Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением математики»

«Богатыри земли русской»

Тип – внеклассное мероприятие в 5 классе, посвященное Дню защитника Отечества

«Вариативные формы в системе патриотического воспитания детей»

Кустова Лариса Иосифовна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 5 «В» класса,

Домашний адрес: г.Каргополь ул. Капустина д.16

Адрес места работы: г.Каргополь ул. 3 Интернационала,31

Рабочий телефон - 2-14-42

1.Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли Русской» разработан для обучающихся 5 класса и посвящен Дню защитника Отечества. В основу сценария положены две формы работы: просмотр видеофильма и игра. Для обучающихся данной возрастной категории такие формы, на наш взгляд, являются оптимальными, так как просмотр видеофильма (куда включен и мультипликационный фильм «Илья Муромец») обеспечивает информационную составляющую мероприятия, а игра позволяет обучающимся показать знания на предложенную тему, проявить свои творческие и организаторские способности. Тема мероприятия также соответствует времени его проведения – честь, доблесть и отвага богатырей Русских и защита Отечества в наши дни.

Цель:

помочь обучающимся понять и представить «дела давно минувших дней», вовлечь в процесс самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию воображения, внимания, памяти.

Задачи:

Способствовать формированию представления о защите Родины, подвиге, патриотизме;

Содействовать воспитанию у обучающихся любви к Отчизне, чувства товарищества, доброты и справедливости;

Воспитывать самостоятельность, инициативу.

Предварительная подготовка:

обучающиеся знакомятся с русскими былинами и сказаниями о богатырях по книге «Былины» (М.: Дет.лит., 1969), рассматривают репродукции картин и иллюстрации книг. Классный руководитель готовит фильм о русских богатырях. Девочки готовят именные открытки мальчикам. Родители готовят грамоты и призы (пироги).

Оформление и оборудование:

мультимедийное оборудование, фильм о богатырях русских.

Мероприятие было проведено в 5 «В» классе 22 февраля 2013 года. По отзывам обучающихся, можно сделать вывод, что цель была достигнута, задачи, которые стояли перед ними, выполнены. Большой интерес вызвал фильм, который был подготовлен классным руководителем. Игра в форме «Что? Где? Когда?» также запомнилась обучающимся. Обмен мнениям о мероприятии проходил в неформальной обстановке, за чашкой чая.

2.Основная часть.

Сценарий внеклассного мероприятия «Богатыри земли русской», посвященного 23 февраля, Дню защитника Отечества

5 «В» класс

Действующие лица: ведущие (1) и (2)- учитель и обучающийся. В качестве гостей приглашаются родители обучающихся (желательно, папы).

Ведущий (1):

Ой вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на почетный пир, а на беседу добрую да складную, чтоб был у нас мир да лад и согласие. И велась б беседа наша речью плавною… А беседовать мы будем о делах былинных, о славных богатырях земли нашей Русской…

Ведущий (2):

Ой, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхивали

И видом не видели!

Поведем ж рассказ сегодня

Про седую старину…

Про дела бывалые…

Подвиги удалые…

Чтоб красны девицы послушали,

Добры молодцы призадумались.

Ведущий (1): Сильна и могуча Русь. 23 февраля мы отмечаем большой праздник – День защитника Отечества. Всегда Россия гордилась своими воинами-богатырями. Откуда же черпают русские войны свою великую силу? Говорят, что она досталась им от предков, о которых сложены песни и сказания, - от былинных богатырей. Любит русский народ богатырей, славит и чествует, складывает песни об их подвигах – о том, как берегут и защищают они родную Русь.

Ведущий (2): А сейчас мы предлагаем вам посмотреть фильм, который был специально создан к сегодняшнему мероприятию.

20 минут – фильм (включающий и мультипликационный фильм «Илья Муромец») –Приложение №1

Ведущий (1): Надеемся, что фильм вам понравился, и вы сможете ответить на наши вопросы (класс делится на 7 команд по 3 человека, игра по типу «Что? Где?Когда?», проигравшая команда покидает игровой стол). В одном раунде задаются 3 вопроса.

