Расписание поездов продумано таким образом, что в любой город вы можете отправиться примерно раз в пол часа — час (хотя иногда требуются пересадки).

Сайт железных дорог Швейцарии: www.sbb.ch

Используйте его при планировании поездок куда бы то ни было. Просто вбейте начальный и конечный пункт (можно даже просто точный адрес) и предполагаемое время отправления. Сайт автоматически вычислит наиболее оптимальный маршрут и даст вам полную информацию, включающую время отправления, платформу отправления, время в дороге, пункты пересадок, номера поездов и автобусов.

Если у вас нет интернета — вы можете воспользоваться бесплатными компьютерами возле билетных касс на главном вокзале Цюриха (Zurich Hauptbahnhof). Там же вы можете распечатать полученную информацию.

Расписание поездов — можно посмотреть на табло на вокзале (примерно на пол часа вперед), или возле билетных касс взять небольшую брошюрку в виде книжечки примерно 5*10 см с расписанием поездов из Цюриха и обратно в большинство крупных городов.
Стоит иметь ввиду, что на любом вокзале вся информация о поездах обязательно присутствует в виде подобных информационных брошюрок. В Цюрихе вы, конечно, не найдете в бумажном виде информацию о региональных поездах из Беллинцоны, например. Но вы узнаете, как доехать до Беллинцоны, а в Беллинцоне уже сможете узнать о расписании электричек.

По приезде в любой город стоит заглянуть в туристическое бюро — там иногда можно найти карту города с отмеченными достопримечательностями. Однако стоит быть готовым к тому, что большая часть туристической информации будет на местных языках.

Билеты по Швейцарии

Можно купить по интернету, через автоматы или в билетных кассах. С недавних пор отменили возможность покупать билеты в поездах дальнего следования, но зато появилась возможность покупать билеты онлайн по смартфону через приложение SBB .

Зайцем проехать практически без шансов — контроль на скоростных поездах весьма частый. Штраф за безбилетный проезд — 100 франков.

На билете обозначено:

  • Cрок действия билета (наверху): обычно — дата покупки. Билет действителен в течение одного выбранного дня.
  • Крупными буквами: пункт отправления и пункт назначения.
  • При альтернативных маршрутах Вам может быть предложено выбрать промежуточные пункты. В таком случае они также печатаются на билете. Потому проехать из Цюриха в Интерлакен по билету через Берн можно только через Берн, при маршруте через Люцерн с тем же билетов Вы будете считаться безбилетником.
  • Крупная цифра в нижней части: класс билета. Бывает 1-ый и 2-ой.
  • Стрелками на черном фоне обозначено, действует ли билет в одну сторону или туда-обратно.
  • Внизу справа — стоимость билета.

Интернет-билеты покупаются через сайт www.sbb.ch (в соответствии с их условиями).

Если маршрут вызывает сомнения — лучше обратиться непосредственно в кассы. Персонал обычно свободно говорит на 4-х языках (фр., итал., нем. и анг.), они могу в том числе распечатать вам полную информацию по маршруту, включая пересадки и время отправления. На вокзале Цюриха получить более подробную информацию, а не просто купить билет, можно в Reisburo — бюро путешествий, расположенное рядом с билетными кассами. Там же можно купить билеты серии Swiss Pass, Halbtax, а также забронировать места в панорамных поездах и уточнить интересующие вопросы.

Билетные автоматы — принимают как франки, так и кредитные карты. Автоматы поддерживают 4 языка — анг., нем., фр. и ит. Купюры, засовываемые в автомат, не должны сильно превышать стоимость билета (разница должна быть не больше 10-20 франков, чтоб автомат мог выдать вам сдачу монетками).

Билеты на поезда не именные и действуют весь день покупки на любой поезд в данном направлении (за исключением тех случаев, когда специально бронируются места). Могут быть как в одну, так и в обе стороны. В поезде можно занимать любое место в соответствующем классе, если только на это место не распространяется бронь (обычно на стене с номерами мест в таком случае висит соответствующее уведомление).

Стоимость билетов — зависит от маршрута, а не от вида поезда. На скоростной поезд и региональный билеты будут стоить одинаково.

Стоимость билетов на поезда из городов Швейцарии:

Поезда в Швейцарии

Чтобы войти в поезд, не забудьте нажать на кнопку открытия дверей. Также при выходе.

