю теорию Р. И. Зинуровой и Т. Н. Гурьяновой, согласно которой в асоциальные субкультуры приходят люди уже асоциально ориентированные. В соответствующих субкультурах эти люди ищут поддержку своих асоциальных норм и ценностей и возможность их реализации.
  • В зависимости от характера субкультуры (музыкальная, виртуальная, политическая и т. д.) существуют разные риски для ее участников. Например, такие как интернет-зависимость, наркотическая зависимость, алкоголизм, непристойное поведение, смена сексуальной ориентации, андрогинность, пренебрежение учебой, работой, реальным общением и т. д.
  • Вместе с тем есть субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи).

Обобщив все вышеизложенное, можно сказать, что молодежные субкультуры являются не столько фактором формирования девиантного поведения, сколько фактором развития и катализатором для уже имеющихся у индивида девиаций. А они могут быть как положительными, так и отрицательными. За прогрессом или регрессом общества всегда стояли люди с девиациями (положительными или отрицательными).

Особенности участия

Процесс вовлеченности молодого человека в жизнь субкультуры реализуется в 4 этапа.

Самоопределение в рамках субкультуры (личная идентичность)

Для первого этапа характерен слом прежних ценностей, установок и принятие образа жизни и морали данной субкультуры, взгляд на действительность через призму прописанных в той или иной группе ценностей и идей.

Групповая принадлежность («мы», «свои», «наши»)

На этом уровне члены субкультуры:

  • обмениваются информацией о концертах, исполнителях, музыке;
  • делятся своими впечатлениями от книг, текстов песен;
  • рассказывают свой первый или новый опыт в пробе наркотиков или иных веществ, а также опыт асоциального поведения, то есть культивируется общность участников.

Изменения внешности и досуга

На следующем этапе человек попадает на какие-нибудь встречи и тусовки всех представителей неформальных движений города. Чаще всего через знакомых. В этих местах:

  • возникают новые знакомства;
  • еще больше возрастает чувство общности, деятельности и значимости.

Вместе с тем происходят внешние изменения человека и изменения привычного досуга. Многие субкультуры требуют конкретных внешних изменений. Порой эти изменения противоречат требованиям семьи или работы, но если человек сильно увлекся субкультурой, то отдаст предпочтение ей.

Полное изменение жизни и уход от реальности

Четвертый этап представляет собой переход субкультуры из хобби человека в повседневность и реальность. Субкультурные принципы и нормы пронизывают всю жизнь человека. Часто он отказывается от своего имени и выбирает псевдоним для виртуального общения или кличку для общения на реальных тусовках.

На этом же этапе могут возникать разногласия со сверстниками, знакомыми из «досубкультурной» жизни и родными людьми. Чаще всего они вызваны несовпадением мнений и взглядов относительно идеологии конкретной субкультуры. Например, если речь идет о музыкальной субкультуре, то разными взглядами на музыкальный стиль. Порой все заканчивается:

  • уходом члена субкультуры из дома;
  • бродяжничеством;
  • попрошайничеством;
  • скитанием по друзьям или притонам;
  • уходом к «своим».

Послесловие

Не всем молодым людям из субкультур удается успешно социализироваться.

  • Для кого-то субкультура становится лишь этапом развлечений, помощником в поиске себя и своего места в обществе.
  • Для кого-то – этапом перед началом преступного или зависимого поведения. Например, увлечение культурой растаманов может окончиться как успешной социализацией, так и употреблением тяжелых наркотиков, т. е. наркотической зависимостью. Активисты пинк-рокерского движения могут стать представителями гей-движений, а готы «перерасти» в сатанистов.
  • Кроме двух названных встречается третий вариант развития событий для неформала – постоянная жизнь в рамках субкультуры («вечные неформалы»). Эти люди не воспринимаются серьезно ни обществом, ни представителями их же субкультур. В итоге такие люди не живут, а существуют в очень узких рамках, прописанных ими же, и самостоятельно созданном иллюзорном мире.

Энергию молодежи необходимо направлять в нужное русло. Редко бывает, что нельзя перенаправить молодого человека из деструктивной и асоциальной субкультуры в просоциальную. Чаще всего он хочет просто чем-то увлекаться, быть причастным, а не придерживается конкретных укоренившихся убеждений. Потому нужно лишь интересно для него и грамотно со стороны психолого-педагогической науки подать альтернативу его субкультуре.

Нужно не бороться с субкультурами, а принимать их и общаться на их же языке, помогать в организации досуга, интересоваться их жизнью. Акцентировать внимание на преимуществах субкультур (развитие способностей молодежи, поддержка в социализации, прогресс общества). Способствовать развитию просоциальных созидательных групп.

Субкультуры в современном российском обществе можно типологизировать в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1.