Ведущий (2):

1 раунд:

Кого считают отцом богатырей русских? (Святогор)

Кого из богатырей изобразил на своей картине Василий Михайлович Васнецов «Богатыри»? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Какая беда случилась с Ильей Муромцем в детстве? (Отнялись ноги, не мог ходить)

2 раунд:

Откуда родом Илья Муромец? (Из села Карачаева, из-под Мурома)

Как исцелился Илья от своей болезни? (Старики-странники, калики перехожие пить попросили – и он соскочил с печи)

С кем воевал Илья Муромец? (С Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым, с Калином-царем, татарскими разбойниками)

3 раунд:

Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)

Что вы знаете о Добрыне Никитиче? (Знатного рода, боярского, степенен и тверд, благороден)

Откуда родом Добрыня? (Из Рязани)

4 раунд:

Как звали девушку, которую освободил Добрыня, одолев Змея? (Забава)

Как звали коня Добрыни? (Белеюшка)

Откуда родом Алеша Попович? (Из Ростова)

5 раунд:

Чем отличается Алеша Попович от своих товарищей богатырей? (Самый молодой из них, веселый, удалой, бесшабашный, врага одолевает не силой, а хитростью и смекалкой)

Как назвался головной убор богатыря? (шлем)

Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга)

6 раунд:

Рубящее холодное оружие, которое состояло из клинка и рукоятки? (меч)

Колющее оружие на длинном древке. (Копье, пика)

Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им свое тело. (Щит)

7 раунд:

Оружие для удара по противнику, которое состояло из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава)

Разбойник, сидевший на двенадцати дубах. (Соловей-разбойник)

Художник, создавший картину «Богатыри» (В.М.Васнецов)

Ведущий (1): А сейчас мы подведем итоги нашей игры. (Команда-победительница награждается грамотой и пирогом – в награждении принимают участие родители обучающихся).

Ведущий (2): Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов. Эти герои сражались, защищая родную землю.

Ведущий (1): И конечно, мы сегодня хотим поздравить. С наступающим праздником – Днем защитника Отечества – наших пап и мальчиков. Им тоже предстоит встать на защиту нашей Родины. Желаем вам быть честными, смелыми, умными и добрыми. (девочки вручают открытки и подарки).

Список литературы:

1.Богатырская застава. Сост.В П.Аникина. – М.: Дет.лит., 1975

2.Былины: русские эпические песни-сказания. Переск.А.Н.Нечаева.-М.:Стрекоза, 2001

3.Ветрова Г.Е. Великие полотна.-М.: Белый город, 2005. – (История России).

4.Казиева М.В. Сказка в русской живописи. – М.: Белый город, 2002. – (Энциклопедия живописи для детей).

5.Русские богатыри: былины и героические сказки. Переск.И.В.Карнауховой.

Ленинград: Дет.лит., 1988

6.Хаткина М.А. Мифы древних славян. –Донецк:ПКФ БАО, 2006

7.Я познаю мир: Мифология. Сост.О.Могила.-М.:Олимп: АСТ, 2001

8.Яковлева Н.А.Русская историческая живопись: дет.энцикл.- М.: Белый город, 2001

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/н

Тел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh 25@ rambler .ru

Сценарий праздника «Богатырские забавы»

для учащихся начальных классов

Мероприятие разработала

Матафонова Марина Александровна,

учитель начальных классов

п. Нижнеэтокский

1. Создание условий для физического развития.

2.Развитие у детей интереса к занятиям спортом и народным видам борьбы.

3. Осуществление взаимосвязи физической культуры с народными традициями.

1. Знакомить детей с историческим прошлым России.

2. Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей.

3. Воспитывать патриотические чувства.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход мероприятия

Ведущий:

Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.

Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.

Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.