Поезда бывают двух типов: двухэтажные и одноэтажные. Обычно подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (значки о запрете разговоров по мобильному телефону и т.п.). Однако запрет этот не строгий. В двухэтажных поездах проход между вагонами осуществляется по второму этажу.

Вагоны разделяются на первый и второй класс. Если вы с билетом второго класса сели в первый, вас оштрафуют. Если запланированная поездка попадает в час пик (в том числе вечером в воскресенье с популярных для хайкинга и горных лыж мест), то имеет смысл брать билеты в первый класс (цена котороых на 50% выше) — первый класс всегда свободнее и тише, а во втором вам может просто не хватить места. Но, в принципе, ситуации, чтоб вы не могли войти в вагон, практически не бывают. В худшем случае вам придется какое то время провести стоя.

Альтернативой шумному вагону может быть вагон-ресторан. Его наличие обозначается специальным значком в расписании. За приемлемую цену вы можете скрасить дорогу чашечкой кофе или бокалом пива.

Для велосипедов существуют специальные вагоны, которые бывают не во всех поездах — надо смотреть значки для конкретного поезда в расписании.

Большинство современных поездов в Швейцарии приспособлено для инвалидов — единый уровень с платформой, выдвигающаяся подножка, плоский пол, а теперь даже специальные расширенные туалеты, куда без проблем поместится инвалидное кресло.

В любом вагоне обязательно присутствует туалет, пользоваться которым можно и на станциях. Смыв, жидкое мыло и вода включаются кнопками (на полу, на стене или над краном с обозначенными символами).

Во многих поездах есть сервис по разносу кофе с закусками: мужчина с тележкой проходит по вагонам, предлагая чай, соки, кофе, сэндвичи и кое-какую выпечку. Если поезд двухэтажный, то надо учитывать, что пройдут только по второму этажу. В это время на первом этаже у входа загорается соответствующий символ, и вы можете поднять наверх сами и купить перекусить.

Опоздания

Швейцарские поезда практически никогда не опаздывают. Однако, из-за сбоев, или при большом скоплении людей, которые задерживают отправления, могут случаться небольшие задержки, хотя крайней редко. Скорее всего в часы-пик (около 18 часов вечера по будням) могут быть задержки поездов до 5 минут. Серьезные опоздания поездов тут практически не случаются, только если какой-то форс-мажор, авария на линии.

В случае туристических направлений, например в горные городки, следующий региональный поезд могут также задержать, так как его движение синхронизировано с остальными.
Однако при поездке в аэропорт лучше немного перестраховаться.

Чаще всего проблемы возникают с поездами в Берне . Чтобы лучше знать ситуацию, загрузите себе на смартфон приложение SBB, там можно посмотреть расписание. Там же обозначается опоздание, если с рейсом какая-то проблема или задержка, либо рейс отменен. Будьте аккуратнее в дни снегопадов — это обычно вызывает буквально транспортный коллапс, в основном это городской транспорт , но и с поездами начинается чехарда.

Международные поезда

Кроме местной швейцарской железнодорожной сети SBB, здесь также ходят французские TGV и итальянские CIS Alpino. Билеты на такие поезда можно купить только в билетных кассах, и обычно они подразумевают бронирование места. Самый дальний срок покупки билетов — около 3-х месяцев (зависит от места назначения). Билеты могут существенно различаться по цене, обычно есть так называемые SPAR билеты — специальное предложение по сниженной цене. Они самые дешевые, но их крайне мало и практически без шансов купить их на удобное время (пятница вечер, например). Зато на обычне будни — вполне можно успеть.

Большинство международных поездов мало чем отличается от обычных швейцарских — расстояния незначительны и поездка редко превышает 7 часов. Однако есть и ночные поезда. В них цена билета определяется типом купе: есть сидячие места (самые дешевые), купе на 6-ых, 4-ых, 3-их и 2-их. Чем больше человек на купе, тем дешевле билет. Купе на 6-ых (и на троих) представляет собой стандартное купе с тремя полками с каждой стороны (с одной для трехместного). Привычного столика у окна нет, зато там сделана лесенка, позволяющая легко залезать на полку. Сидеть в таком купе, конечно, не получится, пока среднюю полку не сложат.
Купе делятся на женские, мужские и смешанные. В цену билета входит постельное белье (обычно простынь — чтоб завернуться, подушка с наволочкой, матрасик и одеяло) и легкий завтрак (кофе или чай и булочка с маслом и джемом). Время движения рассчитано таким образом, чтобы прибывать в место назначения около 8 утра.