Охарактеризуем подробно особенности наиболее яркого проявления субкультур в российском обществе – молодежной.

Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так тины формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок.

Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину.

Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения. 11

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений - около 80%.

На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы.

В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.

Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других.

А вот подростковые банды, не относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, «конторами», шайками. В них входят «боевики» 16-18-ти лет и «шелуха» – подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.

В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).

Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых – приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.

Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» – своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее – «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом. 12

Люберы – широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.

Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев – группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.

Скины. Их отличительный символ - свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».

Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии – молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет.

Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше... то эта новость принесет бурную радость.

Фаны. Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России.

Что характерно для фанов – они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

Впрочем, и эти объединения сильно разнятся. Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни».

Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге – «пьяница»). Как можно догадаться, это – болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Экологисты. Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры и мотоциклисты. В середине 80-х распространилось новое направление в музыке – хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами.

Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.

Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации.

Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры.

Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи.

Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

Рейверы. В англо-русском словаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». В Интернете, можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» – «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образ жизни.

Почему ночной? Потому что обычно рейверы – посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

Хип-хоп-культура. Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно и, видимо, надолго.

Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» – улица. Считается, что это направление родилось на улицах цветных кварталов США.

Вспоминаются и другие словечки, которые уже давно на слуху и часто употребляются среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «граффити», «ди-джеинг» и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катание на роликах). «Подгруппы» хип-хопа разнообразны, возможно, именно поэтому данная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России.

Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений.

Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потом уже – сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков.

Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити.

Хоть название и происходит от итальянского «царапать», на самом деле это совсем не царапанье. Данное направление давно стало арт-дизайном, который теперь можно увидеть не только на стенах домов или заборах, но и в клубах, оформленных в молодежном стиле.

Подростки увлеклись этим видом «настенной живописи» и начали совершенствоваться в технике исполнения, проводя «мастер-классы», так что разрисованные стены все чаще пестрили и «радовали» обилием цветов.

Общественность устала с этим бороться, и городские власти нередко были вынуждены отводить специальные места, где ребята могли бы «отрываться в полный рост», пока хватит сил, времени, фантазии и, конечно, краски в баллончиках.

Сейчас можно встретить много подростков, одетых в хип-хоп-стиле, но вовсе не относящихся к приверженцам этого направления. Подобный стиль в одежде продиктован, прежде всего, относительной дешевизной, а также изобилием этих товаров на рынке.

Феномен «романтической компенсации повседневной рутины» воплощают совершенно уникальные и весьма популярные в данное время молодежные движения. Они ярко демонстрируют стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу, чтобы «забросить» себя все в те же экстремальные условия.

Диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира... Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще.

Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Толкинисты. Движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленными персонажами из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не только молодежным, но и общественным, провозгласив своим лозунгом: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде». Так называемые «тусовки» проходят в костюмах эльфов, гномов, гоблинов и т.д., – как правило, самодельных.

Популярное среди толкинистов времяпровождение – «бои» с использованием деревянного оружия. Могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа. У них даже выработался собственный этикет в общении: «аристократический», с подчеркнуто витиеватыми фразами.

Особый интерес представляют «семейные отношения» толкинистов. Они могут даже «повенчаться», причем «жрец» произносит: «Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртнаго духа». «Жених» и «невеста» целуются, а собравшиеся считают вслух. Насчитали до 20 - значит, в случае «развода» нужно будет поставить 20 бутылок пива. Невыгодно «разводиться», да? Говорят, что «сказочные» свадьбы нередко заканчиваются реальными...

Считается, что ролевые игры помогают решить молодым людям всегда актуальную проблему общения в молодежной среде. Но начинает казаться, что для этих ребят мир, созданный Толкиеном, реальнее российской действительности... Молодые россияне пытаются уйти в этот яркий мир от того, что их окружает.

Доклад на тему: «Особенности молодежной субкультуры в современной России» подготовила воспитатель ГПД Жижина Валентина Михайловна

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии современного подростка. Впервые к этой проблематике обратились социологи в 60-е годы 20 века. В России с конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам стало более заметным. В последние годы молодежной субкультуре уделяется гораздо больше внимания.

Наиболее полным определением молодежной субкультуры является следующее определение, данное В. Вороновым: Молодежная субкультура- система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60- 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

От уровня образования. У лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она значительно выше, чем у студентов вузов;

От возраста. Пик активность- 16-17 лет, к 21-22 годам она заметно падает;

От места жительства. Движение неформалов более характерны для города, нежели для деревни, так как именно город с его обилием социальных связей дает реальную возможность выбора ценностей и форм поведения.

Проблема в том, что ценности и ориентации молодежи ограничены в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательно- рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами ТВ, музыки и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализующее и дегуманизирующее воздействие.

Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Речь идет о стремлении к самоорганизации, к утверждению своей самостоятельности, характерном для социального созревания на подростковом и юношеском этапах. Эта тенденция проявляется в моде на одежду, музыку, и т.д. Причем нередко эти второстепенные моменты приобретают особую значимость, подкрепляя, с одной стороны, чувство мнимой самостоятельности подростка, с другой- желание протеста, порой даже неосознаваемого.

Основные характеристики молодежной субкультуры

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей. Одним из способов бегства от действительности, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Социологи сегодня бьют тревогу: на первом месте среди авторитетных источников информации у молодых людей - телевизор, на втором - компьютер. И лишь затем - школа, причем, как среда обитания, а не мест общения. В конце списка - семья.

Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка - сленга, который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

Одним из проявлений молодежной культуры являются неформальные молодежные объединения, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто говорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей.

Для многих подростков объединение в неформальные группы и асоциальный образ жизни являются одной из форм протеста против привычного уклада жизни, опеки со стороны старших. Подростковая группа представляет собой новый специфический вид эмоциональных контактов, невозможных в семье.

Неформальные группы в большинстве своем немногочисленны, объединяют подростков различного возраста, пола и социальной принадлежности и функционируют, как правило, вне контроля взрослых. Структура их зависит от многих факторов, но главным образом, от устойчивости (стабильности), функциональной направленности и взаимоотношений между членами.

С возрастом подростковая конформность снижается, авторитарное влияние группы уменьшается, и тогда уже выбор жизненного пути зависит от личностных качеств юноши и социальной среды за пределами группы.

Отношения в субкультуре строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого его членами в системе. Следует подчеркнуть, что потребность в положительной оценке окружающими людьми, является ведущей потребностью в подростковом возрасте. Именно поэтому подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников.. В этой связи становятся понятными факты девиантного, а то и противоправного поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей..

В последние два десятилетия в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение. Нынешнее молодое поколение воспитывается в принципиально иных условиях, нежели прежнее. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, возрастающая роль религии – все это реальность, к которой надо приспосабливаться. Делают это подростки весьма мобильно - например, включаются в рыночные отношения. Динамичность изменения сознания – особенность этой социальной группы.

По статистике МВД, примерно 25% молодежи от 12 до 30 лет страдают наркозависимостью. Помимо этого ползет вверх кривая не только подросткового, но и детского алкоголизма. По последним данным, несовершеннолетние и молодежь составляют 70-80% наркоманов, все больше случаев заболевания отмечается у 7-8 летних детей. По данным ЮНЕСКО, в Колумбии, Бразилии и России самый высокий уровень насилия - среди молодежи. (Лири А, Блаженов Д)

Подростки в современной ситуации казались в наиболее трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой - жестко сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию.

Культура общества – сложное и многообразное явление. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub – под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.

Многообразие культуры общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности. Субкультура, как правило, является своеобразной модификацией и конкретизацией общей культуры общества, приспособлением ее под нужды, интересы и потребности определенной группы людей.

В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.

В узком смысле молодежная субкультура – это культура, созданная самой молодежью. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентированна на удовлетворение запросов и вкусов молодежи, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. Во многом, по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, позволяющие с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься, которые становятся главным местом создания молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» - нижнее белье, «крутняк» - сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего либо. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» - иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Металлисты – любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам – булавки, клепки.

Рэпперы (от англ. «треп») – поклонники брейк – танца и ритм – музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.

Носители грандж – культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.

Рейверы – одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов – оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези – специального химического транквилизатора и наркотической смеси.

Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip – апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Хиппи выступили с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры, провозгласили свою систему ценностей, в которой особое место заняли «новая чувствительность» и свобода самовыражения. Особая роль отводилась ими «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений морали. Символами любви для хиппи выступали цветы, которые они носили в волосах и на одежде. Отсюда их движение называли еще «цветочной революцией». Протест против существующего общества и культуры принял у хиппи форму бегства то этой жизни и культуры. Они уходили из городов и жили коммунами, либо вообще уходили из жизни под действием наркотиков.

В начале 1970-х движение контркультуры хиппи охватил кризис и сейчас оно сошло на нет. Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Молодежные субкультуры: российская специфика. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных - наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России, и в отборе субкультурных феноменов для описания и анализа мы в основном ориентировались на них.

Криминализация молодежных субкультур. Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. При суммировании мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта - важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.

Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов и тренажерных залов, любительских объединений каратэ, кикбоксинга, других видов единоборства, которые в определенных случаях используются криминалом как боевые отряды при «разборках», резерв охраны и телохранителей. В своем большинстве такие объединения имеют легальный фасад спортивной организации, связь с криминалом может быть не известна многим участникам.