Былина от слова "быль", т.е. действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения славные русичи всегда оказывались победителями.

И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ай да во славном граде Нижнеэтокском,

Да во школе номер 25,

Жили, были, не тужили

На уроки все ходили

15 славных молодцов

Все красавцы нету слов!

Правили там делами учеными

Молодая княгиня Светлана свет Владимировна со боярынями.

Вот решила та княжна как-то раз

Издать такой указ...

Указ: (читает гонец)

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Ведущий: И собрались наши воины сильные, выбирают себе предводителя.

Представление жюри.

Рассудить бои ратные мы попросим княгинь русских…

княгиня Марина свет Владимировна

княгиня Елена свет Леонидовна

1. Жеребьёвка названий команд.

Поприветствуем дружины наши славные.

1. Дружина: богатыря Ильи Муромца,

2. Дружина: богатыря Добрыни Никитича,

3. Дружина: богатыря Алёши Поповича.

Но перед началом боя давайте вместе дадим клятву.

Клятва богатырей

К клятве богатырей приготовиться! (Мальчики встают)

Клянемся! (Повторяют)

Старшим - помогать!

Слабых - не обижать!

Красных девиц - защищать!

Кулаками зря не махать!

В честном бою воевать,

Друга в беде не бросать!

Сильными и храбрыми - быть!

Про клятву - не забыть!

Землю русскую не посрамить!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Первое испытание богатырское – «Шифровальщики».

В путь-дорогу снарядились,

На коня верхом садились.

По лесам, долам скакали,

Камень видят на дороге.

Началось наше предание

С зашифрованного послания.

Чтобы смысл его отгадать,

Надо ключик к нему подобрать.

Командам нужно разгадать при помощи шифра послание.

Налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь.

Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь.

Прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.

Второе испытание «Богатырская викторина».

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга.)

Как называется богатырское оружие в виде тяжелого, с шипами шара на рукоятке? (Булава.)

Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (Шлем.)

Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (Стрела.)

Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник.)

Морской дядька, который выводит из воды тридцать три богатыря. (Черномор.)

Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник.)

Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года.)

Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

С кем сражался Алеша Попович? (С Тугарином Змеем)

Третье испытание богатырское «Сильные духом»

Ум вы свой нам показали,

Верим не по слухам.

А теперь нам докажите,

Что сильны вы духом.

Чья команда быстрее надует шары, той и присуждается победа.

Четвёртое испытание богатырей - «Полоса препятствий».

Богатыри, для начала разомнитесь,

По веревочке пройдитесь.

Положить на пол веревку. Ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами или расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх.

Ладно, хватит развлекаться,

В путь пора вам собираться!

Ну-ка, кто из вас вперед

Все преграды обойдет?!

Препятствия: для каждой команды кладутся 2 веревки на небольшом расстоянии друг от друга - овраг; ставятся средних размеров коробки - горы; а девочки держат обручи. Надо перескочить через "овраг", преодолеть "гору", проскакать через обруч. Вместо обручей можно использовать кегли, их надо будет обскакать.

Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Ведущий дает старт. Игра "Полоса препятствий" (мальчики соревнуются между собой, чья команда быстрее и аккуратнее пройдет полосу препятствий).

Пятое испытание - «Борьба со Змеем Горынычем».

Ведущая: Все преграды покорились,

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевали,

Лук и стрелы доставали!

Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы,

Глазом зорким, рукой твёрдою!

Необходимо сбить 3 кегли (головы Змея Горыныча) шаром.

Шестое богатырское испытание «Собери щит»

Ведущая: Метко били все по цели

И змеюку одолели!

Он в овраг большой свалился,

Тут же наземь повалился,

Там издал последний вздох,

Да и сразу же издох...

Богатыри так рьяно бились,

Что щиты все их разбились.

Но молодцы не сдаются –

За работу берутся.

Из разрезанных частей нужно составить щит.