При желании билеты в Германию и Австрию можно заказать на сайте немецкой железной дороги www.dbahn.de .

Расписание международных поездов можно посмотреть на том же сайте www.sbb.ch , однако цены можно узнать только в билетных кассах.

Направления международных поездов с вокзала Цюриха:

  • CNL — Zürich – Basel – Amsterdam / Hannover / Hamburg / Kopenhagen / Berlin / Leipzig / Dresden / Praha
  • EC — Zürich – Zug – Arth-Goldau – Bellinzona – Lugano – Milano
  • EC — (Chur –) Zürich – Basel – Freiburg im Breisgau – Mainz – Köln – Dortmund – Bremen – Hamburg
  • EC — (Chur –) Zürich – Basel – Strasbourg – Luxembourg – Bruxelles
  • EC — Zürich – Sargans – Innsbruck – Wien / Salzburg
  • EC — Zürich – Winterthur – St. Gallen – Bregenz – Lindau – München
  • EN — Zürich – Bern – Genève – Perpignan – Barcelona
  • EN — Zürich – Sargans – Innsbruck – Graz / – Zagreb – Belgrad
  • EN — Zürich – Sargans – Innsbruck – Linz – Wien – Budapest / Praha
  • ICE — Zürich – Basel – Freiburg im Breisgau – Frankfurt am Main – Hannover – Hamburg (– Kiel) / Berlin
  • ICE — Zürich – Schaffhausen – Stuttgart (– Frankfurt am Main)
  • TGV — (Chur –) Zürich – Basel – Strasbourg – Paris

Скидки на билеты по Швейцарии

Периодически в Швейцарии делаются акции на билеты в некоторых направлениях. Все самые «вкусные» предложения мы публикуем на страничках в соцсетях : в

Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге или рельсовыми фуникулерами. Я не буду рассказывать про федеральные железные дороги, так как в поездке пользоваться ими мне не пришлось, а вот самые интересные локальные железнодорожные маршруты мы использовали.

1. Знакомство с железнодорожной инфраструктурой началось с узкоколейной железной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, а точнее с ее участком на тоннеле Фурка на высоте 1,564 м над уровнем моря, длинной 15.34 км. Особенность этого участка состоит в том, что специальные платформы перевозят автомобили, причем с пассажирами.

2. Покупаете билет, заезжаете на платформу и через 25 минут вы с другой стороны перевала. Быстро, удобно, безопасно. Выходить из машины во время движения запрещено!

3. А теперь самая крутая железная дорога в мире Pilatusbahn с максимальным градиентом 48% и средним градиентом 35%. Линия проходит от озера Люцерн, до конечной остановки вблизи вершины Pilatus на высоте 2 073 м. Первый паровоз поднял пассажиров 4 июня 1889, а 15 мая 1937 года на маршруте появились поезда на электрической тяге.

4. Подъем и спуск по маршруту Alpnachstad - Pilatus Kulm и обратно стоит 72 швейцарских франка, причем спуститься можно и в город Kriens используя фуникулер. Поездка с собачкой дополнительно обойдется вам в 14 франков.

5. В наших планах ночевка на высоте 2132 метра, поэтому наши "чумоданы" загружают в неиспользуемую заднюю кабину машиниста.

6. Поехали! Виды из окна покажу в другом репортаже, а сейчас только транспортные фото.

7. Дорога одноколейная, посредине маршрута место для разъезда со встречными поездами.

8. Вагон Pilatusbahn на подъезде к вершине.

9. Вокзал, он же Hotel Bellevue, он же ресторан для туристов. Само собой, все эти заведения находятся на разных этажах:).

10. Наш следующий маршрут начинается в коммуне Лаутербруннен, кантоне Берн. Поезд зубчатой железной дороги Wengernalpbahn открытой в 1893 году доставит нас в деревню Венген, чтобы оттуда мы совершим поездку по высочайшей железной дороге в Европе Jungfraubahn.

11. На фотографиях не видно, но уже темно, льет мелкий дождь, из окна поезда вообще ничего не было видно. Поэтому я еще вернусь к этой дороге позже, после поездки по Jungfraubahn.

12. "Ретро-поезда" тоже еще работают, но мы поедем вот на этом, который справа.

13. Чистые и современные поезда Wengernalpbahn.

14. Поезд на промежуточной станции Eismeer железной дороги Jungfraubahn. Стоянка поезда 5 минут, поэтому можно выйти и полюбоваться вечными льдами и величием скал. Интересно, что Гайер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, после чего разрешение было выдано.

15. Перепад высот 1400 метров, протяженность 9 км. Для любителей поблевать есть пакетики.

16. И снова Wengernalpbahn.

17. Билетик недорой, в пределах 5 франков, поездами пользуются не только туристы, но и местные жители.

18. Виды завораживают.

20. Встречаем ретро-поезд, который ходит 2 раза в день.

21. Красиво?

22. И вот, мы снова на вокзале Lauterbrunnen.

23. Поезд зубчатой железной дороги Berner Oberland Bahn.

24. Ну, и на последок железная дорога Montreux Vevey Riviera (MVR).

25. Особенность дороги в том, что поезд нужно останавливать с помощью кнопки на специальной колонке. Если этого не сделать, то он проходит мимо. Такая же кнопка есть и в вагоне.

26. Не могу сказать стоимость билетика на этот поезд, так как все отели в большинстве городов Швейцарии выдают гостям транспортные карты, в которые входит и проезд на городских электричках и фуникулерах. А в кантоне Женева даже и экспресс в аэропорт.

27. Часть вагона выделена под пассажиров первого класса.

28. Поднявшись на фуникулере Territet - Glion видим поезда железной дороги Montreux-Glion-Rochers de Naye (MGN). Прикольно, сзади поезда еще тележка для грузов.

29. И вот такой необычный девайс.

30. Поезд Швейцарских федеральных железных дорог SBB-CFF-FFS на вокзале в Vevey.

31. Кстати, на участках железных дорог мне попадались ну ооочень старые рельсы. Вот такой железнодорожный репортаж. Будет еще много интересного из Швейцарии, следите!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

В 2013 году Швейцарские федеральные железные дороги - так звучит их официальное наименование - перевезли 366 миллионов пассажиров. Это очень впечатляющая цифра. Ведь население самой Швейцарии по состоянию на 30 сентября 2014 года составило чуть более 8,2 миллиона человек. Железные дороги Швейцарии имеют самую густую сеть в Западное Европе. А швейцарские поезда - одни из самых надежных и комфортабельных в мире. Общая протяжённость железнодорожной сети Швейцарии по состоянию на 2013 год составляет 3 033 километра. Здесь же расположена самая высокая железнодорожная станция Европы: станция «Юнгфрауйох» на высоте 3 454 м на территории Бернского Оберланда.

Как создавались железные дороги Швейцарии

Первый участок железной дороги, который проходил только по швейцарской земле, был построен в 1847 году и соединил города и Баден. Настоящий железнодорожный бум начался после принятия «Закона о железных дорогах» в 1852 году. Данный закон устанавливал, что железные дороги могут строить и эксплуатировать частные лица либо кантоны.

Огромную роль в этом сыграл Альфред Эшер — швейцарский политик, фабрикант и первопроходец в области железнодорожного строительства. «Закон о железных дорогах» он по праву мог назвать своим детищем. Строительство Готардской железной дороги - одно из главных его достижений.

Горная Сен-Готардская железная дорога, протяженность которой составляет 274,2 км, пересекает центральный массив Швейцарских Альп и соединяет итальянские железные дороги со швейцарскими и немецкими. Кроме того, Эшер был одним из основоположником кредитного банка «Schweizerische Kreditanstalt». На сегодняшний день это всемирно известный банк «Credit Suisse».

Не удивительно, что памятник Альфреду Эшеру, открытый 22 июня 1889 года, стоит на почетном месте - на привокзальной площади . При этом пассажиропоток вокзала в Цюрихе составляет приблизительно 400 000 человек за рабочий день.

Создатели «Закона о железных дорогах» явно исходили из благих намерений. Однако в результате началась безжалостная конкурентная борьба. В результате которой, о своем банкротстве в 1861 году объявила сначала Швейцарская восточно-западная. А в 1878 - Швейцарская национальная железная дорога. Данные события повлияли на точку зрения как парламентариев, так и простых граждан.

Требования о национализации железной дороги становились все громче. В результате всенародного голосования 20 февраля 1898 года было объявлено о национализации пяти «выживших» частных железных дорог. 1-е января 1902 года стало днем рождения SBB: так выглядит сокращение от «Schweizerische Bundesbahnen» — Швейцарские федеральные железные дороги - на немецком языке.