Седьмое испытание - «Принеси воду в ложке – Конкурс водоносов»

Новые щиты готовы!

В путь собрались бойцы снова.

И на радости такой

Скачут молодцы домой.

Вдалеке вдруг заискрилось!

Не беда ли там случилась!

Вот уж чувствуется жар

Видят молодцы - пожар!

Надо срочно потушить

Да водицы наносить!

Только вот одна беда -

Есть колодец, нет ведра!

Что же делать, как тут быть

Как водицы наносить?!

Решили время не терять,

Стали ложками таскать!

Стоят горящие свечи. Вносят ведро с водой и ложки. Проводится игра "Принеси воду в ложке", каждый участник тушит свечу.

Вариация 1: кто больше наносит ложкой воды за 1 минуту.

Вариация 2: Перед командой стоит пустой стакан, а на другом конце – ведерко с водой. По сигналу первый участник бежит с ложкой в руке, набирает воду, несет ее в стакан. Выигрывает команда, которая первой наберет стакан воды.

Восьмое испытание, последнее «Переберись через болото – Переправа через болото»

Ведущая : Только пламя затушили

Да домой уж заспешили,

Вдруг болото на пути,

Не проехать, не пройти

А Разбойник Соловей

Распугал им всех коней.

Дети разбиваются по 3 человека и встают на газетный лист. Берут второй газетный лист и переходят на него, передвигаясь таким образом в другой конец помещения.

Ведущая : Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

Но мы должны вспомнить о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Отдохнули мы на славу,

Победили вы по праву.

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить вам рады.

Слово предоставляется уважаемому жюри. (Слово предоставляется главному судье, он оглашает результаты состязаний в русском народном стиле и вручает награды.).

Победителям вручаются грамоты.

Девочки (читают стихотворение

Илоны Грошевой Будущим защитникам"):

Сегодняшний день

Постарайся запомнить

И в сердце его сохрани.

Ты сильный, ты смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Большие дела,

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Наготове копье!

Борись за любимых,

За счастье свое!

Общее фото на память.

Всего всем самого доброго!

чт, 11/09/2017 - 20:03 | administrator

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сценарий праздника: "Русские богатыри"

Педагог дополнительного образования

Ламтюгова О.Д.

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Под песню «Богатырская сила» » А.Н.Пахмутовой. в зал входят девочки, и мальчики останавливаются в центре зала.

Ребенок: Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все дети: Привет!(дети садятся под музыку)

Ведущая – княжна. (Под фоновую музыку произносит слова) В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Чтобы добрые люди послушали, чтобы наши молодцы призадумались и себя показали, и самое главное - чтобы веками не меркла слава русская.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ведущая – княжна. Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Звучит «Богатырская музыка» в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей и от меня лично, Ильи Муромца! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущая – княжна. А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец: На заставе остались землю русскую защищать. Да, мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других добрых молодцев. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?(ответ детей)

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Мальчики «богатыри", произносят клятву, повторяя слова за богатырем. (Под музыку)

Ведущая – княжна. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Илья Муромец: Вот колчан (показывает). В нём лежат стрелы. Победителям состязаний я буду вручать стрелы. Отряд, набравший больше стрел, я возьму в свою дружину. Для начала поприветствуйте друг друга дружины славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец: Для начала молодцам надо размяться.

Ведущая – княжна. Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Разминка «Викторина»

  1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
  2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
  3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
  4. Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий)
  7. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)
  8. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
  9. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
  10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  11. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
  12. Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  13. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
  14. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
  15. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  16. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
  17. Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
  18. А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Ведущая – княжна.
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 состязание. «Проскачи на коне»( под музыку)

Препятствия: для каждой команды ставятся средних размеров модули - горы; кегли-деревья на расстоянии. Надо преодолеть "гору", проскакать между «деревьями». Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Надо на коне пройти препятствия и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.
Вручается стрела победителю.
2 состязание. «Назови оружие»

Илья Муромец: Хочу проверить ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух команд по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые держат Илья Муромец и Княжна). Вручается стрела победителю.