Железные дороги Швейцарии сегодня

На швейцарских поездах вместе с логотипом железных дорог на немецком можно увидеть также сокращение CFF-FFS — от французского «Chemins de fer fédéraux suisses» и итальянского «Ferrovie federali svizzere», что лишний раз подчеркивает многоязычность Швейцарии.

С 1 января 1999 года SBB преобразованы в открытое акционерное общество, 99 % акций которого принадлежат государству. Сеть железных дорог Швейцарии полностью электрифицирована, по состоянию на 2013 год количество сотрудников SBB составило свыше 30 000 человек. До 2005 года в швейцарских поездах были вагоны для курящих и некурящих. 11 декабря 2005 года - вместе с изменением расписания движений поездов - курить запретили везде.

Поездка на швейцарском поезде - это, прежде всего, комфорт. Это удобные, мягкие сидения, большие панорамные окна, чистые туалеты, работающие без перебоев кондиционеры, розетки для мобильных устройств. В большинстве скорых поездов есть вагон-ресторан и мобильный мини-бар: сотрудник SBB катит по проходу тележку и предлагает пассажирам напитки - чай, кофе, минеральная вода, кола, пиво, а также сандвичи, сухарики и чипсы.

Между основными городами Швейцарии скорые поезда курсируют в среднем два раза в час. Кроме того, здесь есть также поезда пригородного сообщения «S-Bahn», то есть попросту электрички. При этом цена на все виды поездов стандартна. И цена это достаточно высокая. Так, 11-тиминутная поездка 1-м классом в один конец из на вокзал Цюриха обойдется Вам в 10.80 франков. А за поездку из Цюриха в Берн 1-м классом туда и обратно придется выложить 176 франков, та же поездка 2-м классом стоит ровно 100 франков.

Билет на поезд в Швейцарии надо покупать в билетной кассе или в билетном автомате, кондуктора в поездах билеты сейчас не продают, хотя раньше такое практиковалось - за доплату в 5 франков. Поездка без билета обойдется Вам минимум в 80 франков, а Ваши персональные данные будут храниться в центральном компьютере SBB 2 года. 2-ая безбилетная поездка обойдется уже в 120, а третья - в 150 франков. Так что лучше покупать билеты вовремя и наслаждаться комфортабельной поездкой.

В конце XIX века на «крыше Европы», в Альпах, стали как грибы после дождя появляться горные железные дороги, многие из которых были по тем временам инженерным чудом. Подземные станции в недрах неприступных вершин, спиральные тоннели и виадуки, поезда, взбирающиеся с уклоном в 40% на километровые высоты, - мы отобрали для вас пять самых необычных исторических железных дорог Швейцарии.

(Всего 73 фото)

1. Уже во второй половине XIX века швейцарцы поняли, что наряду со знаменитыми банками главным конкурентным преимуществом их маленькой страны является умопомрачительная альпийская природа. Однако туристов еще необходимо было как-то привезти в труднодоступные высокогорные районы.

2. В последней четверти столетия технический прогресс наконец-то позволил найти подходящие инженерные решения: к новым роскошным отелям на склонах Эйгера, Маттерхорна или Юнгфрау путешественников и лыжников должна была доставить сначала паровая, а потом электрическая тяга с помощью рельсового транспорта.

Самая высокогорная железная дорога Европы - Юнгфраубан

3. Эйгер, Менх и Юнгфрау - самая знаменитая горная триада Бернского Оберланда, мечта и проклятие многих альпинистов.

4. Еще с 1860-х годов существовали планы строительства железной дороги, которая должна была пройти прямо сквозь толщу первых двух вершин и завершиться на Юнгфрау, высочайшей из них (4158 метров).

5. По разным (в основном финансовым и инженерным) причинам к реализации проекта смогли приступить только спустя три десятилетия. В 1896 году швейцарский предприниматель Адольф Гуйер-Целлер начал строительство 9-километровой линии, бравшей свое начало от уже существовавшей на перевале Кляйне-Шайдег у Эйгера железнодорожной станции.

6. Казалось бы, длина новой дороги не впечатляла, особенно в сравнении с 1000-километровыми высокогорными проектами китайцев. Однако в данном случае имело значение совсем иное: Юнгфраубан возводилась на 100 с лишним лет раньше, с соответствующими технологиями и по частной инициативе. Линии предстояло преодолеть перепад высот без малого в 1500 метров, причем 7 из 9 километров ее длины необходимо было пробить прямо сквозь массив гор Эйгер и Менх.

7. Этот тоннель строили целых 14 лет, с 1898 по 1912 год, первоначально круглосуточно, в три смены. При проведении взрывных работ погибло несколько рабочих, а в 1899-м процесс затормозился после смерти основного инвестора, Адольфа Гуйер-Целлера. Пришлось изменить и первоначальный маршрут дороги.

8. Юнгфраубан должна была завершаться у вершины горы Юнгфрау, но из-за последовавших за кончиной вдохновителя проекта финансовых трудностей, а также сложных геологических условий в предполагаемой конечной точке дорогу довели только до перевала Юнгфрауйох между Менхом и Юнгфрау.

9. Естественно, обычную рельсовую линию строить в данном случае было невозможно. Всего за 9 километров поезд должен был подняться на 1393 метра, с перевала Кляйне-Шайдег (2061 метр над уровнем моря) до Юнгфрауйоха (3454 метра). Для подобных подъемов необходимо было возводить зубчатую железную дорогу.

10. Подобные магистрали оборудуются дополнительным (третьим) зубчатым рельсом, за которые цепляется одно или два столь же зубчатых колеса, установленных уже на подвижном составе. Технология, получившая особенное распространение как раз в Швейцарии, где насчитывается несколько десятков подобных линий, позволяла относительно легко и безопасно преодолевать крутые горные склоны.

11. Для Юнгфраубана была выбрана метровая колея (ширина - 1000 мм), линия изначально была электрифицирована (используется трехфазный ток).

13. Первые два километра она преодолевала по поверхности земли. У подножия горы Эйгер, на фоне ее знаменитой Северной стены, унесшей немало жизней альпинистов, устроена первая станция «Айгерглетчер» («Ледник Эйгер»).

15. Оставшиеся три станции дороги подземные или, точнее, подгорные. Как гномы из эпопеи «Властелин колец», строители Юнгфраубана возвели прямо в толще горы станционные комплексы, причем не простые, а совмещенные с обзорными площадками. Станция «Айгерванд» («Стена Эйгера») расположена посреди той самой Северной стены и была открыта в 1903 году.

17. Поезд по дороге наверх останавливается здесь на пять минут. С пассажирских платформ устроены выходы к смотровым окнам, из которых с высоты 2865 метров открываются фантастические панорамы долины Гриндельвальда. Эти же окна в свое время использовались для спасения альпинистов, вздумавших покорить Северную стену Эйгера, но не рассчитавших свои силы.

19. Общий вид Айгернордванд, где красным выделены выходы со станции «Стена Эйгера».

21. В 1905 году на высоте 3158 метров вновь-таки в глубинах Эйгера, но уже у его юго-восточного склона открылась станция «Айсмеер» («Ледяное море»).

23. Наконец, третья (и ставшая конечной) станция Юнгфрауйох заработала только в 1912 году. Расположившаяся на одноименном перевале между горами Менх и Юнгфрау, она заняла высоту 3454 метра, став, таким образом, самой высокогорной железнодорожной станцией всей части света. Именно поэтому она прозвана «вершиной Европы».

24. Здесь туристы могут выйти на поверхность, где расположено сразу несколько туристических объектов: смотровые площадки с панорамными видами на окрестности, включая самый длинный альпийский ледник Алеч, рестораны, музей, почтовое отделение, ледовый дворец.

26. Юнгфраубан, конечно, прежде всего - это популярнейший туристический объект. Двухвагонные составы ежегодно перевозят более полумиллиона человека.

27. Подъем занимает около часа, билет на «вершину Европы» стоит 60 швейцарских франков (€50).

Самая высокогорная открытая железная дорога Европы - Горнергратбан

28. Юнгфраубан является самой высокогорной железной дорогой Европы, однако семь из девяти ее километров проложены в тоннелях. В Швейцарии в кантоне Вале на сопоставимых высотах существует еще одна, естественно, также зубчатая дорога, но уже практически полностью проложенная на поверхности.

29. Горнергратбан связывает курортный городок Церматт с горой Горнеграт.

30. Ее протяженность также составляет чуть больше девяти километров, но из-за малой длины тоннелей строилась она куда быстрее. Работы начались в 1896 году и продолжались всего около двух лет. Частично двухпутная линия с шириной колеи в 1000 мм соединила существовавшую на высоте 1604 метров железнодорожную станцию в Церматте с горной грядой Горнеграт (3089 метров), где находилась гостиница Kulm.