3 состязание. «Составить щит» (под музыку)

Ведущая – княжна: Из разрезанных частей нужно составить щит. Команда из 6 человек. Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: А теперь я вас испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую.

4 состязание: «Бой на булавах» (под музыку)

Ведущая – княжна: Участники из двух командвстают в обруч и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, вытолкнуть соперника из обруча. Вручается стрела победителю.

5 состязание «Кто сильнее» (армрестлинг для пап или отжаться - кто больше).

Победитель получает стрелу.

Ведущая – княжна: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят танцем задорным.

Русский танец в исполнении девочек.

Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А, ну-ка, ребята, чья это избушка? (ответы детей) Избушка- избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Под музыку выходит из домика Баба-Яга.

Баба-Яга. Что-то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая – княжна: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежду починала. Путь у нас нелегкий, а потом бы уж и расспрашивала.

Баба-Яга. Ой, простите старую, касатики. Да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна.

Ведущая – княжна: Баба-яга, посмотри, сколько помощниц сидит (показывает на девочек) они помогут.

Баба-Яга. А вы, что делать-то умеете, красавицы?

Ведущая – княжна: Да всё, что девочке положено уметь делать: ткать, штопать, щи варить. Всему их матушки обучали. Девицы, покажите Бабе-Яге, на что вы годны, да помогите ей.

6 состязание для девочек "Собери рыбу". Вручается стрела победителю.

Баба-Яга. И вправду всё умеют делать. Спасибо, красавицы, помогли старушке. Но и добрых молодцев тоже хочу испытать. Ну – ка, скажите, на каком виде транспорта я передвигаюсь? (ответы)

7 состязание « Бег в мешках». Вручается стрела победителю.

Баба-яга. 0й, соколики вы мои, а находится зло в сундуке, а сундук в дремучем лесу на дереве висит, на широком дубе. Ведут к этому дубу две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и испытаниями.

Илья Муромец: Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо.

8 состязание « Перейди болото».

Баба-яга. Вот болото на пути,
Не проехать, не пройти.Перейдете болото, а там и до заветного дуба рукой подать. Удачи, а мне пора. (Уходит)
Дети разбиваются по 3 человека и встают на кирпичики. Берут второй кирпичик и переходят на него, передвигаясь, таким образом, в другой конец помещения.Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: И еще одно испытание. Хотим посмотреть, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.9 состязание. «Перетягивание каната» (Без музыки)

Вручается стрела победителю.
Илья Муромец: Ну что ж убедился я, что вы не только умные, но и сильные. Значит, пора к следующему испытанию отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце. А яйцо, где? (в сундуке) А сундук, где? (на дубе)

Вот и могучий, заветный дуб. А на нем сундук висит высоко. Просто так нам его не достать. Попробуем его сбить мячами.

"Кто собьет сундук". По одному участнику от каждой команды. («Попади в цель». Участникам необходимо с определенного расстояния поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки.)Победителю вручается стрела.

В сундуке – 2 детских яйца для игры и 1 большое – шар, спица, сюрприз, конфеты и медали.

10 состязание. « Перенеси Яйцо» (под музыку)

(Дети должны пронести теннисный мячик в ложке до стойки и обратно.) Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: Вот и кончились страданья
И большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Ведущая – княжна: Пора Илья Муромец подвести итоги состязаний, посчитать полученные стрелы. (Считаем стрелы вместе с детьми).

Илья Муромец: Вот что, молодцы, решил я, что оба ваших отряда к себе в дружину возьму.

Ведущая – княжна.
Поздравляем вас, ребята!
Заслужили вы награды!

Раздают детям конфеты и медали под музыку.

Илья Муромец: Еще раз спасибо вам, молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. (Под музыку уходит).

Ведущая – княжна.