31. Уже в 1990-е годы на гостиничных башнях была устроена обсерватория с двумя телескопами.

32. На линии, максимальный уклон которой составляет 20%, существует четыре тоннеля (самый длинный - всего 179 метров), два виадука и крытая галерея длиной 770 метров, появившаяся в 1940-е годы на наиболее лавиноопасном участке.

34. На значительном участке Горнегратбана живописный фон для нее составляет гора Маттерхорн, одна из самых знаменитых альпийских вершин.

37. Общий перепад высот на линии составляет 1485 метров, то есть даже больше, чем на Юнгфраубане. Линия Горнегратбан электрифицирована (она вообще стала первой в Швейцарии зубчатой дорогой с электрической тягой), на ней шесть станций (многие из них рядом с гостиницами). Двухвагонные составы способны перевезти около 2,5 тыс. пассажиров в час.

39. Еще одним интересным объектом на этой дороге является Риффельальптрам. По сути, это коротенькая (всего 675 метров) трамвайная линия, которая в летнее время перевозит постояльцев гостиницы Riffelalp Grand Hotel от станции Риффельальп прямо к отелю.

40. На этом снимке справа Горнегратбан, слева заметны пути Риффельальптрама.

41. Обслуживают одноколейную ветку (ширина колеи - 800 мм) всего два открытых вагончика, работающих от аккумуляторов и построенных еще в 1899 году.

42. Несмотря на общий несколько игрушечный вид Риффельальптрама, он считается самой высокогорной трамвайной линией в Европе: средняя высота над уровнем моря составляет 2210 метров.

Самая крутая железная дорога в мире - Пилатусбан

43. У железных дорог Юнгфрау и Горнерграт максимальный уклон составляет 25 и 20% соответственно. Это, конечно, далеко не рекордные цифры, которых позволяет добиться зубчатая передача. В 1889 году в кантоне Обвальден, в Центральной Швейцарии, открылась линия, связавшая городок Альпнахштад с одной из вершин горного массива Пилатус над озером Люцерн.

45. Средний уклон Пилатусбана составляет 35%, а максимальный - 48% (!). Для обеспечения подобного крутого подъема не годилась даже обычная зубчатая передача, когда рельс с колесом имели вертикальное соединение.

46. Инженер Эдуард Лохер предложил элегантное решение: удвоить систему (два рельса и два колеса) и развернуть ее горизонтально.

47. Такое решение не только позволило ликвидировать угрозу соскакивания колеса с рельса, но и обеспечило устойчивость вагонов во время сильных ветров, частых в этом районе.

49. Протяженность линии с шириной колеи 800 мм - всего 4,6 километра. За полчаса один из десяти вагонов вместимостью 40 человек каждый преодолевает высоту в 1629 метров.

50. В конце устроены несколько тоннелей. Первоначально для движения использовалась паровая тяга, с 1937 года линия была электрифицирована.

Паровозная линия Фурка-Бергштреке

51. В отличие от Пилатусбана, уже давным-давно электрифицированного, зубчатая железная дорога, соединившая городки Реалп и Обервальд на юге Швейцарии, до сих пор использует паровозную тягу.

52. Линия в своей высшей точке пересекает перевал Фурка на высоте 2160 метров и имеет максимальный уклон 12%.

53. Еще в 1981 году этот 18-километровый участок дороги Фурка - Оберальпбан после открытия тоннеля под перевалом Фурка был закрыт и заброшен, но уже спустя 11 лет исключительно благодаря инициативе энтузиастов и их пожертвованиям заработал вновь.

54. Линия и сейчас функционирует исключительно благодаря частным инвестициями.

55. Фактически это туристический аттракцион, участники которого имеют возможность проехать по второму по высоте железнодорожному перевалу Европы, насладиться по дороге альпийскими пейзажами и сделать это с помощью горячего лампового яростно дымящего паровоза.

Ретийская железная дорога - самая высокогорная традиционная железнодорожная линия в Европе

56. Есть в Швейцарии и выдающиеся во всех отношениях обычные железные дороги, которым для функционирования уже не требуется дополнительная зубчатая передача. Уклоны здесь не так велики, зато протяженность их гораздо выше, и, кроме туристической, они выполняют и обычную транспортную функцию.