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ребята приготовили подарки для наших пап.(Дарят подарки под музыку)

Всего всем самого доброго!

Общее фото на память.

Оформление зала: Посередине центральной стены – дуб (крона из органзы).

Цепи из бумаги, кот-игрушка. Перед дубом на самом верху крепится картонный сундук. В сундуке - конфеты. По одну сторону - домик Бабы-Яги.

Оборудование: булавы, колчан со стрелами, меч,щит или копье для богатыря, модули, кегли, 2 лошади, картинки с доспехами, пазлы «Щит», 2 детских столика, 2 стульчика, 2 тарелочки,2 булавы, обручи, 2 ведерка с рыбками и удочки, канат, кирпичики-кочки для перехода через болото, 2 мешка, 2тенисных мяча и ложки. Сундук, леска, цепи, кот (нарисованный), ткань из органзы (крона дуба). Домик на курьих ножках. Эмблемы для команд. Конфеты и медали.

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, просмотр мультфильмов о богатырях,беседы по картине В.М.Васнецова « Богатыри»,чтение книг и объяснение детям понятий для чего нужны шлем, палица, булавы, копьё, доспехи,меч и чем он отличается от других, ножны, збруя на коне и другие непонятные, и не знакомые детям слова и понятия…

Приложение

Слова песни «Солдатушки - бравы ребятушки»

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - пики, сабли остры,
Вот где наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - пушки заряжены,
Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава - Русская держава,
Вот где наша слава!..

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 «Золотой ключик» с.Константиновка Краснокутского района Саратовской области

Методическая разработка праздника «Богатыри русской земли»

Воспитатель: Куц Гульмира Саматовна

Сценарий праздника к 23 февраля «Эх, ты, силушка богатырская» Цель: повысить роль и значение отца в формировании личности ребенка. Задачи: Привлечь родителей к активному участию в совместном творческом мероприятии Создать условия для развития взаимоотношений детей и родителей в игровой и музыкальной деятельности Воспитание, добра и справедливости через героев. Развивать музыкальные способности детей. Действующие лица: ведущий, Илья Муромец, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Василиса, дети старшей группы, родители старшей группы. Звучит песня «Лучше папы друга нет» муз. Савельева. Папы входят в музыкальный зал, зрители приветствуют их, занимают заранее подготовленные места. Дети входят в зал, встают у центральной стены. Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы не зря начали наш праздник с песни о папе. Ведь папа для каждого ребенка является главным человеком в жизни! Отец-глава семьи хозяин в доме! Каждый мужчина, независимо от профессии по сути- Защитник!.А в древние давние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники- славные Богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском. Есть чему поучиться и позавидовать. Вот и сегодня,через много лет и веков в канун праздника мы решили вспомнить богатырей наших И мы сегодня пригласили наших пап, чтобы устроить отдых вам и вашим детям. Предлагаем чувствовать себя уютно, как дома, ведь детский сад – это второй дом для ваших детей. Приветствовать мы рады всех гостей в этот праздничный февральский день. примите поздравления от ваших детей. Дети читают стихи. 1 ребенок: Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник! Праздник мальчиков и пап! Всех сегодня поздравляет Наш веселый детский сад! 2 ребенок: Наш зал улыбками украшен Гостей –любимых наших пап! Сегодня мы вам всем напомним Как вы ходили в детский сад. 3 ребенок: Как физкультурой занимались, Чтоб стать такими, как сейчас Как кашу с супом уплетали, Чтоб защитить сегодня нас. 4 ребенок: И мы хотим расти скорее, Чтоб вашей славой сменой стать Чтоб быть сильнее и умнее Мы вас примером будем брать! 5.Сегодня день у нас особенный Он раз в году у пап Поэтому при галстуках В гостях у нас сидят. 6. Мы вместе постараемся, чтоб праздник удался, Веселье начинается, Ведь собрались не зря.

В зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре. Я из города, из Мурома. И зовут меня Илья Муромец (отдает поклон). Я стоял за Русь много лет и зим, Не жалея сил, да и времени. Чтобы Русь никогда, на все времена, Воевать, разорять было некому. А пришел я к вам с вестью печальною, Что беда, у нас вдруг приключилась!

Ведущий: Да что ж за беда-то у вас случилась? Илья Муромец: Злой Кощей похитил Василису Прекрасную, и собираю я дружину славную, хочу на смертный бой с Кощеем пойти. Да гляжу я, у вас тут добрых молодцев полным-полно. А не хотите ли вы вступить в мою дружину? Дети: хотим Илья Муромец: Тогда ответьте мне на первый мой вопрос.

Что вы знаете о русских богатырях.

1. Как их звали? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) 2. А какое оружие было у богатырей? (Копье, меч, лук со стрелами, булава, палица) 3. Как называется головной убор богатыря. \ Шлем. 4. А богатырское оружие в виде тяжелого шара с шипами на рукоятке. \ Булава. 5. А тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, защищающий тело богатыря \Кольчуга. 6. Главное оружие Соловья-разбойника. \Свист. 7. С каким чудовищем сражался Добрыня Никитич? (змей горыныч Илья Муромец: ну что ж, молодцы, не запятнали чести богатырской, силушку бы еще да ловкость вашу проверить да время не терпит, бедная Василиса там в полоне мается- кручинится, горьки слезы льет. Пора нам в поход на Кощея собираться. А путь нам предстоит неблизкий, битва нелегкая, там и проверим вашу удаль молодецкую. Ну-ка, дружина моя, стройся. Танец «Богатырей»(Среди них папы в образе Алеша Попович, Добрыня Никитич) Илья Муромец. Ой, молодцы какие богатыри Илья Муромец - А сейчас проведем мы наглядный урок, Кто из вас самый меткий стрелок? Игра «Самый меткий» Папы соревнуются между собой - кто попадет маленьким мячом в корзину, играют две команды. Затем играют мальчики.. Илья Муромец. Молодцы, справились с заданием!

(входит Соловей разбойник свистит.)

Соловей: - Это кто в мои владенья пожаловал? Что за народ кто вы такие? Илья Муромец: Мы богатыри русские. Я Илья Муромец и друзья мои, Добрыня Никитич да Алеша Попович с дружиною. Идем мы Василису спасать. Покажи дорогу в царство Кощея, Соловей –разбойник. Соловей: - Может и покажу, только для начала испытаю силу вашу молодецкую.