58. В 2008 году Альбула и Бернина, две линии Ретийской железной дороги, крупной узкоколейной сети в юго-восточном кантоне Граубюнден, попали в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

60. До 1890-х годов железные дороги на юго-востоке Швейцарии практически отсутствовали. Только в 1898-1904 годах была открыта линия Альбула (67 км), а в 1910 году - ее продолжение Бернина (61 км), связавшие «большую Швейцарию» с итальянским городком Тирано через горный курорт Санкт-Моритц.

61. Этот проект вдохнул принципиально новую жизнь в кантон Граубюнден, позволив ему стать одним из главных туристических центров страны.

62. Начинаясь в деревне Тузис на высоте 697 метров над уровнем моря, дорога забирается на перевал Бернина (2253 метра), после чего вновь спускается к итальянской границе и в городке Тирано заканчивается на отметке в 429 метров. Уклон при этом не превышает 7%, что позволило отказаться от использования зубчатой передачи. В плане устройства движения линии Альбула и Бернина вполне традиционные, разве что узкоколейные (ширина - 1000 мм). Лишь в некоторых населенных пунктах они проходят просто по городским улицам, напоминая, скорее, трамвай.

64. Среди выдающихся инженерных сооружений выделяется виадук Ландвассер, шестиарочный изогнутый мост, одним своим концом упирающийся в тоннель. Это настоящий символ линии Альбула.67. С середины 1980-х годов и в особенности после включения линий в список ВКН ЮНЕСКО линии Альбула и Бернина стали особенно популярны среди туристов. По дорогам ездит сразу несколько поездов с вагонами, имеющими панорамное остекление. Например, Bernina Express всего за 4 часа преодолевает 127 километров между Куром и Тирано, сначала поднимаясь на 1700 метров, а потом спускаясь на 1800.70. Построенные более века назад, они до сих пор представляют собой выдающееся торжество человеческого гения, единство захватывающей дух природы и инженерного чуда.

Швейцария обладает самой густой железнодорожной сетью в Европе. Транспортное сообщение в этой стране функционирует идеально. Поезда бесперебойно следуют в разные населенные пункты, без сбоев и опозданий. Железные дороги Швейцарии вместе с водным и автомобильным транспортом образуют единую систему. Сеть имеет протяженность примерно 2300 км. Около 112 км железнодорожных путей приходится на 1000 кв. км.

Как функционирует ж/д транспорт

Расписание движения и маршруты скоординированы таким образом, что пассажиры, прибыв на вокзал, могут без промедления продолжить путешествие на автобусе. Между крупными населенными пунктами курсируют, в основном, поезда и автобусы.

Швейцарцы активно эксплуатируют железные дороги страны. Вместе с государственным транспортным предприятием SBB здесь имеются частные железные дороги. Железнодорожный транспорт является образцом функциональности и пунктуальности, несмотря на наличие ущелий и гор. В высокогорный районах расположены железнодорожные виадуки, которые выглядят очень живописно и привлекают внимание. В стране организовано множество панорамных маршрутов. Например, Ледниковый Экспресс, Золотой Перевал и др. Информацию о Ледниковом экспрессе можно получить на сайте www.glacierexpress.ch. Особенность железных дорог Швейцарии - обилие туннелей из-за горного рельефа. На официальном сайте SBB - www.sbb.ch можно посмотреть расписание движения поездов.

Железнодорожные билеты

Швейцарская система путешествий STS отлажена очень четко. Пользуясь услугами Swiss Travel System, турист может объездить всю страну по единственному проездному билету. Один проездной дает право пользоваться разными маршрутами, а это более 26 тысяч км. Проездные – это предпочтительные билеты для тех, кто намерен посмотреть Швейцарию с помощью общественного транспорта. Путешественник может пользоваться поездами, водным транспортом, автобусами, общественным городским транспортом, панорамными поездами. Подробные сведения об этом билете есть на сайте www.swisstravelsystem.ch.

Проездной билет Swiss Pass – это также и абонемент в музеи, которых в стране насчитывается более 450. Он дает право пользоваться со скидками услугами кабельных подъемников и горных железнодорожных путей. В швейцарских поездах используется градация на первый и второй классы. Пассажиры первого класса имеют более просторные места, что гарантирует больший комфорт во время поездки. Вагоны этой категории менее шумные. Они оборудованы особыми бизнес-зонами. Если пассажир планирует поездки в пределах города или кантона, то ему рекомендуется покупать проездной билет этого населенного пункта (кантона).