Игра «Самый сильный» (Перетягивание каната, соревнуются папы, затем мальчики) Ведущий: -Садись Соловей разбойник, отдохни да послушай «Песенку про папу» Соловей Разбойник.: Задобрили вы меня своей песней. А теперь урок красноречия, кто из ребят лучше всех расскажет про свою жизнь? 1 мальчик: На лбу бывают шишки, под глазом – фонари, Уж если мы мальчишки, то мы богатыри! Царапины, занозы, нам страшен только йод. Тут, не стесняясь, слезы сам полководец льет. 2 мальчик: Пусть голова в зеленке и в пластырях нога, Но есть еще силенки, чтоб разгромить врага Упрямые с утра мы, опять на бой, в дозор От тех сражений шрамы остались до сих пор. 3 мальчик: Пусть плачут сосульки и ржавые ведра, И мокрые шляпы. Кап-кап… Но мы ведь мужчины, реветь без причины Нельзя нам по чину никак! Соловей Разбойник: Как красочно вы рассказали про свою интересную жизнь! И тем самым мы победили Змея Горыныча. -А теперь к Кощею идите. Прямо пойдете, потом на право свернете, и выдите к царству Кощея. А мне пора! Соловей разбойник уходит и говорит: (-Не одолеть им Кощея он ведь бессмертный.) Илья Муромец. Далека дорога, да и кушать хочется. Надо сделать привал силушки набраться. Игра «Накорми сына» (Участникам завязываются глаза, и они должны накормить сидящего на против ребенка) Б. Яга: - Ух, ух, русским духом пахнет! Ишь, ты, сколько молодцев в мой лес набрело! А ну сказывайте, дело пытаете, аль от дела летаете? Ну отвечайте, кто, вы, да откуда? Илья Муромец: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы нас приветила,напоила, а уж потом вопросами изводила. Баба-Яга: Ой простите старую касатики Да как же я вас всех напою, коль вон вас сколько, а я одна? Илья Муромец: Да ты посмотри, сколько помощниц тут сидит. Баба-Яга: А что они делать умеют? Илья Муромец: : Да все, что положено девочке уметь-умеют. Баба-Яга: Да? А в ступе, как я они летать умеют? Игра «Пролети в ступе» Девочки – одна нога в ведерке, в руке метелка, кто быстрей «долетит» Баба-Яга:И правда, все умеют. Спасибо, красавицы, повеселили старушку. Илья Муромец: Идем мы, Баба-Яга с Кощеем биться, Василису выручать. Баба-Яга: Ой, соколики мои, не справиться Вам с Кощеем, не одолеть его силой богатырскою, он ведь бессмертный. Вам надо смерть его найти, а находится она в яйце, а яйцо в сундуке, а сундук висит на высоком дубе. Ведут к этому дубу две дороги, одна длинная да легкая, другая короткая, но трудная. Илья Муромец: Показывай, где короткая дорога. Молодцы мои трудностей не боятся, а я тем более. Баба-Яга: Через болото пойдете, в пещеру попадете, дальше пойдете, а там и найдете. Игра «Преодолей препятствие» (играют мальчики). Илья Муромец: Ну вот и царство Кощея Бессмертного тревожный музыкальный фон "подсветка" Появляется Кощей. Кощей: Кто посмел явиться в мое царство-государство? Кто своей погибели ищет? Илья Муромец: Мы, богатыри земли русской, пришли биться с тобой, Кощей. Выходи на честный бой! Кощей: Ха-ха-ха, вам меня не победить, я бессмертен! Илья Муромец: Эх, Кощей, знаем мы, где смерть твоя, она в яйце, яйцо в ларце! Кощей: А где ларец, вам неведомо! Илья Муромец: Нам он уже и не надобен. Вот гляди! /показывает. мяч-яйцо/ Кощей: Отдайте! Илья Муромец:-Отними! игра «Отбери мяч» (общий круг Кощею не удается поймать.) Илья Муромец: (в конце) Отдавай Василису, а не то худо будет. (бьет мячом о землю, Кощей убегает с криком) . Входит Василиса: Спасибо Вам, добры молодцы, что спасли меня. Знаю, не топтать теперь врагу землю-матушку, раз такие богатыри на ней подрастают. (русский поклон) Илья Муромец: Молодцы, показали свою удаль молодецкую, силушку могучую! Видно не перевелись еще на Руси богатыри и добры молодцы, Низкий поклон вам отцы и деды за сыновей и внуков ваших, за смену достойную. Василиса А теперь начнутся у нас веселые гулянья, будем хороводы водить и песни петь. Исполняется песня. «Вспомним братцы Русь и славу» Василиса:

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны И в этот прекрасный и радостный день Нам тысячи раз пожелать вам не лень. Пусть будет достаток на вашем столе, Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ведущий: Спасибо нашим гостям, особенно нашим папам, что нашли время и пришли к нам. Пусть гордятся вами друзья, Ищут помощи, просят совета! Понимает и любит семья, Счастья в жизни, удачи и света! Вы нашли себя, это – призванье, В этот день от души говорим: «Поздравляем! Сегодня ваш праздник! И сердечно вас благодарим! » (дети дарят подарки папам) Подошел к концу наш праздник с играми и песнями «До свидания» гостям нашим дружно скажем вместе мы! Все: До свидания!